Вы здесь

Обществознание на пальцах. Глава 1. Человек (Елена Веревкина, 2018)

Глава 1. Человек

Человек – личность

Гениальная фраза есть в пьесе Максима Горького «На дне». Ее там произносит Сатин – бывший телеграфист, попавший на «дно» после почти пятилетнего пребывания в тюрьме за убийство (он вступился за честь сестры). Так вот этот Сатин говорит: «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».

А вот еще несколько определений. «Человек – это то, во что он верит». Это сказал Антон Павлович Чехов. Надеюсь, не надо уточнять, кто это такой?

«Человек создан для счастья, как птица для полета». А это слова писателя и публициста Владимира Галактионовича Короленко. «Человек – все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым». А это – великий ирландец Бернард Шоу…

Так что же такое человек?

Это живое разумное существо, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО

Субъект – это производитель некоего действия, а объект – это то, на что направлено действие. Например, чтение этой книги. Человек (читатель) – это субъект чтения, а книга – объект.

Человек – это общественное существо, обладающее сознанием. Считается, что человек появился на Земле в результате эволюционного процесса, детали которого еще продолжают изучаться. А от животного человек отличается прямохождением, высокоразвитым головным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

Человек – это понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого сочетает в себе биологические и социальные качества. Иными словами, человек является биосоциальным существом.

Каким, каким? Так прямо и слышу удивленно-возмущенные вопросы. И в самом деле, зачем такие мудреные слова – так и до морщинок на лбу недалеко.

Биосоциальное существо – этот тот, в ком биологические и социальные качества слиты воедино. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Короче говоря, это человек. Это то самое, что звучит гордо, и кого надо уважать.

Взрослые обычно очень беспокоятся о том, каким человеком вырастет их ребенок, но многие при этом забывают, что он – ребенок – изначально уже человек.

Почему?

Да потому, что каждый из нас с самого своего рождения неповторим и индивидуален.

Кстати, ученые давно доказали, что маленький ребенок уже рождается с определенными чертами характера. А потом вся гамма его чувств, взглядов, убеждений и эмоций складывается у него, как мозаика. И маленький человек становится личностью. Самостоятельной личностью со своей индивидуальностью, которая начинает формироваться с самого раннего детства. И вот тут уже трудно переоценить роль родителей, от которых зависит, в какой степени и как малыш будет развиваться в качестве самостоятельной и психологически здоровой единицы общества.

Таким образом, человек появляется на свет с не до конца сформированными качествами, которые развиваются (доразвиваются) потом при его нахождении в социуме. То есть в обществе. При этом наследственность оснащает ребенка не только биологическими характеристиками и элементарными инстинктами. Ребенок обладает развитой способности к подражанию взрослым – их действиям, звукам. Он любопытен, он умеет огорчаться и радоваться. Ему присуще умение получать удовольствие от ярких предметов. И его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер – она наблюдается уже у недоношенного младенца.

Но все же полностью в этот мир вводит человека именно общество. Именно оно наполняет его поведение социальным содержанием.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Личность человека – это то, каким образом он смотрит на себя, решает свои проблемы и живет свою жизнь.

Наоми Кэмпбелл, британская супермодель

ЕЩЕ ОДНА МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Лучше быть раздвоившейся личностью, чем не быть личностью вообще.

Карл Лагерфельд, немецкий модельер

Процесс обретения человеком социальных качеств называется социализацией, а то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией».

По-моему, это абсолютно верно. Сознание не является нашим природным достоянием. Оно формируется в течение жизни в результате воспитания, обучения и т. д. Общество укрощает человека, но при этом только ему человек обязан такими качествами, как общение с помощью речи, преобразовательная деятельность, способность к творчеству.

Короче говоря, человек становится человеком только среди людей.

Как писал Л.Н.Толстой, «если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство».

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ

Удивительно, но сам граф Л.Н.Толстой тайно ушел из дома в Ясной Поляне в ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года. При этом он написал жене, с которой прожил 48 лет: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым <…> Делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши <…> Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я». То есть Толстой ушел от людей. И что же? Он умер через десять дней – 7 [20] ноября 1910 года на станции Астапово, Рязанской губернии, в доме начальника станции Ивана Озолина.

Философ Н.А.Бердяев утверждал, что «личность есть неизменность в изменении». По его мнению, «для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

С другой стороны, и Бердяев тоже был уверен в том, что «личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей».

Вот мы и опять пришли к тому, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Это можно трактовать в чисто бытовом плане, и тогда, особенно после давки, например, в утреннем московском метро, можно невольно прийти к выводу о том, что нет более великого испытания, чем оставаться человеком, живя среди людей. А можно рассуждать отвлеченно, метафизически, так сказать трансцендентально… И тогда придется признать, что человек, как ни крути, является субъектом общественной жизни. Понятно, что он тот еще субъект! Особенно отдельные представители человеческого рода… Уверена, каждый сможет легко назвать с десяток таких субъектов, которых…

Но стоп, стоп, стоп! Мы тут не об этом, а о совсем другом. Мы о том, что человек по-настоящему реализует себя только в обществе.

Человек – это продукт среды, а достижение биологической и социальной гармонии человека и общества на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как человека, так и общества.

Если можно так выразиться, человек создан для общества. Он не способен и боится жить один.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Человек по своему происхождению – стадное животное. Его действия определяются инстинктивным импульсом следовать за вождем и держаться животных, которые его окружают. В той мере, в какой мы – стадо, нет большей опасности для нашего существования, чем потерять этот контакт со стадом и оказаться в одиночестве.

Эрих Фромм, немецкий философ и психоаналитик

По сути, человек и общество неотделимы друг от друга. Общество таково, каковы образующие его люди. Но и человек является человеком только благодаря обществу. Он вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним.

Повторим еще раз современный человек – это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов. Как и животные, человек имеет инстинкты (например, самосохранения), наследственные признаки, биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.), способность к продолжению рода. А вот социальные особенности характерны исключительно для человека: сознание, членораздельная речь, дружба, любовь, мораль, творчество и т. д.

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Много степеней в движении, точно так же много степеней и в жизни. Конечно, мы не решимся сказать, если это не будет поэтическая метафора, что воздух и свет живы, потому что они движутся; это происходить под влиянием силы, которая не только не принадлежите им, но не доставляет даже и тени индивидуальности. Они больше горнило жизни, чем самая жизнь. Под их влиянием камень, минерал, металл, вещества скрытые и неодушевленные, получают свою долю жизни в существовании им свойственном <…> Выше их, распуская свои корни и ветви, покрываясь листьями, цветами и плодами, на стебле организованном, растения начинают царство <…> и приготовляют нам в своем возрастании и разветвлении оживляющую тень и пищу. Но укорененные в земле, которая питает их самих, они не могут повиноваться нашему голосу или следовать за нами; в них есть движете, но невольное; их держит почва, из которой они извлекают свое плодородие. Животное уже отыскивает их. В нем-то первом открывается жизнь собственно так называемая, потому что в нем движение, которое в существах нижних было лишь индивидуальным, делается произвольным и чувствуемым. Одаренное зрением и слухом, чтобы познавать природу, памятью, чтобы не забывать своих впечатлений, инстинктом, чтобы желать и избегать, животное движется на земле, если еще не как царь, то по крайней мере как хозяин. Его фигура есть уже предзнаменование другой фигуры, которая выразит на своем челе и в своих взорах огонь мысли.

Мы назвали человека. Также животное – он обладает телом, сравнительно слабым, тяжелым и медленно двигающимся. Его мышцы не имеют ни силы льва, ни изумительной легкости орла; и если сравнить их по их быстроте в пространстве и во времени, то невольно сочтешь человека ниже их. Несмотря на то, он-то и есть царь. Неподвижный при своем очаге, слабый и бессильный, он-то и есть высочайшая жизнь всей видимой природы; потому что он мыслит, а мыслить – это значит двигаться в беспредельном и бесконечном. Отнимите весь горизонт, какою бы далью он ни ограничивался, всякий вид, будет ли это неба или земли, который определяется пространством, забудьте число, вес, фигуру: – человек мыслит! Одним порывом ума, который воодушевляет его и делает мыслящим, он проникает все миры сотворенные, все миры возможные, и один, в спокойной ясности своего разума, сознает и называет бесконечное. Не вселенная, но всемирное представляется ему; не время, но вечность; не пространство, но беспредельность. Все преображается под действием его мысли и занимает пространство, которое охватывает и содержит в себе все существующее <…>

Человек движется в бесконечном мыслью, – он еще движется волей. Тогда как животное подчиняется инстинкту, толкающему его, человек, больше сильный, чем его земные влечения, подчиняет их себе и управляет ими. Он населяет желанием неисповедимые пустыни вечности и беспредельности, и его любовь стремится к невидимому идеалу красоты. Он любит, как мыслит, без меры в своих влечениях <…> Он мыслит, любит, он свободен. Такова жизнь.

Мысли о жизни // Журнал Министерства народного просвещения, Часть CXII. Санкт-Петербург, 1861

Человек познаёт мир

Знакомство человека с окружающим его миром начинается с первых дней жизни. Например, ребенок впервые увидел бабочку, порхающую над цветком. Такую красивую! С такими большими разноцветными крылышками! Он удивился. Он в восхищении. – Мама, папа, взрослые, посмотрите, какое чудо! Он впервые погладил соседскую кошку, впервые увидел ежика – это же такие приключения. А вот ребенок впервые увидел электрическую лампочку, и в его сознании запечатлелось первое представление о ней – как об источнике света. Потом, уже став школьником и изучая физику, он узнает об электричестве гораздо больше. Объем его знаний увеличится настолько, что для него не составит труда починить, скажем, выключатель на настольной лампе. Окончив школу, молодой человек пойдет работать на производство, изучит электротехнику, познакомится с новейшими достижениями в этой области. Так непрерывно будут расширяться и углубляться его знания.

Путь научного познания мира общества в целом напоминает путь развития познания отдельно взятого человека. В древности люди вообще ничего не знали о природе электричества. Даже гром и молния внушали им ужас и казались результатом гнева богов. Недаром в греческой мифологии Зевс изображался богом-громовержцем, мечущим молнии в тех, кто посмел разозлить его. Но мало-помалу естествознание накапливало факты об электричестве. В частности, была изучена способность некоторых тел электризоваться при трении, были раскрыты законы взаимодействия между электрическими зарядами. Не обошлось и без заблуждений. А как же без них! Например, одно время пытались объяснить электричество движением некоей «электрической жидкости». В ученых книгах писали, что все тела проникнуты этой невидимой и невесомой жидкостью, которую можно, однако же, отделить от собственного вещества тел. Утверждалось, что и свет – это тоже проявление этой жидкости. Но уже к первой половине XIX века в науке накопилось достаточно фактов для раскрытия основных законов, связанных с электричеством. Человек научился преобразовывать механическую и тепловую энергию в электрическую и наоборот. Были построены первые электростанции, созданы первые электрические машины. Электричество, так же как до него пар, было поставлено на службу людям. Но и на этом процесс познания не остановился. Во второй половине XIX века британский физик Джеймс Клерк Максвелл заложил основы современной классической электродинамики, ввел понятие электромагнитного поля, предсказал электромагнитные волны, электромагнитную природу света. А впереди – уже новые горизонты. Ученые высказали гипотезу о единстве электромагнитных, гравитационных и ядерных полей…

Так – шаг за шагом, со ступеньки на ступеньку – научная мысль постоянно и все дальше проникает в глубь явлений, охватывают все новые и новые стороны жизни.

В свое время Владимир Ильич Ленин раскрыл сложный диалектический процесс познания. Он писал, что познание – это сложный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному. Он утверждал, что успехи естественных наук являются доказательством познаваемости мира. С другой стороны, поскольку мир бесконечен, постольку и познание не имеет пределов. Оно тоже бесконечно.

Познание бесконечно, так как внешний мир, на который оно направлено, бесконечен в пространстве и во времени, а также в своих свойствах и проявлениях.

На эту тему есть такая притча. К одному философу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил на песке окружность и сказал: «Внутри – то, что ты знаешь, а вне – что не знаешь. Предположим, я научил тебя многому, и знание твое увеличилось». С этими словами философ начертил еще одну окружность, которая была гораздо больше первой. «Теперь ты знаешь намного больше, чем раньше, – сказал он, указывая на пространство внутри второй окружности, – но посмотри, насколько увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием. Стало быть, ты теперь не знаешь гораздо больше, чем раньше».

Этот незатейливый сюжет интересен не сам по себе – сюжеты, конечно же, бывают и поинтереснее. Понятно, что это метафора. И смысл ее таков: получается парадокс – чем больше человек узнает, тем больше оказывается того, что ему еще предстоит узнать. Того, о чем он еще вчера даже и не подозревал.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ часто говорил: «Я знаю, только то, что я ничего не знаю». По-моему, очень мудрая фраза. Но, может быть, Сократ ничего подобного и не говорил, ведь он не оставил никаких сочинений, и все его высказывания дошли до нас в пересказе Платона, ученика Сократа и учителя Аристотеля (это был первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими). Как бы то ни было, смысл приведенной выше фразы такой: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания.

Вот такая высшая степень человеческой премудрости.

Что же касается познания, то это – вечная погоня за стремительно убегающим вдаль горизонтом.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Если бы мы познали все тайны вселенной, мы тотчас впали бы в неизлечимую скуку.

Анатоль Франс, французский писатель

Существует два вида познания мира: чувственный (познание с помощью органов чувств) и рациональный (познание с помощью разума). Чувственное или живое созерцание, как говорят в философии, – это первая ступень познания, а рациональное – вторая ступень, ведь мышление – это процесс отражения в мозге окружающего реального мира, это высшая форма познавательной деятельности человека.

А еще есть самопознание, ведь человек познает и самого себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои физические и психологические способности. Он постоянно оценивает свои действия и качества, сравнивая себя не только с окружающими, но и с самим собой. Какой я был до этого? Прогрессирую ли я?

Почему вопрос о том, как человек познает мир, так для него важен?

Дело в том, что условием сохранения человека как вида на Земле является изменения человека, опережающие изменения окружающей среды. Это и понятно. Если бы человек просто следовал за природными изменениями, он подвергался бы опасности полного исчезновения, как это произошло, скажем, с динозаврами. Кстати, с гораздо более мощными и сильными, чем первобытный человек. Но от динозавров, как мы знаем, не осталось и следа, а человек выбрал для себя другую жизненную стратегию. Он столкнулся с необходимостью на основе имеющейся информации о мире целенаправленно его изменять. Исключительно с целью своего сохранения и развития. Но тут вот еще что важно: имея только информацию, невозможно адекватно реагировать на происходящие изменения динамически развивающегося мира. Необходимо знание.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Мы достаточно мудры, чтобы узнавать и знать, однако еще недостаточно мудры, чтобы контролировать свой процесс познания и сами знания, а потому используем их себе во вред. Даже если и так, знание все равно лучше, чем невежество.

Айзек Азимов, американский писатель-фантаст и биохимик

Проще говоря, необходимо не просто фиксировать следы какого-то воздействия, но и иметь навыки свободного и достоверного оперирования полученной информацией с помощью мышления.

КСТАТИ

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» (разъяснение, представление, понятие о чем-либо). Удивительно, но, несмотря на широкую распространенность, понятие информации остается одним из самых дискуссионных в науке, а термин этот может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.

В свое время Блез Паскаль, французский философ, родившийся в 1623 году, назвал человека «мыслящим тростником», имея в виду хрупкость человеческого существа, качаемого из стороны в сторону ветрами истории. Однако, несмотря на свою хрупкость, человек наделен сознанием и стремлением к истине, и это позволяет ему выживать в суровых природных условиях. Позволяет не только сохранять жизнь, но и побеждать природу, становиться ее повелителем.

Что было у человека, чтобы выстоять в борьбе за жизнь?

Мозг и опыт.

О последнем гениально написал Александр Сергеевич Пушкин:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

Но «сын ошибок трудных» лишь учит нас, что одно явление следует за другим. Не более того. Опыт, к сожалению, отнюдь не мешает людям повторять прежние глупости, наступать на одни и те же грабли. Опыт не открывает причинно-следственной связи. Помимо опыта, человеку необходим достаточно мощный инструмент для обработки разнородной информации. И такой инструмент у человека есть. Это – мозг. И, конечно же, связанная с ним способность к познанию.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Счастье заключается не в познании, а в приобретении знания! В вечном познании – вечное блаженство; но знать все – адская мука.

Эдгар Аллан По, американский писатель

Очень важно понимать, что познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, к их чувственному отражению. Познание означает выявление в отражаемых предметах или явлениях некоторых существенных признаков, на основании которых строится общее представление о данных предметах или явлениях.

Как говорил английский педагог и философ XVII века Джон Локк, «единственный способ защититься от внешнего мира – это глубоко его познать».

Из этого и будем исходить.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Ничто из того, что мы познали на собственном опыте, никогда не бывает напрасным.

Уильям Эллери Чаннинг, американский публицист

Мотивация и потребности человека

Как говорил незабвенный Шерлок Холмс, лондонский частный детектив, созданный фантазией Артура Конан Дойла, «нет ничего более стимулирующего, чем когда все идет не так, как надо».

Как это понимать?

Все идет не так, как надо. Человеку не комфортно, человеку плохо, и он начинает побуждать себя и других к деятельности для достижения своих личных целей, то есть к тому, чтобы все стало «как надо». По сути, это и есть мотивация.

А вот еще одна занятная мысль: если правильно объяснить людям «зачем», то они всегда найдут способ «как». Это сказал Джордан Росс Белфорт, и это уже не литературный герой, а вполне реальный персонаж, известный американский мотиватор. Он, правда, в 1998 году был осужден за мошенничества, связанные с манипуляциями на рынке ценных бумаг и провел 22 месяца в тюрьме, но этот человек написал две книги, которые опубликовали почти в 40 странах и перевели на 18 языков. Только на них он заработал несколько миллионов долларов, так что к его словам имеет смысл прислушаться.

Итак, мотивация – это процесс побуждения себя. Ну, и других людей тоже. Побуждения к достижению неких целей.

Всем известно про «метод кнута и пряника». И это, между прочим, один из первых методов мотивации, который применялся еще на заре человеческой цивилизации. Однако потом Фредерик Тейлор (был такой великий американский инженер и основоположник научной организации труда) понял, что зарплата на грани голода – это глупо и даже опасно. В начале ХХ века Тейлор писал: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника».

С другой стороны, Тейлор понимал и то, что по мере улучшения благосостояния «пряник» не всегда заставляет человека трудиться человека лучше.

Огромную роль в данной области сыграли труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, вводившие понятие бессознательного. Этот великий австриец выдвинул тезис о том, что люди не всегда поступают рационально.

А потом появился американец Абрахам Маслоу и его ставшая теперь широко известной «Пирамида Маслоу», то есть диаграмма, представляющая иерархию человеческих потребностей.

Потребность – это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Соответственно, модель Маслоу заняла важное место в построении теорий мотивации и поведения людей.

Отметим, что впервые эта теория была изложена Маслоу в 40-е годы прошлого века, а познакомиться с ней можно в его книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality), которая была переведена на русский язык и многократно переиздавалась.

Человеческие потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании всего лежит банальная физиология, то есть утоление голода, жажды и т. п. Ступенью выше размещается потребность в безопасности, в комфорте и в постоянстве условий жизни. Над этим стоит потребность в дружбе, привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень – потребность в уважении окружающих и их одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажду знаний, желание воспринимать как можно больше информации и т. п.). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, порядком, искусством). И, наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая ступень – это стремление к раскрытию своего внутреннего потенциала (самоактуализация, самоидентификация)[1].


Схематическое выражение иерархии потребностей по Маслоу


Чтобы было еще более понятно, эту пирамиду можно изобразить иначе. Так она, право слово, выглядит вполне забавно и очень складно. Это, конечно, шутка, но зато фамилию автора пирамиды и иерархию человеческих потребностей она позволяет запомнить хорошо и быстро.




Вот такая получилась вполне вкусная пирамида, в которой именно в таком порядке должны идти человеческие потребности: в основе – хлебоу, а дальше, по мере возрастания, – маслоу и икроу.

Но шутки штуками, а дело обстоит так: каждая из потребностей не обязательно должна быть удовлетворена полностью – для перехода на следующую ступень вполне достаточно частичного насыщения. То есть можно не объедаться хлебом до полного насыщения, можно сразу намазать на него слой масла… Ну, и так далее.

Сам Маслоу писал так:

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь, и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии – наивысшей из них».

Маслоу считал, что идеальное счастливое общество – это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в чьем-то одобрении или в какой-то эстетике. Однако даже самый гармоничный и переполненный любовными порывами человек все равно нуждается в «хлебе насущном», хотя любовные романы и утверждают обратное (на самом деле, без пищи любой человек может протянуть только неделю, а без воды – два, максимум три дня).

И еще – формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными. Здесь нет никакого единого стандарта. У каждого свои способности и свои мотивации. И потребность в том же уважении и признании у разных людей может проявляться по-разному: одному необходимо стать кем-то выдающимся и почитаемым всеми, а другому вполне достаточно, чтобы его авторитет признавали собственные муж/жена и дети.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий. Умейте принимать людей такими, какие они есть. Совершенных людей не существует. Можно найти хороших людей, но даже и они временами бывают эгоистичны, раздражительны и угрюмы.

Абрахам Маслоу, американский психолог

Таким образом, главная проблема в теории иерархии заключается в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Плюс эта теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть для людей мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены. Но это и понятно, ведь Маслоу не проводил эмпирических (опытных) исследований, основывающихся на твердых (неопровержимых) данных.

При этом Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей.

Но, во-первых, это совершенно не значит, что нужно быть среди остальных 98 %. Во-вторых, в настоящее время эта цифра увеличилась. Более того, складывается впечатление, что самореализацией сейчас занимаются все: кто-то много путешествует, кто-то вяжет, кто-то выращивает цветы, кто-то танцует после работы аргентинское танго… И современные технологии позволяют каждому заявить о себе.

Однако заявлять, что у меня так, и как оно есть на самом деле – это, как говорится, две большие разницы. Сейчас можно видеть в том же Фейсбуке, что люди выкладывают много красивых картинок о себе, но это вовсе не значит, что внутри они довольны своей жизнью. И лично я не знаю в таких случаях, человек самореализовался или нет. Вот он/она на фоне Эйфелевой башни, а вот – на острове Пасхи. Но все ли у такого человека в порядке дома? Все ли хорошо в душе? Не плачет ли он по ночам и не засыпает ли исключительно с помощью снотворного?

Повторюсь, очень важно не сравнивать себя с другими. Только с самим собой вчерашним. Что же касается интернета, то там видимо-невидимо фейковых страниц, и совершенно не стоит переживать, что у меня все не так, что я живу не в красивом доме на берегу океана, и у меня жизнь пропала. Совершенно не пропала!

У Маслоу было много интерпретаторов и последователей. Например, Пол Лоуренс и Джей Лорш утверждали, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей, а Дэвид МакКлелланд выделял три группы потребностей: во власти, в успехе и в причастности. И он рассматривал два вида мотиваций: мотивацию к достижению успеха и мотивацию избегания неудач. При этом у него мотивация к достижению успеха вырабатывалась под воздействием преимуществ и поощрений, а мотивация к избеганию неудач – под воздействием наказаний.

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Ярлык можно приклеить за пару секунд и всю оставшуюся жизнь ошибаться, глядя на него.

Абрахам Маслоу, американский психолог