Часть вторая.
Теория Уровней Абстрактного Интеллекта
5. ТУАИ – теория уровней абстрактного интеллекта
Добрый день.
Сегодня я бы хотел поговорить об одной специальной модели, которая называется «теория уровней абстрактного интеллекта» – ТУАИ.
Кое-что вспомним из предыдущих лекций. Вот это случай, когда мы пользуемся знанием. Это значит, что у нас есть большая хорошо проработанная модель, мы можем сопоставить ее с нашей проблемой, получить теоретическое решение, потом проверить его на практике.
Как видите, модель предполагается большой, целостной. Не так просто такую модель сделать. Если у вас есть оригинальная модель, знайте, что она имеет самостоятельную ценность.
В отличие от мыслеобразов, которые могут быть маленькими, например – отдельный анекдот – он не требует больших интеллектуальных усилий – модели создаются авторами. Как видно из этой схемы, авторов в природе не так уж много. Если принять количество потребителей за 100% – сколько трансляторов тогда? Их меньше – во сколько раз? На одного учителя сколько суммарно приходится учеников? 10? 100? Я бы поставил трансляторам 1%. Авторов – тех, кто пишет учебники – их гораздо меньше. Я бы поставил им 0.01%. Это очень мало. Людей способных строить модели – очень мало. А значит – к моделям надо относиться внимательно и бережно.
Излагая любую модель мы вынуждены разделить изложение на две части. Во-первых, надо описать и исследовать модель саму по себе. Во-вторых, надо описать отображение модели на реальность. Начнем с первой части.
Сегодня мы поговорим о модели, которая называется ТУАИ – теория уровней абстрактного интеллекта. Эту модель я придумал в 1989 году. С тех пор я ей пользуюсь, модифицирую. Но в принципе она выдержала проверку временем, и я пользуюсь ей и сегодня. Я уже сказал, что отображать модель на реальность мы научимся позже. Узнавать – в окружающей действительности – уровни мы научимся позже. Сейчас предположим, что мы уже умеем их узнавать, и попытаемся с ними поработать.
Практика показала, что существуют четыре ситуации, в которых уровни абстрактного интеллекта можно применять. Первая ситуация: человек у которого есть определенная задача. Вторая ситуация: человек общается с другим человеком. Третья ситуация: человек против сообщества других людей. Четвертая ситуация: одно сообщество против другого. Как мы увидим, во всех этих ситуациях модель ТУАИ работает хорошо
рис 19. Четыре ситуации
В данный момент мы с вами можем считать, что уровни – это некоторые явления, которых бывает восемь. У них есть номера. Сейчас я использую карты для иллюстрации. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Сейчас мы представим моделирование как игру в такие карты. Каждая из сторон делает какой-то ход И все вместе дает определенный результат. Иногда я использую уровень 9 – это джокер – карта, которая может заменить любую по желанию игрока. Впрочем, эта ситуация встречается редко.
рис 20. От 1 до 8
рис 21. 9 это джокер
Первая ситуация. Есть человек и есть задача. Задача показывает какой-то определенный уровень. Человек показывает свой уровень. Надо сравнить уровень человека с уровнем задачи. Равны они или нет? Равны – успех. Не равны – неудача. Такова первая ситуация.
рис 22. Человек – задача
Вторая ситуация: два человека друг против друга. Оба человека могут одновременно сделать ход – предъявить один уровень. Сравним уровни, возьмем модуль разности. Возможны три варианта.
Первый вариант. Если уровни сторон равны, то это конкуренция. Ничья, небольшой выигрыш каждой стороны.
Второй вариант. Уровни соседние. Выгодная ситуация – кооперация. Выигрывают оба и много. Старший выигрывает чуть больше. Устойчивый союз, взаимодействие, комфортное для обоих участников.
Третий вариант. Далекие уровни, разность по модулю больше 1. Ситуация – война. Непонимание, взаимная агрессия. Тот, кто ниже – победитель – получает небольшой плюс. Тот, кто выше – проигравший – получает большой минус и вынужден покинуть игру. В реальной жизни он погибает или бежит. Вот такие варианты, если играют два человека и каждый делает один ход.
рис 23. Человек – человек
Третья ситуация. Человек против группы. У человека есть определенный уровень. А у группы есть набор разрешенных уровней. Некоторое множество. Входит ли уровень человека в данное множество? Входит – успех, человек принят в сообщество. Не входит – неудача, человека не принимают в сообщество.
рис 24. Человек – группа
Четвертая ситуация. В отличие от ситуации «человек-человек», где стороны имели только один уровень и ходили одновременно, здесь стороны имеют наборы уровней и ходят попеременно. Каждая пара последовательных ходов интерпретируется по правилам ситуации «человек-человек».
Один возможный вариант.
рис 25. Группа – группа, вариант 1
Другой возможный вариант.
рис 26. Группа – группа, вариант 2
Мы увидим ниже, что группы из четырех уровней, идущих подряд, играют важную роль в обществе и что названия этих групп, показанные на картинках, не случайны
Спасибо.
Вопросы по содержанию
Правила игры в четвертой ситуации, если их понимать буквально и без добавок, не порождают тот ход игры, который показан в первом примере.
Конец ознакомительного фрагмента.