Вы здесь

Обеспечение противодействия коррупции. Предисловие (Н. А. Пименов, 2018)

© Пименов Н.А., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

Предисловие

В настоящее время отечественные ученые вынуждены констатировать, что коррупция в России трансформировалась из отдельной проблемы криминального характера в проблему общегосударственного масштаба.

За последние десятилетия новейшей истории коррупция претерпела качественное изменение, превратившись из отдельных самодеятельных преступлений, совершаемых некоторыми нечестными на руку чиновниками, в массовое социальное явление, которое стало привычной составляющей социально-экономической жизни современной России. Более того, коррупция фактически превратилась в системный высокодоходный бизнес для большинства чиновников различного уровня. В нее вовлечены взаимосвязанные группы множества людей, занимающих должности как во властных структурах различного уровня, так и в многочисленных бизнес-структурах. Одновременно коррупционная деятельность стала уже «стилем ведения бизнеса», привычным для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей, топ-менеджеров в различных отраслях бизнеса, а также простых обывателей, пытающихся извлечь из коррупции свою выгоду.

Мировой банк оценивает объем коррупционных услуг в мире в 1 трлн дол., а в России, по данным Генеральной прокуратуры, ежегодные суммарные потери в результате коррупционных действий чиновников по примерным подсчетам достигают более 1 трлн руб. По данным правоохранительных органов, в некоторых регионах России в коррупционные отношения вовлечены две трети предпринимателей, а организованные преступные группы тратят на подкуп более половины всех своих преступных доходов. Такие «свободные деньги», несомненно, можно получить только в теневом секторе. Теневой сектор экономики – это источник постоянной финансовой подпитки коррупции. Реализуя свои замыслы, преступники активно используют денежные средства для дачи взяток и подкупа чиновников. По данным Генеральной прокуратуры, практически везде выявлены факты, когда государственные служащие незаконно участвовали в коммерческой деятельности, владели долями и пакетами акций, занимали оплачиваемые должности в хозяйствующих структурах, не представляли положенные по закону декларации. Буквально ежедневно в средствах массовой информации появляются все новые и новые сообщения о коррупции в различных министерствах и ведомствах – это и нашумевшие дела в Министерстве обороны, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Министерстве культуры, и ряд других дел.

Только за 9 месяцев 2016 г. следственными подразделениями Следственного комитета России рассмотрено почти 29 тыс. сообщений о коррупционных преступлениях, по результатам чего возбуждено более 19,5 тыс. уголовных дел. Всего за 9 месяцев 2015 г. в производстве следователей Следственного комитета находилось 24 766 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. В общем количестве уголовных дел, направленных в суд, преобладают дела о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями[1].

Коррупционные связи позволяют преступным сообществам легко получать доступ на высокорентабельные рынки и секторы экономики, лоббировать законы, прекращать любые дела, связанные с уголовным преследованием. Практика показывает, что расследования коррупционных преступлений зачастую разваливаются еще на стадии предварительного расследования, в лучшем случае – при проведении следственных действий.

В коррумпированной стране успешными становятся те предприятия, которые имеют высоких покровителей, а также возможность откупиться от государства. Развивается теневая экономика. Растут цены в магазинах, так как продавцы закладывают в них затраты на взятки. Специалисты рассчитали и величину откатов фирм, выигравших тендеры: на ремонте ЖКХ – от 35 до 50 %; на ремонте дорог – 50 %; на строительстве дорог – 35 %; на капитальном строительстве – 40 %; на закупках продовольствия и лекарств – 20 %; на организации общественных мероприятий и благоустройства территорий – 50 %. В целом по стране, по некоторым оценкам, расхищается около 40 % бюджетных средств.

Социально-экономические последствия коррупции проявляются в конечном счете в обнищании населения и росте социальной напряженности в регионе. В сфере политики следствием коррупции является потеря государственными институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам.

Однако нельзя не отметить, что после принятия пакета антикоррупционных законов ситуация в России несколько изменилась. В настоящее время на всех уровнях власти принимаются определенные меры по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений. Все меньше остается так называемых неприкасаемых чиновников. Примерами являются расследования фактов коррупции, получившие широкий общественный резонанс, связанные с губернаторами Сахалинской, Кировской областей, Карелии, мэрами ряда городов.

В 2016 году за совершение преступлений коррупционной направленности в суд направлены уголовные дела в отношении 427 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 27 следователей органов внутренних дел, 4 сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 11 прокуроров, 42 адвокатов, 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 13 депутатов органов законодательной власти и 3 судей.[2]

Тем не менее следует отметить, что в России сохраняется высокий уровень коррупции. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Учебник состоит из шести разделов. Разделы I и II посвящены методологическим и правовым основам коррупции. В разделе I раскрываются понятия и сущность коррупции, указаны основные причины их возникновения. Значительное место отведено теоретическим моделям коррупции и методикам измерения уровня коррупции. Правовые основы коррупции раскрываются с учетом существующей международной практики, а также антикоррупционного законодательства России.

Разделы III и IV исследуют теорию и практику коррупции в системе государственной и муниципальной службы и методы противодействия ей. Наряду с раскрытием основных форм проявления конфликта интересов на государственной службе подробно рассмотрены антикоррупционные стандарты поведения государственных служащих, условия и порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, пути предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Большое внимание уделено роли кадровой политики по профилактике и противодействию коррупции в органах государственной и муниципальной власти, гражданскому, общественному контролю, антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Карта коррупционных рисков рассматривается автором как универсальный инструмент анализа.

Разделы V и VI посвящены ответственности за коррупционные преступления. В учебнике подробно рассмотрены дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Большое внимание уделено таким наиболее опасным формам коррупционных преступлений, как взяточничество, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями. Особое внимание уделено содержанию расследования коррупционных преступлений. Автор не оставил без внимания и зарубежный опыт в сфере регулирования ответственности за коррупционные преступления.

В результате освоения дисциплины «Обеспечение противодействия коррупции» студент должен:


ЗНАТЬ:

базовые понятия и сущность коррупции,

правовые основы противодействия коррупции,

последствия коррупционных правонарушений и преступлений;


УМЕТЬ:

различать характерные признаки коррупции,

различать формы проявления конфликта интересов на государственной службе,

самостоятельно анализировать соответствие стандартов поведения государственных и муниципальных служащих существующей практике;


ВЛАДЕТЬ:

навыками самостоятельного анализа основных признаков коррупции,

навыками подготовки карты коррупционных рисков,

навыками определения меры ответственности за коррупционные правонарушения и преступления.

Учебник предназначен для вариативной части профессионального цикла академического бакалавриата по направлению подготовки «Экономика».