Раздел II
Человек, познание. Деятельность
2.1. Человек как существо биосоциальное. Индивид, Индивидуальность. Личность
Проблема человека – центральная проблема философии. Что есть человек? Какова его природа и предназначение? Каково место человека в мире? На эти вопросы пытались и пытаются ответить самые выдающиеся умы человечества.
Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из «царства животных». Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.
В священной книге христиан – Библии – следующим образом описывается появление первого человека на Земле. За пять дней Бог создал небо, землю, сушу, растения, зверей. А на шестой день Бог взял кусок сырой земли и вылепил человека. Затем он вдунул в лицо его дыхание жизни, – и стал человек живым. Через некоторое время Бог взял одно из ребер человека, создал из него жену и привел к человеку. Адам и Ева дали начало роду человеческому. Таким образом, религиозная теория происхождения человека основана на идее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий.
По мере развития биологии, антропологии, а позже – генетики, возникают естественнонаучные представления о происхождении человека. Наибольшую известность во второй половине XIX века получила эволюционная теория Ч. Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и др. Ч. Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле «растворяла» человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Ответить на этот вопрос попытался Ф. Энгельс в своей (трудовой) теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Ф. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека.
Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.
Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.
Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
На протяжении XX века исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили основные положения Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснен в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума. Высказывается множество других гипотез, в т. ч. идеи о внеземном возникновении жизни и человека. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.
По оценкам ученых, человекообразные обезьяны – гоминиды – появились 3,5 млн. лет тому назад.
Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет.
Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад.
Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.
Так, наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего – трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался одновременно и сам. Благодаря труду, изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.
Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.
Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.
Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно брачных отношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества – первобытно-родовой общине.
Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство – первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований, нарушение которых влечет за собой наказание – остракизм. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.
Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни (формирование крупных племенных объединений), начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и др., создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.
Человек – это физическое тело со специфическими земными свойствами, целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
С одной стороны, Человек разумный (Нота sapieпs) – это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом и не могут выйти за рамки своего вида.
У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, имеет приблизительно около 1200 поколений, относится к одному биологическому виду (Ното sapieпs), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения.
Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».
Среди представителей Ноmо sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Человеческая способность к преобразованиям неиссякаема. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека.
Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Ното sapieпs.
Таким образом, человек – это существо биосоциальное, особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.
Выделение человека из природы произошло благодаря:
– умению производить орудия труда;
– обладанию членораздельной речью;
– наличию сознания и разума;
– способности быть нpaвcтвeнным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.
С другой стороны, человек существо социальное. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он – член семьи, каких-либо сообществ и коллективов. Человек преобразует природные объекты, Т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.
Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Примером могут служить такие рассуждения: человек – это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр.
При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.
Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т. е. роль деятельности, труда), социализирующей (т. е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т. д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией. Так, в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.
Индивид (от слова – неделимое, особь) – это человек как единичный, индивидуально-целостный, неповторимый представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физиологических и социальных черт человечества.
Индивид выступает в качестве:
– доличностного существа;
– носителя предметно-традиционного действия;
– выразителя некоего слитного родового сознания.
Индивидом может быть любой человек, которого мы пpocто выделяем из человеческого сообщества.
Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.
Не менее содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.
Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Индивидуальнocть подчеркивает специфические черты человека. Oтcюда и употребление такого словосочетания – «яркая индивидуальность».
Таким образом, человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность как итог развития индивида, наиболее полное воплощение его человеческих качеств.
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные, и телесные качества индивида.
Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.
Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим, характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительной роли, которую он в этой жизни играет.
Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств; индивидуализированный способ бытия человека, в то время как индивидуальность – это общественный способ существования индивида.
Возникает вопрос – когда рождается личность?
Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.
«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый крик – это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты, это отказ оттого, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».
В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.
Итак, новорожденный – уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.
Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, – с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30–40 лет и застои (25–30, 40–45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. п.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п., в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.
Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.
Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».
Четвертая грань Я – это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я – это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее «+» или «—» отношение к себе. Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
«деятели» – для таких главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя;
«мыслители» – это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций – которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца;
«гуманисты» и «подвижники» – отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д.
Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано; в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха; для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности, и пути ее совершенствования.
Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно – выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
Личнocть возникает на более поздних этапах развития человека и отличается следующими чертами:
– умением принимать и реализовывать решения;
– наличием самосознания, которое трансформируется в жизненную позицию;
– способностью в определенной ситуации противопоставить себя обществу.
Для реализации этой жизненной позиции необходима воля. Поэтому воспитание воли является важнейшим условием формирования личности.
Становление личности происходит в процессе социализации.
2.2. Социализация
Социализация – это процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате которого он усваивает свой социальный опыт, получает социальные статусы и роли и таким образом становится личностью.
Социализация начинается с дeтcтвa и продолжается на протяжении всей жизни человека. В процессе социализации принимают участие: государство, сложившееся законодательство, семья, система образования, ближайшее человеческое окружение. Социализация для общества крайне важна, так как она является гарантией его самосознания и самовоспроизводства. Благодаря процессу социализации личность реализует себя в обществе, приобретая или изменяя свой социальный статус и свою социальную роль.
Социальный статус – это положение человека в обществе. Быть врачом означает занимать социальный статус, т. е. иметь определенное место в системе общественного разделения труда.
Различают социальные статусы:
1) приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т. е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.
2) другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это достигаемые (приобретенные)
Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса.
3) Существуют статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.
Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение.
Социальный статус реализуется через социальную роль. Роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.
Социальная роль – это определенная модель поведения, которая должна соответствовать ожиданиям окружающих. Так, например, быть женой означает иметь статус «жена» и выполнять роль жены.
Любой статус состоит из определенных прав и обязанностей, которые общество закрепляет за данной позицией. Врач должен лечить больных, заниматься профилактикой болезней и сам вести здоровый образ жизни, т. е. выполнять определенную роль.
Для определения положения личности в обществе используются понятия «престиж» и «авторитет».
Престиж (от франц. prestige – обаяние, очарование) – это оценка обществом или социальной группой значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
Престиж стимулирует желания, стремления человека повысить свою профессиональную подготовку, занять соответствующее место в обществе. В свою очередь престиж делает более динамичными такие социальныe процессы как:
– структура потребления;
– профессиональная занятость;
– социальные перемещения.
Понятие «авторитет» (от латин. auctoritas – влияние,
власть) – подразумевает степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств кого-либо из своих членов.
Авторитет – это одна из форм осуществления власти. Он отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Если престижными могут быть: вид деятельности, профессия, должность, то авторитетным – определенный, конкретный человек.
Человеческая личность является сложным социальным феноменом и имеет свою структуру. Она включает в себя биологические, психологические и социальные компоненты.
К биологическим компонентам относятся развитые в процессе эволюции особенности природы человека. Психологические включают в себя целостные чувственно-эмоциональные характеристики человека. Определяющей в социальном компоненте структуре личности является ее деятельность. Вне конкретной деятельности анализ социальной структуры личности невозможен.
Социальные элементы структуры личности включают в себя:
– способ реализации в деятельности социальных качеств (проявляющихся в труде, образе жизни, семейно-бытовых, общественно-политических отношениях);
– объективные социальные потребности (независимо от того, осознает их личность или нет);
– способности к творчеству в различных сферах деятельности людей: науке, искусстве, а также в производстве, профессиональной подготовке, в быту и т. д.;
– степень овладения культурными ценностями данного общества, т. е. духовный мир личности;
– нравственные нормы, принципы и убеждения, которыми руководствуется личность.
Все эти структурные элементы присущи каждой личности и определяют характер поступков и сущность человека. К. Маркс сформулировал это так: «Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». В основу развития общественных отношений (а стало быть и человека, как продукта и результата этих отношений) лег способ материального производства, в процессе которого человек формирует свой мир.
Трудовая деятельность человека не только создает средcтвa для удовлетворения его жизненных потребностей, но и воспроизводит систему общественных отношений, в которую входят:
– производственные отношения (отношения собственности, формы распределения про изведенного продукта, его обмена и потребления);
– отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация);
– брачно-семейные и бытовые отношения между людьми;
– отношения между личностью и обществом.
Воспроизводство данной системы общественных отношений становится особой потребностью человека.
2.3. Потребности человека
Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.
Известный психолог А. Маслоу выделил 5 видов потребностей:
1) физиологические; 2) экзистенциальные (потребность в защищённости, безопасности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.
Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности.
Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.
Удовлетворение потребности находит свое выражение в человеческом интересе.
Под воздействием интереса человек относится к окружающему миру (объекту) как субъект. В понятии «субъект» акцентируется, в первую очередь, активное, деятельное начало человека, реализуя которое он осуществляет свои реальные отношения с действительностью. Действительно, когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, т. е. разумным существом.
Разум – это способность понимания и осмысления, основа познания, то, благодаря чему человек выделился из животного мира.
Сознание — это универсальная способность, свойственная только человеку – осмысливать бытие мира и себя в этом мире; это системное, органически целостное образование, включающее в себя рациональное мышление, чувственное восприятие эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.
Наряду с сознательным в психике человека, в его личности есть нечто не осознаваемое, не отражённое в его сознании – это подсознание или бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц дал трактовку бессознательному как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. К. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. З. Фрейд установил прямые зависимости между различными невротическими симптомами и бессознательным.
Принято выделять в бессознательном несколько видов:
1) никогда не осознаваемое (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции);
2) ранее осознаваемые действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;
3) сверхиндивидуальное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного). Это усвоенные индивидом, членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не оспариваются.
Существует взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека. Это ещё одно указание на единство биосоциальной природы человека.
Таким образом, субъект – это человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности.
Деятельность является особенностью человеческого бытия, отличающем его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животным, характеризуя приспособление к миру, адаптацию к уже сложившейся природной и социальной среде, то деятельность присуща только человеку, благодаря активности которого изменяется общество как целостный организм.
2.4. Деятельность
Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения, содержание которой составляет целенаправленное и осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социального мира.
Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:
– человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;
– операций целесообразной деятельности;
– объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций. В качестве объектов могут выступать и люди, которые приобретают новые качества при их включении в различные социальные подсистемы (имеется, в виду деятельность, например, учителя, врача), и предмет – исходный материал деятельности; средства деятельности – орудия, применяемые в производстве, в быту, научных лабораториях, средствах массовой информации, а также специальный язык, используемый в различных сферах общественной жизни – научный язык, язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, содержащаяся в таких материальных носителях, как компьютерные дискеты, книги, картины и т. д.; результат, продукт разнообразной деятельности человека, как опредмеченная цель. В научной сфере – это научные знания, открытия, в искусстве – это оригинальные художественные произведения; в политической сфере – это новые политические идеи, властные полномочия и т. п.
Упрощённо структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:
Потребность — это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив (от слова – приводить в движение) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Средства – совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.
Человеческая деятельность есть форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
Существуют различные классификации видов деятельности. В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем, ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, обусловливая тем самым системный характер всех сфер общественной жизни. Нельзя представить в современных условиях, например, экономическую деятельность вне ее тесной связи с политической сферой, политическую деятельность вне ее взаимодействия с наукой и нравственностью.
Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Материальная (практическая) деятельность связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Сложная взаимосвязь производственных отношений и производительных сил в сфере экономики есть предмет изучения политической экономии, разнообразных новых направлений, появившихся в рамках экономической науки на современном этапе (экономика труда, экономическая теория, микро- и макроэкономика и т. д.).
2.5. Общение
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Таким образом, коммуникации бывают следующих видов:
1) Материальная – обмен материальными ресурсами;
2) Духовная – обмен культурными ценностями;
3) Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют:
субъект – тот, кто является инициатором общения;
предмет передачи (материальные и информационные ресурсы);
средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т. д.).
Функции общения:
обмен информацией и материальными ресурсами;
передача опыта;
координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
социализация – становление человека как личности.
Таким образом, общение с другими людьми представляет собой необходимое условие становления полноценной личности человека.
Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этих ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культуры и т. д. Заключенные в них идеи и чувства составляют главное их духовное содержание.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.
Наряду с материальной и духовной выделяется управленческая деятельность, главной целью которой является обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями. Управленческую регулятивную деятельность осуществляют администраторы, управляющие различных уровней, законодатели и политики, обладающие специальными знаниями и навыками.
Управленческая деятельность осуществляется на различных уровнях – от государства до семьи, имеет сложную иерархическую структуру и включает различные средства управления, в том числе и принуждение. В различных сферах общественной жизни используются различные формы управления. Для обеспечения безопасности и благополучного существования государства и граждан важнейшей формой управления является политическая и правовая деятельность, ее ориентация на нравственные ценности.
Один из необходимых видов общественной деятельности – это социальная деятельность (в узком смысле слова), или деятельность по обслуживанию людей. Этому виду деятельности соответствует так называемая сфера обслуживания, предназначение которой заключается в воспроизводстве, сохранении полноценной, здоровой жизни, стимулировании активности человека, т. е. непосредственном обслуживании человека. Такие задачи через систему обучения, воспитания, здравоохранения выполняют учителя, врачи, артисты, многочисленные работники сферы обслуживания.
Разнообразные виды человеческой деятельности реализуются в различных сферах общественной жизни, образуя сложную иерархическую систему взаимосвязей и взаимозависимостей, характеризующих общество как единую, целостную систему. Такими сферами являются: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, экологическая, научная.
В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную деятельность и т. д. В педагогике выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, в психологии – сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.
Под трудовой деятельностью человека (трудом) понимают целесообразную социальную деятельность человека, направленную на преобразование окружающей среды и достижение общественно-полезного результата.
Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны воздействовать на окружающую среду с помощью специальных созданных средств труда, отличных от органов тела.
Средства труда – различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления своих физических и умственных возможностей.
В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности. Совместная деятельность невозможна без общения. Именно в общении через человека происходит передача накопленного опыта.
Игра в жизни человека. Игра – первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных ситуациях. В широком смысле игра – это не только отдельные ее виды (детские, спортивные, азартные, компьютерные, психологические тренинги), но и вся человеческая жизнь (“Вся жизнь – это театр, а мы все актеры” – В. Шекспир).
Если в любой деятельности человека целью становится результат, то в игре интересен сам процесс – переживая игровые ситуации, человек осознает, как надо действовать в реальной жизни. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания и формируется духовный мир. Через игру человек гораздо эффективнее познает самого себя и окружающее.
Важнейшим видом деятельности является творчество. Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не существовавшее. Творческой может быть любая деятельность, ведущая к преобразованию природного мира и социальной действительности, в соответствии с целями и потребностями.
2.6. Познание
Познание – это деятельность человека и общества, основным содержанием которой является адекватное отражение реальности. Познание – это процесс постижения человеком и обществом неизвестных прежде фактов, явлений и закономерностей действительности.
Основой, фундаментом познания является практика. Благодаря практике, человек воздействует на мир, познает его и изменяет в своих целях.
Практика есть общественно-историческая деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира. Она является движущей силой познания и включает в себя ряд основных видов деятельности:
– материально-производственную;
– общественно-политическую;
– научно-экспериментальную;
– художественно-творческую.
В процессе познания участвуют две стороны: субъект познания и объект познания.
В качестве субъекта познания выступает целенаправленно действующий человек и все общество. Однако следует заметить, что познает не все общество, а отдельно взятый человек, который тысячью нитями связан с другими людьми. Объектом познания являются либо познаваемый предмет, либо часть познаваемого природного или социального бытия.
Выделяются следующие виды познания.
– обыденное;
– научное;
– социальное;
– религиозное;
– философское.
Результатом познавательной деятельности является знание, которое:
– закрепляется в человеческой памяти;
– передается из поколения в поколение;
– фиксируется в соответствующих материальных носителях (рукописях, книгах, кино- и магнитных лентах, компьютерной памяти и т. д.)
Одним из важнейших вопросов науки и философии является вопрос – познаваем ли мир. Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость окружающего мира (гносеологический оптимизм, от греч. наилучший).). Большинство философов считают возможным познание мира (Аристотель), именно поэтому теория познания, или гносеология (греч. gnosis – знание, logos учение, теория) является древнейшей дисциплиной, изучавшей природу, формы и критерии познавательного процесса. И кто отрицает такую возможность (агностицизм, от греч. недоступное познанию).
Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию (скептицизм, от греч. сомневаюсь) либо в силу ограниченности познавательных способностей человека (Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (Кант), как следствие существует и другое учение – агностицизм (от греч. agnostos – неизвестный), разновидности которого либо вообще отрицали саму возможность познать мир (Д. Юм), либо ставили границы человеческому познанию (Н. Кант).
Тем не менее, на протяжении истории развития человечества практика, эксперимент самым решительным образом опровергали и опровергают агнocтицизм.
В проблеме способов познания существует разделение на рациональное познание (познание с помощью разума) и эмпирическое (познание через ощущения, чувства и эмоции). В зависимости от доминирования одного из способов философов разделяют на рационалистов (Ф. Бэкон, Декарт, Гегель) и эмпиристов (Юм, Беркли).
Чувственное познание выступает в трех формах:
– ощущение (первоначальная форма познания, позволяющая познать отдельные свойства и признаки предметов и процессов окружающего мира, но не предметы и процессы в целом);
– восприятие (представляет собой более сложную форму чувственного познания. Оно полнее характеризует предмет и включает в себя несколько ощущений разных видов);
– представление (является высшей формой чувственного познания; позволяет мысленно воспроизводить объект, даже при его отсутствии и тем самым сближается с рациональной формой познания).
Рациональное познание называют логическим или абстрактным мышлением. Эго высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории. Формами рационального познания являются:
– понятие (это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства познаваемых предметов и процессов);
– суждение (это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается);
– умозаключение (это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения).
И рациональное, и чувственное познание существуют в единстве, их разделение, необходимое для теоретического анализа, является относительным.
2.7. Научное познание
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на этот вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами – метод исследования. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).
Предмет науки влияет на ее методы, то есть приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов исследования является эксперимент, а в общественных науках – абстракция, обобщение, статистика. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах.
Анализ понятия науки предполагает разграничение особенностей познания мира человеком. Следует различать познание обыденное (стихийно-эмпирическое) и научное. Функцией обыденного познания является отражение человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Поэтому познание и называется стихийно-эмпирическим, что при этом не ставятся специальные познавательные задачи; явления объективного мира классифицируются по внешнему признаку, оцениваются с позиций повседневных нужд. Функция обыденного познания проявляется в повседневной практике каждого человека; функция научного познания проявляется в изучении закономерностей окружающего мира, сущности его процессов.
Специфика собственно научного познания проявляется в следующем:
1. Научное познание – это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи.
2. Оно характеризуется определенными фермами и методами познания.
3. Ему соответствует точность, строгая определенность.
4. Цель научного познания – получение новых, более глубоких знании.
Научное знание начинается тогда, когда за СОВОКУПНОСТЬЮ факторов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними.
Это позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Кроме обыденного и научного знания существует еще художественное отражение окружающего мира. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей строгостью, четкостью. Наука – это мышление в понятиях, а искусство – в художественных формах, образах.
Таким образом, научное познание представляет собой объективное изучение мира таким, каков он есть, вне и независимо от человека.
Научное познание характеризуется:
– относительной самостоятельностью (т. е. оно развивается по своим собственным законам и только в конечном счете определяется общественной практикой);
– системным подходом, специфическим языком и только ему присущими методами и формами познания.
В своих исследованиях научное познание использует определенные методы.
Методом научного познания является определенный способ, прием решения познавательных задач.
Существует область теоретического знания, которая исследует методы и формы научного познания. Это – методология.
Методы научного познания можно разделить на:
– всеобщий метод (это философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления);
– общенаучные методы (это те, которые используют большинство или все науки. Например, системно-структурный, вероятно-статистический методы и др.);
– частные методы (это те, которые различаются в зависимости от предмета познания. Например, в физике – радиоспектральный, в биологии – метод препарирования и т. д.).
Рассмотрим общенаучные методы познания. К ним относятся:
– анализ – это метод, сущность которого состоит в мысленном расчленении объекта на составляющие элементы с последующим их познанием;
– синтез – это метод, который делает возможным соединение расчлененных в анализе составных частей целого;
– индукция – логический метод перехода от частных посылок (фактов) к общим выводам (обобщениям);
– дедукция – представляет собой такой метод научного исследования и способ рассуждения, в которых из обобщенного знания выводится конкретное;
– аналогия – как метод исследования основывается на познании объектов и явлений путем сравнения.
Моделирование – метод познания свойств объектов посредством моделей. Модель – это объект, воспроизводящий реальные свойства предмета.
Модели бывают двух видов: материальные (предметные) и идеальные (логические). Сегодня все большее значение имеет метод математического моделирования.
Для анализа частных методов научное познание делится на уровни:
– эмпирический (от греч. empeiria – опыт) – его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;
– теоретический – фиксирует получаемые знания в форме принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущнocть познаваемых объектов и явлений.
На каждом из уровней научного познания – эмпирическом и теоретическом – существуют свои методы исследования:
К эмпирическим методам познания относятся:
– наблюдение (т. е. целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Наблюдение – не только чувственное познание, так как включает в себя и рациональные компоненты – выбор объекта, оценку результатов);
– эксперимент (т. е. такой метод познания, при котором субъект воздействует на изучаемый объект с целью получения научных результатов).
К теоретическим методам познания относятся:
– гипотеза – это форма познания, основанная на предположении, которое в дальнейшем развитии науки либо подтверждается, либо опровергается;
– теория — это систематизированное и обобщенное знание, которое объединяет всю совокупность понятий, суждений и других форм познания в единую систему.
2.8. Специфика социального познания
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Главная особенность социального познания – совпадение субъекта и объекта познания, что оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Другими словами, люди сами и создают общественную жизнь, они же и познают социальную действительность и происходящие в ней процессы.
Особенности социального познания:
– субъект и объект познания совпадают;
– общество – сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга;
– ограничены возможности наблюдения и эксперимента;
– субъективность изучающего;
– многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Принципы социального познания:
– конкретно-исторический подход – рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями;
– руководство научными методами;
– соблюдение дистанции к объекту – объективность;
– выбор значимого в явлении.
В общественной жизни взаимодействуют различныe социальныe силы, переплетаются разнообразные экономические, политические, духовныe интересы. Не последнюю роль играет элемент случайности и непредсказуемости в общественном развитии. Все это затрудняет применение тех методов, которые характерны для научного познания. Oтcюда главным источником знания об обществе является сама социальная действительность, исторический опыт людей и их практическая деятельность, то есть, социальные факты.
Факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
– действия, поступки людей или социальных групп,
– продукты человеческой деятельности: материальные и духовные (словесные действия: мнения, суждения, оценки).
К основным способам социального познания относятся:
– мифологический;
– религиозный;
– научный;
– художественный;
– философский.
2.9. Самопознание – процесс познания человеком самого себя
Самосознание – определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
– чувственное восприятие мира;
– способность самостоятельно действовать с предметами;
– формирование самооценки.
Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
– от самого человека;
– соотношение себя с идеалом; успех: притязания;
– отношение к своим успехам и неудачам;
– от оценки других людей.
Виды самооценки:
– адекватная;
– завышенная;
– заниженная.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Наряду с научным и социальным познанием существует и вненаучное познание.
2.10. Вненаучное познание
Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.
Выделяются следующие формы вненаучного знания:
– донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);
– лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;
– антинаучное — утопичное познание, намеренно искажающее предcтaвления о действительности;
– обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.
Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.
Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.
Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.
Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.
Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.
Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.
Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».
Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:
– стихийно;
– без специальной познавательной деятельности;
– в процессе овладения «живым» опытом.
В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.
2.11. Истина. Особенности и виды истины
Истина – это знание, соответствующее действительности.
Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, ни заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Основными особенностями (чертами) истины являются:
– объективность, означающая, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества;
– субъективность, подразумевающая, что истина всегда связана с человеком, вне его не существует и является одной из непременных ценностей человеческого бытия;
– конкретность, подчеркивающая, что полученное в результате познания знание отражает определенный предмет или фрагмент действительности. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.
Постижение истины представляет собой процесс непрерывного ее «движения», которое характеризуется понятиями:
– абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина практически недостижима и выражает цель научного познания, стремление к которой является его движущей силой;
– относительная истина – это неполное, неточное, неисчерпывающее знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться.
Абсолютная и отнocитeльная истины не противоположны друг другу. Они способны к изменению и дополнению между собой. Противоположностью истины, в известных условиях в нее переходящей и из нее возникающей, является заблуждение.
Заблуждение – это несоответствие знания фактическим обстоятельствам.
Источниками заблуждения могут быть:
– несовершенство познавательных способностей индивида;
– предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;
– плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.
Заблуждения необходимо отличать от:
– ошибки (как результата неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);
– лжи (как преднамеренного распространения заведомо неверных представлений).
Заблуждение является органичной частью истины и cтимyлирует процесс познания в целом. Человечество веками занимал вопрос: а как различать истину и заблуждение? Что является критерием истины?
Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. целенаправленная деятельность людей, ориентированная на познание и преобразование мира.
Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. При этом практика понимается достаточно широко, включая следующие виды деятельности:
– материально-производственную;
– общественно-политическую;
– научно-экспериментальную;
– художественно-творческую.
Между тем, не всегда истину можно проверить практикой.
Отсюда следуют постоянные поиски в науке способа подтверждения достоверности наших знаний.
К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.
В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания – к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.