Вы здесь

Одиннадцать дней в кломпах. или прогулки по Амстердаму. День первый. Зеленые пятна на карте или «ищи покой среди дерев» (Вероника Благодарева)

День первый. Зеленые пятна на карте или «ищи покой среди дерев»

Сегодня четверг и первый день моего нового узнавания города. Так как я не совсем обычный турист, то и начну не с тех мест, которые известны всем приезжающим посмотреть на Амстердам, а с того, что окружает меня каждый день, однако обещать, что обойдется без воспоминаний, не могу

Дом в котором я живу расположен на маленькой тихой улочке в районе Zeeburg (хотя район этот отнюдь не тихий), рядом с моим домом – Timorplein, несколько лет назад это место не пользовалось особой популярностью и на этой остановке 14 трамвая с заковыристым названием Zeeburgerdijk, выходило всего несколько человек, среди которых была и я. Но с недавних пор все изменилось, здесь открылся большой хостел Stayokay (именно так написано над его входом), что и сделало здешние места популярными у молодежи со всего мира. Помимо гостиницы здесь еще расположилось уютное кафе, а по вечерам проходят дискотеки. Теперь, каждый день, выходя на улицу я встречаю большие группы и одиночных путешественников, разыскивающих это место. Старые доходные дома пошли под снос и судя по оптимистической картинке, висящей над огороженным пустырем, намечается грандиозное строительство. Однако речь дальше пойдет совсем не о домах…

Недалеко от моей улицы находится Flevopark, туда я и решила пойти сегодня. Вообще парки в Нидерландах – это отдельная история. Маленькие, средние, большие, огромные – все они разные, но всегда чистые и ухоженные, и воздух в них больше похож на загородный – прозрачный, пьянящий и бодрящий одновременно. Здесь можно не только ходить по газонам, но и лежать на них; устраивать семейные пикники и большие дружеские вечеринки с жаркой мяса и перетягиванием каната. Flevopark не является исключением. Летом в парке многолюдно, повсюду слышен детский смех и звонкий собачий лай, и тем не менее всегда можно найти тихий уголок, укрыться от людей, и на скамеечке у озера спокойно почитать книжку.




Как только становится тепло, я сажусь на велосипед и с удовольствием катаюсь по этому парку. Или беру подмышку свою собачонку породы русский той-терьер, которая совсем не выносит шумных городских улиц и иду в парк пешком, здесь малышка наконец-то может расслабиться, вдоволь полаять и побегать с себе подобными по специально предназначенному для четвероногих друзей пространству. Маленькие и большие собачки гуляют здесь вместе, без поводков и намордников, все они дружелюбные и очень воспитанные, большие никогда не обижают маленьких. Кстати, в Голландии очень высокий налог на собак, но он особенно велик для владельцев бойцовских пород собак, поэтому их в городе практически нет.

Для меня этот парк окружен неким мистическим ореолом. Потому что в нем со мной приключилось несколько странных историй, однако сейчас рассказывать о них было бы не совсем правильно, впрочем, об одной из них я напишу чуть позже. Все они случались со мной, как ни странно, в одном и том же месте парка, а именно под мостом. Мост, надо сказать, действительно выдающийся, ни какой-нибудь маленький, деревянный, а монументальный, двадцать метров шириной, по нему ездят машины и трамваи, однако проходя под ним, шум транспорта абсолютно не слышен. Слышны только собственные шаги или тех, кто идет рядом – эхо там потрясающее.

В этом парке, разумеется, нет ничего страшного, кроме, пожалуй, лестницы, ведущей в него, трудно себе представить, какое количество велосипедистов пострадали из-за этих ступенек – их совершенно не видно издалека, а вблизи бывает уже слишком поздно. Есть специальная велосипедная дорожка, слева от лестницы, но о ней ведь не все знают.

Сразу за вышеупомянутым мостом – пруд, в котором плавают просто неприлично жирные утки. Живности здесь вообще очень много: цапли, зайцы, попугаи и еще множество неизвестных мне представителей фауны. Весной здесь необычайное оживление: появляются птенцы, безумные мамаши становятся совершенно невменяемыми и не подпускают людей к себе и своим чадам ближе чем на десять метров. Все мои попытки рассмотреть птенцов или сфотографировать их заканчивались оглушительным провалом, и бегством от разъяренных родительниц.

Зимы здесь практически не бывает, снег для Амстердама явление столь же редкое, как для Петербурга солнечные дни. Но так было не всегда, жители, которым чуть за сорок вспоминают, что раньше в Голландии каждую зиму шел снег и покрывал землю мягким пушистым ковром, водоемы замерзали и голландцы с радостью надев коньки бежали кататься, а еще раньше, лет триста четыреста назад, зимы были значительно холоднее о чем красноречиво свидетельствуют знаменитые зимние пейзажи старых голландских мастеров. В те времена замерзали не только маленькие пруды, но и частично большие открытые водоемы, как в южной, так и в северной части страны.

В парке кроме кафе и детской площадки есть еще и теннисный корт, а рядом с ним зоосад – живут здесь в основном олени, они обожают траву и терпеть не могут, когда их треплют за рога, а рога у них такие нежные, как будто сделаны из плюша, их так хочется потрогать. Детям очень нравится это место, я частенько вижу, как счастливые малыши копошатся в земле перед вольером с животными. Здесь стараются воспитывать так, чтобы дети были одинаково добры и к людям, и к животным. В семьях с появлением ребенка почти всегда появляется еще и четвероногий друг и это происходит совсем не из-за того что родителям не хватает времени на занятия со своим чадом, а чтобы с детства научить маленького человечка о ком-нибудь заботиться.

В непосредственной близости от парка находится UvA – Universiteit van Amsterdam (университет Амстердама). Здесь работают выдающиеся умы современности, среди них немало выходцев и из России. Конечно, здесь размещается лишь часть университета, факультеты разбросаны по всему городу. Изнутри университет совсем не похож на высшие учебные заведения в России, здесь очень тихо и чинно, хотя очевидцы утверждают, что в этих стенах кипят нешуточные страсти.

К слову сказать, однажды знакомый предложил апробировать какой-то совершенно безумный университетский тест, прежде чем утвердить его, тест я конечно провалила, не хватило терпения, зато получила пять евро и это были мои первые деньги, заработанные в Голландии.

Университет Амстердама считается одним из крупнейших не только в Нидерландах, но и вообще в Европе. Основан он был в 1632 году, как небольшое, училище, где изучали историю и философию, и лишь в 1877 году, был преобразован в муниципальный университет Амстердама.

На таком же расстоянии от моего дома, как и Flevopark, только если идти в обратную сторону находится Oosterpark, он гораздо меньше предыдущего, однако более известен. Парк был заложен в 1891 году по проекту архитектора Леонарда Энтони Спрингера. Большую известность он приобрел благодаря печальному событию, произошедшему в нем в 2004 году. 2 ноября того года во время велосипедной поездки здесь был убит режиссер и публицист Тео Ван Гог, праправнучатый племянник живописца Винсента ван Гога. Убийство было совершено исламистом Мухаммедом Боуйери. Причиной убийства стала деятельность режиссера, его фильмы и статьи, посвященные исламу и вызывавшие недовольство со стороны его последователей. Через некоторое время после этой трагедии голландское правительство ужесточило правила въезда для эмигрантов.




В глубине парка есть еще один примечательный монумент, посвященный отмене рабства в Нидерландах, выполненный суринамским дизайнером Эрвином де Фрисом. 1 июля (день отмены рабства) 2002 года памятник был торжественно открыт в присутствии королевы Беатрис и других официальных лиц, только после этого к нему допустили горожан, и это, несомненно, привело к недовольству с их стороны.

Парк примыкает к Tropenmuseum (антропологический музей). Это один из самых больших музеев Амстердама, в нем работают как постоянные, так и временные весьма необычные экспозиции. Побывав здесь в первый раз, я не слишком прониклась выставкой, посвященной нечистой силе. Организаторы приложили максимум усилий и создали необходимый антураж с помощью освещения и музыки, никакой особой познавательной ценности, на мой взгляд, та выставка не имела, а была скорее предназначена для развлечения детей. Недавно экспозиция музея была обновлена и по общему мнению стала заметно интереснее.




На противоположной стороне стоит церковь Muiderkerk, построенная в 1997 году (на месте старой 1892 года от которой сохранилась лишь витиеватая башенка), являющаяся частью комплекса Королевского института тропиков. На входе можно увидеть кусок разрушенной берлинской стены, подаренной церкви муниципалитетом Берлина.

Еще один парк который стоит упомянуть, находиться чуть дальше предыдущих, от от этого ни в коем случае не теряет своей привлекательности. Есть в нем и кое-что необычное, отличающее его от парков, описанных ранее, но сначала хочется просто пугулять по его запутанным тропинкам, выйти к озеру, полюбоваться редкими деревьями (этим он напоминает ботенический сад). Здесь очень много цветов, однако растения эти совсем не дикие, это обычные садовые цветы – розы, хризантемы, пионы. В чем же тут дело? Ответ на этот вопрос очень прост, и именно то отличие парка о котором я говорила вначале поможет на него ответить. Дело в том, что по всему периметру стоят маленькие домики из дерева и стекла – это садовые участки, точнее участочки, где-то по три сотки, огороженные живой изгородью, на которых копошатся в земле любители растений, конечно тут нет картофеля и других полезных и привычных нам посадок. Все место на участках заняли разнообразные цветы. И надо сказать это «садоводство» здесь вполне к месту.