Вы здесь

Обществознание. Шпаргалка. Раздел II. ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (А. Д. Барышева)

Раздел II. ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

9. Сущность цивилизации

Термин цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет очень широкий спектр смыслов. Обычно он употребляется как cиноним культуры.

Как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека.

Как ступень общественного развития, следующая за варварством.

Как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как заключительная стадия культурной эволюции любого сообщества, ассоциируемая с упадком, закатом высокой культуры. Такая позиция отстаивалась немецким культурологом О. Шпенглером в работе «Закат Европы».

Как крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально—политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу – определение А. Тойнби, данное им в работе «Постижение истории» и ставшее наиболее популярным в науке.

Все представленное разнообразие подходов можно свести к двум основным: отождествлению культуры и цивилизации и их противопоставлению.

Другой подход во взглядах на цивилизацию опирается на утверждение приоритета всеобщей связи индивидов и групп, посредством которой в пространстве и во времени создается крупномасштабное единство. Эти связи позволяют подразделять общества на доиндустриальные, традиционные; индустриальные и постиндустриальные общества.

Любая цивилизация характеризуется не только специфическими экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство.

Это обстоятельство привело к тому, что ряд исследователей стали отождествлять культуру и цивилизацию. Культурность, «цивилизованность» в данном случае противопоставляется «дикости», «варварству». Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура – все лучшее в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством.

Но большинство исследователей считают основой всякой цивилизации духовные ценности, поэтому не противопоставляют культуру цивилизации.

Привлечение цивилизационного компонента к анализу общества позволило сделать его видение панорамным, глубже понять социальные процессы и явления. Но лучшему осмыслению общественных процессов будет способствовать сближение цивилизационного подхода и оправдавших себя черт формационного анализа.

10. Типы цивилизаций

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

• космогенная;

• техногенная или индустриальная;

• постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).

Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

11. Запад и Восток

При типологии цивилизаций многие ученые, политики, публицисты используют наиболее общее деление мира на две мегасистемы (от греч. megas – большой): Восток и Запад.

Восточные цивилизации относятся к традиционным. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почетом и уважением.

Основные духовные ценности восточной цивилизации сложились на основе религиозно—философских учений – даосизма, буддизма, конфуцианства. На Востоке приветствовалось следование естественному ходу вещей, человек здесь не выступал «царем природы».

Особую роль на Востоке играло государство. Восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся собственником главного богатства аграрных обществ – земли. Наличие «верховной» государственной собственности породило отсутствие частной собственности на землю. Эту характеристику вслед за К. Марксом принято считать формообразующей и обозначать в этой связи сущность развития всех восточных обществ термином «азиатский способ производства».

Восточные общества за колоссальную роль, которую играло в их жизни государство, называют этатистскими (государственными). Им присущ исключительно вертикальный характер связей. Власть монарха никем и ничем не ограничивалась, более того освящалась как богоданная.

Если мир Востока сохранял устойчивость цивилизационных основ, то Запад пережил многие цивилизационные изменения.

Сегодня с понятием «западное общество» связываются такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство и культура.

На Западе было положено начало разрыву человека с природой. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что в конечном итоге породило экологические проблемы.

Установка на преобразования привела к разрыву с традицией. Представления о развитии постепенно приобретали линейный характер. Из данного восприятия в дальнейшем родилась идея прогресса, быстрого движения вперед.

На формирование ценностей Запада существенно повлияло христианство. Подлинную революцию во взглядах людей совершил протестантизм, этика которого, по мнению М. Вебера, имела большое значение для становления капитализма.

Широкое распространение на Западе получило рациональное мышление, придающее деятельности прагматический характер.

12. Первичный тип цивилизаций

Этот тип цивилизаций называют непрогрессивной формой существования человеческих сообществ и отождествляют с культурой бесписьменного этапа первобытной истории. Но древние люди совершили гигантский шаг – перешли к культурному состоянию.

В каменный век (палеолит) происходили кардинальные изменения в жизни древнего человека. В это время появляется Homo sapiens. Человек изобретает орудия труда не только примитивные из кремня, но и более сложные – лук и стрелы. Человек научился добывать огонь.

Именно в этот период культивируется экзогамия – такая структура общества, при которой запрещаются браки между представителями одного и того же рода.

Человек в этот период изменился и физиологически: он полностью стал прямоходящим, увеличился объем его мозга.

Важный перелом в развитии человека связан с «палеолитической революцией», смысл которой заключался в том, что человек перешел к производящим отраслям труда – земледелию и животноводству. С этим связан переход от кочевого к оседлому образу жизни, появление поселенческих структур.

Существенно трансформировалась социальная структура, упорядочивались брачные отношения, вводилась система табу – запретов. Один из них – запрет на инцест (кровосмешение) – многие исследователи считают подлинным моментом возникновения человека в полном смысле этого слова.

Наиболее древней формой общественной организации был матриархат, постепенно положение изменилось в пользу патриархата.

В этот период возникла первая культурная форма – миф, первооснову которой составляло очеловечивание природы, породнение человека с внешним миром.

Человек в эту пору не выделял себя из природы, а был ее частью. Чтобы выжить он должен был найти могучих покровителей среди населяющих мир существ. Эти покровители становились его богами, перед которыми человек испытывал страх и надежду.

Священные силы отождествлялись с некоторыми животными, растениями. Такая система верований получила название тотемизма. Другим характерным для мифа верованием был фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым предписывалась способность оберегать людей. Еще одна форма древнейшей религии – анимизм, вера в одушевление любых явлений мира. Из мифа, мифических церемониалов и ритуалов выделяется искусство – рисунки, танцы, словесное творчество.

Не менее важную роль на первых этапах истории играли и магические представления. Формы магических ритуалов были самые разнообразные: любовная, лечебная магия, магия, направленная на обеспечение благоприятных условий для работы.

13. Ранние цивилизации

В III тыс. до н. э. зародились первые цивилизации – египетская, вавилонская, несколько позднее индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан, крито—микенская (минойская) культура, давшая начало в I тысячелетии до н. э. древнегреческому миру. На рубеже нашей эры появились первые цивилизации на американском континенте: инков, ацтеков, майя.

Древние цивилизации при всем их разнообразии представляют все же некоторое единство в отличие от первобытного состояния общества.

Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время новым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества и, прежде всего, зависимость от природы, мифологические формы мышления, ритуалы, ориентированные на природные циклы. В религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древнейшим цивилизациям существенно меняется. Это было связано с постоянно расширяющимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей.

Зависимость людей от природы была все еще велика, но овладение металлами, накопление знаний, передача их с помощью письменности, усиливало возможности людей.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменениями характера взаимодействия людей в обществе, рождением новых типов общественных отношений.

На первый план выступала новая единица организации общества – семья, которая вытесняла первобытный род.

В этот период возникает и более сложная форма социальной организации – государство.

Изначальной задачей государства было построение ирригационных систем, при помощи которых древние люди увеличивали размеры плодородных территорий. Государство выступало устроителем данных работ. Позднее государство приобретает более широкий набор функций и утрачивает непосредственную связь с построением ирригационных систем.

Появлению государства способствовало возникновение социального неравенства и частной собственности. Государство выступало средством охраны частной собственности, т. е. в конечном счете, как защищающий и карательный орган.

Многие положения и истины, актуальные для мира древних людей, становятся понятными лишь в контексте истории, но, тем не менее, многие достижения древних помогают лучше понимать современную жизнь.

14. Античная цивилизация

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человека. Античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Древняя Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. В социально—политическом плане она существовала в рамках особой государственной системы – городов—полисов, чаще всего определенных природными границами.

Но, несмотря на указанные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности.

Каковы же характерные особенности древнегреческой культуры?

Прежде всего, эта культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по—гречески – это не только окружающий мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Греки воспринимали окружающий мир прекрасным, гармоничным и это мироощущение пронизывает всю античную культуру, ведущей категорией которой становится мера.

Большое значение греки придавали гармонии космоса, природы, человека.

Античная культура рациональна. Греки, воспринимая многие явления умозрительно и на веру, подвергали эти воззрения доказательству.

В центре античной картины мира стоял человек, поэтому античная культура антропоцентрична. В греческой культуре был велик культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм культуры – архитектуры, скульптуры, философии, физики, математики, астрономии и др.

Однако тело было лишь одной из составных частей гармоничной личности. Каждый гражданин греческого полиса должен был стремиться к идеалу калокагатии (от греч слов kalos – «прекрасный и agathos – «хороший», «добрый»). Идеал калокагатии означал соединение в человеке красоты безупречного тела и нравственного внутреннего совершенства. Это достигалось упражнениями, образованием и воспитанием, предполагавшим развитие физических и умственных способностей в равной степени.

Античной культуре была свойственна состязательность. Эта черта нашла свое воплощение в художественных и спортивных состязаниях (Олимпийских играх, Пифийских играх в Дельфах, посвященных Аполлону и др.). Греческий агон (состязание, борьба) олицетворял способность свободного грека принимать участие в жизни своего полиса.

Греческая культура празднична. Обычно праздники сопровождались песнями, танцами, драматическими представлениями.

15. Древнегреческое искусство

В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали храмы, скульпторы, произведения, поражавшие красотой пропорций. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они также бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.

История античного искусства включает в себя несколько этапов. В крито—микенский период (III–II тыс. до н. э. достигает расцвета дворцовая культура. Но эта цивилизация была разрушена.

От ХI до VIII вв. до н. э. продолжается период, называемый условно «гомеровским». Эта эпоха отмечена появлением «Иллиады» и «Одиссеи»– великих эпических поэм. в этот период достигают высокого развития различные ремесла, над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, человек становится более независимым от природы.

Почвой для новой развитой формы культуры стала греческая мифология. Представления греков в наиболее систематизированном виде представлены в «Теогонии» Гесиода.

В период архаики (VII–VI вв. до н. э. прославляются архитекторы, вазописцы, расцветает поэзия, развивается музыка. Особое распространение получают храмовые сооружения, возводимые в честь олимпийских богов.

К середине VI в. высокого уровня достигает так называемая чернофигурная вазопись – черный лак по красноватой глине, позднее чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

Переход от архаики к классике был обусловлен серьезными социально—политическими событиями: борьбой демократии и тирании, войной греческих полисов с персами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины, собравшие блестящие достижения общественно—социальной мысли и художественной деятельности. Этот город V в. до н. э. поражает размахом монументального строительства. За короткий срок были воздвигнуты храм Парфенон, Пропилеи, храм Афины—победительницы. Классического совершенства достигает скульптура афинских мастеров. Знаменитый скульптор Фидий воплотил идеал человеческой личности в культовых статуях Афины и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор статуи «Дискобол» и Поликлет.

Пышным цветом расцветают трагедия и комедия.

Трагидия (буквально «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими постоянных спутников бога вина Диониса.

В конце V в. до н. э. Афины переживают тяжелую войну со Спартой. Терпят крушение нормы и принципы государства. Формируются новые культурные ценности.

16. Цивилизация эллинизма

Междоусобные войны, разложение древнегреческих полисов позволили Персии к концу IV в. до н. э. стать главным арбитром в греческом мире. Национальное объединение стало необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не могли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом. Его сын Александр вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

Древний мир не знал такого государственного образования как империя Александра, простиравшаяся от Балкан до Нижнего Египта и от Дуная до Инда. Греки занимали в ней первое место. Империя существовала не долго, она распалась, но греческая культура осталась на всех завоеванных территориях. Особенно активно распространилась греческая скульптура. Но – это было только тиражирование оригиналов классического периода. Вновь создаваемые образы были далеки от прежней гармоничности и отличались излишней пышностью.

В этот период изменилось мироощущение человека: гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира», вынужденному сочетать свое высокое предназначение с участью бесправного подданного новоявленных правителей. Утрата полисами внешнеполитической самодеятельности компенсировалась безопасностью их существования, большей социальной устойчивостью.

Несмотря на многочисленные военные походы в державе Македонского росли города, прокладывались торговые пути, процветали науки, внедрялись изобретения.

Кругозор эллинов расширился значительно – это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». Мир этот был новый, его необходимо было познать и выразить в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились библиотеки, мусейон, служивший научным центром.

17. Древнеримская цивилизация

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

«Стартовав» почти одновременно с Грецией, Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков. Сведения о начальном (царском) периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций. Почитание традиций было свойственно римской культуре, которое перетекало в культ предков и просто старших. Это нашло отражение в структуре имен, ритуале погребения, в увековечивании «деяний предков» (триумфальные арки, колонны, форумы, возведенные в их честь).

Рим вел постоянные завоевательные войны. Это в значительной степени определяло организацию, строй жизни, да и саму историю Рима.

Война, железная воинская дисциплина требовала воинских же добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства, несовместимого с проявлением веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга гражданина.

Римский плебс с большим трудом, чем афинский демос, добивался побед в борьбе с патрициями. В ходе ее первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества. Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Народное собрание было высшим органом власти, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (в отличие от греков).

Важную роль в политическом процессе играли государственные деятели, отличающиеся ораторским мастерством. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона.

Римляне были не только народом солдат, но и народом строителей – архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима народам Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие.

В конце I в. Римское государство превратилось в империю. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» римской истории. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. В этот период было создано самое зрелищное сооружение Рима – Колизей.

Римская культура завершила период античности. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Но традиции римской культуры продолжали существовать.

18. Цивилизация эпохи Средневековья

Средние века – принятое в науке обозначение периода в истории Западной Европы между античностью и Новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия (V—ХVI вв.) и в социально—экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма.

В этом исторически длительном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающийся как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени – эпохи буржуазного производства.

Средневековый человек строил свои взаимоотношения с миром на основе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов—землевладельцев, присваивающих себе их труд в разных формах (натурой, рентой). Средневековый человек существовал в условиях сословно—иерархической структуры общества, пронизанной снизу доверху сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену. Средневековый мир отличался воинственностью. Войны несли голод, разрушения, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни.

Особую роль в формировании средневековой цивилизации сыграли христианская религия и римско—католическая церковь. Христианский образ человека предполагал два начала – тело и душу, приоритет отдавался началу духовному. Красота тела в христианстве выражалась в торжестве духа над телом. На смену античному атлету, как символу античной культуры, пришел средневековый аскет – утверждался образ жизни с идеалом духовного возвышения. Нравственные ценности христианства укладывались в знаменитую триаду: Вера, Надежда, Любовь.

Средневековый человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей. В этом мире все создано Богом и полно тайного смысла. Человеку надлежало проявлять смирение, непротивление тому, что есть в сотворенном Богом мире.

Феодальное общество было сословным. Высшим сословием считалось духовенство, вторым – рыцарство. Третье сословие составлял простой народ, которому надлежало трудиться и обеспечивать существование всех.

Важным структурным звеном общества были монастыри.

Религия оказывала большое влияние на развитие искусства. В архитектуре наиболее ярко заявили о себе романский и готический художественные стили. В этих стилях возводились соборы, другие религиозные сооружения.

Центрами научных исследований стали университеты. Культурными важнейшими центрами средневековья становились города. Городское население было более самостоятельным, предприимчивым и обладало собственными особыми чертами.

19. Цивилизация эпохи Возрождения

Одним из ключевых моментов европейской истории была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового света и с повторным открытием античного мира.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) была связана с процессом формирования буржуазных отношений в обществе, появлением зачатков капиталистического строя. Именно в эту эпоху формируется научная картина мира. Открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея обосновывали гелиоцентрический взгляд на мироустройство. Одним из важнейших процессов эпохи было бурное развитие навигации и великие географические открытия.

Для Возрождения характерна высокая оценка античности, превращение ее в образец, идеал. Термин «возрождение» и означает обращение на новом этапе к идеалам античности.

Возрождение характеризуется расцветом гуманизма (от лат. humanus – человечный). Гуманитарные науки развивались и в средневековье. Однако Возрождение привносит в них новый аццент – перенос божественного на человеческое. Гуманизм базируется на антропоцентрической картине мира, в его рамках утверждается новый центр – личность человека.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывают Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Гуманистическое движение продолжают Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Марсио Фичино и многие другие.

В эпоху Возрождения постепенно свое влияние утрачивает церковь, сфера светской жизни становится более заметной. Но Ренессанс – это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов.

Главным видом духовной деятельности Возрождения было искусство.

Наиболее полно эстетико—художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Именно эти виды искусства имели больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту и богатство.

Художники Возрождения открывают законы перспективы, используют светотени. Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. Творческая одаренность особенно отличала Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера.

Заметное развитие в эпоху Возрождения получает театр. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека. Наибольшего расцвета театр Возрождения достигает в творчестве У. Шекспира. Английский гений, творивший на излете Возрождения сумел не только воплотить в драматической форме все идеи, образы эпохи, но и трагически их переосмыслить. Герои великого драматурга («Отелло», «Макбет», «Гамлет») переживают крушение идеалов.

20. Движение Реформации

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе ХVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Конец ознакомительного фрагмента.