Глава 2. Воспроизводство качеств и условий жизни народонаселения
2.1. Возрастающая значимость первой сферы
1. Возрастающая значимость первой сферы
Первой сфере принадлежит ведущая роль в формировании духовной жизни общества, воспитании одаренного человека. Непосредственная роль работников в этой сфере направлена на познание внешнего мира, создание духовных ценностей, развитие человека до одаренности.
Практически вся первая сфера является сферой общественно организованного формирования и приращения качеств человека. Работники первой сферы создают материальные, духовные и другие полезные эффекты, которые направляются на сохранение и укрепление здоровья человека, подготовку его к трудовой деятельности.
Сфера обусловливает рост образовательного и культурного уровня трудящихся, улучшение их бытовых условий, рациональный отдых. Возрастание масштабов затрат труда в сфере должно иметь следствием социально-экономические результаты: повышение уровня квалификации и культуры населения, возрастание продолжительности жизни и трудовой активности человека.
Неодинакова роль отдельных отраслей сферы в формировании одаренного человека. Так, наука, просвещение, искусство формируют созидательные способности и культурные потребности людей. А бытовое и коммунальное обслуживание создают условия для успешной жизни и труда членов общества.
Одни отрасли сферы способствуют возрастанию свободного времени, как средства развития способностей (бытовое обслуживание), другие – его рациональному использованию, третьи – развитию духовных качеств индивидуума (просвещение, культура, искусство), четвертые – физическому совершенствованию человека, продлению активной жизни трудящихся (здравоохранение, спорт, общественное питание).
2. Труд в сфере
Работники, занятые в первой сфере, формируют созидательные способности людей, производят материальные, духовные блага и другие полезные эффекты для общества. Общественно-полезный труд имеет три формы выражения: 1) формирует качества и способности одаренного человека; 2) производит материальные и духовные ценности; 3) оказывает услуги.
Воспитание человека, как процесс взаимодействия субъекта и объекта, есть «обработка людей людьми». Сущность этого процесса выражается в том, что воздействие субъекта на объект может осуществляться двумя универсальными путями: 1) средствами духовного воздействия – путем передачи знаний, формирования ценностных ориентаций;
2) включением человека в производственную практику, дающую ему возможность приобрести социальный опыт, подготовить себя физически и духовно для выполнения определенной социальной роли.
Труд оказывает свое влияние на человека в качестве деятельности учителя, врача, спортивного тренера, ученого, музыканта, актера. Материальным продуктом его приложения (в социально-биологических формах) являются способности и качества человека. Полезность труда обусловливается его конкретным характером, создающим приращение определенного человеческого качества.
Со стороны своей трудовой структуры, продукт сферы включает элементы как прошлого потребленного на воспроизводство и формирование качеств и способностей людей труда, так и вновь примененный живой труд. К тому же, данный продукт представляет собой совокупность приращенных способностей, знаний, которые могут быть использованы непосредственно или опосредованно во всех четырех подразделениях. К элементным частям структуры продукта относятся сформированные качества людей и созданный научный потенциал.
3. Объект воздействия – человек
Весь труд общества, распределенный по различным отраслям народного хозяйства, должен последовательно выполнять взаимосвязанные функции по формированию и воспроизводству качеств одаренных людей. В этой разветвленной системе общественного разделения труда определяющей является сфера непосредственного формирования качеств и условий жизни людей.
Труд по обучению, подготовке индивидуумов к трудовой деятельности аккумулируется, телесно материализуется в самом человеке и создает, таким образом, биологические и интеллектуальные запасы для более эффективного их проявления в созидательных способностях в сфере производства. Затраты труда материализуются, телесно воплощаются в способностях людей, они оставляют в человеке материально-природный биологический след, принимают телесную форму, получают в индивидууме самостоятельное бытие отдельно от исполнителя трудовых функций.
Воздействующий субъект выступает как представленность индивида в других людях, как его инобытие в них (в других, как в себе самом), как его персонализация. Он выступает как субъект активно осуществляемых преобразований в других людях. Это есть процесс обработки людей людьми. Необходимо эти личностные «вклады» достаточно точно взвесить, количественно измерить.
Предметом труда в сфере выступает сам человек, его организм как определенные компоненты живой человеческой системы, продуктами труда – определенные творческие качества, свойства, способности и потребности этой системы (См. Вопросы экономики. 1976, № 2, с. 83).
Анализ состава, элементов структуры способностей, качеств работника и процессов их воспроизводства сопровождается выяснением социально-экономической роли средств труда и других элементов, воздействующих на человека как индивидуума, то есть знанием того, где и с помощью каких конкретных средств и трудовых процессов формируются и развиваются те или иные конкретные созидательные качества человека как продукт труда.
4. Формы проявления эффективности сферы
Видеть в результатах труда отраслей сферы вклад в приращение новых качеств и производительных способностей человека.
Рассмотрение воспроизводства одаренного человека, со стороны необходимых для этого затрат рабочего времени, предполагает учет затрат труда на формирование качеств и способностей индивидуума, а также на производство жизненных средств, необходимых для их воспроизводства. Поэтому, когда мы говорим о величине рабочего времени, необходимого для воспроизводства одаренного человека, о затратах на его воспроизводство, имеется в виду рабочее время, требующееся так же для воспроизводства материальных условий жизни.
Совокупность производственных отношений сферы воспроизводства одаренного индивида (как экономическая подсистема) выступает главной, основной частью системы производственных отношений в целом. Эта подсистема имеет свойственные ей законы развития; это системные законы и законы, выражающие структуру данной подсистемы.
5. Факторы развития первой сферы
Обстоятельствами, которые обусловливают пропорции в распределении материальных и трудовых ресурсов между двумя сферами, выступают: закон роста производительности труда, с одной стороны, и относительная степень сформированности качеств и способностей людей, диктуемая основным экономическим законом, с другой. Чем выше производительность живого труда в сфере производства средств жизни и производства, тем больше трудовых ресурсов общество сможет вовлечь в сферу формирования качеств и условий жизни. Чем выше эффективность общественного производства в целом, тем больше возможностей выделения материальных средств в названную сферу.
В основе сдвигов в структуре занятых по отраслям народного хозяйства, отражающих закономерные процессы перераспределения работающих, лежат:
– высокий уровень производительности труда во второй сфере, способствующий росту сферы без увеличения численности занятых;
– действие закона возвышения потребностей людей, изменение структуры потребностей населения и, в их составе, рост духовных потребностей. Возрастают затраты на удовлетворение социально-культурных потребностей;
– труд в первой сфере направлен на человека; его высокая трудоемкость, увеличение затрат времени на формирование качеств людей обусловливает быстрые темпы роста численности занятых;
– механизация и автоматизация трудовых процессов в первой сфере практически мало высвобождает работников основных профессий, а лишь способствует повышению качества воспитательного, формирующего влияния. Ослаблена возможность взаимозаменяемости основных фондов и труда.
6. Структура процесса приращения способностей человека
Для формирования и развития каждой базовой группы качеств и способностей одаренных людей необходимы специфические 1) элементы, 2) процессы и 3) условия воспроизводства. На основе научно разработанной структуры совокупных созидательных способностей требуется выяснить конкретные процессы их воспроизводства и состав их непосредственных участников, поскольку для формирования и развития качеств индивидуумов необходимы специфические элементы, процессы и условия их формирования и воспроизводства.
Эти процессы многосторонни, они, в той или иной степени, протекают во многих областях творческой активности человека и его формирования.
Структура процесса воздействия на человека, при формировании его качеств, имеет следующий упрощенный вид:
где:
Сp – качества и способности работника до вступления в процесс труда;
ΔС – приращение способностей в процессе труда;
СрI – качества и способности работника после выхода его из процесса труда;
СрII – качества и способности индивидуума после завершения процесса потребления (в частности и использования им свободного времени) (См. Вопросы экономики, 1976, № 2, с. 86).
В, относительно самостоятельной, социально-экономической подсистеме, в сфере производства и воспроизводства качеств человека имеется свой внутренний источник самодвижения – живой личный труд самих носителей создаваемых качеств.
В их производстве участвуют как живой труд других работников (в форме полезного эффекта), так и живой труд самого носителя будущих созидательных качеств. Л. Еловиков, в свое время, писал: «В процессе производства способностей человека к труду принимают участие 1) общество в целом, 2) предприятия и 3) сам носитель этих способностей. Между ними складываются отношения по поводу источников затрат на создание условий воспроизводства гармоничных людей» (См. Экономические науки, 1977, № 2, с. 46).
Главенствующая роль, стержневой элемент воспроизводства качеств человека – живой труд вообще и особенно живой труд носителя формируемых способностей. Собственный живой труд будущего носителя способностей служит основой (движущей силой) воспроизводства его качеств, свойств и разумных потребностей, в чем и заключается его потребительная стоимость для себя, его личная полезность и необходимость для собственного развития.
Область деятельности по воспитанию одаренных людей требует соответствующей структуры технико-экономических элементов и орудий труда, воздействующих на человека (школ, классов, учебных пособий и особых процессов труда). Причем, орудия труда оказывают прямое воздействие на возможности интеллектуального и творческого проявления и развития человека. Однако в сфере собственно духовного производства, непосредственно связанного с творчеством (научные исследования, искусство, воспроизводство творческих качеств), человек всегда выступает как субъект воспроизводственного процесса, а не как его объект в других сферах формирования его способностей. Орудия труда здесь остаются только техническими средствами, облегчающими его трудовую деятельность.
2.2. Подразделения сферы
1. Подразделения сферы
Отрасли первой сферы, в зависимости от экономического назначения и функционирования, характера использования произведенной продукции и услуг, затрат труда и материальных средств на формирование качеств человека относятся к двум подразделениям.
Сфера воспроизводства качеств и материальных условий жизни производит материальные блага и услуги вещного характера и другие полезные эффекты, выступающие в форме деятельности, необходимые для личного и коллективного потребления и служащие формированию качеств одаренного индивида. Вся совокупность хозяйственных явлений в первой сфере рассматривается с позиций их непосредственной причастности к действию основного экономического закона, который, в конечном счете, и определяет содержание критериев эффективности ее функционирования.
Чем выше и сложнее качество формируемых способностей индивида, тем больше требуется общественно необходимого труда на их производство и воспроизводство, причем, труда сложного, тем шире, многограннее, объемнее сфера, где совершаются эти процессы.
Для каждой из приоритетных отраслей должны быть разработаны государственные целевые программы развития, предусматривающие первоочередное обеспечение их капиталовложениями и дотациями со стороны государственных органов всех уровней (федерального, республиканского и местного), а также стимулирующую налоговую политику. Здравоохранение, образование и культуру необходимо избавить от коммерческого подхода и вывести из системы рыночных отношений.
Комплексно-блочный, групповой принцип построения сферы формирования качеств и условий жизни позволяет четко определить функцию каждой отрасли в системе общественного разделения труда по воспроизводству одаренных людей.
Отрасли первой сферы по функциональному назначению объединяются в два подразделения. Группировка отраслей в подразделениях, в свою очередь, осуществлена по блокам. Учтен удельный вес групп (блоков) отраслей в классификации.
В сфере выделяется два подразделения и пять относительно самостоятельных функциональных групп (блоков) отраслей.
Наименования классификационных группировок (блоков) даны применительно к выполняемым ими функциям.
Все отрасли сферы объединяются в два подразделения:
– развивающие личные способности человека (просвещение, наука, искусство, здравоохранение, спорт и др.);
– создающие благоприятные условия жизни (жилищно-коммунальное и бытовое хозяйство);
– а также отрасли, удовлетворяющие специфические общественные потребности (финансово-кредитные и страховые учреждения, управление обществом и т. п.).
Первое подразделение, в котором формируются способности и качества людей, объединяет отрасли, формирующие духовные потребности людей и обеспечивающие улучшение их физического здоровья.
Две группы отраслей этого подразделения направлены на духовное и физическое развитие индивидуума. Это отрасли души и тела человеческого.
Второе подразделение охватывает 3 блока отраслей, обеспечивающих материальные условия жизни людей и управление обществом.
Деятельность отраслей, относящихся ко второму подразделению, обеспечивает создание благоприятных условий жизни, а также поддержание и регулирование существующей системы общественных отношений.
К этому же подразделению относятся отрасли, занимающиеся управлением обществом.
Второе подразделение создает материальные условия жизни для осуществления задач первым подразделением.
2. Первое подразделение
Общие тенденции в интеллектуализации общества, направленность культуры и образования отражают закономерную потребность в развитии человека до одаренности.
Исторический опыт стран показывает, что самым важным ресурсом являются знания и квалификация. Япония, Южная Корея, Сингапур – это страны, у которых нет богатых природных ресурсов, но они, в короткие сроки, вошли в число самых процветающих в экономическом отношении стран мира, и прежде всего потому, что сумели создать высочайший интеллектуальный потенциал за счет огромного внимания и значительных инвестиций в образование и науку.
В нашей стране развитие производительных сил, рано или поздно, потребует одаренных людей, и общество будет вынуждено осуществить этот принцип. Развитие производительных сил потребует в будущем больших вложений в одаренного человека, как главную производительную силу.
Самые эффективные капиталовложения – это вложения в сферу образования и культуры. Высшая школа повышает интеллектуальный потенциал общества. Только через совершенствование образования можно вывести наше общество на дорогу динамичного развития и духовного возрождения. Интеллектуальное и духовное возрождение страны должно выйти на передний план деятельности органов государства. В связи с этим, должна быть осуществлена разработка и реализация долговременной государственной программы развития народного образования.
Первое подразделение охватывает восемь отраслей, входящих в две группы (блока отраслей). Народнохозяйственный комплекс «Духовное производство» включает три функциональных блока отраслей: образование; культура и искусство; наука и информация.
В первый блок входит пять (две + три) отрасли, во второй – две отрасли.
Первая группа – духовное производство (отрасли формирования «души», «Отрасли души») – включает пять отраслей: наука, искусство, литература, просвещение, культура.
Первый блок – блок отраслей духовного производства:
1. Народное образование.
2. Наука и научное обслуживание.
3. Культура и искусство.
Составные компоненты блока:
Духовное производство включает две подгруппы отраслей.
Первая подгруппа – наука, искусство, литература – создание духовных ценностей; духовное творчество.
Вторая подгруппа – просвещение, культура, информация – освоение и распространение духовных ценностей.
Отрасли первого подразделения занимают, в действующей классификации, разное место. Место отраслей в воспроизводственной структуре определяется в зависимости от воспитания в человеке той или иной группы качеств и способностей.
Эти отрасли обеспечивают расширенное воспроизводство людей в духовном плане, формируют их качественный состав. В них осуществляется непосредственное формирование духовных качеств одаренных людей, удовлетворение их духовных потребностей. Это отрасли души.
3. Духовное производство
Духовное производство выступает как производство общественного сознания в его исторически определенных формах, как идеальное производство, субъектом которого является общественный индивид. Развитие личности до одаренности является продуктом духовного производства, представляющего собой социальную форму деятельности, выделившуюся в процессе общественного разделения труда в группу относительно самостоятельных отраслей общественного производства.
Под всеобщим трудом следует понимать научный труд, всякое изобретение, открытие, то есть духовно-творческую деятельность. В продукте всеобщего труда соединяется «пламя труда» предшественников и кооперация деятельности современников. Научный труд является, не просто, коллективным, совместным, но и всеобщим трудом. Для труда ученого нет и не может существовать общественно необходимого времени. Ценность научных идей противоестественно и невозможно измерять в стоимостных формах. Научная идея является всеобщим достоянием, всеобщий характер ее присвоения вытекает из самой сути научного производства.
Удельный вес функций абстрактно-научного осмысления, прикладного разрешения и использования научных идей в объеме кооперированного труда в рамках совокупного работника постоянно возрастает.
Материальные результаты духовного производства – произведенные знания, эстетические ценности, созданный потенциал образования (переданные знания) и совокупность других материальных эффектов направлены на формирование одаренного человека.
Выработка и использование объективных экономических законов влияния духовного производства на развитие одаренного человека создает возможность научно управлять воспитательными процессами в соответствии с их экономической природой. Специалисты пытаются выразить сознание и поведение человека в математических формулах, то есть математизировать человеческое поведение. Такие попытки выразить теоретические построения в математических формулах принесут пользу науке.
Духовная деятельность людей включает в себя как духовное творчество (занятия наукой, искусством и т. д.), так и освоение духовных ценностей – образование трудящихся, их воспитание, различные формы приобщения к духовной культуре.
Разграничиваются две подгруппы отраслей духовного производства: научное производство (наука) и художественное творчество (искусство и литература) – создают духовные ценности, а просвещение и культура занимаются отбором, хранением и их распространением.
В составе совокупных работников народного хозяйства можно выделить все возрастающую часть занятых духовным производством. Эта часть образуется двумя основными социальными группами.
В формировании одаренной индивидуальности должно быть обеспечено тесное взаимодействие науки и искусства. В ее жизнедеятельности должны нарастать научно-исследовательские функции.
Для придания осуществляющемуся процессу стройности, глубины в исследовании системы: «духовное производство – развитие одаренного человека» – желательно количественно определить вклад науки в приобретение индивидом знаний, навыков и умений, рассчитать перспективы развития материальной базы учреждений по подготовке одаренных работников и выделения средств на их функционирование, установить качественные и количественные параметры подготовки специалистов определенных профессиональных и квалификационных групп.
4. Моделирование духовного производства
Авторы – гуманисты. Для нас защита человековедения состоит в его развитии, а развитие его теории, в свою очередь, требует учета всех знаний человечества. На первый план в научных представлениях выступает разработка законов и механизмов воспроизводства одаренного человека, знание законов системы «Одаренный человек – деятельность – Среда обитания».
Общие закономерности интеллектуального производства содержат социально-экономическую структуру и его технологические особенности. Социально-экономический состав и технология производства новых знаний, различных видов интеллектуального продукта включают несколько компонент.
Структура интеллектуального производства включает в себя следующие компоненты:
– интеллектуальный труд – важнейшая его компонента; объективная закономерность здесь заключается в том, что это осознанная деятельность человека по выработке знаний и информации о них; к числу элементов интеллектуального производства относятся биологические средства труда – мозг человека;
– особые, невещные, социальные условия этого труда (интеллектуальная ноосфера);
– невещные и социально-биологические предметы и продукты деятельности;
– вещная инфраструктура интеллектуального труда.
Такова, в самом общем виде, технико-биологическая структура основных факторов интеллектуального производства. Выяснение их технологических взаимодействий, совокупной социально-экономической (стоимостной) картины, социально-экономического содержания каждого элемента в отдельности, а также закономерностей интеллектуального труда представляется в науке наиважнейшей задачей.
Социальные субъекты интеллектуального труда – сам исполнитель данного труда, государство, предприятия и другие социально-экономические организации (фонды, ассоциации и т. п.). Социальный (и стоимостной) состав названных факторов и продуктов создается в основном этими субъектами. Состав интеллекта формируется всеми четырьмя факторами. Они (человек, государство, предприятия, ассоциации) – совладельцы интеллекта. Подлежит выяснению: каковы пропорции вложений этих факторов в человека?
Невещными, социально-биологическими средствами интеллектуального труда выступают компоненты человеческого интеллекта, включающего нравственные, эмоциональные, личностные и иные творческие свойства человека. Сюда входят накопленные и материально закрепленные на «этажах» разума многогранные знания и другие созидательные качества человека.
Интеллект выполняет функцию (роль) невещных (биологических) средств умственного труда. Производство новых знаний есть фактически создание лучших компонент самого интеллекта. Сам интеллект человека, его знания представляют собой первичное творение, прежде всего, его же собственного разума, точнее – умственного труда. Разум материально закреплен в мозге человека, на «этажах» его интеллекта. Интеллект имеет, свойственное ему, естественно-техническое строение и социально-экономическое содержание. Естественно-техническое строение живых средств умственного труда включает в себя знания и другие интеллектуальные ценности. Человеческий разум и весь интеллект играют системообразующую роль на всех этапах материального производства.
Социально-экономическая структура (общественное содержание) интеллекта такова: восприятия, начальные суждения, представления, понятия, позиции, концепции, теории, учения. Эти общественные компоненты интеллекта, их расположение (по возрастающей сложности их содержания и важности функциональных ролей в интеллектуальном производстве) соответствует объективному генезису становления разума каждого человека, а также логике и принципам теории познания природы и общества.
Социально-экономическое богатство интеллекта, помимо знаний и других ценностей, включает нравственные, психологические и эстетические устои и свойства, интеллектуальные, жизненные и трудовые интересы и цели (мотивации), его личностные качества, такие, как сила воли, жажда познания и творчества, а также умения, навыки и приемы умственной работы, например, овладение методами быстрого чтения, отбора и классификации сведений, способность управлять «думающими машинами» и т. д. Ясно одно: разум индивида должен быть более содержательным в сравнении с его продуктами.
Рассмотрим некоторые из его компонент. Концепции представляют собой сравнительно широкие по охвату процессов и более близкие к истине (в сопоставлении с реальностью) системные подходы к явлениям. Из концепции конструируются теории, наиболее емкие и объективные взгляды. Общепризнанно, что верная теория – это уже надежное руководство к действию.
Фундаментом системных научных знаний в целом и по отдельным проблемам выступают проверенные практикой учения. Учение включает в себя определенный минимум теорий. Учение способно выработать полезные рекомендации для практического творчества и успешно участвовать в из реализации. Владение человеком системными знаниями на уровне учения – признак результативного творчества.
Живое социально-биологическое богатство разума включает весь комплекс интеллектуальных свойств и качеств. В зависимости от конкретных технологических функций интеллекта и результатов его трудовой активности, умственный труд подразделяется на два автономных типа: выработку знаний и других компонент интеллекта и выпуск информации о них. В первом случае, помимо системообразующей роли во всем трудовом процессе – активном взаимодействии с другими факторами данного производства, интеллект предстает и как продукт последнего.
Другим элементом интеллектуального труда являются его невещные, социальные условия. Они обеспечиваются интеллектуальной ноосферой, окружающей интеллект и его действия на рабочем месте, предприятии или учреждении, в семье, городе и т. д. При коллективном умственном труде интеллектуальная ноосфера фактически действует как второе, после интеллекта индивидуума, невещное живое средство производства. Нужно постоянно работать в направлении укрепления творческого богатства (потенциала) невещных условий.
Наиболее сложная сущность свойственна невещным, социальным условиям умственного труда, его ноосфере, которая, по своему естественному и техническому содержанию, значительно богаче и разнообразнее других элементов. Интеллектуальная ноосфера – ее моделирование и измерение весьма сложны. По качеству она должна приближаться к мировому уровню профессионализма. В составе ее элементов числятся общеобразовательная культура коллектива НИИ, психологическое состояние (в том числе и педагогические возможности). Предпринимались многочисленные попытки описать и оценить (математически) в измерении всю совокупность интеллектуальных качеств коллектива с помощью внутристранового и мирового опытов. Специалисты озабочены тем, как измерить творческое искусство, мастерство и интеллект каждого сотрудника, его вклад в формирование и развитие всей интеллектуальной ноосферы и в процесс исследовательского труда, в его конечные результаты.
Предметом умственного труда могут быть либо сам интеллект, когда издается информация, либо сведения, входящие в трудовой процесс, если происходит выработка знаний. Предметом труда могут выступать новая информация, входящая в изучаемый процесс, то есть знания, полученные ранее как другими людьми, так и самим исполнителем данного труда. Но при создании информации объектом труда становятся знания, то есть «этажи» интеллекта. В предмет труда включаются все знания, в том числе как сведения, извне входящие в процесс выработки знаний, так и информация, производимая самим носителем интеллекта для внутреннего потребления.
Вещная инфраструктура умственного труда состоит из таких элементов, как здания, оборудование и его эргономические элементы, экология внутри и вокруг него, конкретное месторасположение предприятия, расстояние между ним и домом, транспортные возможности, качество отдыха и питания в течение трудового дня и т. д. Инфраструктура труда включает в свой состав рабочие места, помещения, оборудование и эргономические удобства и многие другие, кроме перечисленных элементов.
В модели духовного производства необходимо охватить все этапы процесса умственной деятельности.
5. Моделирование производства знаний и информации
Производство знаний действует по законам теории трудовой стоимости. Технологическое взаимодействие элементов при выработке знаний – «этажей» интеллекта – лежит в контексте теории трудовой стоимости. Ведущую роль в этих процессах играют невещные, живые средства умственного труда, принадлежащие самому исполнителю этого труда. Труд работника (его интеллекта) соединяет и приводит в движение все остальные факторы.
Производство знаний – относительно самостоятельная естественная и социально-экономическая подсистема деятельности интеллекта.
В модели, предложенной В. Гойло, учтены основные элементы, факторы, условия, предметы и продукты, основные результаты интеллектуального производства в целом. Общая модель включает элементы и концепцию о процессе производства знания.
Модель отражает технико-социальное и технологическое (биологическое) содержание умственного труда. С ее помощью можно учесть и регулировать состав и размеры привлекаемых невещных и вещных ресурсов, например, для приобретения знаний в той или иной области науки и практики. Модель позволяет рассчитывать стоимость отдельных факторов умственного труда и определять, таким образом, полную стоимость получаемых продуктов.
Деятельность ученого можно представить следующим образом: У(СТ)→ПТ→Ппрод.Т
где:
У (СТ) – средство труда, ученый: как средство труда, он должен иметь знания в области методологии, законов и принципов диалектики, деятельности и творчества;
ПТ – предмет труда: информация, ее переработка, усвоение, систематизация;
Ппрод.Т – продукт труда: новые знания (теории, закономерности, проблемы).
Главная отличительная черта производства знаний отдельным человеком состоит в том, что оно представляет собой сугубо внутреннее творчество для самого себя, для внутреннего потребления при формировании «этажей» интеллекта, фактически предстает как относительно самостоятельная естественно-техническая и социально-биологическая подсистема деятельности интеллекта. Эта подсистема производит первичный и в то же время конечный продукт – «этажи» разума, без которых никакое вторичное интеллектуальное производство, в том числе издание информации, технологически невозможно.
Рассмотрим, к примеру, процесс усвоения знаний учащимися вузов. Состав социальных участников процесса обучения: студент, его семья, государство, общественные организации. Уровень приобретаемых студентами знаний напрямую зависит от качественных параметров всех перечисленных факторов: квалификации профессоров и преподавателей, степени подготовленности студентов к усвоению нового материала, полноценности источников информации, методики обучения, а также нравственных, психологических и физических условий студенческого труда и быта и т. п. Особо выделим решающую роль труда самих студентов. Основная доля затрат труда ложится на самого студента.
Продукт отраслей духовного производства можно представить в виде двух частей. Сформированные способности и накопленные знания расчленяются на три вида деятельности и соответствующие им продукты: стоимость продукта, оценивающего сформированные способности, стоимость продукта науки (сумма цен для всей совокупности научных разработок), а также прирост продукта от использования научно-технических достижений.
Разум одаренной личности должен быть более содержательным в сравнении с его продуктами. Разум одаренной личности создает учения, теории, знания, ранее не известные обществу. Его развитие первично в сравнении с производством знаний. Формирование одаренной личности первично по отношению к продуктам ее деятельности. Производитель знаний – одаренная личность. Вторично – производство фундаментальных знаний одаренной личностью и их предложение обществу. Оно – первоначально (ранее не известно обществу), затем следует спрос на него. Экономика одаренных личностей первична по отношению к экономике знаний. Последняя предстает как подсистема деятельности интеллекта (являющего собой целостную систему).
6. Повышение роли духовного производства
Усиление роли духовного производства, его влияние на развитие человека до одаренности предполагает активное привлечение в эту сферу значительных трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Функционирование сферы духовного производства является важнейшим условием формирования интеллекта человека, многих его личностных характеристик. Изучение умственного воспитания, как непрерывного процесса формирования способностей и специфически познавательной мотивации, приводит к мысли о том, что все более явственно действует историческая закономерность роста духовных потенций трудящихся.
Высшим уровнем реализации сущности человека является продуктивная творческая деятельность. Действительно свободный труд представляет собой «дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение». В таком труде индивид ставит перед собой напряженные перспективные цели, которые «полагаются как самосущественное предметное воплощение субъекта, стало быть, как действительная свобода» (См. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. II, с. 109–110).
Познавательная устремленность человека, соединенная с его практически-преобразовательной деятельностью, представляет собой наиболее результативный момент практики, ее идеальную сторону.
Люди высокого ума, чаще других, обладают способностью к генерированию новых знаний и идей. Мыслительный материал, как продукт духовного производства, в соединении с людьми, впитавшими и использующими этот материал в процессе своей жизнедеятельности, есть ни что иное как духовный потенциал общества. Интеллектуальный потенциал характеризует не только степень умственной развитости общества, его образованности, уровень освоения им идеальных богатств, но и потенциальную мощь интеллекта его граждан, способность их к дальнейшему развертыванию духовного производства. В интеллектуальном потенциале членов общества заключены внутренние источники и возможности решения возникающих проблем.
Элементы интеллектуального потенциала и, характеризующие их, отдельные грани, стороны связаны между собой разной мерой взаимной зависимости. Прогрессивные изменения в любой их них положительно сказываются на развитии остальных и интеллектуального потенциала общества в целом. Интенсивному наращиванию, умножению мощи и осуществлению интеллектуального потенциала, как процесса социального развития общества, многократно содействует нарастающий поток научно-технических достижений.
В обществе, в котором производительная мощь труда все более выступает как проявление овеществленной силы знания, дальнейший прогресс экономики и культуры, в сущности своей, предопределяется развитием одаренного человека. Размах социального творчества и его стремительные темпы настоятельно требуют культурных и квалифицированных субъектов трудового процесса. В этом суть дальнейшего роста интеллектуального потенциала общества и каждого отдельного индивидуума.
Нет более эффективных вложений, чем вложения в образование и культуру. Это у нас еще не понято и не трансформировалось в конкретные решения. Успехи любого государства начинаются с серьезных и глубоких преобразований в сфере образования, высшей школы, то есть с наращивания интеллектуального потенциала общества.
2.3. Численность потенциально одаренных работников в первом подразделении
1. Опережающий рост отраслей первого подразделения
Анализ занятых и схем воспроизводства за длительный период времени по сферам, подразделениям и группам отраслей показывает, что Iv>IVv>IIv>IIIv. Выявлен значительный рост занятых и объемов трудовых затрат в первом подразделении. Темпы роста человеческих затрат в первом подразделении выше роста затрат в первой сфере.
Первое подразделение опережает развитие четвертого подразделения. Опережающее развитие I подразделения по сравнению с IV подразделением – абсолютный закон производства. Темпы формирования качеств личности должны опережать темпы производства средств труда. Первое подразделение должно обеспечивать ускорение процессов формирования творческих качеств народонаселения.
Из схем гармонизации вытекает закон опережающего роста первого подразделения (формирования качеств одаренной личности) по сравнению с производством средств труда, условий и средств жизни.
Опережающее развитие группы отраслей, обеспечивающих повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящихся, обусловливает действие закона опережающего роста отраслей формирования качеств народонаселения над отраслями создания условий и средств его жизни. Названный закон можно классифицировать и как Закон опережения духовного развития одаренной личности по сравнению с повышением материального благосостояния.
В перспективе, более двух третей среди всех занятых будет приходиться на лиц преимущественно умственного труда. И быстрее всего будет увеличиваться занятость по специальностям умственного труда.
Развивается новый технологический способ производства по воспитанию одаренности человекосозидающими технологиями и социально-экономической природой интеллектуального труда. В отраслях высоких технологий, по мнению ученых, будет работать свыше 30 миллионов человек.
В советское время затраты на образование неуклонно возрастали как абсолютно, так и относительно в сравнении с увеличением объема национального дохода и капиталовложений в народное хозяйство. Увеличивался удельный вес расходов на образование (включая капиталовложения) по отношению к произведенному национальному доходу и к капиталовложениям. Предполагалось, что уровень охвата населения высшим и средним специальным образованием должен быть увеличен сначала до 50–60 %, а затем до 80–90 %. Уровень охвата населения высшим образованием должен быть увеличен до 70–75 %.
В перспективе считался закономерным сдвиг в сторону возрастания масштабов и темпов развития научных исследований. Отрасли производства знаний постепенно приобретали первостепенное значение в функционировании и движении всего общественного производства. Эта тенденция, развиваясь ускоренными темпами, приобрела характер устойчивой закономерности. В перспективе доля работников науки среди занятых в народном хозяйстве должна была возрасти до 45–50 процентов. Развитие науки и распространение знаний должно было превращаться в крупнейшую область производственной деятельности. Эта область, по числу занятых в ней людей, занимала третье место после промышленности и сельского хозяйства, а по темпам роста вышла на первое место.
Наука претендует на положение господствующей, если не всеобъемлющей области человеческой деятельности. К середине XXI века наукой и исследованиями будет занята половина трудоспособного населения страны. Область науки и научных исследований, к этому времени, превзойдет промышленность по числу занятых работников.
Высшими темпами нарастала индустриализация материальной основы духовного производства. Развивающаяся в индустриальном отношении база духовного производства подчиняет себе целые отрасли промышленности, средства связи и массовых коммуникаций.
Наблюдался постоянный рост затрат материальных ресурсов и труда в здравоохранении и медицинском обслуживании. Среднегодовые темпы прироста расходов на здравоохранение и физическую культуру были выше темпов роста национального дохода. Высокими темпами увеличивались расходы на медицинское обслуживание одного человека. Среднегодовой темп прироста расходов на одного человека в медицинском обслуживании был выше темпов роста национального дохода.
Темпы роста продукта духовного производства должны превышать рост продукции в первом подразделении. Должно происходить опережающее развитие блока отраслей души относительно блока отраслей, принимающих участие в формировании тела, поддержании его здорового состояния.
Чтобы страна выступала как производитель знаний, наукоемких технологий, необходимо значительно увеличить процент людей, производящих знания. Численность людей, производящих знания, должна составлять более 50 % населения и этот процент должен нарастать. Особенно высокими должны быть темпы роста продукта науки и информации. Область знаний, культуры и искусства – это та область, где производство ценностей может быть бесконечным.
Под укрепление социальных перспектив развития одаренности в каждом человеке подвести материальную базу. Главное наше богатство – не нефть и газ, а интеллект, культура, духовность одаренной личности. Возрождение страны начинается с восстановления нашего духовного и культурного пространства, опережающего развития образования и воспитания одаренности, как предпосылок развития науки, техники и производства наукоемкой продукции.
Высший национальный приоритет: одаренность, мысль и творчество – восстановление и развитие творческого, интеллектуального, культурного, человеческого и биологического потенциала в нации.
Развитие всех народнохозяйственных комплексов, блоков отраслей и отдельных отраслей рассматривать исходя их схем гармонизации развития одаренности.
2. Структура продукта, создаваемого в первом подразделении
Народнохозяйственный комплекс «Духовное производство» включает три блока отраслей, осуществляющих формирование способностей (два блока) и накопление знаний (один блок). Первый блок – Просвещение и народное образование – подразделяется на просвещение и из него образование.
IP1 – продукт труда, в виде деятельности, оценивает сформированные способности. IP1 – стоимость продукта, оценивающего сформированные способности.
IP11 – стоимость продукта, в форме сформированных способностей, в отрасли образования.
IP12 – стоимость продукта, в форме сформированных способностей, в отрасли просвещения.
Второй блок – «Культура и искусство» – представлен отраслями культуры и искусства.
Первая подгруппа – отрасли культуры.
IP21 – стоимость продукта, в форме сформированных способностей, в отрасли культуры.
IP22 – стоимость продукта, в форме сформированных способностей, в отраслях и жанрах искусства.
Третий блок – «Наука и информация» – включает две подгруппы учреждений, занимающиеся накоплением знаний и информацией о них.
Различается производство (накопление) знаний и их использование.
Наука, в частности, выполняет три функции:
– производство знаний, производство «интеллектуального продукта»;
– экспериментальная наука, использование знаний в производстве, прикладные исследования и разработки (НИОКР); использование знаний, их материализация;
– формирование целостного человека (приращение его способностей).
Поскольку научно-технический прогресс – многостадийный процесс, начинающийся с научных исследований и заканчивающийся использованием новой техники – материализующим результатом этих исследований, экономический эффект должен рассчитываться на всех стадиях управления подготовкой, созданием и внедрением новой техники.
Структура распределения затрат в масштабах страны между фундаментальными исследованиями (Ф), прикладными исследованиями (П), разработками (Р) и, последующими затем, работами по непосредственной реализации нововведений (Н) может быть количественно выражена.
Уровень требуемых ассигнований на полное и своевременное освоение нововведений, в свою очередь, оценивается на порядок более высокой цифрой, чем все предшествующие затраты на получение нового научно-технического решения.
Изложенные выше элементы системы целей не являются взаимозаменяемыми. Стабильный успех делу приносит лишь гармоничный прогресс в достижении каждой из подцелей. Высоким темпам развития производства должны соответствовать более высокие темпы развития техники, а их, в свою очередь, должны опережать темпы развития науки. Поскольку результаты фундаментальных исследований служат основой последующих прикладных исследований, необходимо, чтобы темпы развития фундаментальных исследований опережали темпы развития прикладных исследований. Это стратегическое условие является определяющим не только на ближайшее время или на длительную перспективу, но и выступает как одна из основных закономерностей развития науки.
Вместе с тем, соотношения затрат на отдельные направления фундаментальных наук не могут быть застывшими, а должны отражать периодически меняющееся значение отдельных направлений научного поиска, особенно тех, которые связаны с крупными открытиями. Необходимо также иметь в виду относительность границ между фундаментальными и прикладными исследованиями.
Нарушение пропорциональности между стадиями научно-технического прогресса снижает эффективность затрат на развитие науки и техники. Недостаточное развитие фундаментальных исследований приводит к отставанию в сфере прикладных исследований. Если высокий уровень теоретических исследований не реализуется в прикладных исследованиях, созданный научный потенциал быстро стареет и требует постоянного притока новых научных идей. Если же научные поиски ориентированы на решение проблем, не требующих больших усилий, в итоге в течение короткого времени, через 7–8 лет, будет наблюдаться понижение научного уровня полученных результатов.
Назовем элементы продукта, создаваемого в третьем блоке отраслей.
Первая подгруппа отраслей создает свой продукт в двух формах – идеальной и предметно-овеществленной.
Идеальная форма продукта – сформированные способности и накопленные знания.
IP31 влияет на формирование структуры способностей совокупного работника. IР31 связан с Iv+IIv+IIIv+IVv+HCV.
IP31 – стоимость продукта в форме сформированных способностей.
IР32 – стоимость накопленных знаний.
IР33 – стоимость продукта в предметно-овеществленной форме (новая техника и технологии).
Вторая подгруппа учреждений – информационно-вычислительное обслуживание.
IР34 – стоимость производства информации.
IP31+IP32+IP33+IP34 – стоимость продукта, создаваемого в третьем блоке.
Цивилизация в XXI веке будет носить ярко выраженный информационный характер. Информационное господство – главный критерий, который будет определять качество мировой политической иерархии в XXI веке.
В развитых странах стоимость информационных ресурсов превысила стоимость ресурсов топливно-энергетического комплекса.
Четвертая группа включает три отрасли, деятельность в которых направлена на улучшение физического здоровья («отрасли тела»). Это – здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм.
Блок отраслей здоровья людей: здравоохранение; физическая культура и социальное обеспечение. Продукт отраслей здравоохранения, физической культуры и спорта – здоровье населения (IР4).
Деятельность в отраслях по укреплению здоровья может быть представлена продуктом в телесной форме. Часть продукции подгрупп первого, второго и четвертого блоков, создаваемой в отраслях образования, культуры, здравоохранения и спорта, непосредственно материальной (овеществленной в предметах труда) формы не имеет.
Четвертый блок – блок отраслей здоровья – включает три подгруппы: подгруппа «Здравоохранение», подгруппа «Физическая культура и спорт», подгруппа «Туризм».
Продукт первой подгруппы отраслей здравоохранения IP41.
Продукт отраслей физической культуры и спорта – IР42.
Продукт туризма и путешествий – IР43.
Формула продукта четвертого блока:
IP4 = IP41+IP42+IP33 – продукт отраслей здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма.
В схемах заложены средние темпы роста здравоохранения.
Пятый блок научно-исследовательских учреждений выполняет НИОКР для военно-промышленного комплекса.
IP5 – стоимость НИОКР для оборонного комплекса.
Шестой блок включает продукт, создаваемый в учреждениях подразделения, для непроизводственной сферы.
IP6 – стоимость продукта для непроизводственной сферы.
Седьмой блок характеризует продукцию на экспорт (IР7).
Весь продукт, создаваемый в первом подразделении, представляет сумму продуктов всех семи блоков.
IP = IP1 +IP2 +IP3 +IP4 +IP5 +IP6 +IP7
Структура продукта, создаваемого в первом подразделении, выражается формулой:
IP = IP1(IP11 + IP12) + IP2(IP21 + IP22) + IP3(IP31 + IP32 + IP33 + IP34) +IP4(IP41 + IP42 + IP43) + IP5 + IP6 + IP7
Итак, продукт первого подразделения может быть представлен как совокупность всех форм продуктов:
IP = IP1 + IP2 + IP3 + IP4 + IP5 + IP6 + IP7
IP связан с I(c + v) + II(c + v) + III (c + v) + IV(c + v) + HC(c + v) + Э.
3. О структурных сдвигах в первом подразделении
В развитии I подразделения наблюдается ряд ярко выраженных тенденций и сдвигов:
– среднегодовые темпы прироста объемов затрат труда и материальных средств опережают темпы прироста объемов потребления средств жизни;
– темп роста объема затрат на формирование личностных качеств народонаселения (в расчете на одного человека) превышает темп роста личного потребления средств жизни одним человеком;
– рост затрат на формирование качеств личности у одного человека увеличивается более быстрыми темпами, чем рост потребления средств жизни одним человеком;
– наблюдается высокий темп прироста материальных и трудовых затрат на формирование личностных качеств в расчете на одного человека;
– происходит рост «человекоемкости» общественного производства – все большая доля валового внутреннего продукта (в единицах) затрачивается на формирование личностных качеств одного человека;
– увеличивается доля затрат на формирование интеллектуальных качеств в общем потреблении населения;
– наиболее высокими темпами развиваются отрасли духовного производства.
Диалектика превращения субъекта труда, из средства, в основной момент цели производства и жизни вообще предполагает развитие функций духовного производства. В схемах гармонизации выявлено опережающее развитие духовного производства в первой сфере, подтверждена тенденция к возрастанию объема духовной деятельности, к перемещению все большей массы человеческого труда в отрасли, непосредственно направленные на развитие человека – в просвещение, искусство, науку.
Ускорение научно-технического прогресса объективно содержит в себе категорический социальный императив – живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное. В деятельности отдельных индивидуальностей живое знание всегда опережает овеществленное уже хотя бы потому, что прежде, чем воплотиться в предметно-вещественную форму, оно возникает в голове людей в форме новых идей. Тенденция такова, что в жизни общества должна постоянно реализовываться необходимость опережающего развития живого знания по отношению к овеществленному. Из нее вытекает опережающее развитие субъектно-личностного элемента производительных сил по отношению к предметно-вещественному их элементу, оформляемое, в конечном счете, в закон опережающего развития личностного элемента производительных сил.
Закон первого подразделения выражает опережающее развитие духовных качеств работников по сравнению со средствами труда. Развитие творческих способностей человека к труду должно опережать развитие средств труда. Новая техника должна опережать развитие производства, наука – развитие техники, внутри самой науки развитие фундаментальных наук должно идти опережающими темпами. Закономерность такова: развитие человека должно опережать развитие науки, наука соответственно – развитие техники. Темпы внедрения новой техники должны быть выше темпов роста производства.
В числе неотложных мер, вытекающих из схем гармонизации воспроизводства: привести в оптимальное состояние соотношение затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки; в области образования необходимо, во-первых, обеспечить опережающее развитие высшей школы по сравнению с технической реконструкцией хозяйства; во-вторых, перестроить систему переподготовки и непрерывного профессионального роста кадров до одаренности.
Должна соблюдаться зависимость темпов развития первого подразделения от степени сформированности одаренного человека.
Однако практика экономического развития свидетельствует о том, что здесь прямого соответствия не наблюдается из-за отставания темпов формирования качеств людей в трех остальных подразделениях. Фактические данные подтверждают несоответствие темпов развития образования и формирования качеств людей в различных сферах материального производства, в его II, III и IV подразделениях.
Отрасли комплекса «Духовное производство», а в нем группы (блоки): образование, культура, наука – будут развиваться наиболее высокими темпами.
Опережающее развитие духовного производства среди отраслей первого подразделения
ТIРДП (IP1+IP2+IP3) > TIP.
Основные балансовые равенства, характеризующие воспроизводство отдельных элементов продукта духовного производства:
IPДП = IP1(IP11 + IP12) + IP2(IP21 + IP22) + IP3(IP31 + IP32 + IP33 + IP34).
В самом духовном производстве первая группа отраслей развивается быстрее второй группы
TIP1 > ТIР2 > TIP
TIP1 > TIP3.
Формирование творческих способностей в отрасли образования осуществляется более высокими темпами по сравнению с развитием искусства и культуры.
Темп роста продукта отраслей образования, искусства, литературы должен быть больше темпов роста отраслей науки и культуры.
Темпы формирования творческих способностей работников превышают темпы развития науки.
В процессе гармонизации схем расширенного воспроизводства выявились ряд закономерностей. Важнейшие из них таковы:
1. ТIР1>ТIР>ТВВП
2. TIP11> TIP12
3. TIP1 > TIP2 > TIP3
4. TIP21 > TIP22
5. TIP31 > TIP32
6. TIP32 > TIP34
Интересны размышления П. Л. Капицы о постоянном увеличении в будущем числа людей, занятых творческим научным трудом (до 50 % жизнедеятельного населения). При нацеленности народного хозяйства на важные задачи формирования одаренных людей численность научно-технических работников может составить до половины работающих. А темпы роста духовного производства должны опережать темпы роста в первом и четвертом подразделениях. Систематическое повышение образования и профессиональной квалификации трудящихся должно опережать по своим темпам применение новой техники и технологии.
В составе валового внутреннего продукта господствующее положение должен занимать продукт первого подразделения
TIP > ТВВП.
Развитие первого подразделения, в котором, в основном, формируются качества и ресурсы народонаселения, безгранично.
Из схем гармонизации вытекает ускоренное развитие духовного производства. Темпы прироста продукта (в виде знаний, технологий и качеств людей) в блоке «Духовное производство» выше темпов прироста производства средств труда
TIВВПдух. произв. > ТIVВВПср. тр.
В единице продукции содержится 30 % сырья, а 70 % ее стоимости составляют затраты продукта интеллектуального труда.
В первом подразделении наиболее высокий темп роста С и V.
Темпы приращения продукта в народном образовании выше темпов прироста науки и информации.
ТIВВПнар. обр. > ТIВВПнауки.
Темпы роста продукта образования, просвещения, искусства, литературы выше темпов роста продукта в науке и культуре.
Образование развивается быстрее науки и искусства.
ТIВВПнар. обр. > ТIВВПнауки. > ТIВВПискусства.
Фундаментальные науки опережают в своем развитии научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
ТIВВПфунд. наука > ТIВВПНИОКР
Темпы роста НИОКР выше темпов внедрения новой техники. Оптимальное соотношение между I и IV подразделениями в темпах роста лежит в пределах 3,5:1,0.
Валовый внутренний продукт первого подразделения, участвующий в формировании гармоничных людей и в воспитании одаренности (млрд. у. ед.)
4. Фонды развития одаренности
Цепь звеньев: фундаментальная наука (гениальность) – теоретическая наука (таланты) – научные исследования (одаренность) – опытно-конструкторские работы (одаренность) – новые технологии как база внедрения научных достижений (творчество) – производство новых изделий – все эти звенья реализации одаренности должны находиться в гармоническом соответствии и пропорциональности. Им должны соответствовать фонды развития одаренности.
Авторами предпринята попытка выделения и рассмотрения воспроизводства всех фондов развития одаренности.
Из валового внутреннего продукта выделить 50–60 фондов развития одаренности (в каждой сфере, подразделении, блоке отраслей, экономической категории).
Выявить их роль, назначение, функции, содержание, структуру. Количественно определить их величину.
Выполнить завещание Н. Г. Чернышевского: бросить все средства государства на это единственное спасение страны, на взращивание талантов, на образование (оно – самое великое благо для человека).
Поддержка талантов: много фондов – для всех категорий талантливости школьников, молодежи, старших возрастов.
Увеличение роли и доли духовных благ и увеличение доли научно-информационных услуг в ВВП.
Масштабы вложений в образование и научно-технический прогресс в десятки раз превысят вложения в производство продуктов и сырья.
Раскрыть экономику одаренных личностей в идеальных параметрах авторам не удастся.
5. Численность потенциально одаренных работников
Сущность новых систем воспитания в том и заключается, что сам дух творчества должен присутствовать во всех сторонах жизни, развивая, тем самым, способности в таланты, таланты в гении. В этом случае, планета будет нести на себе огромное множество проницательных, высоких, разносторонних умов.
Но не все рождаются одинаково способными, не каждый от природы талантлив, неодаренные люди будут переделываться в одаренных, допуская медицинское вмешательство в воспитание. Задача будущего: заставить природу, чтобы она щедро одарила каждого человека без исключения. Самое совершенное в мироздании вещество – человеческий мозг – искусственно может быть выращен, воспроизведен. Воспитывать в человеке то, что не заложила в нем природа, перекраивать человеческий мозг. Создавать такие условия в человеческом организме, которые бы способствовали росту клеток, выполняющих функции ассоциативного мышления.
Умственное неравенство людей, последнее неравенство в обществе – можно ликвидировать. Соревнование в творчестве – это не борьба ума и косности. Будет наблюдаться массовое творчество.
Уровень познания одаренности человека можно охарактеризовать с помощью математических наук. В этом смысле задача кибернетики – создать сложные психо-математические модели одаренной личности, которые должны служить главным инструментом в регулировании производства и управлении обществом.
В моделях производить анализ групп качеств, поскольку всех их несколько сотен. Главные из них, подлежащие уяснению – творческие качества, сложные рефлексы и социальные чувства. Общество должно стремиться к максимизации интегрального уровня интеллекта у всех его членов.
Задача моделей заключается в том, чтобы количественно определить все компоненты, составляющие одаренность индивидуума и смочь в будущем более целенаправленно воздействовать на них. Весь механизм планирования, регулирования воспроизводства, организации жизни общества должен направляться на развитие одаренного человека на основе научной модели его. Иметь количественные характеристики людей; должны, в частности, определяться меры по развитию одаренности, затраты труда и времени на совершенствование одного человека и всего общества.
Структура и организация общества (планирование, производство, распределение материальных благ и услуг) должны обеспечивать максимальное развитие одаренности личности.
В будущем обществе доля общественного контроля и участия в воспитании увеличится. Будут начинать учить детей раньше, более целенаправленно, каждого в отдельности.
Люди будут нацелены не на материальные успехи, а на интеллектуальные, будут искать нематериальные источники удовольствия – в стремлении к знаниям, в творческом труде, в искусстве.
Программированное обучение позволит существенно повысить его эффективность, будет воспитывать стремление к активному овладению знаниями (воспитывать потребность в учебе), ускорится и облегчится процесс обучения, поскольку занятия будут проводится по гибкой программе, приспособленной к каждому учащемуся. Обучающие машины будут обеспечивать анализ хода обучения каждого ученика и автоматическое согласование программы обучения с ходом учебы.
Смена поколений в гуманоидном обществе выработает новый тип человека – огромной энергии и озаренной гениальности.
В ближайшие 10–15 лет развитие глобальной экономики будет базироваться на знаниях, а в более отдаленной перспективе – мировое сообщество затребует экономику одаренных личностей. Сроки жизни формаций, типов экономик и функционирования отдельных категорий сокращаются. Фундаментальной характеристикой в прогнозируемый период станет ускорение процессов формирования одаренных людей. Сила скорости воспитания одаренности будет нарастать.
Высокие технологии подошли к своему порогу – дальнейшее их развитие невозможно без новых фундаментальных исследований и открытий. Нужны новые знания о свойствах материи, о скрытых состояниях вещества, о явлениях природы.
Один из персонажей «Цемента» Ф. В. Гладкова говорит: «Будущее – в мозгах…». В России люди любят творить, брать инициативу в свои руки. Страна сохраняет творческий подход. Народ не отступится, в своей ментальности, от своей национальной философии. Сила страны – в силе духа ее народа (силе воздействия идей).
Отдаленное будущее – одаренная нация русских – досягаемо в жизни двух поколений. Молодежь должна воспринимать одаренность как норму.
Численность работников (млн. чел.)