Глава 5. Деньги
Мир бизнеса зомбирован идеей «цель бизнеса – деньги». Конечно, эту идею делают популярной не слишком умные люди, которые вообще не понимают, что такое деньги. Деньги – это лишь средство обмена. А количество денег, которое привлекает компания, напрямую зависит от того, насколько много полезного продукта или услуги она предоставляет, и от того, насколько широко доступна эта польза. За каждым продуктом стоит мечта конкретного человека и цель, которая вдохновляет его команду преодолеть все препятствия на пути к созданию пользы. Марк Цукерберг задолго до того, как стал миллиардером, отказался от щедрого предложения Microsoft продать разработанную им программу. Просто когда ему в голову пришла идея создать прообраз Facebook, он думал в первую очередь о том, как создать площадку для общения университетской молодежи, а не о столбиках цифр в отчете о прибыли.
Зарабатывать кучу денег – отличная идея, но фактически она означает «создавать много чего-то для людей, что они считают полезным и хотят иметь». А основная цель компании является точной формулировкой этого стремления, а не формулировкой желания получить как можно больше денег. Конечно, за одни лишь стремления в этом мире не платят, и редко только стремления без ощутимых результатов получают поддержку. Но говорить, что основная цель бизнеса – получение прибыли, все равно что утверждать, что цель человека – дышать. Не имея возможности дышать, человек недолго протянет, ведь дыхание жизненно необходимо для того, чтобы человек мог двигаться, мыслить, творить. При этом у каждого человека своя основная цель. Кто-то мечтает учить детей, кто-то – строить прекрасные здания, кто-то – воспитать способных и самостоятельных детей. Перестав дышать больше чем на несколько минут, человек не сможет достичь своих целей. Точно так же, не имея достаточно денег, компания не сможет достичь своих целей, в этом и заключается важность денег для бизнеса или любой другой организации.
Любая верная идея может быть доведена до абсурда: так, например, издревле существуют практики, последователи которых стараются совершенствовать себя с помощью изощренных способов дыхания. Подобно этому в бизнесе существуют практики, утверждающие, что правильное обращение с деньгами и правильное управление деньгами – ключ к успеху компании. Это является правдой лишь отчасти: деньгами действительно необходимо управлять разумно, но стремление исключительно к деньгам не приводит к успеху, потому что управление деньгами – это всего-навсего управление обменом собственного продукта.
Увеличение прибыли, рост товарооборота могут быть прекрасными промежуточными целями, важными вехами в развитии компании. Но они никогда не являются основной целью, которая приведет вас к победе. Только люди, совершенно утратившие идеалы, видят единственным смыслом бизнеса обеспечение собственных потребностей и могут принимать в качестве основной цели зарабатывание денег. Такая точка зрения может быть приемлема для чернорабочего, который берет ответственность только за свои собственные физические усилия, но она неприемлема для создателя компании.