Вы здесь

Общественная экспертиза в сфере образования и воспитания. Сборник методических и правовых рекомендаций. Основы правотворческого процесса и общественного контроля в России (Т. В. Макарова)

Основы правотворческого процесса и общественного контроля в России

Правотворчество – это деятельность государственных органов, направленная на усовершенствование законодательства, путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших.

Виды правотворчества

В зависимости от субъектов данной деятельности, различают несколько видов правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа – участие граждан в референдумах и выборах, которое позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество – oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государственной власти федерального уровня и органами государственной власти субъектов федерации.

Подзаконное правотворчество – правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Нормотворчество – правотворчество органов местного самоуправления.

Локальное правотворчество – принятие локальных правовых актов отдельными учреждениями и организациями.

Договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Правотворчество выражается как в принятии правовых норм, так и в их отмене (в том числе в виде целых нормативных правовых актов) – например, в случае признания их противоречащими Конституции.

Общие принципы правотворчества

В современном обществе люди и различные их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который сформулирован в правовых нормах. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождает людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание того, каким образом оно создается, формируется и развивается. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только наличие общей культуры, но и навыков пользования законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативных правил, законов и подзаконных актов, их систематизации. Для этого законодателю необходимо решить ряд задач, а именно, задачи:

Конец ознакомительного фрагмента.