Вы здесь

Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности. Глава III. Юридическо-правовые и организационные меры по обеспечению коммерческой безопасности предприятия (О. Ю. Захаров)

Глава III

Юридическо-правовые и организационные меры по обеспечению коммерческой безопасности предприятия

Превентивные юридическо-правовые и организационные меры по обеспечению коммерческой безопасности предприятия охватывают широкий спектр проблем.

Во-первых, это добывание, обработка и использование необходимой, упреждающей события информации и разработка прогнозов.

В информационном обеспечении и прогнозировании нуждаются:

• экономическая и финансовая деятельность партнеров и клиентов;

• недопущение долгов и просрочки кредитов; выявление и предупреждение мошенничества; выявление лжепредпринимательства и лжерекламы;

• изучение криминальных группировок, действующих в вашем регионе, и их устремления в отношении вашего предприятия или банка;

• обеспечение коммерческой тайны и предотвращение утечки информации;

• предотвращение ущерба от деятельности собственного персонала.

Во-вторых, это знание законодательства в области защиты предпринимательской деятельности и умение правильно, своевременно и эффективно им пользоваться.

В-третьих, это владение принципами и механизмами обеспечения безопасности.

В-четвертых, это умение управлять процессом обеспечения безопасности и правильным распределением функций между руководством предприятия и службой безопасности.

Экономическая безопасность фирмы обеспечивается:

• действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий;

• выявлением, предупреждением, пресечением посягательств на права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, связи, информацию, технологию.

3.1. Юридическая деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятия

Экономическая безопасность предприятия осуществляется на двух уровнях:

• всеми сотрудниками фирмы посредством выполнения режима безопасности;

• службой безопасности фирмы путем проведения защитных мероприятий.

Безопасность обеспечивается путем:

• выявления угроз со стороны организованной преступности, конкурентов и недобросовестных партнеров;

• предупреждения агентурного и технического проникновения их на фирму;

• выявления подрывной деятельности со стороны отдельных сотрудников фирмы;

• защиты коммерческой тайны;

• обеспечения физической охраны и инженерно-технической защиты помещений и зданий фирмы, а также ее имущества;

• поддержания законности, взаимовыгодности, добросовестности сотрудничества, внутренних и внешних связей;

• отработки механизма ликвидации угроз;

• пресечения посягательств на законные интересы фирмы: юридическим, экономическим, организационным и другими путями.

Предусматриваются два подхода к защите фирмы:

а) упреждающий угрозы;

б) реагирующий на угрозы.

Упреждающие меры основываются на сборе признаков готовящихся преступлений и их прогнозировании, то есть борьба с подрывной деятельностью ведется на дальних подступах к фирме. Это:

а) информационно-аналитическая работа;

б) подбор, изучение и проверка кадров;

в) инженерно-техническая защита и физическая охрана зданий и персонала фирмы;

г) защита коммерческой тайны;

д) электронная защита техники.

Реагирующие меры осуществляются по выявлению фактов нарушения безопасности и режима, а также сигналов в отношении отдельных лиц.

3.1.1. Принципы обеспечения экономической безопасности фирмы и механизм ее реализации

Создание единой системы обеспечения экономической безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

Законность. Меры безопасности разрабатываются на основе законов.

Экономическая целесообразность и прибыльность. Защита экономической деятельности должна быть рациональной и не «съедать» слишком много средств фирмы. Прибыльность фирмы является показателем работы и службы безопасности.

Программно-целевое планирование. Обеспечение безопасности осуществляется на основе комплексных программ.

Комплексная защита включает в себя экономическую безопасность, техническую защиту, физическую охрану, защиту коммерческой тайны, множительной и вычислительной техники, баз данных от агентурного проникновения и предательства персонала, защиту личной безопасности сотрудников.

Самостоятельность и ответственность в работе СБ. Служба должна располагать финансами, материально-технической базой и отвечать за порученное дело.

Взаимодействие и координация со всеми подразделениями фирмы и правоохранительными органами.

Научная организация труда – использование передового опыта, современных технических и иных средств защиты.

Конспирация и гласность. Защита должна носить скрытый и открытый характер.

Ловушки, демонстрация защищенности и силы.

3.1.2. Методы обеспечения комплексной безопасности

Деятельность СБ должна основываться на законах об охранной и детективной деятельности, законах о государственной и коммерческой тайне и других законах.


Обеспечение информационной безопасности

Сегодня ни одна фирма не может работать без информации. Это накопление, обработка, анализ и распространение экономической информации. В то же время это и коммерческая тайна, сохраняемая от конкурентов и преступников.

Процесс сохранения информации включает в себя следующее:

а) предотвращение утечки конфиденциальной информации:

• определение коммерческой тайны;

• организационно-административные меры по охране секретов предприятия;

• расследование фактов утечки информации и закрытие этих каналов;

б) оптимизация информационного процесса:

• выявление моментов, тормозящих развитие получения информации;

• борьба с избытком или недостатком информации;

• техническое совершенствование информационной системы;

• обмен информацией между дружественными предприятиями;

• защита информационных интересов предприятия в судах.


Управление обеспечением экономической безопасности

На крупных предприятиях и в банках создаются советы безопасности, службы безопасности или заключается договор с охранным агентством на обслуживание предприятия.

Служба безопасности осуществляет следующие функции:

• управляет всеми звеньями предприятия в сфере его безопасности;

• выявляет факты нарушения законов о предпринимательской деятельности со стороны государственных органов;

• выявляет факты нарушения договоров и контрактов партнерами и клиентами предприятия;

• выявляет посягательства на собственность и имущество предприятия;

• выявляет угрозы для стабильной, прибыльной работы предприятия;

• обнаруживает признаки экономической нецелесообразности заключения договоров;

• противодействует недобросовестной конкуренции;

• следит за переманиванием ценных сотрудников предприятия конкурентами;

• изучает партнеров, конкурентов;

• изучает конъюнктуру рынка, новые технологии и т. п.;

• ведет борьбу с криминальными группировками, посягающими на контроль над предприятием;

• ведет подбор и проверку кадров;

• взаимодействует с правоохранительными органами.

3.2. Организационные мероприятия по обеспечению коммерческой безопасности

Обеспечение безопасности предприятия представляет собой комплекс мероприятий по выявлению конкретных угроз, о которых сказано выше, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации отдельных сделок и мероприятий.

Эти мероприятия сводятся к следующему:

• юридический и финансово-экономический анализ планируемой коммерческой операции;

• анализ объективных возможностей партнеров и участников сделки выполнить ее условия (платежеспособность, правоспособность и т. п.);

• сбор объективных характеристик партнеров и участников (вероятность обмана, профессиональная грамотность и т. п.);

• выявление связей с криминальными структурами, степень контролируемости партнеров и участников с их стороны, зависимости от них;

• определение форм и способов защиты используемых средств и имущества (технология перемещения средств и товаров, возможность и оформление залога и т. п.);

• разработка механизма контроля за отдельными сторонами сделки на всех ее этапах;

• противодействие неспровоцированным попыткам нанесения ущерба от сторонних юридических и физических лиц.

Ни одна чисто коммерческая структура не в состоянии на необходимом уровне и в требуемом объеме самостоятельно осуществлять указанный комплекс мероприятий (за исключением тех, которые возглавляют соответствующие специалисты).

Обусловлено это следующим:

1. Каждый коммерсант или знает понаслышке или сталкивается сам с относительно малым числом случаев нанесения ущерба в отличие от специалистов, непосредственно работающих в рассматриваемых сферах безопасности и сталкивающихся с негативными процессами и явлениями различного плана практически ежедневно. Поэтому любой предприниматель в состоянии правильно оценить в той или иной степени лишь отдельные из перечисленных моментов, однако, как правило, не способен правильно спрогнозировать события при учете всех возможных угроз в комплексе. Научиться этому по книгам, видеофильмам или по рассказам нельзя. Чтобы правильно ориентироваться, необходимо заниматься этими проблемами постоянно. Даже в этом случае возможны отдельные просчеты (что зависит от опыта и квалификации занимающихся безопасностью лиц). Когда же вопросами безопасности начинают заниматься «чисто» коммерсанты и предприниматели, то крах – это вопрос времени.

2. Только специалисты располагают необходимыми связями для получения требуемой информации.

3. Только специалисты в состоянии предупредить о неправильных действиях предпринимателя во время самостоятельного возмещения полученного им ущерба. Такие самостоятельные действия предпринимателя зачастую приводят к ущербу несравненно большему, чем тот, который он пытался возместить.

4. Для предотвращения возможных угроз руководству предприятия необходимо привлекать специалистов к решению проблемы (сделки, мероприятия) в целом. Недопустимо ставить службе безопасности вопросы по отдельным аспектам проблемы (скажем, платежеспособность партнера за последний год), а затем по ответам на них самостоятельно планировать и прогнозировать развитие ситуации.

5. Распространенные грубые ошибки предпринимателя. Например, установив контакты со специалистами в области безопасности, предприниматель часто перестает думать об угрозах и осуществляет мероприятия без согласования с ними. Он считает, что раз у него есть служба безопасности, то что бы он ни натворил, она всегда возместит ущерб.

Реально существующее положение таково, что в 90 % случаев ущерб возместить невозможно. И если кто-то берется это делать, заверяя, что непременно восстановит справедливость, – это авантюрист или несерьезный человек.

В лучшем случае, служба безопасности предпримет все возможное для минимизации потерь (что требует дополнительных расходов). Однако возместить в какой-то степени ущерб – почти всегда выше ее возможностей. Ибо, во-первых, взять деньги можно только там, где они есть, а чаще всего у должника их уже нет, и, во-вторых, даже при наличии денег у должника их получение может быть для предпринимателя связано с такими материальными и моральными издержками, что зачастую потери от этого бывают существенно выше возмещаемого ущерба.

Закономерно, что, не будучи посвященной во все детали планируемого мероприятия, служба безопасности нести ответственность за полученный ущерб не может.

Зачастую, имея службу безопасности, предприниматель, не поставив ее в известность или не имея для этого возможностей, в конфликтных ситуациях сам начинает играть ее роль или выступать от ее имени. Как правило, в этом случае он всегда допускает ошибки (противоречит неписаным правилам, необъективно оценивает свою правоту и т. п.).

Следует четко понимать, что в этом случае он только усугубляет конфликт и дальнейшее его урегулирование в рамках существующих правил обычно достигается только с дополнительными материальными потерями для предпринимателя.

Очень часто предприниматель пытается обзавестись службой безопасности только тогда, когда ущерб уже нанесен. В таких случаях служба безопасности, как правило, объясняет маловероятность его возмещения, однако берется за это дело. Одновременно предлагается комплекс превентивных мер на будущее. Предприниматель пытается судить об эффективности работы службы безопасности и решить вопрос о дальнейшем сотрудничестве с ней по результатам возмещения его ущерба. Часто такие критерии предприниматель использует и при оценке службы безопасности, уже сотрудничая с ней, самостоятельно допустив ошибки.

Следует еще раз отметить, что все те мероприятия, которые, по мнению предпринимателя, должна осуществлять служба безопасности, возмещая его ущерб, в конечном итоге представляют еще большую угрозу лично предпринимателю. Эти угрозы исходят как от официальных органов, так и от криминальных структур. Причем они могут реализоваться тогда, когда предприниматель уже забыл об этом случае. Обусловлено это самим характером указанных мероприятий.

Не будучи специалистом, предприниматель не думает и не подозревает об этих угрозах, а часто просто не понимает их, заботясь лишь о сиюминутном возмещении ущерба.

Реальные угрозы предприятию и лично предпринимателю исходят из невыполнения собственных обязательств. Происходит это либо умышленно, либо чаще от просчетов во взаимоотношениях с другими партнерами. Поэтому, планируя мероприятия, предпринимателю целесообразно привлечь службу безопасности к оценке собственных действий и возможностей.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

• Безопасность обеспечивается проведением превентивных мер, а не физической охраной или технической защитой, как, к сожалению, до сих пор иногда считают предприниматели. Охрана – это последнее звено в длинной цепи превентивных мероприятий по безопасности. Если вы проиграли войну умов, вам никогда не выиграть войну мускулов или оружия.

• Заниматься этой работой должны только специалисты. Самостоятельная деятельность руководства предприятия в этой области, как правило, рано или поздно ведет к разорению.

• Специалисты могут рекомендовать адекватные меры только при полном владении имеющейся информацией. Любое ее сокрытие ведет к неправильной постановке задачи и, соответственно, к неправильному ее решению. Другими словами, доверие к службе безопасности должно быть полным, иначе нормальная работа невозможна.

• Служба безопасности должна замыкаться непосредственно на первое лицо предприятия, особенно с учетом возникновения конфликтов среди руководства предприятия.

• Самостоятельные действия предпринимателя, выступающего в роли руководителя службы безопасности или от ее имени, в лучшем случае, ведут к дополнительным расходам.

• Попытки возместить ущерб путем мероприятий, проведенных без профессионалов, в конечном итоге приведут к еще большим потерям.

• Оценка службы безопасности по критериям возврата задолженностей совершенно неправомерна. Если служба безопасности положительно оценивается предпринимателем в этом плане, то значит, он подвергает себя угрозам, которых не понимает, а служба безопасности, идя у него на поводу, либо сама не понимает этих угроз, либо скрывает их от предпринимателя, оказывая ему «медвежью» услугу.

В развитых странах даже с устоявшейся системой работы правоохранительных органов затраты на обеспечение безопасности в рассматриваемом аспекте составляют 10–20 % прибыли компании. При нашем нынешнем беспределе эти расходы не могут быть меньше.

3.3. Методика изучения, проверки и оценки финансовой надежности, кредитоспособности и платежеспособности деловых партнеров

Главная забота преступников от бизнеса – придать своим действиям нормальный, законный вид, замаскировать свои намерения. Однако как бы ни была хороша такая маскировка, распознать ее можно всегда.

Для этого необходимо четко организовать работу по детальному изучению потенциального партнера и представляемых им документов, правильно оценивать все нюансы его поведения.

О преступных намерениях партнера можно судить по таким признакам:

• в документах указан только юридический адрес, и партнер скрывает фактическое местонахождение фирмы;

• уставная деятельность не имеет под собой материальной базы (помещений, оборудования, сотрудников и т. п.);

• учредители предприятия и его генеральный директор не имеют постоянного места жительства в данном регионе;

• в состав учредителей включены фиктивные юридические лица и подставные физические лица;

• учредители предприятия задерживают перечисление взносов в уставный фонд;

• отсутствует реальное движение денежных средств по расчетному счету в банке в течение длительного времени;

• в уставных и других документах имеются возможные признаки подделки:

а) отсутствие или искажение необходимых реквизитов;

б) нечеткость оттисков печатей, штампов;

в) несоответствие реквизитов, указанных в бланках, фактическому названию предприятия;

г) несоответствие реквизитов в разных документах;

д) разночтения в текстах различных экземпляров одного и того же документа;

е) несоответствие структуры бланка общепринятой форме;

ж) подчистки, исправления, подделка подписей и печатей и т. п.

В целях изучения надежности партнера необходимо собрать о нем информацию и тщательно ее проанализировать. Для сбора информации и глубокой проверки используются учеты адресного бюро, милиции (наличие компрометирующих материалов), бюро технической инвентаризации (учеты приватизированного жилья), комитета по управлению муниципальным имуществом (справки о находящейся в собственности недвижимости), местной администрации (сведения на зарегистрированные там предприятия), телефонный справочник. Обязательным является посещение домашнего адреса клиента.

Для анализа собранной информации необходимо выделить те сведения о клиенте, которые хотя и соответствуют действительности, но свидетельствуют о некотором риске коммерческой сделки с ним:

• отсутствие офиса либо договора аренды, либо этот договор заключен неверно; отсутствие в офисе современной оргтехники и средств связи; убогая мебель; неряшливый внешний вид сотрудников, грубые манеры их поведения либо отсутствие сотрудников;

• проживание генерального директора не по адресу прописки, частая смена места жительства, вообще непродолжительное проживание в городе, отсутствие семьи, особенно детей и (или) близких родственников, двойное гражданство (либо вообще он является гражданином другого государства);

• сложность получения характеризующих клиента сведений из-за невозможности установить предприятия и лиц, с которыми он контактировал в своей деятельности ранее.

При неподтверждении предоставленных клиентом сведений, либо невозможности их проверки, либо получения информации, свидетельствующей о значительном риске сделки, от сделки следует отказаться.

Хорошие результаты может дать сбор информации о партнере из таких официальных источников, как Регистрационная палата. Здесь можно проверить факт официальной регистрации предприятия и сравнить эти данные с документами, предоставленными партнерами. Если по добытым сведениям руководитель и главный бухгалтер одни, а в представленных вам документах – другие, то следует выяснить, почему и когда произошла замена.

Другая важная деталь в документах партнера – наличие лицензии на право заниматься той или иной деятельностью. Следует навести справки в лицензионной палате торгового отдела администрации, есть ли у вашего партнера право заниматься интересующей вас деятельностью.

Полезными могут оказаться сведения о том, сколько расчетных счетов и в каких банках имеет предприятие. Но при этом надо учитывать, что предприятие может использовать не только свой расчетный счет, но и счета «родственных» фирм. Нередко мошенники учреждают несколько предприятий, и, получив денежные средства, перебрасывают их с одного счета на другой, создавая видимость активной хозяйственной деятельности.

Поэтому необходимо узнать, сколько «руководящих» кресел и где занимает ваш партнер. Сведения о количестве расчетных счетов у ваших предполагаемых партнеров, во-первых, дают некоторое представление о самом предприятии и его руководителях; во-вторых, позволяют распознать фиктивность хозяйственной деятельности партнера в случае получения денежных средств и оперативного перечисления их «родственным» фирмам; в-третьих, дают информацию о путях перевода или сокрытия чужих средств в том случае, если вас начинают обманывать.

Все это может обеспечить возврат средств, перечисленных недобросовестному партнеру.

Бывает полезно выяснить и мнение самих учредителей о своем предприятии. Конечно, мошенники с вами откровенничать не будут. Поэтому такую работу рекомендуется начинать с получения достоверной информации о порядочности самих учредителей.

Если у вас все-таки остаются сомнения, можно попробовать и такой метод: выяснить в органах внутренних дел, не значится ли в списках утерянных паспорт учредителя предприятия. Параллельно с этим следует получить информацию по месту проживания владельца такого паспорта. И может так случиться, что вы обнаружите компрометирующие вашего партнера сведения, которые привели человека к потере паспорта, его продаже или передаче мошенникам, зарегистрировавшим на него предприятие.

Охарактеризовать интересующую вас личность могут и в милиции, и в жилищно-эксплутационной конторе, и в квартире по соседству.

Все эти рекомендации применимы и к выявлению личности работников, ведущих с вами переговоры о заключении сделки. Более того, ознакомление с паспортом партнера просто обязательно, и вполне может быть, что он не прописан в данной местности или вообще представляется вымышленным именем, является лицом без гражданства или иностранцем.

Обязательный элемент проверки – установление фактического адреса вашего партнера. Без этих сведений задачу возмещения ущерба решить очень трудно. При такого рода проверке следует иметь в виду, что одни предприятия указывают в уставных документах домашний адрес своего учредителя либо другого человека, вторые – арендованного помещения, третьи имеют собственные здания, офисы и т. п.

Поэтому можно рекомендовать следующие проверки.

Если партнер говорит, что помещение – его собственность, достоверность такого заявления необходимо уточнить в дирекции по эксплуатации помещений либо в БТИ. Там же вы сможете выяснить, не сдано ли здание под залог. Если сдано, то кому именно. Полезно ознакомиться с обстановкой на предприятии, поговорить с работниками. Все это поможет установить стабильность предприятия, его материальную базу.

Если предприятие арендует производственные площади, то перечень вопросов к арендодателю может выглядеть так:

• своевременно ли уплачивается арендная плата, по каким причинам она задерживается;

• что думает арендодатель о порядочности и честности арендатора;

• каков срок аренды помещения.

Если окажется, что арендаторы въехали на короткий срок, то существует вероятность обмана. В таком случае следует уточнить предыдущий адрес предприятия и где оно собирается работать в дальнейшем, с кем ведутся переговоры на эту тему, какие документы подтверждают это.

Часто в качестве юридического адреса предприятия указывают квартиру. В этом случае проверка начинается с простого: кому принадлежит данная квартира? Руководителю, рядовому работнику предприятия, постороннему лицу?

Нужно иметь в виду, что в Москве и некоторых других городах использование квартир под офисы запрещено.

Если квартира принадлежит одному из руководителей фирмы, поинтересуйтесь мнением соседей об этом человеке.

Если это квартира рядового работника, то придется дополнительно выяснить, почему предприятие зарегистрировано не по адресу руководителя; в каких отношениях владелец жилья с руководством предприятия. Возможно, он предоставил свой адрес для регистрации «по дружбе» либо сделал это за вознаграждение. В этом случае так же нужно поинтересоваться мнением соседей о владельце юридического адреса.

Особенно тщательно обрабатываются все эти вопросы в том случае, если квартира, указанная в качестве адреса предприятия, принадлежит постороннему лицу. К тому перечню вопросов, о которых уже говорилось, добавляется еще и необходимость установить: на каких условиях предприятие заключило сделку с хозяином квартиры, хорошо ли знакомы участники этой сделки, как часто они общаются, как осуществляют оплату и т. д.

Финансовое состояние и порядочность руководителей партнера характеризует то, как они платят налоги. Если окажется, что у него перед госбюджетом давние долги, то остерегитесь: очень вероятно, что предполагаемый договор будет сорван, а ваши деньги либо присвоят мошенники, либо конфискует государство.

Если предположить, что все эти мероприятия проведены (неважно, в каком порядке), компрометирующие материалы не получены, то утверждать, будто ваш партнер надежен, все еще рано.

Следующим этапом проверки должно быть выяснение возможности исполнения партнером договора. Проверьте, есть ли у будущего партнера производственные и складские помещения, детально ознакомьтесь с документами на товар. Если предприятие производит товары (услуги) самостоятельно, оно должно обладать соответствующей материальной базой, складскими помещениями, транспортом, достаточными финансами. Если товары предприятию поставляет контрагент, нужно выяснить, надежен ли он, заключен ли с ним договор и т. п.

Сведения о финансовой и производственной деятельности подтверждаются наличием средств на расчетном счете, их движением. Именно движение денежных средств в отдельных случаях наглядно свидетельствует о надежности или ненадежности того или иного предприятия.

Многообразны методы решения такой задачи, как проверка добросовестности исполнения взятых на себя обязательств. Информацию об этом можно найти в периодической печати, в арбитражном суде, у специализированных фирм, занимающихся учетом и систематизацией информации на сомнительных партнеров. Необходимую информацию можно получить и в ходе легендированных бесед с работниками самого предприятия.

Предположим, что собранная информация не дает оснований сомневаться в партнере, но предосторожности ради определитесь с размерами предоплаты и еще раз уточните, чем партнер объясняет ее необходимость. И только после этого приступайте к составлению договора и соответствующих документов. Здесь требуется максимум внимания, ибо мошеннические намерения реализуются именно на этой стадии.

О возможности заключения фиктивных договоров и получения по ним предоплаты без намерения исполнить взятые на себя обязательства могут свидетельствовать следующие признаки:

• заключение договора с требованием полной или частичной оплаты продукции в виде аванса при одновременной задержке исполнения договора;

• выдвижение различных надуманных причин о невозможности своевременного исполнения договора со ссылкой на факторы, не оказывающие существенного влияния на его исполнение либо не соответствующие действительности;

• отказ показать товар, складские справки или заключенные договоры с контрагентами на поставку интересующей вас продукции;

• уклонение от личных встреч и телефонных переговоров с заказчиком, оставление полученных телеграмм без ответа;

• невыполнение отдельных условий, этапов договора;

• заключение договоров с заведомо невыполнимыми обязательствами, то есть поставка товаров в таком количестве и качестве, на какое не хватит средств;

• обязательство поставить высококачественные товары по цене, необъяснимо низкой для данного региона.

Если эти настораживающие моменты совпадут и с определенными признаками мошенничества, такими как подлоги в учетных документах, отклонение от порядка осуществления операций, установленного договором, нелогичность, нецелесообразность операций – следует произвести углубленную проверку партнера, еще лучше – принять меры, чтобы вернуть свои деньги.

Если в поле вашего зрения попали такие факты, не торопитесь перечислять денежные средства, отдавать товары и материальные ценности. Лучше еще раз все проверить и убедиться, что предприятие-получатель и предприятие-гарант существуют, а люди, желающие получить товар, имеют реальные полномочия на это, и предъявленные ими документы не подделаны.

Итак, наиболее распространенными способами обмана можно назвать:

• создание лжепредприятий с указанием искаженной информации о руководителях и юридическом адресе;

• использование документов несуществующих либо обанкротившихся предприятий и указание чужого расчетного счета;

• заключение договора и получение материальных ценностей через людей, не уполномоченных на такие действия, по поддельным платежным и иным документам;

• маскировка совершенных присвоений путем объявления ложного банкротства и т. п.

Прежде чем заключить договор, необходимо убедиться, что у предполагаемого партнера в порядке учредительные документы, имеется лицензия на право занятия определенной деятельностью. Необходимо получить данные на прежних и настоящих руководителей и главных бухгалтеров, проверить финансовое состояние партнера и его возможности исполнить договор.

В ходе проверки делается следующее:

• анализ учредительных и иных документов;

• проверяются факт регистрации предприятия, получения лицензии, постановки на учет в налоговой инспекции и регулярность уплаты налогов;

• в сомнительных случаях устанавливаются факты возможной утраты паспортов людьми, сведения о которых есть в представленных документах;

• устанавливается фактический адрес предприятия;

• проверяется, имеет ли партнер финансовые и производственные возможности исполнить договор;

• через независимые источники выясняется репутация руководителя и главного бухгалтера предприятия.

При этом особое внимание обращается на анализ таких фактов, как:

• несовпадение фамилий юридических и фактических руководителей предприятия;

• отсутствие у учредителей прописки в данном регионе, наличие двойного гражданства;

• отсутствие производственной базы, персонала, договоров с партнерами;

• неправильное оформление учредительных и иных документов.

На основе полученной информации и следует принимать решение о продолжении сотрудничества либо его прекращении.

Но если договор все же заключен, необходимо контролировать его исполнение. При этом особое внимание надо обращать на факты:

• систематический перенос партнером сроков исполнения взятых на себя обязательств;

• неисполнение договора или отдельных его положений со ссылкой на малосущественные и явно сомнительные причины и т. п.

Если такие факты получены, то в зависимости от результатов оценки всей добытой информации следует либо изменить условия договора, либо жестко контролировать выполнение.

Признаки, проявляющиеся при опасности невозврата кредитов:

• контроль за прохождением денежных средств, взятых под договор (контракт) (куда отправлены деньги, по договору или на сторону?);

• контроль за прохождением товаров по контракту;

• контроль за производством товаров под контракт (если товары производятся в России);

• контроль за использованием средств не по назначению;

• контроль за всеми нарушениями договора, которые допустил клиент. Перевод денег в дочерние и иные фирмы, не предусмотренные контрактом, закупка товаров не того ассортимента и не у того контрагента, как предусмотрено контрактом;

• контроль за своевременным составлением и направлением претензий в случае нарушения договора;

• контроль за действиями и поведением должника после направления ему претензии (может начать распродавать имущество предприятия, чтобы расплатиться или чтобы сбежать, не заплатив долгов);

• контроль за действиями кредитного и дебиторского отдела по взиманию долга с использованием действующего законодательства. Подготовка документации, сроки предъявления претензий, получения ответов, оформления иска в третейский или арбитражный суд, обеспечение иска и доказательств.