Вы здесь

Области воспроизводства интеллекта. Том 3. Глава 3. Образование одаренных (В. С. Мигаль, 2014)

Глава 3. Образование одаренных

3.1. Ступени образования

1. Сущность и функции образования

Образование представляет собой отрасль, «продукция» которой в виде знаний и способностей телесно воплощается, духовно материализуется в самом человеке. Общественная функция образования заключается не только в росте созидательных способностей индивидуума, в его влиянии на повышение сложности выполняемого им труда, но и во всестороннем развитии им собственных духовных способностей.

В будущем воспитание одаренного поколения станет решающим фактором, а наука о воспитании выйдет на передний план. Она обопрется прежде всего на генетику, развитие которой позволит влиять на наследственность.

Ученые предполагают, что будет введен совершенно новый способ хранения человеческой мысли. В образовании главное – воспитание креативности, разработка технологий усиления мыслительных процессов (мыслительных процессов, обработки информации, обучения и творчества). Они будут использоваться в медицине, биологии, в рамках создания искусственного интеллекта. Выделено от 60 до 140 качеств креативности.

Ожидается коренное изменение системы образования, программированное ускоренное индивидуальное (приспособленное к каждому учащемуся) обучение с помощью машин, всеобщее высшее образование.

Создать принципиально новую систему образования. Она должна быть ориентирована на всемерное развитие творческих способностей каждого члена общества. Создать гармоническое единство социально-гуманитарной и экономической функций образования. Разработать оптимальные формы соединения обучения с трудом для различных социально-демографических групп молодежи и взрослых, решить вопрос о соотношении времени на труд и обучение.

Не научить человека чему-то на всю жизнь, а привить желание, тягу, выработать стремление и навыки учиться, самостоятельно приобретать знания, уметь мыслить. Высшая цель образования – воспитание творческой интуиции, способностей и далее наращивать массив достигнутого знания. Производство, в свою очередь, призвано изменить структуру так, чтобы органически включить в себя фактор постоянного образования и переподготовки кадров.

Чтобы общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков закон социального прогресса. Обеспечить условия для выполнения этого непреложного закона должна наша школа, система народного образования в целом. Обеспечивать опережающее развитие человека – ответственная задача системы народного образования. Для ее воплощения в жизни создать систему непрерывного образования на базе интеграции образования, производства и науки, соблюдая, при этом, сопряженное развитие всех частей и элементов системы, включая высшую и среднюю специальную школу.

Россия в конце 90-х годов XX века обладала уникальной системой образования, занимавшей одно из первых мест в мире. Советская власть образование относила к высшим приоритетам.

2. Образование – функция производительного труда

Духовное воздействие на индивида, равно как и его духовное потребление (усвоение научных знаний), представляют собой объективный процесс материального производства и производительного труда.

Число работающих в системе народного образования в советское время росло быстрее числа обучающихся. Улучшалось качество трудовых ресурсов: увеличивался удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием, повышался уровень квалификации работающих.

Определенную часть издержек на воспроизводство квалифицированных работников покрывали предприятия и объединения (расходы на производственную практику студентов, на предоставление льгот рабочим, служащим и колхозникам, получающим высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства, на выплату стипендий направленным на учебу в дневные вузы и т. п.). Явственно обозначились тенденции, в силу которых:

– затраты общества на образование своих индивидов в общих расходах возрастали;

– затраты родителей или самого получателя знаний на образование (воспитание), приобретение квалификации уменьшались.

На обнаружение и развитие способностей направлена система развития одаренной личности в каждом члене общества и, в частности, система образования, подготовки, труд.

Возрастная периодизация развития одаренной индивидуальности позволит применять дифференцированный подход к развивающемуся человеку. Вспомним опыт двадцатых годов XX века: работы Бехтерева, Басова, Выготского стали событиями мирового порядка, смелой попыткой создания общей теории развития ребенка.

Определив уровень индивидуального развития и воспитания, на основе разработанных методик можно диагностировать каждый фактор и технологию их совершенствования. С помощью психодиагностики оценивать степень развития нужных качеств, а затем с помощью специальных упражнений развивать их до уровня одаренности.

3. Важнейшее условие научно-технического прогресса

Каков секрет азиатского экономического чуда? В этих странах образование, наука, исследования, внедрение их результатов играют ведущую роль. Пытаются достигнуть гармонии звеньев в цепочке образование – ученый – фундаментальная наука – прикладная наука – опытно-конструкторские разработки – новая техника и технологии – наукоемкое производство. Исключительно важна гармонизация учебной, научной и инновационной деятельностей.

По оценкам, каждый доллар, вложенный в сферу образования, приносит от 2 до 10 долларов прибыли.

Образование в целом, и особенно образование одаренных учащихся, является главным фактором, определяющим показатели социально-экономического развития общества. Какова сегодняшняя российская школа, такова завтрашняя Россия. На одаренных детей общество возлагает надежду на решение тяжелейших проблем современности.

Эффективное приращение человеческого потенциала относится к числу фундаментальных предпосылок экономического процветания. Главное богатство страны – не сырье, а интеллектуальный потенциал.

Высокие показатели по грамотности, буквально, предшествуют поступательному и ускоренному экономическому развитию.

Авторы связывают новое качество образования с формированием одаренных людей. Готовить опережающими темпами одаренных личностей, обладающих творческой и трудовой активностью, способных создавать новую цивилизацию.

Рассмотреть всю систему подготовки и функционирования одаренных личностей от их развития в процессе образования до использования в промышленности, как это делается в Японии. Там функционируют учебные заведения для подготовки специалистов к работе в будущей промышленности. В Японии система образования является головной частью локомотива, движущего японское общество в направлении модернизации.

4. Русские и образование

В советской системе образования фундаментальная часть составляла 80 %, а профессиональная около 20 %, в других странах – несколько иначе. Но только базовое образование позволяет решать фундаментальные проблемы человечества.

Отмечается высокий уровень образования нынешних россиян.

России позарез необходимо высокое просвещение, это требование заложено в менталитете русских. Это генетическая потребность, тяга русских. Пополнение культурного и интеллектуального потенциала России происходит за счет включения в творчество одаренных представителей различных этносов и культур, исторически свойственно России. Еще Ф. М. Достоевский писал: Я верю, что все русские когда-нибудь будут образованны, очеловечены и счастливы.

Какая система образования нужна России? В центре социально-экономического развития страны должно стать развитие молодого человека до одаренности, тем самым осуществится движение к воплощению тысячелетнего устремления русских людей. Одаренные дети – большая ценность для общества. Интеллект, творческие способности – наше главное национальное богатство. Создавать эффективные системы обучения талантливых детей, поощрения и развития одаренности. На основе возрастных закономерностей развития одаренности – формулируются требования к условиям обучения и деятельности.

Авторы предлагают открыть новое научное направление в национальной программе «Образование» – «Управление одаренностью». Оно включает подготовку научных кадров, их специализацию, перестройку всего процесса образования под развитие одаренности в человеке.

Миллионы возможных молодых талантов проживают в регионах, на периферии; их надо выявлять, поддерживать, развивать, предоставлять им поприще деятельности. Не только увидеть талант, но и вселить в него уверенность, развить в нем силу идти своим путем.

XXI век родит множество великих талантов в России. Многие «выдающиеся таланты» – это потенциальные гении, недоразвившиеся или недореализовавшиеся из-за средовых препятствий или из-за отсутствия внутреннего порыва. Трансформация образовательного сектора экономики в сектор воспитания одаренных личностей позволит сберечь сотни тысяч гениальных ученых и их гениальные разработки.

Что важно для русских: необходимое равновесие эмпирического наблюдения и иррациональной мысли достигается лишь в том случае, если система образования уделяет должное внимание развитию гармонии обоих его полушарий.

Дореволюционное министерство в России называлось Министерство духовных дел и народного образования. Слово «духовность» было ключевым. Это учреждение, как бы, олицетворяло храм, так сказать, духовной мысли. Традиционное образование в России всегда рассматривалось как феномен духовной культуры, было направлено на сохранение и развитие одаренности детей, духовных человеков. Должен быть разработан национальный проект приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа.

5. Одаренность развивается в семье

В формировании личности заложено мощное влияние генетики, семейных нравственных устоев и общественного воздействия. Сердцевина жизни называется русской семьей. Число родителей тех, кто обучается в учебных заведениях основного образования, составляет около 50 миллионов человек.

Структура детско-родительских отношений сложна. Самоценность познания изначально закладывается в семье; именно в семье закладывается фундамент будущей одаренности ребенка; а он зависит от стилей воспитания, от отношения к способностям ребенка (подсознательное ожидание высоких результатов от его учебы). Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные предпосылки каких-либо способностей, но и соответствующую среду для их развития. Талантливый ребенок уже живет для своего творчества; в семье его жизнь должна быть обустроена так, чтобы этому помогать. Самый общий вывод: любовь, семья оказывают огромное влияние на жизнь большинства великих талантов. Большая любовь, счастливая семейная жизнь.

Должна развиться новая семья, роль которой существенно изменится: она станет персонализировать общество растить одаренных индивидуальностей.

Когда семейное счастье сочетает возвышенное и земное, в таких семьях рождаются талантливые дети. Немецкий философ Шопенгауэр сказал: гении рождаются от сильной любви.

Семья – наиболее значимый институт развития одаренности. Значение семьи – решающее в развитии одаренного ребенка. Вся ее жизнь сосредоточена на одаренном ребенке. Родители выступают движущей силой развития способностей детей. Родители ратуют за большую гибкость и дифференциацию школьной системы по отношению к одаренным детям. Велико значение ориентирующего образа родителя и родительско-детских отношений в развитии Я-концепции и самоотношения в подростковом возрасте.

Особую роль играет образованность родителей: высокий интеллект матери или другого человека, воспитывающего ребенка. 70 % одаренных детей развиваются в семьях умных родителей (интеллект, творческая деятельность родителей).

Вовлеченность родителей в учебу детей является важным фактором успеваемости детей. Эта заинтересованность родителей в хорошей учебе детей и отношение к образованию, как к важному фактору, особенно плодотворно проявляется тогда, когда родители активно участвуют в учебе детей как дома, так и в школе, ожидают от детей более высоких достижений, влияют на мотивацию, на отношение к учебе.

Вклад родителей в будущее одаренных велик. В числе значимых аспектов – юридические и финансовые аспекты поддержки родителями образования одаренных детей.

Влияние семьи на развитие одаренного ребенка многообразно. Это и творческая атмосфера, царящая в семье, приоритет духовных ценностей, «культ» образования, увлеченность родителей каким-то занятием и т. д. Творческая атмосфера в семье, ее ценностные ориентации, установки и ожидания для развития и реализации одаренности детей – эти мотивационно-личностные установки родителей способствуют развитию одаренности. Их представления о целях, задачах, содержании и способах обучения одаренных детей должны соответствовать творческой модели обучения, которая в наибольшей мере была бы релевантна природе развития одаренности (Н. Б. Шумакова). Творческие проявления родителей весьма важны для становления и реализации таланта у их ребенка; это направленность родителей на привитие навыков творческого обучения у своих детей.

Обязанность родителей – как можно более ранняя диагностика ребенка. Это не тесты на одаренность, а – на выявление специальных способностей. Обнаружение, а затем и развитие способностей ребенка – главная задача семьи. Учить родителей к распознаванию одаренности с детских лет, чтобы добиться развития основных навыков с нулевого возраста до 6 лет, развивать и укреплять у них познавательную любознательность.

На матерях стоит Россия. Они мудрые и терпеливые. Низкий поклон хранительницам одаренной русской нации!

Осуществить государственную политику по подготовке, обслуживанию и поддержке семей, в которых растут одаренные дети.

Разработать или же совершенствовать развивающие комплекты для родителей: как развивать детей одаренными. Доработать концепции и методы раннего (с 6 месяцев) развития умственных и личностных возможностей у детей.

6. Дошкольные учреждения

Для приобретения культурных, общеобразовательных знаний и умений индивиды проходят дошкольное, школьное, а также послешкольное обучение и занимаются самообразованием. Этим областям, этапам формирования, воспроизводства качеств, способностей и дарований соответствует специфическая деятельность, структура социально-экономических и материальных элементов (школ, классов, кабинетов, соответствующих учебных пособий и т. п.), особые процессы труда. Все звенья системы народного образования: дошкольное и внешкольное воспитание, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, самообразование, тесно связанные между собой единством содержания и преемственностью (от этапа к этапу, по ступеням, нарастая и конкретизируясь по отдельным, индивидуальным качествам воспитуемых) учебно-воспитательного процесса, являются основным, несущим звеном в формировании одаренного человека.

В состав социальных факторов развития одаренности входят семья, школа, высшие учебные заведения, послевузовское образование, аспирантура, докторантура, научное творчество, социальное и культурное окружение.

Первая ступень общественного воспитания – детские дошкольные учреждения. Они готовят детей к поступлению в школу, обеспечивая, тем самым, преемственность и единство системы воспитания одаренности с раннего возраста.

Элементы творчества у дошкольников формируются уже в играх; в них возникает умение творчески мыслить и осознанно действовать, воспитывается самоконтроль. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте происходит в нарастающем темпе. В этот период возникают характерные (специфические) для дошкольников умственные способности и интересы к познавательной деятельности: развитие образных средств познания, различные условные заместители предметов, символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода модели, схемы, планы). В дошкольном возрасте умственные способности ребенка проявляются в развитии наглядного моделирования (познавательные способности, операциональный уровень) и продуктивного воображения (творческие способности).

Объективная оценка уровня и структуры интеллекта у детей 5–6-летнего возраста должна входить в комплекс плановых обследований перед поступлением ребенка в школу. В детских дошкольных учреждениях возможно и желательно выявление ранней одаренности. Творческие возможности могут проявляться уже в дошкольном возрасте и могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу (В. И. Панов). В подготовительных классах в детских садах происходит развитие тонкой моторики и интеллектуальных наклонностей, закладка предзнания.

Разработаны многочисленные модели опосредствованного развития психики дошкольника. В них предлагаются оценки способностей, т. е. универсальных действий ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств, рассмотрена система «нормативных ситуаций», развивающих детскую познавательную способность и инициативу. Эти модели могут служить эмоциональной поддержкой и средствами развития одаренных дошкольников.

Разработка научных основ воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, теории и методики семейного воспитания позволяют более четко представлять себе, по каким критериям следует судить о развитии тех или иных качеств ребенка, а также выявить подлинные глубины творческого потенциала у детей и к ним привязать системы их обучения и воспитания. Взаимосвязанные виды воспитания дошкольников должны приводить к развитию соответствующих форм детского творчества. И норма здесь – появление гения – долгожителя. Это заложено при рождении в каждом человеке. А если не получился гений и долгожитель, значит, кирпичики для строительства нового человека общество поставляло некачественные.

Страны Запада вступили в период, который наш ученый Н. Дубинин назвал «управляемой биосоциальной эволюцией». Там планируют будущее нации и заботливо и терпеливо выводят новое поколение, это называется первичная педиатрическая профилактика или валеология детства.

3.2. Воспитание одаренности в школе

1. Главная цель обучения в школе

Образование одаренных учащихся является главным социально-экономическим фактором, определяющим показатели развития общества при ограничении ресурсов. Главная цель образования – выявление и развитие одаренности у детей; развитие, в первую очередь, признаков общей одаренности, а затем уже и выявление склонностей к профессиональной деятельности.

Истоки воспроизводства одаренности – в школе. Поэтому неотложные действия нужно произвести, прежде всего, в ней. Школа – это место, где развиваются таланты (Рензулли, 1994). К процессу развития талантливости причастны учителя, руководители школ, сами учащиеся и их родители. Исключительно велико влияние условий обучения на одаренность. Одаренные дети – это будущее страны и проблема условий их жизни очень актуальна для общества. Неспособность творческих детей самостоятельно реализовать свои таланты, при отсутствии какой-либо помощи, характерна для 80 % детей (со скрытой и потенциальной одаренностью). 20 % актуально одаренных детей могут самостоятельно раскрыться, а 80 % – не могут.

Единственный путь социально-экономического «прорыва» России – развитие гармоничной одаренности. Гениальность – национальное богатство и его приумножение начинается в школе.

Образование формирует талантливых людей, способных создавать новые технологии. Образование – главный ресурс экономического развития; научно-образовательный потенциал – важнейший фактор экономического роста, будущее страны.

Детей, способных к развитию способностей, насчитывается 18 миллионов. Средний уровень развития способностей присущ 8 миллионам детей. Одаренные дети составляют когорту в 9–10 миллионов детей. Детей с потенциальной одаренностью около 5,5–6,0 миллионов. Дети со скрытой одаренностью составляют обширный сегмент – от 1,2 до 3,0 миллионов. Дети с актуальной одаренностью в своем составе насчитывают – 1,0–1,2 миллиона. Из всего 10-миллионного состава одаренных детей хорошая норма одаренности присуща – 5–6 миллионам детей, высокая норма одаренности – 1,5–2,0 миллионам; особо одаренные дети (будущие таланты) составляют потенциальную численность – 1,6–1,8 миллиона. Мы привели (сгруппировали) оценки потенциальной одаренности российских учащихся.

Краткие выводы:

– 70 % детей обладают разной степенью способностей;

– более 50 % детей присуща хорошая норма способностей;

– скрытой одаренностью обладают почти 30 % одаренных детей (в том числе со скрытой особой одаренностью более 10 % детей);

– 20 % учащихся обладают высокой интеллектуальной и творческой одаренностью;

– актуальная одаренность присуща 10–20 % от детей, способных к развитию;

– 10 % учащихся обладают высшими показателями интеллектуальных и творческих способностей (особая одаренность);

– потенциальная гениальность составляет 10–15 % от особо одаренных детей.

Актуально одаренные дети – это будущие таланты и гении. Из них 15 % могут составить таланты и 5 % – гении.

Перед школой должна быть поставлена задача – довести до максимальной численности активно одаренных учащихся на каждом уровне, а также выявить скрытую одаренность, определиться с потенциальной одаренностью в каждом учащемся. 15–20 % детей обладают скрытой одаренностью. Когда она выявляется, их продуктивность оказывается такой же высокой, как и у школьников, которых традиционно относят к категории одаренных (актуальная одаренность). Как можно больше одаренных детей должно стать одаренными взрослыми людьми. До нормального уровня одаренности можно развить практически каждого второго ребенка.

Увеличить процент выявленных одаренных детей в общем числе детского населения России и довести его до 40–45 %. Чтобы 90–100 % школьников ежегодно становились студентами вузов.

Для одаренных детей (а их очень много) организовать специальные учебные заведения (гимназии, лицеи, спецшколы), применяя в них многообразные формы и методы обучения по развитию выявленных способностей. Обучение всех учеников в них производится по индивидуальным планам. Достигнуть рубежа, чтобы численность учеников в классах всех школ не превышала 15 человек и учителю были созданы все условия для творческой работы.

Внедрить методы и средства выявления и развития одаренности у детей и подростков в массовую практику образования (во все школы). Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Во всех массовых школах (в массовой детской аудитории) организовать работу по выявлению и развитию одаренности.

Выстроить всероссийскую систему мер по выявлению и поддержке одаренных детей, подростков и юношества в РФ. Традиционно российская система учебы ориентирована преимущественно на левополушарный способ обучения, что, в основном, соответствует прогрессивной эволюции мозга человека.

2. Система обучения одаренных детей

Подлежат дальнейшему изучению уровень, зрелость одаренности, качественное своеобразие, динамика и характер ее развития. Существуют определенные закономерности в проявлениях и динамике одаренности в зависимости от ее уровня. Называют внутренние психологические и иные закономерности формирования одаренности.

Должна быть выстроена разветвленная система выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления одаренной личности.

Одаренность проявляется и развивается в школе, во внешкольных занятиях, в самодеятельности, образуя единую систему. Необходимо разрабатывать систему развития одаренности для каждого ребенка; определять роль и место отдельных компонентов в структуре одаренности.

Качество образовательной системы оценивается развитием одаренности. «Движение к системности» в образовании одаренных учащихся предопределяет целостность системы обучения, ее интеграцию, обобщенность. Насущна разработка новой теории управления образованием, новых технологий, особенно прогнозирующих. Дерево целей предопределяет исполняющую программу. Затем следует системная организация, системный контроль, системное регулирование.

Превратить систему поиска талантов, интеллектуально одаренных детей и их фундаментальное обучение и развитие в самые лучшие в мире. Создать комплекс условий, обеспечивающих реализацию творческих возможностей детей, воспитание и развитие детской одаренности: структуру учебных заведений, содержание образования, формы и методы воспитания одаренных детей.

Специализированное одаренноориентированное обучение осуществляется посредством организации особой обучающей сферы, как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред, основанных на наборе специальных характеристик среды обучения для каждой категории одаренных учащихся.

Элементы образовательного процесса, служащие развитию одаренности и подлежащие проектированию: знания, умения, навыки и социальные нормы, усваиваемые учащимися; их способности, личные интересы, ценности (картина мира), внутренний мир, физические возможности. Выявлению и развитию одаренности у учащихся должны быть подчинены все аспекты образовательного процесса: содержание учебных программ, технологии и методы обучения, стиль общения учителя и ученика, система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление школьного пространства.

Все компоненты образовательной среды обязаны развивать весь потенциал одаренного учащегося: физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный. В частности, М. А. Холодная обосновала актуальность разработки интеллектоемких образовательных технологий. Увидеть общую картину развития интеллектуальных способностей учащихся.

Система образовательных технологий обучения одаренных детей (цели, содержание и методы) должна соответствовать природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития каждого учащегося. Реальные законы развития одаренного ребенка, механизмы их использования в педагогическом процессе – это законы воспитания, образования и обучения.

Создать систему обучения и воспитания одаренных детей на основе единой концепции с кадровым и финансовым обеспечением. Не только открыть широкое разнообразие талантов, но и обеспечить их реализацию.

В каждом районе и городе организовать специальные классы (языковые, математические, спортивные и т. д.), оказывать достаточную материальную поддержку личностному развитию (к примеру, бесплатное обучение одаренных).

Разрабатывать учебные курсы и специальные программы для одаренных детей.

Развитие одаренности есть нормативно требуемый продукт. Для каждого возраста разрабатываются психологические, социокультурные нормативы развития, нормативы умственного развития, нормативы одаренности, творческого развития, личностного роста, психического развития. Ребенок, в каждый период своего развития, должен достигать своего возрастного потолка развития одаренности. В учебной деятельности требуется достигать эталонов одаренности для каждого возраста, норм результатов развития одаренности.

3. Ведущая роль обучения в развитии

На ведущую роль обучения в развитии указывал еще Л. С. Выготский: движущая сила психического развития – обучение; его ведущая роль в развитии, в практической деятельности ученика. Обучение важнее развития (главнее). В начале обучения учащийся – его объект, в конце обучения – его субъект. Любопытство – любознательность – познавательная потребность – это «лесенка», ведущая к вершинам познания. Критерий успешности образовательного процесса – ученик становится его субъектом.

Как усилить мощность мозга или заставить его более плодотворно и ускоренно работать? Обучение должно соответствовать закону развития каждого отдельного одаренного ученика. Обучение влечет за собой развитие учащихся в той мере, в какой мере предметная логика учебной дисциплины соответствует логике психологического развития способностей и личности одаренных учащихся (В. И. Панов).

4. Творческая образовательная среда

Какое обучение продуктивно? Такое, когда усвоение знаний, его темп и объем означают его переход в творчество. Законы мозга требуют творчества. Потому обучение и должно носить не репродуктивный, а творческий характер. Потребность в творчестве присутствует у всех детей.

Творческая образовательная среда является наиболее естественной средой для развития одаренности. Главное в ней – создавать ситуации рождения мысли, находя и возбуждая «точки интенсивности» мыслительной деятельности. Не усвоение готовых знаний, а движение мысли, когда учащиеся выходят на глубинное понимание в содержательном поле мнений. Реализация закономерностей развития творческих способностей возможна тогда, когда учащиеся умеют использовать в учебном творчестве 100 % своих возможностей (резерв интеллекта).

Творческие идеи возникают последовательно, поскольку мыслительный процесс имеет фазовый и возрастной характер. Об этом говорит фазовая модель творческого мыслительного процесса. При этом, выстраиваются целые «цепочки мыслей», «лестницы смыслов», «порождающий потенциал» детской мысли.

Предложено множество моделей творчества, программ развития исследовательской предметной деятельности учащихся, методов «стимуляции творчества» и его оценки. Потребность в творчестве присутствует у всех детей. Более 80 % учащихся потенциально готовы к исследовательской учебной деятельности. Развитие и реализация творческих способностей должны носить массовый характер. Различают возрастные нормы творческого развития и нормы одаренности. Устанавливать и достигать нормативов творчества для учащихся. Рассчитаны возрастные нормативы креативности.

Формирование инновационной сети исследовательской деятельности учащихся, реализация межучрежденских и межрегиональных технологических и предметных проектов должны обеспечить важнейший метод учебы: каждому старшему учащемуся – собственный проект развития.

5. Успешность учебы

К критериям эффективности учебы можно отнести как результаты (сравнение с другими, с нормой), так и индивидуальные оценки саморазвития (сравнение с собой). Целевые ориентации, как таковые, характеризуются рядом параметров, включая способы усвоения знаний, учебные стратегии, устойчивость по отношению к различным трудностям. Они меняются под влиянием процессов саморегуляции. Ориентация на высокие знания является предикатором интереса к учебе.

У одаренных учащихся само познание – есть цель (Д. Б. Богоявленская), самодвижение, саморазвитие деятельности. По утверждениям психофизиологов, успешность учебы определяется, прежде всего, скоростными качествами психики. Выявлен целый ряд закономерностей развития способностей к обучению. Знания ребенка есть результат, определяемый разнообразными и несравнимыми факторами: не только одаренность ребенка (высота развития его ума и наличность в нем определенных интересов и достаточное волевое усилие, прилежание, характер), но и гораздо больше – личность учителя и метод обучения, учебный план и приемы контроля работы, а равно домашняя обстановка – оказывают влияние и на количество усвоенных знаний и на отметки (В. М. Экземплярский).

Можно ли количественно определить: в какой степени общая школьная успеваемость зависит от умственной одаренности, как таковой, и от неинтеллектуальных факторов. Выявлена закономерность: у детей с возрастом происходит переструктурирование системы средств познавательных и творческих способностей; повышается значимость познавательной деятельности, устойчивое нарастание познавательной мотивации, расширение возможностей действий. Учащихся, обладающих яркой познавательной активностью, становится больше в старшем школьном возрасте (16–17 лет).

Много методов развития у учащихся способностей к обучению, позволяющих за короткое время освоить большую по объему и сложную по содержанию информацию. Этому служат мобильные формы пополнения знаний. Управление знаниями и стили обучения меняются вместе с возрастом, ростом уровня достижений, культурой и глобализацией, зависят от особенностей семьи. Важно создание целенаправленных ситуаций успеха для школьников всех возрастных категорий в ходе их урочной и внеурочной деятельности.

Знание возрастных особенностей физиологических процессов, протекающих в организме детей, необходимо педагогу для правильной организации учебы и быта ребенка. Для каждой возрастной категории определен средний уровень психической работоспособности. Задача – определять индивидуальные показатели (графы) психической работоспособности для каждого учащегося.

Нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход к школьникам. Использовать гибкую модель образования, чтобы каждый ребенок мог выявить свою одаренность. Максимально учитывать особенности одаренных детей (достигнуть максимально возможного для них уровня развития). Подобные меры позволили бы избежать потери талантов и одаренности. Потерю одаренных детей, на пути их развития, сможет значительно уменьшить индивидуальный подход к каждому учащемуся.

6. Моделирование учебного процесса

Разработка индивидуальной программы обучения одаренного учащегося включает следующие этапы проектирования обучающей деятельности:

– концептуальный;

– проектный (разработка индивидуального проекта образовательной программы на основании диагностики одаренного учащегося);

– реализация проекта;

– рефлексивно-диагностический (итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по проектированию индивидуальной программы перехода на следующую ступень образования).

Важна гармонизация мотивов и деятельностей всех участников в процессе реализации индивидуальной программы. Предложены многообразные математические модели в процессе личностно-ориентированного обучения. В них, в той или иной степени, осуществлена математизация генерации (рождения) учащимися новой информации.

В основе прогнозов индивидуального развития одаренности лежит знание основных факторов, определяющих особенности гармоничного типа ее развития, условий и механизмов развития творческих способностей. На каждом из этапов усвоения старой информации и рождения новой наблюдается ведущий ритм работы мозга, организма; ритмы сообщаемых учебных сегментов, различных процедур обучения и т. д. Генерация новой информации в мозге осуществляется на основе накопленной внутренней памяти.

Оптимальный индивидуальный коэффициент обучаемости составляет от 0,4 до 1,0 (для среднего и одаренного учащегося).

Что предпринять, чтобы фиксированный объем информации усваивался в менее короткое время? Помочь учащимся оценить свои индивидуальные характеристики обучения. Диапазон оптимальных значений коэффициента обучаемости предполагает минимизацию времени для усвоения материала. Главный ее смысл: что и как должно быть сформировано в учащемся, раскрыть условия развития одаренности, факторы, ее определяющие, закономерности и механизмы. А для этого построить иерархию деятельностей, которые на последовательно сменяющихся этапах онтогенеза должны выступать как ведущие для обучения и воспитания одаренности, осуществить теоретическую реконструкцию технологии обучения, его способов организации, форм и методов.

Количественно рассчитать, как будут влиять на воспитание одаренности отдельные факторы или же их совокупность, а именно усилия педагогов, труд самих учащихся, а также условия, в которых протекает учение. Постоянно анализировать процесс обучения, его результативность, используя определенные критерии с целью достижения каждым учеником максимально возможных для него результатов в обучении, воспитании и развитии.

Не только научно разработать, количественно определить, но и вещественно создать материальные средства, условия формирования высшей человеческой потребности познания и творчества. Открыть перед каждым «горизонты», где он может выявить себя, заявить о своем «я», ощутить себя счастливым.

Ускоряется появление все новых и новых авторских моделей и форм обучения одаренных учащихся. Авторы настаивают: одаренность на всех возрастных этапах обучения должна рассматриваться целостно и в динамике, разрабатываться модели развития одаренности для лево– и правополушарных. А. И. Савенков призывает идти от «класса-аудитории» к «классу-лаборатории».

Нормы овладения учебным материалом должны одновременно стать и нормами проявления одаренности. Раскрыть и развить в каждом одаренном ребенке генетически заложенные зачатки гениальности личности. Гениев воспитывают.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения в школах

Формы индивидуализации и дифференциации обучения в школах весьма различны. Главное для них – учебные программы должны соответствовать потребностям и возможностям одаренных детей – дифференцированное обучение одаренных детей по специально разработанным программам. Использовать специализированные направления, формы и методы работы с одаренными детьми. Составлять индивидуальный учебный план и обучение по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.

Критерием результатов учебно-воспитательного процесса являются соответствие достигнутых результатов максимально возможным для каждого ученика в данный период и постоянно растущим по мере его обучения и воспитания.

Развивать то, что у одаренных учащихся заложено (Занков, Сухомлинский, Ушинский). Еще А. Бине спрашивал: возможна ли «школа. где преподавание было бы индивидуализировано до такой степени, что принимались бы в расчет физическая, интеллектуальная и моральная личность каждого ученика».

Возможна дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей в специальных классах (внешняя форма дифференциации), а также смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (внутренняя форма, более эффективна и безошибочна).

8. Ускорение обучения одаренных

К стратегиям обучения причисляют ускорение обучения (высокий темп умственного развития); углубление (глубокое изучение конкретных областей знания или деятельности); обогащение, проблематизацию. Возникает вопрос о темпах развития одаренных детей. Каким должен быть темп психического развития ребенка в направлении актуальной одаренности? Нужно ли ускоренное психическое развитие?

Оптимальная скорость обучения, для наиболее способного и наименее способного из учеников, в общеобразовательной школе различается в среднем в 8 раз (Rogers, 1986). Разница в скорости обучения зависит от интеллекта. У одаренных школьников скорость продвижения по учебным предметам может быть в 2–3 раза выше средней.

Генетическая уникальность каждого одаренного учащегося должна лежать в основе программы его индивидуального обучения, соответствующей особенностям его генотипа и обстоятельствам его развития (С. Б. Малых).

Счастье для каждого одаренного ребенка – это развиваться в соответствии со своей индивидуальностью. Каждому учащемуся собственный проект развития; выстраивание для одаренных детей индивидуальных траекторий обучения. У каждого учащегося должны быть свои темпы обучения, своя индивидуальная программа и уровень ее сложности, стиль обучения и своя цель в жизни.

Усложнение программ и увеличение учебной нагрузки на учащихся – только до определенного предела. Необоснованная интенсификация обучения, механическое увеличение объема информации и ранняя специализация – три могильщика одаренности (О. А. Толстопятова. Ставрополь).

9. Междисциплинарное обучение

В работах по одаренности в начале XX века российские психологи Г. И. Челпанов, В. М. Экземплярский и другие в содержании одаренности считали главным духовную зрелость личности. Намного позже Б. М. Теплов (1967) особо подчеркивал роль духовного содержания в структуре одаренности.

Советская школа создавала единое культурное поле, формировала духовный мир выпускника. В советской школе в основе школьной программы везде были заложены принципы добра и гуманистических ценностей.

Не менее важно и в теперешних учебных программах повышение нравственной сензитивности и нравственной мотивации для будущих достижений. Этому способствует междисциплинарное обучение одаренных учеников младшего школьного возраста.

У старшеклассников начинает формироваться целостное мировоззрение, единая картина мира, вызревают идеи целостности науки, выясняются возможности многообразия путей познания.

Желателен переход в обучении от когнитивного к интегративному подходу.

10. Одаренные дети и педагоги

Для обучения одаренных детей необходимы новые приемы, способы, методики обучения, новое содержание учебников, а главное – квалифицированные педагоги. В педагогическом арсенале имеется достаточное количество методик развития одаренности, но они в целом малоэффективны.

К. Г. Юнг, в свое время, отмечал: сам учитель должен быть гением, чтобы правильно выявить среди учеников одно гениальное дарование (Юнг К. Г.). Одаренному ученику – одаренного учителя. При этом, педагогические технологии выстраивать под психофизиологическую специфику одаренных детей.

Во всех населенных пунктах, школах, районах для педагогов определить набор качеств, характеризующих компетентность педагога для работы с одаренными учащимися: понимание теорий и моделей одаренности, характеристики успешного преподавателя для одаренных учащихся; проблем, относящихся к идентификации одаренных учащихся.

Обучение, основанное на знании анатомии и функционально-динамических особенностей мозга – более продуктивно. Педагоги каждый день меняют мозг учащегося. Более сложные и многообразные приемы обучения производят более интенсивное развитие способностей; мозг требует интенсивной нагрузки. Обучение в школах организовать на нейрозаконах. Нейрообучение: внедрение нейропедагогической мысли в практику.

Создавать психолого-педагогические системы обучения и развития всех одаренных детей (с общей и специальной одаренностью), охватывающие весь период школьного детства. Управление развитием целостной системы новообразований личности надо начинать с младших школьников, естественно, посредством развития механизмов учебного сотрудничества.

Задействовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми во всех типах образовательных учреждений. Дать в руки педагогу систему работы с одаренными детьми. Системный подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов, работающих с одаренными детьми, предполагает разработку новых технологий подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, внедрение профиля педагога – новатора (набор качеств), «диагностической карты труда учителя».

Требуются гигантские вложения материальных средств в педагогику. Хотя эффект от этих капиталовложений начнет сказываться через 10–15 лет.

11. Поиск путей повышения плодотворности образовательного процесса

Школы, воспитывающие одаренных учащихся, – важнейшее звено в системе воспроизводства талантливого народа. Как организовывать образовательную среду для учащихся, обнаруживающих признаки одаренности, – существует много разных теоретических подходов и методических разработок. Какой из них окажется наиболее эффективным, покажет жизнь и горький опыт взращивания «блестящих учеников».

Какой путь освоения знаний наиболее плодотворен? Возможна ли рациональная (идеальная) организация обучения? Современный образовательный процесс, в своей основе, строится на общих закономерностях усвоения учебного материала, интегрирует аксиологические, когнитивные, операциональные и валеологические компоненты. Важно знать об особенностях развития познавательной деятельности одаренных учащихся на всех возрастных стадиях, о специфических формах их мыслительного процесса, о месте воображения.

В каждой школе должны осуществляться различные формы вариативности, гибкости в образовательном пространстве с тем, чтобы создать каждому учащемуся условия для реализации своих возможностей и желаний работать в любимом творческом направлении.

Повысить продуктивность учебно-исследовательской работы поможет организация системы «класс-лаборатория», построение «учебной траектории», двигаясь по которой одаренный ученик может достичь максимальных результатов, максимально использовать все свои задатки и возможности.

12. Дополнительное образование

Самостоятельная работа учащихся, самообразование и даже самооценка приобретают все большее значение. Добровольно постигаемые знания – знания качественно более высокого уровня.

Многочисленные формы обучения детей в системе дополнительного образования предназначены для создания максимально благоприятных условий для развития одаренности в различных предметно-тематических областях. 40 % школьников посещают различные кружки и секции. Возрастает роль внеурочной деятельности, ужесточаются требования к эффективности психолого-педагогических принципов организации внешкольных программ, поскольку школы не могут удовлетворить особые потребности одаренных.

Внешкольная активность, как ранний признак и операциональное определение, позволяет выявлять специальные таланты. Около 40 % одаренных школьников выбирают профессиональные занятия, став взрослыми, следуя своим профессиональным интересам в юности. Выявлена взаимосвязь специальных видов одаренности с внешкольной деятельностью.

Структура внеучебной деятельности диктуется активностью в овладении предметными знаниями, обеспечивает более 50 % прироста знаний. Внеучебная (нерегламентированная) деятельность – основной параметр (индикатор) развития одаренности. Авторы считают, что все дети, обучающиеся в системе дополнительного образования, потенциально одарены.

Не только специальные школы и даже не они, а всеобщее дополнительное образование в массовых школах. Всех учащихся считать одаренными в каком-либо виде деятельности. Ввести дополнительное образование по каждому предмету для охвата всех учащихся (более 80 % из них будут иметь возможность самореализации). Внедрить систему дополнительного образования во всех учебных структурах и на территории всей России; 80–90 % учащихся охватить внешкольным личностным образованием.

Сельские школы составляют большинство образовательных учреждений. Сельским школьникам, в основном, доступно развитие своих способностей в учреждениях дополнительного образования. Одаренные дети в сельской школе могут получать фундаментальные знания в системе дополнительного образования.

Расширение сети дополнительного образования школьников требует укрепления ее материально (лаборатории, компьютерные классы и др.).

13. Новые формы образовательного процесса

В составе новых форм используются компьютеризация образования, методы дистанционного обучения, специальные центры по работе с одаренными учащимися. В частности, Интернет применяется не только в качестве когнитивного и метакогнитивного, но также и эпистемологического метода.

Дистанционное образование характеризуется рядом особенностей. Требуется дополнительная разработка системного инструментария измерения познавательных стилей и моделей адаптации учебных средств дистанционного образования. В свою очередь, компьютерная система, предназначенная для индивидуального обучения учеников средней школы, оказывает положительное влияние на их мотивацию, повышает успеваемость и учебные результаты.

Поставить на нормативный уровень методическое и материально-техническое обеспечение внедрения программ и технологий заочного и дистанционного образования одаренных учащихся, особенно из сельской местности, этнических групп и народностей, проживающих в дальних территориях или в трудных жизненных условиях.

В каждой школе должны быть оборудованы компьютерные классы и предоставлена возможность для каждого учащегося, начиная с начальных классов, иметь компьютерное время, возможность выхода в Интернет. Интернет-образование позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей.

Будут постоянно появляться новые авторские модели и формы обучения одаренных учащихся, приближаясь, но не достигая, к идеальной модели воспитания и обучения одаренных детей.

Техническая (материальная) база перспективного развития одаренности позволит проводить удаленные лабораторные занятия и организовывать видеоконференцсвязи между слушателями и преподавателями. Каждому школьнику – коммутатор.

14. Школа будущего

Российская школа может и должна (как прежде) обеспечить самый высокий в мире уровень и качество образования и знаний; сделать среднее образование в России не только всеобщим и обязательным, но и лучшим в мире.

Назрел переход от школы-знания второго тысячелетия к массовой школе одаренных третьего тысячелетия. Чтобы подросток, оканчивающий среднюю школу, умел думать по научному в своей профессии, которую он выбирает. Выпускники средней школы должны выходить с научными знаниями. Достигнуть такого состояния, когда учащийся, сейчас называемый средним, выходил бы из стен школы гением (Фидель Кастро).

Школа будущего – школа одаренных личностей, школа гениев, школа интеллектуального и духовно-нравственного развития детей с лучшим в мире медицинским обеспечением и помощью учащемуся на всех этапах его развития. Будущая школа – школа развития одаренности как повседневная массовая реальность, как целостность.

Специалисты полагают, что уже в ближайшее десятилетие в России главные инвестиционные потоки будут направлены в инвестиционную педагогику.

Предложено немало психолого-педагогических концепций работы школы для одаренных учащихся. Критерии их эффективности разноплановы. И все же, вырисовывается их основная структура. Система управления в ней предстает как самоорганизующаяся и самонастраивающаяся система. Преподавателями в ней являются «авторы» (изобретатели, а не технологи), знающие, творческие личности.

Школа будущего должна давать не только информацию, но и способы работы с ней, а главное – способы порождения нового знания; развивать исследовательские методы обучения, моделирование и практическое преобразование действительности, глобальное мышление.

В школах для одаренных учащихся необходимо создание развитой медико-психологической службы (линейные психологи, психологи-руководители групп, врачи-гигиенисты). Должны разрабатываться индивидуальные карты для обучения каждого одаренного учащегося.

Нейропедагогика, нейронаука и обучение школьников взаимосвязаны. Нейропедагогика будущего будет располагать огромным арсеналом приемов и методик для развития одаренности. Можно будет более точно оценивать нейрофизиологические резервные возможности головного мозга обучаемых детей, прогнозировать меру эффективности обучения, оптимизировать интенсивность интеллектуальных нагрузок процесса обучения.

15. Профессиональная ориентация

Профессиональная склонность, как потребность в деятельности определенного рода, формируется в школе. Ее первые проявления – отношение к учебным предметам. Учеными выяснены и количественно оценены отношения молодежи к различным учебным дисциплинам. При условии, что эти склонности выявлены, должна соблюдаться преемственность между начальным, средним и высшим профессиональным образованием.

Принятие решения о выборе профиля обучения должно осуществляться уже по окончании 9-го класса. До этого – предпрофильная ориентация учащихся. Профильное обучение начинается в 10–11 классах общеобразовательной школы. При этом, мы указываем на относительность профильного обучения старших школьников. Предложено, в частности, 18 показателей оценки профессионально значимой компетентности.

В 10–11 классах идет профильная, профориентационная работа. Практически каждый ученик должен определиться в своем выборе. Занятия по интересам превышают 20 % учебного времени.

Весьма полезно приближение организации исследовательской деятельности в школе к вузовской, чтобы в высшие учебные заведения могли поступать не менее 80–90 % старшеклассников. В каждом районе желательно наметить перспективы развития исследовательского движения, сформировать сеть региональных центров его развития, иметь банк методик исследовательской деятельности. Одновременно в центре и крупных регионах продолжается разработка теории исследовательской деятельности учащихся. В целях повышения эффективности допрофессиональной подготовки школьников в системе «школа-вуз» предложены модели оценки эффективности начальной информационной подготовки в виде совокупности критериев и показателей.

Учеными предпринимались попытки разработать математико-статистическую модель формирования профессиональных склонностей молодежи. Модель включает характеристику профессиональных склонностей, выраженных в коэффициентах привлекательности профессий, а также группу факторов, в совокупности достаточно полно определяющих профессиональную склонность.

16. Обучение и мозг

Общее образование в России ориентировано на работу преимущественно левого полушария головного мозга. Обучение левополушарных школьников опирается на индукцию, анализ, усвоение правил и грамматических конструкций, выявление различий, конструирование и т. д. По мере обучения усиливается тенденция к увеличению левостороннего доминирования.

Методы и приемы обучения правополушарных учеников должны опираться на дедукцию, синтез, гештальт, оперирование пространственными связями, образные представления. Правополушарные компоненты мышления одномоментно схватывают большое число противоречивых, с точки зрения формальной логики, связей и формируют, за счет этого, целостный и многозначный контекст.

Как до конца использовать резервные возможности мозга (в идеальном варианте обучения). Знания о задатках, об индивидуальных профилях асимметрии (т. е. индивидуальном сочетании моторных, сенсорных, психических асимметрий) позволяет определять наилучшие для каждого пути и способы обучения.

17. Нейропедагогика

Процесс психического развития зависит от обучения с раннего возраста, когда интенсивно развивается вторая сигнальная система, т. е. развивается абстрактное мышление и сознание. В детстве происходит морфологическая перестройка нервной системы. При обучении интеллект (IQ) развивается, это динамически изменяющийся, обучающийся интеллект.

Вектор из 300 электрофизиологических показателей может оценить успешность обучаемости школьников. Способность школьников к обучению, включая интеллектуальную одаренность, с приемлемой точностью может быть рассчитана по биотокам мозга.

Коэффициент корреляции между опытными и прогнозируемыми значениями составляет 0,5. По небольшим наборам параметров электроэнцефалограммы можно уверенно судить об интеллектуальной одаренности. Мы привели развернутое изложение позиции по этому вопросу А. Н. Лебедева.

Ведется поиск объективных электроэнцефалографических показателей музыкальной, художественной, лингвистической одаренности.

От изучения нейродинамики следовых процессов – к разработке программ психологического развития школьников. Образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся, учитывать стиль мышления каждого школьника. Левополушарные формально-логические компоненты мышления организуют знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст. И только. А целостность понимания – в функциях правого полушария.

Нейропедагогика будущего будет располагать огромным арсеналом приемов и методик для стимуляции обучения. Обучение в школе должно быть основано на нейрозаконах. Нейрообучение, развитие нейропедагогической мысли и внедрение ее в практику предполагает что учитель сам должен разбираться в функциях механизма мозговой активности и стимулирующих ее методах.

3.3. Диагностика одаренности

1. Идентификация одаренности

Существует множество форм и видов одаренности, для идентификации которых частично используются валидные методы. Психодиагностические процедуры и методы работы с детьми включают в свой арсенал определение природы, методы выявления и пути развития одаренности.

Углубленно разрабатываются теоретические и методические основания для практической работы. Виды одаренности зависят от критерия классификации (выделения ее видов).

Авторы выступают за расширение концепции интеллекта и одаренности, расширение области экспертизы и путей, которыми осмысляется понятие способностей и интеллекта. МЫ – за широкую трактовку понятия одаренности.

Чем шире система закономерностей, чем четче их иерархия, тем большей диагностической и прогностической силой обладает конкретная экспериментальная методика (Д. Б. Богоявленская).

У науки появилась возможность сформировать набор критериев, позволяющих спрогнозировать будущие профессиональные достижения, отталкиваясь от уже накопленного индивидуального опыта. Можно выявлять около 90 % всех одаренных детей. Классификации видов одаренности по каждому отдельному критерию многообразны; отчасти характеризуют количественную степень выраженности способностей и одаренности.

Психолого-педагогический мониторинг учащихся предполагает, что практическая психодиагностика становится постоянным элементом учебной деятельности: должна корректировать развитие школьников, оптимизировать учебные тексты и реализовывать индивидуальный подход в обучении. Обучение подкрепляется контролем развития способностей; при этом, устанавливаются нормы (стандарты) уровня интеллектуального развития детей по возрастам и опережение стандарта в умственном развитии.

Строгий качественный анализ выявленных путей развития одаренности возможен. Движение по жизненным ступенькам может быть шкалировано. Этому способствует преемственность в идентификации одаренных в разные возрастные периоды. Полная система условий формирования заранее заданных психических свойств или новообразований должна быть детализирована. Абрахам Маслоу: «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Должны использоваться многие программы (а не один тест) идентификации одаренного ребенка. При комплексном подходе обычно задействуется широкий спектр разнообразных методов. Требуется создание специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

Продолжаются экспериментально-психологические исследования одаренности (новые методики оценки одаренности), выявляются структуры разных видов одаренности. Углубленно исследуются закономерности взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой.

2. Диагностика одаренности

Применяется большое разнообразие тестов, позволяющих выявить отдельные проявления одаренности у индивида, разработана батарея интеллектуальных тестов. Они помогут использовать все резервы личностного развития на всех ступенях образования и деятельности, раскрыть потенциал для последующего развития интеллекта.

Диагностика способностей предполагает их качественную и количественную оценки по продукту как результату деятельности. Ожидаемое выполнение деятельности определяется целым комплексом объективных и субъективных показателей одаренности на основе многомерных теорий.

Сфера диагностики существенно расширяется, выяснено огромное число параметров индивидуальности одаренного ребенка, расширяется и углубляется диагностика многообразия проявлений одаренности. Так, учебная деятельность диагностируется почти по 15-ти характеристикам; таким, как мотивация, психологическое благополучие, когнитивная вовлеченность, успеваемость и другие.

Общепризнано 5 основных целей диагностики одаренных детей: спрининг (отсеивание), идентификация, отбор для специального обучения, индивидуализация процесса обучения и его сопровождение на всех образовательно-возрастных ступенях развития. С тем, чтобы обеспечить преемственность результатов при сравнении уровней и динамики интеллектуального развития учащихся.

Чтобы автоматизировать процесс контроля развития одаренности на всем протяжении жизни одаренной личности требуется опережающая методологическая разработка новых технологий контроля.

Интеллект – это, ведь, не только продукт, результат, но и предпосылка обучения, его основа. Можно начинать диагностировать детей с 3-х летнего возраста. Ребенок к 8-ми годам уже достигает 90 % всех своих интеллектуальных возможностей. Уровень большей части способностей может быть выявлен к 8–10 годам. Необходимо раннее – не позднее 10-летнего возраста – тестирование способностей детей (к концу начальной школы).

Условные границы одаренности расширить, учитывая специфику одаренности.

3. О комплексности диагностики

Психодиагностика одаренных учащихся должна производиться как по отдельным предметам, так и в целом.

Каков интегральный показатель интеллекта? Многомерная интегральная оценка одаренных учащихся предполагает диагностику не столько объема знаний учащихся, сколько их способностей самостоятельно приобретать знания, т. е. процесса обучения в целом, когда оценивается мыслительная деятельность, ее развитые компоненты и, таким образом, выполняются прогностические функции.

Нужны новые параметры, которые позволили бы выражать, в сравнимых величинах, содержание процессов развития одаренности, степень действия разных факторов, качество и надежность этих процессов и т. д., новые методы логико-математической оценки процессов выведения закономерностей. Содержательное моделирование требует совершенствования системы объективных оценок в направлении идеальных.

Было бы крайне желательно все результаты соединить в одну конечную величину и привести к одной объективной совокупной формуле, выражающей степень специальной одаренности (числовой показатель одаренности) для каждого возраста. Иметь разностороннюю, статистически достоверную информацию о структуре и развитии одаренности в течение всех периодов возрастного развития, обучения, профессиональной деятельности, жизни (Е. И. Щебланова).

4. Выявление индивидуальных задатков – обязанность школы

Особенно важно, чтобы самоопределение молодых людей завершилось ко времени поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение, т. е. когда предстоит выбирать профессию на всю жизнь, решать, какому вузу отдать предпочтение, какому делу посвятить себя. Система образования и призвана помочь уже в раннем возрасте выявить наклонности, способности каждого ребенка, организовать его увлечение теми или иными основами наук, искусств, ремесел. Наша школа должна помочь каждому ребенку выявить, а затем шаг за шагом раскрывать свои способности, выбрать тот путь, на котором он будет трудиться с наибольшей пользой.

Если детей с высшим уровнем одаренности немного – от 10 до 15 процентов, то талантов в определенной области: музыкантов, математиков, художников и т. д. – от 25 до 30 процентов, то есть каждый четвертый ребенок.

Превратить школу, в полном смысле слова, в «орудие» формирования человеческой одаренности. Случайные факторы в выборе профессии должны быть сведены к минимуму, как и число потенциальных неудачников.

В школах, при гор(районо) создать консультационные пункты, кабинеты профориентации.

В. И. Панов настаивает на переходе от диагностики отбора детей с признаками одаренности к диагностике прогноза и проектированию развития этих детей, включая создание, всех необходимых для этого, условий. При этом, используя все элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи одаренным детям.

Типология, структура, методы диагностики, экспертизы и проектирования развития творческих способностей явно и скрыто одаренных детей должны постоянно осуществляться в условиях массовой общеобразовательной школы (Панов В. П.). Используя сочетания тестов измерения интеллекта общих способностей, специальных способностей и учебных достижений.

До девятого класса у большинства учащихся должны выявляться наклонности. К выпуску учащегося девятилетнего обучения определяются его способности к кругу профессий или роду занятий. Для 10–11-летнего обучения создается разнообразная сеть средних школ или же в них ряд профессиональных специализаций с разными уклонами и режимами обучения: физико-математические, балетные, музыкальные; профессионально-технические, спортивные и т. д., – которые подбирают учащихся в соответствии с их возможностями и наклонностями.

В каждом районе и городе нужно организовать базовые центры диагностики и ориентации, которые должны заниматься оценкой и постановкой диагноза у учеников для специального образования. Настало время организации государственной психологической метрологии, в частности, с комплексом разнообразных психодиагностических методик.

5. Психолого-педагогический мониторинг

В начальной школе (7–10 лет) желательна диагностика общеинтеллектуальных способностей, на основе которой создаются индивидуальные карты развития детей, база данных детской одаренности. Эта вступительная диагностика определяет уровень развития познавательных процессов детей, помогает выявить актуальную и скрытую одаренность, зоны ближайшего развития учащихся.

В основной школе (11–15 лет) осуществляется выявление склонностей и способностей, оказание помощи в выборе индивидуальных образовательных траекторий (на основе технологий). Уточняется наличие различных видов одаренности в практических областях учебной деятельности. Учитываются соотношения обученности и индивидуальных психологических закономерностей развития.

В старшей школе (16–17 лет) с учащимися ведется профориентационная работа. Учащийся выбирает ориентацию на соответствующий вуз. Учитываются новые факторы проявления признаков одаренности. Осуществляется внешняя экспертиза одаренности. Даются итоговые профессионально-целевые рекомендации. В таких школах выявилась тенденция роста числа выпускников, поступающих в вузы (от 35 % до 50 %). Отдельные школы добиваются, что 90 % их выпускников потом учатся в вузах.

Длительный психолого-педагогический мониторинг динамики развития способностей предполагает раскрытие потенциальных возможностей. Внедрение мониторинга в каждой школе – требование дня.

6. Нормы развития одаренности

Выделено многообразие критериев для статуса нормы и ее составных элементов. Проведены системный анализ категории, ее место и роль, возможности и границы ее применения, названы комплексы норм.

В нормах выражается сущность, качественная специфика всех элементов одаренности. Норма выступает в роли норматива, критерия сравнения результатов, оценки отдельных параметров одаренности. Норма может содержать диапазон колебаний, выступать как система показателей, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов. Норма обнимает индивидуальную вариабельность черт и свойств.

Норма, как программа процесса развития одаренности, предполагает оптимальные результаты развития одаренности.

Норма может являться и зоной ближайшего развития, что возможно в определенном возрасте для конкретного учащегося при соответствующих условиях. Подлежит разработке набор нормативов для разных возрастных периодов и разных социокультурных условий, зная, что одаренность есть системная и многоуровневая категория.

Много критериев норм. Для каждого элемента одаренности свой критерий.

Нужно оценивать состояние развития одаренности относительно нормы, соотношения между имеющейся и требуемой (ожидаемой в качестве нормы) одаренностью.

Централизованное тестирование одаренных детей в регионах России требует внедрения и опережающей диагностики: оценки потенциальных способностей и профессиональной предрасположенности. Эти характеристики возможно измерить и оценить.

В механизмах внедрения норм развития одаренности особо выделяется комплекс стандартов цели развития одаренности и комплекс стандартов движения к цели. Стандарты цели представляют собой, как бы, эталон, модель, принимаемые за конечные параметры. Это может быть генеральная совокупность норм, связанных общей целью и теоретически полностью отражающих развитие одаренности.

7. Проектирование потенциальной одаренности

Проявление скрытой (потенциальной) одаренности можно проектировать (В. И. Панов). Поиск предопределителей (условий) достижений может быть логизирован: сначала вычленить увлечения, выявить интересы, потребности учащихся со скрытой одаренностью. Затем программировать обучение (прогнозирование творческих возможностей). В последующем развивать сильные стороны учащихся. То есть реализовать цепочку: диагностика отбора одаренных учащихся – прогноз – проектирование развития одаренных.

Считается возможным делать прогнозы о перспективах развития одаренного учащегося и подбирать соответствующую индивидуальную программу его обучения.

Конец ознакомительного фрагмента.