Вы здесь

Общаться с подростком. Как?. Глава 5. Не «откуда» и «почему», а «как» стать друзьями (Юля Лемеш)

Глава 5

Не «откуда» и «почему», а «как» стать друзьями

Окружение

Сначала самые главные люди – родители, бабушки, дедушки. Потом воспитательница в садике. Потом учитель в школе. А потом приоритеты меняются. Потому что подростку важнее человеческие отношения. Что за человек его мама, папа, учитель, друг? Еще не разобравшись в себе как в личности, подросток предъявляет завышенные требования к окружающим именно как к личностям. Сравнивает, ставит им оценки. Причем к взрослым требования гораздо выше, чем к сверстникам или к себе. К сожалению для большинства подростков, окружение действительно накладывает отпечаток на личность.

Говорят «ах, он не виноват, связался с плохой кампанией». При низком культурном уровне, при слабой воле, при заниженной или завешенной самооценке (но не объективной) подросток может попасть под чужое влияние. Хотя бывает, как попал, так и выскочил. И подумал: «Ну и дурак же я был, что тратил время на этих уродов». Зато опыт получил. Негативный, позитивный – какая разница, лишь бы сам во всем разобрался и сделал правильные выводы.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок замкнулся в себе, комплексует по любому поводу и нервно реагирует на мир – повысьте его самооценку. В нем масса достоинств, просто он так затюкан своей внешностью и процессом взросления. Вы-то точно знаете, какие у него «сильные» стороны. Путь и он про них вспомнит.

Если подросток не умеет мечтать и не хочет изменить мир, из него ничего путного не вырастет.

Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к нему не имеет никакого отношения. Поэтому подростки бывают до глупости бесстрашны и способны на очень рискованные действия.

Увлечения

Что важно помнить. Подростки в отличие от их родителей психологически более активны и склонны к увлечениям. Они не консервативны, а ищут множество ответов на один и тот же вопрос. И этим самым раздражают взрослых. Которым довольно одного ответа.

К.

– Мне кажется, мои предки меня ненавидят. За то, что я молодая! Им уже все по барабасу. Не хотят ничего. Работа, дом, сон. Все интересы. Они хотят, чтоб я жила как они. А сами тоже были молодые и жили по-другому. Что мне делать? Мне хочется так много всего узнать, увидеть, просто поколбаситься! Чтоб каждый день что-то новое!

Они говорят, что я нервная. А то! Вот если я хочу на концерт, а денег нет? Эти точно не дадут. В их понимании концерт – это деньги на ветер. Приходится выкручиваться. Подработки всякие искать.

А кидалова сколько в этом деле! Пообещают много, а не заплатят ни хрена.

Для подростков важен творческий подход к решению проблем. Что есть творчество? Умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и самобытные пути, а с другой стороны – развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать.

С первой частью определения у подростков все в порядке, а вот со второй – все гораздо проблематичнее.

Взрослых часто бесят увлечения подростков. Особенно если эти увлечения отнимают много времени от «серьезных» дел.

Однако, если подросток ничем не увлекается – претензий у родителей еще больше. Незавершенные увлечения (поиграл и бросил) считаются верхом безответственности.

Но какими бы ни были увлечения подростка – чаще всего они не вызывают уважения у взрослых, и те прилагают массу усилий, чтоб подросток прекратил ими заниматься.

В нашем случае увлечения отличаются разнообразием. Музыка, порча кожи разными способами, мотоциклы, погружение во внутренний мир, богатые эмоциональные переживания, первые попытки литературного опыта, трансформация внешности, чтение свойственной данной субкультуре литературы, травматические виды спорта, покупка розовых шнурков…

АХТУНГ, РОДИТЕЛИ! Если ваш ребенок всерьез увлечен музыкой – какого рожна вам надо! Пусть самовыражается. А вам придется вникнуть в его увлечение и поддержать, чем можете. Даже если соседи воют от его экспериментов с барабанами. Хвалите его – доброе слово и кошке приятно. Примерно так же следует поступать, если ребенок начал рисовать и баловаться фотожабой. То есть фотошопом. Не оставайтесь в стороне. Требуйте показать новые творения. Комментируйте, критикуйте, хвалите, если есть за что.

К. в блоге

Ю. Л.: – Часа два сидела и думала, а чем я-то, собственно, увлекаюсь? Так, чтоб по-настоящему? Не раньше – а последние полгода? Вспомнила про велик. Потом про кладоискательство. Про рисование. Про книги. А! Еще из пистолета пневматического пострелять люблю. С музыкой как-то не складывается. Я ее как фон воспринимаю. Для настроения. Что еще? Фотография? Да. Пожалуй, и ее к увлечениям можно отнести. Еще я читаю много. Получается – вот это все перечисленное я и есть.

А общение с людьми интересными можно к увлечениям отнести?

Tony_Bacardi_Lover:

– К увлечениям можно отнести все чем человек может заниматься, любое действие или бездействие))).

Так что общение с интересными людьми тоже увлечение))).

У меня увлечения следующие:

велосипеды, катание на оных, активный отдых в различных сферах, почти во всех… поиск и чтение интересных книг… самоанализ в последнее время занимает много времени…

еще могу к увлечениям отнести дорогу к целям))).

у меня цели – это восхождение на Белуху и покупка кайта (+комплектующие), а еще я спать люблю)))

Мама мало интересуется моими увлечениями, так что ничего не запрещает… да и раньше не запрещала, я волен был всегда делать что хочу) голова всегда на плечах)

Юленька Солнечная:

– Меня вот раньше пилили, что я типа ничего не читаю))). Потом, когда я активно взялась читать, потому что это мне нравилось, мне стали уже говорить, что из-за моего чтения у меня портится зрение. Далее я увлеклась тяжелой музыкой))) Родители долго привыкали, ругались, боролись, но сейчас уже относятся нормально)))

Родители че только не слушают))). Ну, в общем, из рока только Арию, но и то раз в год))) А вообще, как и все – песни их молодости))). Папа мой сейчас попривык к року моему, и даже иногда скрим изображает))) – ржачно выглядит))).

Да, у нас нет безусловного почтения ко всем взрослым. И не будет. Интересно, а кто в этом виноват? Кроме того, они нас тоже не уважают.


Про голос, хомячка и внушение

Представьте, что у вас есть собака. Или кошка. Живность. И вы с ней разговариваете, как и все хозяева. Некоторые дискутируют с аквариумными рыбками или с черепахами. Но речь не про них. Ждать вразумительной реакции от черепахи не более перспективно, чем от мертвой черепахи. Итак, раз в качестве примера черепахи не подходят, будем говорить о прочем, более понятном народе, вроде кошек и собак. Слова они смутно знают. Но главное для этой живности что? Правильно – ваш голос. Животное поверит вашему доброму голосу всегда, ну, только если вы не лупите в воспитательных целях зверя табуретом по голове. Что именно «доходит» в вашем голосе? Интонация. Громкость. Тембр. Визг категорически не подходит для налаживания отношений.

Если не верите, купите в магазине хомячка-джунгарика для эксперимента. Полчаса визжите ему в ухо, полчаса орите, потом сурово рявкайте, если он еще не сдох. Если зверек останется жив, то при вашем появлении у него будут отниматься ноги и он научится самостоятельно затыкать свои уши. Что, в принципе, не так и плохо. Теперь вы точно оценили возможности вашего голоса и обзавелись цирковым животным. Можете даже подзаработать, показывая уникального хомяка за деньги.

Кстати, ваш ребенок наверняка умнее хомячка. И не менее восприимчив к вашему голосу. Так что делайте выводы.

В арсенал внушения можно еще включить кроме интонации – тембр голоса, мимику и авторитет говорящего. Но это уже точно не про хомячков. Они мимику не оценят. Проверяли.

АХТУНГ, РОДИТЕЛИ! Мерзкая привычка – постоянное повторение угроз, попреков, жалоб, нравоучений.

Большая часть подобного занудства воспринимается как бессмыслица, нагоняя на слушателя глухоту. Эта глухота – защитная реакция организма. Чтоб сознание не засорять всякой бессмыслицей.

К. в блоге

Frei_Engel:

– Отличное сравнение! Кстати, на собаку обычно боятся кричать, говорят, вырастет психом. Почему тогда к ребенкам это не применяется?

Ю. Л.:

– А коты у «пронзительных» голосов, как правило, гадят где попало. Но дело не в этом. Просто, например, аферисты и жулики сразу понимают, что голос – это инструмент. С помощью которого можно войти в доверие и убедить в чем угодно. А хорошие люди почему-то не используют голос для налаживания отношений.

Н.:

– У мамы моей есть такая черта. Моему голосу она уделяет самое пристальное внимание и частенько придумывает «неприятную интонацию» на пустом месте и принимается меня за это ругать на повышенных тонах, а когда я возмущаюсь, мама заявляет, что она никогда на меня не кричит.

Помнится, самая сильная наша ссора была оттого, что папа за меня заступился, сказав, что я действительно говорила нормально, а мама – кричала. Мама до сих пор не верит и обижается на папу, который никогда меня не защищал и вот здрасте.

Видно, интонация – это тоже совсем субъективная штука. Вот меня сложно таким образом обидеть, а мама на любые колебания реагирует.

Ю. Л.

– Лихо. В смысле – что она не замечает своего повышения голоса.

Говорят, что нас в других людях раздражают те недостатки, которое есть у нас самих. Но это явно не в тему. В тему – она предвзято к тебе относится.

*M.A.N.I.A*:

– Крик не выход… Кричит только тот, кого никто не слышит… Ну или тот, кто сам себя не слышит…

Вот я ору крайне редко, только если вижу, что какой-то лох ну ни хрена не врубается, что надо отвалить по-хорошему…

Правда, когда я начинаю спокойно разговаривать, все почему-то думают, что либо у меня что-то случилось, либо я пьяная и нуждаюсь в доверительной беседе по душам…

И никому невдомёк, что, проорав полжизни, я так ничего и не добилась, а как только стала использовать свой голос по-другому, то и людям стало непривычно как-то… Но это уже их проблемы)))

У матери-горлодера ребенок тоже горлодер. Вывод – нечего было орать.

Непослушание и упрямство. Конфликты. В чем ошибка родителей? Они видят лишь внешнюю сторону проблемы и не понимают мотивов поведения подростка, не считаются с его интересами. Частенько оправдывая конфликтный характер наследственностью, врожденной наглостью или еще чем-то не менее фантастическим. Подросток видит в категоричных требованиях взрослых излишний контроль. Желание подчинить подростка приводит к протесту. Большинство родителей воспринимают подростка как ребенка, который полностью от них зависит, и постоянно подчеркивают это. Где невозможна разумная самостоятельность, невозможно и сотрудничество.

Типичная ошибка родителей заключается в том, что, пытаясь наладить потерянный контакт, они привлекают подростка к «точечному» решению семейных проблем. Порой это заключается лишь в ежедневных поручениях «вынеси ведро», «помой посуду» и т. п. Правильнее будет дать возможность подростку самому выбрать дело, которое он станет выполнять для блага семьи. Если его не устраивает предложенный перечень, пусть самостоятельно решит, чем он сможет помочь.

Предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия мешает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам – это, прежде всего, позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к настоящей дружбе, к ликвидации обособленности родителей от подростков, когда они живут разными интересами: одни – командуют, другие – выполняют команды. Никто не поверит в то, что жила себе поживала счастливая мирная семья. И внезапно ребенка подменили. Мама ему – здравствуй, мой хороший. А он в ответ послал маму к такой-то матери. Ну не бывает так! Все с чего-то начинается.

От неприязни – к раздражению

Если ваш ребенок вас раздражает, дело не в нем, а в вас. Наверное, вы от природы раздражительный человек. Нет? Значит, вы именно сейчас чем-то раздражены, и вовсе не ребенком. У вас что-то не ладится. Вот он бродит по квартире и вызывает у вас бурную неприязнь. Злитесь вы на него, вот что.

АХТУНГ, РОДИТЕЛИ! Попытайтесь поговорить. Скажите «что-то ты сегодня не такой». А вдруг он заинтересуется и спросит «а какой не такой»? Придется напрягать память и вспоминать, каким он был вчера… Вот черт. Вроде как все было как всегда… Примелькался ребенок-то.

Нельзя заводить разговор о человеке не помня, какое у него вчера было настроение. Ага! Вспомнили! Вчера он был веселый, а потом куда-то свалил, после того как вы устроили ему выволочку за несделанные уроки (тут возможны варианты – неприбранная комната тоже сойдет). Пришел мрачнее тучи. Буркнул что-то в ответ на упрек за позднее возвращение и заперся в комнате.

Ну вот, вы напрягли память, восстановили события. Теперь можете задавить свое раздражение и приступить к налаживанию добрососедских отношений:

– Ты сегодня расстроенный. Что случилось?

Если в голосе и в глазах нет искренности – диалог отменяется.

Не исключено, что вы боитесь спрашивать – вдруг ответит. И что тогда? У подростков бывают самые разные проблемы, про которые вы предпочитаете не знать. Странно?

Сядьте на диван и займитесь самоанализом. У вас скверное настроение (список причин). Вы его срываете на ребенке. Вас достала привычка так поступать. Вы – хорошая (это замечание вас устраивает больше). Значит… Что это значит?

А это значит, что вы – хороший человек с отвратительной привычкой срывать свое плохое настроение на ребенке.

К.

Vikta:

– Странно, но чтобы мою мамми раздражал ребенок – это дитю надо постараться. Последний раз мамми бесил один ученик 2–3 года назад, да и то он быстро свалил.

Ю. Л.:

– Как ни странно, чаще всего я вижу взбешенных мам на улице. С маленькими детьми. У нас в классе парень был. Его папаша избивал.

Красивый папочка, директор фирмы. И никто не мог понять, почему этот парень всегда всех бил. Особенно девочек. Просто так. Идет мимо парты, врежет и спокойно на свое место. Особенно тех, с кем класс не дружил. А потом мама одной из них пришла и поговорила с ним при всех. Выставила его полным дебилом. И хоть он и выпендривался после ее ухода, драться перестал.

Vikta:

– Насилие порождает насилие, и не все могут прервать эту цепь. Как говорил Иисус, «одари того хлебом, кто ударил тебя камнем»))

Ю. Л.

– Здесь был явно не тот случай.

Elena Goncharova:

– Наверное, неправильно будет, если в такой теме будут комменты только детей. «Мне кажется, нехорошее настроение многие срывают на детях. Или просто на близких людях». Очень жаль, но это правда. И больнее всего делают именно близкие люди…

«Вас достала привычка так поступать». Да, да, да… Достала… но трудно это назвать привычкой… Что-то потеряно в наших семейных устоях. Уважение между поколениями, ощущение личности даже в самом маленьком ребенке…

Это как дедовщина в армии. Унижали и давили личности в 1937-м и дальше. В это время рождалось поколение наших родителей, они росли в полной уравниловке, где быть личностью, индивидуумом было почти оскорблением. И вот у них родились мы, т. е. ваши родители. Октябрята и пионеры, которым нужно было быть «как все»… Нас не уважали в детских садах, унижали и гнобили в школе. Самые крепкие имели отличные аттестаты и «неуд» по поведению. И вот они, эти представители поколения ваших родителей, смутно ощутили в себе Человека, Личность отдельную от массы только во взрослом состоянии, а многие так и остались «ячейкой», «отрядом» и поэтому живут «как все» или «не хуже чем соседи». А посему на людях нужно выглядеть прилично, разговаривать вежливо и уважительно, а уж приходя домой можно и слабину дать…

По себе знаю, на нас орали в саду, в школе не только орали, но еще и публично «выравнивали» любое желание отличаться от других. Очень запала в душу история из старших классов. Общешкольная катастрофа, собрание в классе, школьный комитет комсомола, осуждение и гневные предложения «исключить!». И из-за чего всё это? Просто человек носил нательный крестик…

И к чему я это все? А к тому, что нам нужно с нуля учиться УВАЖЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ. Каждый человек – личность, он индивидуален и имеет право… Но не все это понимают душой, а не поверхностью мозга.

То что для вас естественно, мы должны вспоминать и напоминать себе на каждом повороте.

Может быть, иногда и мы заслуживаем снисхождения и участия. Иногда так нужно, чтобы тебе ласково напомнили «мам, тебя заносит», а не закрывались в коробочку и не делали обиженное лицо.

Ведь у нас столько глупых проблем, так ненужных вам. Такие мелочи, как финансовые затруднения в семье, такая глупость, когда работаешь, чтобы деньги заработать, а не для радости и самореализации.

Вот так и получается – у родителей свои проблемы, а у вас свои… А вот бы проникнуться, но не односторонне, а прорасти в обе стороны.

Длинно, не очень интересно, но очень наболело. Нам хочется, чтобы и вы видели наше настроение, и вы помнили какая была мама вчера и позавчера…

жЫзниный раскас, или Не ходите к психологам

Ради чистоты эксперимента, наши мальчики отправились на беседу с бесплатными психологами. Тема предполагаемого разговора – проблемы в общении с предками.

Конец ознакомительного фрагмента.