Раздел 2
Правовое регулирование в сфере образования необразовательных отношений
Глава 9
Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
§ 1. общее и особенное в правовом регулировании труда в сфере образования
Трудовое право характеризуется единством и дифференциацией, т. е. включает нормы как общего характера, так и регулирующие труд отдельных категорий работников. Задача дифференциации – индивидуализировать регулирование, сделать его более справедливым посредством учета особенности конкретной группы, например, обучающихся, воспитателей, учителей, ректоров вузов и т. д.
Традиционно основания, которые определяют дифференциацию трудового права, делят на две группы: не связанные и связанные с личными особенностями работников. К первой группе относится дифференциация по направлениям экономической деятельности, например, работники здравоохранения, культуры, образования. Она основывается на различных условиях труда в отраслях, включая территориальные, и закрепляется в следующих институтах: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, охрана труда, трудовая дисциплина и т. д.
Ко второй группе относятся возраст, пол, состояние здоровья, семейные обязанности и др.
Функцию дифференциации выполняют нормы-дополнения, нормы-изъятия, нормы, заменяющие общие нормы, и др[49].
В ТК особенности регулирования труда отдельных категорий работников изложены в части четвертой разд. 12.
Понятие «особенности регулирования труда» приводится в ст. 251 ТК РФ – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Особенности регулирования труда на основании ст. 252 ТК РФ устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами:
– в связи с характером и условиями труда;
– психофизиологическими особенностями организма;
– природно-климатическими условиями;
– наличием семейных обязанностей, а также других оснований.
Конец ознакомительного фрагмента.