Раздел 2. Прикладная социология
Глава 4. Программа социологического исследования
Очень часто данные, полученные в ходе социологического исследования, позволяют манипулировать, принимать решения, идущие вразрез с общественным мнением, что приводит к дискредитации социологии как науки. Существует даже расхожий афоризм «Социология – наука точная, сколько заплатишь, столько и получишь». Это происходит, когда социологическое исследование проводится с нарушением общеметодологических принципов построения программы исследования. На решение задач, связанных с формулировкой исходных методологических положений, определением адекватных целей, направлены создание и разработка программы социологического исследования.
Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, предмет и объект исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификации гипотез.
Программа социологического исследования обычно включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих основных разделов.
1. Методологический раздел, включающий указание цели и задач исследования, формулировку и обоснование проблемы, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий, формулировку гипотез.
2. Методический, или процедурный, раздел, включающий определение объема обследуемой совокупности, а также процедуру выборки, характеристику используемых методов сбора социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки; здесь же прилагаются макеты таблиц и формулы коэффициентов.
3. Рабочий план исследования является третьим разделом программы исследования и представляет собой особый документ, в котором характеризуется и планируется последовательность этапов исследования, определяются ответственные лица, сроки прохождения этапов исследования и ресурсы (стоимость и др.).
Методологический раздел содержит теоретическую часть программы.
Первым шагом является определение целей и задач исследования, а также его характера (теоретическое или прикладное исследование). Цель исследования формируется как наиболее значимый результат с определением ориентации исследования на теоретический или прикладной характер, что в свою очередь позволяет обозначить тип исследования и его методы.
Целями могут выступать:
• получение нового знания об объекте, который интересует заказчика исследования или социолога;
• решение производственных и управленческих ситуаций, разработка рекомендаций для конкретных органов или работников;
• проверка и улучшение социологических методик или методологических разработок;
• прогнозирование или оптимизация процессов, которыми управляет заказчик исследования;
• выявление причинно-следственных связей с целью управления процессами или объяснения состояния объекта.
Цели исследования могут быть общими и конкретными. Возможно также выделение отдаленных (стратегических) и ближайших (тактических) целей. Определение цели исследования – важный этап разработки программы. Неточно сформулированные цели обусловливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций.
Не меньшее значение имеет обоснование актуальности темы. Под актуальностью чаще всего понимается, в какой степени реальная ситуация важна для общества в целом или для его части (региона, отрасли), насколько важны социологические исследования этой ситуации, могут ли социологи дать рекомендации для улучшения или преодоления этой ситуации. Для социологов это подразумевает формирование проблемных ситуаций, в контексте которых ведется исследование.
Обоснование контекста всего исследования, определенных рамок, обрисовка проблемной ситуации в значительной степени обусловливают конечный результат исследования. Ошибочно представление о том, что вот начнем собирать материал, проводить опросы, а уж от этого будут зависеть и конечный продукт, и концепция исследования. При таком подходе полезного результата не получишь. Важную роль играет правильная постановка вопросов, на которые надо ответить в ходе исследования (например, победит ли в предвыборной борьбе кандидат А, какая доля населения возьмет ипотечные кредиты, сколько выпускников нашего вуза станет миллионерами и гордостью нации и пр.)
Вторым шагом, необходимым для результативности исследования, является описание проблемной ситуации. Формулировка проблемы – весьма ответственный момент. От того, насколько верно будет определена проблема, во многом зависит ход исследовательского процесса.
Проблема всегда содержит основное противоречие, суть которого заключается в том, что есть потребности индивида, но отсутствуют ресурсы или знания для удовлетворения этих потребностей. Исследование направлено на поиски средств, как разрешить это противоречие. Затем происходит определение главной стороны проблемы – предмета исследования: что будет изучаться в данном случае.
Предмет – это то, на что направлен процесс познания в исследовании. Это также важная методологическая часть программы.
Следующий шаг – выделение объекта исследования. Под объектом исследования понимают сферу общественных отношений, содержащую социальное противоречие, или некоторую часть населения. Предметом также может быть главная сторона объекта.
Например, исследователь может изучать эффективность работы вуза. В качестве объекта исследования могут выступать преподаватели вуза или его студенты, так как те и другие могут высказать компетентные мнения о работе вуза. Предметом исследования могут стать либо методы отбора наиболее талантливой молодежи (экзамены или тестирование), либо качество работы преподавателей, либо вопросы управления вузом и т. п.
Надо также выделить единицу наблюдения и единицу анализа. Например, в качестве единицы наблюдения (источника информации) будут выступать индивиды (студенты разных вузов), а единицами анализа будут вузы. Единица наблюдения – это элемент совокупности, относительно которого ведется сбор социальной информации. В программе также указывается единица анализа. Единица наблюдения и единица анализа могут совпадать, а могут различаться. Например, на этапе сбора информации единицей наблюдения являются индивиды, а на этапе обработки и анализа информации единицей анализа выступает коллектив. Так, проводя анкетный опрос индивидов, исследователь получает средние величины и сравнивает между собой различные коллективы, регионы, отрасли. Иначе говоря, мы обобщим ответы студентов по вузам и будем оперировать средними величинами по вузам. Например, в РАП число отличников 45 %, а в Московском технологическом институте – 35 %.
Завершающим шагом методологической части является формулировка гипотез.
Выдвижение гипотезы и ее логическое обоснование в социологии определяется содержанием структуры социальных явлений, которые существуют на макро- и микроуровнях, а также характером взаимосвязей между социальными явлениями и определяющими их факторами.
По содержанию гипотезы делятся: на основные, отражающие цель и задачи исследования и получающие подтверждение в процессе исследования, и гипотезы-следствия (выводы), возникающие в процессе осмысления и обработки эмпирических данных, полученных еще в ходе исследования. Их также следует проверять. Полученный после проверки материал включается в общий массив эмпирических данных, подвергающийся количественной и качественной обработке. Гипотезу можно рассматривать как главный элемент программы исследования, поскольку она показывает, будет ли приращение нового знания. Поэтому оценку качества программы и будущего исследования, его результатов надо начинать с гипотез. Если гипотезы отсутствуют или они пустые, не надо начинать исследование, время и деньги будут потрачены впустую.
Между методологическим и методическим разделами программы осуществляется переходная процедура – теоретическое уточнение (интерпретация) понятий. Происходит трудоемкий процесс определения рабочих понятий, которые будут использоваться в данном исследовании как базовые. Так, понятие «труд» можно интерпретировать как работу, вид профессиональной деятельности, форму занятости и т. д. Социолог выделяет понятия, адекватные объекту и предмету исследования, и в конечном результате составляет список таких понятий, которые войдут в инструментарий как социальные показатели. Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходят авторы в своем исследовании.
Важное место в программе занимает также эмпирическая интерпретация понятий. Ее суть заключается в том, чтобы перевести общие понятия в конкретные вопросы и ответы анкеты. Если, скажем, мы изучаем вопросы эффективности работы вуза, то неправильно будет ставить вопрос: «Эффективно ли работает ваш вуз?». Каждый человек понимает эффективность по-своему. Следовательно, категорию «эффективность» надо разложить на первичные составляющие ее элементы – понятные и требующие однозначного ответа. Например, «Сколько депутатов или министров вышло из вашего института?», «Какова доля выпускников с красными дипломами?».
Далее начинается разработка второго раздела программы социологического исследования – методического, или процедурного. Здесь отрабатываются основные процедурные вопросы исследования. Данная часть делится на четыре этапа: подготовительный, полевой, этап обработки и заключительный.
1. На подготовительном этапе в первую очередь ведется разработка инструментария исследования. В соответствии с целями и задачами отбираются ведущие методы сбора социальной информации и идет разработка документов исследования: анкет, бланков наблюдений, вопросников интервью и т. д. По специальной методике выбираются полевые единицы наблюдения (т. е. опрашиваемые или наблюдаемые), разрабатывается модель статистической выборки, которая должна быть репрезентативной, т. е. представлять необходимые группы населения адекватно основным социально-демографическим и другим параметрам генеральной совокупности, т. е. всего населения или состава объекта исследования.
В качестве таких единиц могут выступать индивиды или группы людей (бригада, учебная группа, цех, экипаж и т. д.). Чаще всего в ходе социологических исследований в качестве единицы наблюдения выступают индивиды. В процессе контент-анализа единицей наблюдения являются газеты, журналы, программы радио и телевидения.
В зависимости от того, что выбрано единицей наблюдения, определяются тип выборки и способ отбора таких единиц. Если за единицу взята семья, то целесообразна семейная выборка. Отдельные лица отбираются с помощью, например, случайной выборки и т. д.
Выборочная совокупность (респонденты), т. е. лица, подлежащие опросу или другим методам исследования по изучаемым параметрам должны приближаться к показателям генеральной совокупности. Так социологи могут работать на малых выборках, когда исследование не превышает 30 единиц наблюдения, и на больших выборках, составляющих несколько тысяч единиц наблюдения. При исследовании локальных объектов (предприятие) могут применяться сплошные или 50 %-ные выборки, когда опрашивается каждый второй. Чем более однороден объект, тем меньше объем выборки.
Получив модель и расчет выборки от специалиста, социолог осуществляет важную процедуру – отбор полевых единиц наблюдения. Здесь следует соблюдать максимум объективности и научности при составлении списков респондентов, а также анонимность сбора социологической информации. Процедуры отбора за много лет выборочных обследований отработаны и математически обоснованы (это случайная, серийная, районированная выборки, механический отбор, квотная выборка).
Центральным моментом подготовительного этапа является пробное (пилотажное) исследование. Это наиболее трудоемкий момент. Пилотаж предполагает проигрывание всей системы процедур проведения исследования в «полевых» условиях. Перед пилотажем стоят следующие основные задачи:
а) проверка и доработка основных документов исследования;
б) проверка инструкций по заполнению документов исследования, инструкций для интервьюеров;
в) отработка рабочего плана проведения полевого этапа исследования.
Местом проведения лучше выбрать один из районов, попавших в выборку. Исследовательская группа комплектуется таким образом, чтобы ее участники во время пилотажа имели бы тесный контакт, могли бы обмениваться мнениями, вести дневниковые записи.
В первой части пилотажного исследования проводится сбор информации, отрабатываются методики опроса, а во второй части производятся обобщение и анализ собранных данных, отрабатываются формулировки, шкалы оценок и т. п.
2. Полевой (внелабораторный) этап представляет собой сбор эмпирических данных на местах. Эта работа проводится с использованием инструментария исследования на основе разработанных и апробированных методик в рамках соответствующих инструкций. Также требуется жестко контролировать доброкачественность поступающей информации и надлежащим образом ее хранить. Важную роль играет добросовестность анкетеров и интервьюеров, так как от них зависит качество исследовательских работ.
Полевой этап можно считать завершенным, когда собранный материал, соответствующим образом скомплектованный, доставлен в адрес исследовательской группы.
3. Этап обработки начинается с изучения собранного материала, его повторного контроля и выбраковки. Главное, даже если объем массива уменьшится, чтобы полученные данные давали реальную, а не искаженную картину. После этого материалы шифруют, кодируют, переносят на электронные или другие носители в зависимости от техники обработки. Одновременно социологом осуществляется работа по составлению программы обработки в виде перечня взаимосвязей. Для обработки данных на компьютере используются стандартные пакеты прикладных программ STATISTICA и SPSS. После компьютерной обработки данных исследовательская группа получает диаграммы и таблицы распределений в процентах, коэффициенты, индексы и т. д.
4. Завершающий этап исследования – обобщение и анализ эмпирических данных. Итог исследования оформляется в виде отчетов, методических материалов, записок с рекомендациями, научных публикаций.
И наконец, разрабатывается рабочий план исследования.
В нем отражается организационная работа от начала до завершения исследования. По мнению известного отечественного социального психолога Г. М. Андреевой, «в рабочем плане перечисляются основные этапы работы (составление программы, сбор материала, обработка и анализ материала, подготовка публикации или отчета и т. д.), характеризуется расстановка кадров, осуществляется увязка по времени различных действий, осуществляемых социологами и, наконец, намечается элементарный сетевой график движения всей работы»[8].
Практика составления рабочего плана исследования показывает, что эту работу следует начинать с разработки блок-схемы.
Блок-схема – это графическое изображение этапов исследования с определением внутренних связей всех видов работ и процедур данного исследования[9]. Блок-схема разрабатывается в соответствии с принятыми в организационном плане этапами исследования и его сроками. В нее заносят только те процедуры, содержание которых соответствует выполнению программы исследования и которые могут быть реализованы в установленные сроки. Блок-схема отражает только реальное содержание исследовательского процесса, в то же время практика выдвигает непредвиденные проблемы. Их заносят в дневник исследования, цель которого учитывать расхождения с рабочим планом.
Ни одно социологическое исследование не может проводиться стихийно. Организация социологического исследования – это процесс взаимодействия организационных мероприятий, направленных на регламентацию и осуществление исследовательской работы.
Ряд процедур продолжается в ходе всего социологического исследования. Постоянный характер носит анализ статистических данных, научной литературы, документов, данных других социологических исследований.
Всю документацию по ходу исследования можно разделить на две группы – внешнюю, куда входит вся совокупность объективных документов, используемых в исследовании (статистика, приказы, постановления правительства), и внутреннюю – документы, которые возникают в ходе самого исследования, – эмпирический материал, инструкции, формы контроля и учета и т. п.
В настоящий момент проведение комплексного социологического исследования требует привлечения многих организаций, а следовательно, и больших финансовых затрат. Поэтому необходимо составление финансовой сметы исследования, являющейся составной частью организационного плана работ.
Смета включает в себя расходы на исследовательские работы, такие как экспертиза, консультации, составление анкет, проведение опроса, первичная обработка материала, написание промежуточных отчетов и т. д. Она составляется исходя из общей суммы ассигнований на исследование, с учетом операций, которые входят в рабочий план исследования, и исходя из возможностей привлечения различных категорий сотрудников.
Глава 5. Методика и техника социологических исследований
Методы, используемые в социологии, достаточно обширны, в социологическом исследовании применяются как общенаучные, так и специальные социологические методы исследования. Поэтому непременным условием является выбор таких методов, которые позволяют собрать наибольший объем информации об объекте и предмете исследования. Чем объемнее объект, например, крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация о нем и тем большее число опрашиваемых она должна охватывать.
Определим вначале, что представляет собой социологическое исследование.
Социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или для совершенствования практики управления общественной[10].
Конкретный вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач. Различают разведывательное, описательное и аналитическое исследования.
Разведывательное – решает ограниченные по содержанию задачи, охватывая небольшие обследуемые совокупности, и основывается на упрощенной программе и ограниченном по объему инструментарии.
Описательное – более сложный вид исследования, представляющего собой социологический анализ, позволяющий составить относительно целостное представление об изучаемом явлении и о его структурных элементах. Оно проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария, например, когда объектом исследования служит относительно большая общность людей, различающихся по своим характеристикам. Например, крупное предприятие, где трудятся работники разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., или население города, района, области. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание таких методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации и, следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, чем определяются его основные количественные и качественные параметры. Подготовка и проведение такого исследования также требуют значительных временных затрат, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации это исследование носит комплексный характер, где, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов и наблюдения. Различия между этими двумя исследованиями определяются целями, задачами и гипотезами.
При проведении исследования социолог должен придерживаться нескольких правил.
1. Каков вопрос, таков и ответ. Поставленные вопросы должны быть адекватны целям и задачам исследования, раскрывать объект и предмет, помогать проверке гипотез. Надо стремиться к тому, чтобы вопросы и ответы были измеряемы и измерены. Например, нет смысла ставить вопрос: «Как Вы относитесь к труду?», поскольку понятие «труд» является философским и каждый понимает его по-своему. А вот на вопрос об оплате труда каждый даст конкретный ответ. По содержанию вопросы не должны навязывать желаемую информацию, а только выявлять мнение респондента.
2. Респондент всегда прав. Необходимо, чтобы содержание социологического документа не вызывало у респондента отрицательных эмоций, пробуждало уважение к исследователю и к самому исследованию, хотя реализация этого правила больше относится к технике проведения исследования.
3. Социолог должен быть профессиональным и соблюдать этические нормы поведения, создавая комфортные психологические условия для респондента, чтобы он почувствовал себя соисполнителем исследования. Это достигается рядом технических приемов, заложенных в программе, а также доброжелательными взаимоотношениями социолога и исследуемого.
4. Сомневайся! Вся техника и методика должны перепроверяться, полученная информация должна быть оснащена системой проверок и контрольных мероприятий. Разумеется, свод правил значительно шире[11].
Глава 6. Виды социологического исследования
Среди методов исследования наиболее применяемыми являются методы опросов, наблюдения, анализа документов, а также эксперимента. В последние годы в учебниках можно встретить и такие методы, как социометрический, фокус-группа, качественный («стади-гайд» и др.).
Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения между социологом и респондентом путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования[12].
Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70 % информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т. д.
Опрос является самым доступным методом сбора первичной социологической информации. Оперативность, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Но проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении с его помощью качественных данных.
Среди условий проведения опроса необходимы:
• во-первых, наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;
• во-вторых, создание благоприятной психологически комфортной обстановки, что часто зависит не только от подготовки и опыта лиц, проводящих опрос.
Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами опросов. Различают два основных вида опроса: анкетирование и интервьюирование, каждый из которых имеет многочисленные разновидности. По технике проведения опрос бывает почтовый, телефонный и др.
Анкетирование – это письменный очный или заочный опрос, преимущественно закрытого типа.
Интервьюирование – устный, очный опрос в основном открытого типа. Данные анкетного опроса и интервью могут быть получены по телефону и через Интернет.
В методическом плане, как правило, используются анкета или вопросник для интервью. При их разработке необходимо определиться с методикой проведения анкетного опроса, выбрав его форму.
На практике применяются три формы опроса.
1. Фронтальный опрос, когда опрашивается очень большой массив респондентов. Анкеты должны содержать минимум необходимой информации. Примером такой анкеты может служить ряд вопросов на тему: «Нравится ли вам учиться в университете?», и должны быть опрошены практически все студенты университета.
2. Разовый (экспресс-опрос) проводится в аудитории, представляющей малую группу от выборочной совокупности. Такой опрос базируется на случайной выборке, при этом информация, заложенная в анкете, должна носить строго обозначенный, но фрагментарный характер.
3. Опрос экспертов – получение информации у специфической аудитории, компетентно владеющей материалом. Анкета соответственно должна быть направлена на выявление уровня и качества знаний респондентов.
В качестве основного инструмента для опроса используется анкета, представляющая собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования.
Анкета должна иметь определенную структуру. Она включает вводную часть, основную часть и «паспортичку» (пол, возраст и другие данные). Важное значение имеют расположение вопросов, их формулировка, графическое оформление анкеты.
На титульном листе анкеты обязательно должны быть ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей его, место и год издания. В вводной части поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса. Нужно при этом заготовить нестандартный текст, раскрывающий важность исследования, и правила заполнения анкеты, настрой респондента во многом зависит от спектра исходных эмоций. Указывается и степень анонимности опроса. Здесь же даются разъяснения по заполнению анкеты. Правила заполнения и регистрации ответов могут содержаться в тексте отдельных вопросов основной части анкеты.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Вопросы и варианты ответов необходимо выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен быть легко читаемым. Возможно использование рисунков, схем, которые активизируют внимание респондентов, снимают напряжение.
«Паспортичка» представляет собой ответы на вопросы, дающие возможность выяснить демографические или социальные характеристики респондентов. К ним относятся пол, возраст, наличие образования, место жительства и некоторые другие.
В качестве примера предлагаем рассмотреть анкету, составленную «Обществом друзей Александра Дюма-отца», направленную на изучение популярности творчества этого писателя у отечественной молодежи и студентов в начале ХХI в.[13]
Анкета
В 2008 году состоится празднование юбилея, связанного с творчеством знаменитого писателя Александра Дюма.
В связи с предстоящим празднованием «Общество друзей Александра Дюма в России» проводит социологические исследования в среде молодежи, призванные выяснить, насколько популярно творчество писателя в начале XXI в. в нашей стране. Поэтому просим Вас сознательно отнестись к заполнению приведенной ниже анкеты. Конфиденциальность представленной информации гарантируется.
Определенный интерес представляют данные экспертных опросов. Первоначальным шагом экспертизы является отбор ее участников-экспертов. При отборе экспертов следует руководствоваться следующими параметрами – компетентность, статусное положение, наличие научных публикаций в данной области. Для опроса экспертов разрабатывается специальная анкета (бланк стандартизированного интервью), в которую обязательно должны войти сформулированные в виде вопросов цели, задачи и рабочие гипотезы исследования. Успех экспертизы во многом зависит от контингента экспертов. Поэтому, если проводится крупномасштабное исследование, то следует приглашать экспертов как высшего уровня – представителей органов центральной и местной администрации, так и среднего – представителей науки, культуры, просвещения; и нижнего – куда входят наиболее компетентные представители тех сфер, которые подлежат исследованию.
Интервью как специфический вид опроса применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уточнения области исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, пополнения данных из массовой статистики, а также опроса специалистов, экспертов. Используется интервью и как самостоятельный метод сбора информации в случаях, когда не требуется больших выборок. Кроме того, оно применяется как вид пилотажного пробного исследования при организации выборки на предприятиях сложной структуры или при исследовании духовного производства (театр, творческий коллектив, научный центр).
Интервью отличается от анкетирования тем, что бланк с вопросами интервьюер заполняет по ответам респондентов. При этом могут использоваться не только непосредственная фиксация ответов интервьюером, но и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, видеокамера. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а ассистент – запись.
Различают виды интервью, используя разные основания для их классификации. По степени формализованности (как главному основанию) выделяют несколько их видов – от полностью свободной беседы с респондентом до формализованной процедуры опроса.
При свободном (клиническом, психоаналитическом) интервью планируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана. Предполагается свобода интервьюера, в качестве которого нередко выступает сам социолог, исследователь.
Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. Однако их последовательность и формулировка не закрепляются в единообразной форме. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых в разведывательном исследовании.
Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, их причин и последствий. Степень стандартизации по сравнению с ранее рассмотренными видами интервью повышается. Все вопросы, включенные в план интервью, обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.
Интервью с открытыми вопросами предполагает их строго обязательную последовательность и точную формулировку. Интервьюер просто воспроизводит их без каких-либо изменений. Ответы респондентов в свободной форме записываются интервьюером (иногда прибегают к стенографии или магнитофонной записи). В некоторых случаях интервьюер может кодировать ответы на вопросы, пользуясь схемой классификации ответов (кодификатором). Этот вид интервью применяется при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.
Формализованное (стандартизованное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу, напоминающей анкетирование в присутствии анкетера. В нем поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Применяются карточки с закрытыми вопросами. Беседа ведется устно, в разговорном стиле.
В практике социологических исследований применяется и опрос с помощью компьютера и других технических средств, что также, естественно, подразумевает определенную степень стандартизации.
Типы вопросов, применяемых в опросе
Косвенные: «Нравится ли работа Вашим коллегам?».
Прожективные: «Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2–3 года, то по возвращении вернулись бы на нынешнюю работу?».
Личные: «Вы удовлетворены оплатой труда?».
Безличные: «Ваши коллеги удовлетворены оплатой труда?».
Вопросы-диалоги: «В газетах пишут, что темпы инфляции снижаются. Вы согласны с этим высказыванием?».
Виды шкал
Шкала отношений: «Сколько квадратных метров жилья построила Ваша фирма?»; «Сколько сотрудников у Вас работает?».
Наблюдение – это специфический способ организации информационного поля, связывающего социолога с объектом социологического исследования. При этом в идеале социолог получает информацию об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия, прямой регистрации явлений в их системной связи.
Сущность наблюдения. Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями.
В связи с этим корректное проведение социологического наблюдения подразумевает соблюдение двух фундаментальных принципов: дополнительности и параллельных наблюдений. Первый исходит из того, что объект наблюдения под влиянием наблюдателя (в его присутствии) корректирует свое поведение, и это приходится учитывать при окончательном истолковании результатов исследования. Например, декан, присутствующий на студенческом семинаре и наблюдающий за поведением студентов факультета. Второй требует организации нескольких одновременных наблюдений с последующим согласованием и анализом результатов.
Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ. Еще до разработки программы исследования специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды и т. п.
В то же время наблюдение является рядовым и далеко не единственным методом социологического исследования, что связано с ограниченностью самого метода. Отметим также, что не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, очень трудно путем наблюдения выявить неопредмеченные производственные взаимосвязи, зависимости, отношения; вне поля наблюдения находятся прошлые события, которые интересуют исследователя. Для изучения необходимы и другие методы: контент-анализ, опрос и др. Кроме того, наблюдение возможно лишь в момент события.
Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется видом наблюдения, среди которых различают следующие.
Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения и их качества, велика доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте. Это бывает, в частности, при случайных наблюдениях.
Неконтролируемое наблюдение часто применяется в социологическом исследовании. Оно типично для случаев, когда социологу неясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.
Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:
• разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;
• наличие разработанного плана;
• анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.
Оно служит основным методом сбора первичной информации или дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.
Невключенное наблюдение (внешнее) проводит исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.
Включенное наблюдение заключается в том, что социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с людьми, может даже вмешиваться (что нежелательно) в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе. Практически неизбежна первая фаза такой адаптации, когда к нему относятся настороженно. Она требует от наблюдателя большого такта, умения выбрать и освоить второстепенную социальную роль, избегать роли лидера или микролидера, поскольку это слишком меняет природу типичных для данного коллектива взаимосвязей и отношений.
Осознаваемое наблюдение – объект наблюдения осознает, что за ним наблюдают. Неосознаваемое наблюдение – объект не осознает, что находится под наблюдением. Они различаются методиками наблюдения.
Полевые и лабораторные наблюдения связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое наблюдение проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т. п.) Лабораторное наблюдение искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.
Систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.
Недостатком метода систематического наблюдения является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как существует риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных.
Этапы наблюдения. Для усиления эффективности наблюдения важен не только выбор вида наблюдения (или комбинации видов), но и составление плана исследования, отражающего исходные представления о характеристиках изучаемого объекта и фактах, которые надо собирать. В плане отражаются сроки, определяются средства сбора информации. Масштаб наблюдения, широта охвата явлений зависят от объема финансирования, использования технических средств, кадров наблюдателей и обработчиков данных.
Основными этапами наблюдения являются:
• разработка программы наблюдения (исследования);
• установление объекта и предмета наблюдения;
• определение его целей и задач;
• получение соответствующих решений, установление контактов;
• выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур;
• подготовка технических средств и документов;
• разработка протокола наблюдения, в котором все выделенные для наблюдения свойства изучаемого явления должны быть измеряемыми и измеренными (подобно ответам на вопросы анкеты);
• сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации;
• фиксация результатов (краткая запись, заполнение карточек регистрации данных, протокола наблюдения, дневника, техническая запись);
• контроль наблюдения за другими социологическими данными;
• составление отчета о наблюдении.
Качество наблюдения зависит и от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается или искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной и строгой. Оптимальным представляется вариант быстрой первичной записи в формализованном документе с заранее заданными количественными показателями с последующей обработкой по принятой методике с помощью компьютерного обсчета.
Существуют достаточно жесткие требования к профессиональной подготовке наблюдателей. Например, при включенном наблюдении исследователь должен быть не только умным и знающим социологом, но и просто тактичным, внимательным, общительным человеком с высоким интеллектуальным быстродействием и адаптационной пластичностью и культурой. Умение контролировать свое поведение, объективно оценивая его достоинства и недостатки, согласовывать весь спектр интересов трудового коллектива с интересами социологической группы – это очевидные требования к личным качествам работника, выполняющего включенное наблюдение.
Подготовка наблюдателей включает выработку особых знаний, умений и навыков. Наблюдатель должен знать теорию социологии, социальную психологию, специальную социологию, которая используется в конкретном исследовании, методы и тактику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта.
Для формирования умений и навыков наблюдателя целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях. Это позволит обнаружить типологию возможных или типичных для наблюдателя ошибок, выработать полезные поведенческие стереотипы наблюдения, навыки оформления документов и др. Занятия должны проводиться под руководством опытных социологов. Их основной задачей является отбор кадров, поскольку далеко не каждый может стать квалифицированным наблюдателем.
При применении метода наблюдения в социологическом исследовании можно выделить следующие типичные ошибки:
1) наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно;
2) выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования;
3) в состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации;
4) не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе исследования с принципиально разными ситуациями;
5) введены только оценочные или только описательные категории наблюдения;
6) в терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков;
7) не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков;
8) в качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, с ними не отрепетирована процедура наблюдения;
9) кодирование признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных;
10) аудиовизуальные средства наблюдения не подготовлены к процедуре наблюдения.
Анализ документов. Документом в социологическом исследовании считается «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи информации (исключая предметы материальной культуры и быта).
Круг документов, используемых в социологических исследованиях, очень широк. Их выбор зависит целиком от целей и возможностей исследования.
Чтобы верно выбрать конкретный эмпирический материал для анализа, необходимо уметь ориентироваться в огромном массиве существующих документов. Этому отчасти помогает общепринятая классификация документов по четырем основаниям.
По способу фиксации информации документы подразделяются на письменные, архивы эмпирических данных в машинно-читаемой форме (перфоленты, магнитные диски), иконографические и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки).
По форме изложения различают статистические и нестатистические документы. Статистические документы содержат данные, представленные в числовой форме, обычно систематизированные и сведенные в таблицы, графики, схемы. Статистическую документацию можно разделить на два основных вида. Это оперативная (учетная или описательная) статистика, в которую включается статистика естественного движения населения (регистрация фактов рождения, смерти, учет подвижности населения и т. д.), а также отраслевая статистика (различные данные по промышленности, образованию, здравоохранению, культуре и т. д.). Другой вид – сводная (аналитическая) статистика – обычно представлена в виде публикаций (например, анализ динамики различных сфер общественной деятельности).
По общей значимости документы делятся на официальные (конституция, законодательные акты и т. д.) и неофициальные.
По области значимости выделяются документы общественные (планы производственных коллективов, протоколы их собраний) и личные (письма, дневники, учет семейных доходов и расходов, автобиографии).
В зависимости от цели исследования анализ документов может быть как основным, так и вспомогательным методом (например, анализ научной литературы по проблеме на начальной стадии исследования), использоваться в комбинации с другими методами (опрос общественного мнения по какой-либо проблеме в комбинации с анализом писем в редакцию по этой проблеме). Кроме того, цели исследования и тип эмпирического материала диктуют выбор метода анализа.
Выделяются два основных метода: традиционный (или классический) и формализованный (контент-анализ).
При проведении традиционного анализа выделяются внешний и внутренний анализ документа. При проведении внешнего анализа изучаются следующие вопросы:
• что представляет собой документ (имеет он единообразную форму или это уникальный, неунифицированный документ);
• кто автор документа, и какова цель его создания (например, коллективный это документ или индивидуальный; как производится отбор фактов, каков их объем, о чем будет сказано в документе и что, скорее всего, будет открыто; какова оценка фактов и направление их интерпретации);
• какова надежность документа и достоверность зафиксированных в нем данных (ограничения восприятия и интерпретации фактов и ценностных суждений);
• достаточно ли данных, содержащихся в документе, для решения исследовательских задач или нужно привлекать дополнительный материал.
В соответствии с решением этих задач необходимо провести анализ исторического контекста документа, условий его создания (время и место; политическая, идеологическая и психологическая ситуация; вид документа; цель его создания; надежность и достоверность информации; данные об авторе).
Внутренний анализ представляет собой исследование непосредственного содержания документа, извлечение из него полезной информации, фактов, оценок, мнений. Этот анализ ведется в пределах ограничений, заданных внешним анализом.
Контент-анализ – это количественное изучение массовых вербальных (выраженных словом) документов в целях описания социального явления или проверки гипотез о нем.
Наиболее часто он используется для описания событий или процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.
Общественное мнение относительно таких серьезных вопросов, как различные экономические проблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т. п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет.
Одним из больших преимуществ контент-анализа является то, что отсутствует влияние на объект исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для его проведения требуются относительно малые затраты по сравнению с другими методами. Материалы для такого анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов. Записывающее видео- и аудиооборудование во многом облегчает контент-анализ аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Другим его важным преимуществом является то, что он позволяет исследователю изучать какое-либо общество, социальную группу бесконтактно, не наблюдая за ними непосредственно, а лишь используя документы. Контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника [14].
Появление термина content-analisys относится к концу XIX – началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (см. работы Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, А. Тенни и др.) [15]. «Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэлла и французского журналиста Ж. Кайзера.
Наиболее значимые работы связаны с деятельностью У. Липпманна, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла. А такие авторы, как Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, изучали формы тоталитаризма, антидемократизма, националистического шовинизма после окончания Второй мировой войны. С помощью этого метода с невероятной точностью были предсказаны время нападения на СССР, место и порядок проведения многих военных операций, выявлены основные секретные идеологические установки германского фашизма. Метод, получивший название контент-анализа, был сразу же закреплен и использовался в США только в целях разведки. А для широкой исследовательской практики он стал доступен только в начале 1960-х гг., когда, несколько модифицировав его, стали изучать воздействие средств массовой информации на общество.
Конец ознакомительного фрагмента.