Вы здесь

Обеспечение безопасности объектов. Физическая защита. Современное состояние систем физической защиты объектов (Владимир Ушаков)

Современное состояние систем физической защиты объектов

Базовые принципы построения СФЗ

Обеспечение безопасности объектов строится на основе создания СФЗ, обеспечивающей высокую вероятность обнаружения и противодействия нарушителю и включающей в себя взаимосвязанные технические средства, организационные и оперативные мероприятия.

Оснащение объекта современным комплексом инженерных средств и ТСФЗ требует учета многих факторов. К настоящему времени разработан перечень базисных требований, являющихся основой для построения СФЗ различных объектов.

При выборе и обосновании конкретного варианта оснащения объекта СФЗ необходимо проанализировать следующие факторы:

особенности функционирования объекта, степень важности, решаемые задачи и характер возможных последствий при реализации потенциальных угроз;

местоположение объекта, характеристика оперативной, криминогенной и культурной обстановки на объекте и вокруг него;

рельеф и характер местности;

климатические, географические и геологические условия;

животный и растительный мир;

помеховая обстановка, наличие дестабилизирующих факторов и другое.

Приступая к построению СФЗ объекта, необходимо соблюдать комплексный подход, обеспечивающий оптимальное сочетание и правильное взаимодействие всех средств, систем и процедур функционирования СФЗ. При этом применяемые инженерные средства и ТСФЗ, методы должны быть достаточны и адекватны возможной угрозе. Меры противодействия нарушителям должны быть сбалансированы, то есть распределены в соответствии с вероятностью угрозы и важностью защищаемого объекта. Сигнал тревоги, свидетельствующий о возникновении внештатной ситуации на рубеже охраны, должен поступать как можно раньше, чтобы было достаточно времени для принятия ответных мер. При этом устанавливаемые инженерные средства и ТСФЗ не должны препятствовать нормальному функционированию объекта.

СФЗ объектов строятся на следующих принципах:

– определение предполагаемых угроз и обеспечение своевременного противодействия потенциально возможным угрозам и последствиям;

– зональный принцип, эшелонирование рубежей защиты;

– принцип «равнопрочности» защиты уязвимых мест охраняемого объекта;

– принцип постоянного автоматизированного контроля функционирования инженерных средств и ТСФЗ;

– принцип обеспечения надежности и живучести, реализуемый за счёт: блочно-модульного построения инженерных средств и ТСФЗ; резервирования средств и систем, важных для безопасности;

– принцип адаптивности функционирования инженерных средств и ТСФЗ в различных условиях.

ТСФЗ являются важнейшей составляющей СФЗ. Их задача заключается в обнаружении с высокой вероятностью действий нарушителя и отображении (представлении) информации о НСД в отношении объекта.

Функционирование ТСФЗ обеспечивает также пропускной контроль и организационно-технические мероприятия разрешительной (допускной) системы. Разрешительная система пропускного контроля означает допуск на территорию объекта или в конкретное здание лиц, имеющих соответствующие полномочия, обнаружение и запрещение попыток проникновения на территорию неуполномоченных лиц или попыток вноса (выноса) неразрешенных материалов (оружия, взрывчатых веществ и т. д.).

Эффективность выполнения функции обнаружения нарушителя может быть оценена с помощью ряда показателей.

Во-первых, это вероятность обнаружения действий нарушителя, то есть вероятность выдачи сигнала тревоги при вторжении или пересечении нарушителем зоны обнаружения ТСФЗ. Для средств обнаружения, работающих на различных физических принципах, а также в зависимости от условий эксплуатации, этот показатель будет различным. Очевидно, что чем выше численное значение этого показателя, тем эффективнее ТСФЗ и лучше его тактико-технические показатели.

Во-вторых, это частота ложных срабатываний – показатель, во многом определяющий общую эффективность всего комплекса ТСФЗ. Этот показатель также является вероятностным и в значительной степени зависит от климатических условий, индустриальных (промышленных) помех и иных воздействий (дестабилизирующих факторов). Минимальная частота ложных срабатываний средств обнаружения и датчиков характеризует высокую достоверность сигнала ТСФЗ.

В-третьих, это вероятность обнаружения нарушителя. Она зависит от времени на обнаружение нарушителя, включающего время на оценку тревожной ситуации и на принятие решения на ответные (упреждающие) действия. Если время, прошедшее с момента срабатывания СО до момента определения достоверности сигнала тревоги невелико, то вероятность непосредственно фиксации нарушения будет определяться, практически, вероятностью срабатывания СО. Вероятность обнаружения нарушителя уменьшается по мере увеличения времени передачи информации от СО, времени оценки ситуации и принятия решения на соответствующие действия.

Зависимость вероятности обнаружения нарушителя от времени между моментом передачи сигнала тревоги и моментом принятия решения на действия сил обеспечения безопасности (охраны) показана на рис. 2.


Рис. 2. Зависимость вероятности обнаружения нарушителя от времени на оценку ситуации и принятие решения


Средство обнаружения срабатывает в момент времени То. К моменту времени Т1, Т2 или Т3 оператор идентифицирует информацию от СО и принимается решение на действия сил обеспечения безопасности (охраны). Если время, прошедшее с момента срабатывания СО до момента принятия решения, невелико (Т1), то вероятность обнаружения Рd будет близка к вероятности срабатывания СО, Рs*.

Инженерные средства, усиленные двери, окна, стены помещений, сейфы увеличивают время на возможное проникновение нарушителя на объект.

Если инженерные средства и ТСФЗ рассматриваются как средства, выполняющие функции обнаружения и задержки, то силы обеспечения безопасности (охраны) необходимо рассматривать как составную часть СФЗ, функционально отвечающую за охрану, основной задачей которой является перехват и нейтрализация нарушителя до момента совершения им каких-либо действий в отношении объекта. То есть силы обеспечения безопасности (охраны) необходимо рассматривать как силы предупреждения, противостояния и ликвидации различных угроз объекту.

Выполнение задач по созданию на объекте надежной и высокоэффективной СФЗ или оценка данной системы уже действующего объекта начинается с анализа возможных угроз и выбора адекватных средств и методов ФЗ.

Возможные угрозы классифицируются как:

квалифицированные;

неквалифицированные;

угрозы организованной силой;

внутренние угрозы;

комбинированные угрозы.

Оценка возможных угроз проводится по следующим направлениям:

угрозы технике, материальным ценностям, имуществу, оборудованию, инженерным средствам и ТСФЗ, в том числе акции саботажа, захват или хищение;

безопасность информации;

безопасность персонала службы безопасности (охраны) и персонала объекта.

Определение приоритетов в вышеперечисленных направлениях зависит от категории (степени важности) объекта и решаемых задач.

Последовательность в оценке угроз достигается за счет:

выявления наиболее уязвимых мест в СФЗ, анализа статистики происшествий на объекте и подсчета возможного ущерба по каждому виду угроз;

моделирования действий нарушителя;

анализа режима и графиков работы объекта, процедуры доступа;

наблюдения за взаимоотношениями в коллективе, устранения различного рода конфликтов.

Таким образом, рассмотрение проблемы в следующей последовательности: что необходимо защищать, от кого защищать и как защищать, – позволит объективно определить критерии возможных угроз и принять меры по уменьшению (минимизации) НСД и уменьшению возможных последствий.

Чем сложнее и разветвленнее СФЗ объекта, тем больше времени потребуется на ее преодоление, и тем больше вероятность того, что угроза будет обнаружена и ликвидирована. Использование комплексов современных инженерных средств и ТСФЗ позволяет с высокой достоверностью представить силам обеспечения безопасности (охраны) информацию о месте нарушения, направлении движения и возможном замысле действий нарушителя. Высокое качество организации безопасности, умелые и слаженные действия сил обеспечения безопасности (охраны), их подготовка позволяют значительно повысить вероятность того, что угрозы будут предупреждены или нейтрализованы до совершения каких-либо НСД.

Перехват и нейтрализация нарушителей предусматривает поддержание связи между пунктами управления и силами ответных действий (силами обеспечения безопасности (охраны) и силами усиления) с передачей информации о действиях нарушителей и развертывании действий. Силы обеспечения безопасности (охраны) базируются непосредственно на объекте, а силы усиления (группы быстрого реагирования), как правило, на удаленной территории. Эффективность поддержания связи с силами ответных действий определяется вероятностью поддержания бесперебойной связи и продолжительностью времени, необходимого для передачи сообщений. Зависимость вероятности установления и поддержания бесперебойной связи от времени связи между пунктами управления представлена на рис.3.


Рис. 3. Зависимость вероятности установления и поддержания бесперебойной связи с силами реагирования от времени связи между пунктами управления


Продолжительность времени, проходящего с момента передачи первоначального сообщения, может значительно изменяться в зависимости от метода поддержания связи. По прошествии этого первоначального периода вероятность поддержания бесперебойной связи начинает быстро возрастать. С каждым повторением сообщения вероятность передачи точной информации возрастает.

Основным показателем эффективности функционирования СФЗ конкретного объекта является соотношение: Тсфз ≤ Тн. То есть, время действия нарушителя (Тн) от момента получения сигнала ТСФЗ о его проникновении на охраняемую территорию (данный факт определяется как обнаружение проникновения) до момента ликвидации угрозы должно быть большим или, в крайнем случае, равным времени реакции СФЗ (Тсфз) по обнаружению и пресечению действий нарушителя.

Таким образом, для эффективной СФЗ ее функции должны быть выполнены в течение периода времени (Тсфз) меньшего, чем период времени, необходимого нарушителю для выполнения своих задач (Тн).

На рис. 4 показана временная структура выполнения задач нарушителем и СФЗ.


Рис. 4. Временная структура выполнения задач нарушителем и СФЗ


Из рис. 4 видно, что продолжительность времени, необходимого нарушителю для выполнения задач, зависит от эффективности задержки, обеспечиваемой СФЗ объекта. Нарушители могут начать выполнение своей задачи несколько ранее подачи первого сигнала тревоги, в момент, обозначенный временем То. Время выполнения задачи нарушителями до момента То показано прерывистой линией, поскольку, как отмечалось выше, функция задержки до обнаружения действий нарушителя практически не играет роли. После передачи первого сигнала тревоги полученная информация должна быть зарегистрирована и определена достоверность тревожного сигнала. Время окончания оценки достоверности сигнала тревоги обозначено как момент времени Та. В этот момент информация о местонахождении нарушителя на рубеже обнаружения должна быть передана силам обеспечения безопасности (охраны). Затем необходимо время для принятия решения, постановки задач и развертывания (экипирования и прибытия или доставки) сил обеспечения безопасности (охраны) для перехвата и нейтрализации нарушителя.

Конец ознакомительного фрагмента.