4. Этапы развития психологической науки
1
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. anima – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего существующего на свете есть душа. Душа – особая сила, существующая в теле человека и животного, а иногда и растения.
Согласно древнегреческому философу Платону (427–347 до н. э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления Платон подразделял на разум, мужество (волю) и вожделения (мотивацию). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
2
По Аристотелю душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека служит стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дают память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особая форма интеллектуальной активности – нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
3
В Средние века утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь обращенная к материальному миру внешняя сторона души. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
4
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания, характерная попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) сделал вывод о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Голландский философ Б. Спиноза (1632–1677) утверждал: особого духовного начала не существует, есть только одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что его подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), отвергнув Декартово равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» ввел немецкий философ X. Вольф (1679–1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632–1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
5
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860-х гг. в связи с созданием психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью (движением, поступком, речью). Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека, но не придал должного значения специфике психической реальности в сравнении с физиологической ее основой. Также ученый не учел полностью роли культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Г. И. Челпанов (1862–1936) основал первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал в психологии В. М. Бехтерев (1857–1927). И. П. Павлов (1849–1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы заметно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.