Глава 1. КОНФЛИКТ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие конфликта, его типы и виды
Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон. Конфликты могут возникнуть везде, где имеется развитие, как в живой, так и в неживой природе, и соответственно термин “конфликт” применяется при анализе биологических, физических и социальных явлений.
В соответствии с предметом рассмотрения нас интересует конфликт даже не просто в живой природе, а конкретно в обществе. Конфликт появляется там, где не удается достигнуть взаимного согласия. В случае же возникновения между сторонами напряженности, не имеющей антагонистической основы, она может быть преодолена. Даже если не удается достичь полного согласия по всем вопросам, то все равно довольно часто стороны не переходят на уровень эскалации конфликта. То есть даже в этом случае напряженность не перерастает в конфликт, поскольку определенная договоренность способствует толерантному отношению сторон друг к другу даже по вопросам, по которым остаются разногласия.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей, общностей, детерминируемый объективными и субъективными причинами. Конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами.
Классификация основных видов конфликтов – теоретическая, чисто абстрактная процедура. Как отметил в свое время Г. В. Плеханов, благодаря процессу абстрагирования, различные стороны общественного целого принимают вид обособленных категорий, а различные проявления и выражения деятельности человека превращаются в нашем уме в особые силы, будто бы вызывающие, обуславливающие эту деятельность, являющиеся ее последними причинами. Только в теории можно из единого социального целого выделить тот или иной вид конфликтных отношений, а тем более их определенные аспекты.
Осуществлялось множество попыток создать типологию конфликтов. Сложность типологизации с точки зрения теории вызвана отсутствием единых общепризнанных научных положений и сильным отличием познавательных предпосылок у разных авторов. С позиции практики типологизация может помочь в разработке конкретных критериев для вмешательства в конфликтные ситуации. Не меньшую значимость типологизация имеет и с точки зрения анализа причин возникновения того или иного конфликта. Организационно-технологическую сложность при этом представляет то, что уже созданные классификации известными и признанными учеными затрудняют введение новых оснований, которые непременно приведут к некоторому пересечению с критериями других авторов.
Доктор политических наук, профессор Зальцбургского и ряда других университетов Европы, руководитель консалтинговой фирмы TRIGON (Вена) Фридрих Глазл обозначил цель типологизации следующим образом: “Типология должна помочь нам вначале очертить главные элементы конфликта и грубо их локализовать, например, заранее исключить определенные вопросы и возможные действия. Благодаря определению типа, заранее можно решить, на каком поле целесообразно проводить интервенцию, чтобы она не нанесла вреда… В большинстве случаев требуется быстрое вмешательство в конфликтную ситуацию, что приносит быстрое облегчение или, по крайней мере, препятствует дальнейшему распространению вреда. Но каждая диагностическая интервенция является в то же время внедрением в конфликтную ситуацию”1.
Конфликты Ф. Глазл условно подразделил по трем категориям: по предмету спора, по формам проявления, по свойствам конфликтующих сторон, их позициям и взаимным отношениям. Кроме того, он составил типологии, ориентированные на действия и рамки конфликта2.
В этом учебнике мы рассматриваем только конфликты, имеющие социальную природу.
Социальный конфликт большинство ученых толкует как “высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов”3. Это конфликты между социальными субъектами: индивидами, группами, организациями. Предметом изучения социологии конфликта могут быть причины и динамика социальных конфликтов, пути их разрешения и предупреждения.
Определение основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание классификации. А. Г. Здравомыслов рассматривает в качестве движущих сил конфликта потребности, интересы, ценности, перекрестно анализируя их в основных сферах жизнедеятельности: экономике, политике и духовной жизни4. По перекрестной схеме конфликты классифицирует также В. Н. Амелин, взяв за основу формы конфликтов (ролевые, административные, политические) и их участников (межличностные, межгрупповые, институциональные)5.
Н. Ф. Федоренко и В. П. Галицкий в качестве признаков типологизации рассматривают длительность течения, содержание конфликта, его объект, силу воздействия на участников, форму проявления, источник возникновения, последствия и т. д. О. Н. Громова проводит классификацию конфликтов “в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, сферы проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количества участников, наличия объекта конфликта, затронутых потребностей”6.
Конфликты в обществе можно подразделять одновременно и в зависимости от интересов вступивших в конфликт сторон, и от сфер общества, в которых они зарождаются и развиваются. Например, политическими можно называть и конфликты, появляющиеся в политике, и конфликты, возникшие по политическим мотивам. Аналогично называют экономическими как конфликты, развивающиеся в экономической сфере общества, так и обусловленные экономическими причинами. Все конфликты, существующие в обществе, по своей природе являются социальными, ибо они зарождаются и развиваются на социальной основе – между конкретными людьми или их различными формализованными или неформализованными совокупностями. Однако понятие “социальный конфликт” следует проанализировать и в более узком толковании, рассматривая социальное как часть общественной сферы наряду с другими областями: экономической, политической, духовно-культурной. Разберем подробнее основные типы и виды конфликтов, возникающих в обществе.
Социальные конфликты возникают как в сфере трудовой деятельности, так и во внерабочее время в процессе осуществления коммуникаций между людьми и социальными группами. Авторы учебника согласны с наиболее широким определением социального конфликта, данным уже упомянутым Фридрихом Глазлом: “Социальный конфликт – это интеракция между сторонами (индивидуумами, группами, организациями т. д.), при которой по меньшей мере одна сторона сознает несовместимость в мышлении/представлении/восприятии, и/или в чувстве, и/или в воле с другой стороной (другими сторонами) таким образом, что в реализации она наталкивается на противодействие другой стороны (других сторон)”7.
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в “социальные конфликты включают: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними, большими социальными группами, межгосударственные”8.
Важную роль в анализе конфликтов играет вопрос о мотивации конфликтующих сторон. В зависимости от мотивации исследователи выделяют три блока социальных конфликтов:
1) возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;
2) по поводу материальных ресурсов;
3) по поводу ценностей важнейших жизненных установок.
Определение основных видов социальных конфликтов необходимо не для их разграничения на практике по каким-то особым специфическим признакам, а для того, чтобы при преодолении конкретного конфликта максимально учесть причины его возникновения, возможные варианты его развития. Единым целым конкретные конфликты и их система для той или иной социальной группы являются потому, что активной стадии социального конфликта предшествует социальная напряженность, проявляющаяся, прежде всего, на социально-психологическом уровне. С развитием конфликтной ситуации состояние напряженности между сторонами может изменяться как по восходящей, так и нисходящей линии. В каждой социальной группе, даже в обществах, находящихся на низком уровне развития, можно обнаружить более или менее динамичный процесс социального расслоения. Между возникающими слоями появляются различные противоречия, способные стать причиной разнообразных конфликтов. В конфликтах, которые возникают между отдельными слоями общества, задействованы не только экономические, но и социальные интересы, например соображения престижа. Предметом отдельного конфликта может оказаться все, что касается жизнедеятельности конкретного социального слоя.
Экономические конфликты представляют собой определенную совокупность конфликтов, основанных на экономических интересах отдельных личностей, групп, организаций. Экономическая деятельность людей, особенно производство благ, удовлетворяющих многочисленные потребности, оказывает воздействие на развитие производственных отношений и определенных социальных структур, в рамках которых сталкиваются различные интересы. В этом взаимодействии интересов можно обнаружить источники многих конфликтов, играющих существенную роль в жизни общества, что наглядно подтверждает исторический материал. Экономические конфликты возникают, например, в сферах, связанных с экономическим обновлением, где имеет место борьба за собственность, различные ресурсы, кредиты, льготы, получаемые от государства. Экономические конфликты возникают как на федеральном, так и на региональном, местном уровнях управления.
Политические конфликты – столкновение политических субъектов по вопросам распределения сферы политического влияния. К ним, например, относится противостояние политических партий, групп, движений, организаций, а также отдельных политиков. Существование таких сложных социальных организмов, каким является государство, а также народов с присущими им особыми стремлениями и склонностями (идеей особой “исторической миссии”, “избранности” и т. д.) создают условия для возникновения различных политических конфликтов международного характера. Таким образом, кроме классовых конфликтов политического характера, происходящих в рамках государств, можно выделить также различные межгосударственные конфликты, которые часто выступают следствием значительного расширения противоречий между государствами.
Конфликты в сфере культуры. Соприкосновение людей, представляющих разные культуры, порождает разнообразные конфликты, направленные на “сдерживание” чужих культур, отличающихся идеалами и стилем жизни. Для примера можно назвать конфликты, которые на этой основе возникают между жителями городов и деревень, между коренным населением и иммигрантами, между старой интеллигенцией, особенно гуманитарной, и новой, технической. Зачастую инициаторами конфликтов являются маргиналы. Предметом этих конфликтов являются разнообразные ценности, а точнее, признание их теми или другими носителями.
В описанных четырех областях появляются и другие конфликты, имеющие общественный характер и охватывающие одновременно все сферы общества. Например, таковыми являются идеологические, национально-этнические, аксиологические и др.
Идеологические конфликты могут возникать как между классами, так и в рамках одного класса, например, мировоззренческие конфликты между верующими и неверующими, а также между отдельными группами, например, на религиозной, расовой, этнической основе. Предметом таких конфликтов являются различные идеологические ценности социальных групп.
Различия, существующие между общественными классами, вызывают классовые конфликты, или классовую борьбу, которая может проявляться в экономической, политической и идеологической областях. Это наиболее важные социальные конфликты среди всех, имеющих место в классовых обществах, потому что именно они определяют общественное развитие. В этих конфликтах находят свое отражение различные классовые интересы.
Как в каждый отдельный тип конфликта в обществе, так и в их пересечение могут вовлекаться общности людей, объединенные по тому или иному признаку. Так, конфликты могут возникать как внутри национально-этнических формирований, так и между различными этносами и/или нациями.
Национально-этнические конфликты возникают из-за различий в языке, хозяйственном и психологическом укладе, вероисповедовании у различных народов и этносов и других причин. Внутри семейных, клановых, религиозных и других объединений, сформированных на основе общих ценностей, возникают так называемые аксиологические конфликты.
Аксиологические конфликты. Противоположные ценности и цели, реализуемые различными общественными группами (семейными, клановыми, религиозными и т. д.), также могут быть источниками социальных конфликтов. А поскольку в каждом развитом обществе человек участвует в жизни многих общественных групп, он может оказаться в конфликтной ситуации, вытекающей из трудностей согласования противоположных ценностей и целей, программно реализуемых отдельными группами. Возникают внутренние конфликты отдельных индивидов, предметы которых могут быть весьма разнообразны.
Различные виды конфликтов, возникающих в процессе жизнедеятельности. Причин, вызывающих конфликты, огромное множество, соответственно можно выделить множество конфликтов. Рассмотрим основные из них, имеющие наибольшее распространение или наибольшую значимость в обществе. Наиболее часто встречаются конфликты, возникающие в ходе осуществления трудовой деятельности (социально-трудовые конфликты).
Социально-трудовые конфликты, возникающие в сфере трудовой деятельности, представляют собой противоборство участников трудового процесса (работодателей и работников, а также работника (ов) с другим (и) работником (ами)) в ходе выполнения трудовых операций и других служебных обязанностей, т. е. в процессе профессиональной деятельности. Их причинами могут быть условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организаций обстоятельств, проблемы мотивации труда, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями, возникающими в процессе труда между отдельными лицами и социальными группами, структурные несогласованности, недовольство принятыми решениями, психолого-эмоциональные и другие особенности.
Экологические конфликты появляются вследствие расхождения целей и интересов различных групп, слоев, личностей, возникающих в процессе жизнедеятельности, нарушающей природную среду. Природоохранные действия сообществ людей осуществляются в противовес техногенному давлению на окружающую среду. Размещение и организация труда все большего количества людей в районах с искусственно созданной средой (техносфера) повышает конфликтогенность в сфере отношений человека и природы, что требует не только бережного отношения к природе, но и постоянного воспроизводства природной среды.
Организационно-иерархические (позиционные) конфликты являются разновидностями конфликтов, вызванных расхождением целей и интересов, объективно появляющихся из-за организационного регламентирования жизнедеятельности личности, иерархирования отношений, т. е. функционального закрепления за работниками и подразделениями предприятий, организаций, учреждений прав и обязанностей.
Классификация конфликтов по способу их разрешения, степени выраженности и коммуникативной направленности, составу, интересам конфликтующих сторон.
Известный в нашей стране конфликтолог Э. А. Уткин подразделяет конфликты по способу их разрешения9:
• на антагонистические – могут быть разрешены лишь путем разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или путем отказа от участия в конфликтах всех сторон, кроме одной. Эта сторона и выигрывает (война до победы, полное поражение противника в споре);
• компромиссные – допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например, поставщик не доставляет заказанное изделие заводу в срок из-за отсутствия средств на транспортировку груза. Завод вправе требовать выполнения графика поставок, но у смежника изменились условия. Возможно при взаимной заинтересованности достичь компромисса: изменить сроки поставки, помочь кредитом, вступить в переговоры.
Антагонистические конфликты характеризуются неустойчивостью и непримиримостью сторон, в то время как компромиссные допускают несколько вариантов их разрешения путем сближения взглядов и интересов сторон.
По степени выраженности противостояния конфликты могут быть открытыми (спор, ссора и т. п.) и скрытыми (не проявляющие себя внешне). Одни конфликты могут быть подготовлены, заранее спланированы или спровоцированы, другие возникают стихийно, спонтанно. Причем первые из них могут как не иметь целесообразности, так и оказаться неизбежными, в определенной степени закономерными.
По коммуникативной направленности конфликты подразделяются на вертикальные, горизонтальные и смешанные. Вертикальные конфликты (“сверху – вниз”, “снизу – вверх”) – конфликты работников различного иерархического уровня и влияния. В горизонтальных конфликтах участвуют люди, не находящиеся в подчинении друг другу. Смешанный конфликт представляет собой ситуацию, когда его участники в одних случаях не связаны теми или иными видами подчинения, а в других такая соподчиненность возникает. К смешанным относятся также конфликты, имеющие как вертикальное, так и горизонтальное направление. Например, ученый одного вуза, не имеющий соподчинения с ученым другого вуза, входит в состав диссертационного совета, который последний возглавляет. В период выполнения им обязанностей члена совета он подчиняется его председателю, а во время руководства работой комитета городской думы, в который избраны оба ученых, их роли меняются.
Наибольшее разнообразие по своему проявлению имеют конфликты, классифицированные по составу конфликтующих сторон. К ним относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты. Внутриличностные конфликты – столкновение различных мотивов, потребностей и интересов у личности из-за невозможности их одновременного удовлетворения или необходимости сделать выбор между возможностями и желаниями. Межличностные конфликты возникают между людьми или же при столкновении личности с группой. В этих конфликтах чаще всего затрагиваются интимные, касающиеся лишь одного из конфликтующих сторон проблемы. Их разрешение означает прекращение противостояния или локализацию противоречия. Межгрупповые конфликты затрагивают две или более вовлеченных в конфликт групп, подразделений. В период же самого конфликта группы чаще всего проявляют себя как единое целое.
При классификации конфликтов значим вопрос о соотношении интересов сторон. Принято различать два вида: конфликт с нулевой и конфликт с ненулевой суммой. Если интересы сторон конфликта полностью противоположны, т. е. реализация интересов одного участника означает, что интересы другого не будут реализованы вообще, то такие конфликты называются конфликтами с нулевой суммой. В них выигрыш одной стороны точно равен проигрышу другой, а в итоге сумма выигрышей оказывается нулевой. Отсюда и название “конфликт с нулевой суммой”. Наиболее яркими примерами ситуаций, в которых интересы и цели сторон противоположны, а итог разрешения противоречий равен нулю, являются спортивные игры: шахматы, футбол, теннис и т. п. Если вести речь о крупных социальных, политических, международных конфликтах, то некоторые исследователи склонны полагать, что гражданские войны описываются ситуацией с суммой, близкой к нулю. В гражданских войнах, как правило, участники либо одерживают победу, либо проигрывают полностью. Сходны с этими конфликтами и конфликты, связанные с территориальными спорами или определением статуса той или иной территории.
И все же в большинстве своем политические, этнические, международные конфликты описываются ситуацией с ненулевой суммой. Цели и интересы сторон в них хотя и противоречивы, но не являются абсолютно противоположными, т. е. при их реализации итоговая сумма не будет равна нулю. Такого рода конфликты иногда называют конфликтами со смешанными интересами.
Бывают конфликты с отрицательной суммой, когда в них не оказывается ни победителя, ни побежденного. Наиболее ярким примером здесь служит гипотетический глобальный ядерный конфликт, который не может закончиться иначе, как взаимным уничтожением всех сторон.
Конфликтов столько, сколько нас, и даже больше, поскольку большинство людей так или иначе одновременно участвуют в ряде конфликтов. Человек, включаясь в конфликтную ситуацию, привносит в нее новые особенности. Виды и проявления конфликтов многообразны, как и формы организации жизнедеятельности общества.
Классификация конфликтов с учетом мотивации, восприятия ситуации, среды проявления.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяются три вида конфликтов:
1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет.
2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.
3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно подразделить:
• на конструктивный – возникший на основе реально существующих противоречий между субъектами;
• случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
• смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
• неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится “за кулисами” противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал. Конечно, приведенные классификации, как и всякая попытка расчленить социальные явления, условны. В реальной жизни все взаимосвязано. Конфликты в сфере труда могут возникать по национальным мотивам или из-за различных политических позиций. Противостояние различных индивидов в семейно-бытовой сфере, в идеологических и межнациональных отношениях нередко обусловлено разным уровнем культуры, степенью усвоения и принятия общезначимых норм и традиций. В новых независимых государствах, раньше составлявших СССР, все социальные конфликты, как правило, имеют политическую окраску. Общество как бы разделилось на несколько воинствующих подсистем в зависимости от отношения к прошлому страны и ее лидерам, к сегодняшнему положению и направленности общественного развития. Анализ и оценка конфликтов, выработка мер по их разрешению требуют их классификации не только по природе их возникновения, но и по другим существенным основаниям. Все перечисленные виды конфликтов могут протекать на различных по величине и месту расположения территориях, иметь различные масштабы (локальные, общие) и продолжительность (кратковременный, среднесрочный, длительный, или, иначе, затяжной), вовлекать в процесс противоборства различное количество людей и групп, возникать по объективным и субъективным причинам (вне воли и желаний участников или же из-за преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей).
В литературе можно встретить классификацию и по другим основаниям10, а в рамках каждого типа конфликта также возможна дальнейшая классификация. В задачу изучаемой дисциплины не входит детальное рассмотрение всех разновидностей конфликтов, а лишь рассмотрение тех из них, которые главным образом влияют на социальное развитие, социальную мобильность, социальные и социально-трудовые отношения, социальное управление.
Разнообразие видов и типов конфликтов обусловлено самой структурой социальных элементов общества, вступающих во взаимодействие и при определенных случаях попадающих в конфликтную ситуацию.
Большое значение при анализе социальных конфликтов, определении их основных видов имеет вопрос об их социальных последствиях, т. е. о влиянии конфликтов на ту среду, где они происходят. По этому критерию конфликты могут быть разделены на успешные и безуспешные. К первым относятся конфликты, в результате которых цели всех сторон в какой-то мере достигнуты. Безуспешным конфликт называется при превышении хотя бы одной из сторон допустимой “цены” за победу. В зависимости от социальной среды проявления Стюарт Чейз еще в начале 50-х гг. прошлого века выделил следующие виды конфликтов11:
• индивидуальные ссоры, происходящие между мужем и женой, слугой и господином и т. д.;
• конфликты между семьями;
• противоборство между родами и им подобными общностями;
• споры между разными сообществами: селами, городами и т. д.;
• споры между регионами (например, северными и южными регионами во многих странах);
• конфликты между работниками и руководителями предприятий – здесь могут иметь место споры между различными категориями работников и руководителями разного уровня;
• избирательная борьба между политическими партиями;
• расовые конфликты, например, между белыми и чернокожими;
• религиозные конфликты, например, между протестантами и католиками;
• антисемитизм как проявление антагонизмов, вытекающих из религиозных, культурных и расовых аспектов;
• идеологическая борьба, которая возникает между представителями разных идеологий;
• споры между профессиональными группами: между рабочими и техниками, между инженерами и техниками;
• конкурентная борьба в рамках одной отрасли производства, например, в среде производителей текстиля, автомобилей;
• конкурентная борьба в рамках разных отраслей производства, например, между нефтедобытчиками и автомобилестроителями;
• соперничество между отдельными народами, которое может иметь место в разных областях: борьба за рынки, сферы влияния, соперничество в области вооружений, спорта и т. д.;
• конфликты между различными культурами, например, между культурой разных регионов, культурой города и деревни;
• холодная война, осуществляемая без оружия в противоположность обычной войне;
• борьба между Востоком и Западом или Севером (развитые капиталистические страны) и Югом (страны третьего мира).
1.2. Предмет, объект, субъекты, функции и границы конфликта
Предмет конфликта – это объективно существующая или представляемая проблема, являющаяся причиной расхождений во взглядах и интересах оппонентов и поэтому требующая разрешения. Предметом конфликта могут стать ценности и установки, материальные ресурсы и способ их распределения, различное статусное положение и т. д.
“Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие”12. Объектом конфликта в принципе “может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов”13. При этом важно отметить, что объектом конфликта они становятся лишь тогда, когда попадают на пересечение интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. В отдельных случаях конфликт может и не иметь явно выраженного объекта. Например, случайный прохожий делает замечание хулигану, что приводит к конфликту сторон. Здесь нет объекта конфликта, за обладание которым борются стороны. Причина же возникновения конфликта здесь – нарушение одним нравственных представлений другого, она может быть и не мотивирована.
Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, т. е. его активные стороны. В конфликтной ситуации могут оказаться и отдельные лица, и группы лиц, и социальные группы, и другого типа общности, например формальные или неформальные организации. Кроме того, в конфликтах могут участвовать и косвенные участники. Часто присутствуют свидетели, пособники, посредники, арбитры, некоторые из которых могут иметь латентную (скрытую) форму. Например, некоторые лица могут провоцировать конфликт, вовлекая в него других участников, сами оставаясь при этом в тени. Тем не менее они фактически являются участниками конфликта.
Функции конфликта. Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Наиболее наглядно функции конфликта раскрыты в учебнике И. Е. Ворожейкина, А. Я. Кибанова, Д. К. Захарова “Конфликтология”14. Воспользуясь указанной классификацией, в общем виде представим в табл. 1 позитивные и негативные стороны функций конфликтов.
Любая из функций конфликта одновременно несет и позитивную, и негативную нагрузку. Реализация отдельных позитивных моментов приводит к появлению некоторых негативных последствий.
Таблица 1
Функции конфликтов и их последствия
Границы конфликта можно определить в пространстве и во времени. Особенно важно четкое определение пространственных границ при диагностике макросоциальных конфликтов, главным образом международных. Знание территориальных границ конфликта облегчает задачу определения его участников, позволяет принять превентивные меры. Временные границы конфликта характеризуются его началом, концом, продолжительностью.
1.3. Понятия “конфликтология”, “социология конфликта”. Генезис конфликтологии. Теории социального конфликта
Конфликтология – отдельная отрасль научного знания, изучающая социальную природу, причину, типы и динамику конфликтов; пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Конфликтология как область междисциплинарного исследования развивается в тесной связи с философией, социологией, психологией, историей, правом, этикой, экономикой, менеджментом и рядом других наук. В зависимости от ориентации исследования конфликт изучается как проявление социальной диалектики (макроуровень), как фактор развития социальной системы и социальных отношений (мезоуровень), как отражение в психике и сознании людей социальных противоречий и разногласий (микроуровень).
Первую попытку рационального осмысления природы социальных конфликтов предприняли еще древнегреческий философ Анаксимандр (ок. 610–546 до н. э.), античный философ Гераклит (ок. 540–480 до н. э.). Идеи Гераклита о борьбе как основе всех вещей и его попытку обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития продолжил другой философ-материалист Эпикур (341–270 гг. до н. э.). Эразм Роттердамский (1469–1536) раскрыл сложность примирения позиций противостоящих в конфликте сторон. Френсис Бэкон (1561–1626) выступил с резким осуждением социальных столкновений. В XVIII в. французские просветители Д. Пристли, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо осудили вооруженные конфликты и насилие.
Ход исторического процесса диктовал понимание роли социального конфликта в жизни общества. Конфликты стали восприниматься как неизбежные явления социальной жизни. Чарльз Дарвин (1809–1882) выдвинул теорию биологической эволюции, в которой описал развитие в живой природе как результат постоянной борьбы за выживание. Социальные дарвинисты Герберт Спенсер (1820–1903), Людвиг Гумплович (1838–1909), П. А. Кропоткин (1842–1921) в последующем объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора и борьбой за существование, подчеркивали противоречивый, конфликтный характер общественного развития. Г. Спенсер обосновал принцип индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии; экономической конкуренции он приписывал роль, аналогичную дарвинскому естественному отбору. Л. Гумплович определяющим в социальной жизни считал постоянную борьбу между группами. Он отмечал, что первоначальная борьба между ордами после возникновения государств сменилась борьбой между государствами, а внутри государств – между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Заслугой Л. Гумпловича является также обоснование роли социальных групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии различных социологических институтов. В качестве основных причин социальных конфликтов исследователь называл экономические, материальные мотивы. Русский теоретик анархизма Петр Алексеевич Кропоткин закономерным явлением исторического прогресса считал социальную революцию, а в качестве механизма преодоления противоречий предлагал концепцию абстрактной солидарности и взаимопомощи. Принято считать, что термин “социология конфликта” в научный оборот ввел немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918). Он рассматривал эволюцию форм социальной жизни людей, отводя особое место конфликту среди таких устойчивых проявлений социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество. По мнению Г. Зиммеля, конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время выступает интегрирующей силой, объединяющей противоборствующие стороны, и тем самым укрепляет конкретные организации и в целом общество. Данные теоретические разработки широко использовались в 60–70-е гг. ХХ в. профсоюзными, политическими, государственными учреждениями в поисках согласия (консенсуса).
Основоположники марксизма-ленинизма преимущественно рассматривали конфликт с точки зрения его политического значения. Социологическая теория К. Маркса представляет собой достаточно стройную систему теории социальных конфликтов. В осмыслении проблем ликвидации частной собственности К. Маркс и Ф. Энгельс затрагивают многочисленные проблемы, касающиеся проблематики социальных конфликтов. В теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата, разработанной В. И. Лениным, конфликты рассматривались на уровне классов, ведущая роль была отведена производственным отношениям; глобальные социальные конфликты понимались как непременное условие разрешения социальных противоречий.
В начале ХХ в. заметный вклад в развитие конфликтологии внесли видные философы, социологи Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) и Иван Александрович Ильин (1883–1954). Сорокин считал, что без знания общества и культуры никакие личные качества, включая поведение, образ мыслей, манеры, нравы человека, не могут быть развиты, реализованы и познаны. Он считал, что конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, а его основной источник – подавление базовых потребностей человека, невозможность их реализации. И. А. Ильин, считал, что без отличий между людьми, социальными группами никакое общественное устройство невозможно. А это непременно вызывает появление организационно-иерархических конфликтов.
Среди наиболее значимых концепций конфликта XX в. является рассмотрение его на основе структурно-функциональной модели организации, обоснованной американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979). Структурный функционализм обосновал теорию “социального изменения”, учитывающую значение дисфункциональных элементов в социальной системе, синтезировал две модели равновесия и конфликта, тем самым сделав поворот к изучению социального конфликта. Т. Парсонс признавал внутреннюю противоречивость социальной системы, соответственно ее потенциальную конфликтность. В то же время он представлял конфликт больше социальной аномалией, которую необходимо преодолевать, нежели как положительное явление. В книге “Рабочие материалы по теории социального действия”15, написанной совместно с Э. Шилзом и Р. Ф. Бейлзом, сделана попытка решить проблему развития и изменения системы путем приведения ее в соответствие с нормативной.
Профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880–1949) рассматривал природу социального конфликта с позиций, близких к подходам Т. Парсонса. Его школа человеческих отношений рассматривала конфликты как социальную болезнь, пропагандировала социальное равновесие, состояние сотрудничества.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929–2009) в концепции конфликтного развития общества предположил, что всякий элемент социальной системы в определенной степени дезорганизовывает работу всей системы. По его мнению, конфликты происходят по причине неравного доступа к ресурсам, борьбы за власть, престиж и авторитет, неравного положения людей в социальной структуре. Р. Дарендорф полагал, что бесконфликтное общество в принципе невозможно, но люди способны управлять конфликтами и упреждать социальные потрясения.
Американский социолог Льюис А. Козер (1913–2003), один из основоположников функциональной модификации теории социального конфликта трактовал его в отличие от Р. Дарендорфа как фактор социального развития и сплочения. В то же время он придерживался классических постулатов, выдвинутых Э. Дюркгеймом и Г. Зиммелем, в соответствии с которыми процесс социальной дифференциации и рост независимости индивидов и структур ведут к углублению социального конфликта. Это одновременно приводит к возрастанию гибкости социальных институтов и их способности справляться с последствиями конфликта. Подходы Л. Козера к проблемам социального конфликта позволяют сближать теорию конфликта с теорией эволюционного функционализма.
В современной социологии понятие “социология конфликта”, введенное в научный оборот Г. Зиммелем, используется достаточно активно, разрабатываются его различные теоретические аспекты. Американский исследователь Алвин Гоулднер (1920–1980) основной задачей социологии конфликта видел определение причин конфликтного состояния общества и поиск путей его преодоления. Известный российский ученый А. Г. Здравомыслов (1928–2009) в книге “Социология конфликта”16 рассмотрел природу, движущую силу и мотивацию конфликтных противостояний главным образом через призму социально-политических конфликтов. Социология конфликта, по его мнению, рассматривает конфликт как вполне нормальное явление общественной жизни.
Правота приверженцев социальной справедливости, согласия и мира бесспорна. Одновременно нельзя отрицать и тот факт, что совершенно бесконфликтное развитие в современном обществе в принципе невозможно. Задача социологии конфликта – разработка методологической основы, определяющей направленность исследований социального конфликта; анализ функциональных, сущностных конфликтов в процессе практической деятельности группы, организации, включая взаимодействия личности и социальной группы; изучение причин и динамики объективных конфликтов интересов и целей различных общностей; разработка механизмов разрешения конфликтной ситуации социальными субъектами.
Итак, социология конфликта – отрасль социологии и социологическая дисциплина, предметом изучения которой является появление, развитие и разрешение социальных конфликтов. Центральной проблемой социологии конфликта является анализ всех видов и типов социальных конфликтов на основе использования различных теорий. Социологические исследования конфликтов проводятся с применением достижений ряда наук и областей знаний: истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, философии. Объектом изучения социологии конфликта являются все виды социальных конфликтов, предметом – поведение социальной группы, а также отдельной или нескольких личностей, затрагивающее интересы какой-либо социальной группы или какого-либо социального института, которое приводит к конфликтам. Социология конфликта изучает как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества, социальных групп, рассматривает развитие конфликта как социальный процесс.
1.4. Развитие теории социального конфликта
Употребляя слово “конфликт” в обычных повседневных разговорах, люди легко улавливают его значение из контекста. Мало кто при этом интересуется, к какому виду или уровню социальных конфликтов относится конкретное противостояние, насколько оно зависит от других конфликтов, социальных процессов и отношений, уровня напряженности в обществе. Однако от этих вопросов не уйти, если необходимо найти пути и способы эффективного предотвращения конфликтных ситуаций, возможности их преодоления. Научная литература не всегда в этом помогает: на страницах научных журналов и на конференциях по проблемам социальных конфликтов разгорается полемика о дефинициях. По приблизительным подсчетам только в российской литературе уже имеется более трехсот определений понятия “конфликт”.
В публикациях всех советских обществоведов и большинства исследователей из стран, пытавшихся строить социализм, понятие “социальный конфликт” применялось только для обозначения особого типа общественных коллизий, которые проистекают из различия места, занимаемого людьми в социальной структуре данного общества. Этот тип коллизий, столкновений характеризует противоречия между различными социальными группами, слоями и общностями (как элементами социальной структуры общества) или просто между отдельными личностями, когда они выступают в качестве представителей этих групп, слоев, общностей. Социальный конфликт при таком подходе – это взаимная борьба общественных сил, олицетворяющих собой различные стороны определенного объективного противоречия в конкретной сфере жизни общества. Соответственно качественному своеобразию этих сфер конфликт проявляется в различных формах: экономической, политической, идеологической, национальной, международной и т. д.
В соответствии с таким подходом социальные конфликты виделись только в буржуазном обществе. В странах социализма могли возникнуть только случайные конфликтные ситуации. Категории “социалистическое общество” и “социальный конфликт” понимались как несовместимые, поскольку вторая не отражает материальные и духовные реалии первой. Представления о сущности социального конфликта у обществоведов-марксистов формировались на основе изучения противостояний крупных социальных групп в капиталистическом обществе. В литературе постепенно стало правилом: понятием “социальный конфликт” обозначают в основном проявление так называемых антагонистических противоречий, как, например, классовая борьба, национально-освободительное движение, социальные революции и т. д. Тем временем западные социологи разрабатывали различные подходы к анализу социальных конфликтов с позиции их всестороннего проявления, выяснялась природа этого общественного феномена, изучались причины возникновения конфликтных ситуаций, производилась типология социальных конфликтов, исследовались их взаимосвязь и взаимовлияние, анализировались социальные последствия конфликта в жизни общества. В результате была сформирована общая теория конфликтологии, в нее входили частные теории конфликтов: конфликтная социология Р. Коллинза, социология социальных конфликтов Л. Крисберга, концепция позитивно-функционального конфликта Л. Коузера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и др. В работах Дж. Аткинсона, Дж. Бернарда, К. Боулдинга, М. Вебера, Т. Парсонса, А. Рапопорта, Р. Снайдера и др. велись поиски формализации процессов взаимодействия, связанных с конфликтом, к анализу проблем конфликтологии привлекались методы теории игр и решений, системного анализа.
В последние годы основные положения западной социальной конфликтологии нашли отражение в трудах по теории и практике менеджмента, появились работы ученых Польши, России, других постсоциалистических стран по психологии личностного поведения в конфликтной ситуации, роли руководителя в предотвращении и преодолении трудовых конфликтов и т. п. Число этих работ увеличивается: социологи, экономисты, психологи анализируют порождаемые практикой технологии управления конфликтными ситуациями в сложный период реформирования социально-экономических отношений, вырабатывают рекомендации, позволяющие регулировать конфликтную ситуацию в конкретных условиях. Это дает основание надеяться, что, несмотря на засилье излишне теоретизированных публикаций по конфликтологии, студенты, аспиранты и специалисты смогут найти в литературе постсоциалистических стран необходимые для повседневной жизни советы.
1.5. Социальная напряженность и социальные конфликты 17
Конфликты – это тип социального взаимодействия, субъектами которого выступают индивиды, группы и организации. Конфликты представляют собой естественный аспект коллективной жизни, а не “патологическое отклонение”. Конфликт и сотрудничество, борьба и консенсус, конфликтность и толерантность в обществе неразрывно связаны. Конфликт может быть определен как социальное отношение между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно несовместимы. Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Участники конфликтов в различной степени осознают несовместимость своих целей. Без минимального осознания этой несовместимости конфликты остались бы лишь возможностью.
В жизнедеятельности каждой организации могут быть периоды, когда нет никаких противостояний, конфликтов. Это кратковременные периоды, чаще всего они бывают после завершения какой-то большой работы, после каникул, праздников и т. п. Если “бесконфликтный” период затянулся, то это значит, что или конфликты протекают латентно, напряженность возрастает, временное спокойствие неизбежно прервется взрывом; или по каким-то причинам в организации нет столкновения интересов, значит, нет совместной деятельности, по существу, нет организации как таковой. Люди, как в общественном транспорте, просто случайно оказались рядом. К примеру, на кафедре работает два преподавателя, но зарплата у них разная, поскольку один “борется” за нагрузку, дополнительные часы, а второй только выполняет требуемое. То, что зарплата у него в 1,5–2 раза меньше, его не волнует, деньги он зарабатывает в другом месте. Интересы этих людей не сталкиваются, они определенное время работают вместе, но, по существу, не являются членами одной организации.
Важным аспектом конфликтов является интенсивность, с которой они переживаются их участниками. В одних конфликтах их участники испытывают взаимную нетерпимость, враждебность, в других – их личные отношения не ухудшаются, в третьих – все происходит подобно бурному вихрю, в четвертых – взаимодействие сторон развертывается в спокойной обстановке. Таким образом, интенсивность конфликтов может быть разной.
Понятие “социальная напряженность” является ключевым в конфликтологии. Под напряженностью обычно подразумевается неспокойная ситуация, готовая разразиться чем-то неприятным. Напряженность человек ощущает на различных социальных уровнях: в семье, в транспорте, в бытовых ситуациях, на работе и т. п.
Различные аспекты напряженности изучаются рядом наук. Так, философия разрабатывает методологию изучения социальных конфликтов, социология рассматривает причины возникновения напряженности и ее динамику, медицина осуществляет реабилитацию человека, оказавшегося в состоянии чрезмерного напряжения, психология изучает психологические механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентаций, целей индивидов, возникновения и развития внутренней напряженности.
Понятие “напряженность” в научный оборот ввел Т. Парсонс18. В последующем его стали активно применять теоретики и практики, вкладывая в него различный смысл. Современное понимание раскрывает высказывание Н. Дж. Смелзера, который считал, что напряженность всегда выражает отношение между событиями и определенными культурными и индивидуальными стандартами.
В последние годы напряженность все чаще начали рассматривать как естественное состояние любого социального образования. Так, А. К. Зайцев считает, что напряженность является способом существования любого общества. По его мнению, “социальная напряженность – это психологическое состояние значительных социальных групп, можно сказать, групповые эмоции. В основе социальной напряженности находится … групповая неудовлетворенность людей”19. Социальная напряженность характеризует уровень конфликтности, меняющийся во времени.
Возникновению любого конфликта предшествует напряженность. Или, иначе, социальная напряженность на определенной стадии может перерасти в социальный конфликт. Однако достаточно часто социальная напряженность существует в латентной форме, не проявляя себя внешне. Этому во многом способствует отсутствие или очень слабое реагирование сторон на конфликтогенный фактор, т. е. их толерантность. Один из ведущих российских ученых-социологов С. А. Кравченко дает следующее толкование этого термина: “1) терпимость, терпимое отношение к взаимодействию разных индивидов, социальных групп, этносов, государств; 2) терпимое отношение к другим культурным ценностям и нормам, иным верованиям и культам”20. Это один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека.
Анализу причин социальной напряженности в коллективе должно предшествовать получение информации, дающей возможность оценить направленность и динамику интересов работников, структуру и приоритеты потребностей, уровень удовлетворенности потребностей, ожидания работников по разрешению их проблем, адекватность поведения людей поставленным целям, намерения и готовность к социальному протесту или согласию, осознание социально-экономических последствий своих действий.
Большинство конфликтологов под социальной напряженностью понимают явления, связываемые с ростом недовольства различных социальных групп и общностей, возникновением противоречий и столкновением интересов, т. е. кризисом общественных отношений. Общая основа этих явлений – кризисное положение в различных сферах общественной жизни, массовая неудовлетворенность общественными процессами и уровнем жизни, столкновение различных взглядов по вопросам развития государства, появление экстремистски настроенных групп, ставящих своей целью ускорение прогресса (в их понимании).
Именно такая ситуация сложилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в бывших соцстранах. Ее естественным результатом стал распад системы социализма, сопровождаемый относительно мирным государственным переворотом. В последующие два десятилетия на постсоциалистическом пространстве борьба за власть обострилась, принимает нередко экстремистские формы. Примером в этом плане служат события в Киргизии весной 2010 г. В отдельных регионах России, особенно на Кавказе, массовая неудовлетворенность общественными процессами и уровнем жизни находится на опасном уровне. Сходные процессы наблюдаются в постсоциалистических странах.
Социальная напряженность – такое состояние социальной системы, содержанием которого является процесс возникновения и развития противоречивости отношений, интересов, действий людей, социальных групп и институтов, общества в целом, характеризующийся усилением противоположных тенденций, потребностей и целей социальных общностей и индивидов, сопровождающийся ростом недовольства, негативной психологической напряженностью, дестабилизацией социальных связей.
Необходимое условие назревания социальной напряженности – возникновение социальных противоречий, т. е. взаимоисключающих тенденций в различных явлениях. Противоречия не всегда порождают социальную напряженность. Они, прежде всего, источник самодвижения и развития объективного мира. Большинство противоречий разрешаются в рамках совершенствования существующих социальных структур, без противостояния общественных сил и интересов, выраженных кризисных явлений, дестабилизации функционирования социального организма и его подсистем. Противоречие может развиваться в рамках внутренней структуры, в системе глубинных связей и отношений, внешние проявления которых могут отсутствовать на протяжении продолжительного периода, т. е. не проявляться в виде социальной напряженности. Таким образом, социальная напряженность не может назревать без социальных противоречий, но существование противоречий в социуме не означает неизбежности возникновения напряженности в общественных отношениях.
Социальная напряженность может существовать на микроуровне (в различных подсистемах общества: трудовых коллективах, общественных организациях) и на макроуровне (во всех общественных подсистемах сразу, в государстве в целом). На уровне всего общества (страны) социальная напряженность возникает тогда, когда противоречия между различными общественными группами не разрешаются, а, наоборот, накапливаются как в горизонтальных, так и в вертикальных общественных связях.
Игнорирование социальных противоречий, сооружение барьеров на пути их естественного разрешения, а также подавление попыток осмыслить причины и сущность противоречий создают скрытую социальную напряженность. На микроуровне скрытая форма социальной напряженности характеризуется ухудшением морально-психологического климата коллектива, снижением производительности труда, дисциплинированности и т. п. Работники, нередко сами не подозревая этого, фактически проводят так называемую итальянскую забастовку, означающую ничегонеделание в рабочее время. На уровне общества скрытая социальная напряженность сопровождается падением авторитета государственных и политических структур, массовым недовольством системой распределения, кризисом мотивации труда (ничегонеделание становится нормой поведения на работе, старые стимулы к труду не помогают решить проблему и т. д.).
Если отношение к противоречиям не меняется, то социальная напряженность в обществе неизбежно приобретает открытые формы: межнациональные коллизии, конфронтация политических движений, забастовки и другие виды конфликтов.
Наглядно представить взаимосвязь между напряженностью в различных подсистемах общества помогает рис. 1. В основе его построения лежит понимание того, что социальная сфера, находясь в одном ряду с другими сферами общества (экономической, политической и духовной), одновременно продуцирует социальные отношения, не выступающие в качестве общего для экономических, политических, бытовых и т. п. отношений, но и не находящиеся с ними на равных позициях. Социальные отношения как бы являются носителем других видов общественных отношений; пересекаясь с другими, в зависимости от предметной сферы они составляют смешанные социально-экономические, социально-политические, социально-культурные отношения.
Если рассматривать кризисные отношения в обществе в целом, то пять крайних окружностей на рис. 1 ограничивают Непонимание взаимосвязи между напряженностью в различных подсистемах общества является причиной того, что в условиях конкретной трудовой организации не удается урегулировать самые простые конфликты. Мы, как плохие врачи, пытаемся лечить одну болезнь, ту, что на виду, когда надо оздоровлять весь организм. Нельзя забывать, что причиной конфликтности человека в данный момент может быть не только неудовлетворенность действиями коллег, но и неприятности в семье, нежелательный для него поворот в политических событиях, проигрыш любимой команды и даже то, что кто-то наступил ему на ногу в автобусе. Возникшая в одной сфере жизнедеятельности напряженность передается через человека в другие сферы.
Рис. 1. Взаимосвязь социальной напряженности и конфликтности в основных подсистемах общественных отношений
Если рассматривать кризисные отношения в обществе в целом, то пять крайних окружностей на рис. 1 ограничивают основные подсистемы общественных отношений (экономических, политических, духовных, культурных, бытовых), затронутых кризисом. Центральная окружность отражает социальные отношения, обобщенный аспект всех отношений в обществе. Часть ее площади, перекрывающая другие окружности, показывает напряженность и конфликт между людьми, обусловленные кризисным состоянием той или иной подсистемы общества. Свободная площадь в центральном круге – это ощущение напряженности и состояние конфликтности индивидов, социальных групп, общностей, рассматриваемая вне каких-либо конкретных сфер общества. Масштабы, объемы, глубина социальной напряженности и конфликтности для каждого конкретного человека или социальной группы зависят от того, как их затрагивают напряженность и конфликты в каждой подсистеме и обществе в целом. В свободной площади большого круга (целостной системы) находятся экономические, политические, духовные, культурные, бытовые отношения, не вовлеченные в кризис.
Втянутые в конфликтную ситуацию люди разносят “инфекцию” напряженности по ячейкам общества. Социальная напряженность проявляется по-разному, каждая взаимосвязь в социальной системе и ее подсистемах создает или способна создать напряженность. Можно говорить о мере, степени напряженности и, безусловно, об уровнях социальной напряженности.
Один из ведущих исследователей социальной напряженности в России В. О. Рукавишников выделяет следующие стадии и основные признаки напряженности на уровне общества21:
Первый: в самых широких кругах населения распространяются настроения недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах общественной жизни, настроения неудовлетворенности существующим порядком в широком смысле слова.
Второй: под влиянием общественных настроений утрачивается доверие к властям, исчезает ощущение безопасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи, т. е. в обществе в целом (или в отдельной территориальной общности) возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.
Третий: социальная напряженность отображается и проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров, в вынужденной и добровольной миграции части людей в другие регионы, а также за границу, в активизации деятельности общественно-политических движений, в борьбе за власть и влияние в массах, в стихийных и организованных митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.
Понятия “конфликт” и “напряженность” в чем-то очень близки. И конфликт, и напряженность формируются в конкретной ситуации, содержащей социальную проблему, связанную с существованием противоречий, затрагивающих интересы, ценности людей. И конфликт, и напряженность являются результатом развития социальных противоречий, в процессе которого была возможна бесконфликтная форма их преодоления, т. е. переход социальной системы на новый уровень равновесия участвующих социальных сил, нахождение решения, уравновешивающего дестабилизирующие факторы. Надо подчеркнуть, что понятие “социальная напряженность” больше характеризует отношения между классами, социальными группами в обществе в целом.
Конфликт – всегда следствие напряженности. В наиболее явной форме он возникает в условиях, когда отсутствовали попытки преодолеть напряженность или когда исчерпаны способы прекращения ее развития. Существование социальной напряженности на макроуровне, независимо от того, какой характер (открытый или скрытый) она имеет, неизбежно порождает конфликты между социальными группами и отдельными индивидами на всех уровнях, обостряет течение этих конфликтов, делает неизбежными непримиримое противостояние, коллизии. В реальной жизни конфликты зачастую отражают лишь одну сторону социальной напряженности, поэтому их разрешение нередко носит временный характер. Яркий пример – появление новой серии межнациональных конфликтов после различных мер по реализации национальных устремлений и стабилизации религиозных сил. Или другой пример: удовлетворение требований забастовщиков неизбежно порождает недовольство других работников, оказавшихся в худшем положении из-за своей несплоченности, политической неопытности, слабости. Социальную напряженность нельзя лечить частичными мерами, ее надо устранять последовательно, но реально и всесторонне.
Сказанное относится к любым уровням социальной напряженности, это положение тем актуальнее, чем меньшее количество индивидов втянуто в конфликтные ситуации. При конфликтах с минимальным количеством участников (два человека: руководитель ↔ подчиненный, муж ↔ ↔ жена, мать ↔ дочь и т. п.) необходимость комплексного разрешения противоречий, обуславливающих напряженность, обостряется. В противном случае отношения становятся серией конфликтов. Если это на производстве, то конфликтующие забывают о деле, если в семье, страдают все окружающие: главное для противоборствующих сторон видится не в поиске истины, а в том, чтобы победить и при этом унизить другого. Длительное участие в конфликтах может привести к деградации личности. Стремление выиграть “битву” во что бы то ни стало настолько поглощает человека, что он начинает все оценивать лишь с точки зрения такой “победы” и становится неразборчивым в средствах. Трагикомичность этого явления состоит в том, что в большинстве случаев люди ненавидят образы недругов, возникшие в их воображении, а не действительные объекты.
1.6. Мониторинг напряженности и толерантности: теория и методика исследования
Управление социальным развитием общества невозможно без обширной систематической информации о его состоянии. Для управления любой социальной организацией важно систематически замерять состояние напряженности в ней, а также выявлять факторы, способствующие проявлению толерантности.
Для решения практических проблем предупреждения, разрешения и прогнозирования социальных конфликтов чрезвычайно важна разработка теоретико-методологических и методических основ мониторинга. Применительно к нашему предмету исследования требуется обоснование новых теоретико-методологических подходов к проведению мониторинга социальной напряженности и толерантности в социальных организациях различного уровня.
Понятие “мониторинг” имеет латинское происхождение (лат. monitor – напоминающий, предостерегающий), первоначально оно использовалось для описания работы контрольных приборов. В естественных науках термин “мониторинг” начал применяться давно, в частности при реализации технологических процессов и их контроле, в экологических исследованиях. В конце XVIII – начале XIX в. словом “монитор” называли помощника преподавателя, осуществлявшего наблюдение (надзор) за учениками в отсутствие преподавателя. Несколько необычно для нынешнего восприятия толкование В. И. Даля: “Мониторъ, военный боевой корабль… Название дано отъ ящерицы мониторъ, будто бы предваряющей о близости крокодила”22. В политологии к функциям мониторинга относят слежение и раннее предупреждение нежелательных политических событий. Сегодня многие исследователи под мониторингом подразумевают сбор информации, регулярное наблюдение, оценку и прогноз. В словаре, составленном под редакцией Ю. И. Аверьянова, уточняется аспект сбора информации, мониторинг определятся как “1) сбор информации средствами массовой коммуникации; 2) наблюдение, предостережение и прогноз ситуации”23. Статистики употребляют этот термин для обозначения специально организованного систематического наблюдения за состоянием каких-либо объектов. Ряд исследователей под мониторингом понимают систему наблюдения и контроля над всеми социальными процессами, вызывающими исследовательский интерес. В. Н. Иванов, Г. П. Лесников, В. Л. Зайченко раскрывают аналитическую функцию мониторинга, заключающуюся в систематическом отслеживании, изучении состояния социальных явлений и процессов, сопоставлении результатов наблюдений с целью получения представление об их состоянии и тенденциях развития24. И. А. Кривобоков рассматривает мониторинг как специально организованный, непрерывный процесс поиска, группировки и комплексной обработки индикаторов с целью оперативного оценивания и прогнозирования возможных состояний социально-экономической системы и ее уровней, выработки корректирующе-упреждающих мер управленческого воздействия25.
На сегодняшний день теория мониторинга как целостная система не разработана, а теория социального мониторинга и вовсе не сформирована. Социальный мониторинг многие современные ученые рассматривают как способ познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей комплексную оперативную и адекватную оценку социальных ситуаций с целью выработки оптимальных управленческих решений и составления эффективных прогнозов. Некоторые ученые отождествляют мониторинг с методом сбора данных в социологии, обосновывая это схожестью инструментария. Естественно, мониторинг приобретает многие признаки не только социологии, статистики, как уже отмечалось, но и экономики, политологии и др. Но это вовсе не означает, что мониторинг является лишь методом других наук.
Объектом мониторинга может быть и вся социальная система, и каждая из ее составляющих, например, не все аспекты деятельности предприятия, рассматриваемого как социальная система, а лишь состояние напряженности в коллективе. Именно так считает Ф. М. Бородкин: “…объектов деятельности мониторинга в общественной жизни можно указать бесконечно много. Количество и конкретный состав показателей для наблюдения и оценки процессов ограничены лишь фантазией исследователей, наблюдателей, субъектов управления и заказчиков. … объектами мониторинга (социологического – авт.) являются группы, социальные институты, их взаимосвязи и взаимодействия, динамика, а также индивиды как представители таких групп и институтов”26.
Социальный мониторинг, ориентируясь на многообразные социальные явления, не исключает рассмотрения в качестве объекта факторов несоциального происхождения, но обеспечивающих функционирование социальной сферы или существенных для развития социума.
В самом общем виде функцией мониторинга является наблюдение за объектом, оценка его состояния, предупреждение нежелательных тенденций его развития, осуществление контроля за происходящими наблюдаемыми процессами. Функциями социального мониторинга как инструмента социального управления является:
• определение состояния объекта управления в заданный момент времени и выявление динамики и направления развития;
• выявление причинно-следственных связей и противоречий, лежащих в основе наблюдаемых явлений;
• прогнозирование исследуемых социальных процессов;
• систематический контроль над ходом процесса и его соответствием намеченной тенденции развития;
• информационное обеспечение постановки задач социального управления.
Среди основных принципов построения системы мониторинга выделим принципы системности, адресности и предметной направленности. Предметная направленность подразумевает возможность применения мониторинга в различных системах: технических, политических, социальных, экологических и др.
В зависимости от выполняемых функций мониторинг подразделяется на социальный, экономический, социологический, социально-психологический, социально-экономический и др. Социальный мониторинг в самом общем выражении представляет собой мониторинг социальной сферы, а социологический мониторинг является специфическим комплексным методом сбора, обработки, анализа и использования информации о цельном объекте. Причем объектом социологического мониторинга (с использованием социологического инструментария) могут быть не только социальные объекты, но и политические, экологические и др. Социологический мониторинг политической, экономической, экологической системы в качестве объекта исследования выбирает соответствующую сферу, а предмет определяется исходя из поставленных цели и задач.
Для проведения мониторинга необходимо выделить индикаторы и показатели, характеризующие социальную напряженность или социальное согласие. О наличии в обществе состояния социальной напряженности могут свидетельствовать определенные признаки. Основными из них являются: а) рост агрессии, преступности; обострение межнациональных конфликтов; б) увеличение числа самоубийств; преобладание настроения пессимизма, равнодушия; в) снижение рождаемости; увеличение числа разводов; г) повышение уровней заболеваемости, смертности; д) разрыв хозяйственных связей; е) разобщение в трудовых коллективах; ж) спад производства; з) ухудшение показателей экономической деятельности. Построение системы индикаторов социальной напряженности требует их классификации. Можно подразделить их по мировоззренческому, идентификационному, субъектному, объектному и другим основаниям. Применительно к коллективу можно назвать следующие индикаторы:
• высокий уровень неудовлетворенности работников условиями и уровнем организации труда, производства и управления;
• наличие острой проблемы, затрагивающей интересы большинства членов коллектива, и отсутствие реальных путей ее решения в рамках действующего законодательства и возможностей предприятия;
• проявление апатии и безразличия к результатам труда, рост иждивенческих настроений;
• пессимизм и неверие в эффективность принимаемых мер социальной защиты в условиях радикальных преобразований, неуверенность в будущем;
• неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, разногласия, конфликты, эмоциональная напряженность отношений в коллективе;
• высокий уровень потенциальной текучести среди рабочих основных процессов;
• падение трудовой и технологической дисциплины;
• потеря руководством инициативы в управлении ситуацией, консолидация группировок вокруг неформальных лидеров;
• выдвижение требований, проведение митингов, собраний, делегирование представителей коллектива для решения вопросов с руководством.
Программа мониторинга осуществляется в несколько этапов. Вначале отрабатывается методика и принципы организации проекта. На первом (установочном) этапе ставятся задачи, связанные с необходимостью уточнения предмета исследования, а также с разработкой инструментария, который с требуемой разрешающей способностью может обеспечить сбор и анализ информации. Здесь происходит разработка и экспериментальная проверка научной, предметной структуры, организационных принципов и методического инструментария. Для конкретизации предмета мониторингового исследования применяется метод экспертных оценок, в ходе реализации которого нужно дать ответы на вопросы, касающиеся уточнения инструментария исследования, корректировки стадий и сроков его проведения.
На последующих этапах осуществляется сбор материалов, позволяющих сделать заключение (промежуточное или окончательное) по тому или иному предмету исследования. Каждый очередной этап завершается корректировкой методики, принципов, инструментария исследования, если промежуточные результаты требуют этого.
Методический инструментарий мониторинга включает в себя постоянный блок, к которому на каждом этапе прибавляются новые блоки, включающие в себя индикаторы, позволяющие дополнить информационную базу исследования новыми данными. При этом если новые индикаторы не были апробированы ранее, то рекомендуется провести пилотажное исследование для отработки скорректированного инструментария. Обобщение эмпирических данных позволяет перейти к заключительному этапу решения научных задач, включающем логический анализ данных об объекте исследования применительно к предмету исследования в намеченные промежутки времени.
Таким образом, мониторинг осуществляется посредством реализации определенной последовательности процедур:
1) определение объекта наблюдения;
2) обследование выделенного объекта;
3) создание модели информационного анализа объекта;
4) определение методики измерений;
5) определение состояния объекта наблюдения;
6) прогнозирование изменений состояния объекта;
7) преобразование информации в удобную для использования форму.
Для эффективной организации этой работы необходимы: комплексная реализация всех мероприятий мониторинга; сочетание мониторинга с другими методами сбора данных; учет правовых аспектов; учет точек критического состояния при проведении мониторинга; учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга.
Проведение мониторинга принципиально возможно по всему срезу системных и управленческих уровней, начиная от всеобщих глобальных системных тенденций вплоть до групп элементов, составляющих основу системы. В зависимости от специфики объекта прогнозно-управленческих задач в социальном мониторинге могут доминировать те или иные способы сбора и обработки информации, применяться показатели социологии, психологии, статистики, политологии и т. д. с различными весовыми коэффициентами. Поэтому социальный мониторинг в конкретных условиях его организации может приобретать признаки различных видов социальных исследований, а также на определенных этапах полностью трансформироваться в них. Однако по своей сути социальный мониторинг остается комплексным методом исследования социальных систем и социальных процессов посредством использования свойств мониторинговых индикаторов.
Каждое направление социального мониторинга ориентируется на систематическое слежение за состоянием объекта и оценку состояния соответствующих компонентов социальной сферы. При этом получаемая информация о социальном объекте, обосновывающая принятие управленческих решений, должна быть полной и достоверной.
Мониторинг напряженности и толерантности может стать одним из основных факторов, повышающих стабильность социальной системы. Для этого в системе социального мониторинга необходимо предусмотреть функционирование обратной связи. Это позволит при появлении негативных тенденций в развитии социальной системы нейтрализовать факторы, вызывающие их. Обратная связь проявляется как реакция на управленческое действие, которое осуществляет субъект управления, в виде информации о состоянии управляемого объекта и его изменении. Полученные таким образом данные об уровне социальной напряженности позволяют осуществлять регулирование управляющего воздействия на систему, т. е. корректировать управленческие действия в процессе управления социальным развитием. Так через обратную связь объект управления воздействует на субъект управления, и эффективность принимаемых решений оценивается оперативно. В случае развития социальных процессов в желаемом направлении (наличие положительной обратной связи) субъект управления сохраняет намеченную схему воздействия на управляемый объект.
При организации мониторинга выбираются индикаторы, характеризующие те или иные явления, процессы, состояние объекта. Индикаторы описывают свойства объекта, которые представляют собой множество связанных между собой элементов. Показатели, применяемые в качестве социальных индикаторов, должны отвечать определенным требованиям (адекватно отражать исследуемый объект, носить обобщающий характер, иметь сопоставимость, дополняемость, иметь строго определенную форму и др.). Мониторинговые индикаторы представляют собой формы отражения суммарной результирующей множества взаимодействий и находятся в определенном соотношении с количественными признаками и их мерой, что дает теоретико-методологическую основу для использования таких индикаторов в качестве источника прогнозной информации, а также позволяет рассматривать их как объект прогнозного поиска и как элементы конструирования прогнозных моделей.
В качестве индикаторов социальной напряженности можно выделить следующие признаки:
• наличие острой проблемы, затрагивающей интересы большинства людей, с одной стороны, а с другой стороны, отсутствие реальных путей ее решения в рамках действующего законодательства;
• высокий уровень неудовлетворенности людей работой институтов управления;
• проявление апатии и безразличия, рост иждивенческих настроений;
• пессимизм, неверие в эффективность принимаемых мер социальной защиты, неуверенность в будущем;
• неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, повышение уровня бытовой агрессивности;
• потеря формальным руководством инициативы в управлении ситуацией, консолидация группировок вокруг неформальных лидеров;
• выдвижение требований, проведение митингов, собраний, делегирование представителей;
• обострение криминогенной обстановки, увеличение количества насильственных преступлений.
В целях определения динамики изменения показателей, характеризующих социальную напряженность, необходимо периодически фиксировать их величины, а при необходимости и направления их движения, что позволит определить будущее состояние исследуемой социальной системы или определенного социального процесса.
Таким образом, основу теоретико-методологической и технологической базы социального мониторинга составляют представления о группе показателей, выделяемых по информационно-прогнозным свойствам в разряд мониторинговых. Мониторинг является наиболее эффективным инструментом прогнозирования состояния социальной системы, включая такие ее важнейшие показатели, как напряженность и толерантность. Таким образом, мониторинг представляет собой не только непрерывный процесс фиксации состояния объекта в пределах обозначенного отрезка времени, но и анализ тенденций и направлений развития процесса, прогноз будущего состояния системы.
1.7. Столкновение и психологическое межличностное противостояние как одни из ведущих характеристик конфликтов
Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus, которое в буквальном переводе означает “столкновение”. С этой позиции конфликт можно представить как одну из форм взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, при которой действия одной стороны столкнулись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей. Другими словами, конфликт – это проявление объективных и субъективных противоречий, выражающихся в противостоянии сторон.
Типичным признаком конфликта является наличие явного стремления каждой из сторон получить выгоды за счет другой стороны. При этом успех одной из них означает неудачу другой, а само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать или взять под контроль другую сторону. Характерными чертами конфликта являются неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; различный образ действий каждой из сторон.
В конфликтной ситуации происходит столкновение интересов нескольких сторон, преследующих различные цели и имеющих для их достижения некоторый набор вариантов действий, каждый из которых приводит к одному (или одному из нескольких) возможному исходу. Результат любого поступка одной стороны зависит от выбранного поведения других сторон.
Социальный конфликт имеет ту особенность, что в нем сталкиваются интересы людей, их общественные устремления, цели, нормы и правила поведения (взаимоотношений). Конфликт представляет собой всесторонний и многоаспектный феномен общественной жизни. Он может происходить на макроуровне. Такие конфликты возникают в ситуациях, обостренных необходимостью модернизации общества. Это крупномасштабное противоборство различных социальных сил, имеющих противоположные экономические и политические цели. Вместе с тем социальными конфликтами являются и менее масштабные столкновения, когда вступают в противоречие интересы руководителей и работников в рамках отрасли, предприятия. Социальные конфликты чаще всего происходят на почве обострения межнациональных отношений и отношений малых групп в различных сферах общественной жизни. Это административные, педагогические, семейно-бытовые и иные конфликты.
К числу социальных, безусловно, относятся и так называемые межличностные конфликты, к которым в научной литературе стран Восточной Европы относятся с необоснованным предубеждением. Многими теоретиками и практиками игнорируется очевидный факт, что по своей сути любые конфликты сводятся к противостоянию на межличностном уровне. Любой индивид вступает в противостояние не с какой-то абстракцией, представляющей, к примеру, ту или иную управленческую должность, а с конкретным человеком. Особенность западных исследований конфликта в том, что при объяснении их природы ученые прибегали к психологической и социально-психологической дедукции. Такой подход позволяет собрать и проанализировать достоверные с точки зрения конкретного фактического материала данные, увидеть взаимосвязь различных конфликтных ситуаций, в которые попадает человек. Создаваемая такими способами логическая модель конфликта на различных микроуровнях помогает решить проблемы, возникающие на основе противоречий между большими социальными общностями.
Этот подход не просто критически воспринимался исследователями из соцстран, а попросту отвергался. Даже в лучших работах 1970-х гг., где конфликты рассматривались с позиций психологии, подчеркивалось, что западные авторы уходят от изучения реальных причин, порождающих конфликты, ограничиваются изучением проявлений, а не сущности конфликтов. Этот критицизм, по сути, отвергающий выводы и рекомендации западных ученых, сохраняется во многих публикациях и сейчас.
Тот факт, что западные ученые ставили естественные вопросы о неудовлетворительном с позиций научных требований состоянии исследований проблем конфликтологии, подтверждает, по мнению некоторых наших авторов, их собственный вывод, что проводимые на Западе исследования не затрагивали “коренных материально-экономических основ” столкновений в жизни западного общества, а поэтому есть веские причины отвергать предлагаемые практические рекомендации по урегулированию и даже полной элиминации социальных и межклассовых столкновений.
Есть все основания считать, что затянувшееся отставание конфликтологии в постсоциалистических странах, неспособность ученых дать действенные рекомендации по ослаблению сегодняшнего социального напряжения в различных сферах общественной жизни обусловлены рассогласованностью между усилиями психологов, социальных психологов и социологов в изучении природы социального конфликта. Социологи считают, что они изучают более значимые проблемы и поэтому оставляют вне своего внимания противоречия межличностных отношений, а психологи не находят общего языка с социологами, поскольку последние, по их мнению, не знают истинной мотивации поведения человека и, следовательно, не могут обоснованно судить о сущности и причинах конфликтов.
Подчеркнем, что продолжающееся отставание конфликтологии во многом объясняется недооценкой межличностных конфликтов, даже некоторым пренебрежением к ним. А ведь межличностные конфликты являются самым распространенным типом противостояний, и не всегда их причиной является несходство характеров. Более глубокий анализ показывает, что в основе межличностных конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные возможности: материальные средства, производственные площади, использование оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между менеджером и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что менеджер предъявляет к нему непомерные требования, а менеджер считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. По субъективному признаку во внутренней жизни каждой организации выделяются следующие типы межличностных конфликтов: конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между менеджером и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между менеджером первой руки и менеджерами нижестоящих уровней; конфликты между рядовыми сотрудниками; конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между менеджерами одного ранга. Конфликты на управленческом уровне, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми коллизиями, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее структуре. Они могут быть также связаны с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности их совокупной деятельности.
Пренебрегать анализом межличностных конфликтов – значит не понять сущности и причин противостояния социальных групп и общностей. Рекомендации при таком подходе неизбежно будут оторваны от реальности.
Изучение природы социального конфликта требует комплексного подхода к его анализу, а наиболее значимые результаты будут получены на стыке наук, когда, исследуя общественное мнение, напряженность социальных отношений, ученые обратят внимание на мотивы поведения, психологию, ценностные ориентации конкретных индивидов.
Социальный конфликт всегда имеет психологическую сторону независимо от уровня общественных коллизий. Это проявляется и в политических конфликтах, когда конечной целью ставится смена власти, государственный переворот, и в межнациональных коллизиях, и в конфликтах на религиозной почве, где психологическое состояние личности играет особую роль, и в конфликтах в экономической сфере. Нельзя понять направленность поведения рабочего в начавшейся забастовке, если не учесть его психологическое состояние, не выяснить причины обострения его недовольства именно в данный момент. К примеру, работник не выражает особого недовольства заработной платой, понимает сложности момента, видит другие преимущества в своей работе (интерес, социальная значимость, продолжительность отпуска, свободный режим трудового дня и т. п.). Но заболел ребенок, понадобились деньги на лечение, или жена, побывав на какой-то презентации, приходит в гнев в связи с несовершенством своей одежды по сравнению с нарядами жен начинающих бизнесменов – и вот недовольство заработной платой, несправедливостью распределения, социальным неравенством резко обостряется.
Конфликты – это зона повышенной социальной напряженности, основой которой являются нереализованные потребности социальных групп, личности. Острота напряженности в конфликтах проявляется: а) в повышенном эмоционально-психическом фоне взаимодействия и усиления неудовлетворенности ситуацией; б) учащении локальных конфликтов; в) проявлении отклоняющегося поведения; г) поиске виновного.
Эмоционально-психический фон создает основу для консолидации различных групп, например, в единое забастовочное движение, от его особенностей зависит степень развития социального конфликта в сфере труда и в других сферах общественной жизни.
Психологи рассматривают конфликт как следствие несовместимости одновременно возникших побуждений действовать. Конфликты являются источником эмоции главным образом тогда, когда субъект не может легко найти решение. Несовместимость побуждений возникает при значительном сопротивлении их реализации, т. е. когда два побуждения вступают в противоречие, элиминируя друг друга. Исключение одного другим непосредственно или через какой-либо объект вызывает состояние неудовлетворенности.
С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций, проявляющихся в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Таким образом, при анализе социальных противостояний любого уровня нельзя оставлять вне внимания конфликтные ситуации на межличностном уровне, психологическое состояние их участников. Исследуя же конфликты между отдельными индивидами, малыми группами, нужно анализировать состояние общественных отношений. Кризисное состояние экономики, сопровождаемое галопирующей инфляцией, обострение жилищной и продовольственной проблем, появление богатых людей, безработных и т. п. приводит к учащению межличностных конфликтов. Характерно, что в сугубо личном конфликте их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью. Бесчисленные открытые и неявные межличностные конфликты словно впитывают в себя всю социальную напряженность общества.
Подводя итоги первой главы, подчеркнем, что, обращаясь к научной литературе, читатель неизбежно встретится с тем, что ведущие диалог по проблемам конфликта не всегда сходятся во взглядах на то, что под этим словом следует понимать. Поиск научных рекомендаций нередко подменяется спорами, чем отличается конфликт от конфронтации, коллизии и где кончается обычный конфликт и начинается социальный. Этого не стоит пугаться, надо научиться отделять зерно от плевел. Современный специалист только тогда достигнет жизненного успеха, когда сумеет справиться с обрушивающейся на него лавиной далеко не нужной информации. Характерной чертой социальных конфликтов является их бесконечное разнообразие. Основные подходы к классификации конфликтов в общественных отношениях представлены в главе 2.
Темы для углубленного изучения и самостоятельной работы
1. Понятие “конфликт”.
2. Классификация конфликтов.
3. Объект, предмет, субъекты, функции и границы конфликта.
4. Понятия “конфликтология”, “социология конфликта”.
5. История развития конфликтологии.
6. Теории социального конфликта и тенденции их развития.
7. Сущность социального взаимодействия и место конфликтов в человеческих взаимоотношениях.
8. Социальная напряженность как состояние социальной системы.
9. Толкования конфликта в различных научных школах.
10. Основные направления в исследованиях конфликта.
11. Модель многоуровневого социального конфликта.
12. Основные характеристики комплексного подхода к анализу конфликта.