Вы здесь

Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса. Организация тренировочного процесса. Вопросы и ответы (И. И. Григорьева, 2016)

Организация тренировочного процесса. Вопросы и ответы

ВОПРОС 1

Какие меры принимает Минспорт России для создания самостоятельных учреждений вне сферы дополнительного образования детей для качественной подготовки спортсменов?

В соответствии с поручением Министра спорта Российской Федерации подготовка спортивного резерва является приоритетным направлением для Министерства и всей нашей отрасли. С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», начата работа по созданию учреждений спортивной подготовки, обеспечивающих прием в организации на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей программы способности в области физической культуры и спорта.

В системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации в 2014 г. участвовали:

171 центр спортивной подготовки (ЦСП);

56 училищ олимпийского резерва (УОР);

1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР);

3780 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

Эти учреждения созданы в различных видах собственности (государственной, муниципальной, частной), а также находятся в различной ведомственной подчиненности (их учредителями являются, как правило, органы управления физической культурой и спортом, органы управления образованием, при этом действуют и организации, находящиеся в ином подчинении).

Изменение действующего законодательства способствовало переходу от учрежденческого подхода в управлении и финансировании организаций – к программному. Таким образом, создание отдельного учреждения реализуемым планом проведения модернизации не предусмотрено, вместе с тем, функции по координации деятельности по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации поручены Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр подготовки спортивного резерва».

Минспортом России разрабатываются и принимаются меры, направленные как на увеличение численности детей и молодых людей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, так и на повышение эффективности работы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Наиболее перспективными направлениями существующей системы подготовки спортивного резерва являются в том числе:

развитие системы школьных спортивных клубов;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

поддержка регионов по базовым видам спорта.

По данным статистического наблюдения, в 2013 г. в общеобразовательных школах были созданы 2550 школьных клубов (в 2012 г. их было 1793, увеличение составило 30 %). В них занимались физической культурой и спортом в 2013 г. 324 тыс. 600 чел., (в 2012 г. – 192 тыс. 900 чел.). В системе школьного спорта в 2013 г. в 44 300 секциях и школьных клубах занимались 7 млн 300 тыс. чел. (в 2012 г. было 6,5 млн занимающихся). Эти показатели ежегодно увеличиваются.

С материалами, касающимися модернизации системы подготовки спортивного резерва, Вы можете ознакомиться на официальном сайте Минспорта России, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/


ВОПРОС 2

Какой порядок перехода организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта в физкультурно-спортивные организации?

Проводимой в настоящее время модернизации системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации уделяется большое внимание. С материалами по данному направлению Вы можете ознакомиться на официальном сайте Минспорта России, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/26598/

Методические рекомендации по организации спортивной подготовки, утвержденные Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко от 12.05.2014, регламентируют деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе и центров спортивной подготовки. Статус организации определяется на основании ее устава.

Учитывая, что решение о переходе организаций дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в физкультурно-спортивные организации принимается учредителем, то правильнее вопросы возможных преимуществ, последствий, рисков, связанных с этим решением, обсуждать в каждом конкретном субъекте Российской Федерации, руководствуясь финансовыми, материально-техническими и кадровыми возможностями. Минспортом России предложена «дорожная карта» по переходу в статус учреждений спортивной подготовки, размещенная на официальном сайте министерства.


ВОПРОС 3

Спортивная школа переходит из системы образования в систему спорта. Каким нормативным актом регулировать законность перехода?

В первую очередь необходимо руководствоваться Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[1]: принятие публично-правовым образованием решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, и являющегося государственной или муниципальной собственностью, также реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения такой оценки устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение порядка управления государственными или муниципальными учреждениями определяется нормативными правовыми актами публично-правового образования, являющегося учредителем данного учреждения, и уставом учреждения. Простая смена подведомственности не является реорганизацией (так как учредитель остается тот же, меняется его структурное подразделение, уполномоченное представлять интересы учредителя).

То есть, если при смене структурного подразделения, уполномоченного представлять интересы учредителя для спортивной школы (передача в ведение управления по физической культуре и спорту) предполагается изменить направленность ее работы, ранее установленную в уставе, то необходимо положительное экспертное заключение в порядке, изложенном выше.

При изменении подведомственности спортивной школы собственник не меняется, поэтому в данном случае не применяются нормы статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности расторжении трудового договора с руководителем. При смене собственника имущества организации новый собственник (не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности) имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

В случае если спортивная школа как учреждение меняет собственника, например, передается в ведение субъекта Российской Федерации, то необходимый пакет документов, в том числе и для подтверждения законности такой передачи, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».


ВОПРОС 4

Минспортом России изданы Методические рекомендации по организации спортивной подготовки. Как и в каких случаях ими руководствоваться?

Министерством спорта Российской Федерации письмом от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 направлены Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные Министром спорта Российской Федерации 12.05.2014 (далее – Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации подготовлены взамен отмененного приказа Минспорта России от 24.10.2012 г. № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» с целью оказания методической помощи физкультурно-спортивным организациям и образовательным организациям, реализующим образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в качестве выбора предпочтительных вариантов реализации утвержденных требований и методов на практике.

Методические рекомендации формируют подходы к выработке средств и методов реализации государственной политики по обеспечению единства основных требований к организации спортивной подготовки на территории Российской Федерации в целях повышения массовости детско-юношеского спорта и качества подготовки спортивного резерва, а также являются методической основной для разработки нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В Методических рекомендациях даны ссылки на ведомственные приказы Минспорта России, а также Минобрнауки России, разработанные с учетом соответствующих изменений, внесенных в Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методические рекомендации предлагают также пути решения вопросов, связанных с организацией спортивной подготовки, в отсутствие утвержденных федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта.

С указанными материалами можно ознакомиться на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/


ВОПРОС 5

Относится ли подготовка спортсменов к полномочиям органов управления на муниципальном уровне?

К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы развития детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации[2].

В соответствии с пунктами 11, 26 статьи 15 и пунктами 13, 19 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и муниципального округа также относятся:

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано, в том числе, и на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.

Под спортивным мероприятием законодательством (пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ) понимаются и тренировочные мероприятия и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

В Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в раздел о полномочиях органов местного самоуправления (статья 9) внесены дополнения Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 204-ФЗ следующего содержания:

«6.2) развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации».

Таким образом, муниципальные образования в рамках обеспечения деятельности подведомственных учреждений и организации тренировочного процесса подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований могут формировать муниципальное задание по услуге «спортивная подготовка».

С учетом требования пункта 21 «Особенностей организации и осуществления тренировочной, образовательной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», утвержденных приказом Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125[3], об обязательном распределении контингента занимающихся в спортивных школах по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, в отношении детско-юношеских спортивных школ, учредителями которых являются муниципальные образования, необходимо формирование муниципального задания по нескольким видам услуг:

реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

реализация дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ;

спортивная подготовка (по видам спорта и этапам подготовки).

При этом используются как базовый перечень услуг (работ), утвержденный Минобрнауки России (для образовательных программ), так и аналогичный перечень услуг (работ) Минспорта России (для программ спортивной подготовки). С перечнями можно ознакомиться на официальных сайтах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.bus.gov.ru или «Электронный бюджет».


ВОПРОС 6

Как утверждается устав организации, осуществляющей спортивную подготовку? Раньше в детско-юношеских спортивных школах устав (изменения в устав, новую редакцию устава) принимали на собрании трудового коллектива или на конференции работников, а теперь как? Что в уставе необходимо указать в обязательном порядке?

Часть 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 28 указанного Федерального закона не включает в перечень компетенции образовательной организации разработку и (или) принятие устава организации. Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что вопросы разработки, принятия и утверждения устава образовательной организации относятся к компетенции непосредственно учредителя образовательной организации.

Точно так же вопросы утверждения устава физкультурно-спортивной организации относятся к компетенции учредителя.

При разработке устава организации, осуществляющей спортивную подготовку, являющейся государственным или муниципальным учреждением (далее – учреждения), рекомендуется руководствоваться:

статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации;

статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

статьями 16–19 Трудового кодекса Российской Федерации;

статьями 6.1 и 7 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в отношении автономных учреждений);

статьей 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в отношении образовательных организаций);

частью 3 статьи 28 и частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида[4].

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица[5].

В уставе некоммерческой организации также должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации[6].

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов[7].

Устав автономного учреждения должен также содержать в наименовании автономного учреждения указание на собственника его имущества[8].

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации (указанной выше), следующая информация[9]:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, в случае создания ими как своих структурных подразделений школьных или студенческих клубов в уставе необходимо предусмотреть порядок деятельности данных клубов.

Физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, в соответствии с частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» должны в своих уставах закрепить правила приема лиц на программы спортивной подготовки. Для образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, таких обязательных требований не установлено, но также рекомендуется в уставе прописать правила приема на образовательные программы и на программы спортивной подготовки.


ВОПРОС 7

Просим разъяснить, к какому виду организаций мы относимся, если мы – муниципальное автономное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс» (есть стадион, бассейн, ФОК). Учредителем учреждения является администрация городского поселения. Основное направление нашей деятельности – массовая физическая культура, но мы также ведем спортивную подготовку по видам спорта. В связи с изменениями в сфере физической культуры и спорта подскажите, как нам работать дальше и что брать за основу при формировании муниципального задания.

Вид организации определяется по еe основной деятельности, указанной в уставе первой. В соответствии с ней учреждению выдается свидетельство о государственной регистрации (ЕГРЮЛ).

В области физической культуры и спорта, как правило, осуществляют свою деятельность следующие виды организаций:

физкультурно-спортивные организации;

образовательные организации в области физической культуры и спорта;

организации сферы культуры;

организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;

организации в сфере молодежной политики.

Перечисленные организации, созданные в виде бюджетного или автономного государственного (муниципального) учреждения, осуществляют свою деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве основных видов деятельности[10].

Основными видами деятельности (помимо первого, основного вида деятельности) будут признаваться виды деятельности, указанные как основные в уставе учреждения.

При этом необходимо учитывать, что статусом организации, осуществляющей спортивную подготовку, могут обладать только физкультурно-спортивные организации и образовательные организации двух типов: организации дополнительного образования и профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта[11].

Таким образом, ФОКи (физкультурно-оздоровительные комплексы) являются, как правило, физкультурно-спортивными организациями.

Возможны три модели организации деятельности ФОКов:

1. Кластер «ФОК – спортивная школа – ЦСП». Каждая из организаций остается самостоятельным юридическим лицом, но деятельность осуществляется по единым программам на условиях либо сетевой формы реализации образовательных программ (с образовательными организациями), либо на условиях договора кластерного взаимодействия (с организациями в области спорта).

От учредителя не требуется принятия специальных распорядительных (нормативных правовых) актов.

Основание: статья 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункт 11 приложения к приказу Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

2. Организация, осуществляющая обучение (в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): ФОК как физкультурно-спортивная организация открывает специализированное структурное подразделение, осуществляющее обучение, и после получения лицензии на образовательную деятельности организует работу в режиме детско-юношеской спортивной школы.

От учредителя потребуется внесение изменений в устав учреждения в целях включения в основные виды деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказание образовательных услуг.

3. Детско-юношеская спортивная школа или спортивная школа – учреждение реорганизуется в организацию дополнительного образования или в физкультурно-спортивную организацию другого вида и после получения лицензии осуществляет свою деятельность как спортивная школа, или в основных вид ах деятельности появляется «реализация программ спортивной подготовки» или иная из ведомственного перечня услуг (работ) спорта для выдачи соответствующего государственного (муниципального) задания.

Учредитель должен принять решение о реорганизации и провести соответствующую процедуру.


ВОПРОС 8

Я работаю в муниципальном автономном учреждении «Физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Кроме прочих видов деятельности, ФОК до сих пор осуществлял и спортивную подготовку детей по программам, составленным на основе программ ДЮСШ, основываясь на методических рекомендациях, данных Министерством спорта. В настоящее время ФОКу настоятельно рекомендовано получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, поскольку в условиях нашего городка (7500 населения) осуществлять деятельность по программам спортивной подготовки в новых условиях (отбор детей, выполнение стандартов, достижение спортивных результатов и прочее) мы не в силах, а дальнейшее финансирование при организации работы в прежних условиях может быть признано нецелевым. Не могли бы вы дать рекомендации о наших действиях в сложившейся ситуации. Такого учреждения, как «физкультурно-оздоровительный комплекс» среди физкультурно-спортивных организаций, которые осуществляют спортивную подготовку (Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12 мая 2014 года), нет. Мы не являемся ни одной из организаций, которые могут предоставлять услуги на основе базового перечня государственных (муниципальных) услуг в области физической культуры и спорта. Можем ли мы получить лицензию на реализацию дополнительных образовательных программ? Есть ли при этом необходимость менять статус учреждения, название учреждения? Есть какие-либо варианты разрешения данной ситуации?

В соответствии с действующим законодательством юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам[12].

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением (локальным нормативным актом), разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Таким образом, Спортивный комплекс без изменения типа и вида организации, но изменив устав и закрепив в нем возможность оказания образовательных услуг в качестве организации, осуществляющей обучение, и сформировав в структуре учреждения соответствующее подразделение, имеет возможность осуществлять образовательную деятельность, получив соответствующую лицензию.

Изменение устава учреждения, а также утверждение государственного (муниципального) задания на виды деятельности, являющиеся основными – компетенция учредителя организации. Ваше желание участвовать в реализации программ определенного вида должно быть с ним взаимным. В данном случае «подбирать» для вас виды услуг и работ необходимо в базовом перечне образования.


ВОПРОС 9

Почему необходимо вносить изменения в уставы организаций дополнительного образования детей?

Внесение изменений в уставы организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, связано с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Соответствующие разъяснения по переименованию учреждений даны в письме Минобрнауки России от 10.06.2013 г. № ДЛ-151/17.

С учетом части 5 статьи 108 указанного Федерального закона образовательные учреждения дополнительного образования детей переименовываются в учреждения дополнительного образования. Минспортом России разъяснения по данному вопросу в субъекты Российской Федерации не направлялись ввиду отсутствия необходимых полномочий в данной сфере деятельности. Решение о внесении изменений в устав организации и в ее наименование принимает учредитель.

Необходимо учесть, что проводимая модернизация системы подготовки спортивного резерва является еще одним основанием для внесения изменений в уставы учреждений. В субъектах Российской Федерации создаются организации спортивной подготовки.

В Москве создана соответствующая федеральная экспериментальная площадка, разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление спортивной подготовки в соответствии с действующим законодательством. С опытом Москвы по переходу на спортивную подготовку учреждений, подведомственных Москомспорту, можно ознакомиться на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Материалы (доклады и презентации) размещены по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/arkhiv/7509/


ВОПРОС 10

Какие основные виды деятельности необходимо указать в уставе организации, осуществляющей спортивную подготовку?

Федеральным законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях») не ограничивается количество основных видов деятельности для конкретного бюджетного учреждения. Если данные виды закреплены в его уставе, то по каждому виду деятельности учредителем выдается государственное (муниципальное) задание.

Организации и ее учредителю необходимо определить, какой из основных видов деятельности будет указан в уставе первым, от этого будет зависеть статус организации (образовательная организация дополнительного образования или физкультурно-спортивная организация, осуществляющая обучение).

Законодательно не установлено ограничений организациям, осуществляющим спортивную подготовку, одновременно реализовывать дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие и предпрофессиональные) и программы спортивной подготовки.

Название организации напрямую связано с основными видами деятельности. Образовательные организации дополнительного образования в области физической культуры и спорта руководствуются статьями 25 и 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а физкультурно-спортивные организации вправе (по желанию учредителя) указать в уставе и в названии организации словосочетание: Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа», по аналогии с учреждениями, подведомственными Департаменту физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорту) и действующими в рамках федеральной экспериментальной площадки.


ВОПРОС 11

Подскажите, что должно быть указано в наименовании учреждения дополнительного образования детей в соответствии с действующим законодательством.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации[13].

Тип образовательной организации в данном случае будет – организация дополнительного образования[14].

Перечень организационно-правовых форм содержится в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм[15] и для некоммерческих унитарных организаций (к которым относятся спортивные школы, созданные в виде учреждения) в обязательном порядке имеет следующую форму, например: государственное автономное учреждение субъекта Российской Федерации или муниципальное бюджетное учреждение.

Использование аббревиатуры ДОД (дополнительное образование детей) не определяет правильно ни тип образовательной организации, ни организационно-правовую форму и в такой форме не применимо. Чтобы не ошибиться с названием, рекомендуется также руководствоваться письмом Минобрнауки России от 10.06.2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений».

Также следует учитывать, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом не позднее 1 января 2017 года[16].


ВОПРОС 12

Возможно ли создание Спортивно-тренировочного центра (СТЦ) на базе учреждения среднего профессионального образования (СПО), не проводящего подготовку специалистов в области физической культуры и спорта? Если возможно, то какова система его финансирования?

Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений по организации физкультурно-спортивной и спортивно-тренировочной деятельности на базе любой организации, в том числе являющейся профессиональной образовательной организацией и имеющей соответствующую материально-техническую базу (спортивные сооружения). Образовательная организация имеет право создать соответствующее структурное подразделение.

В то же время необходимо учитывать, что непосредственно спортивную подготовку (в том числе по федеральным стандартам спортивной подготовки) могут осуществлять профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта[17].

В данной сфере деятельности реализуются профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта[18].

Таким образом, профессиональная образовательная организация, не проводящая подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, не подпадает под статус организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и соответственно не может непосредственно реализовывать программы спортивной подготовки.

Данная организация вправе предоставлять иным юридическим лицам или физическим лицам свои спортивные сооружения, в том числе на условиях государственного (муниципального) задания при условии их включения в реестр объектов спорта.

Также образовательная организация с согласия учредителя может выступить учредителем физкультурно-спортивной организации, которая вправе осуществлять и спортивную подготовку (например, создать студенческий спортивный клуб).

Рекомендуемые требования к спортивно-тренировочным центрам указаны в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации[19].


ВОПРОС 13

Может ДЮСШ быть структурным подразделением МБОУ ДОД ДЮЦа без статуса юридического лица? Если такое подразделение создается, то соотношение количества занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам учитывается в целом по всему учреждению или только в структуре ДЮСШ (10 %)?

Законодательство не запрещает устанавливать название «детско-юношеская спортивная школа» структурному подразделению иной организации дополнительного образования, в том числе и в Детско-юношеском центре. В этом случае, применимо правило, установленное пунктом 25 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»: иные организации дополнительного образования в случае реализации ими программ спортивной подготовки наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта с учетом требований Особенностей, за исключением требований, установленных в пунктах 21–23[20].

Таким образом, им может и не устанавливаться требование об обязательности перевода 10 % контингента на программы спортивной подготовки. Компетенция учредителя утвердить муниципальное задание данной образовательной организации, в том числе и по спортивной подготовке.


ВОПРОС 14

Кто должен устанавливать спортивной школе статус специализированной школы олимпийского резерва?

Термин «Специализированная спортивная школа олимпийского резерва» является не статусом, а наименованием организации и соответственно присваивается организации учредителем, но его использование возможно только при включении данной организации в Перечень, который ведет Минспорт России[21]. При отсутствии организации в Перечне использовать бренд «олимпийский» можно только с согласия Олимпийского комитета России или Международного олимпийского комитета согласно Олимпийской хартии.

Вопрос присвоения отделению или организации статуса «специализированной» на федеральном уровне не регламентирован. Данный вопрос может быть решен на уровне субъекта Российской Федерации в соответствии с его нормативным правовым актом.


ВОПРОС 15

ДЮСШ расположена на территории одного субъекта (юридически находится в конкретном населенном пункте), при этом образовательную деятельность осуществляет в 12 населенных пунктах, на базах общеобразовательных школ. Эти места проведения занятий будут филиалами или представительствами Учреждения и нужно ли их адреса прописывать в уставе? И что делать, если систематически появляются новые места занятий, – так бесконечно и вносить изменения в устав?

Для организации деятельности учреждения в различных населенных пунктах возможно три формата работы:

1) выездная работа сотрудников без оборудования стационарного рабочего места;

2) открытие структурного подразделения (в том числе обособленного) с оборудованием стационарных рабочих мест;

3) открытие обособленного структурного подразделения – филиала, представительства.

Необходимо учитывать, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места[22].

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Указание в уставе обособленных подразделений, кроме филиалов и представительств, не носит обязательный характер.

Представительства и филиалы организации должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц[23]. Сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в учредительных документах организации[24]. Для учреждения таким документом является устав.

В этом случае в уставе ДЮСШ необходимо перечислить сведения об имеющихся филиалах и представительствах. При этом в силу федерального законодательства представительства не могут осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе и образовательную. При открытии нового филиала необходимо будет внести изменения в устав.

В дополнение сообщаем, что осуществление образовательной деятельности возможно только в случае, если адрес, по которому программа реализуется, будет указан в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности.


ВОПРОС 16

Открытие отделений по видам спорта или группам видов спорта – это право или обязанность муниципальных ДЮСШ?

Это право, но не обязанность организации. Исторически в спортивных школах открывались отделения, хотя могут быть и другие структурные подразделения. В соответствии с законодательством образовательные организации самостоятельно определяют свою структуру, если иное не установлено законодательством.

Действующим законодательством установлены требования к открытию отделений – наличие в плане комплектования по виду (по виду спорта, группе видов спорта) не менее 6 групп[25].


ВОПРОС 17

В соответствии с Приказом Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» обучение на спортивно-оздоровительном этапе возможно только при реализации физкультурно-спортивной организацией дополнительных общеразвивающих программ.

Реализация программ спортивной подготовки по видам спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки не предполагает прохождение спортсменом спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

Однако в опубликованном на сайте www.bus.qov.ru базовом (отраслевом) перечне государственных и муниципальных услуг и работ по отрасли «Физическая культура и спорт» спортивно-оздоровительный этап установлен как значение показателя условия по оказанию услуги (работы) по спортивной подготовке.

Разъясните, пожалуйста, эти противоречия, ведь в настоящее время в регионах проводится работа по формированию ведомственных перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями, которые должны будут применяться при формировании государственных (муниципальных) заданий на 2016 год.

При осуществлении спортивной подготовки устанавливается в том числе и спортивно-оздоровительный этап[26]. При этом в системе дополнительного образования он реализуется в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта[27]. Это связано с общими требованиями к единству тренировочного процесса, независимо от того, в рамках какой программы (образовательной или спортивной подготовки) он реализуется.

Приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», на который вы ссылаетесь, устанавливает обязательные требования и особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта во взаимодействии с программами спортивной подготовки и не распространяет свои нормы на реализацию программ спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, не являющихся образовательными.

Таким образом, понятие «спортивно-оздоровительный этап» может иметь двойное толкование:

а) в рамках образовательной деятельности в области физической культуры и спорта – это образовательная деятельность, реализуемая в рамках дополнительной общеразвивающей программы. В этом случае государственное (муниципальное) задание будет формироваться в соответствии с разделом «Образование» базового перечня государственных (муниципальных) услуг;

б) в рамках спортивной подготовки – проведение физкультурно-спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий. Государственное (муниципальное) задание формируется по разделу «Физическая культура и спорт», в базовом перечне услуг (работ) необходимо в этом случае использовать «работу»[28], а не «услугу», предполагающую реализацию программы определенного вида.


ВОПРОС 18

Могут ли в СДЮСШОР проводиться занятия на спортивно-оздоровительном этапе? Приказом Минспорттуризма России от 03.04.2009 г. № 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов» установлен запрет.

Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, являясь в соответствии с уставом образовательными организациями дополнительного образования в области физической культуры и спорта, в своей деятельности руководствуются законодательством как в области образования, так и в области физической культуры и спорта. Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта[29]. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми указанными организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Образовательные организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта[30].

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в области физической культуры и спорта реализуются образовательные программы двух видов: дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, также руководствуются следующими ведомственными приказами, принятыми во исполнение статьи 84 указанного Федерального закона:

приказом Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013 г., регистрационный № 30530);

приказом Минспорта России от 12.09.2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный № 30531);

приказом Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный № 31522).

По вопросам, не урегулированным на федеральном уровне, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления спортивной подготовки, руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными Министром спорта Российской Федерации 12.05.2014 (письмо Минспорта России от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»).

По вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты по вопросам своей деятельности, разработанные с учетом указанных Методических рекомендаций.

Действующим законодательством об образовании не предусмотрены типовые положения об учреждениях. Не отмененные приказы об утверждении типовых положений действуют в части, не противоречащей действующему законодательству. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[31], а также отменен приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 г. № 504 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Письмом Минспорта России от 30.10.2012 г. № ЮН-04-07/2671 в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации сообщалось о неприменении приказа Минспорттуризма России от 03.04.2009 г. № 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов».

Приказом Минспорта России от 29.04.2014 г. № 279 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных актов Министерства спорта Российской Федерации» отменен приказ Минспорта России от 24.10.2012 г. № 325 и изменения, внесенные в него.

Таким образом, запрета на реализацию в СДЮСШОР программ на спортивно-оздоровительном этапе не установлено: детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва могут формировать спортивно-оздоровительные группы при наличии соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности на реализацию программ дополнительного образования детей и взрослых, руководствуясь статьей 84 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также ведомственными приказами Минобрнауки России и Минспорта России.

В соответствии с частью 9 статьи 108 указанного Федерального закона в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с действующим законодательством ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2017 года. На основании части 5 статьи 108 указанного Федерального закона наименования и уставы образовательных учреждений также подлежат приведению в соответствие не позднее 1 января 2017 года. Частью 2 статьи 108 указанного Федерального закона установлена тождественность программ, реализующихся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона. Таким образом, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва вправе продолжать реализацию программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе при наличии действующей лицензии.

Государственные (муниципальные) образовательные организации дополнительного образования, а также государственные (муниципальные) физкультурно-спортивные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом за счет средств, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. В государственном (муниципальном) задании учреждению учредитель может предусмотреть не только расходы, связанные с реализацией соответствующих программ (дополнительных общеобразовательных и/или спортивной подготовки), но и на оказание физкультурно-спортивных или физкультурно-оздоровительных услуг (выполнение работ) по проведению индивидуальных и групповых занятий.

Оказание таких услуг (выполнение работ) не требует получения лицензии.


ВОПРОС 19

Каковы требования к реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта?

Действующим законодательством установлено, что спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта[32]. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Соответственно при реализации дополнительных общеразвивающих программ действующим законодательством не предусмотрено наличие других этапов, кроме спортивно-оздоровительного.

Разработка и утверждение реализуемой дополнительной общеразвивающей программы относится к компетенции самой организации[33]. При этом необходимо ознакомиться с приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России 27.11.2013, регистрационный № 30468).

С Методическими рекомендациями Минспорта России, а также ведомственными приказами, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, можно ознакомиться в соответствующем подразделе на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Подготовка спортивного резерва» по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/


ВОПРОС 20

Могут ли спортивные школы открывать группы спортивной подготовки, если нет финансирования на выезды на спортивные соревнования, уже не говоря о приобретении экипировки?

Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей: в детско-юношеских спортивных школах необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10 % от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу[34].

Таким образом, реализация программ спортивной подготовки – обязательное требование к деятельности спортивных школ. Если нет финансирования на длительные выезды, то необходимо сосредоточить внимание на спортивных соревнованиях, проводимых в субъекте Российской Федерации, в самом учреждении. Федеральными стандартами спортивной подготовки не устанавливаются требования к уровню и масштабу проведения мероприятий.

Необходимо предусмотреть в программе развития образовательной организации на 3 года (ее обязательное наличие закреплено в Законе об образовании)[35] постепенный перевод занимающихся на программы спортивной подготовки, начиная в первую очередь с тех ребят, кто уже имеет спортивные разряды (спортивные звания), показывает высокие спортивные результаты. Таким образом, появится конкретная цифра для обоснования ее необходимости в бюджете учреждения на конкретный год.

Важно учитывать, что разделение привычной программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности на две составляющие (обще-развивающую и предпрофессиональную) также позволит, перераспределив контингент на программы с различной стоимостью за одного занимающегося, выделить средства на более «дорогостоящую» программу спортивной подготовки.

При реализации дополнительной предпрофессиональной программы необходимо предусмотреть минимум один тренировочный сбор продолжительностью от 14 до 21 дня (без учета проезда к месту проведения тренировочных сборов и обратно)[36]. Таким образом, проведение данного мероприятия должно быть учтено при формировании государственного (муниципального) задания на реализацию услуги и заложено в объемы финансирования.

Невыполнение данных требований может быть расценено как реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей соответственно[37].

В большинстве субъектов Российской Федерации тренировочные сборы проводятся в рамках летней оздоровительной кампании, формирование мероприятий которой начинается в начале финансового года. Основной исполнитель, как правило – орган управления в сфере образования или в сфере молодежной политики (ранее финансирование осуществлялось при участии фонда социального страхования). Многие субъекты Российской Федерации регламентируют порядок организации отдыха и оздоровления детей соответствующим нормативным правовым актом. Необходимо уточнить у учредителя возможность участия в данной программе и своевременно оформить все соответствующие заявки.

В случае невозможности выезда в летние спортивно-оздоровительные лагеря предлагается предусмотреть двухразовые тренировочные занятия на базе спортивной школы с организацией питания лиц, осваивающих соответствующую программу (спортивной подготовки или предпрофессиональную).

Ребята, выбравшие для себя занятия фигурным катанием или хоккеем, на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок смогут принять участие в тренировочных сборах в образовательном центре «Сириус», расположенном в г. Сочи. Юные спортсмены будут проживать, учиться и тренироваться на базе олимпийской инфраструктуры. Вместе с ними в Центре круглогодично проходят обучение дети, проявившие выдающиеся способности в области искусства и науки. Все расходы, за исключением проезда к месту проведения сборов и обратно, осуществляются за счет Образовательного фонда «Талант и успех».


ВОПРОС 21

Наша ДЮСШ совместно с общеобразовательной школой уже несколько лет работает над созданием и функционированием специализированных классов. Ранее было примерное положение о спортклассах (Положение о ДЮСШ). Какими нормативными документами можно обосновать эту работу сегодня? И возможно ли данную услугу оказывать в муниципальных ДЮСШ?

Формирование специализированных классов регулируется главой II Особенностей, утвержденных приказом Мин-спорта России от 27.12.2013 г. № 1125. Для организации деятельности специализированных спортивных классов общеобразовательной школе необходимо разработать и утвердить интегрированную образовательную программу в области физической культуры и спорта и на основе сетевой формы реализации образовательных программ осуществлять данную деятельность во взаимодействии со спортивными школами и организациями, осуществляющими спортивную подготовку (см. статью 84 Закона об образовании).

Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 г. № 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» в ближайшее время будет признан Минюстом России не подлежащим применению. Конкретную информацию об этом можно будет узнать из материалов, размещенных на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе: «Подготовка спортивного резерва» – «Ответы на актуальные вопросы» – «Мониторинг правоприменительной практики».


ВОПРОС 22

Для приема и перевода на освоение программ спортивной подготовки орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта для муниципальных ДЮСШ должен разработать и утвердить «Порядок приема….». Следовательно, пока не будет принят данный «Порядок», муниципальные ДЮСШ не смогут приступить к освоению программ спортивной подготовки?

Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации[38]. Данная норма не в полной мере распространяется на образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, которые в силу статьи 5 указанного Федерального закона указаны как субъект отдельно от физкультурно-спортивных организаций. Таким образом, физкультурно-спортивные организации (например, ЦСП или муниципальный ФОК) могут начать спортивную подготовку только после принятия Порядка, а образовательные организации (спортивные школы) могут делать это вне зависимости от принятия такого документа.


ВОПРОС 23

Как понимать пункт 21 Приложения к приказу Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125 «…в детско-юношеских спортивных школах необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10 % от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу»?

Поскольку часть 6 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» не устанавливает никаких регламентных норм для определения условий реализации в организациях дополнительного образования одновременно дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных) и программ спортивной подготовки, то указанный ведомственный приказ Минспорта России как раз содержит данные нормы.

Политика, проводимая Минспортом России по модернизации системы подготовки спортивного резерва, заключается в предоставлении возможности на оказание услуг (выполнение работ), связанных с подготовкой спортивного резерва, любым организациям, осуществляющим спортивную подготовку. Такими организациями являются не только физкультурно-спортивные и находящиеся, как правило, в ведении органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, но и образовательные организации различных типов, находящиеся как в отрасли образования, так и в сфере спорта.

Учитывая, что спортивная подготовка (в отличие от образовательных программ) включает обязательное участие занимающихся в спортивных соревнованиях различного ранга, а также выполнение требований по присвоению спортивных разрядов (званий), то на основании изучения многолетних данных статистической отчетности был определен минимальный показатель (в процентном соотношении) по распределению контингента организаций. То есть, во всех детско-юношеских спортивных школах количество лиц, имеющих спортивные разряды, укладывается в установленные рамки. В СДЮСШОР показатель по разрядникам выше, соответственно им необходимо иметь на спортивной подготовке не менее 30 % контингента.

Еще одним аргументом для установления утвержденных цифр является приказ Минобрнауки России № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»[39]. Чтобы педагогический работник не потерял свой статус, ему необходимо установить педагогическую нагрузку не менее 18 нормируемых часов, то есть руководитель учреждения должен привлечь его к реализации образовательных программ в первую очередь.

Таким образом, установлены минимальные значения, которые позволят учредителю организации утвердить государственное (муниципальное) задание. В случае, если детско-юношеская спортивная школа не будет предоставлять услуги (выполнять работы) по спортивной подготовке, она статус образовательной организации дополнительного образования в области физической культуры и спорта со временем в процессе проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва утратит. В этом случае можно предположить, что она станет организацией дополнительного образования, возможно, в составе многопрофильного центра, с набором более «дешевых» с точки зрения нормативно-подушевого метода расчета стоимости услуг в государственном (муниципальном) задании, программ.


ВОПРОС 24

Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?

Образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ[40]. В рамках перечисленных видов деятельности (разовые лекции, семинары и т. д.) образовательные программы не реализуются, а следовательно, такая деятельность не может считаться образовательной.

Кроме того, в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности[41] содержится перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Данный перечень является исчерпывающим, и в нем отсутствуют услуги по проведению разовых лекций, консультаций и семинаров.

Таким образом, несмотря на отсутствие специальной оговорки (как это было в ранее действующем положении о лицензировании образовательной деятельности), проведение семинаров, консультаций, разовых лекций, как и ранее, не подлежит лицензированию.


ВОПРОС 25

Вопрос о договоре с обучающимся (при достижении 14 лет) или с законными представителями несовершеннолетнего. При переводе на новые программы необходимо будет заключать дополнительные соглашения к имеющимся договорам или не нужно?

Договор об образовании заключается только в случае оплаты образования физическим и юридическим лицом и не касается отношений, возникающих в рамках государственного (муниципального) задания[42].

В отношении договоров по платным образовательным услугам, заключаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», при изменении условий договора (в том числе и периода, этапа подготовки, если это не оговаривалось в договоре), потребуется заключение дополнительного соглашения к договору, либо заключение нового договора.

При реализации программ дополнительного образования на платной основе применяется форма договора, установленная приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»[43].


ВОПРОС 26

Какими документами должно регулироваться взаимодействие ЦСП и СДЮШОР (ДЮСШ), если тренировочный процесс осуществляется на базе СДЮШОР, и может ли спортсмен быть зачислен и в ЦСП и в СДЮШОР? В статистической и другой отчетности какого учреждения учитывается результативность таких спортсменов?

Взаимодействие ЦСП и СДЮШОР может регулироваться договором о сетевой форме реализации образовательной программы[44], если сотрудничество в большей мере ориентировано на организацию образовательного процесса, или договором о кластерном взаимодействии при осуществлении физкультурно-спортивной деятельности[45]. В любом случае в основе должна лежать единая программа (образовательная или спортивной подготовки), во исполнение которой и заключается договор.

Формально никаких препятствий в зачислении спортсмена и в СДЮШОР и в ЦСП нет, если только это не будет одна и та же программа у одного и того же тренера, реализуемая в одно и то же время, установленное расписаниями тренировочных занятий. В отношении организации, непосредственно осуществляющей спортивную подготовку спортсмена (как правило, в СДЮШОР), в государственном (муниципальном) задании правильнее использовать «услугу», в то время как в случае заключения трудового договора (должности «спортсмен», «спортсмен-инструктор» или «спортсмен-ведущий») рекомендуется в госзадании учреждения (в ЦСП) использовать «работу». Случаи, когда один и тот же спортсмен сможет одновременно проходить спортивную подготовку в нескольких организациях, на практике могут вызывать пристальное внимание контролирующих органов в целях убедиться в отсутствии «двойного» финансирования». В статистике каждое учреждение отражает свой контингент; приказом Росстата № 500 (форма 5-ФК) такая возможность предусмотрена и для учета лиц, зачисленных в организацию по приказу в контингент организации, и для учета лиц, с которыми заключены трудовые договоры, то есть являющихся штатными работниками.


ВОПРОС 27

Имеет ли смысл заниматься написанием и лицензированием образовательных программ, не имея «на руках» решения учредителя о дальнейшем статусе учреждения (продолжит ли существование спортивная школа или вместо нее будет создан клуб)?

Не стоит ждать решения учредителя, более того, принять его с имеющимся обоснованием будет легче. Обосновывать работой сохранение (повышение) статуса учреждения правильнее, чем ждать, пока его снизят при пассивности со стороны самой организации.

Изменение статуса (его снижение) может быть выгодно учредителю с точки зрения сокращения расходов на государственное (муниципальное) задание, но это точно не приведет к реализации спортивных амбиций тренеров, детей, а также родителей. Вместе с тем, приятно на любом уровне «хвалиться» спортивными успехами, что имеет отношение и к учредителю. Чем выше статус организации, тем больше возможностей для получения адресной финансовой поддержки, как со стороны бюджетов всех уровней, так и со стороны общественных организаций и других.

Если говорить о возможном снижении контингента занимающихся или разнообразии реализуемых программ, то количество детей и педагогов с изменением статуса не изменится, но «потолок» программ и услуг, финансируемых государством, точно изменится. Никто не стремится финансирование дополнительного образования переложить на родителей, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не гарантируют бесплатности его получения. Перечитайте Концепцию развития дополнительного образования детей и план по ее реализации, утвержденные Правительством Российской Федерации, и увидите, что число занимающихся в системе дополнительного образования детей будет увеличиваться; запланирована финансовая поддержка субъектам Российской Федерации из федерального бюджета по аналогии с поддержкой по базовым видам спорта, которая организована Минспортом России.


ВОПРОС 28

Как осуществляется прием на обучение в организацию дополнительного образования?

Государственные (муниципальные) бюджетные образовательные организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, а также государственные (муниципальные) бюджетные физкультурно-спортивные организации руководствуются уставом организации и финансируются за счет средств соответствующего бюджета на основании государственного (муниципального) задания, утверждаемого учредителем.

Вопросы, связанные с поступлением и обучением в конкретной организации, указываются в ее уставе и регламентируются локальными нормативными актами организации. Ознакомиться с правилами приема Вы можете на официальном сайте интересующей организации.

Если говорить об особенностях приема лиц для освоения дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), то необходимо ознакомиться с ведомственными приказами:

1) приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[46];

2) приказом Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»[47];

3) требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утвержденными приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785.


ВОПРОС 29

Какой порядок приема в спортивную школу установлен федеральным законодательством?

Порядок приема, перевода и отчисления из образовательных организаций дополнительного образования осуществляется в соответствии с уставом организации и регламентирован ее локальным нормативным актом, разработанным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Прием на обучение в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 28 указанного Федерального закона относится к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации.

В Российской Федерации предусмотрен единый порядок приема лиц в организации для освоения дополнительных пред-профессиональных программ.

Для освоения программ спортивной подготовки порядок приема разрабатывает субъект Российской Федерации. Таким образом, в государственные и муниципальные организации, осуществляющие спортивную подготовку, расположенные в субъектах Российской Федерации и являющихся как государственными, так и муниципальными, устанавливаются единые требования, разрабатываемые, как правило, на основании ведомственного приказа Минспорта России, указанного ниже.

Порядок приема на обучение по дополнительным пред-профессиональным программам в области физической культуры и спорта регламентирует прием граждан на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, за счет средств соответствующего бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами.

Порядок приема лиц в организации, осуществляющие спортивную подготовку, созданные Российской Федерацией, установлен приказом Минспорта России от 16.08.2013 г. № 645 «Об утверждении порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку»[48], а порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».


ВОПРОС 30

Какие требования безопасности необходимо учитывать при проведении спортивных и физкультурных мероприятий в спортивных школах?

Основные требования, касающиеся вопросов проведения официальных спортивных и физкультурных мероприятий, содержатся в следующих нормативных правовых актах: постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. № 202 «Об утверждение требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и паспорта безопасности объектов спорта», разработанное во исполнение пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 г. № 353 «Об утверждении правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», которым утверждены требования по обеспечению объектов спорта техническими системами (системами контроля и управления доступом, охранной телевизионной, охранной и тревожной сигнализации, охранного освещения, экстренной связи) при проведении официальных спортивных соревнований вплоть до регионального уровня;

приказ Минспорта России от 26.11.2014 г. № 948 «Об утверждении Типовой инструкции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта при проведении официальных спортивных соревнований»[49];

приказ Минспорта России от 12.09.2014 г. № 766 «Об утверждении порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений»[50].

Указанные нормативные правовые акты устанавливают определенный порядок в действиях собственников (пользователей) объектов спорта путем регламентации соответственных требований к объектам спорта и организационным процедурам при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.


ВОПРОС 31

Какие особенности нужно учитывать при реализации программ в образовательных организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта?

В процессе модернизации системы образования, в том числе и дополнительного образования, а также сферы физической культуры и спорта, с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» произошел переход от учрежденческого подхода в управлении деятельностью к программному.

Это выражается на практике в том, что доступ к реализации программ определенного вида предоставляется на основании лицензии любым организациям в соответствии с заявленными в уставе видами деятельности. К таким организациям в Российской Федерации относятся не только государственные, муниципальные, но и негосударственные, частные организации, предоставляющие образовательные услуги потребителям.

Согласно пунктам 10 и 15.1 статьи 2 и части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация спортивной подготовки осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемых в установленном порядке Минспортом России.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 указанного Федерального закона образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Следует отметить, что Минспорт России в соответствии со статьей 84 Федерального закона об образовании впервые стал регулятором образовательных отношений в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и получил следующие полномочия:

утверждать федеральные государственные требования к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта (приказ Мин-спорта России от 12.09.2013 г. № 730);

утверждать порядок приема лиц для освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта (приказ Минспорта России от 12.09.2013 г. № 731);

устанавливать особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (приказ Мин-спорта России от 27.12.2013 г. № 1125).

Учитывая, что деятельность государственных (муниципальных) бюджетных образовательных организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, а также государственных бюджетных физкультурно-спортивных организаций финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основании государственного (муниципального) задания, особой роли не имеет ведомственная подчиненность организации. В расчет указанного задания входят в том числе и услуги по реализации программ (дополнительных общеобразовательных и программ спортивной подготовки).

В целях развития системы подготовки спортивного резерва Минспортом России утвержден и реализуется План по преобразованию детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва в организации спортивной подготовки. Срок завершения плана – 2017 год.

Ознакомиться с материалами по модернизации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, можно на официальном сайте Минспорта России, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/26598/


ВОПРОС 32

Сколько разных групп занятий, в том числе спортивных, может посещать ребенок в неделю?

Действующим законодательством Российской Федерации не установлено ограничений по количеству программ дополнительного образования различной направленности, которые может осваивать один ребенок.

Вопросы, связанные с поступлением в конкретную организацию и обучением, указываются в ее уставе и регламентируются локальными нормативными актами организации.

В рамках реализации «Концепции развития дополнительного образования детей»[51] в соответствии с утвержденным Планом мероприятий на 2015–2020 годы[52] под руководством Минобрнауки России планируется:

1) установление для образовательных организаций различной формы собственности равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджетов различного уровня на реализацию дополнительных общеобразовательных программ;

2) разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении и распределении в 2016–2018 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие системы дополнительного образования детей»;

3) разработка предложений о введении сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей.


ВОПРОС 33

Прошу разъяснить, какими документами необходимо пользоваться при оформлении выезда обучающихся на спортивные соревнования?

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. К данным вопросам относится ответственность: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; за качество образования своих выпускников; а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, так как спортивные соревнования являются одной из форм организации и проведения тренировочного процесса и должны быть отражены в образовательной программе, реализуемой детско-юношеской спортивной школой, то в образовательной организации должны быть разработаны и утверждены необходимые локальные нормативные акты, регламентирующие выезды обучающихся на спортивные мероприятия, в том числе и порядок привлечения как работников данной организации (тренеров-преподавателей), так и родителей детей в качестве волонтеров.

При отправке организованных групп детей на спортивные мероприятия, помимо локальных нормативных актов образовательной организации, необходимо руководствоваться следующими нормативными, правовыми документами:

Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции»;

рекомендации Минобрнауки России от 31 марта 2011 г. № 06-614 «О порядке проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов СП 2.5.1277-03»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 ноября 2010 г. № 152 «Об утверждении СП 2.5.2775-10 «Изменения и дополнения № 1 к СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»;

методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Роспотребнадзором России, МВД России 21.09.2006;

письмо Минздрава России от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»;

дополнительные требования к уровню безопасности «школьных» автобусов ГОСТ Р 51160-98 (автобусы для перевозки детей).

Нормативная правовая база постоянно совершенствуется, следите за информацией, размещаемой на официальных сайтах министерств и ведомств.


ВОПРОС 34

Может ли бюджет муниципального округа оплачивать частично проведение областных, межрегиональных, всероссийских соревнований в рамках муниципального задания? Может ли город предоставлять свои спортивные объекты на безвозмездной основе (которые содержатся за счет средств бюджета города)?

В соответствии с частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный округ вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если нет изъятий в федеральном законодательстве.

Часть 4 статьи 38 указанного Федерального закона относит к расходным обязательства муниципальных образований, помимо организации проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, также и обеспечение иных мер для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, в том числе предусмотренных данным Федеральным законом.

Органы местного самоуправления имеют право участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований, проводимых на территориях муниципальных образований, а также оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований, в том числе спортивным федерациям[53].

Таким образом, к расходным обязательствам муниципального округа могут быть отнесены и расходы, связанные с организацией и проведением межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований, проводимых на территориях муниципальных образований. В случае если муниципальное образование выступает одним из организаторов такого мероприятия, то уровень участия муниципального образования, в том числе предоставление им объектов спорта для проведения мероприятия, определяется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии[54].

Если муниципальное образование не выступает организатором мероприятия, а только содействует его проведению в качестве собственника объекта спорта (беря на себя и соответствующие обязательства, закрепленные в пункте 17 статьи 20 указанного выше Федерального закона), то в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в том числе с некоммерческими организациями, созданными в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», либо на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Конец ознакомительного фрагмента.