Вы здесь

Общая психология. Учебное пособие. Тема 3. Сознание (Т. В. Ножкина, 2009)

Тема 3. Сознание

1. Этапы становления сознания человека

Сознание каждого отдельно взятого человека развивается с момента рождения и в течение всей его жизни. При этом возрастное развитие сознания каждого человека обусловливается следующими факторами:

1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и обусловлено ими. При рождении человек обладает лишь безусловными рефлексами, позволяющими поддержать физическое состояние человека, – способность сосать, глотать, дышать, чихать и пр. Но уже на первом месяце жизни в процессе взаимодействия с окружающей действительностью начинают образовываться условные рефлексы. В процессе познания окружающего мира, в игре, в общении со взрослыми у ребенка складывается система речевого общения – одна из высших функций коры головного мозга. Развивающийся головной мозг отражает развитие психики в целом, наглядно ее демонстрирует. Однако исключительно физический рост не есть отражение психической жизни человека, это лишь поддержка, база для формирования сознания, его содержания и форм. В дальнейшем по мере интеграции человека в социум его потенциальные возможности трансформируются в наличествующее явление – сознание. Таким образом, появление сознания обусловлено социальной природой взаимодействий человека с окружающей действительностью;

2) определенная социальная среда. С момента появления на свет человек попадает в определенные условия, межличностные отношения, сложившиеся формы общественного сознания, он находится под влиянием трудовой обстановки в речевом общении с окружающими его людьми. Среда, в которой развивается человек, мобильна и находится в постоянном изменении. Сознание каждого человека, каждого ребенка развивается под воздействием этой изменяющейся среды и формируется в зависимости от специфики окружающего мира. Социальные отношения подразумевают отношения между группами людей и индивидами, обладающими определенными статусными характеристиками и играющими определенные социальные роли;

3) обучение и воспитание. Роль общества, транслирующего определенные паттерны сознания ребенку огромна. Окружающая социальная среда формирует развивающееся сознание человека через межличностное взаимодействие, через различные социальные институты общества. Организованное воздействие человеческого общества на сознание детей осуществляется в первую очередь через образовательные и воспитательные институты. К таким институтам относят: институт семьи, религиозные и государственные институты. И можно говорить о том, что обучение и воспитание являются главным ведущим фактором, обусловливающим развитие человека. Это подтверждается тем, что, во-первых, обучение и воспитание человека обеспечивает полноценное развитие его личности, в то время как просто рост организма и неорганизованное влияние среды не могут воспитать социально адаптированную личность. Ярким примером являются дети-маугли. Оторванные от общества, они не могут овладеть человеческой речью, усвоить основные паттерны поведения и представляют собой социально дезадаптированных индивидов. Роль обучения и воспитания наиболее ярко проявляется в социализации инвалидов, которые в результате становятся социально адаптированными и интегрируются в жизнь общества. Причем наглядно отражается это в коррекции особенностей умственного развития ребенка. В случае детей с болезнью Дауна можно говорить о социальном научении самым простым социальным действиям. В процессе обучения и воспитания совершенствуется и сама личность, человек открывает новые грани и возможности, ставит новые цели, что позволяет ему в полной мере раскрыть свои способности. Усвоение новых знаний, приобретение новых умений и навыков позволяет человеку совершенствовать и свое физическое состояние, по-новому контактировать с окружающей средой. Таким образом, обучение является одним из существенных условий активизации природных задатков и развития способностей человека, что проявляется в его статусных характеристиках. Во многом статусные характеристики обусловливают паттерны поведения (роли). Роли представляют собой поведение, ожидаемое от индивида, имеющего определенный статус, в то время как ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение зависит от интерпретации роли, личностных характеристик, наличия каких-либо конфликтов с другими ролями и ролей других значимых для человека людей, конкретной ситуации и др. Социальная роль – это совокупность норм определяющих поведение индивидов в конкретной социальной системе и само поведение в соответствии с занимаемым статусом, реализующее эти нормы;

4) собственная деятельность человека. Развитие каждой личности происходит не только в силу вышеперечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека. Психические особенности ребенка начинают складываться уже в раннем детстве в зависимости от его специфических потребностей и индивидуальных способностей. Человек изначально проявляет активность в отношении окружающего мира, которая в дальнейшем перерастает в осознанную деятельность, которая в свою очередь предполагает трансформацию окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями и представлениями. Деятельность человека направлена в т. ч. и на себя самого, что проявляется в формировании личности человека, в процессе его саморазвития. В процессе деятельности и находит отражение саморазвитие человека, которое по мере развития личности становится сознательным и представлено в таком явлении, как самовоспитание.

Обучение большинству важнейших ролей начинается в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение статуса и роли. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Все социальные статусы можно поделить на предписываемые индивиду обществом независимо от его способностей и усилий и достигаемые им. Среди предписываемых можно выделить пол, возраст, расу, национальность и т. д. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.

Социальные отношения формируются в процессе социальных взаимодействий. Выделяют два основных типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество, имеющие различную основу. Наиболее устойчивые социальные отношения людей обусловлены существованием актуальных для данного общества ценностей. В силу неравенства, существующего в обществе, материальные ценности и доступ к духовным ценностям общества существенно ограничены для большинства. Именно это неравновесное распределение ценностей и обусловливает характер взаимодействий, а также характер социальных отношений. Многие авторы считают, что основными отношениями в обществе являются отношения зависимости и власти. Зависимость формируется в социальных взаимодействиях и обусловлена мерой воздействия чего-либо значимого на удовлетворение потребностей человека. Власть представляет собой форму человеческих отношений, при которых одни индивиды способны и имеют возможность контролировать действия других. Социальная власть включает три основных составляющих: силу, авторитет и влияние. Основная функция социальной власти – контроль социальных процессов.

Парк и Бэрджесс классифицировали все социальные процессы и выделили кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые происходят только в группах, – поддержание границ и систематические связи. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации состоит в сглаживании границ между группами, сближении членов групп, формировании общей идентификации членов группы. В процессе человеческих интеракций в обществе формируются определенные группы, члены которых устанавливают и поддерживают границы данных групп, регулируют трансформации этих границ. Граница – необходимое каждой группе явление, которое позволяет идентифицировать человека как члена группы, устанавливать пределы его социальных действий. С другой стороны, группы взаимодействуют между собой, что проявляется в создании сети межгрупповых интеракций.

2. Понятие личности

Личность – человек, взятый в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных коммуникациях. Они устойчиво закреплены в системе мировоззрений данного человека и определяют его нравственные поступки, направленные как вовне, так и внутрь самой личности.

Личность подразумевает несколько составляющих: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные аттитюды. Процесс становления личности считается важнейшим этапом формирования человека общественного. В становлении индивида как личности важны процессы личностной идентификации как части человеческого сообщества, отождествления себя с другими людьми и персонализации, т. е. осознания индивидом своей неповторимости и уникальности как личности, осознания своих возможностей и сферы их применения в человеческом обществе, понимания необходимости самореализации и совершенствования собственной личности в данном обществе.

Основания для взаимодействия с другими людьми, по мнению ряда авторов, закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «я-концепции», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, – сформированной в детстве. Личностная рефлексия может как соответствовать, так и не соответствовать реальному «я» человека.

Впервые предлагая рассматривать формирование личности через понятие формирования «я» человека, К. Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, строит жизненные планы, анализирует собственную деятельность и, по сути, является высшим экспертом и верховным судьей самого себя. Центральным понятием теории К. Роджерса стало понятие «я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основными вопросами, которые каждый человек ставит перед собой и которые должен решить, являются такие вопросы, как: кто я есть, что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «я» – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая системная концепция представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми, планирует дальнейшую профессиональную, личностную деятельность и выстраивает жизненные планы. Образ «я» является аттитюдом по отношению человека к самому себе, неким динамическим образованием в структуре личности. Психологи говорят о наличии у человека нескольких образов «я», которые сменяют друг друга в зависимости от ситуации, в которой находится человек.

Образ «я» складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на мировосприятие данным человеком окружающего мира и других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. «Я-концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Она может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной, идеальной. То, что не согласуется с «я-концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гармонии идеального и реального «я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или несчастным, целостная картины самосознания.

Формирование «я-концепции» начинается с момента рождения ребенка, с того момента, когда ребенок начинает различать собственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посторонними предметами. Обычно это происходит в течение первого года жизни ребенка. В 2–3 года ребенок может отделить удовольствие от выполнения собственных действий, от самостоятельных манипуляций с предметами и получения результата собственной деятельностной активности от действий взрослых. Он начинает осознавать себя в качестве субъекта собственной активности, осознавать себя как самостоятельное существо, что проявляется в сознательном использовании в речи личного местоимения. Затем на рубеже детского сада и школы, т. е. с 5-6-летнего возраста, у ребенка появляется возможность оценить посредством вербальной и невербальной оценки взрослыми его поступков и умений, характеризуемых как удачные или неудачные свои собственные психические свойства. Но основные элементы в «я-концепцию» закладываются в подростковом и юношеском возрасте. Виды «я-концепции»:

1) материальное «я» – это образ нашего тела;

2) актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек думает, когда думает о себе. Это осознание человека себя в своих собственных мыслях и эмоциях как некой данности, являющейся стандартом для самооценки в любой момент времени. Человек осознает себя непрерывно и опирается в оценке своих психологических качеств на свой прошлый опыт, набор качеств и характеристик, присущих лишь ему как неповторимой личности;

3) «я» как мышление и эмоциональный процесс. Это «поток сознания»;

4) социальное «я». Это наш образ в глазах общества, т. е. то, как другие видят нас;

5) идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ориентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6) реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;

7) динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;

8) фантастическое «я» – это то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным[7].

Выделяют следующие компоненты «я-концепции»:

1) познавательный компонент является представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, способностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2) эмоциональный компонент включает эмоциональные переживания человека по поводу собственной личности и ее статуса в обществе;

3) оценочно-волевой компонент отвечает за стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержанию самоуважения.

Для того чтобы более полно и подробно осветить структуру самосознания, необходимо рассмотреть основные характеристики «я»:

1) стабильность представления человека о самом себе, которое выражается в двух аспектах:

а) согласно теории постоянства стабильность представления в данный момент предполагает, что, например, при получении положительных характеристик и оценок собственной личности человек с низкой самооценкой для сохранения стабильности представлений о самом себе будет стремиться сохранять низкую самооценку и откажется принять эту информацию. Помимо этого, он будет искать негативную информацию о себе, чтобы сохранить свое постоянство. Таким образом, убежденность человека в своей низкой самооценке влияет на его поведение, однако человек адекватно воспримет положительные оценки других людей по поводу его успехов в области, не относящейся к его собственному «я»;

б) стабильность представления человека о самом себе в различных ситуациях. Существует мнение, что «я» постоянно в любых ситуациях, но многие исследователи говорят о нескольких «я» или постоянной смене «я», вариациях «я-концепции». Они считают, что «я» – это набор отдельных «я», каждое из которых соответствует ситуации, в которой находится человек. И «я» можно рассматривать как паттерны поведения, используемые для увеличения уровня одобрения, получаемого от других;

2) осознание человеком неповторимости своей личности является актуальной потребностью. Так, например, унифицированность, чувство одинаковости, потеря уникальности вызывают негативные переживания. Вместе с тем человек вынужден соответствовать стандартам того общества, в котором он существует, быть похожим на других, вынужден быть «таким, как все». С другой стороны, конформность нормам большинства позволяет человеку чувствовать себя свободно. Таким образом, возникает парадокс – иногда люди желают быть уникальными, а иногда – слиться с толпой;

3) самооценка. Каждый человек обычно может самостоятельно дать оценку своей адекватности и компетенции в различных областях деятельности. Если человек высоко оценивает собственные достижения, способности, ресурсы и возможности, чувствует ответственность за совершаемые действия и может их контролировать, то можно сказать, что он имеет высокий уровень самоуважения. Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я». Уровень самооценки коррелирует с такими показателями, как адекватность цели, коммуникабельность, внушаемость, конформность, творчество[8]. Блумер, основатель символического интеракционизма, считал, что основой формирования человеческой личности является ее взаимодействие с другими людьми и смысл, который люди вкладывают в эти интеракции. Блумер – автор работы «Социальное конструирование реальности», в которой раскрывается связь между религией и конструированием человеком реальности. Блумер рассматривает повседневную жизнь как «высшую реальность», на базе которой строятся все теоретические надстройки и «символические универсумы» общества. Согласно Блумеру и Лукману реальность формируется субъектами общества, а не есть данный свыше конструкт.

На процесс формирования социальной реальности решающее воздействие оказывает сознание человека. Социальная реальность является миром социальных представлений, а социальные институты – продуктом человеческого сознания.

Так, Дж. Г. Мид в своих представлениях по данной проблеме исходит из того постулата, что процесс развития общества необходимо рассматривать через анализ принципов поведения людей. В своей теории он выделяет три основных положения:

1) в любой поведенческий акт и социальное действие человек вкладывает определенный смысл и действует, опираясь на эти смысловые установки. Другими словами, человеческое поведение всегда осмысленно. Например, отказ молодого человека уступить место в транспорте престарелому человеку означает недостаток воспитания юноши и формирует у окружающих соответствующие представления о нем;

2) в процессе действия люди интерпретируют смысл, который вкладывается в акт поведения, и пытаются объяснить себе его значение. Люди адаптируют окружающую среду под себя и выражают это в символической форме посредством речевых идиом, присущих данному человеку;

3) смысл, вкладываемый людьми в свои действия, выражается ими с помощью символов, которые совершенствуются в процессе взаимодействия людей. Человек постоянно смотрит в «зеркало», в качестве которого выступают другие люди и их мнение о данном человеке.

По Дж. Г. Миду, личность (сознание, самость, self) состоит из 2 частей (SELF = I + ME):

1) «ME» (социальная часть) – соотнесенность собственного «я» с внешним миром;

2) «I» – бессознательная часть, то, что человек сохраняет в себе (интуиция, скрытые желания, порывы, инстинкты).

Дж. Г. Мид выделил важную структуру в процессе социализации. Он назвал ее «генерализованный другой», или «значимый другой», – это сборная модель понимания человеком того, как общество его воспринимает.

Согласно концепции Дж. Г. Мида интерпретация человеком поведения других людей наделена индивидуальным смыслом и является неоднозначной, что приводит к возникновению ошибок при взаимодействии. Вместе с тем благодаря такой специфике интерпретаций имеют место различные инновации, которые порождаются даже вне зависимости от наших желаний. Подход Дж. Г. Мида крайне психологичен в оценке процессов, протекающих в человеческом сознании. Дж. Г. Мид рассматривает процессы взаимодействия людей как взаимодействие их сознаний, в результате которого возникает общая структура сознания, формируются определенные установки и социальные паттерны.

Вышеизложенные положения имеют сходство с концепцией «зеркального я» Ч. Кули, которая утверждает, что каждый из нас является уникальной идентичностью, которую нельзя считать биологически заданной. Наше «я» возникает в процессе взаимодействия с другими. Мы присваиваем смысл нашему «я», рассматривая себя отражением в аттитюдах других людей по отношению к нам (как относятся, как ведут себя, что думают).

Согласно Ч. Кули «зеркальное я» состоит из 3 частей:

1) наше представление о том, какими нас видят другие;

2) наше представление о том, что другие думают о нас;

3) что мы чувствуем в связи с суждениями других. «Зеркальное я» представляет собой социальный конструкт, который формируется под влиянием субъективных представлений и культурных ценностей человека.

Все эти теории отражают научные представления о структуре психики и сознания человека. Структура сознания есть система элементов и их взаимосвязей. Процесс сознательного отражения мира осуществляется с помощью следующих психических процессов и состояний:

1) память позволяет возобновить в сознании образы прошлого;

2) воображение обеспечивает возможность построения в сознании образных моделей того, что является объектом потребности;

3) мышление обеспечивает решение насущных задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение любого из указанных психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания. К. Ясперс предложил несколько критериев для определения состояний расстроенного сознания:

1) отрешенность от реального внешнего мира;

2) нарушение ориентировки (во времени, месте, ситуации и т. д.);

3) нарушение стройности мышления;

4) амнезия.

При многих заболеваниях может присутствовать один из вышеперечисленных признаков. Однако говорить о нарушении сознания можно лишь при наличии всех признаков. К. Ясперс предложил разделение нарушений сознания по 3 группам:

1) «состояние оглушенности» или снижение уровня сознания, которое может проявляться в таких расстройствах, как оглушение (повышение порога восприятия всеми анализаторами, заторможенность, погруженность в себя, сонливость); сопор (патологический сон, при котором разбудить человека не представляется возможным, но безусловные рефлексы сохранены); кома (практически полное выключение сознания, при котором не проявляются даже безусловные рефлексы). Снижение уровня сознания возникает в большинстве случаев вследствие органического поражения мозга;

2) помрачение сознания представляет собой состояние психомоторного возбуждения. Можно выделить следующие виды помрачения сознания:

а) делирий – острый психоз с помрачением сознания, с присутствием галлюцинаций и нарушением ориентировки в месте и во времени. При этом самосознание человека сохраняется;

б) аменция – помрачение сознания, сопровождающееся бессвязностью мышления, аутичным поведением и резким физическим истощением;

в) онейроидное помрачение сознания – состояние воображаемых психотических переживаний, сопровождающееся псевдогаллюцинациями при сохранении сознания;

г) сумеречное помрачение сознания характеризуется резким, но кратковременным помрачением сознания, сопровождающимся галлюцинациями, бредом и автоматизмом поведения. После приступа человек, как правило, ничего не помнит;

3) состояние измененного сознания – к нему относится нарушение сенсорного синтеза, т. е. расстройство, при котором не нарушено узнавание предметов, однако изменяется чувственное восприятие их характеристик. В этом состоянии человек воспринимает действительность неадекватно (например, изменяется восприятие цвета, формы, положения в пространстве, угла наклона предметов действительности, возникает ощущение измененности окружающего мира, собственного тела)[9].

3. Определения самосознания и самооценки. Теория самоконтроля

Самосознание – форма психического отражения, которая представляет собой осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающими достижений индивида и его личности.

А. Бандура ввел понятие самоэффективности (от англ. self-efficiency) для обозначения убеждения индивида в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно было эффективным.

Согласно теории Д. Бема самовосприятие основывается на восприятии собственного поведения и обстоятельств, в которых оно совершается.

В рамках работы по анализу морфологического субстрата самосознания было проведено томографическое обследование пациентов с полной потерей собственного «я». Это позволило установить, что у них сильнее всего поражена зона, расположенная в передней части правой лобной доли головного мозга. Именно работа этого участка мозга человека обеспечивает формирование самосознания личности (индивидуальных черт, индивидуальных убеждений, вкусов, склонностей и предпочтений).

Новые данные о зарождении самосознания в филогенезе получены учеными Нью-Йоркского аквариума. Ими было зафиксировано, что дельфины (так же как шимпанзе и орангутаны) способны узнавать себя в зеркале. Эти данные подтверждают теорию, согласно которой дельфины обладают зачатками самосознания, которое обусловлено способностью воспринимать точку зрения на себя своих сородичей.

Теория самоконтроля

Теория самоконтроля (от англ. self-management) (F. H. Kanfer, D. Meichenbaum) представляет собой когнитивную теорию самосознания. В ее основе лежит описание когнитивных действий, служащих для оценки личностного вклада в результативность деятельности.

Циклический процесс самоконтроля начинается с самовосприятия. Это процесс систематического наблюдения за собственным поведением. Индивид строит образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах и наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире.

На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление. Следующий этап – самооценивание. Это процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии. В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата.

На основе самооценивания строится самоподкрепление. Самоподкрепление завершает процесс самоконтроля деятельности. Это процесс, основанный на самооценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное.

На основе этих представлений им была разработана индирективная психотерапия, центрированная на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии – добиться перестройки «я», так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта.

Под «я» Дж. Мид понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием; история социальных взаимоотношений становится структурой «я», в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля.

В основу индивидуального сознания им был положен жест, который, по его мнению, служит начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест является символом, ибо предполагает наличие некоторой идеи, соотнесенной с элементами опыта индивида. При этом реакция на жест-символ не является непосредственной. Жест и реакция на него опосредствуются значением. Значение представляет собой как бы редуцированное взаимодействие, объективно существующее в сфере социального опыта взаимодействующих индивидов.

Теория X. Кохута

X. Кохут (1913–1981 гг.), американский психоаналитик, с 1959 г. начал развивать свою психологическую теорию «я», что было инициировано работой с пациентами, имевшими «нарциссические расстройства» (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и неподдававшимися традиционному психоанализу. X. Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности другим. Это заставило X. Кохут пересмотреть психоаналитические постулаты, касающиеся категории «я». В его теории «я» стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения. При этом по своей структуре «я» было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся «претензии я» (потребность в господстве, в достижениях), на другом – «идеализированный образ родителей» (идеализированные ценности).

В своей работе «Анализ самости» (1971 г.) Кохут на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу психотерапии, в которой основой психического расстройства считался не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение). Ученый развивал представления о том, что медикаментозная зависимость может возникать как возмещение нарушенной идеализации родителей.

4. Понятие о механизмах психологической защиты

Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «я».

З. Фрейд, первый приступивший к анализу проблемы психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, т. к. человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

В результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты:

1) вытеснение – устранение желании из сознания;

2) идентификация – повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга;

3) изоляция – отделение эмоциональной реакции от ситуации страха;

4) интроекция – интеграция внешних оценок и стандартов, которые могут представлять угрозу, в структуру собственного «я»;

5) компенсация – восполнение слабости за счет чрезмерного подчеркивания желательной черты характера;

6) образование реакций – устранение из сознания желания при усилении внешнего поведения, соответствующего этому желанию;

7) отрицание – защита от неприятной реальности за счет нежелания ее воспринимать;

8) перенос – переадресация враждебных чувств на объект, который менее опасен, чем истинная причина этих эмоций;

9) проекция – переадресация своих собственных отрицательных качеств или неприемлемых желаний на других;

10) рационализация – попытка найти логическое основание для собственного поведения;

11) регрессия – снижение уровня притязаний и степени организованности деятельности;

12) сублимация – удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество);

13) фантазия – реализация фрустрированного желания в воображении;

14) эмоциональная изоляция – избегание травматических переживаний за счет ухода в пассивность.