Вы здесь

Общая психология. 11. Восприятие ( Коллектив авторов, 2016)

11. Восприятие

1

Восприятие – более сложный сенсорный познавательный процесс, чем ощущение. Оно дает возможность человеку полнее и разностороннее познавать окружающую действительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отражаются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и качествами. Если на основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Кроме того, ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом.

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной частью образа объекта.

Образ – это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

2

Выделяются четыре уровня действия восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующий уровень восприятия – различение, в результате которого формируется перцептивный образ эталона.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

3

В зависимости от того, в какой степени целенаправленной станет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Все это может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

4

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.

Важнейшие требования, которым должно удовлетворять наблюдение, – ясность задачи наблюдателя, а также планомерность и систематичность его ведения. Существенную роль играют дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается наблюдательность.

Наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

5

Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.