Начало строительства базы
О необходимости создания системы ПВО в послевоенные годы и создании 1 ОА ПВО ОН
Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей привел к качественным изменениям в противостоянии средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны. Резкий рост скорости и максимальной высоты полета самолетов-разведчиков и бомбардировщиков свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии среднего калибра. Выпуск отечественной промышленностью зенитных артиллерийских комплексов в составе зенитных орудий 100- и 130-мм калибра и радиолокационных средств орудийной наводки не могли гарантировать надежной защиты охраняемых объектов. Первым объектом зенитно-ракетной обороны, требовавшим обеспечения надежной обороны, руководством страны была определена столица государства – Москва Постановление Совета Министров СССР М9 3389—1426 на разработку первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы для Войск ПВО страны, подписанное 9 августа 1950 года, было дополнено резолюцией И.В.Сталина: «Мы должны получить ракету для ПВО в течение года».
Советский вождь прекрасно помнил, что стало с Берлином, Дрезденом и другими немецкими городами после налетов его недавних союзников. Поэтому создание новой системы ПВО, основой которой должен был стать тогда еще не существовавший вид вооружений – зенитные управляемые ракеты – объявили делом первостепенной государственной важности. Для осуществления общего руководства созданием этой системы было создано «Третье Главное Управление при Совете министров СССР» (ТГУ), подотчетное лично Лаврентию Берии. С-25 «Беркут» – такое название получила первая советская зенитная ракетная система (ЗРК). 9 августа 1950 г. для создания системы противовоздушной обороны Москвы было образовано 3-е Главное управление при Совмине. Заказчик (Войска ПВО). Сформулировали жесткие тактико-технические требования – создать стационарный, многоканальный ЗРК, который одновременно обеспечивал 6ы обстрел до 20 целей, летящих со скоростью 1100—1250 км/ч, на дальности до 35 км и на высоте от 3000 до 25 000 м, в секторе до 50—60 градусов.
Перехват скоростной цели – бомбардировщика ИЛ-28 – ракетой «205». Полигон Капустин Яр
24 октября 1952 года – образование соединения. 1952—1953 годы – формирование частей 1 Армии. Система включала в себя группировку зенитно-ракетных комплексов (полков) со средствами обнаружения, управления, обеспечения, базы хранения ракетного оружия, жилые городки и казармы для офицеров и личного состава. Взаимодействие всех элементов должно было осуществляться через центральный командный пункт системы по специальным каналам связи. Организация работ по системе ПВО Москвы «Беркут», проводившихся в строжайшей степени секретности, была возложена на специально созданное Третье главное управление (ТГУ) при СМ СССР. С 1953 по 1955 годы на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы силами «спецконтингента» ГУЛАГ-а велось строительство боевых позиций зенитных ракетных дивизионов, кольцевых дорог для обеспечения подвоза ракет к огневым дивизионам и базам хранения (общая протяженность дорог до 2000 км). Одновременно велось строительство жилых городков и казарм. После смерти И. В Сталина и ареста Л.П.Берии в июне 1953 года последовала реорганизация К6—1 и смена его руководства. Постановлением правительства наименование системы ПВО Москвы «Беркут» изменили на «Система С-25.
1 декабря 1953 года – соединение реорганизовано в объединение армейского типа. В марте 1954 года начались поставки боевых элементов Системы С-25 в войска, на большинстве объектов проводились настройка аппаратуры, доводка узлов и агрегатов комплексов.
В августе 1954 года – части соединения были включены в состав войск Московского округа противовоздушной обороны, созданного на базе Московского района ПВО. В начале 1955 года закончились приемо-сдаточные испытания всех комплексов под Москвой и Система была принята на вооружение. Было построено два кольца бетонных дорог, общей протяженностью 2000 км, удаленных от центра города Москвы примерно на 50 км и на 100 км. Всего было построено 56 ЗРП С-25, из них 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем. 15—20 апреля 1955 года – на полигоне Капустин Яр впервые в истории ВС СССР личный состав ЗРП, (командир подполковник Н.Ф.Черкашин), выполнил боевую стрельбу зенитными управляемыми ракетами. 7 мая 1955 года на заседании Политбюро Н. С. Хрущев выступил по вопросу принятия С-25 на вооружение в ПВО ВС СССР. После, Совет Министров СССР утвердил соответствующее положение о6 С-25 от 7 мая 1955 года и первое соединение зенитных ракетных войск приступило к поэтапному выполнению боевой задачи: защите Москвы и московского промышленного района от возможного нападения воздушного противника. Система поставлена на постоянное боевое дежурство в июне 1956 года после опытного дежурства с размещением на позиции ракет без заправки компонентами горючего и с весовыми макетами боевых частей. При использовании всех ракетных подразделений системы принципиально был возможен одновременный обстрел около 1000 воздушных целей при наведении на каждую цель до 3 ракет.
Для эксплуатации системы С-25 в Московском Округе ПВО, основанная в 1953 году образовательная и техническая часть №2 была переименована в Первую Отдельную Армию Особого Назначения Войск ПВО страны под командованием генерал-полковника К. Казакова.
Первая отдельная армия особого назначения Войск ПВО (система С-50) состояла из: 56 ЗРП С-25, управления армии и корпусов, плюс вспомогательные и учебные части. Подготовка офицерского состава для работы на Системе-25 проводилась в Горьковском и Ярославском военно-техническом училище, а личного состава в специально созданном учебном центре УТЦ-2.
1 сентября 1955 года на боевое дежурство заступили радиотехнические центры ближней и дальней разведки. 1956 год – 26 полков объединения впервые провели стрельбы боевыми ракетами на Государственном полигоне. с 7 июля 1956 года Решением Президиума ЦК КПСС зенитные ракетные полки второго эшелона приступили к несению боевого дежурства. 8 июля 1956 года в 6—00 – на боевое дежурство по противовоздушной обороне города Москвы заступили зенитные ракетные полки Армии, на всех командных пунктах установлено боевое дежурство дежурными расчетами. В состав войск Московского района ПВО включена Первая Отдельная армия особого назначения, которая состояла из штаба, командного пункта и четырех корпусов ПВО особого назначения.
Было построено 7 ракетно-технических баз2 с военными городками, В ТОМ ЧИСЛЕ с декабря 1953 года 1491 ракетно-техническая база (в/ч 52147) в ТРУДОВОЙ.
Об истории строительства военного городка Трудовая
Платформа Трудовая. 1959 год
Стройрайон Главспецстроя МВД, возглавляемый полковником Нехороших, в 1952—1955 годах вел строительство – вырубал лес, засыпал болото, бетонировал площадки и дороги, возводил технологические здания, прокладывал коммуникации – электрокабели, связь, теплосети, водопровод, канализацию на технической территории (объекте), а также строил жилые дома, казармы и служебные здания в жилгородке, расположенном в лесу недалеко от железнодорожной станции Трудовая.
Строительство вели заключенные, руководство осуществляли гражданские специалисты.
В последующем прибывших проходить службу молодых лейтенантов распределили по тем объектам, где они будут служить и они принимали участие в монтаже специального оборудования. Солдат было немного, только лишь для поддержания хозяйственного порядка, офицеров также было мало, хотя некоторые уже прибыли сюда со своими семьями. Все инженерно-технические должности – энергетиков, механиков, строителей, технического обеспечения были укомплектованы офицерами лет 30—45, призванными из гражданских организаций.
В городке стоял лишь один двухэтажный одноподъездный дом на 8 квартир. Здесь помещался штаб части, а в квартирах, по две-три семьи в каждой комнате жили офицеры с семьями. Немногочисленные солдаты и бессемейные офицеры жили в нескольких палатках рядом с домом. Причем всё это находилось в строительной зоне, огороженной двумя рядами колючей проволоки. Утром конвой приводил сюда заключенных, а вечером уводил их. Поэтому оружия не имел никто – ни офицеры, ни солдаты, только дежурный по штабу, да и то за запертой дверью.
Подземный резервуар для воды в жилом городке
Женам и детям ходить днем в одиночку не разрешалось. Собирали группу и они шли, скажем, в магазин или к проходной под охраной нескольких солдат, вооруженных толстыми палками. Между прочим, такой режим длился еще почти два года, пока не завершилось строительство городка. Но никаких эксцессов между жителями и заключенными не произошло ни разу.
Помимо всего прочего, это можно объяснить тем, что заключенные являлись не уголовниками, а рабочими специалистами – монтажниками, сварщиками, каменщиками, бетонщиками, слесарями, наладчиками, электриками, сантехниками, причем, довольно высоких разрядов. Похоже, что их забирали в лагеря по разнарядке – нужно 10 сварщиков – под различными предлогами арестовывали 10 квалифицированных сварщиков, давали им пять лет за драку или мелкую кражу и направляли на спецстройки. И так по всем специальностям. Вспомним, что руководил строительством всей системы С-25 «Беркут» Лаврентий Берия, туча (так в народе называли УТЧ) была в его руках.
Правда, хотя режим был строгий, но никаких измывательств, пыток и пр. не было. Более того, была и нормальная баня, и клуб с кружками самодеятельности, и кино, и стадион, и газеты, работала вечерняя школа и курсы слесарей, крановщиков, сварщиков и др. Передачи и письма разрешались часто. Зарплата начислялась по существовавшим трудовым расценкам, правда на руки выдавался мизер на папиросы и конфетки.
Жили в теплых бараках, одевались прилично по сезону. Конечно, власть ведь понимала, что нужны-то не забитые скелеты, а полноценные рабочие. Кстати, средний «комсостав» – мастера, прорабы, инженеры, технологи, бухгалетры вообще жили в приличных условиях.
За выполнение нормы на 121% шел зачет срока заключения – день считался за три, потому вкалывали рабочие на совесть. В последующем многим спецнаборовцам пришлось вместе с подчиненными солдатами работать в контакте с зеками, отношения были самые деловые, только вечером расходились по разные стороны проволоки.
Обедали в одно время, солдатам привозили свои котлы из части, заключенным – из лагерной столовой. Как-то один бригадир сказал: – «Гражданин лейтенант, а моих-то зеков кормят лучше, чем твоих солдат». Что делать, это была правда. Шел 1955-й год».
Заключённых (лагерь которых находился на территории, где сейчас располагается микрорайон Строителей), водили на работы строем под охраной подразделений МВД. К концу 1954 года лагерь был ликвидирован. К тому времени в жилгородке были построены дома №№1—11, а техпозиция, казармы и тыловые здания сданы комиссии Министерства Обороны в эксплуатацию войсковой части 52147.
Несколько позже был ликвидирован барачный городок между городком и техпозицией, там сейчас расположен садово-огородный кооператив.
Итак, в Трудовой к 1955 году была создана ракетно-техническая база особого назначения – для технической подготовки, снаряжения боевых ракет системы С-25, их хранения и доставки в зенитные ракетные полки 1 ОА ОН.
База включала в свой состав целый комплекс сооружений технического плана со специальной аппаратурой, вплоть до ремонтно-поверительной, а также огромные складские ангары для хранения ракет.
База оснащалась мощным специальным автотранспортом для доставки ракет в зенитно-ракетные части.
База была с 1953 года укомплектованы высокограмотным офицерским и рядовым составом. В подразделениях трудилось большое количество рабочих и служащих.
Таким был гарнизонный офицерский клуб и парк. Слева Тамара Васильевна Крысенко и Николай Михайлович Крысенко. Фото 1959—61 гг
Семья Катыхиных
КПП-1. 50-60-е годы
Могила лейтенанта Вячеслава Козлова в парке в/г Трудовая в 1967 г
1967 г
9 мая 1967 г.
Выходной день 1962 г. Селивёрстов, В. М. Нестеров, Ю. И. Ерёмин, В. И. Ерёмина, Василатий, Болховитянов
Техпозиция. На заднем плане памятник ракете системы С-25 установлен в 1977 году под руководством начальника отдела транспортировки в/ч 52147 подполковника Гриценко Петра Ивановича
Общая численность этих коллективов доходила до двух тысяч человек.
Особое назначение баз просматривалось и в штатной категории командира «полковник-генерал-майор».
(Из воспоминаний генерал-лейтенанта Коломиец Михаила Марковича, первого командира войсковой части 52147 (1953—1956 гг.) и по материалам книги «Ветераны округа вспоминают К 50-летию Московского округа ПВО». Москва, Академический проспект 2005 г. «ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»)
Для жителей городка всегда будут путеводной звездой герои-фронтовики, прибывшие на формирование частей гарнизона Трудовая – В. М. Нестеров, И. Т. Сытник, Жарков, Иванов, Бондаренко и др.
Все первые командиры частей гарнизона и их заместители были участниками Великой Отечественной войны, орденоносцами, все они были патриотами своей страны, энергичными и оптимистичными, требовательными и справедливыми.
Техническая позиция (объект). Спутник
Жилгородок. Спутник
Хранилище с ракетами ЗРС С-25 на «объекте»
Здания хранения вооружения и военной техники (ВВТ) серии 101 на «объекте»
Субботник. 9 батарея, 5 отдел, вч 52147, 1977. Первый с лева подполковник Алютов Иван Алексеевич, начальник 5-го отдела, далее майор Ватисов Ю.,майор Сень Л. И.,замполит 5-го отдела, капитан Гусаров В. А.
Построение частей Катуаровского (Трудовского) гарнизона на плацу в связи с началом зимнего периода обучения. Слева направо: командир войсковой части 03251 полковник Суббботин В. П., командир войсковой части 52147 полковник Шушко Г. И., начальник политотдела войсковой части 52147 полковник Беляков В. И., начальник штаба войсковой части 52147 полковник Зайцев П. И., командир войсковой части 11291 полковник Андреев С. И.,заместитель командира войсковой части 52147 по тылу полковник Синицын М. Н., главный инженер войсковой части 52147 подполковник Горскин А. Т. Фото 1982 г.
Из истории войсковой части 52147
Первым командиром части был КОЛОМИЕЦ МИХАИЛ МАРКОВИЧ (1953—1956)
М. М. Коломиец
Михаи́л Ма́ркович Коломи́ец (1 ноября 1918 – 6 августа 2010) – советский и российский военачальник, начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР (1963—1984), генерал-лейтенант в отставке, Герой Социалистического труда. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
Родился 1 ноября 1918 года в селе Нижняя Сыроватка Сумского уезда, Харьковская губерния, Украинская Советская Республика.
В 1937 г. окончил зоотехникум, в 1939 г. окончил Сумское артиллерийское училище. В 1949 г. окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.
Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях под Калинином, в битве под Москвой, в операции «Багратион», форсировании реки Нарев в районе Пултукс, в разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии, а в апреле 1945 года – в штурме города-крепости Кёнигсберг.
В 1950—1952 гг. – командующий дивизионом курсантов в Киевском артиллерийском училище.
В 1952—1953 гг. – начальник курса Ростовского высшего инженерно-ракетного училища.
В 1953—1956 гг. – начальник Военно-технической базы особого назначения Московского округа ПВО.
В 1956—1958 гг. – заместитель командира 6-го корпуса ПВО 1-й армии ПВО особого назначения Московского округа ПВО.
В 1960 г. окончил Военную академию Генерального штаба и продолжил службу в Уральском военном округе в должности командира 20-го корпуса ПВО 4-й армии ПВО.
В 1963—1984 гг. – начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР.
После увольнения в 1984 г. в отставку 15 лет проработал советником Координационного центра по сотрудничеству с зарубежными странами в области вычислительной техники.
Умер 6 августа 2010 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Рассказывает генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда КОЛОМИЕЦ МИХАИЛ МАРКОВИЧ
Входившая в состав 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН Московского ордена Ленина Округа ПВО 1491-я ракетная техническая база, предназначенная для хранения, испытания, снаряжения и транспортировки ракет в зенитно-ракетные полки 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН, была развёрнута недалеко от платформы Трудовая Савёловской железной дороги, рядом с пересечением Дмитровского шоссе и ближним бетонным кольцом (А107).
Войсковая часть, обслуживавшая ракетную техническую базу в Трудовой, получила номер 52147 и позывной «Вибрация».
Всего в составе 1-й Армии особого назначения было семь ракетных технических баз (РТБ): – 1491 РТБ, в/ч 52147, позывной «Вибрация», Трудовая; – 1488 РТБ, в/ч 58172, позывной «Кембрик», Макарово; – в/ч 20760, Фрязево; – 225 РТБ, в/ч 11282, позывной «Амброзия», Белые Столбы; – в/ч 30574, Толбино; – 190 РТБ, в/ч 11281, позывной «Запряжка», Голицыно; – в/ч 63002, Истра и 56 зенитно-ракетных полков.
В 1952 году, ещё до окончательного завершения испытаний первая модификация ракеты – «205» – была запущена в серийное производство. Ракеты изготавливались сразу на двух заводах – на заводе №82 МАП (Тушинский машиностроительный завод) и на заводе №464 МАП (Долгопрудненский Машиностроительный завод). В начале 1953 года к серийному производству ракет «205» было привлечено еще одно предприятие – бывший авиамоторный завод №41 МАП (ГП ММПО «Авангард») в г. Москве. [3]
В 1952 году велись работы над улучшенной модификацией ракеты – «207». На новой ракете был установлен однокамерный ЖРД С2.145 с тягой в 8500 кг и массой 60 кг, упрощена вытеснительная система подачи топлива. Кроме того, на ракете «207» по сравнению с «205» была упрощена конструкция крыла, количество отсеков фюзеляжа уменьшено на один за счет исключения переднего, изменена конструкция рулевого отсека установкой рулей большей площади с пересекающимися осями путём применения коленчатого вала для вертикальных рулей, применены новые газовые рули, размещенные не на сбрасываемой ферме, а в хвостовом обтекателе. Доработана аппаратура радиоуправления: Б-301М с модифицированным блоком СО-11М вместо СО-11 (завода №663 МРП). Заводом №122 МАП был подготовлен модернизированный автопилот АПВ-301А. Такой вариант ракеты, получивший заводской шифр «207А», был построен в 1953г. В том же году техдокументация на него была передана на серийные заводы для организации производства. В рамках доработок в начале 1954г. была повышена дальность поражения кумулятивной БЧ при точности наведения 75м., её масса возросла до 320 кг, установлен другой ЖРД – С2.260 главного конструктора А.М.Исаева с начальной тягой в 9000 кг и увеличенной продолжительностью работы (до 80 сек.), доработаны газовые рули и бортовая аппаратура. [3]
Ракета 207
Старт ракет дивизиона С-25
С конца 1950-х годов и до 1988 года, пока система С-25 находилась на вооружении, ракеты для системы С-25 изготавливались только на Тушинском машиностроительном заводе.
В подмосковные части 1-й Армии ПВО ОН поступали уже ракеты «207А», ракеты «205» использовались на полигоне Капустин Яр для испытательных пусков и для учебных стрельб:
Оборудование стартовых позиций и станций наведения подмосковных полков позволяло использовать ракеты «205» и «207А» без дополнительных переделок.
C заводов-изготовителей ракеты поступали на технические базы системы С-25, где производилось их снаряжение боевой частью и заправка сжатым воздухом, окислителем и горючим. В случае ожидаемого начала боевых действий снаряженные ракеты на полуприцепах автотягачами должны были доставляться в зенитные ракетные полки. Для транспортировки ракет на стартовые позиции полков и были предназначены малое (А107) и большое (А108) кольцевые автодороги.
Транспортировка ракет с завода-изготовителя на техническую базу, как правило, осуществлялась по железной дороге в специальных крытых полувагонах. Каждая ракета была укомплектована ЗИП (запасными изделиями и приборами), который транспортировался вместе с ракетой. С завода ракеты транспортировались только незаправленными и без боевой части, но с установленной ампульной батареей. Ракеты, комплектующие агрегаты и ЗИП, предъявляемые для сдачи на заводах-изготовителях, должны были иметь оформленную в установленном порядке документацию (паспорта, формуляры, аттестаты и др.). Ракеты, комплектующие агрегаты, ЗИП и документацию на заводе принимал приёмщик технической базы, отвечавший за транспортировку ракет с завода. [2]
На технической базе производили приём всех прибывающих ракет, комплектующих агрегатов и ЗИП. В процессе приёма производился их технический осмотр. Если при этом обнаруживались неисправности, возникшие по вине завода-поставщика или войсковой части, то составлялся двухсторонний акт, а ракеты принимались на временное хранение до устранения неисправностей. Результаты технического осмотра записывались в формуляр ракеты. [2]
Транспортировка ракет осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности – по рассказам Татьяны Михайловны Янковой (Нестеровой), колонны ракет через городок в полки выезжали только ночью, а жители под контролем «особистов» должны были зашторить окна чёрными спецзанавесками и под страхом наказания не выглядывать (тогда «бетонка» от бывшего КПП№4 до Дмитровского шоссе ещё не была построена-сейчас это дорога в мкр Строителей до Дмитровского шоссе от техпозиции в/ч 11291).
Техническая база представляла собой комплекс технологических объектов для хранения и подготовки ракет к боевой работе. Для хранения ракет техническая база была оборудована [2]:
– хранилищами для длительного хранения ракет;
– хранилищами для хранения ракет в режиме готовности.
Для подготовки ракет на технической базе имелся технологический поток, на котором были расположены: – контрольно-испытательная станция (КИС) для проверки бортовой аппаратуры ракеты;
– станция заправки воздухом от стационарного компрессора систем автопилота (АП) и двигательной установки (ДУ) ракеты. На станции заправки воздухом производили заправку и дозаправку баллонов воздушных систем АП и ДУ воздухом, проверку бортовых манометров и консервацию баллонов.
– станция заправки горючим бака ракеты. На ней заправляли горючее ТГ-02 в бак ракеты.
– станция снаряжения ракеты боевой частью и инициирующими средствами;
– станция заправки окислителем бака ракеты.
На технической базе имелись также подвижные средства:
– передвижная компрессорная станция СМ-14 для заправки и дозаправки ракеты воздухом;
– автозаправщик ЗАК-11В для заправки ракеты горючим и слива горючего из ракеты;
– автозаправщик ЗАК-5Б для заправки ракеты окислителем и слив окислителя из ракеты;
– автокраны грузоподъёмностью 5 тонн для перегрузки ракет;
– автообмывщик СМ-28 для работ с ракетами при аварийных случаях.
Кроме того, на технической базе имелись технологические объекты для слива компонентов топлив из баков ракеты, проведения нейтрализации и консервации трактов ДУ ракеты.
Слив компонентов топлива из баков ракеты производили на станциях слива компонентов топлива, при этом первым сливали окислитель. В аварийных случаях течи горючего первым сливали горючее.
На технической базе ракеты содержались в режиме длительного хранения или в режиме готовности. Ракеты в режиме длительного хранения содержались незаправленными в законсервированном состоянии в ангарах на специальных стеллажах. Ракеты в режиме готовности содержались на автополуприцепах под тканевыми и маскировочными чехлами, при этом ракеты были проверены на контрольно-испытательной станции, заправлены воздухом, горючим, окислителем, окончательно снаряжены и укомплектованы всеми входящими агрегатами.
Передача ракет между подразделениями технической базы производилось на основании приказа командира части. Этим же приказом назначались лица, ответственные за хранение ракет. Ракеты передавала по накладной служба операционно-учётного отделения части. На основании накладной вносились изменения в записи в книгах учёта подразделений и служб части. Все операции с ракетой фиксировались в формуляре и заверялись гербовой печатью. [2]
С ракетами, находящимися в режиме длительного хранения, проводились ежемесячные работы, внеочередные работы и работы большой периодичности. Одной из важных составляющих ежемесячных работ была проверка состояния индикаторов влажности, установленных на люках ракет. При покраснении индикаторов необходимо было заменить силикагель, поглощавший из воздуха в отсеках ракеты излишнюю влагу. Внеочередные работы с ракетами проводились в следующих случаях:
– по прибытии ракет в хранилище;
– после перегрузки ракет в хранилище;
– по прибытии ракет в хранилище после транспортировки на расстояние свыше 300 км любым видом транспорта.
При работах большой периодичности проводилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракеты. Проверка бортовой аппаратуры проводилась через каждые 12 месяцев хранения, для чего ракета транспортировалась из хранилища в проверочный зал контрольно-испытательной станции. [2]
В случае отправки ракет на стартовые позиции полков или при переводе в режим готовности ракеты проходили подготовку на технологическом потоке базы по следующему плану:
– транспортировать ракеты к компрессорной станции;
– заправить системы АП и ДУ воздухом;
– транспортировать ракеты на станцию заправки горючим;
– заправить ракеты горючим;
– транспортировать ракеты на станцию снаряжения;
– проверить ПВД, установить боевую часть;
– транспортировать ракеты на станцию заправки окислителем;
– заправить ракеты окислителем;
– при постановке ракет в режим готовности проверить давление воздуха в системах АП и ДУ и при необходимости дозаправить их;
– транспортировать ракеты на стартовые позиции или на технологический склад технической базы.
Для повышения производительности и для обеспечения выполнения боевой задачи в чрезвычайных ситуациях технологических потоков было два – поток А и поток Б. Состав оборудования на потоках был одинаковым. Перемещение ракет по технологическому потоку осуществлялось на автополуприцепах. После подготовки ракеты режима готовности хранились на автополуприцепах в хранилищах. Эти хранилища представляли из себя гаражи с индивидуальными воротами для каждого автопоезда. В случае необходимости немедленно могла начаться доставка ракет режима готовности на стартовые позиции полков.
С ракетами режима готовности проводились ежедневные, двухнедельные, внеочередные работы и работы большой периодичности.
При ежедневных работах проверялась целостность чехлов, которыми была закрыта ракета, а также проверялись показания манометров, показывающих давление в пневмосистемах ракеты. Так как давление воздуха зависит от температуры окружающей среды, эти проверки были очень важны. Показания манометров должны были находиться в пределах 315—400 атм; если показания манометров выходили за указанные пределы, то необходимо было стравить или дозаправить воздух. Стравливать воздух разрешалось в хранилище, дозаправка воздуха осуществлялась вне хранилища.
При проведении двухнедельных работ ракета расчехлялась, проверялся её внешний вид, пломбировка люков ракеты, состояние индикаторов влажности.
Внеочередные работы на ракетах проводились в случае прибытия или отправки ракет из хранилища. Внеочередные работы проводились в объёме двухнедельных работ.
При работах большой периодичности производилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракет. Проверку бортовой аппаратуры необходимо было проводить через каждые 6 месяцев.
В случае обнаружения непрерывного падения давления в пневмосистемах ракеты, течи горючего или окислителя или при других неисправностях ракета отправлялась в ремонт. Для этого необходимо было выполнить следующие действия:
– стравить воздух из пневмосистем ракеты на открытой площадке перед хранилищем;
– демонтировать боевую часть на станции снаряжения;
– слить компоненты топлива;
– нейтрализовать тракты двигательной установки.
Ремонт ракет выполнялся силами персонала технической базы, либо ракета отправлялась на завод-изготовитель.
На каждую ракету был заведён специальный формуляр, в которую заносились сведения о всех работах, проведённых на ракете в процессе хранения и эксплуатации, записи в формуляр обязательно заверялись подписью лиц, производивших работу. Кроме этого, на борт ракет, находящихся в режиме готовности, краской наносился трафарет, в котором указывались сведения о заправке ракеты воздухом и компонентами топлива, срок допустимого хранения ампульной батареи, состояние боевого снаряжения ракеты, шифр гетеродина. [2]
На ракеты был установлен гарантийный срок хранения. Под этим понимался срок, в течение которого исправность ракеты или её отдельных агрегатов и приборов гарантировались заводом-изготовителем при условии строгого выполнения правил эксплуатации. Неисправности, выявленные в период гарантийного срока хранения, устранялись силами завода-изготовителя. Гарантийный срок хранения зависел от условий хранения ракет. Например, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты 207А в условиях отапливаемого хранилища составлял 2,5 года, а срок хранения полностью снаряжённой ракеты 207А на стартовой позиции полка – 6 месяцев. [4] Постоянно велись работы по увеличению гарантийного срока хранения. Для ракеты 217, пришедшей в 1963 году на смену 207А, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты в отапливаемом хранилище составлял уже 5 лет, а гарантийный срок хранения полностью снаряженной ракеты в естественных условиях на стартовой позиции полка – 1 год. [2]
По истечении гарантийного срока хранения ракет устанавливался эксплуатационный срок. Под эксплуатационным сроком хранения ракеты понимался общий срок её годности для боевого применения, включая и гарантийный срок хранения. Эксплуатационные сроки хранения ракет после истечения гарантийных сроков устанавливались и продлялись специальным решением. [2]
Основной задачей ракетной технической базы было обеспечение зенитных ракетных полков снаряженным ракетами в случае ведения боевых действий. Также в задачу технической базы входила подготовка парадного расчёта для прохождения по Красной площади про проведении военных парадов. Впервые ракеты зенитного комплекса С-25 были показаны на параде, прошедшем 7 ноября 1960 года. Военные парады на Красной площади проводились два раза в год – 1 мая в честь Международной солидарности трудящихся и 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции. Последний первомайский парад прошел в 1968 году, а ноябрьский – в 1990 году.
Москва. Красная площадь. Парадный расчёт войсковой части 52147. Парады по случаю Дня Победы проходили 9 мая в 1965 и 1985 годах. Боевые машины с ракетами зенитного комплекса С-25 последний раз участвовали в военном параде 7 ноября 1986 года. Личный состав в/ч 52147 более 40 раз принимал участие в парадах на Красной площади. Фото 1965 г.
Командир части Пустеленин В. И., начальник политотдела Беляков В. И. в парадном расчёте
Командование части (1952—1989)
Командиры части
Полковник Коломиец Михаил Маркович (1952—1953 гг)
Подполковник Быков
Полковник Марков Павел Иванович
Генерал-майор Никифоров Константин Григорьевич (1966—1967 гг.)
Полковник Алашеев
Полковник Хальчевский Виталий Павлович
Полковник Шушко Григорий Иванович
Полковник Пустеленин Владимир Иванович
Начальники штаба
Полковник Омах Прокофий Романович (1952—1960 гг.)
Полковник Дёмин
Полковник Царенко Андрей Акимович
Полковник Галкин Сергей Иванович
Полковник Асеев
Полковник Зайцев Пётр Иванович
Подполковник Малов Валерий Васильевич
Начальники политотдела
Полковник Мусиков
Полковник Долганов
Полковник Шаповалов Николай Яковлевич-до 1978
Полковник Беляков Владимир Иосифович – 1978—1987
Подполковник Красиков Василий Павлович – до 1989
Главные инженеры
Полковник Ефимов Николай Николаевич -1953-1958
Полковник Склауни Виктор Васильевич – 1958—1960
Полковник Бородуля Пётр Михайлович – 1960—1965
Полковник Торбенко Иван -1965 —
Полковник Гавриков Александр Иванович
Полковник Горскин Александр Иванович
Зам. по тылу
Полковник Белоусов Николай Андреевич
Полковник Белена
Полковник Климентовский
Полковник Батырев
Полковник Ларин
Полковник Синицын Михаил Николаевич
Руководящий состав основных отделов и служб
1 отдел (проверка ракет) — Байдиков, Склауни, Бородуля, Малинин, Гавриков, Коваль
2 отдел (заправка и снаряжение ракет) — Дёмин, Снежко
3 отдел (хранение) – Андрианов, Шмелёв, Слабунов
4 отдел (Морозки) – Носенко
5 отдел (Дмитров) -Кошелев
6 отдел (транспортировка ракет) – Федорин, Чучвара, Юрганов, Гриценко, Чаплыгин
7 отдел (отопление и котельная) – Кулаков, Алютов
Энергетическая служба – Дранков, Гиниатулин, Антышев
Служба главного инженера – Лукьянчиков, Власов (прапорщик)
Батальон – Салимовский, Кудинов, Нестеров, Хлюстов, Баранецкий
Двойка «А» – Байдиков, Балдынов, В. У. Белоусов, Власов (майор), Капустин, Катыхин
Двойка «Б» – Гавриков, Г. И. Ковальчук, Коваль
ГСМ – Свергун, Зверев, Козачок
Справа Полковник Марков Павел Иванович, командир ракетного полка вч 92924, будущий командир базы в ч 52147, 1956 г.
Царенко Андрей Акимович 10.03.1922 – 08.01.2007
Полковник Хальчевский Виталий Павлович (24.02.1924 – 06.03.2007)
Полковник Омах Прокофий Романович
Генерал-майор Никифоров Константин Григорьевич
Главный инженер войсковой части 52147 полковник в отставке Гавриков Александр Иванович
Участник последнего полигона в/ч 52147 полковник в отставке Горскин Александр Иванович
Полковник Горскин Александр Тимофеевич, 1988 г
Справка о командирах – участниках Великой Отечественной войны
Полковник Царенко Андрей Акимович 10.03.1922 – 08.01.2007
Битва за Москву, после ранения в 1942г. направлен на курсы усовершенствования командного полка. После курсов в 04.1943г. назначен командиром отдельной 71 роты, в 1944г. – наступательная операция советских войск в Белоруссии. Участвовал в боях за Восточную Пруссию и взятии Кенигсберга. После победы принял участие в войне с Японией в составе Забайкальского фронта. После капитуляции Японии был назначен военным комендантом Порт-Артура. После войны продолжил службу в Вооружённых силах. с 11.1946г. по 01.1948г.-слушатель курсов «Выстрел». С 1948г. по 1951г. -начальник штаба отдельного сводного батальона ВПА имени Ленина. С 1951г. по 1956г.-слушатель – подполковник в Военной академии имени Фрунзе. С 1957г. по 1958г. – командир батальона – подполковник 330 мотострелкового полка 101 мотострелковой дивизии Одесского военного округа. С 1958г. по 1968г. – начальник штаба в/ч 52147 Московского округа ПВО, получив звание полковника. С 1968г. по 1972г. начальник курса-полковник в Военной командной академии ПВО. С 1972г. по 1974г.-старший офицер отдела оперативного управления-полковник в штабе ГО СССР. в 1974г. ушёл на военную пенсию, но продолжал работать до 1988 года начальником информационного отдела кадров и режима главного вычислительного центра Министерства нефтеперерабатыващей промышленности СССР. Награждён орденом Красного Знамени, Медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 г».
Конец ознакомительного фрагмента.