Вы здесь

Облигации федерального займа. Из истории про облигации (В. Г. Коряковцев)

Из истории про облигации

Интересная, в историческом смысле, страна Нидерланды – это и место, где появилась старейшая биржа, и место, где началась и закончилась тульпаномания, где был надут и лопнул первый биржевой пузырь, когда спекулянты по несколько раз перепродавали несуществующие тюльпанные контракты. И цены росли, росли до той поры, когда количество контрактов превысило фактическое существование тюльпанов в несколько раз и произошел обвал цен на эти контракты. Очень интересно об этом рассказано в книге А. Соловьев, В. Башкирова «Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство». Да, и практически, во все изданиях по истории становления биржевой торговли можно встретить варианты описания этой истории. Впрочем, не только этим прославилась страна, это появление облигации, которые так же появились в Голландии в XVI веке и были альтернативой ростовщическим займам. По отдельным описаниям, именно в Антверпене, впервые, появились ценные бумаги, которыми регулярно торговали на биржевой площадке, это были облигации на предъявителя. Первые, появившиеся на бирже, облигации были государственными, эмитируемыми правительством Нидерландов, правительствами штатов и властями отдельных городов. Иногда, в качестве эмитентов выступали откупщики. На бирже также обращались облигации английского короля и португальского, а так же обязательства первых английских акционерных компаний. Зарождение облигаций совпадает с зарождением публичных заимствований; история облигаций – это, в первую очередь, история облигаций муниципальных и государственных; лишь с XIX столетия она становится историей облигаций частных торгово-промышленных и финансовых организаций. Другой вариант истории появления облигаций связывают с преследованием ростовщиков, способ избежать преследований был найден в выпуске облигаций, что позволяло трактовать действия кредитора (заимодавца) не как ростовщическую операцию (дачу денег в рост), а как покупку потока доходов. Считалось, что облигации выпускают собственники, и они платят не «процент на рост», а «процент с прибыли». Причем, в начале облигации, по сути, были аналогичны векселям. На весь выпуск облигаций выписывали один бланк, сумма никогда не дробилась, четко оговаривали срок погашения и процент. Интересно, что текст на облигациях во многих странах мира писали по-французски. Эта традиция сохранилась до начала 20 века.

История русского государственного долга начинается с первого внешнего займа, в 1769 г. при императрице Екатерине II началась история внешнего долга Российской империи, когда был размещен в Голландии заем на 7,5 млн гульденов. Поводом для заключения первого займа послужила необходимость содержания эскадры под командованием адмирала Спиридонова, отправленной в Средиземное море для ведения боевых действий против турецкого флота. Иностранной валюты на это не хватало, поэтому было ее взять в долг. Заем был оформлен через амстердамских банкиров – братьев Раймонда и Теодора Де-Смет, взявших на себя его реализацию в Европе. Екатериной II было, строжайшим образом, предписано российскому послу А. Д. Голицыну тотчас же докладывать в Петербург о любом препятствии, которое могло быть учинено в этом деле. Первый заем был рассчитан на 10 лет из 5% годовых. За российским правительством сохранялась возможность выкупить его после 5-летнего срока. Заем обеспечивался специальным залогом пошлин на экспортно-импортную торговлю нескольких прибалтийских городов. В указе Екатерины II, подписанном в связи с заключением займа, об этом говорилось так: «Мы даем за себя и за наших преемников престола в надежный залог за капитал и проценты сей денежной негоциации и для совершенного спокойствия участников оной, через сильнейшее удостоверение из всех наших доходов на толикую сумму, сколько занято будет, а особливо эстляндские и лифляндские пошлины за провозные и отвозные товары городов Риги, Пернова, Ревеля и Нарвы, и для того к платежу процентов и капитала мы сеи доходы, когда и сколько в положенные сроки потребно будет, учреждаем, и впредь всем отнюдь ничего не переменять и из помянутых пошлин платить установленные проценты».12 Механизм реализации этого займа, послужившего образцом для последующих российских зарубежных займов XVIII в. и почти всей первой половины XIX столетия, был следующим. Правительство России выдало от своего имени голландским банкирам облигации в 500 тыс. гульденов каждая, а те уже от своего имени выпустили в обращение облигации более мелкого достоинства (по 1000 гульденов) с купонами для получения процентов, которые и приобретались кредитными и финансовыми учреждениями Голландии и других стран Европы, имевшими свободные денежные капиталы. За свое посредничество голландские банкиры получили комиссионные в размере 6,5% от суммы займа. При этом каждая облигация, выпущенная от имени голландских банкиров, должна была быть зарегистрирована у российского министра-резидента в Гааге. Можно перечислить основные исторические вехи государственных заимствований в России:

«1769 год – Екатериной II получен первый внешний кредит.

1809 год – год появления первых облигаций номиналом 1000 рублей. Срок обращения – семь лет, доходность – 6%, удалось разместить не более 3% от общего числа выпущенных долговых бумаг.

1812 год – выпущена партия на меньший срок – до года.

1831 год – год выпуска серийных билетов под 4,32%. Срок обращения – 4 года.

С 1840-го года срок обращения вырос до восьми лет.

В 1881-м году в России было выпущено долговых бумаг больше, чем на 216 миллионов рублей (более 70-ти серий). При Екатерине она достигла 19,3%. Во время правления эта величина выросла более чем на 35% (до 55%) и в эпоху Николая доля долга составляла более 70%.

1861 год – выпуск корпоративных облигаций банками, металлургическими заводами и прочими компаниями. Основные покупатели облигаций – банки Франции, Бельгии, Англии и других стран. Наиболее популярные долговые бумаги того периода – на предъявителя. Срок обращения – от 5 до 50 лет.

1864 год – выпуск выигрышного займа на сто миллионов рублей, на срок – 60 лет, с купоном – 5%.

1866 год – выпуск второго выигрышного займа.

1883 год – выпуск первых государственных бессрочных облигаций. Рента – 6%, выплата – один раз в год. Погашение ренты могло производиться и на бирже.»13

«С 1900 г. по 1912 г. общая стоимость процентных бумаг, за исключением акций и негарантированных облигаций, увеличилась с 5115 млн руб. до 8983 млн руб., или на 3868 млн руб. (+75,6%). По подсчетам „Торгово-промышленной газеты“, к 1 января 1913 г. общее количество допущенных, только к котировке на С.-Петербургской фондовой бирже, бумаг составляло 618 (к январю 1908 г. – 515), в том числе 323 (266) облигаций и 295 (249) акций и паев»14. Впрочем, это все было так давно, что многое уже стало легендой, а интересующимся историей можно порекомендовать книги, приведенные в разделе: литература этого издания.

Обратимся к относительно недавнему прошлому истории нашей страны и рассмотрим предшественников нынешних ОФЗ – историю государственных облигаций и госзаймов в СССР. Эта история началась с отрицания – «весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим..». Очень интересен декрет советской власти об аннулировании обязательств по государственным займам царской России. Это была защитная мера нового государства и попытка избавиться от займов царской России. В своей работе Ю. П. Голицин15 рассматривает этот декрет, как один из первых дефолтов России и делает очень интересный вывод о том, «что одной из основных причин интервенции со стороны стран Антанты, было стремление восстановить в России такое правительство, которое бы гарантировало погашение всех внешних долгов…». Этот декрет советской власти многие трактуют по разному, некоторые авторы называют его чуть ли не основным документом на основании которого был ликвидирован фондовый рынок в России. Другие дают ему определение, как документа об объявлении первого отказа от выплат по обязательствам в России. Хотя, если рассматривать новейшую историю, то скорее события 1957 г. или 1998 г. нужно считать первыми дефолтами в России. А декрет – это становление Советской власти в России, и рассматривать этот документ нужно как защитную экономическую меру нового государства. И в этом может убедиться каждый, прочитав текст этого очень интересного документа, который приведен ниже. В соответствии с этим декретом, новое советское правительство отказывалось от всех займов, заключенные «правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с 1 декабря». Нормальная реакция революционного государства на действия предыдущей власти. Но, при этом новое правительство признавало краткосрочные казначейские обязательства в силе, хотя отказывалось выплачивать по ним проценты, и признавало их хождение наравне с кредитными билетами. А отдельным категориям граждан, даже, было обещало обменять в пределах 10000 рублей бумаги внутренних займов на именные свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Одновременно, новое правительство гарантировало вклады, находящие в государственных сберегательных кассах. Так что однозначно относится к этому документу никак нельзя, тем более вешать на него ярлыки и, охаивая, как это любят делать сейчас отдельные демократические движения.

Декрет об аннулировании государственных займов 21 января (3 февраля) 1918 г.16


1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с 1 декабря 1917 г. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат.

2. Равным образом аннулируются все гарантии, данные

названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений.

3. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все

иностранные займы.

4. Краткосрочные обязательства и серии Государственного

казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые их облигации имеют хождение наравне с кредитными билетами.

5. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10000 руб. (по номинальной стоимости), получают взамен именные 387 свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на сумму, не превышающую 10000 руб. Условия займа будут определены особо.

6. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним неприкосновенны. Все облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменяются книжным долгом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

7. Кооперативы, местные самоуправления и другие общеполезные или демократические учреждения, владеющие облигациями аннулируемых займов, удовлетворяются на основании правил, вырабатываемых Высшим советом народного хозяйства, совместно с представителями этих учреждений, если будет доказано, что эти облигации приобретены до опубликования настоящего декрета.

Примечание. Местным органам Высшего совета народного

хозяйства предоставляется определять, какие местные учреждения подходят под понятие общеполезных или демократических.

8. Общее руководство ликвидацией государственных займов

возлагается на Высший совет народного хозяйства.

9. Все дело ликвидации займов возлагается на Государственный банк, которому и вменяется в обязанность немедленно приступить к регистрации всех имеющихся в руках различных владельцев облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежащих, так и не подлежащих аннулированию.

10. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

образуют, по соглашению с местными Советами народного хозяйства, комиссии для определения того, какие граждане относятся к числу малоимущих.

Эти комиссии имеют право аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем, даже если эти сбережения не превышают суммы в 5000 руб.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлов.

Несмотря на то, что, «советское правительство в соответствии с Брестским мирным договором с Германией и её союзниками отправило в сентябре и октябре 1918 г. в Берлин два эшелона с золотом (более 93 т) в качестве компенсации за убытки германских подданных, последовавшие от национализации их собственности и отказа от выполнения обязательств по государственным займам. Тем самым был создан прецедент для требований других кредиторов. После окончания Первой мировой войны золото перешло к Франции, которая поделилась им с Англией – «в погашение долга России по отношению к обоим государствам». Доступ на международные рынки для советской России был закрыт. «В 1922 г. в Генуе и Гааге были проведены международные конференции, на которых решался так называемый «русский вопрос». Советская сторона просила предоставить ей кредиты, европейцы требовали признать «царские» долги. Конференции закончились ничем».17 То есть, в какой-то части выплат революционное правительство компенсировало займы царской России, но доступ на международные рынки для новой Советской России был закрыт. А, не имея возможности получать кредиты извне, правительство большевиков было вынуждено начать восстанавливать рынок внутренних заимствований. Весной 1922 г., в связи с переходом к новой экономической политике, а так же отсутствия возможностей получения внешних кредитов, в СССР вернулись к государственным заимствованиям от граждан. Первый внутренний заем был натуральным – краткосрочный государственный хлебный заем был выпущен на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на общую сумму 10 млн. пудов ржи облигациями в купюрах 1, 3, 5, 10, 25 и 50 пудов


рис. 1 Облигация первого хлебного займа 1922 год


Как отмечал в своей работе В. Смушков:18 «это важно-отметить, что на первых шагах трудно было выпустить заем в другой форме, так как никто не стал бы покупать облигаций государственного займа без достаточных гарантий, когда он не уверен, что получит при выплате большую или во всяком случае такую же по покупательной силе сумму, какую он заплатил за облигацию займа. Успех первого хлебного займа дал возможность повторить этот опыт, который приучает население к участию в общегосударственных хозяйственных операциях, облегчает крестьянам взнос налога и дает в руки государства некоторые оборотные средства. В 1923 году был проведен второй хлебный заем, который был очень быстро распределен и показал, что население поняло значение займов и идет навстречу государству. В 1923 году проведен „Сахарный заем“, т. е выпуск облигаций, которые могут погашаться и деньгами и сахаром. Этот заем также был проведен успешно и дал значительные результаты.»


Рис. 2 Облигация второго хлебного займа


Облигации натуральных займов продавались за деньги, а погашались натурой (зерном, сахаром), сахарный заем погашался частично деньгами. Но в этот период начались займы и в денежной форме. «Первый выигрышный заем 1922 года» который во многом воспроизводил условия займов царской России 1864 года. Если в 1864 году «главное, что было необычным в этом займе для России того времени, – государство занимало деньги у своих подданных, а не у иностранных банкиров, нарушая традицию, существовавшую в течение почти ста лет», то, для молодой советской власти, в условиях невозможности получения займов из за границы, главное для советского государства было получить денежные средства для решения текущих проблем. И поэтому было принято решение вернуться к практике заимствования на внутреннем рынке, применяя для организации таких займов выигрышную систему, уже опробованную в царской России во времена Александра II. Об истории царского займа, очень так же значимого для России в те далекие времена, интересно написано в публикации А. В. Бугрова «Выигрышные займы 1864 и 1866 годов».19 От имени Совнаркома на облигациях первого выигрышного займа 1922 года стояла подпись В. И. Ленина, а после его смерти, А. И. Рыкова. Государственный 6%-й выигрышный заем 1922 г. на сумму 100 млн руб. золотом был объявлен сроком на 10 лет, облигации номиналами 5 и 25 руб. золотом вследствие успеха допечатывались также в 1923 и 1927 гг.


рис.3 Облигация Первый выигрышный заем 1922 г.


Для первого денежного займа, с достаточно высокой процентной ставкой 6% годовых советское государство применило еще и выигрышную систему, которая применялась и в дальнейшем. Это свойство новых облигаций государства нашло свое отражение в романе И Ильфа и Е. Пертова «Двенадцать стульев». «Все – на тираж. Каждый трудящийся должен иметь в кармане облигацию госзайма.»20 Под тиражным пароходом «Скрябин», корреспондент газеты «Гудок» И. Ильф в романе описан реальный тиражный пароход «Герцен», который плавал на Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани и на котором проводились тиража крестьянского займа. Как отмечал М. И. Боголепов, такие «операции, как, например, „Крестьянский выигрышный заем 1924 года“ и „Второй крестьянский выигрышный заем 1925 года“, были целенаправленно ориентированы на деревню. При этом властями решались две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, размещаемые среди крестьянства облигации должны были служить антиципацией поступлений сельскохозяйственного налога, с другой – способствовать знакомству широкой массы сельского населения с внутренним государственным кредитом».

Всего в СССР было выпущено 65 облигационных займов, большая часть из которых – до 1957 года, поворотного года в истории государственных заимствований в СССР. Всю историю облигационных займов в СССР, условно можно разделить на несколько характерных, с моей точки зрения, этапов:


1920 – 1941 годы – этап становления и развития облигационных займов в Советской России, характеризующийся большими вехами в истории нашей страны – это и новая экономическая политика (НЭП), и период индустриализации нашей страны, и репрессии 1937 года. Этот период характеризуется разнообразными формами государственных займов – от первых, проведенных в натуральной форме, до первых денежных, номинированных в золотых рублях, с подписью-факсимиле В. И. Ленина. Это время становления и взросления советского государства. В этот этап становился и рынок заимствований в нашей стране, государство предлагало большие проценты за заемные деньги и рассчитывалось по займам в короткие сроки. В этот период, впервые, была применена и конверсия государственных займов, что «определяется как изменение условий государственного займа посредством обмена его облигаций на облигации нового займа, что фактически означает прекращение старого долгового обязательства и возникновение нового. Массовые конверсии, это не изобретение большевиков, в России конверсии применялись еще в 90-х годах XIX в., при правительстве графа С. Ю. Витте, поставившего целью объединить разнородные займы в бессрочную ренту с приемлемым процентом (около 4%).»21 Как отметил в свое работе В. Г. Залевский, «первый опыт конверсий в СССР датируется 1930 г., когда был выпущен государственный внутренний выигрышный заем „Пятилетка – в четыре года“. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1930 г. на облигации этого займа надлежало обменять ранее размещенные ценные бумаги займов индустриализации и займа укрепления крестьянского хозяйства. Унификация займов позволила значительно упростить технику займовых операций. Обмен старых облигаций проводился без уменьшения общей суммы доходов, получаемых займодержателями. Разница в размере дохода, выплачивавшегося по разным видам облигаций, компенсировалась выдачей особых „доплатных“ талонов, имевшихся при облигациях нового займа.»22 В этот же период были еще два постановления, связанные с проведением конверсии – постановление ЦИК и СНК СССР от 1 июля 1936 г. «О государственном внутреннем займе второй пятилетки (вы-пуск четвертого года) и о конверсии ранее выпущенных внутренних займов». В соответствии с которым «В целях дальнейшего удешевления кредита и улучшения всей организации дела государственных внутренних займов произвести конверсию ранее выпущенных внутренних государственных займов и провести обмен на облигации займа второй пятилетки (выпуска четвертого года) облигаций следующих внутренних государственных займов: а) Третьего Государственного выигрышного займа индустриализации народного хозяйства Союза ССР; б) Государственного внутреннего выигрышного займа „Пятилетка в 4 года“; в) Государственного внутреннего займа „Пятилетка в 4 года“ – выпуска третьего решающего года пятилетки; г) Государственного внутреннего займа четвертого завершающего года пятилетки; д) Государственного внутреннего займа второй пятилетки – выпуска первого, второго и третьего года.» Это был государственный внутренний заем на сумму в 4 миллиарда рублей сроком на двадцать лет – с 1 сентября 1936 года по 1 сентября 1956 года – из 4% годовых.

Конец ознакомительного фрагмента.