Вы здесь

Образы русской истории Сергея Иванова. Проба сил (В. М. Соловьев, 2013)

Проба сил

Школа искусств на Мясницкой, куда определился будущий художник, была цитаделью передвижников. Здесь вели классы создатели известных картин, отображавших социальные драмы народной жизни. Преподавателями Сергея Иванова стали сильный жанрист Илларион Михайлович Прянишников и превосходный рисовальщик Евграф Семенович Сорокин. У обоих было чему поучиться, и юноша со свойственным ему рвением с головой ушел в работу и довольно быстро продвинулся в основах живописи. Одновременно он увлекся лепкой из глины и гипса и даже получил награду за одну из своих фигур. Однако главным своим поприщем Иванов видел не скульптуру, а писание картин и, как только ему предоставилась возможность продолжить обучение в Академии художеств, отправился в Петербург.


К.Е. Маковский. Портрет Иллариона Михайловича Прянишникова


К.Е. Маковский. Портрет Евграфа Семеновича Сорокина


Неполный год, проведенный там, оказался благотворным в плане совершенствования профессиональной техники, но дороговизна столичной жизни, а главное, ограниченность свободы при выборе сюжета выпускной работы заставили Сергея, к неудовольствию отца, несказанно гордого тем, что его сын теперь занимается не где-нибудь, а в самой Императорской академии, вернуться в Московское училище живописи. В его стенах он чувствовал себя на своем месте и испытывал настоящее облегчение, что больше не нужно корпеть над очередной картиной на библейскую или мифологическую тему, когда его волнует и рвет душу совсем другое – народная жизнь. Иванову близка та эстетическая программа реалистического искусства, которую отстаивали в своем творчестве передвижники. На ученической выставке представлены три его работы: «Крестьянин», «Солдат» и «Слепцы». Он выполнил их как этюды, имея в виду в будущем, отталкиваясь от них, создать более значительные произведения, но потом остыл и не вернулся к ним, так как его переполняли другие замыслы и хотелось в первую очередь взяться за их реализацию. В дальнейшем этюды зачастую приобретут для художника самостоятельное значение, поскольку многие из них станут не подготовительными вариантами чего-то большего, а вполне законченными работами, в которых все сказано.

Конец ознакомительного фрагмента.