Вы здесь

Обучение двигательным действиям спортсменов в прыжках в высоту. ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА (В. И. Тихонин, 2012)

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Проблема управления движениями человека

Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы нужно дать определения некоторых понятий, а также краткий очерк изучения управления движениями человека.

При изложении материала необходимо придерживаться следующих основных понятий:

1. Всякий двигательный акт рассматривается с двух сторон – смысловой и мышечных синергий. Под первой понимается решение определенной двигательной задачи, а под второй – синергетическая согласованная деятельность множества групп мышц, приводящих в движение звенья тела и управляющих ими.

2. Под произвольными движениями в данном случае понимаются такие, в смысловую (а иногда и в двигательную) сторону которых в той или иной форме или в тех или иных условиях возможно вмешательство сознания человека.

3. Автоматизированными движениями называем такие, при выполнения которых управление конкретными мышечными синергиями дифференцированно осуществляется приспособленными для этого относительно более низовыми отделами центральной нервной системы, а смысловыми синергиями – высшими отделами с участием в той или иной мере сознания человека. В этом случае движения выполняются биомеханически целесообразно, без излишних нервно-мышечных затрат и при многократном повторении позволяют воспроизводить его достаточно одинаково.

В зависимости от условий, при которых выполняется движение, и степени освоения его мера автоматизированности и возможности, а также необходимости вмешательства сознания может быть различной. Однако чем более автоматизирован навык, тем меньшее участие в контроле за его деталями могут принимать высшие отделы центральной нервной системы. Хотя в дальнейшем мы будем неоднократно возвращаться к этим определениям, считаем тем не менее нужным дать некоторые пояснения.

Рассмотрение двигательного акта с двух сторон выдвигал еще А.Р. Лурия, который различал его смысловую структуру и двигательный состав. Определение Н.А. Бернштейна отличается тем, что вторая часть называется деятельностью конкретных мышечных синергий и рассматривается с позиций непосредственного управления биомеханической структурой движений.

Под биомеханической структурой в теории структурности понимаются закономерности взаимодействия элементов двигательного действия (множества частных движений, входящих в двигательный состав), образующих единое целое (систему движений); эти закономерности – кинематические и динамические – определяют появление новых системных свойств, поведение и развитие системы движений (Д.Д. Донской, 1968). Управление этими закономерностями приводит к достижению поставленной цели, к решению двигательной задачи. Смысловая сторона как раз и характеризует содержание задачи, ее смысл. А мышечные синергии осуществляют способ решения задачи, соответствующую кинематическую и динамическую структуры.

Движения человека настолько разнообразны и выполняются в столь различных условиях, что в некоторых случаях провести точную границу между произвольными движениями и непроизвольными, неавтоматизированными и автоматизированными, сознательными и бессознательными чрезвычайно затруднительно. Это приводит к многочисленным недоразумениям. Не случайно выражение И.П. Павлова "так называемые произвольные движения". Для удобства изложения материала были несколько схематизированы эти понятия, нисколько не скрывая известной условности приведенных определений.

В частности, для рассмотрения некоторых положений удобно считать произвольными такие движения, в смысловую сторону которых возможно вмешательство сознания. Однако подчеркиваем, это может быть в той или иной мере, в тех или иных условиях. Действительно, отдергивание руки при простом болевом раздражении оставляет впечатление явно непроизвольного движения. Но человек может, в случае надобности, вмешательством сознания подавить это автоматическое движение; так бывает, если подобные резкие движения представляют, например, непосредственную опасность для трудового или иного процесса и от них следует воздержаться. Тоже самое можно сказать и о сознательности или бессознательности выполнения навыков. Нередко бывает, что человек осуществляет те или действия "не задумываясь" или "бессознательно" (например, если они высокоавтоматизированы и их уже приходилось неоднократно осуществлять в аналогичных ситуациях). Следует ли считать их непроизвольными? По нашему определению – нет, поскольку в случае надобности можно изменить не только их смысловую сторону, но и детали управления синергиями. Поэтому при рассмотрении того или иного понятия следует исключать подобные идиоматические случаи и применять определения в общем значении, учитывая повторяем, что они нами только для удобства изложения материала.

Первоначальное изучение управления движениями человека происходило как анализ отдельных особенностей движений. Исследования в этой области были начаты братьями Вебер (1836), осуществившими первый, самый примитивный анализ ходьбы. Следует отметить, что ряд высказываний по биомеханике движений животных можно найти еще у Леонардо да Винчи, а первые наблюдения о местонахождении общего центра тяжести человека – у Д.А. Борелли (1679). Позднее локомоции человека изучались В. Мейером (1853), Э.М. Мареем (1871), Е. Майбриджем (1891). Однако все эти исследования не выходили из рамок изучения внешней стороны движений и не касались их координационных особенностей, хотя два последних исследователя уже применяли кинематографическую методику, позволившую установить кинематическую структуру движений.

Первый шаг в сторону подробного изучения биодинамики движений был сделан лишь в конце XIX столетия немецкими учеными В. Брауне и О. Фишером (1895-1904), которые, разработав более совершенную методику регистрации движений, детально изучили динамическую сторону перемещений конечностей и общего центра тяжести человека при обычной ходьбы. Недостатком исследований В. Брауне и О. Фишера явилось то, что они, проделав громадную вычислительную работу , в дальнейшем почти не использовали ее и, сгладив "от руки" важнейшие динамические колебания прилагаемых к конечностям усилий, исключили из своих наблюдений самое ценное – отражение на мышечной периферии деятельности центральных аппаратов, управляющих актом ходьбы, и само взаимодействие звеньев кинематических цепей тела человека.

После первой мировой войны биомеханик движений изучали "тейлористы" (Ф. Тейлор, Ж. Амар, Ф. Гильбрет и др.). Но их исследования производились с позиций самого узкого практицизма – изыскать пути повышения производительности труда без каких-либо попыток вникнуть в координационную сущность движений человека. Более примитивная методика этих исследований является и шагом назад по сравнению с методами В. Брауне и О. Фишера.

Глубокое изучение координации движений человека начало проводиться в Советском Союзе. Задачами этих исследований является детальное изучение всей биомеханической структуры произвольных движений человека с целью установления общих закономерностей, определяющих как центральную регуляцию, так и активность мышечной периферии в этом важнейшем жизненном процессе. Это необходимо для изыскания научных путей, облегчающих трудовую деятельность и высшие (например, спортивные) достижения человека, а также могущих служить в медицинской практике.

Конец ознакомительного фрагмента.