Обучение самостоятельному чтению дома
Читаем дома: родитель, как учитель
Наблюдениями за учебой своего ребенка мне захотелось поделиться c родителями и учителями. За несколько месяцев занятий на домашнем обучении я выявила для себя очень много скрытых проблем, которые мешали учебе моего сына.
Это такие проблемы, к которым мы, подчас, относимся несерьезно, а на самом деле именно от них в большой степени может зависеть успех обучения:
– несформированность мотивации к учебе;
– взаимоотношения ребенка и родителей;
– отношение ребенка к учителю;
– неразвитая самостоятельность (самостоятельность в решении житейских проблем приводит к самостоятельности мышления);
– индивидуальные особенности характера ребенка и так далее.
Если говорить о чтении как об одном из главнейших предметов начальной школы, то меня, прежде всего, волнует вопрос, как развить сознательное чтение, но не механическое.
Под сознательным чтением можно понимать следующее:
Во-первых, сознательное чтение – это чтение, во время которого одновременно происходит осмысление прочитанного материала. Читатель понимает, про что он читает.
Во-вторых, читатель понимает, зачем он читает, то есть осознает цели
чтения («Читаю не потому, что учительница задала на дом»).
В-третьих, под сознательным чтением можно подразумевать и сознательную технику чтения, когда чтец умеет сознательно ее улучшать.
Как учат в школе?
При работе над техникой чтения, появляется ли у детей желание читать? Как задания по чтению соотносятся с развитием познавательного интереса? Предоставляется ли ребенку возможность выбора произведения для чтения? В каком возрасте этот выбор происходит?
Обучение по одним учебникам облегчает труд учителя. Детям на дом задается один и тот же текст, а затем коллективно разбирается и проверяется. Но всем ли детям хочется этот текст читать? Этот вопрос не обсуждается – есть программа.
А если немного помечтать… Может быть, пришла пора совсем отказаться от учебника по чтению? Может быть, нужно просто определить тематику детского чтения, жанры, авторов, а дети пусть сами выбирают любые произ¬ведения и рассказывают друг другу о прочитанном. Какой скачок в развитии устной речи произошел бы тогда! Вот тут бы и пригодилась работа в парах постоянного и сменного состава, а также работа в малых группах.
В начальной школе учитель, как правило, обладает огромным авторитетом для детей и, подчас не замечает, что у них формируется любовь к учителю, а не к учебе. Такие дети, переходя в пятый класс, если не находят себе кумира в классном руководителе, который обладал бы таким же авторитетом, теряют интерес к учебе, так как его фактически и не было сформировано.
Однажды я спросила у одной опытной учительницы: «Как к Вам относятся дети?» Она ответила: «А я не знаю». Меня этот ответ удивил, так как обычно учителя гордятся тем, что их дети очень любят. Эту учительницу, прежде всего, волновали результаты учебы. Если посмотреть, как дети на ее уроке работают, то станет ясно: учительница для детей – самая справедливая.
Иногда учителю бывает достаточно видеть хорошее расположение детей к себе, и это мешает ему быть достаточно требовательным. Во взаимоотношениях с детьми очень важно найти меру. Учитель, конечно же, должен детям нравиться, но при этом ему всегда необходимо помнить одну из главных своих целей – научить детей учиться.
Иногда учителя упрекают родителей в том, что они не занимаются с детьми, мало уделяют им внимания. Одна учительница однажды так и заявила: «Сумели родить, должны найти время для занятий с ребенком». Такое обвинение не всегда оправдано, так как не все родители, к сожалению, могут найти контакт со своими детьми. Есть дети, которые просто изводят родителей. Какие уж тут занятия! Это просто трепка нервов друг другу!
Одна мама жаловалась: «Я так устаю от своего ребенка! Он меня просто достает! И, чтобы хоть чуть-чуть от него отдохнуть, я покупаю ему жвачку, чтобы он на не¬сколько минут замолчал». Сейчас, чтобы отдохнуть от ребенка – включают мультики. Заниматься со своим ребенком эта мама совсем не может. Когда она читает ему книжку, он постоянно ее перебивает, у мамы кончается терпение, и она бросает чтение. Мама так и говорит: «Мой ребенок – мое мучение». В такой ситуации вся надежда на внимательного учителя. Каким же опытным и тонким психологом должен быть учитель, чтобы помогать не только ребенку, но и родителям. Педагогам необходимо помнить, что родители не имеют специального образования и очень часто нуждаются, прежде всего, в помощи, а не в обвинении и упреках.
Очень часто бывает и так: учитель всю ответственность за обучение детей берет на себя. Что это значит? Учитель использует в своей речи такие обороты: «Вы мне должны выучить вот это правило». Дети учат для учителя или для того, чтобы написать контрольную работу, в хороших результатах порой заинтересован, прежде всего, учитель. В таких случаях он переживает за результаты обучения гораздо больше, чем сами дети.
Порой учитель вкладывает огромное количество труда для того, чтобы научить детей, но отдача бывает не всегда высокой. Почему так происходит? Потому что сами дети заинтересованы, бывают значительно меньше. Вот и получается, что в младших классах дети учатся для учителя и родителей, а в средней школе учителя с ними начинают обращаться как с учениками, которые понимают, зачем нужно учиться. Влияние родителей ослабевает, и у многих учеников снижается успеваемость.
Одна учительница спросила детей: «Ребята, для кого вы так красиво пишете?» – «Для Вас, Мария Ивановна» – ответили дети. Многим учителям это очень нравится, это вызывает чувство гордости собой, учитель получает удовлетворение. Но лучше было бы, если учитель мог бы заглянуть немного вперед и увидеть своих учеников в средней школе, учеников, которые могли бы писать красиво для самих себя.
Опытные учителя уже с первого класса пытаются детям объяснять, что они учатся для себя. Чем раньше это ученики поймут, тем лучше для них.
Я убеждена в том, что, если мы хотим, чтобы ребенок развивался, то ему необходимо давать как можно больше самостоятельных заданий. Но самостоятельные задания могут быть разного вида. Задания, когда ученик закрепляет пройденное – это один вид занятий, а задание, когда ученик что-то делает впервые и пытается понять, как делать – это совсем другой вид занятий. Как сделать так, чтобы ученик не просто усваивал знания, а приобщался к открытию знаний? Это, наверное, главный вопрос, который беспокоит учителей, интересующихся развитием ребенка.
Конец ознакомительного фрагмента.