Предисловие
В 1913 году ординатор неврологической и психиатрической клиники, которой руководил известный невропатолог Франц Ниссль, будущий великий представитель экзистенциализма Карл Ясперс, выпустил в свет «Общую психопатологию», имея за плечами два года практики помощника врача и два года практики врача ординатора в клинике Ниссля в Гейдельберге. Нужно сказать, что к этому времени в Европе и России господствовали взгляды основоположника научной психиатрии Эмиля Крепелина, учеником и последователем которого был Франц Ниссль. С тех пор вокруг предмета «общей психопатологии» не прекращаются споры. Самое главное в этих спорах можно отнести к двум моментам. С первого начал свой труд Ясперс: отделить психологию от психопатологии. Или, вернее, расширить границы психологии, растворив ее в общей психопатологии. Он сделал именно второе. Не случайно «Общая психопатология» стала докторской диссертацией Ясперса, защита которой принесла ему степень доктора психологии.
Вторым моментом была очевидная нестыковка «общей психопатологии» с частной психиатрией. То есть, применение ее к практике врача-психиатра. Ясперс и не ставил перед собой такой задачи. Основная его задача была сделать общую психопатологию наукой. Найти для нее научную методологию (методику). С этой задачей Ясперс справился блестяще, уложив известные психопатологические синдромы (в основном, острой шубообразной шизофрении и острого отравления мескалином) в феноменологию Гуссерля. Франц Ниссль, клиницист, руководитель Карла Ясперса, высказался об «Общей психопатологии» недвусмысленно: «Жалко Ясперса, такой интеллигентный человек, но занимается глупостью». Иронически: «Великолепно! Крепелина оставил далеко позади!».
И, все же, «Общая психопатология» К. Ясперса совершила переворот именно в психиатрической мысли. Во-первых, она была выделена в самостоятельный предмет. Во-вторых, этот предмет подвергся научному исследованию. Возможно, с нами не согласятся коллеги, но «Общая психопатология» в научном исследовании так и не продвинулась вплоть до наших дней. Но, точно также, и сейчас брешь, между «Общей психопатологией» Карла Ясперса и частной психиатрией остается открытой.
«Общая психопатология» Карла Ясперса – это предмет, где психология обыденного сознания и его психопатология – неразличимы. И этот «отрезок» человеческой реальности осмыслен автором не как практиком-психиатром, а как философом-феноменологом, с привлечением обширных знаний из культурологии, антропологии, биологии, философии, медицины.
В основу современных классификаций психических и поведенческих расстройств, как МКБ-10, так и DSM-IV, положен феноменологический принцип.
P.S. Вот, что остается не понятным: почему в СССР не было переведено ни одного произведения Карла Ясперса? Первый перевод работы Ясперса «Смысл и назначение истории»: (М. Политиздат), осуществлен в 1991 г. СССР тогда существовал уже лишь de jure.
«Общая психопатология» Карла Ясперса переведена Левоном Оганесовичем Акопяном, доктором искусствоведения, выдающимся современным музыковедом и блестящим шоуменом (sic!), в 1997 году, с последнего прижизненного издания 1959 г.
…Карл Ясперс не хотел оставаться в Германии. И, его труды, с 1947 года, ни в ФРГ, ни в ГДР не издавались. Почему? Автором новой «Общей психопатологии» это не понятно! Как не понятно и то, почему нельзя было ввозить в СССР работы Карла Ясперса!
Для лучшего и правильного понимания нашей «Общей психопатологии», приведем полностью предисловие Карла Ясперса к седьмому изданию. (Перевод Л. О. Акопяна).
«Я писал эту книгу в бытность мою сотрудником Гейдельбергской клиники. Под руководством Ниссля в клинике сложилась группа, состоявшая из Вильманса, Груле, Ветцеля, Гомбургера, Майер-Гросса и других: исследования этих ученых отличались живостью и актуальностью (их краткое изложение см. в моей книге „Философия и мир“ [„Philosophie und Welt“], 1958, с. 286—292. О Франце Ниссле см. прекрасную статью Гуго Шпатца [H. Spatz] в книге: Grossen Nervenartzen, Bd. Il, 1959. herausgeg. von Kurt Kolle). В кружке Ниссля, наряду с исследованиями мозга (вокруг которых разгорались бурные споры), развивались феноменология и понимающая психология; параллельно конкретным достижениям приходило методическое осознание этих областей науки. Ныне понимающая психология, питающаяся из других – в том числе и достаточно мутных – источников, старта, несомненно, одной из неотъемлемых частей психиатрии. И все же, когда мою книгу относят к феноменологическому направлению или к понимающей психологии, это справедливо лишь наполовину. Моя книга шире отдельных направлений: она разъясняет методы, подходы, исследовательские направления психиатрии вообще. Вся совокупность опытного знания подверглась в ней всестороннему методологическому осмыслению и представлена в систематической форме».
Ну, чем не «Абсолютная Идея» Гегеля? Ошибся великий основоположник марксизма! Но, откуда Ф. Энгельс мог знать, что родится Карл Ясперс, когда писал свою великолепную книгу: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»? Одну, из основных произведений марксизма – ленинизма!
…Мы относим «Общую психопатологию» Карла Ясперса к гениальному продолжению традиции классической немецкой философии в новом мире! Ясперс, гегелевское понятие «Логика», заменил понятием «Психопатология». И, тем самым, поставил диагноз не только человеческому обществу второй половине ХХ-го века, но и, что несомненно, – первой половине ХХ1 – го века. Он определил ведущий синдром в своем диагнозе «общая психопатология»: деструкция сознания и самосознания! Возможно, начало «dementia praecox», чего так боялся Эмиль Крепелин? В этом, в постановке диагноза человеческому обществу, мы видим, прежде всего, гениальность и причину «живучести» «Общей психопатологии»!
Седьмое издание «Общей психопатологии» – последняя работа Карла Ясперса, вышедшая в свет в Германии (ФРГ+ГДР).