Глава 1
Образы пророков в голливудских фильмах
С самого начала своего возникновения голливудская киноиндустрия обращалась к теме религии, регулярно создавая картины на религиозные сюжеты и изображая святых людей. Пророки и святые появлялись в американских фильмах на разных этапах истории Голливуда, привлекая интерес миллионов зрителей по всему миру.
Характер изображаемых в голливудских фильмах персонажей изменялся в зависимости от уровня религиозности американского общества: от идеальных избранных Господом людей до обычных суперзвезд.
В этой главе проведен анализ пяти голливудских фильмов. Критериями отбора картин стали их популярность, изображаемые в них пророки, разное время производства фильмов, а также некоторые качества, которыми создатели кинолент наделили пророков. В итоге из массы голливудских фильмов о пророках и святых мы выбрали следующие: 1) «Десять заповедей»; 2) «Послание»; 3) «Царь Давид»; 4) «Последнее искушение Христа»; 5) «Страсти Христовы».
Десять заповедей
Режиссер Сесил Б. ДеМилль, 1956 г., США
Краткое содержание
Иудеи находятся в рабстве у Фараона. Среди рабов рождается пророк Моисей (Чарлтон Хестон). По словам придворных прорицателей Рамсеса I (Юл Бриннер), рождение Моисея должно стать причиной заката власти египтян. Поэтому Фараон приказывает убить всех новорожденных детей рабов…
Историчность сюжета
Несмотря на то, что сценарий фильма подготовлен по мотивам многих современных книг, за основу все же взят исторический текст книги Исход священной книги иудеев – Торы. Десять заповедей считаются стержнем иудейского закона и источником всех остальных предписаний иудаизма. Эти заповеди были ниспосланы Господом пророку Моисею на горе Синай. Считается, что после ниспослания они были начертаны на двух каменных скрижалях и пророк Моисей принес их сынам Израилевым.
Анализ избранных сцен
Нефертити приходит к Моисею и просит спасти жизнь ее ребенка от чумы
Вернувшись с горы Синай и неся Божье послание, Моисей идет к Фараону и требует освободить иудеев, находящихся под его игом. Фараон отказывается, и Моисей обращается к дарованным ему особым способностям. Он насылает проклятие на Фараона и его вельмож и обрекает новорожденных египтян на смерть от чумы.
У Фараона есть сын от Нефертити, которую Моисей любил до того, как Господь избрал его Своим посланником. Теперь она законная супруга Фараона, но, несмотря на это, все еще любит Моисея. Чтобы избавить своего сына от проклятия, она приходит к Моисею, признается ему в любви и молит о том, чтобы казнь не коснулась ее дитя.
Напоминая ему об их былой любовной связи, Нефертити говорит: «Твоя любовь ко мне сильнее могущества любого бога. Ты не убьешь моего сына». Но Моисей отказывает ей в просьбе, так как не может исполнить ее. В отчаянии Нефертити уходит, а Моисей, сокрушаясь от невозможности помочь ей, бьет по столу и молит: «Обрати свой неистовый гнев, Господи!»
Анализ сцены
Поведение Моисея в этой сцене подтверждает специфический образ Божьего посланника в данном фильме. Режиссер прибавляет к истории о жизни Моисея вымышленные фрагменты, один из которых – борьба между Рамсесом и Моисеем за египетскую принцессу в то время, когда тот еще не знал о своем происхождении и считал себя египтянином, а не евреем.
Смешивание жития этого Божьего пророка с мирскими желаниями – это плод фантазии ДеМилля. Он пытается представить Моисея обычным человеком, который хочет любить и быть любимым, и поэтому у него самые простые, а не возвышенные желания.
Моисей долгие годы хранит в сердце любовь к Нефертити, и даже тогда, когда начинает считать Фараона и его слуг угнетателями своего народа, он не становится равнодушен к ней. Он с трудом соглашается на брак с дочерью Иофора, потому что все еще любит Нефертити.
В рассматриваемой сцене, в которой Моисей предстает уже пророком, показывается, что он не забыл свою давнюю любовь и она все еще настолько сильна, что он молит Господа изменить Свое веление, дабы не опечалить сердце возлюбленной женщины, которая теперь принадлежит другому.
Моисей спасает Иисуса Навина от слуг Фараона
Узнав о своем еврейском происхождении, Моисей идет к соплеменникам, чтобы познать их рабскую жизнь, и трудится вместе с ними, как раб. Желая указать ему на его униженное положение, Нефертити приказывает привести Моисея к ней делать саманные кирпичи, и он снова, но уже в одежде раба, оказывается во дворце Фараона. В это время Иисус Навин, пытаясь спасти свою возлюбленную, которую насильно привели служить старшему строителю, нападает на его дом, но оказывается схвачен. Моисей приходит к нему на помощь и, убив старшего строителя, освобождает Иисуса.
Иисус: Почему ты это сделал? Отчего ты одет как раб? Отчего царевич Египта убил старшего строителя Фараона, дабы спасти еврея?
Моисей: Я сам еврей.
Иисус: Бог Авраама! Четыре сотни лет провели мы в ожидании…
Моисей освобождает его руки и говорит: Воины Фараона не будут ждать так долго.
Иисус: Всемогущий услышал наши стенания. Ты – избранник Его!
Моисей: Я ничего не знаю о вашем Боге.
Иисус: Он знает тебя, Моисей. Он привел тебя к нам. Теперь ты не сможешь от нас отвернуться. Ты избавишь нас. Перст Господень указует путь тебе.
Анализ сцены
Моисей узнал о своем истинном происхождении. Теперь он желает познать жизнь своего народа. Но он не обращает внимания на веру соплеменников и их религиозные убеждения. Его волнует лишь их рабское положение и их страдания.
Моисей, как герой, поглощен мыслями о спасении сынов Израилевых от рабства и беспечен к их вере в Бога Авраама. Когда он спасает Иисуса, то оценивает ситуацию рационально и прерывает его слова о том, что евреи четыре столетия были стойки в своей вере. Он приводит разумный довод: вскоре придет стража, и им следует подумать о своем спасении, так как «воины Фараона не будут ждать так долго».
Моисей меньше всех верит в предначертанный ему путь. Вера Иисуса намного сильнее. И когда он говорит Моисею о его призвании, тот откровенно признаёт: «Я ничего не знаю о вашем Боге».
Моисей сострадателен к слабым и беззащитным людям и не затрагивает темы их веры или неверия, будь то египтяне или евреи. В этой сцене показано, что он скорее нуждается в чужих наставлениях, чем способен наставлять других.
Диалог Моисея с Фараоном после того, как Моисей узнал, что он еврей
После убийства старшего строителя все узнают о еврейском происхождении Моисея, и воины приводят его в цепях к Рамсесу, чтобы тот избрал для него кару. Опечаленный поведением Моисея, Фараон напоминает ему о том, как любил его.
Моисей: Ни один сын не мог любить тебя больше меня.
Фараон: Так отчего ты вынуждаешь меня погубить тебя? Какое зло сотворило с тобой такое?
Моисей: Зло, что позволяет людям обращать братьев своих во вьючный скот, забирать их в рабство и заставлять терпеть боль и муки, отбирать волю, надежду и веру лишь потому, что они – дети другого народа, что они другого племени. Если и есть Бог, Он не хотел, чтобы было так. – Затем он поднимается на одну ступеньку и заключает: Я сделал то, что мне пришлось сделать.
После этого Моисея отправляют в изгнание, и, пока он идет по пустыне, голос за кадром рассказывает о нем:
В глубь раскаленной пустыни Сур уходит в одиночестве тот, кто прежде ходил с царями… Оставленный всеми, идет человек без родины и без надежды… Его душа в смятении… Каждая ночь приносит черные объятия одиночества, в насмешливом шепоте ветра он слышит отзвуки голосов тьмы… Его измученное сознание пытается разобрать: воспоминание ли это о былых победах, предсказание ли грядущих несчастий, или, быть может, горячее дыхание пустыни обожгло его разум безумием?.. Всё вокруг лишь пустошь. Он не может ни благословлять, ни проклинать гонящую его силу, ибо не ведает, откуда она исходит…
Анализ сцены
Моисей предстает простым человеком с обычными мечтами и желаниями. Проявляя сострадание к своему народу, который пребывает в рабстве, он вместе с тем все еще любит Фараона, вырастившего его. Сблизившись со своим народом и перенося с ним боль и муки, Моисей почтителен к Фараону и говорит, что любит его как сын, хотя знает, что тот является главной причиной мучений сынов Израилевых: «Ни один сын не мог любить тебя больше меня».
Моисей считает противостояние Фараону предначертанием судьбы и поэтому говорит ему: «Я сделал то, что мне пришлось сделать». Это противостояние также вызвано отвращением к несправедливости в отношении рабов и никоим образом не связано с идолами египтян или Богом евреев. Моисей главным образом обращает внимание на материальные условия жизни евреев и обвиняет Фараона в том, что тот лишил их надежды, веры и любви к жизни.
В конце этой сцены голос за кадром откровенно рассказывает о том, что Моисей не только не верует в избранный им путь, но и сожалеет о потерянном прошлом и переживает за неясное будущее: «Его измученное сознание пытается разобрать: воспоминание ли это о былых победах, предсказание ли грядущих несчастий, или, быть может, горячее дыхание пустыни обожгло его разум безумием?» Оставленный всеми Моисей находится в смятении и, не имея веры, может даже проклинать Бога, который подверг его этим тяжким испытаниям: «Он не может ни благословлять, ни проклинать гонящую его силу, ибо не ведает, откуда она исходит».
Диалог Моисея с Иофором
Добравшись до оазиса, Моисей встречает дочерей Иофора, которые приводят его к своему отцу. За трапезой они ведут следующую беседу:
Иофор: Твой путь был долог.
Моисей: Я иду из Египта.
Иофор: Через пустыню? Пешком? Тот, у Кого нет имени, провел тебя по этому пути.
Моисей: Нет имени? Вам, бедуинам, известен Бог Авраама?
Иофор: Авраам – отец многих народов. Мы – потомки Измаила, его первенца. Мы слышим Господа.
Моисей отводит взгляд и с сомнением говорит: Мой народ уповает на Него в мечтах об избавлении, – затем макает хлеб в похлебку и несколько гневливо добавляет, – но всё еще в рабстве.
Анализ сцены
В этой сцене Моисей чудом спасается от верной смерти в пустыне и возвращается кжизни. Но это не внушает ему веры, и когда Иофор говорит о Единственном Боге, Моисей с сомнением поднимает глаза к небу. Он подвергает сомнению даже ту слабую веру в Бога, которую позаимствовал у сынов Израилевых, гневно взирает вверх и жалуется на рабство своего народа.
Диалог Моисея с Сепфорой о священной горе Синай
Когда Моисей отправляется вместе с Сепфорой, старшей дочерью Иофора, пасти овец у подножия священной горы Синай, он расспрашивает ее о Боге Авраама. Сепфора говорит, что Тот, у Кого нет имени, живет на Синае. Обнаружив желание Моисея отправиться туда, она спрашивает о причине такого интереса.
Сепфора: Отчего ты хочешь увидеть Его, Моисей?
Моисей: Чтобы узнать, что Он есть. – Высокомерно обращая взгляд на гору, добавляет: – И если Он есть, то спросить, отчего Он не слышит стенания рабов?
Сепфора: Моисей, того, кто узрит лик Его, ждет смерть.
Моисей: А сколько братьев моих умерло потому, что Он отвернулся от них?.. Твоя вера в этого Бога тверда, Сепфора. Но мой дух не найдет успокоения, пока не услышу я слова Божьего. От Самого Бога.
Анализ сцены
Сердце Моисея все еще полно сомнений в Боге. Он выражает свои сомнения в Господе с позиции обычного человека, не обращая внимания на убеждения Иофора и его народа. Более того, он считает положение сынов Израилевых главным мерилом существования и атрибутов Бога. Моисей считает, что, если Бог существует, то Он должен избавить его народ от рабства. Он даже обвиняет Его в том, что многие люди приносят себя в жертву ради того, чтобы снискать Его милости и сострадания.
Антропоцентрический подход Моисея снижает уровень его веры в Бога до примитивного чувственного постижения. Сравнивая свою веру с верой Сепфоры, он говорит, что, пока не услышит слова Божьего от Самого Бога, не уверует в Него.
Диалог Моисея с Иофором на земле Синай
Моисей создал семью, уверовал в Бога Авраама и рассказывает своему сыну о пророках Аврааме и Измаиле. В это время Иисус Навин бежит из Египта и с трудом находит Моисея. Тот призывает Иисуса остаться с ним и говорит: «Здесь ты тоже обретешь покой».
Иисус возражает ему: Покой? Как ты можешь искать покой или желать его, когда Рамсес строит города на крови и костях братьев наших? Ты должен вывести их из Египта!
Моисей отвечает ему в резкой форме: Бог заключил завет с Авраамом, что он избавит наш народ. Я ли рука Господня? – И, обращаясь к жене, говорит: – Сепфора, дай ему воды. Солнце пустыни распалило его разум.
Иисус: Говорили, что ты обречен. Но я знаю, что ты избран, чтобы взять меч Господень в руки свои!
Моисей: Я не тот человек. Я пастырь овец. – Затем он видит сияющий куст на склоне горы Синай и говорит: – Я пойду и посмотрю на сие великое явление.
Анализ сцены
Моисей привык к новому образу жизни и обрел желанный покой рядом с женой и сыном. Приход Иисуса представляется как напоминание Моисею о его миссии освободителя своего народа. Но Моисей противится даже этому и оправдывает слова Иисуса его распаленным разумом. Он даже заявляет, что такое долгое пребывание сынов Израилевых в рабстве – вина Авраама и его Бога: «Бог заключил завет с Авраамом, что он избавит наш народ. Я ли рука Господня?» Моисей постоянно отрицает свое призвание, которое очевидно другому рабу – Иисусу Навину, и лишь горящий, или светящийся, куст на горе Синай привлекает его внимание. Моисей говорит, что должен посмотреть вблизи на это удивительное явление. Таким образом, он становится Божьим пророком и посланником и теперь должен поддерживать связь с Господом через свой слух и зрение. Действия Моисея в этой сцене указывают на достижимость чувственного познания Божьему пророку, который получает откровение через органы чувств.
Выводы
Образ Моисея в фильме «Десять заповедей» низведен от высокого сана Богом избранного предводителя до уровня земного человека, которого сложившиеся условия подталкивают к тому, чтобы он взял на себя пророческую миссию. Об этом убедительно свидетельствуют отдельные кадры, в особенности те, в которых он предстает изнеженным царевичем и любовником, волей случая узнающим о своем происхождении, после чего инстинкт сближения со своим народом побуждает его жить среди рабов. При этом он не испытывает никакого интереса к вере и духовной жизни своих соплеменников.
В данном фильме можно отметить несколько моментов, которые раскрывают точку зрения режиссера на ообраз пророка Моисея.
1. Название фильма указывает на свод Божьих заповедей, ниспосланных пророку Моисею, одному из самых великих пророков монотеистических религий, для того чтобы он указал людям путь к единобожию и спасению. Но весь фильм сконцентрирован только на одной заповеди, т. е. первой, где Бог говорит: «ЯГосподь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Моисей в этом фильме соблюдает только эту заповедь. Его противостояние с Фараоном, с одной стороны, и своим народом – с другой вызвано исполнением лишь этой заповеди. Ни в одном фрагменте фильма нет никакого упоминания о единобожии и призыва к Единственному Богу.
2. Вера Моисея в Бога в этом фильме сопряжена с сомнением. Несмотря на ниспослание откровения и указа Божьего, Моисей не становится необычным человеком, не стремится быть чистым и непогрешимым и по милости Господней достичь степеней совершенства. Он долго не признает Господа, невзирая на все доводы, утверждая, что не уверует, пока сам не поговорит с Ним. Таким образом, Моисей нуждается в особой метафизической связи с Творцом или в каком-нибудь сверхъестественном явлении, чтобы осуществить свое желание спасти от рабства свой народ.
3. Моисей – великий избавитель, а не Божий пророк. Потому что в фильме доминирует прежняя вера сынов Израилевых, а миссия Моисея заключается не в борьбе с неверием и идолопоклонством, а в избавлении евреев от ига и их переселении на землю обетованную.
4. Даже после получения заповедей Моисей чувствует большую ответственность не перед Господом, а перед своим народом. Став посланником, он идет к Фараону и пересказывает ему первую заповедь иначе: «Так говорит Господь, Бог Израилев, отпусти народ мой». И когда Фараон противится призыву Моисея и приказывает усложнить работу евреев, Моисей приходит к соплеменникам опечаленный и с сожалением говорит: «Я принес вам еще большее зло. Да простит Господь меня, что неверно употребил силу Его». Пророческая миссия Моисея в этом фильме сводится лишь к одной задаче. Он – избавитель сынов Израилевых и ведет их в землю обетованную. Моисей, представленный в «Десяти заповедях», – не пророк, а лишь предводитель одного народа.
5. Откровение, ниспосланное Моисею, также гласит о необходимости освободить народ Божий, который упоминается как сыны Израилевы. Моисей как Богом избранный пророк не обязывается Им призывать людей к единобожию. Бог, Который представляется Йахве, обязывает Моисея спасти сынов Израилевых от рабства.
Послание
Режиссер Мустафа Аккад, 1976 г., США
Краткое содержание
Фильм «Послание» повествует о последней трети жизни пророка Мухаммада, начиная с того момента, как он получает откровение, и до самой его кончины. Также в картине показаны такие важные события раннего периода ислама, как начало пророческой миссии, битва при Бадре, битва при Ухуде, переселение мусульман из Мекки в Медину, освобождение Мекки и др.
Историчность сюжета
Сценарий фильма написан по достоверным сведениям о жизни Пророка ислама, который родился в 570 г. и в возрасте 40 лет был избран Божьим пророком и Посланником. После переселения в Медину и многих событий, вынудивших язычников Мекки принять ислам, Мухаммад вернулся в свой родной город и очистил Каабу от находящихся в ней идолов.
Анализ избранных сцен
Пророк приходит к Дому Аллаха
Один из арабских вождей приносит некоего идола и разные украшения в дар Абу Лахабу (Вульф Моррис) – хранителю покрывала Каабы и дяде Пророка. Радостно принимая их, Абу Лахаб говорит: «Славно, славно. У богов Каабы есть определенные потребности на содержание». Его жена также жадно берет одно из ожерелий и надевает на себя.
В это время грозная музыка символизирует появление Пророка, который отсутствует в кадре, и это приводит в трепет Абу Лахаба и его жену. Вождь-идолопоклонник также приходит в смятение и говорит: «Кто этот человек, что посмел заглянуть в мою душу? Унесите меня отсюда!» Ето уносят и затем показывают диалог между Абу Лахабом и его женой, из которого следует, что Мухаммад постоянно выступает против идолов и идолопоклонства. Они говорят, что, несмотря на свое богатство, он часто и подолгу уединяется в пещере Хира.
Анализ сцены
Абу Лахаб, его жена и вождь-идолопоклонник изображаются крупным планом, а грозная музыка указывает на присутствие Пророка у Каабы. Поведение окружающих людей свидетельствует о том, что среди них присутствует авторитетный человек, выступающий против идолов. Фраза вождя: «Кто этот человек, что посмел заглянуть в мою душу?» – недвусмысленно говорит о силе и влиянии Пророка.
Хамза вступается за Пророка
Пророк начинает открыто призывать людей к исламу. Он направляется со своими сподвижниками к Каабе, восклицая: «Аллаху Акбар» («Аллах велик»). По пути язычники закидывают их камнями, и когда они доходят до Каабы, Абу Джахл (Мартин Бенсон) не позволяет Пророку сообщить людям свою весть. В это время из пустыни возвращается Хамза и вступается за Пророка. Зная его силу и могущество, язычники тут же расходятся. Затем Хамза обращается к Пророку и говорит: «Мухаммад, охотясь ночами в пустыне, я знаю, что Бога в доме не держат».
Таким образом, он обращается в ислам.
Анализ сцены
Когда Хамза подходит к Пророку, объектив камеры направлен на Хамзу снизу вверх, а когда Пророк встает с места, объектив поднимается и останавливается на уровне лица его дяди. Изменение ракурса и сопровождающая сцену музыка заменяют собой изображение Пророка. Тон обращения Хамзы к Мухаммаду свидетельствует о его уважении к Пророку. Столь вежливое и заботливое отношение к Пророку со стороны Хамзы, одного из самых храбрых воинов и уважаемых людей Мекки, указывает на высокий статус и авторитет Мухаммада в глазах его дяди и сподвижников.
Переселение Пророка из Мекки и его вступление в Медину
Объектив направлен на людей через голову верблюда Пророка. В кадре также видна часть посоха всадника. Время от времени объектив двигается из стороны в сторону, как бы передавая направление взгляда Пророка, сидящего верхом на верблюде. Мухаммаду приносят воду, и в этом кадре также виден его посох.
Пророк участвует в строительстве мечети
Во время строительства мечети объектив приближается к Хамзе, который возводит стену. Когда он начинает говорить, становится ясно, что к нему направляется Пророк.
Хамза: Что же делает Пророк? Носит кирпичи? Я возьму. Послушай, ты слишком утруждаешь себя. Прошу тебя, иди, присядь. Мы всё сделаем сами. – Потом он берет из рук Мухаммада кирпич, а объектив движется дальше, провожая удаляющегося Пророка. Затем камера вновь направляется на Хамзу, который смотрит вслед Пророку.
Хамза: Смотри, он опять пошел за кирпичами.
‘Аммар: Он говорит, что трудиться – значит прославлять Бога.
Хамза: Но ему 53 года…
‘Аммар: А тебе сколько?
Анализ сцены
Музыка, что сопровождает эту сцену, говорит о присутствии Пророка, разговор Хамзы и ‘Аммара, описывающих его качества, указывает на то, что Мухаммад помогает им, а перемещения объектива сообщают о действиях Пророка.
Избрание Билала муэдзином
После того как мечеть в Медине достроена, Хамза и другие думают о том, каким способом призывать мусульман на службу. Они отвергают идеи о колоколе, роге и барабане, и кто-то предлагает использовать человеческий голос. Хамза поворачивается к Пророку, спрашивает его мнения и ждет ответа. Через мгновение Пророк обращает взгляд на Билала и просит его подняться на стену и провозгласить азан.
Анализ сцены
Зритель понимает, что Пророк присутствует в этой сцене и принимает решение вместе со всеми, хотя не появляется в кадре. О его присутствии сообщается через действия и реакцию других людей, и зритель понимает, что Пророк дает свое согласие на то, чтобы Билал пропел азан.
Хамза испрашивает разрешения у Пророка на священную войну
Узнав о том, что язычники Мекки разграбили имущество мусульманских переселенцев, Хамза приходит к Пророку и садится напротив него.
Хамза: Мы должны защитить себя. Ты Посланник Божий, однако они нас высмеивают, оскорбляют и грабят, а мы бездействуем. Жалкие из нас воины. Но ими управляет алчность, нас же направляет Бог и ты.
Я… я знаю, как тебе претит клинок, но мы должны сражаться!
Опустив голову, Хамза встает с места раздосадованный, так как не получает положительного ответа.
Хамза: Они украли наше имущество. Везут его в Дамаск! Мимо нашего порога! Ей-Богу, нужно всё вернуть!
Затем он садится чуть дальше, прислонившись к пальме. Объектив камеры приближается к нему. Хамза смотрит в объектив и говорит: Прости, я дал волю чувствам. В голове так стучит. Прошу тебя, сразись с ними!
Не получив согласия Пророка, Хамза кивает в знак послушания и быстрыми шагами уходит через толпу людей, собравшихся за мечетью в ожидании ответа.
Затем азан в неурочный час призывает мусульман в мечеть, и Зайд сообщает им о том, что Всевышний Аллах разрешил им сражаться с неверными за свое имущество. Люди начинают готовиться, чтобы напасть на караван Абу Суфйана в Бадре и вернуть свое имущество.
Анализ сцены
Решение Пророка сообщается в этой сцене лишь через перемещение объектива и реакцию Хамзы, который понимает, что Посланник Аллаха не согласен на сражение.
Участие ‘Али ибн Аби Талиба в битве при
Бадре
В начале битвы ‘Утба (Роберт Браун), отец Хинд, требует от мусульман выставить против мекканцев трех своих лучших воинов. Когда из мусульманского войска выходят трое малоизвестных людей, ‘Утба унижает их и говорит: Кто вы? Мы хотим видеть равных нам.
Мекканцы выставляют ‘Утбу, его сына Валида и брата Шайбу, а мусульмане – ‘Убайду, Хамзу и ‘Али.
Из них троих в кадре появляются Хамза, ‘Убайда и часть клинка ‘Али. Также и во время сражения один на один Хамза и ‘Убайда показываются полностью, а участие ‘Али обозначается лишь движениями его меча.
Анализ сцены
В первой сцене, где подразумевается присутствие Али, показывается его меч, а не он сам, и это свидетельствует об особом статусе его личности. Его присутствие среди трех воинов, выставленных мусульманами, говорит о том, что он был выдающимся воином.
Сухайл приходит к Пророку ради заключения перемирия
После поражения в битве при Ухуде мусульмане отправляются в Мекку для совершения паломничества. Неверные преграждают им путь и подстрекают к войне, но терпят неудачу. Ночью Пророк сидит в шатре в окружении своих сподвижников, и объектив обозначает его местоположение среди них. Билал поворачивается к Пророку и говорит: Они прислали кого-то еще.
Зайд, также повернувшись к Пророку, говорит: Это Сухайл. Это значит, что, возможно, мы сумеем договориться.
Мекканцы отправляют к ним Сухайла ибн ‘Амра для переговоров с Пророком.
Сухайл: Мухаммад, тебе передали условия перемирия между тобой и Меккой. Ты согласился с ними?
Один из сподвижников передает Сухайлу свиток Пророка, и, вычеркнув из него фразы «Во имя Бога Всемилостивого» и «Мухаммад – Посланник Бога», они заключают перемирие на десять лет. После этого Сухайл уходит, а сподвижники радостно смотрят на Пророка.
Анализ сцены
В этой сцене взгляды сподвижников направлены на Пророка, и таким образом можно определить, где он сидит. Всё происходит у него на глазах, а его условия по перемирию зачитываются Сухайлом. Ракурс камеры сообщает, что Пророк сидит, и, когда в шатер входят посланцы Мекки, он не меняет своего положения, так же как и его сподвижники. Это указывает на силу и могущество Пророка перед его противниками.
Конец ознакомительного фрагмента.