Если мальчик гиперактивный. Что нужно знать родителям
Есть один случай, который я не очень люблю вспоминать.
У моего старшего сына СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Однажды, когда ему было 6 лет, мы обедали в ресторане. В зале было очень шумно, и честно сказать, возможно это не было дружелюбным местом.
Мы сели за стол, ребенок ерзал на своем месте. Он схватил соль и перец и начал играть с ними, делая вид, что они гоночные машины. Я продолжала убирать их, объясняя спокойно, но твердо, что они не игрушки, и он должен был оставить их в покое. Но когда отвернулась, чтобы посмотреть в меню, я услышала резкий голос от женщины за соседним столиком.
Это была еще одна мама, она ругала моего сына за «вождение» перца к руке ее дочери. Мне сразу стало стыдно за его поведение. Я напряглась, повернулась к моему сыну и буквально залаяла: «Что ты делаешь? Я же сказала, чтобы ты их отпустил! Поставь на место!»
Потом к моему стыду присоединилось знакомое чувство вины и страха.
Я неоднократно попадала в подбные ситуации, когда мне жаловались на поведение Андрея на детской площадке, в детском саду, в ресторане.
Я получала сотни претензий от учителя в школе, и даже водила ребенка к психологу, который мне, как маме, сказал заветные слова: «С Вашим ребенком все нормально».
В конце концов, я пришла к пониманию того, что большинство людей, которые судят, делают это, потому что они просто не знают, что такое СДВГ и как себя чувствует ребенок.
Так получилось, что через несколько месяцев после этого случая я устроилась на работу в Школу здоровья и индивидуального развития в городе Санкт-Петербурге учителем информатики. Особенность этой школы в том, что она специализируется на обучении детей с СДВГ.
Детей в классах по 12—14 человек, и все с нормой интеллекта, но с особенностями в поведении. Именно там я научилась тому, что сейчас знаю и практикую об СДВГ.
Там я написала дипломную работу: «Влияние СДВГ на развитие связной речи у младших школьников», там я научилась принимать детей с СДВГ и работать с ними. Это был очень ценный опыт для меня, как для мамы ребенка с СДВГ.
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Именно СДВГ часто является причиной непринятия ребенка учителями и одноклассниками, в следствие чего возникают снижение успеваемости (хотя дети с СДВГ не имеют нарушений в интеллекте) и конфликты на почве поведения ребенка.
Жалобы, недовольство, критика.
И родители попадают в неловкое положение, не зная, что же делать.
Дети с СДВГ часто оказываются в стрессовых ситуациях, создаваемых их проблемами. Они могут быть очень чувствительными, но им также может быть очень трудно выразить свои эмоции. Поэтому, когда у них вспыхивает гнев, они не могут погасить его и проявляют негативные эмоции открыто: крик, драки, убегание.
Им все время надо что-то делать, им тяжело «сидеть на месте».
Многие дети с СДВГ испытывают негативные эмоции в течение школьного дня, о которых родители не знают. А потом это выливается в проблемы с обучением ребенка.
Представьте себе день, который будет следующим:
Ваш ребенок приходит в школу без домашней работы (без ручки, которую потерял или забыл, без формы, которую не проверил или без дневника), и учитель хочет знать, почему.
Позже ребенок отвлекся и пропустил указания учителя, какой номер или пример делать дальше, а следовательно, не может это завершить.
Если спросить учителя о том, что делать, обязательно последуют шутки и подколки, которые одноклассники вспомнят на перемене.
За обедом ребенка дразнят некоторые дети, и наконец, при сборах домой называют «неряхой», или «вечно считающим ворон».
Ребенок вернулся домой и столкнулся с большими объемом домашней работы, а дети именно глазами оценивают сложно им будет или нет. И им себя очень жалко от того, что теперь весь вечер сидеть за этими уроками!
Ведь дети с СДВГ редко без посторонней помощи или специальных навыков могут сделать задание быстро, так как для них самое трудное – начать.
У ребенка уже был стрессовый день, но Вы этого не знаете. Вы посылаете ребенка, чтобы заправить кровать, которую ребенок забыл заправить этим утром.
Вместо того, чтобы пойти сделать это простое дело, ребенок словно срывается и начинает ругатся, кричать, психовать и проявлять гнев или плакать.
Все дело в том, что у детей с СДВГ есть некая точка кипения, достигнув которую, система торможения больше не работает. И ребенок отдает автопилот системе «возбуждения».
СДВГ и импульсивность или проблемы самоконтроля.
Смешайте импульсивность с гневом и Вы получите взрыв.
Там, где другие дети могут спокойно дымиться, Ваш ребенок может хлопнуть дверью или ударить по мебели. Он просто не в состоянии сдержать свои сильные чувства.
СДВГ и эмпатия.
Эмпатия – это больше, чем просто забота о других. Речь идет о том, чтобы учитывать потребности других людей.
Дети, у которых нет СДВГ, могут думать о том, как их поведение влияет на других людей. Они могут использовать это понимание, чтобы держать свои эмоции под контролем.
Дети с СДВГ не всегда могут использовать эмпатию как способ регулирования своего поведения. Однако это не значит, что они небрежны или грубы, или что они не чувствуют себя плохо, когда теряют самообладание.
СДВГ и тревога, депрессия или другие проблемы психического здоровья.
Дети с СДВГ часто испытывают трудности с эмоциями в целом.
Они, как правило, застревают в своих чувствах.
Поэтому, если ситуация заставила их нервничать неделю назад, они все равно могут носить в себе негативные эмоции и быть очень обеспокоены тем, что происходит в будущем.
СДВГ и вопросы обучения.
Дети с СДВГ могут также иметь недиагностированные проблемы с обучением.
Это может сделать обучение в школе еще более трудным и расстраивающим, что может привести к частым эмоциональным срывам ребенка.
Если Вы обеспокоены тем, что у Вашего ребенка может быть проблема с обучением, поговорите с учителем Вашего ребенка.
Изучайте вопросы СДВГ, принимайте детей и находите подходы к обучению детей. Не требуйте от них самоконтроля, не обучив их самоконтролю. Не требуйте эмпатии, не проявляя эмпатии.
Научите ребенка техникам эффективного обучения, которые сократят в несколько раз время на выполнение домашних заданий, а значит нервы и силы.
Подробнее об обучении детей с СДВГ во второй главе книги.
Как еще можно помочь?
Иногда самая сложная проблема в отношении с ребенком с СДВГ – это самому оставаться спокойной.
Вот несколько стратегий, которые можно попробовать до, во время и после взрыва эмоций у ребенка:
Обратите внимание на триггеры. Наблюдайте за поведением и делайте заметки. Знание того, что раздражает иил вызывает гнев, может помочь Вам предвидеть проблемы и обсудить их заранее. Например, часто дети с СДВГ «срываются» просто потому, что могут быть голодными или усталыми.
Помочь ребенку понять основные потребности – важный первый шаг.
Объясните, что Вы видите. Вы можете помочь своему ребенку идентифицировать свои эмоции, спокойно произнеся такие вещи, как: «Ты выглядишь очень сердитым» или «Ты поднимаешь на меня свой голос».
Покажите эмпатию, чтобы ребенок учился сопереживать Вам.
Ваши слова могут помочь ребенку лучше понять Вашу точку зрения. Вы можете сказать что-то вроде: «Ты не утренний человек, и ты можешь быть ворчливым, когда проснешься».
«Я вижу, ты разочарован. Поговорим об этом после завтрака».
Не включайтесь в гнев!
Когда Ваш ребенок действует в гневе, постарайтесь не проявлять никакого интереса. Вы можете сказать: «Эта ситуация выходит из-под контроля. Давай успокоимся, зайдя в отдельные комнаты. Через несколько минут мы снова можем вернуться вместе». Это может остановить гнев ребенка (и Ваш) от эскалации. Это также дает ребенку способ обрести себя и начать снова без гнева.
Важно помнить, что когда дети с СДВГ теряют самообладание, они часто чувствуют себя ужасно после этого.
Спокойно говоря такие вещи, как: «ты выглядишь очень сердитым», может помочь ребенку научиться распознавать и управлять своим гневом.
В обучении для ребенка важна ситуация успеха, и родители, принимающие ребенка.
Три шага для родителей мальчиков:
– Сохранять самообладание.
– Изучить техники эффективного обучения, позволяющие сократить время на процесс обучения для ребенка.
– Найти родителей детей с СДВГ и общаться с ними с целью поддержки.