Тема 3. Исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников
1. Прочитайте и переведите на родной язык следующие слова: шедевр, трясина, торфяной, болото, учреждение, барокко, резиденция, ощутимо, особняк, ландшафт, подвергнуться, эмблема, свиток (папируса), гранитный постамент, логотип.
2. Объясните, как вы понимаете следующие слова и словосочетания: взаимовлияние, монументальное искусство, внести вклад, Академия изящных искусств, градостроительная модель, неоклассицизм, конная статуя Петра Великого, активное хозяйствование, наименование.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него. Вам понадобится словарь!
Текст 3.1. Исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников
Культурные критерии: i, ii, iv, vi
Год включения в Список Всемирного наследия: 1990
О включении Санкт-Петербурга и группы памятников в Список Всемирного наследия. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников – первый в России объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включен в Список памятников, охраняемых ЮНЕСКО, на 14-й сессии Комитета всемирного наследия одновременно с четырьмя другими тогда еще советскими памятниками (Московским Кремлем и Красной площадью, Собором святой Софии и Киево-Печерской лаврой, Кижским погостом, Ичан-Калой). Произошло это знаменательное событие в декабре 1990 г. в канадском городе Банфф. В Списке объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» получил номер С540. Санкт-Петербург как объект охраны соответствовал четырем критериям, применяемым Комитетом Всемирного наследия для объектов культурного наследия.
Критерий i. Город является шедевром творческого гения человека и представляет собой уникальное художественное достижение. С 1703 по 1725 г. благодаря воле и энергии Петра I на трясинах и торфяных болотах строилась из камня и мрамора новая столица России.
Критерий ii. Город свидетельствует об уникальном культурном взаимодействии мировых и национальных художественных форм: большой вклад в развитие архитектурного и монументального искусства России в XVIII–XIX вв. внесли ансамбли, созданные как иностранными, так и русскими архитекторами: Б. Ф. Растрелли, Ж. Б. Валлен-Деламотом, А. Ринальди, А. Д. Захаровым, А. Н. Воронихиным, К. И. Росси, О. Монферраном и др. Культурно-историческое значение столицы возросло с момента учреждения Академии наук, а затем Академии изящных искусств.
Градостроительная модель Санкт-Петербурга окончательно сформировалась в период царствования Екатерины II, Александра I и Николая I и использовалась во время реконструкции Москвы (после пожара 1812 г.), а также по мере развития новых городов, таких как Одесса и Севастополь, расположенных в южной части империи.
Критерий iv. Санкт-Петербург является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения, соединившим выдающиеся шедевры барокко императорских резиденций с архитектурными ансамблями, созданными в классическом и неоклассическом стилях.
Дворцы Петергофа и Царского Села, восстановленные после Второй мировой войны, являются наиболее значительными постройками.
Критерий vi. Санкт-Петербург был дважды непосредственно и ощутимо связан с событиями мирового значения. В период с 1703 по 1725 г. строительство Петербурга (символом которого позже стала конная статуя Петра Великого, расположенная на Сенатской площади) открыло Россию западному миру. Большевистская революция победила в Петрограде в 1917 г. (город был переименован в 1914 г.). Крейсер «Аврора» и особняк Матильды Кшесинской, позже музей Великой Октябрьской революции, расположенные в сердце Санкт-Петербурга, являются символами образования СССР.
Объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» – один из первых в практике ЮНЕСКО случаев предоставления статуса памятника огромному культурно-природному ландшафту, на территории которого проживают сотни тысяч людей.
Площадь исторического центра Санкт-Петербурга составила около 4 тыс. га, а границы всего объекта охватили территорию свыше 23 тыс. га.
Данный объект Всемирного наследия уникален по масштабу не только для России, но и для всего мира. В его состав входят 36 компонентов, ныне расположенных на территории двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Границы охраняемой ЮНЕСКО территории Санкт-Петербурга всегда вызывали вопросы. На протяжении последних 10 лет предпринимались попытки пересмотреть их. На одной из последних сессий Комитета Всемирного наследия рассматривался вопрос о границах объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Они фактически остались прежними. Корректировке подверглись названия компонентов и элементов, которые не соответствовали их официально утвержденным наименованиям.
В конце 2015 г. в память о включении объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в Список ЮНЕСКО на набережной Заячьего острова рядом с Петропавловской крепостью был установлен мемориальный знак с эмблемой Всемирного наследия ЮНЕСКО. Табличка, выполненная из металла, представляет собой раскрытый свиток папируса на квадратном гранитном постаменте. На нем изображены эмблема Всемирного наследия, логотип ЮНЕСКО и информация об объекте.
(по материалам: http://gymnasium92.com/content/doc/uroknasledie 2015g.pdf)
1. Когда Санкт-Петербург был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и где это произошло?
2. Какие еще памятники были включены в Список?
3. Каким критериям соответствовал Санкт-Петербург и его окрестности?
4. Каково содержание критериев ii, iv, vi?
5. В чем заключается уникальность объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»?
6. Какое количество достопримечательностей входит в объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»?
7. Как вы думаете, почему встает вопрос о границах охраняемой зоны Санкт-Петербурга?
8. Когда, где и в связи с чем был установлен знак с эмблемой Всемирного наследия ЮНЕСКО?
1. Найдите в тексте фамилии архитекторов. Вспомните, какие наиболее известные здания были построены по их проектам. Заполните таблицу.
2. Познакомьтесь с временем правления Екатерины II (1762–1796), Александра I (1801–1825), Николая I (1825–1855). Какие известные дворцы были построены во время их правления?
Справка: Казанский собор, здание Горного института, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский собор, Троицкий собор, Преображенский собор, Александровская колонна, Мариинский дворец, Николаевский дворец, Академия художеств, здание Московского вокзала, Таврический дворец, Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец.
3. Какие архитектурные стили вы знаете? Какие черты свойственны барокко, классицизму, неоклассицизму, ампиру? Какой стиль преобладал в Санкт-Петербурге? В каком стиле построена столица (исторический центр) вашей страны?
4. Прочитайте текст, выпишите основные черты, свойственные архитектурным стилям Санкт-Петербурга XIX в.
Текст 3.2. Архитектура Санкт-Петербурга XIX в.
Первая половина XIX в. – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание.
Считается, что в александровскую эпоху русская архитектура достигла своей вершины. В отличие от «екатерининского классицизма» главным в стиле «александровского классицизма» стало стремление к монументальности, предельной простоте форм, даже аскетизму, созвучным дорическому ордеру Древней Греции. В царствование Александра I в Петербурге была построена значительная часть выдающихся архитектурных сооружений, ставших памятниками архитектуры русского классицизма. Такими сооружениями являются Казанский собор и Горный институт, ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами, а также Адмиралтейство.
Характерным для «александровского классицизма» было сильное французское влияние, и война с Наполеоном ничуть не изменила художественных пристрастий императора. В дальнейшем стиль «александровского классицизма» в русской архитектуре стал перерастать в ампир. Ампир («стиль империи») зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима.
В России этот стиль после победы в Отечественной войне 1812 г. отражал новые претензии имперского города, «мировой столицы». В то же время в России присущие ампиру регламентированность, симметрия, статичность сочетались со смелостью пространственных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел. Особая «державная» мифология, сложная имперская символика составляли, пожалуй, главное в изобразительном искусстве Петербурга.
Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл Иванович Росси (1775–1849), построивший тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга. Рядом с его перспективами, площадями, колоннадами, мощно перекинутыми арками все остальное выглядит робкой стилизацией. Только «россиевскому ампиру» удалось сделать то, что задумал Петр Великий, – создать образ имперского города. Именно благодаря усилиям архитекторов К. И. Росси, В. П. Стасова, О. Монферрана сложился тот величественный ансамбль центральных площадей Петербурга, который несет в себе черты мировой столицы. И первым таким ансамблем, одним из самых выдающихся не только в русском, но и мировом творчестве, стала Дворцовая площадь, спроектированная К. И. Росси.
Стиль, который можно назвать «николаевский ампир», стал последней фазой развития классицизма в русской архитектуре, а середина XIX в. – это уже время кризиса классицистической эстетики. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративными деталями. Наглядное представление о переломе, происшедшем в стиле русской архитектуры середины XIX в., дают здания, вошедшие в застройку Исаакиевской площади в Петербурге, главное место среди которых занимал, бесспорно, Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана (1786–1858).
В конце XIX в. дельта Невы состояла из 48 рек и каналов, образующих 101 остров. Поэтому строительство мостов было необходимостью для такого города. Всего же в Санкт-Петербурге около 800 мостов, и все они являют собой произведение искусства. Один из самых известных мостов – Аничков мост через Фонтанку.
Строительство церквей всегда было одним из проявлений духовной культуры. Романтическое стремление выразить в архитектуре духовные традиции народа привело к широкому размаху строительства культовых зданий. Возросла их градообразующая роль: они размещались в узловых точках городского пространства, становясь доминантами архитектурного ландшафта города. В целом же архитектура этого периода характеризуется именно отсутствием стиля и эклектичностью, что получило дальнейшее развитие в период царствования Александра III. Псевдорусский стиль, ставший также разновидностью эклектики, получил распространение под лозунгом «возрождения национальных форм в архитектуре» и был обращен к традициям древнерусского зодчества ХVI–ХVII вв. Основной стереотип такого здания, подчеркивающий значимость России, вырабатывается к концу 1880-х гг. Проектируя фасады этих зданий, зодчие стремились подчеркнуть национальное своеобразие архитектуры, воплощая в каждом из них образ самой России. Шатровые завершения, большие и малые башни, шпили и многочисленные узорочья, пришедшие из русского деревянного зодчества ХVI–ХVII вв., разнообразные кокошники, фигурные наличники, множество орнаментов и других мелких деталей декора – всё это зодчие пытались разместить на фасадах. Один из современников назвал эти мотивы «мраморными полотенцами и кирпичной вышивкой».
Архитектурным символом того времени стал возведенный А. А. Парландом на месте покушения на Александра II храм Воскресения Христова в стиле «а-ля рюс», прозванный в народе «Спас на Крови». Храм сооружен в память о том, что на этом месте 1(13) марта 1881 г. в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчеркиваются достижения России в период правления Александра II.
(по материалам: http://cherenova.ru/html/mhk/mhk_20.htm)