Вы здесь

Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности. Глава IV. Мошенничество на финансовом и деловом рынках России (О. Ю. Захаров)

Глава IV

Мошенничество на финансовом и деловом рынках России

При обеспечении коммерческой безопасности предприятий значительное место уделяется выявлению мошенничества с тем, чтобы коммерческая структура не оказалась банкротом в результате жульнических действий криминальных структур, конкурентов или мошенников.

4.1. Области деятельности мошенников

Обманные действия на финансовом и деловом рынках России совершаются при следующих операциях:

1. Продажа и покупка ценных бумаг.

2. Предоставление и получение кредита.

3. Предоставление вексельного кредита.

4. Инкассирование векселей (выполнение банком поручений векселедержателей по получению платежей либо предъявлению векселей для оплаты).

5. Вексельное поручительство банка.

6. Предоставление залога в обеспечение возвратности выданных ссуд.

7. Проведение расчетов по кредитным картам.

8. Страхование кредитов и сделок.

9. Операция «грохнуть банк» по выдаче невозвратного кредита.

10. Получение кредита за взятку, данную сотруднику банка (безвозвратный кредит).

11. Получение кредита фирмой, тайно контролируемой криминальной структурой, и исчезновение руководства фирмы (бегство за рубеж, физическое их уничтожение бандитами после перевода денег по указанным адресам).

12. Фальшивое авизо.

13. Умышленные неплатежи.

С 1 января 1997 года вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Все преступления против чужой собственности подлежат квалификации по статьям 158–168 гл. 21 особенной части УК «Преступления против собственности». Для облегчения и совершенствования работы информационно-аналитических подразделений ЧОП выделяются различные признаки, по которым можно определить, а в ряде случаев и установить преступные намерения партнеров, клиентов, конкурентов и криминальных элементов в отношении охраняемой деловой или коммерческой структуры.

4.2. Виды мошенничества

Выявление мошенничества включает в себя такие мероприятия, которые позволяют обнаружить факт мошенничества, совершения афер, злоупотреблений и т. п.

Выявление мошенничества начинается с выявления его признаков. Всяческое мошенничество предполагает проведение мошенником различных мероприятий, оставляющих за собой какие-то следы, которые и являются признаками мошенничества.

Поскольку виды мошенничества чрезвычайно разнообразны, то и признаки могут быть самыми разными, присущими каждому из них.

Так, мошенничество по видам может подразделяться на:

• мошенничество наемных сотрудников в отношении своего предприятия;

• мошенничество при аферах с инвестициями;

• мошенничество в области финансовой отчетности;

• мошенничество в банковской области;

• мошенничество в страховом деле;

• мошенничество в отношениях с партнерами;

• мошенничество в области приватизации;

• мошенничество в деловых партнерских отношениях;

• мошенничество в области конкуренции;

• мошенничество в области рекламы;

• мошенничество с использованием банковских пластиковых карт;

• мошенничество с использованием компьютерной техники.

4.3. Признаки мошенничества при регистрации компании

1. Регистрация компании по подложным документам. Делают это, как правило, фирмы-посредники, тесно связанные с регистрационными палатами и службами.

2. Регистрация компании проводится раньше выдачи лицензий на занятие той или иной деятельностью, и фирма начинает работать, не получив лицензию.

3. Отсутствие контроля за рекламой позволяет фирмам рекламировать не лицензированные деятельность и услуги.

4. Использование договора займа при вкладе денег в финансовые компании (применяется для обхода лицензирования этого рода деятельности).

5. Указом Президента № 1233 от 11.06.94 г. «О защите интересов инвесторов» запрещено публичное распространение векселей. Однако реклама продолжает призывать население вкладывать деньги под векселя. При этом финансовые компании выдают гражданам несостоятельные документы (билеты «МММ» и т. п., не имеющие ничего общего с векселем).

6. Распространение так называемых акций. В ряде финансовых компаний основные данные по акциям – размер дивиденда и норма дохода – вообще отсутствуют. Следовательно, продажа акций «МММ» и им подобных была рассчитана на обыкновенную спекуляцию за счет разницы между покупной и продажной ценой акции. Причем эта цена произвольно устанавливается руководством подобных компаний: не фондовый рынок, а сами компании осуществляют покупку и продажу акций. Таким образом, созданы предпосылки для гигантских финансовых афер по отношению к частным инвесторам.

Концепция руководителей таких фирм с точки зрения уголовного закона безупречна, так как нет законов, устанавливающих ценообразование акций и обязывающих выкупать акции по цене выше номинала.

В случае объявления такой компанией о своем банкротстве акционеры несут весь риск наравне с учредителями в размере вложенного в дело капитала.

4.4. Признаки мошенничества в области страхования

1. При вкладе денег под проценты ряд фирм и банков указывают в договоре о страховании сделки, что в случае невыплаты фирмой (банком) дивидендов или вклада оплату производит страховая компания. Это утверждение является обманом, так как в страховой практике не принято страховать риск, управляемый страхователем.

В случае невыполнения фирмой своих обязательств выплачивать вклады должна страховая фирма. Ни один страховщик не будет делать этого, если он не состоит в сговоре с банком. Но в этом случае исчезают и банк, и страховая компания.

2. В случае страхования векселей (обязательство покупателя оплатить купленный товар) в условия страхования включается пункт, обеспечивающий законное невыполнение страховщиком своих обязательств.

Например, условие страхового возмещения возникает после того, как фирма не выполнит своих обязательств по оплате последнего размещенного векселя. Этот срок может наступить через несколько лет.

3. Другая оговорка – страховка вступает в силу после того, как страхователь произвел платежи страховой компании в полном объеме. Страхователь-банк, которому вы отдали свои деньги, может и не перечислять деньги страховой компании, а вы уверены, что ваш вклад застрахован. Таким образом, не проверив, перечислил ли банк деньги за страховку ваших вкладов, и не получив от банка страховое свидетельство, вы не гарантированы в возврате своих денег. Банк в этом случае получает от страховой компании страховые бланки, выдает их своим вкладчикам, но страховые взносы не выплачивает. Это квалифицируется как мошенничество.

4. Вручение вкладчикам вместо страхового полиса обыкновенной «липы». Компания «Виард-инвест» выпустила свой страховой полис и сама же обещала выплачивать страховку. Это тоже мошенничество, тем более что компания не имела лицензии на занятие страховым делом.

5. Еще одна оговорка – основным условием страхового случая является обязательное заявление о банкротстве финансовой компании.

6. Юридические неточности в договоре страхования:

• отсутствие указания обязательных реквизитов, что предусмотрено Законом РФ «О страховании»;

• не указываются страховые риски;

• не уточнен объект страхования;

• отсутствует расписка держателя полиса о том, что он ознакомлен с условиями страхования, которые прилагаются к полису.

7. В ряде случаев возмещение производится после того, как страхователь (взявший деньги) письменно сообщит в страховую компанию о том, что он не может вернуть деньги вкладчикам. После этого страхования компания перевозит заложенное страхователем имущество на свой склад. Но к этому времени от имущества ничего не остается. В договоре же говорится, что только после перевозки заложенного имущества оформляется акт о наступлении страхового случая.

8. В страховом полисе указывается, что выплата страхового возмещения предусматривается не вкладчикам, а непосредственно финансовой компании. Если страховая компания и выплатит финансовой компании деньги, они могут быть перехвачены налоговыми службами и до вкладчиков не дойдут.

При страховании необходимо руководствоваться п. Зет. 16 Закона РФ «О страховании». Факт заключения договора страхования может удостоверяться передаваемым страхователю свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования.

Страховое свидетельство должно содержать:

• наименование документа;

• наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;

• Ф.И.О. или наименование страхователя и его адрес;

• размер страховой суммы;

• указание страхового риска;

• размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

• срок действия договора;

• порядок изменения и прекращения договора;

• другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них;

• подписи сторон, печать;

• к страховому полису прилагают правила страхования.

4.5. Признаки мошенничества со стороны сотрудников предприятия, фирмы, банка

Мошенничество бывает довольно трудно обнаружить, поскольку мошенники не выставляют свои действия напоказ. Кроме того, обнаруженные признаки мошенничества не являются доказательствами преступления, а лишь его симптомами. Поэтому приходится много работать, чтобы убедиться, что эти симптомы действительно свидетельствуют о совершенном преступлении.

Признаки мошенничества со стороны персонала предприятия можно подразделить на следующие группы:

1. Нестандартные (искаженные) данные в бухгалтерских документах.

2. Отклонения от средних (нормальных) значений величин или показателей.

3. Выходящий за обычные рамки образ жизни сотрудника со стандартным для него доходом.

4. Необычное поведение сотрудника.

5. Поступление сигналов и жалоб.


Нестандартные данные в бухгалтерских отчетах

Так, например, при смене одного генерального директора другим, с приходом вместе с ним главного бухгалтера, в акционерном обществе резко возросли (в десятки раз) расходы на юридические услуги. При проверке данных обстоятельств выяснилось, что генеральный директор в сговоре с главбухом заключили «липовый» договор с частной юридической фирмой на абонентское обслуживание АОЗТ. По договору частной юридической фирме перечислялись крупные взносы, которые частично (до 80 % наличными) возмещались генеральному директору и главбуху.

В другом случае подобный «договор» был заключен предприятием с частной клиникой, в которой лечились сотрудники предприятия. После заключения этого договора число «больных» сотрудников резко возросло. Может, это и не особенно бы удивило ревизию, но оказалось, что в клинике был сделан аборт Анищенко Н. А., который оказался мужчиной. Так была вскрыта афера по перечислению денег за услуги, которые не оказывались.


Отклонения от средних показателей

Это так называемые «аналитические аномалии», то есть нестандартные отклонения в ценах, объемах, структуре ассортимента и т. п. Так, один из сотрудников компании заключил договор на складские услуги со значительным превышением цен. Разницу в реальной и завышенной цене преступники делили между собой.

В другом случае при смене заведующего складом пошла на убыль сдаваемая в аренду складская площадь, хотя количество клиентуры не изменилось. В договорах снижалась арендуемая площадь, а за реально предоставленную в больших размерах мошенник получал с клиентов наличными.


Выходящий за рамки образ жизни

Когда человек бездумно тратит большие деньги, это всегда вызывает подозрение. Ведь богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит. В США за расходами граждан зорко следит налоговая полиция, и если расходы человека превышают его доходы, значит, он ворует или скрывает свои доходы от налоговых органов. На этом провалились десятки агентов иностранных разведок, получавших деньги от своих хозяев. Вот почему бывает важно устанавливать совокупный доход семьи при найме нового сотрудника на работу, а затем отслеживать его расходы.


Необычное поведение

К необычному поведению относят ряд признаков, свидетельствующих о том, что человек скрывает что-то от окружения.

• Стремление уклониться от разговоров о прошлой работе и жизни.

• Сокрытие своих родственных, дружеских и деловых связей. Человек никогда не рассказывает о своих родственниках и знакомых, боясь, что к ним могут обратиться за информацией о его прошлой жизни.

• Замолкание при телефонных разговорах, когда кто-то входит в кабинет и может подслушать разговор, и т. д.


Сигналы и жалобы

• На человека могут пожаловаться, что он не отдает взятых долгов.

• Сигнал о том, что сотрудник фирмы занял деньги у большинства своих сослуживцев.

• Сигналы о разгульной жизни и больших тратах на женщин, проигрыши и т. п.

4.6. Признаки мошенничества со стороны руководителей предприятий, фирм, банков

Признаки мошенничества со стороны руководителей предприятий, фирм и банков можно подразделить на следующие:

1. Аномалии в деятельности фирмы (банка).

2. Личные негативные качества директоров фирм.

3. Аномалии в организационной структуре фирмы.

4. Особые отношения со сторонними партнерами.


Аномалии в деятельности фирмы (банка)

Это прежде всего настораживающие моменты в финансовой отчетности:

• необъяснимые изменения в балансовой отчетности;

• работа на грани кризиса – нулевые балансы;

• уменьшение прибыли в отчете доходов фирмы;

• необычно крупные сделки перед ликвидацией фирмы;

• сокрытие невозврата больших кредитов, выданных банком: например, после аферы ТД «Эрлан»;

• уменьшение отчетной прибыли за счет распродажи за наличный расчет;

• недостаточность оборотного капитала (как своего, так и инвестированного);

• высокая задолженность ряду банков, когда берется кредит в одном банке, чтобы погасить его в другом, а прибыли от оборота нет;

• большой удельный вес накладных расходов – строительство дач, особняков, покупка дорогих машин под видом накладных расходов;

• невозврат выданных кредитов, товаров и т. п.;

• более быстрый рост расходов по сравнению с доходами;

• наличие больших арбитражных дел;

• получение скрытой прибыли при продажах за наличный расчет.


Личные негативные качества руководителей фирм, банков

Симптомами возможного мошенничества со стороны руководителей банков, фирм и предприятий могут служить следующие личные качества или намерения руководителей:

• большие финансовые запросы или личные долги;

• пристрастие к рискованным сделкам, погоня за большой прибылью;

• большие задолженности в прошлом и невозврат долгов и кредитов;

• уголовное прошлое и связи с мафией;

• стремление уехать за рубеж с предварительным приобретением там недвижимости и откладыванием значительных сумм в зарубежном банке;

• полное владение руководителем данным предприятием, фирмой.

Естественно, что подобные личные качества и намерения директора предприятий и фирм тщательно скрываются.


Аномалии в организационной структуре фирмы

Симптомы мошенничества, связанные с организационной структурой фирмы, включают в себя необъяснимые нормальной логикой организационные особенности.

1. Излишне усложняется структура для перекачки денег из одного представительства в другое. Так, фирма создает филиалы и отделения, облагаемые меньшими налогами, и для их инвестиции перекачивает деньги из головного предприятия. В то же время дочерние предприятия на эти деньги строят виллы, дачи, покупают квартиры для руководства головного предприятия.

2. Работа в отраслях, связанных с высоким риском, и проведение высокорискованных операций. Обман мошенников. Так, ряд фирм вкладывал деньги в операции «МММ», зная сущность этого вида мошенничества и вовремя уходя из дела.

3. Постоянные изменения кадрового руководящего состава фирмы для распределения доходов среди узкого круга лиц.

4. Крупные невыгодные сделки с родственным партнером с последующим разделением прибыли между договаривающимися сторонами.


Особые отношения со сторонними партнерами

Иногда для проведения крупной мошеннической аферы необходимо прибегать к особым отношениям с некоторыми партнерами (по делу и мошенничеству):

• пользование услугами нескольких банков для перевода денег из одного банка в другой, чтобы скрыть наличие денег при арбитражных разбирательствах и аресте счетов;

• ссылки на действия правоохранительных органов, ЦБ или правительства, якобы не позволяющие рассчитаться с вкладчиками;

• продажа или слияние фирмы, продажа части фирмы;

• договоренности фирмы или финансовой компании со страховым обществом для обмана вкладчиков.

Так, «Чара-банк», заявив о своей невозможности выполнить обязательства перед вкладчиками, объявил, что это сделает страховая компания «Эра», которая, в свою очередь, предложила выкупить у вкладчиков «Чара-банка» его обязательства за 25 % их стоимости.

Таким образом, вкладчики теряли 75 % от вложенных средств и возможность в судебном порядке получить свои деньги от «Чара-банка», так как взамен 25-ти получаемых процентов отдавали расписки банка. Кроме того, «Чара-банк», не имея лицензии на банковскую деятельность, брал у населения валюту под расписку в переводе на рубли. Это позволило банку сыграть на инфляции рубля, а при запрете валютных операций для расчетов внутри России вкладчики лишились возможности предъявлять судебные иски для возврата кредитов в валюте, так как сами бы подлежали наказанию за незаконные валютные операции.

4.7. Аферы с инвестициями

Аферы с инвестициями также являются трудно доказуемым мошенничеством.

Признаками таких афер являются:

• необычно высокие процентные ставки годовых выплат;

• инвестиции, не представляющие обычно делового интереса. Под «МММ», «Чара-банком», «Хопром», «Русским домом Селенга» и другими не было никакой собственности и никакого производства. Все строилось на спекуляции «ценными» бумагами и выплате денег предыдущим вкладчикам за счет поступлений от новых инвесторов;

• использование лазеек для уклонения от налогов;

• нарушение законодательства и отсутствие лицензий на право заниматься банковской деятельностью. Подмена лицензий договорами о кредитах;

• действия, уже сопровождавшиеся скандалами и банкротством;

• представление документов, не утвержденных правительственными органами: билеты «МММ», расписки «Чара-банка», обязательства «Властелины» и т. п.;

• ложная реклама типа: «Всем, всем, всем – билеты «МММ»;

• шикарный образ жизни руководителей, хотя бизнес начался сравнительно недавно;

• частичное инвестирование предприятия с целью завладения его недвижимой собственностью.

Так, например, финансовая компания ищет какое-либо выгодное предприятие, находящееся в затруднительном финансовом положении, и берется под определенные проценты проинвестировать развитие или модернизацию производства. Заключается договор на определенную сумму инвестиций. В наших условиях инфляции этой суммы, как правило, не хватает. Производство модернизировано, для его пуска необходимо еще примерно 10 % от первоначальной инвестиционной суммы, так как эти 10 % «съела» инфляция. Инвестор денег не дает, долг растет за счет невыплаченных процентов.

Инвестор предлагает владельцам либо продать им выгодное дело, либо выпустить еще 200 % акций предприятия и забирает их себе. Таким образом, предприятие переходит под полный контроль бывшего инвестора.


Биографические признаки мошенничества

1. Человек выдает себя за дипломированного специалиста, хотя нигде не учился.

2. Прошлая деятельность человека, связанная с проведением афер.

3. Частая смена мест работы и увольнения по «собственному желанию».

4. Резкая смена образа жизни – от бедности к необъяснимому богатству.

4.8. Мошенничество с фальшивыми долларами

В преддверии объявленного обмена старых купюр достоинством 100 долларов США на образцы 1997 года начался ажиотаж в банках и среди держателей долларов. Банки стремились заработать на этой операции, а держатели – избавиться от старых купюр и фальшивых долларов. Криминальные структуры, контролирующие ряд банков г. Москвы, через обменные пункты банков проверили свою наличность и «слили» в обменные пункты 5 млн фальшивых старых стодолларовых купюр. Таким образом, население получило фальшивые деньги. Естественно, что и эта операция не обошлась без участия служащих банков.

4. 9. Выявление и предупреждение мошенничества. Сбор информации для предупреждения убытков при неисполнении партнерами обязательств по договорам

Практика показывает, что при намерении заключить договор с той или иной фирмой необходимо выяснить следующее:

• зарегистрирована ли фирма в соответствии с законодательством;

• имеет ли фирма юридический адрес; где реально располагается офис; имеются ли печать и бланки с координатами.

Получив эти данные, необходимо их перепроверить личным посещением фирмы, посмотреть на ее состояние. Кроме того, необходимо побывать в организации, где зарегистрирована фирма, и, объяснив цель посещения, получить в фирме необходимую информацию; лично познакомиться с руководителями потенциального партнера, в беседе с ними выяснить следующие вопросы:

1. Сколько времени существует фирма и каковы основные направления ее деятельности?

2. С кем успешно (попросить назвать партнеров) проведены торговые операции?

3. Есть ли и какой опыт в проведении сделок, подобных предстоящей?

4. Где и с кем работали ранее руководители фирмы, их образование, опыт работы?

5. Не прекратила ли фирма свою деятельность, сохранив печать?

Эти сведения в совокупности с полученной ранее информацией должны быть, по возможности, проверены.

Далее (в случае каких-либо сомнений) можно выяснить следующее:

1. Когда и как потенциальный партнер намеревается выполнить взятые на себя обязательства (в частности, продать товар, оказать услуги, выполнить работу, вернуть кредит и т. п.)?

2. Кто и что может гарантировать надежность и платежеспособность партнера?

3. Условия транспортировки и хранения товара, наличие складских помещений, транспортных средств.

4. Какие действия будут предприняты в случае неисполнения обязательств?

5. Готов ли партнер незамедлительно возместить убытки, штрафные санкции? Каким путем, какие гарантии существуют на этот счет, на какое имущество конкретно может быть обращено взыскание в случае отсутствия денежных средств, и где оно находится (не заложено ли оно)?

Недобросовестный партнер будет уходить от ответов на эти вопросы, для него характерны декларативность, неконкретность, поспешность ответов, общие заверения, даже обида, что ему не верят, стремление быстрее завершить переговоры.

Всю полученную в беседе информацию также следует проверить: осмотреть товар, склады, имущество, которое может быть обращено на возмещение убытков, документальное подтверждение, что партнер является владельцем имущества и оно не заложено под кредит или предшествующую сделку.

Особое значение для сомнений имеет отсутствие предлагаемого товара. Если продавец сам еще не приобрел товар, а ждет ваши деньги, чтобы его приобрести и передать вам, то такая сделка грозит убытками.

Желательно провести раздельные беседы на эти темы с разными сотрудниками фирмы предполагаемого партнера. Разногласия в их информации могут натолкнуть вас на нужные сомнения в честности партнера.

Целесообразно ознакомиться с учредительными документами, регистрационным удостоверением, лицензиями, патентами, а также с документами о его платежеспособности (последний балансовый отчет).

Нужно знать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.91 вышеперечисленные документы не составляют коммерческой тайны и ссылка на нее не имеет основания.

Собрать о потенциальном партнере информацию можно в следующих местах:

1. В межбанковском информационно-аналитическом центре (МИАЦ).

2. В Ассоциации международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности (БПЛ)».

Эти организации координируют деятельность банков и служб безопасности по предупреждению мошенничества при получении кредитов с использованием фальшивых авизо, подложных гарантийных писем или фиктивных договоров.

Полезную информацию можно получить:

• у прежних клиентов фирмы;

• по местам прежней работы ее руководителей;

• в местных органах власти;

• в милиции;

• в прокуратуре;

• на почте, телеграфе, телефонном узле связи;

• во вневедомственной охране;

• в санэпидемнадзоре и пожарном надзоре;

• в жилищно-коммунальной службе;

• в местных органах Минфина, статистики, Госкомстата, службы занятости;

• в Налоговой инспекции;

• в Пенсионном фонде;

• в Антимонопольном комитете;

• в органах связи, надзора и в других обслуживающих организациях.

Много интересного можно узнать у конкурентов.

Информацию анализируют, после чего делают выводы. Не обязательно собирать данные из всех источников, порой достаточно получить сведения по некоторым из них.

4.10. Изучение руководителей фирм-партнеров с точки зрения их порядочности, опыта и профессиональной подготовки

Знание человека, с которым ведешь дела, во многом обеспечивает успех бизнеса или своевременный отказ от совместной работы и сотрудничества с ними.

Естественно, что изучение партнеров и клиентов должно вестись конспиративно и в тайне от изучаемого лица и его окружения, расконспирация чревата серьезными последствиями – от испорченных отношений до стремления уничтожить собранные на него материалы любым путем: поджога здания, где хранятся материалы; похищения кого-либо из ваших близких с целью обмена на собранные материалы.

Поэтому необходимо отрабатывать и применять на практике конспиративные, в том числе бесконтактные способы изучения личности.

Во-первых, нужно составить подробный перечень вопросов о человеке, на которые вы хотите получить ответы, а уж потом постепенно, не акцентируя на них внимание, изучить интересующее вас лицо. Перечень этот может быть как общим, так и индивидуальным в зависимости от задачи, которую вы хотите решить. Изучение некоторых черт характера, поведения человека для работы с ним вам могут и не пригодиться. Поэтому нет необходимости обращать на них внимание и тратить время. Другие же, наоборот, очень необходимы.


Примерный перечень вопросов по изучению вашего клиента, компаньона:

1. Год и место рождения. Постоянное место жительства.

2. Национальность.

3. Семейное положение, близкие, родственники, их адреса и телефоны.

4. Специальность по образованию.

5. Специальность по опыту работы.

6. Сколько лет работает в бизнесе.

7. Каковы успехи в этом деле, внешние признаки благосостояния.

8. С чего начал работу в бизнесе, в какой области.

9. С кем работал совместно в одних и тех же фирмах.

10. С какими фирмами, банками сотрудничал в бизнесе, наименования, Ф.И.О. руководителей.

11. Каково материальное положение семьи, финансовое положение фирмы.

12. Наличие собственности: дача, квартира, машина и т. п., примерная их оценка (по стоимости), в том числе за рубежом.

13. Наличие вкладов за рубежом.

14. Возможное наличие второго гражданства.

15. Тип нервной системы, характер.

16. Поведение партнера при оплате долгов и при расчетах с партнерами:

• проплачивал своевременно;

• задерживал проплату, причина задержки;

• не выплачивал долги, причина.


Особое место отводится сбору компрометирующих материалов на объект:

1. Наличие крупных невыплаченных кредитов и долгов: займы в банках, на фирмах, их величина; долги частным лицам, фирмам, их размеры.

2. Пагубные увлечения: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, увлечение азартными играми.

3. Гомосексуализм.

4. Наличие огнестрельного нарезного оружия без права его хранения, наличие взрывчатых веществ.

5. Сокрытие долгов фирмы от налоговой инспекции и невыплата долгов.

6. Наличие крупных валютных вкладов за рубежом и неуплата с них налогов.

7. Ведение преступного бизнеса: торговля наркотиками, оружием, спиртным без наличия лицензии.

8. Контрабанда.

9. Торговля человеческими органами.

10. Контроль за игорным бизнесом, проституцией.

11. Связи с криминальными группировками.

12. Лжепредпринимательство и лжереклама.

13. Мошенничество.

14. Захват квартир стариков, алкоголиков, наркоманов под «обеспеченную» старость.

15. Недобросовестная конкуренция.

16. Фальшивомонетничество.

17. Соответствие заявлений, обещаний реальной действительности и возможностям.

18. Манера ведения переговоров: открытая, закрытая, намеками, недоговорки, ложь, дезинформация, стремление заинтересовать собеседника своими широкими возможностями и влиятельными связями.

19. Манера поведения во время переговоров. Возможности прочтения языка телодвижений.

20. Гороскоп.


Поведенческие аспекты при выявлении ненадежного партнера:

1. Суетливость при переговорах о получении кредита, получении товаров на реализацию.

2. Завышение своих возможностей в деловом мире.

3. Неоднократные устные заверения в своей платежеспособности, ответственности за взятый кредит, товары.

4. Рассказы о своих деловых связях в коммерческих и финансовых кругах, о своих возможностях, которые трудно перепроверить.

5. Неконкретность заявлений, отсутствие ссылок на конкретных людей, у которых можно перепроверить его заявления.

6. Предложение более выгодных, чем обычно, условий сделки.

7. Торопливость при подписании договора, стремление объяснить это занятостью, необходимостью выехать на очередную встречу и т. п.

8. Небрежность оформления договора, стремление оговорить ряд пунктов устно или представить их как само собой разумеющиеся.

9. Отсутствие в договоре гарантий возврата кредита или оговорки, сводящие на нет возможности получения долга через арбитражный или третейский суд.

10. Предоставление гарантий средствами, пришедшими в негодность.


Каналы получения информации:

1. Личное наблюдение за поведением изучаемого лица в различной обстановке.

2. Получение информации в ходе переговоров.

3. Получение информации с языка телодвижений.

4. Получение информации «втемную».

5. Получение информации от других сотрудников фирмы и ее сравнительный анализ.

6. Получение информации от руководителей фирмы, с которыми изучаемое лицо имело контакты и сделки.

7. Получение информации от близкого окружения изучаемого.

8. Анализ состояния дел на фирме от чисто визуальных данных до получения годовых финансовых отчетов.

9. Данные на фирму из налоговой инспекции, банка.