1. Правоохранительные органы, их права и обязанности
1.1. Правоохранительные органы в Российской Федерации
1.1.1. Основные правоохранительные органы, сфера их деятельности
В настоящее время нет закона, который бы определял, какие органы, государственные и негосударственные, относятся к правоохранительным.
В самом общем смысле правоохранительными органами можно считать органы, основной или специальной функцией которых является защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими правонарушениями, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности государства, восстановление нарушенных гражданских прав, в необходимых случаях – применение предусмотренных законом санкций.
Исходя из этого, к правоохранительным органам относят:
прокуратуру,
органы внутренних дел,
федеральную службу безопасности,
таможенные органы,
нотариат,
частные детективные, охранные службы и др.
К законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, относятся:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3;
Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»;
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Данный перечень не является исчерпывающим. Деятельность правоохранительных органов регламентируется также иными нормативными правовыми актами.
Сфера деятельности правоохранительных органов достаточно обширна. При этом важно, что правоохранительные органы осуществляют ту деятельность, которая входит в их компетенцию в соответствии с действующим законодательством.
Такие органы, как ОВД, ГИБДД, ФСБ, обеспечивающие безопасность граждан и общественного порядка, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, проводят предварительное следствие и дознание, осуществляют охрану общественного порядка.
Оперативно-розыскная деятельность способствует раскрытию преступлений. Ее проводят соответствующие органы МВД, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).
Многие правоохранительные органы, полностью или частично, не входят в систему уголовной юстиции. Так, суды общей юрисдикции рассматривают не только уголовные, но и гражданские дела, а также ряд дел об административных правонарушениях.
МВД России кроме дознания, предварительного следствия и охраны общественного порядка осуществляет оперативно-розыскную деятельность, экспертно-криминалистическую деятельность; ведет розыск лиц, совершивших преступления и пропавших без вести; проводит паспортно-визовую и регистрационную работу; охраняет государственные и частные объекты, выдает разрешения на хранение оружия, занимается частной детективной и охранной деятельностью; руководит отрядами особого назначения (ОМОН), внутренними войсками; привлекается для борьбы со стихийными бедствиями, ликвидации аварий, катастроф, обеспечивает в необходимых случаях режим чрезвычайного или военного положения, обеспечивает соблюдение правил дорожного движения, регистрацию и осмотр транспортных средств; организует социальную реабилитацию лиц, отбывших уголовные наказания; создает справочно-информационные фонды (банки информации).
В рамках МВД России функционирует милиция – криминальная и общественной безопасности (местная).
К органам обеспечения безопасности в РФ можно также отнести Совет безопасности – консультативный орган при Президенте РФ, который готовит для Президента решения по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, в частности обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, государственной, экономической, социальной, экологической и иной безопасности.
Органы Федеральной службы безопасности РФ представляют собой централизованную систему, в которую входят федеральная служба безопасности, ее управления в субъектах Федерации и в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях. ФСБ ведет контрразведывательную деятельность, дознание и предварительное следствие по подследственным ей делам, оперативно-розыскную работу, разведывательную деятельность (во взаимодействии с органами внешней разведки), обеспечивает безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, других стратегических объектов, обеспечивает сохранность государственных тайн.
Органы службы внешней разведки РФ обеспечивают Президента РФ, Федеральное Собрание и Правительство РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях.
Федеральная пограничная служба РФ охраняет Государственную границу, ответственна за соблюдение пограничного режима, ведает пропуском через границу лиц и грузов.
Федеральное агентство правительственной информации обеспечивает органы государственной власти Федерации и ее субъектов специальными видами связи и информации, организует работу по обеспечению этих органов шифровальной связью и осуществляет государственный контроль за этим видом деятельности.
Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ, управления в других субъектах Федерации образуют систему, именуемую органами юстиции.
На Минюст России возложено участие в обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ; организационно-кадровое обеспечение судебной деятельности и создание надлежащих условий для деятельности судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права и свободы граждан; регистрация нормативных актов общественных и религиозных объединений юридических лиц; выдача лицензий на право заниматься: предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельностью; руководство системой уголовно-исполнительных учреждений; руководство системой судебно-экспертных учреждений Минюста; кодификационная и информационно-справочная работа.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
1.1.2. Милиция общественной безопасности
Милиция общественной безопасности представляет собой один из видов милиции Российской Федерации.
Ее деятельность регулируется в первую очередь Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Правовые основы деятельности милиции общественной безопасности предусмотрены в Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209.
Основными вопросами, которыми занимается милиция общественной безопасности, являются вопросы обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, охраны собственности, общественного порядка, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыска отдельных категорий лиц, установления места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Также милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Также милиция общественной безопасности является органом дознания.
В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственные инспекции по безопасности дорожного движения, участковые инспекторы милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а также иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед милицией общественной безопасности задач.
В соответствии с Указом Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» в состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части, участковые инспекторы милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Также милиция общественной безопасности состоит из следующих подразделений: патрульно-постовой службы милиции, в том числе отрядов милиции особого назначения (ОМОН); Государственной инспекции безопасности дорожного движения; охраны объектов по договорам; охраны и конвоирования задержанных и арестованных; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по исполнению административного законодательства; по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; специализированных подразделений дознания; иных подразделений, необходимых для решения задач, возлагаемых на милицию общественной безопасности действующим законодательством Российской Федерации.
Милиция общественной безопасности занимается делами по:
обеспечению безопасности личности;
предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
выявлению и раскрытию преступлений;
охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
1.1.3. Криминальная милиция
Основными задачами криминальной милиции согласно Закону РФ «О милиции» являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Также криминальная милиция является органом дознания.
Криминальная милиция осуществляет деятельность по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Под предварительным следствием здесь понимается деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования (от возбуждения уголовного дела до составления обвинительного заключения, постановления о прекращении уголовного дела и т. п.). Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» в состав криминальной милиции входят следующие подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения; оперативно-розыскной информации.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Также криминальная милиция различается по сфере деятельности. Так, криминальная милиция создается при центральном аппарате Министерства внутренних дел РФ, в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
1.1.4. Налоговые органы
Налоговые органы представляют собой централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти – Федеральной налоговой службы и его территориальных подразделений – Управлений ФНС по субъектам РФ и территориальных инспекций ФНС.
Налоговые органы призваны обеспечивать контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Налоговые органы обладают правами, предусмотренными в ст. 31 Налогового кодекса РФ.
Что признается налоговой тайной?
Согласно ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговая тайна – это любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об ИНН, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения и предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Под налоговым контролем следует понимать мероприятия, проводимые должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в целях контроля за правильностью исчисления, уплаты налогов и сборов.
Формами налогового контроля согласно ст. 82 НК РФ являются: проведение налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проведение проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Перечень форм налогового контроля является не исчерпывающим и может быть конкретизирован общими положениями о правах налогового органа.
1.1.5. Судебная власть
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Федеральными судами являются:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд РФ;
верховные суды субъектов РФ (республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов);
районные суды;
военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ следующих актов:
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Также Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; и между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; а также между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав.
Также он дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Дает толкование Конституции РФ, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд осуществляет и иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ.
1.1.6. Нотариальные органы, адвокатура
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Иными словами, государство делегирует право совершать ряд действий от его имени нотариусам, причем Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают, что нотариальные действия совершаются как нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством. Под предпринимательством понимается коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли. Деятельность нотариуса не направлена на извлечение прибыли, а тариф на оказание нотариальных действий устанавливается законом.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:
1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) совершают протесты векселей;
15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16) принимают на хранение документы;
17) совершают морские протесты;
18) обеспечивают доказательства.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают все вышеперечисленные действия, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
Если в нотариальном округе нет государственной нотариальной конторы, совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
В городе Москве в настоящее время нет государственных нотариальных контор, и все виды нотариальных действий осуществляют частные нотариусы.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
В том случае, если в населенном пункте нет нотариуса ни государственного, ни частного, нотариальные действия могут совершать должностные лица органов исполнительной власти. Однако перечень действий, которые они могут совершать, ограничен. Они могут удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры к охране наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Законом на должностные лица органов исполнительной власти могут возлагаться совершение и иных нотариальных действий. При этом следует знать, что органы местного самоуправления (администрации, исполкомы районов, городов, сельских населенных пунктов, преобразованные в органы местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не имеют права на совершение нотариальных действий.
1.1.7. Частные детективные и охранные службы
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях сыска проводятся следующие действия: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;
охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.
Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.
Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.
1.2. Права и обязанности правоохранительных органов
1.2.1. Права милиции
Имеет ли сотрудник милиции право изымать у гражданина паспорт или взять его в залог выплаты штрафа?
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ (п. 22) запрещается изъятие паспорта у граждан, кроме случаев, предусмотренных законом (призыв на срочную службу в армию, решение или приговор суда и т. п.). Согласно ст. 19.17 КоАП РФ незаконное изъятие удостоверений личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог запрещается, а лица, виновные в совершении данного правонарушения, привлекаются к административной ответственности.
Таким образом, после просмотра паспорта сотрудник милиции обязан отдать его гражданину Если этого не происходит, то впоследствии по возвращению паспорта необходимо написать заявление в органы прокуратуры с требованием о привлечении сотрудников милиции, взявших ваш паспорт в залог, к административной ответственности. Те же требования применимы и к паспортам граждан других государств, прежде всего граждан СНГ Их паспорта являются собственностью других государств. Поэтому гражданам СНГ, вне зависимости от того, что им инкриминирует российская милиция, необходимо писать жалобу в органы прокуратуры РФ и в консульства своих стран.
Имеет ли право милиционер, остановив гражданина на улице, производить его обыск и проверять наличие денег в кошельке, а также содержимое сумки без присутствия понятых?
Личный досмотр может проводиться лишь в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Личный досмотр должен проводиться только в присутствии понятых, с составлением протокола. Если личный досмотр был проведен с нарушением законодательства, обнаруженные в ходе такого досмотра доказательства правонарушения являются ненадлежащими доказательствами, и суд не примет их во внимание.
Если гражданина подвергли незаконному или немотивированному досмотру, ему следует обжаловать действия сотрудника милиции вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Имеют ли право сотрудники милиции изымать у граждан какие-либо вещи и документы?
В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности.
Такое изъятие должно осуществляться в ходе предусмотренных законом действий: выемки (ст. 183 УПК РФ), обыска (ст. 182 УПК РФ), личного обыска (ст. 184 УПК РФ), осмотра (ст. 177, 180 УПК РФ), личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и других действий, о которых идет речь в ст. 27.10 КоАП РФ.
Факт и процедура изъятия, упаковки изъятых вещей должны быть отражены в письменном документе.
В каких случаях сотрудники милиции могут применять физическую силу, оружие?
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ «О милиции», а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обременен рядом обязанностей. Так, милиционер обязан предупредить о своем намерении, а также дать время на выполнение требований, если только нет опасности для жизни и здоровья граждан и сотрудников милиции. Он должен стремиться к тому, чтобы причиняемый вред был минимальным. В случае, если были ранены случайные прохожие, сотрудники милиции должны предоставить доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок родственников этих граждан. Милиционер обязан уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Также сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;
2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Могут ли сотрудники милиции беспрепятственно входить в жилые и иные помещения?
Сотрудники милиции имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, не позднее 24 часов.
У органов внутренних дел как у органов дознания право беспрепятственно входить в жилые помещения имеется лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства:
а) внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия;
б) принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов), имеющих отношение к делу;
в) для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
г) необходимо срочное обеспечение личной безопасности граждан и (или) общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
д) в иных случаях.
Без получения судебного решения может также проводиться обыск в целях поимки преследуемого преступника.
В случае необходимости (наличия к тому оснований) производства осмотра не в жилище, а в ином помещении граждан, на принадлежащих им земельных участках, на территории и в помещениях, занимаемых организациями, орган дознания (дознаватель) в пределах своей компетенции вправе произвести данное следственное действие вне зависимости от высказанных по этому поводу возражений со стороны собственников (владельцев или пользователей) помещений (территории).
Уведомлять прокурора о производстве такого проникновения в помещение (на территорию) милиция не обязана.
1.2.2. Обязанности милиции
Какой орган занимается выдачей лицензий на хранение и использование оружия?
В соответствии с поди. 10 ст. 10 Закона РФ «О милиции» разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения осуществляют органы милиции, а именно органы внутренних дел. Также в их обязанности входит контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия.
Должен ли сотрудник милиции оказывать помощь гражданам в случае, если он не находится на службе?
Милиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Сотрудник милиции на территории Российской Федерации согласно ст. 10 Закона РФ «О милиции» независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:
оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
Вправе ли должностные лица налоговых органов и органов внутренних дел проводить совместные проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники предприятиями, учреждениями, организациями, а также индивидуальными предпринимателями?
Организация деятельности налоговых органов и органов внутренних дел (милиции), их права и обязанности регламентируются действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О милиции» милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы внутренних дел (милиции) обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, милиции предоставлено право беспрепятственно входить в производственные помещения, а также проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено право должностных лиц органов внутренних дел (милиции) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, рассмотрение дел по которым (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин) осуществляют налоговые органы.
Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов внутренних дел (милиции) оказывать помощь должностным лицам налоговых органов.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.
Таким образом, проведение должностными лицами налоговых органов и органов внутренних дел совместных проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники предприятиями, учреждениями, организациями, а также индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Права и обязанности граждан
1.3.1. Права граждан в отношениях с правоохранительными органами
В каких случаях можно обращаться в милицию? Как себя вести, какие данные сообщать?
В милицию можно обращаться как в письменной форме, так и в устной. Вне зависимости от того, какую информацию о преступлениях или правонарушениях содержат эти заявления, все они должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Не регистрируются лишь анонимные письма, но если в анонимном письме говорится о готовящемся или совершаемом преступлении, они передаются в соответствующие оперативные службы.
Если сообщение поступает в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией в книге учета сообщений в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются сведения о заявителе, краткое содержание заявления, регистрационный номер по Книге учета сообщений, подпись лица, принявшего заявление, дата регистрации заявления. В талоне-уведомлении указываются сведения о лице, принявшем заявление, регистрационный номер по Книге учета сообщений, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. Именно этот талон-уведомление должен быть выдан заявителю на руки.
Если гражданину стала известна какая-либо информация о преступлении или ином правонарушении, куда следует об этом сообщить и в какой форме? Имеют ли право сотрудники милиции отказаться от приема такого заявления?
В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел.
Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, по телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, изучаются начальником органа внутренних дел и при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел и действовать в соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ «О милиции». Полученные ими сообщения о преступлениях и иная информация передаются в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел (по телефону или с помощью иного вида связи).
Дежурные подразделения вневедомственной охраны и государственной инспекции безопасности дорожного движения информацию о выявленных преступлениях или происшествиях, а также о принятых по ним решениях передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел.
Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного действия, о ранее не зарегистрированном преступлении заносится в протокол следственного действия и оформляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
Сотруднику милиции предъявлен паспорт гражданина РФ. Какие требования сотрудника милиции к обладателю паспорта и к виду паспорта правомерны?
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
Согласно п. 5 Положения в паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летного возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (загранпаспорт).
По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте также производится отметка о его группе крови и резус-факторе.
Согласно п. 6 Положения запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным.
Даже при отсутствии в паспорте отметки о месте регистрации он является документом, удостоверяющим личность гражданина.
Паспорт становится недействительным по достижении владельца паспорта возраста 20 и 45 лет, когда он подлежит замене на новый.
Какие документы считаются удостоверяющими личность гражданина? Может ли сотрудник милиции при проверке документов, удостоверяющих личность, настаивать, чтобы ему предъявили именно внутренний паспорт гражданина РФ?
Ни в Конституции РФ, ни в Законе РФ «О милиции», ни в каких-либо других нормативных документах, регламентирующих деятельность милиции и ее права, а также права и обязанности граждан, не содержится требование о том, чтобы граждане обязательно и постоянно носили при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документов не является ни административным проступком, ни преступлением, поэтому сам по себе факт отсутствия у гражданина документов не дает никаких оснований как бы то ни было карать его.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ. Вместе с тем в Законе РФ «О милиции» не говорится, что сотрудник милиции вправе требовать от гражданина в качестве документа, удостоверяющего личность, только паспорт.
Случаи, когда то или иное правовое действие совершается гражданами только при личном предъявлении паспорта, совершенно однозначно определены в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах (например, в судопроизводстве, при осуществлении нотариальных действий, записи актов гражданского состояния, приеме и увольнении с работы, выдаче заграничного паспорта, военного билета, водительских прав, действиях по доверенности и т. д.).
Таким образом, требование сотрудника милиции предъявить именно и только паспорт во время проверки удостоверяющих личность документов на улице или в другом общественном месте не является правомерным.
В качестве документа, удостоверяющего личность, может быть предъявлен любой документ, позволяющий однозначно идентифицировать вашу личность, а также позволяющий впоследствии и в случае необходимости через орган, выдавший вам удостоверяющий документ, установить ваши данные как гражданина.
Такой документ должен иметь вашу личную фотографию, полные фамилию, имя, отчество, другие данные, которые указываются в обязательном порядке в данной категории документов, срок действия документа, наименование органа или учреждения, выдавшего документ, полное его наименование, если этот орган является официальным, а также месторасположение или адрес, если это организация, предприятие или учреждение. Документ должен быть скреплен печатью и заверен подписью должностного лица или руководителя выдавшей его организации.
К таким документам в первую очередь относятся документы, выдаваемые официальными органами и учреждениями, имеющие степени защиты от подделки: загранпаспорта, водительские права, военные билеты, служебные удостоверения, выдаваемые государственными и муниципальными органами и учреждениями. Также к таким документам можно отнести студенческие билеты, зачетные и трудовые книжки, пенсионные и ветеранские удостоверения, удостоверения предприятий, фирм и организаций.
Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания?
Единственной статьей КоАП РФ, в которой речь идет об ответственности за проживание без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 19.15 от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в ч. 1 ст. 23.3, вправе старшие участковые уполномоченные и участковые уполномоченные. Из всех служб милиции только служба участковых уполномоченных вправе составлять протоколы по факту правонарушения по ст. 19.15 КоАП РФ и наряду с другими должностными лицами органов внутренних дел рассматривать дела по ст. 19.15 КоАП РФ и, соответственно, налагать предусмотренные в ней административные взыскания в виде наложения административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ.
Таким образом, сотрудники любого другого подразделения милиции не уполномочены законом, во-первых, проверять наличие у гражданина регистрации по месту пребывания или жительства и составлять по факту нарушения протокол; во-вторых, налагать предусмотренное указанной статьей административное взыскание в виде штрафа, а тем более взыскивать за это на месте штраф «живыми» деньгами.
Правомерны ли вопросы сотрудника милиции о целях приезда в Москву, сроках пребывания в городе, планируемом месте проживания или месте, где приезжий остановился?
Такие вопросы со стороны сотрудников милиции правомерны при составлении протокола административного задержания. Во всех остальных случаях, в том числе и при проверке документов, этот вопрос неправомерен. При этом лучше ответить на него в общей форме, чем просто проигнорировать.
Приезд и передвижение или пребывание в том или ином населенном пункте России, в том числе в Москве или Московской области, может основываться только на желании гражданина.
Имеет ли право милиция за отсутствие регистрации доставить гражданина в отделение милиции и задержать его в административном порядке?
Нет, такого права у сотрудников милиции нет. Перечень ситуаций, когда возможно доставление правонарушителя в милицию и его административное задержание, в исчерпывающем виде содержится в соответствующих разделах КоАП РФ. Ни доставление в милицию, ни административное задержание за нарушение правил регистрации, даже если это нарушение обнаружено в жилом помещении участковым инспектором, тем более при обнаружении такого нарушения на улице или в общественном месте, соответствующими статьями КоАП РФ не предусмотрены и являются незаконными. Действия сотрудников милиции, осуществляющих привод или административное задержание по такому основанию, являются противоправными, за что они должны привлекаться к ответственности в установленном порядке в случае обнаружения или обжалования их действий.
Исключение составляют случаи, когда у патрульного сразу на месте возникли обоснованные подозрения в совершении гражданином каких-либо иных не связанных с отсутствием регистрации или истекшим сроком действия документов правонарушений. Если такие подозрения возникли, их причины разъяснены гражданину, а у него нет при себе никаких документов, удостоверяющих личность, либо он покушается на побег, то доставление его в отделение милиции обоснованно.
Доставление в отделение милиции возможно также в случае, когда предъявленный документ, в первую очередь паспорт гражданина РФ, содержит явные следы подделки, что само по себе является серьезным правонарушением.
Срок, на который может быть задержан гражданин, подозреваемый в совершении преступления, составляет 48 часов.
Имеет ли право милиционер-мужчина проводить личный досмотр женщины?
Основания и порядок производства личного досмотра лица и досмотра находящихся при нем вещей урегулированы ст. 27.7 КоАП РФ. Согласно данной норме права указанные действия могут быть осуществлены в целях обнаружения не только предметов административного правонарушения, но и орудий его совершения. Обязательное условие правомерности производства личного досмотра – производство его лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
На какое время милиция может задерживать или арестовывать граждан?
Срок, на который лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, составляет 48 часов.
Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрена возможность продления срока задержания. Рассмотрев ходатайство о заключении лица под стражу, суд вправе продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.
Закрепленное в п. 8 ст. 11 Закона РФ «О милиции» право милиции задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям продублировано в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. В соответствии с УИК РФ милиция может задержать на срок до 48 часов скрывшееся с места жительства лицо, осужденное к отбыванию наказания в виде исправительных работ, если его местонахождение неизвестно. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
Аналогичны срок (до 48 часов) и порядок его продления у некоторых других видов задержания:
осужденного к ограничению свободы, оставившего территорию исправительного центра на срок свыше 24 часов (ч. 5 ст. 58 УИК РФ);
злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ (штрафа) осужденного, местонахождение которого неизвестно (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32 УИК РФ);
осужденного к ограничению свободы, уклоняющегося от получения в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства предписания о направлении к месту отбывания наказания или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок (ч. 4 ст. 48 УИК РФ).
Какие права гражданин имеет при задержании и при аресте?
При задержании или аресте гражданин имеет право: на молчание (ст. 51 Конституции РФ); на получение квалифицированной правовой помощи адвоката с момента объявления протокола задержания или постановления о применении меры пресечения (ст. 48 Конституции РФ, ст. 47, 52 УПК РФ);
защиту любым законным способом (ст. 45 Конституции РФ);
на соблюдение презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ);
на участие в проведении следственных действий в период предварительного расследования и в суде (ст. 52 УПК РФ);
на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека», ст. 131 УПК);
на судебную защиту в судах общей юрисдикции, в Конституционном Суде, в Международном суде (ст. 46, 47 Конституции РФ).
Сотрудники милиции при задержании обязаны представиться, объяснить, какое правонарушение совершил гражданин или в совершении какого преступления он подозревается.
При задержании по подозрению в совершении преступления гражданину обязаны разъяснить его права, в том числе и право не давать показания против себя и своих родных. Каждый имеет право иметь защитника и встречу с ним до первого допроса, о чем составляется протокол. Также должен быть составлен протокол о задержании, в котором объясняются основания и мотивы задержания, его место и дата. В протокол должны быть внесены объяснения задержанного и время составления протокола и разъяснение подозреваемому его прав. После составления протокола может быть проведен личный досмотр и извлечение вещей и документов.
1.3.2. Обжалование действий сотрудников милиции
Незаконные действия сотрудников милиции можно обжаловать в вышестоящие органы, подать жалобу вышестоящему должностному лицу милиции, прокурору или в суд (ст. 39 Закона РФ «О милиции»).
Если такой факт подтвердится, то вред, причиненный гражданам или организациям такими неправомерными действиями, должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Вместе с этим, несмотря на широкий круг лиц, к которым можно обратиться при нарушении сотрудником милиции действующего законодательства, необходимо учитывать следующее.
Закон устанавливает ограниченные сроки для обращения с жалобой (например, жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности может быть направлена в течение 10 дней), поэтому такое обращение в некоторых случаях возможно лишь в один из названных органов.
Вследствие этого важно правильно выбрать инстанцию, в которой действительно рассмотрят содержание жалобы и дадут объективную оценку действиям работника милиции.
Так, если сотрудник милиции отказывается совершить какое-либо действие, то наиболее эффективно и целесообразно обратиться к его непосредственному начальнику.
Если же нарушение является следствием системы работы всего органа внутренних дел, то лучше обратиться в вышестоящий орган, ведь маловероятно, что руководитель милиционера не знаком с ситуацией.
Этой же логикой необходимо руководствоваться и в случаях, когда нарушение является следствием работы всей системы органов внутренних дел: обжалование будет эффективным только при обращении в суд или в прокуратуру.
Справедливое возмещение ущерба, скорее всего, будет возможно лишь в случае обращения в суд.