Вы здесь

Общественная экспертиза качества школьного образования. Введение (Н. Ю. Конасова, 2009)

Руководители проекта

«Серия книг „Уроки для педагогов“»:

канд. пед. наук, ректор СПбАППО С. В. Жолован;

генеральный директор издевательства КАРО А. В. Барзилович


Научный редактор серии книг

«Уроки для педагогов»

д-р пед. наук, проф. И. Ю. Алексашина


Автор

Конасова Н.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики образования СПбАППО


Рецензенты:

Е.В Пискунова, д-р. пед. наук, проф. кафедры педагогики РГПУ им А.И. Герцена;

В.Ф. Курлов, д-р социол. наук, проф., заведующий кафедрой социально-педагогических измерений СПбАППО

Введение

Ориентация отечественной педагогики на повышение качества образования актуализирует проблемы изучения потенциала инновационных технологий, используемых в программах модернизации образования. К модернизационным технологиям, направленным на обновление школы, относится общественная экспертиза. Общественная экспертиза как элемент системы государственно-общественного управления образованием, технология, обеспечивающая диалог школы и социума, общественный аудит в сфере образования, поддержка педагогических инноваций введена в педагогическую теорию и практику на этапе внедрения модернизационных изменений в российское образование в начале 1990-х. гг. и не утратила, а приобрела большую актуальность и на стабилизационном этапе истории российского образования – в конце первого десятилетия ХХI в. в связи с внедрением систем оценки качества на разных уровнях функционирования образовательных систем (федеральном, региональном, муниципальном, внутришкольном). Ориентация на использование инструментов общественной экспертизы в массовой педагогической практике обусловливает необходимость систематизации научно-педагогических и методических подходов к изучению моделей и уточнению понятийного аппарата – этого явления как педагогического феномена. Значимым направлением изучения общественной экспертизы является анализ опыта ее использования в практике управления образованием, позволяющий выявить проблемы ее информационного и операционного обеспечения в деятельности образовательных систем разного уровня.

Монография «Общественная экспертиза качества школьного образования» базируется на многолетней научно-педагогической работе автора по изучению и выявлению потенциала экспертизы как инструмента повышения качества образования, внедрения инноваций.

При работе над монографией использованы материалы федеральных проектов 2001–2003 гг., посвященных проблемам теоретического и методического обеспечения общественной экспертизы, реализованные Общественным институтом развития школы (руководитель проектов д. п. н. О. Е. Лебедев) по заказу МО РФ, в которых автор принимал участие в качестве члена творческих коллективов; пред ставлен личный опыт автора по разработке методик общественной экспертизы по оценке качества школьного образования, надпредметных образовательных результатов, материалы пилотажных исследований по выявлению структуры и содержания социального и личностного запросов на качество образования.

Монография состоит из 3 глав и списка литературы и приложения.

В главе 1 общественная экспертиза рассмотрена как предмет теоретического исследования, инструмент обновления практики управления образовательными системами.

Глава 2 посвящена актуальным проблемам обеспечения информационной составляющей общественной экспертизы, выявлению структуры и содержания общественного заказа на качество школьного образования.

Глава 3 представляет практический опыт автора по разработке и реализации на практике методик общественной оценки деятельности школы, образовательных результатов учащихся.

В приложении представлен аналитический материал, использованный для общественной экспертизы деятельности образовательного учреждения в рамках конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы.

В монографии использованы материалы общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, на базе которых автором было осуществлено руководство методической и опытно-экспериментальной работой: гимназии № 295 (глава 2), лицея № 408, школы № 550 с углубленным изучением иностранных языков и информационных технологий, Кадетского корпуса железнодорожных войск Министерства обороны РФ (глава 3, приложение).