Глава 1
Общественная экспертиза как направление развития педагогической теории, ресурс управления качеством образования
Общественная экспертиза и инновации в образовании. Общественная экспертиза как предмет теоретического исследования, инструмент обновления практики управления образовательными системами. Актуальные направления изучения общественной экспертизы как механизма управления качеством образования.
Проблемы изучения общественной экспертизы как педагогического явления и ресурса повышения качества образования были актуализированы в качестве предмета теоретического исследования, инструмента обновления управления системами образования на этапе развития масштабных инновационных процессов как в самом образовании, так и в обществе в целом в 1990 – начале 2000-х гг. Ориентация исследователей, педагогов, администраторов образования на выявление потенциала общественной экспертизы, наличие инновационного опыта ее использования как механизма развития образования актуализируют значимость систематизации научно-педагогических, методических подходов к определению возможностей общественной экспертизы, характеристики проблем ее изучения и внедрения, анализа условий ее использования для реализации современных целей повышения качества образования.
Для рассмотрения общественной экспертизы как направления развития педагогической теории, ресурса обновления управленческой практики использованы научные методические источники, нормативные документы, обеспечивающие процессы управления качеством образования, аналитические материалы (доклады, концепции), отражающие подход к образованию как институту гражданского общества.
1.1. Общественная экспертиза как предмет педагогического исследования
Общественная экспертиза осмыслена в научных исследованиях, методических разработках, педагогической практике как элемент системы государственно-общественного управления образованием.
Государственно-общественное управление в отечественной педагогической теории новейшего времени (1990 – начало 2000-х. гг.) представляет собой самостоятельное направление исследований, связанное прежде всего с проблемами модернизации образования, развитием инновационных процессов (О. Е. Лебедев, А. А. Седельников, А. Н. Поздняков), выявлением возможности становления школы как института гражданского общества, процессами демократизации образования (В. И. Бочкарев, А. М. Моисеев, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин).
Проблематика исследований по государственно-общественному управлению образованием связана с обоснованием института общественно-активных школ (Т. А. Буйновская, И. А. Зверева), с развитием общественных органов управления образованием (А. А. Адамский, О. В. Журавлева, А. А. Пинский, А. А. Седельников), с определением функций социальных партнеров школы (М. А. Либоракина, А. А. Кармаев, О. К. Самарцева, М. О. Флямер, В. А. Якимец).
Как самостоятельное направление исследований, общественная экспертиза представлена в работах петербургской научно-педагогической школы в публикациях специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена, в проектной деятельности Общественного института развития школы (ОИРШ).
Научно-исследовательская, методическая, опытно-экспериментальная, проектная деятельность по выявлению потенциала общественной экспертизы включила в себя изучение и анализ практического опыта организации и проведения общественной аттестации образовательных учреждений общего образования, а также систематизацию практики привлечения общественности к аттестации образовательных учреждений (проекты ОИРШ по заказу МО РФ «Разработка механизмов общественной аттестации образовательных учреждений общего образования», «Формирование институтов общественной экспертизы уровня подготовленности школьников начальной, основной и средней школы и разработка технологий их функционирования», 2003 г.).
Результаты работы по проблемам общественной экспертизы были опубликованы и представлены к апробации в ряде изданий, основными из которых являются учебно-методические пособия «Аттестация школы на основе общественной экспертизы образовательных результатов» (2), «Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся» (13), «Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы» (16), «Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя» (28), «Информационный доклад школы» (12), а также монография О. Е. Лебедева «Качество – ключевое слово современной школы» (17).
Представленные проектные материалы, а также и другие публикации позволяют определить достигнутые результаты исследования общественной экспертизы как инновационного явления, механизма повышения качества школьного образования, инструмента обновления управленческой практики.
В ходе исследований общественная экспертиза была осмыслена как условие перехода и к новым технологиям оценивания качества образования в целом, и к новым формам представления и анализа достигнутых образовательных результатов, в том числе в процессе аттестации образовательного учреждения. Были определены цели общественной аттестации, ее объекты, введено в теорию и практику управления образованием понятие «общественно-государственной аттестация».
В рамках проекта ОИРШ «Разработка механизмов общественной аттестации образовательных учреждений общего образования» понятие «общественная аттестация» было охарактеризовано как «процесс, направленный на установление соответствия условий, содержания и результатов деятельности образовательного учреждения (ОУ) ожиданиям различных социальных групп (родители, работодатели, учреждения культуры, здравоохранения и т. д.). В качестве условия проведения общественной аттестации была выделена социальная инициатива как самого образовательного учреждения, так и родительских организаций, попечительских советов, других не зависящих от органов управления образованием лиц и организаций» (45, с. 8).
К объектам общественной аттестации были отнесены:
1) условия образовательной деятельности;
2) соблюдение прав детей в ОУ;
3) инновации в образовательном процессе;
4) различные виды образовательных результатов: метапредметные, личностные и иные;
5) качество платных услуг;
6) социальное устройство выпускников школ;
7) финансово-хозяйственная деятельность ОУ;
8) информационная деятельность ОУ;
9) социальные связи ОУ.
В качестве целей общественной аттестации были обозначены:
– защита и обеспечение прав детей, обучающихся в учреждениях общего образования РФ, и их родителей;
– поддержка инновационной деятельности учреждений общего образования РФ;
– согласование интересов ОУ и местного социума;
– комплексная оценка тех сторон деятельности ОУ, которые не нормируются государственными стандартами (там же, с. 9.).
В проекте были выделены и иные варианты общественной экспертизы деятельности ОУ, к которым была отнесена государственно-общественная аттестация образовательного учреждения, которая понимается как сочетание государственной и общественной аттестации, проводимой по поручению органов управления образованием не зависящими от них структурами.
В последующие годы рекомендации проекта ОИРШ «Разработка механизмов общественной аттестации образовательных учреждений общего образования», разработанные в рамках проекта технологий общественной и государственно-общественной аттестации, были использованы в практике управления образованием, в том числе при выстраивании региональных систем оценки качества образования.
Результаты этого проекта были представлены научно-педагогической общественности в методическом пособии «Аттестация школы на основе общественной экспертизы образовательных результатов» (2).
В пособиях:
– определены условия перехода от административного к государственно-общественному управлению, обозначены функции общественной экспертизы качества образования в этом процессе;
– разработана модель общественной экспертизы, включающая информационный и деятельностный компоненты.
Систематизация результатов проектной, научно-методической, исследовательской деятельности позволила выделить следующие функции общественной экспертизы в системе государственно-общественного управления:
• создание системы независимой экспертизы образовательных проектов;
• обеспечение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
• организация мониторинга образовательных потребностей населения;
• организация общественного обсуждения проблем образования;
• реализация общественной аттестации образовательных учреждений;
• включение родителей и других представителей местного социума в процедуры оценки образовательных результатов.
Разработка модели общественной экспертизы, ее информационного компонента определила:
– цели построения системы информирования общественности о достигаемом качестве образования, реальных образовательных результатах;
– задачи по определению источников и содержания информации, предъявляемой социальным субъектам;
– формирование информационных потоков для каждой группы пользователей информацией, форм ее представления и использования.
Для определения информационной составляющей общественной экспертизы было конкретизировано понятие «общественность» как субъект процесса оценки качества образования.
Понятие «общественность» было определено с позиций структурно-функционального подхода и охарактеризовано следующим образом: «Общественность – это структурное явление, отражающее интересы социальных групп в области образования и не подчиненное органам управления образованием». К общественности могут быть отнесены структуры:
• непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения и т. д.);
• объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей);
• объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);
• обеспечивающие систему образования определенными ресурсами (за счет внебюджетных источников).
Перечисленные выше структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнерства) или временными (собрания, совещания, конференции).
Отражать интересы определенных социальных групп в сфере образования могут также специалисты, которые в силу своей профессиональной деятельности занимаются изучением образовательных запросов и проблем населения (социологи, психологи, организаторы образования и др.). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования.
К понятию «общественность» можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, независимых от органов управления образованием (2, с. 8.).
Осмысление понятия «общественность» как субъекта процесса оценки качества образования, достигнутых образовательных результатов позволило конкретизировать информационный компонент общественной экспертизы в образовании, выделить группы пользователей информацией, определить источники их информационного обеспечения.
Группа пользователей информацией – родители
Информация для родителей может включать различные аспекты и предлагаться в различных вариантах:
• информационный листок (об изменениях в системе образования, о деятельности образовательного учреждения);
• информационный стенд, помещаемый в вестибюле ОУ;
• день открытых дверей;
• издания для родителей.
Можно выделить следующие элементы содержания информации для родителей:
• нормативные документы;
• перечень (или небольшие рекламные проспекты) образовательных программ, реализуемых школой;
• возможные образовательные маршруты учащихся;
• учебный план;
• права и обязанности обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
• перспективы развития ОУ;
• деятельность службы сопровождения;
• расписание консультаций служб сопровождения, созданных в ОУ (психологической, социальной, валеологической и др.);
• деятельность кружков и факультативов;
• организация внеклассной работы (программы экскурсий, годовой круг праздников, программа посещения музеев и театров и т. д.);
• сведения о дополнительном образовании (бесплатном) на базе ОУ;
• режим работы ОУ;
• сведения о платных образовательных услугах, предоставляемых ОУ и округом;
• сведения о работе ОУ в вечернее время;
• сведения о квалификации педагогического персонала;
• основные достижения ОУ, учителей, учащихся;
• результаты итоговой аттестации учащихся;
• сведения о социальном устройстве выпускников;
• материально-техническое обеспечение ОУ;
• распределение бюджетных и внебюджетных средств;
• источники внебюджетных средств.
Группа пользователей информацией – учредители
• печатные источники информации (школьные документы, информационные стенды, школьные журналы и газеты);
• вербальные источники (педагогические советы с присутствием учредителя, совещания при директоре с приглашением учредителя, собрания временных творческих коллективов с приглашением учредителя и др.).
Группа пользователей информацией – партнеры
К партнерам образовательных учреждений могут быть отнесены представители различных общественных и государственных организаций (представители других учебных заведений, работодатели, музейные работники, театральные деятели и др.).
Партнеры образовательных учреждений могут принимать участие в конкурсах, смотрах, фестивалях (педагогического творчества учителей, творческих, в том числе образовательных, достижений учащихся и др.) в качестве гостей, а также в качестве экспертов.
Одной из форм информирования общественности о деятельности образовательного учреждения может стать информационный центр. Основными задачами функционирования информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками как внутри учреждения, так и за его пределами.
Центр документации и информации (ЦДИ) наряду с традиционными информационными материалами содержит аудио– и видеоинформацию, компьютерный банк данных, обеспечивает выход в Интернет.
Группа пользователей информацией – создатели общественного мнения
• Проведение пресс-конференций, организуемых на базе ОУ.
• Обеспечение СМИ информационными материалами по проблемам деятельности ОУ.
• Выступления в прессе руководителей ОУ, авторитетных педагогов.
• Публикации в прессе материалов социологических опросов учащихся, их родителей, педагогов.
• Краткая радиоинформация об отдельных ОУ: праздниках, конференциях, семинарах, достижениях педагогов и детей и т. д.
• Радиопередачи типа «открытый микрофон», в которых участвуют руководители образования и во время которых у радиослушателей есть возможность задать участникам передачи вопрос.
• Телепередачи «прямой эфир», в которых участвуют руководители ОУ и во время которых телезрители могут сразу же получить ответы на интересующие их вопросы (2, с. 15–17).
В дальнейшем в работах, посвященных проблемам государственно-общественного управления, в качестве универсальных механизмов, обеспечивающих информационную со ставляющую процесса общественной экспертизы для всех групп пользователей, были выделены сайты образовательных учреждений, а также информационный доклад школы. Так, в методическом пособии для руководителей учреждений общего образования «Информационный доклад школы» (11) представлены структура и примерное содержание доклада, приведены образцы информационных докладов общеобразовательных учреждений.
Самостоятельным направлением выявления информационного компонента общественной экспертизы стало изучение возможностей социологического опроса при оценке социально-педагогических результатов школьного образования, которое было представлено группой петербургских ученых под руководством С. Г. Вершловского. С. Г. Вершловским на основании многолетнего опыта организации и проведения социологических исследований (6, 7) социально-педагогический анализ эффективности школьного образования был обозначен как сфера общественно-профессиональной экспертизы. Автором было определено значение общественно-профессиональной экспертизы, которая не просто «достраивает» представления о качестве знаний выпускников и их способности применять свои знания на практике, но и обеспечивает целостное представление о готовности молодых людей к жизни во взрослом сообществе, об их социальной и личностной зрелости (2, с. 56). В той же статье были определены требования к экспертизе образования как общественно-профессиональному явлению. К наиболее значимым из них следует отнести:
– систематическое отслеживание результатов деятельности школы;
– широкое общественное обсуждение результатов экспертизы;
– использование результатов экспертизы для разработки мер, направленных на совершенствование социального управления.
При определении возможностей социологического опроса в информационном обеспечении общественной экспертизы были учтены методологические подходы ученых петербургской школы (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицина, С. А. Писарева и др.) к разработке типологии образовательных результатов, характеризующих способность личности к решению социально и личностно значимых проблем, охарактеризованные в «концепции образованности» и представленные в целой серии научно-методических и научно-практических работ, наиболее значимой из которых является коллективный сборник научных статей «Образовательные результаты» (21).
Использование теоретического потенциала «концепции образованности», теорий компетентностного подхода, широко представленных в научном обиходе 1990–2000-х гг., позволило выделить в качестве объектов общественно-профессиональной экспертизы интегральные показатели достигаемых образовательных результатов, а именно функциональную грамотность, компетентность, образованность. Применению компетентностного подхода в общественной экспертизе качества образования, образовательных результатов учащихся посвящена глава 3 монографии. Анализируя информационную составляющую общественной экспертизы, важно отметить, что при ее определении были разведены внутренние (корпоративные, профессиональные) и внешние (социально-педагогические) показатели оценки качества образования и достигнутых образовательных результатов.
Определение деятельностной составляющей общественной экспертизы включило в себя анализ имеющегося опыта, описание существующих моделей и разработку и апробацию новых подходов к ее реализации, включающих отбор внешних показателей оценки качества образования и образовательных результатов, значимых для педагогического сообщества и для представителей социума, включая родителей учащихся.
Анализ педагогического опыта и методик организации общественной экспертизы позволил выявить содержательные характеристики ее деятельностного компонента, а именно:
• стимулирование органами государственной власти и управления, в том числе органами управления образованием, общественными объединениями, независимыми от учреждений образования государственными и негосударственными организациями, конкурсного движения, обеспечивающего с обязательным участием общественных экспертов оценку качества образования и достигаемых образовательных результатов;
• разработку методик организации общественной экспертизы, определение показателей качества и результативности образовательных проектов, значимых как для профессионального педагогического сообщества, так и для социального окружения, включая родителей учащихся;
• представление достижений в деятельности образовательного учреждения, публичная презентация работы учителей, администрации, специалистов, личностных достижений учеников.
Осмысление деятельностной составляющей общественной экспертизы в начале 2000-х гг. было направлено в первую очередь на определение условий ее организации, разработку методик, ориентированных на повышение авторитета школы как социального института, привлечение представителей социума, прежде всего родителей и членов педагогического сообщества (ученых, сотрудников сферы управления образованием, коллег), к внешней оценке деятельности школы. Наиболее характерным образом данного направления общественной экспертизы является организация ОИРШ в 2000 г. конкурса «Общественная экспертиза педагогических достижений». Разработанная и апробированная ОИРШ методика общественной экспертизы педагогических достижений была направлена на решение следующих проблем:
– стимулирование самооценки деятельности школы, выявление в процессе самооценки социально-значимых достижений, их презентация профессиональному сообществу, родителям;
– определение организационно-педагогических условий общественной экспертизы педагогического опыта, выявление критериев его значимости для развития самого образовательного учреждения, региональной и федеральной систем образования;
– обучение через деятельность в качестве общественных экспертов родителей учащихся; повышение их психолого-педагогической компетентности, уровня информированности в проблемах развития образования. Объектом оценки в конкурсе стала общественно-профессиональная деятельность педагогов, а предметом – значимость их профессиональных достижений. Конкурс содержал следующие позиции экспертной оценки:
– определяющие уровень достижений (индивидуальный, педагогически значимый для одной из подсистем образования: локальной, муниципальной, региональной, федеральной);
– выявляющие резервы педагогического опыта за счет совершенствования методической базы, его обобщения и распространения и реализации системы мер по общественной поддержке опыта.
Апробация методики «Общественной экспертизы педагогических достижений» позволила выявить и реализовать такие функции общественной экспертизы, как поддержка инноваций, обеспечение диалога различных групп внутри педагогического сообщества (педагоги, администрация, ученые, преподаватели высшей школы), формирование педагогической позиции родителей.
Аналогичная модель общественно-профессиональной экспертизы была реализована, но уже на федеральном уровне в работе сети инновационных школ «Эврика» в рамках конкурса образовательных учреждений, претендующих на статус федеральных экспериментальных площадок. Конкурс на получение этого статуса был также ориентирован на поддержку инноваций, обеспечение диалога, выработку рекомендаций по использованию педагогического опыта. В то же время, если в региональном опыте Санкт-Петербурга отрабатывалась прежде всего модель общественной оценки результатов деятельности участников образовательного процесса – администрации, специалистов, педагогов образовательных учреждений, то на федеральном уровне внимание было сосредоточено на оценке деятельности всей педагогической системы школы, ее способности реализовать целевые программы, проекты развития образования.
Самостоятельным направлением отработки содержательно-деятельностного компонента общественной экспертизы явилось изучение возможностей представления образовательных результатов учащихся. Реализации этой цели был посвящен проект ОИРШ: «Формирование институтов общественной экспертизы уровня подготовленности школьников начальной, основной и средней школы и разработка технологий их функционирования» (по заказу МО РФ, 2003 г.). В рамках проекта была разработана и апробирована на практике теоретическая модель общественной экспертизы уровня подготовленности школьников, базирующаяся на следующих научно-педагогических понятиях.
Общественная экспертиза уровня подготовленности обучающихся — это оценка результатов образовательной деятельности экспертами (физическими лицами и организациями), не подчиненными тем лицам и структурам, по инициативе которых проводится экспертиза. Критерии результатов образовательной деятельности определяются экспертами, которые проводят общественную экспертизу.
Институт общественной экспертизы уровня подготовленности обучающихся представляет собой совокупность организационных форм публичной презентации образовательных результатов, достигнутых обучающимися, и механизмов, обеспечивающих возможность общественной оценки этих результатов.
Объект общественной экспертизы – это сведения относительно
• уровня подготовленности учащихся,
• индивидуальных результатов образовательной деятельности,
• социально-личностных результатов образовательной деятельности.
Уровень подготовленности учащихся – информация, предоставляемая образовательным учреждением, о результатах аттестации учащихся (сведения об успеваемости учащихся, о результатах Единого государственного экзамена, о результатах других экзаменов, проверочных работ, проведенных по инициативе образовательного учреждения, органов управления образованием или других организаций).
Индивидуальные результаты – результаты обучающихся, полученные как при освоении определенного учебного предмета, так и имеющие междисциплинарный характер; отношение к различным видам творческой и исследовательской деятельности, не имеющих прямой связи с предметами, изучаемыми в общеобразовательной школе.
Социально-педагогические результаты школьного образования – совокупная способность выпускников школы к решению значимых для общества проблем на основе использования индивидуальных результатов школьного образования (ценностные ориентации выпускников школы, их отношение к школьному образованию, достижение уровня образованности, обеспечивающего социальную мобильность выпускников школы).
Портфолио – коллекция работ обучающегося и/или свидетельств о достижениях обучающегося в образовательной и других сферах социально значимой деятельности.
Метапредметные результаты – это результаты, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности (трудовой, культурно-досуговой, социально-политической, семейно-бытовой, образовательной).
Качество образования – соответствие результатов образования потребностям социализации и индивидуализации личности обучающихся.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний.
Компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей.
Образованность – способность личности к использованию достижений культуры для решения социальных и личностных проблем, связанная как с освоением определенных ценностей культуры, так и с развитием способности личности осваивать новые культурные ценности (44, с. 7–9).
Разработка теоретической модели общественной экспертизы уровня подготовленности школьников включила в себя:
• определение структуры индивидуальных результатов образовательной деятельности, подлежащих экспертизе;
• построение системы оценивания индивидуально-личностных показателей результатов образовательной деятельности;
• отбор системы показателей для внутренней и внешней оценки.
Определение структуры индивидуальных результатов образовательной деятельности, основанной на теориях компетентностного подхода, концепции образованности позволило выделить три группы: личностные результаты, предметные результаты, метапредметные результаты. Модель оценки результатов, разработанная руководителем проекта О. Е. Лебедевым, отражена в табл. 1.
Таблица 1
Индивидуальные результаты образовательной деятельности
Структура оценивания индивидуальных результатов образовательной деятельности включила в себя также классификацию результатов по формам внутренней и внешней оценки, выделение групп оцениваемых и не оцениваемых результатов (см. табл. 2).
Таблица 2
Структура оценивания индивидуальных образовательных результатов (О. Е. Лебедев)
Показатели, отобранные для внутренней и внешней оценки, включили в себя определение субъектов, объектов, критерии внешней и внутренней оценки индивидуальных образовательных результатов.
Разработанный понятийный аппарат исследования общественной экспертизы для оценки индивидуальных образовательных результатов (44, с. 8–9) был апробирован на семинарах для директоров школ Ярославской и Московской областей, Карелии, Пскова (июнь, август 2003 г.), на практических занятиях для слушателей курсов повышения квалификации администрации образовательных учреждений «Школьная программа управления качеством образования» (Санкт-Петербург, май – июнь 2003 г.), на заседаниях проектных групп ОИРШ (апрель – октябрь 2003 г.), секционных заседаниях межрегиональной конференции «Ресурсы управления качеством образования» (представлено семь регионов, 16–18 октября 2003 г.).
Целями апробации являлись обсуждение теоретических, методических подходов, условий формирования институтов общественной экспертизы уровня подготовленности школьников; экспериментальная проверка.
Предмет апробации: теоретическая модель формирования институтов общественной экспертизы уровня подготовленности обучающихся по соответствующим образовательным программам; рекомендации для организаторов образования по проведению публичной презентации и общественной оценки уровня подготовленности обучающихся.
Методы апробации: обсуждение и экспертная оценка материалов проекта («Положения об институтах общественной экспертизы уровня подготовленности обучающихся», «Рекомендации для организаторов системы образования»), анкетирование, педагогическое проектирование.
Участники апробации: руководители региональных и муниципальных органов управления образованием, администрация общеобразовательных учреждений, педагоги – экспериментаторы из 7 регионов России – Калининграда, Карелии, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Пскова, Тамбова, Ярославля.
Сроки апробации: июнь – октябрь 2003 г.
Итоги апробации были подведены на межрегиональной конференции «Ресурсы управления качеством образования», проведенной в Санкт-Петербурге ОИРШ в октябре 2003 г.
Апробация материалов проекта позволила уточнить цели общественной экспертизы, позиции различных субъектов, включенных в ее организацию, составить «таблицу мнений» (табл. 3).
Таблица 3
Спектр мнений потенциальных участников общественной экспертизы
Результаты апробации идей общественной экспертизы помогли систематизировать разнообразие мнений о сущности общественной экспертизы, обобщить их в виде определения, принятого всеми участниками:
«Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов».
Понимание сущности общественной экспертизы уровня подготовленности школьников начальной, основной и общей школы позволило уточнить ее цель.
Целью общественной экспертизы является:
а) обеспечение учащихся дополнительной гарантией права на качественное образование; возможность получения внешне го признания достижений; защита от возможной необъективной оценки со стороны образовательного учреждения;
б) предоставление дополнительной возможности родителям объективно оценить деятельность образовательного учреждения;
в) укрепление общественного престижа, повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, обеспечение общественной поддержки образовательного учреждения;
г) осуществление диалога социума и школы, привлечение социальных партнеров.
По результатам апробации был расширен круг субъектов общественной экспертизы, уточнены характеристики понятия «общественность».
Субъектами общественной экспертизы применительно к условиям школы были названы:
• специалисты органов управления, сотрудники учреждений науки, культуры, преподаватели высшей школы;
• представители учебных заведений среднего и профессионального образования (экспертами-коллегами могут выступать авторитетные директора ОУ, завучи по научно-методической, воспитательной работе, работники методических служб, педагоги; при отборе экспертов-ученых учитывается оптимальное сочетание молодых, перспективных научных кадров с учеными, чья деятельность уже получила признание в педагогической и научной среде);
• члены общественных организаций;
• независимые эксперты, привлекаемые к оценке образовательных результатов самими образовательными учреждениями (эти люди могут представлять любые социальные группы; образовательное учреждение подает заявку на включение такого эксперта в Экспертную группу);
• родители учащихся. Родители привлекаются на добровольной основе. Целесообразно приглашать родителей с разным социальным статусом, имеющих разные профессии. Одна из задач родителей – оценить образовательные результаты с позиций возможного социального заказа;
• выпускники ОУ;
• представители средств массовой информации (с обязательным условием не доводить результаты общественной экспертизы до общественности без обсуждения этих результатов в ОУ).
По результатам апробации в качестве координационного органа общественной экспертизы был обозначен Организационный комитет (Оргкомитет), определены его функции.
Оргкомитет:
• принимает заявки от ОУ на проведение экспертизы;
• организует обучение экспертов;
• формирует Экспертный совет;
• согласует состав Экспертного совета и сроки проведения экспертизы с заказчиком;
• разрабатывает параметры и критерии экспертизы;
• утверждает результаты экспертизы, доводит результаты экспертизы до общественности.
Для проведения общественной экспертизы, обобщения ее результатов и подготовки проекта решения Организационного комитета формируется Экспертная группа.
Апробация научных результатов проекта позволила определить структуру экспертной группы, имеющую двухуровневый характер. Первый уровень – квалифицированные профессионалы, имеющие сертификат общественного эксперта. Второй уровень – представители общественности, прошедшие краткосрочные курсы общественных экспертов и получившие соответствующий сертификат. Апробация результатов проекта позволила также уточнить характеристику субъекта экспертизы. Субъект экспертизы (эксперт) – обученный для этого рода деятельности и сертифицированный представитель общества. Обязательным условием вхождения в состав Экспертной группы должна быть специальная подготовка. Подготовку могут осуществлять институты постдмпломного педагогического образования, научно-методические центры, другие учреждения, имеющие лицензию на подготовку кадров в области педагогики.
В ходе практической апробации определилась и процедура подведения итогов экспертизы. Было установлено, что информирование общественности о результатах экспертизы может проходить в разных формах. Это могут быть:
• регулярные пресс-конференции, организуемые Организационным комитетом, в том числе на базе образовательных учреждений;
• систематическое обеспечение СМИ информационными материалами, предоставленными Экспертными советами;
• регулярная (практически ежедневная) краткая радиоинформация об отдельных образовательных учреждениях и результатах их работы;
• телепередачи «прямой эфир», в которых демонстрируется (с согласия ОУ) фрагменты процесса общественной экспертизы.
В помещении (офисе) Организационного комитета любой гражданин может получить всю необходимую информацию о результатах общественной экспертизы. Аналогичная информация размещается на сайте в сети Интернет.
Апробация теоретических положений проекта показала, что фактором, влияющим на качество образования, является оценка разнообразных достижений учащихся, их успехов в учебной и внеучебной деятельности, а следовательно, результаты общественной экспертизы уровня подготовленности школьников начальной, основной и общей школы могут отражать:
• уровень развития способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе эффективного использования освоенного социального опыта;
• уровень развития творческих способностей учащихся, определение возможных «зон успеха» и способов эффективной реализации потенциала личности.
Формы презентации результатов образовательной деятельности в школе могут быть различными: дискуссия, диспут, публичная лекция, «ситуативный диалог», защита проекта или портфолио с демонстрацией усвоенных знаний и навыков, сформированных умений, электронный журнал, проведение прикладной олимпиады и др. Каждое образовательное учреждение имеет право предложить свои формы презентации в зависимости от имеющегося кадрового потенциала, учебнометодической, материальной базы, особенностей школы и контингента учащихся. Необходимое условие – учащимся должна быть предоставлена возможность выбора формы презентации своих образовательных результатов.
Апробированные формы презентации образовательных результатов можно рассматривать как возможные формы общественной экспертизы уровня подготовленности обучающихся. Однако для того, чтобы предложенные формы вошли в образовательную практику, необходимо:
• ознакомить с данными формами презентации профессиональное сообщество и широкий круг общественности: педагогические коллективы, учащихся, родителей, сотрудников органов управления образованием, потенциальных экспертов и т. д.;
• организовать обсуждение в дискуссионном, интерактивном режимах проблемы организационных форм презентации образовательных результатов, достигнутых обучающимися и обеспечивающих возможность общественной оценки этих результатов;
• обсудить критерии оценивания;
• провести цикл мастер-классов (повышения квалификации) для педагогов через систему дополнительного профессионального образования и через «внутрифирменное» обучение (на базе образовательного учреждения) с тем, чтобы педагоги смогли в режиме тренинга освоить различные формы презентации образовательных результатов;
• сформировать пакет информационных и методических материалов для разных категорий заинтересованных лиц: для учителей, администрации школ, методистов, экспертов уровня подготовленности обучающихся, родителей и учащихся.
Данные позиции, высказанные в ходе апробации проекта, нашли свое подтверждение в практической реализации программы олимпиады «Молодые петербуржцы», в ходе которой оцениваются умения учащихся решать функциональные проблемы, задачи коммуникации и социального проектирования.
Опыт проведения олимпиады «Молодые петербуржцы» позволил выделить и апробировать через педагогические технологии ряд потенциальных возможностей школьной надпредметной олимпиады как формы общественной экспертизы образовательных результатов. Были разработаны и апробированы следующие технологии:
• построение надпредметной олимпиады как опыта решения, анализа, обсуждения проблем социальной практики;
• построение олимпиады как технологии оценки уровня образованности учащихся (функциональной грамотности, общекультурной и допрофессиональной компетентности);
• привлечение к организации надпредметной олимпиады общественных экспертов (деятелей науки, культуры, работников сферы производства, услуг, общественных деятелей).
В расширенном объеме теоретическое и методическое обеспечение олимпиады будет представлено в главе 3 монографии.
Апробация теоретических положений проекта выявила и актуальные аспекты изучения содержательно-деятельностного компонента общественной экспертизы. Участниками апробации был сформулирован перечень вопросов, отражающих проблемные зоны общественной экспертизы:
– Кто финансирует деятельность по информированию общественности о результатах проведенной общественной экспертизы?
– Как финансируется деятельность общественных экспертов?
– Как осуществляется взаимодействие (и осуществляется ли) между экспертными советами и государственными структурами?
В целом, по результатам апробации проекта «Формирование институтов общественной экспертизы уровня подготовленности школьников начальной, основной и средней школы и разработка технологий их функционирования» было сделано заключение, что «общественная экспертиза уровня подготовленности школьников по своей значимости выходит за пределы образовательной сферы и становится инструментом социальных преобразований. Общество в этом случае задает вопросы и ищет пути их решения. Общественно-профессиональный характер экспертизы – инструмент формирования общественного мнения и становления гражданского общества» (44, с. 32).
Результаты исследований общественной экспертизы как научно-педагогического понятия позволяют представить ее теоретическую модель (табл. 4).
Таблица 4
Теоретическая модель общественной экспертизы
Для определения эффективности модели представляется значимым организация исследования применения механизма общественной экспертизы в практике управления образованием, согласованность этой практики с общественно значимыми проблемами. Решению этой задачи посвящен следующий раздел данной главы монографии.
1.2. Общественная экспертиза как инструмент развития государственно-общественного управления, фактор повышения качества образования
Изучение общественной экспертизы как элемента государственно-общественного управления, инструмента обновления практики управления образовательными системами предполагает выявление и анализ проблем развития образования, инструментом решения которых она является.
К таким проблемам относятся:
• использование ресурса общественной поддержки для повышения качества образования, стимулирования инноваций;
• развитие школы как инструмента гражданского общества;
• внедрение принципа субсидарности между государством и обществом в развитии образования.
Наиболее полно проблемы развития образования, средством решения которых может выступить внедрение системы государственно-общественного управления, раскрыты в докладе «Состояние российского образования и возможности участия общества в его развитии», подготовленного Министерством образования и науки РФ к заседанию Правительства РФ от 9.12. 2004 г. (65).
Значимыми для определения роли общественной экспертизы являются следующие положения указанного доклада:
«Рост бюджетных расходов всех уровней на образование за последние 4–5 лет не дает никакого заметного эффекта в отношении качества и результатов деятельности учебных заведений.
Нарастает общественная неудовлетворенность содержанием учебных программ и стандартов, особенно школьных, остающихся в своей основе архаичными и неэффективными. Значительными темпами растет школьный экстернат (сначала в мегаполисах, а затем и в меньших городах), что свидетельствует об отрицательной оценке родителями ценности и условий школьного обучения.
Образовательная система в целом никак не настроена на основные механизмы жизни и на ценности, присущие рыночной экономике и гражданскому обществу: конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность.
Пути общества и пути системы образования все больше расходятся. Скорость трансформации российской экономики и российского общества за последние полтора десятилетия существенно превысила скорость трансформации системы образования. И одним из важнейших источников (и одновременно признаков) современного российского образовательного кризиса является феномен отчуждения общества от образования.
Господствующие ныне институциональные школьные модели складывались столетия назад <…> в результате школа находится под полным контролем государства, но при этом полностью отделенной от общества.
В сегодняшней России по существу и по преимуществу все реально значимые параметры, регулирующие жизнь и деятельность школы, по-прежнему в 99 % школ определяются административно назначенным директором либо представителями вышестоящих уровней государственного управления. Сегодня эта модель исторически исчерпана. Родительская общественность высказывает все больше неудовлетворенности относительно условий и порядка жизни и обучения детей в наших школах. Качественное, сущностное обновление российской школы требует привлечения и использования самых разных ресурсов – педагогических, экономических и других. Но важнейшим должен стать новый принцип, включающий общественную составляющую управления школой, что позволит пустить в дело новый, системный и, возможно, определяющий ресурс – изменение системы управления.
Стимулирование общественного участия в управлении образованием не требует существенных бюджетных расходов. Нужна лишь политическая воля и готовность государства поделиться с гражданским обществом управленческими полномочиями. Известный “Доклад Госсовету Российской Федерации” (29 августа 2001 г.), затем одобренный постановлением Правительства в виде “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” (декабрь 2001), акцентировал важность тезиса о «возвращении государства» в образование.
Сегодня стало отчетливо ясно, что тезис “о возвращении государства” был необходимым, но недостаточным. Дополняющим новым тезисом должна стать формула “прихода общества в образование”. Но для прихода общества в образование нужны изменения в институциональной структуре самого образования – такая система, которая сложилась сейчас, пустить и принять в себя общество просто не сможет. По сути, сегодня речь идет о перераспределении власти в образовательной системе и о превращении российской школы и российского вуза из привычных патерналистских автократических структур в структуры, включающие в себя важнейшие элементы гражданского общества».
В представленных выдержках (55), а также в целом в докладе общественное участие в развитии школы оценивается как недостаточное и малоэффективное.
Целью настоящего раздела монографии является выявление изменений в системе управления образованием в современный период (с 2004 г. по настоящее время), анализ теоретических и методических источников, образцов педагогического опыта, раскрывающих использование общественной экспертизы как элемента государственно-общественного управления, как фактора развития школы.
В ходе исследования практики использования общественной экспертизы были изучены следующие виды источников, в которых отражены позиции общественной оценки качества образования:
1) теоретические исследования, посвященные проблемам государственно-общественного управления образованием;
2) нормативные документы Правительства РФ, Министерства образования и науки, посвященные национальному проекту «Образование»;
3) проект рекомендаций слушаний Общественной палаты «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта “Образование”»;
4) рекомендации региональных органов управления образованием по реализации национального проекта «Образование» (Санкт-Петербург, Москва, Самарская область);
5) региональные, муниципальные, внутришкольные нормативные акты, отражающие «общественную составляющую» оценки качества образования (Концепции и Положения о системе оценки качества общего образования);
6) образцы педагогического опыта, представляющие подходы к реализации общественной экспертизы на уровне региона, муниципального округа, школы.
1.2.1. Объекты общественной оценки, критерии и показатели оценивания деятельности школы, образовательных результатов ученика в научных, методических, нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актах учреждений общего образования
Исследование становления общественной экспертизы как инструмента развития образования в настоящей работе было связано с изучением опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование», с внедрением систем оценки качества образования на уровне регионов, муниципальных округов, общеобразовательных учреждений.
Понятие «качество образования» становится центральным определением систем государственно-общественного управления образования, и в этой связи целесообразно рассмотреть его значение, используемое в нормативных актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений, концептуальных документах и материалах, определяющих направления развития системы образования.
Под качеством образования понимается:
• интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (Болотов В. Ф.
О создании общероссийской системы оценки качества в Российской федерации, 34);
• интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов требованиям и ожиданиям заказчиков – государства, общества, личности (Программа развития региональной системы оценки качества, Санкт-Петербург, 50);
• характеристика системы образования с точки зрения соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, сохранения здоровья детей, условий образовательного процесса государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (Модель региональной системы оценки качества, Красноярск, 40);
• характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных условий обеспечения образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (Концепция развития региональной системы оценки качества Калужской области, 39).
По приведенным выдержкам видно, что понятие «качество» согласовано с социальными и личностными ожиданиями, а это напрямую связано с развитием института общественной экспертизы образования, которая на общероссийском уровне и была реализована через национальный проект «Образование», в том числе через Конкурс школ, внедряющих инновационные образовательные программы, Конкурс лучших учителей.
Изучение опыта реализации национального проекта «Образование» позволяет характеризовать его прежде всего в части Конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы как действенный механизм стимулирования процедур общественного оценивания деятельности школы.
При проведении конкурса был учтен зарубежный опыт общественной оценки, использование которого позволило привлечь общественных экспертов как к оценке эффективности образовательного процесса, так и непосредственно к оценке образовательных результатов учащихся.
При разработке методики Конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы, был, в частности, учтен зарубежный опыт оценки деятельности предприятий и организаций на основе принципов всеобщего менеджмента качества, критерии которого легли в основу регионального и федерального конкурсов «Качество».
Конкурс школ, внедряющих инновационные образовательные программы, учитывал соответствие деятельности школы 10 критериям:
критерий 1 – высокое качество обучения и воспитания;
критерий 2 – эффективное использование современных образовательных технологий;
критерий 3 – обеспечение доступности качественного образования;
критерий 4 – продуктивность реализации программы развития;
критерий 5 – сочетание единоначалия с демократичностью школьного уклада;
критерий 6 – отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;
критерий 7 – позитивное отношение родителей, учащихся выпускников и местного сообщества к учреждению;
критерий 8 – обеспечение условий безопасности;
критерий 9 – участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, смотрах;
критерий 10 – создание условий для организации внеурочной деятельности.
Как видно из перечня критериев, оценка деятельности школы учитывала и качество образования, обеспеченного условиями для реализации образовательной деятельности и успешного функционирования школы как социального института, и качество профессиональной деятельности педагогов, и образовательные результаты учащихся. Так, в рамках единой конкурсной процедуры были совмещены три вида общественной экспертизы: 1) общественная аттестация школы; 2) оценка качества и результатов деятельности педагогов; 3) оценка образовательных результатов учащихся.
В дальнейшем методики оценки деятельности школы, в том числе методики, обеспечивающие региональные, муниципальные системы, или внутришкольной оценки качества образования, включающие общественную составляющую, строятся на сочетании анализа условий организации образовательного процесса и образовательных результатов учащихся. Значимым фактором развития системы общественной оценки в рамках Конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы, стало создание региональных моделей общественной оценки деятельности школы.
Анализ региональных методик отбора школ (Санкт-Петербург, Москва, Самарская область), внедряющих инновационные образовательные программы, позволяет сделать вывод о том, что регионы, сохраняя «базовые» критерии конкурса, наполняли их своим содержанием, выделяя показатели, наиболее значимые именно для оценки качества региональной системы образования.
Реализация национального проекта «Образование» позволила сформулировать основные принципы, на которых должна выстраиваться новая система оценки качества, определить роль общественной составляющей в оценке качества образования. Так, в Проекте рекомендаций Общественных слушаний «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта “Образование”» (51) подчеркнута необходимость реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости. В проекте рекомендаций Общественной палаты выдвинуты требования:
• по учету при оценке результатов образования социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов, входящих в состав Российской Федерации;
• по открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;
• по осуществлению внешней оценки функционально и ресурсонезависимыми структурами;
• по введению независимой общественно-экспертной оценки результативности школ и системы образования, вовлечению всех потребителей образовательных услуг в оценку качества образования;
• по отражению в публичных отчетах общеобразовательных учреждений роли участия управляющих советов в разработке, мониторинге и оценке результатов реализации программы развития и образовательной программы школы.
Рекомендации Общественной палаты заложили основу для введения общественной составляющей в региональные, муниципальные нормативные акты, локальные нормативные акты образовательных учреждений, направленные на внедрение системы оценки качества образования, содействовали разработке программ, концепций, проектированию моделей такой оценки.
В ходе настоящего исследования был проведен анализ следующих документов и материалов:
• программ развития региональных систем оценки качества образования;
• концепций региональных систем оценки качества образования;
• положений о системе оценки качества общего образования разного типа общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев).
Исследование позволило выявить следующие объекты общественной оценки, критерии и показатели оценивания деятельности общеобразовательных учреждений, образовательных результатов ученика, отраженные в методических, нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актах учреждений общего образования.
Объекты общественной оценки:
• целевые ориентации образовательного процесса;
• образовательные результаты;
• компетентности учащихся: учебно-познавательная, социально-коммуникативная, культурно-личностная, проблемно-регулятивная, информационно-аналитическая;
• социализация учащихся (52);
• общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;
• отсутствие правонарушений;
• отсутствие травматизма;
• отсутствие рекламаций на качество подготовки выпускников (39);
• внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
• педагогическая компетентность;
• профессиональная компетентность в воспитательной работе, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций условия образовательного процесса;
• условия для укрепления психического и физического здоровья школьников;
• эффективность управления школой, в том числе в финансово-экономической сфере (48).
В нормативных, программных документах выделяются следующие уровни оценки качества образования:
• индивидуальный уровень (оценка учебных и внеучебных достижений учащихся, динамики показателей их здоровья);
• уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
• муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений);
• региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем) (40).
Объекты оценивания качества образования рассматриваются по трем основным группам: ребенок, школа, учитель (52).
Участие общественности в процедурах оценивания качества образования представлено в нормативных, концептуальных, программных документах с разной степенью детализации. В ряде проанализированных нормативных актов отдельно перечислены объекты общественной оценки качества образования. Так, например, в положении о школьной системе оценки качества образования МОУ Газопроводская СОШ Московской области (48) общественная оценка качества образования в части обсуждения системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, возложена на Управляющий совет образовательного учреждения. В примерном положении о системе оценки качества образования общеобразовательного учреждения УНО Администрации Подольского муниципального района (49) общественные организации (в том числе органы местного самоуправления, общественные, профессиональные объединения, физические лица) указаны в качестве инициаторов процедуры общественной оценки качества образования, определены объекты общественной экспертизы. В отдельных случаях общественная оценка деятельности образовательных учреждений возложена на Муниципальный совет, который выступает в качестве координатора деятельности общественных организаций, профессиональных объединений, государственных структур по оценке качества образования.
Изучение нормативных актов, программных документов, определяющих направления развития образовательных систем различного уровня, позволяет сделать вывод о становлении системы оценки качества образования, разграничении процедур общественной и профессиональной оценки качества. В этом отношении наиболее типичным примером, отражающим становление системы государственно-общественной системы оценки качества образования на уровне общеобразовательного учреждения, является Примерное положение о системе оценки качества образования общеобразовательного учреждения УНО Администрации Подольского муниципального района, в котором четко определены функции администрации, методического совета, предметных объединений; выделена роль общественных институтов в оценке качества образования. Так, согласно данному положению общественные институты:
1) осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательного учреждения в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
2) инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
3) принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования учреждения;
4) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
5) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, аттестации педагогических работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
6) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования учреждения (49).
В конце 2000-х гг. общественная экспертиза как процедура оценки качества образования нормативно закрепляется в региональных, локальных нормативных актах органов управления образованием, образовательных учреждений. В качестве модельного примера внедрения механизма общественной экспертизы можно привести Регламент проведения общественной экспертизы качества образования, утвержденный приказом № 851 департамента образования Новосибирской области 12.09.2007 (54). В данном регламенте общественная экспертиза охарактеризована как проводимая общественными экспертами процедура оценки качества образования (образовательных услуг) и условий его предоставления при установлении их соответствия законодательству и нормативным документам.
Конец ознакомительного фрагмента.