Часть четвертая
Симптомы
– Видишь два желтых пятнышка?
– Вижу!
– Значит, это не гадюка, а уж.
– А в чем разница?
Папа-ёж на какое-то мгновение задумался, посопел носом, повернулся к ёжику и медленно, со значением произнес:
– Запомни, сынок! Для настоящего ежа гадюка – это добыча. А уж… Уж – это просто еда.
4.1. Симптомы и синдромы
Все объединенные термином ОРЗ болезни потому и объединены, собственно, что похожи друг на друга. Похожи, разумеется, симптомами, уж простите за повторения и банальности. Отличия – в тонкостях, ибо каждый конкретный симптом может не только быть или не быть, но и имеет преогромное количество нюансов, особенностей, вариантов и т. д.
Анализ симптомов проводит врач. И первое, глобальное, так сказать, диагностическое, решение предусматривает ответ на вопрос: ОРЗ это или нет?
Ответ, как правило, несложен и положителен, при условии, что имеется:
1 острое начало болезни;
2 признаки поражения дыхательных путей (насморк, кашель и т. д.).
По обоим пунктам ответили утвердительно. И делаем вывод: это ОРЗ!
Следующий диагностический этап предусматривает переход от понятия «ОРЗ» к конкретному диагнозу, получение, сопоставление, разбор информации и, как следствие этого, ответы на два основных диагностических вопроса:
• из-за чего возникло воспаление дыхательных путей? – причина болезни, кто виноват (вирус, бактерия, аллергия, переохлаждение);
• где возникло воспаление дыхательный путей? – локализация воспалительного процесса в дыхательных путях, что это (ринит, тонзиллит, ларингит, бронхит).
Симптомы, присущие определенному варианту ОРЗ, можно разделить на две группы: имеющие отношение к поражению дыхательных путей и все остальные.
Понятно ведь, что при любой ОРВИ может болеть голова. Головная боль – это конкретный симптом, со своими характеристиками (интенсивность, локализация, продолжительность и т. п.), но для ОРЗ вообще и ОРВИ в частности это симптом не специфический.
Повышение температуры тела – самый очевидный признак острой инфекционной болезни. Не только респираторной инфекции, любой инфекции.
Множество симптомов отражает нарушение самочувствия – вялость, сонливость, капризность-плаксивость, снижение аппетита.
Бактерии вырабатывают токсины, вирусы повреждают клетки организма. Токсины и частицы разрушенных клеток всасываются в кровь, обуславливая развитие состояния, которое называется инфекционным токсикозом. Озноб, бледность кожи, учащенное сердцебиение – его типичные проявления.
Совокупность симптомов носит название синдрома.
Все симптомы, имеющие отношение к ОРЗ, можно, фактически, разделить на два синдрома:
• синдром общих нарушений;
• синдром поражения дыхательных путей.
Синдром общих нарушений отражает не столько диагноз, сколько тяжесть конкретной болезни. Он объединяет в себе признаки инфекционного токсикоза и нарушения самочувствия. Клинические проявления этого синдрома, по сути своей, обуславливают ответ на вопрос доктора: «Как дела?»
– Хорошо… Плохо… Очень плохо…
Именно синдром общих нарушений сплошь и рядом определяет динамику болезни. Динамику эту видят, прежде всего, родственники ребенка – «повеселел», «стало хуже», «наконец-то попросил есть», «пошел на поправку» и т. д. и т. п.
В то же время, и это вполне очевидно, абсолютно все симптомы, представляющие синдром общих нарушений, не имеют прямой, специфической связи с респираторными заболеваниями. Более того, даже самый тщательный разбор и оценка симптомов, объединенных в синдром общих нарушений, не дает ответа на те самые два главных диагностических вопроса – из-за чего и где.
В этом аспекте (в диагностическом) синдром поражения дыхательных путей вообще и составляющие его симптомы в частности – многократно более информативны. Анализу этих симптомов мы и посвятим несколько следующих глав.
Два предварительных замечания до того момента, как мы углубимся в изучение симптомов ОРЗ.
1. Диагностический процесс не ограничивается лишь анализом симптомов. Его всегда предваряет сбор информации о развитии болезни, о событиях, предшествовавших этому. Полученные сведения оказываются порой настолько важными, что являются достаточным условием для постановки диагноза. С этим, кстати, во многом связано столь распространенное в нашей стране диагностирование ОРЗ врачами по телефону: если девочка Маша ни с того ни с сего заболела, так надо срочно бежать и разбираться, а если перед этим пришел с заложенным носом папа, а потом слегла мама – так все понятно и без особой беготни…
2. Еще раз подчеркиваю: приведенные ниже описания вовсе не ставят своей целью обучение родителей диагностическому искусству. Знание конкретных симптомов и их особенностей полезно не только теоретически (в общеобразовательном аспекте), но и способно на практике помочь мамам и папам оценить серьезность ситуации, вовремя и адресно обратиться за врачебной помощью.
4.2. Насморк
– Самый распространенный симптом поражения дыхательных путей?
Слово из семи букв, первая «Н», последняя «К»?
– Конечно же, НАСМОРК! И есть такое подозрение, что это вообще самый распространенный симптом человеческих болезней…
Итак, насморк. Все словари – и толковые, и медицинские – рассматривают слово «насморк» в качестве синонима понятия «воспаление слизистой оболочки носа», т. е. «насморк» = «ринит».
На самом же деле, насморк – это жалоба, констатация факта затрудненного носового дыхания, ну а ринит – диагноз, точнее – часть диагноза, указывающая на воспалительный процесс в носу.
Насморк имеет два основных проявления:
• отек слизистой оболочки носа (заложенность носа);
• избыточное образование слизи.
Два популярных термина:
• избыточное образование = очень медицинское слово «гиперсекреция»;
• слизь в носу = очень народное слово «сопли».
Отек слизистой оболочки и гиперсекреция слизи почти всегда дополняют друг друга, их выраженность варьирует в достаточно широких пределах.
Любой взрослый человек, вооруженный богатым опытом собственных ОРЗ, с легкостью ответит на диагностический вопрос: что в данном конкретном случае выражено больше – отек или гиперсекреция? Понятно ведь, что если насморк приводит к стремительному истощению запаса носовых платков, так это выраженная гиперсекреция, ну а если ничего из носа не бежит, но дышать этим самым носом не получается – это выраженный отек. Фраза «выраженная гиперсекреция» в переводе на русский язык с медицинского означает «сопли ручьем», ну а «выраженный отек» переводится, соответственно, словами «не продохнешь».
Какое из двух перечисленных зол (отек или гиперсекреция) «лучше», что легче переносится – это индивидуально. С одной стороны, при выраженной гиперсекреции можно высморкаться и хоть на какое-то время получить передышку, но другая сторона… Куча платков, раздражение под носом – в общем, ничего хорошего.
Особо важные моменты касательно детского насморка.
• Очевидный признак затрудненного носового дыхания – открытый рот и дыхание открытым ртом соответственно.
• Подтвердить наличие ринита можно, заглянув в носовые ходы: несложно обнаружить там скопление слизи, покраснение слизистой оболочки.
• Дети первых месяцев жизни не умеют дышать ртом, поэтому даже самый незначительный насморк может приводить к выраженному нарушению общего состояния.
• Еще один принципиальный момент, принципиальное детское «неумение» – неспособность сознательно очищать нос посредством сморкания.
• Переносимость насморка серьезно зависит от вязкости слизи. Жидкие сопли легко высмаркиваются и легко удаляются (вымываются, отсасываются), густая слизь быстро закупоривает носовые ходы, и удалить ее очень сложно.
• Анатомические и физиологические особенности организма ребенка – доминирующее участие системы дыхания в теплорегуляции, значительная частота дыхания, узость носовых ходов – приводят к тому, что у детей очень легко образуются корочки засохшей слизи.
• Основными факторами, способствующими загустеванию слизи и образованию корочек, являются сухость и высокая температура воздуха, которым дышит ребенок, дефицит жидкости в организме, высокая температура тела.
• Все основные причины ОРЗ (вирусы, бактерии, аллергия, переохлаждение) приводят к воспалению обеих половин носа. Понятно, что из-за искривления носовой перегородки или образования корочек слизи может иметь место такая ситуация, когда одна ноздря дышит замечательно, а вторая не дышит вообще. Но!!! Длительная заложенность и длительные, особенно кровянистые выделения только из одной половины носа могут быть симптомом инородного тела: к сожалению, не особо редки ситуации, при которых маленькие дети засовывают себе в нос пуговицы, косточки, зернышки и т. п.
• При остром вирусном или аллергическом насморке сопли, как правило, прозрачные. Изменение цвета слизи обычно происходит тогда, когда в воспалительном процессе принимают или начинают принимать участие бактерии.
• Еще один очень типичный симптом ринита – нарушение или полная потеря способности различать запахи.
• Очень частое детское «явление» – так называемый задний ринит: ситуация, при которой воспалительный процесс локализуется преимущественно в задних отделах носа. В результате слизь стекает преимущественно назад, по задней стенке глотки, вызывая почти постоянное покашливание. Задний ринит может проявляться иначе: он почти не беспокоит дитя в активном, так сказать, состоянии (ребенок все время глотает стекающую слизь), но стоит малышу прилечь, как возникает мучительный кашель.
4.3. Чиханье
Чиханье многократно легче изобразить, нежели описать. Но поскольку среди читающих эти строки нет никогда не чихавших, в особо подробных описаниях нет и особой необходимости.
Чиханье – особый, безусловный, защитный рефлекс. Суть понятия «безусловный» в рассматриваемом аспекте – врожденный, выработанный не личным опытом, а эволюцией. Т. е., придя в этот мир, каждый из нас уже умеет чихать, точно так же, как умеет сосать материнскую грудь или моргать.
Слизистая оболочка носа имеет чувствительные нервные клетки (рецепторы), раздражение этих клеток и приводит к чиханью. Что может раздражать рецепторы? Многое: пыль, химические вещества, любые субстанции с интенсивным запахом, слизь, особенно густая слизь, особенно кусочки засохшей слизи.
Чиханье – защитная реакция. Связана она с необходимостью удаления чего-либо из вышеперечисленного. Естественным путем оно не удаляется, а мешает-раздражает очень сильно. Ну а коль скоро очень мешает, так нужны и нестандартные способы очистки дыхательных путей: глубокий вдох (часто через рот) и резкий, интенсивный выдох через нос. Мощный поток воздуха «сдувает» препятствие. Этот форсированный выдох через нос – и есть по сути чиханье. Не получается очистить с одной попытки – чиханье повторяется.
Понятно, что чиханье может быть не столько симптомом болезни, сколько реакцией на неудовлетворительные свойства воздуха, которым человек дышит (сухой, пыльный, пахнущий и т. п.).
Любое воспаление слизистой оболочки носа многократно увеличивает вероятность чиханья. Т. е. чиханье – частый и вполне обычный симптом ринита. Замечено, что при аллергическом насморке чиханье возникает чаще, чем при ОРВИ, но это не правило, а тенденция.
Два очень важных замечания в отношении чиханья:
1. Никогда не забывайте о том, что чиханье – наиболее интенсивный способ распространения инфекции воздушно-капельным путем. Именно при чихании возникают идеальные условия для рассеивания капель слизи в пространстве, оседании этих капель на бытовых предметах, мебели и т. д. Активно чихающий малолетний ребенок с особо не нарушенным общим состоянием – замечательный и очень эффективный способ перезаразить в течение одного дня всех детсадовских одногруппников. Важный вывод: надобно с самого раннего младенчества обучать детей навыкам прикрывания рта и носа при чихании.
2. Прикрывать при чихании рот и нос – это не значит перекрывать рот и нос! Последнее, кстати, наблюдается очень часто – почувствовав приближение чиханья, конкретный чихающий субъект сжимает ноздри и закрывает рот (себе или дитю). Как следствие – пыль, слизь и т. п. местные раздражители, которые, собственно и стали первопричиной чиханья, оторвавшись от слизистой оболочки, движутся туда, где создается пониженное давление. Теоретически, интенсивный поток воздуха для того и образуется, чтоб вывести мешающие частицы за пределы дыхательных путей. Но выход перекрыт, а куда же деваться? В лучшем случае струя воздуха возвращается в носоглотку, в худшем – попадает в пазухи носа и евстахиеву трубу, многократно повышая риск развития синусита, евстахеита, отита.
4.4. Кашель
Способность кашлять – врожденная, и присуща она каждому здоровому новорожденному. Кашель – важнейшая составляющая системы местного иммунитета, эффективный способ очистки дыхательных путей.
Кашель не только и не столько симптом болезней, сколько обязательный атрибут здоровья! Да, да, именно здоровья! Ведь нормальное функционирование дыхательных путей сопровождается постоянным образованием слизи, а количество этой слизи очень часто превышает естественные физиологические потребности – вдыхаемый нами воздух далек от совершенства. Именно поэтому любой здоровый человек просто обязан хотя бы иногда кашлять!
Физиологически кашель слегка напоминает чиханье, в том плане, что за коротким вдохом следует активный, форсированный выдох, но механизм принципиально иной. Задача чиханья – очищение слизистой оболочки носа и не более того. Кашель – процесс, если можно так сказать, более глобальный, обеспечивающий и регулирующий нормальную работу всех воздухоносных путей. Кашель повышает давление выдыхаемого воздуха, это сопровождается характерным звуком и кашлевым толчком.
Кашель может быть пассивным – т. е. возникать самостоятельно по мере возникновения потребности в нем (как безусловный рефлекс).
Кашель может быть активным – т. е. человек совершает кашлевые движения сознательно, усилием воли.
Кашель бывает, мягко говоря, разным. «Мягко говоря» – это потому, что мало найдется таких симптомов, таких проявлений жизнедеятельности человеческого организма, чтоб их употребление было связано со столь огромным количеством дополнительно уточняющих характеристик, прилагательных, эпитетов. Кашель может быть настолько характерным, настолько специфическим, что, даже не подходя к больному, а только услышав, как он кашляет, опытный врач легко и уверенно поставит диагноз.
Типичный пример: приступообразный кашель с последующим свистящим вдохом и остановкой дыхания – вполне достаточно, чтоб диагностировать коклюш. Громкий, отрывистый, так называемый лающий кашель – специфичен для воспалительных процессов в области гортани (ларингита, ларинготрахеита).
А еще кашель может быть:
• влажным – сопровождающимся образованием мокроты[26] и, соответственно, сухим – когда мокроты нет;
• глубоким – когда кашлю предшествует активный вдох и, соответственно, поверхностным;
• продуктивным – приносящим облегчение, способствующим отхождению, откашливанию слизи; понятно, что кашель, не приносящий облегчения, – кашель непродуктивный;
• болезненным и безболезненным;
• легким и мучительным;
• частым, редким и постоянным;
• утренним, дневным, ночным и круглосуточным;
• длительным и кратковременным.
Характеризуя кашель, врачи часто используют такие эпитеты, как короткий, отрывистый, громкий, тихий, грубый, мягкий, спазматический, судорожный, раздражающий, надсадный, интенсивный, надоедливый и т. д. и т. п.
Каждому варианту ОРЗ присущ свой, достаточно характерный кашель – по крайней мере, не составляет особого труда описать кашель, типичный для ринита, ларингита или бронхита. Но есть принципиальные особенности именно детского кашля, обусловленные не спецификой конкретной болезни, а возрастом пациента – собственно тем, что это не просто кашель, а кашель у ребенка.
Особенности кашля у детей:
• слабая выраженность, иногда отсутствие кашлевого рефлекса у недоношенных, у новорожденных с заболеваниями нервной системы, сердца и т. п.;
• неспособность младенцев к сознательному откашливанию (к активному кашлю);[27]
• вдох и выдох, особенно активный выдох с созданием высокого давления воздуха, обеспечиваются так называемой дыхательной мускулатурой.[28] Слабость дыхательной мускулатуры – принципиальная особенность детей, и чем ребенок младше, тем актуальнее данное положение. Неудивительно, что слабость мышц обуславливает относительно низкую силу кашлевого толчка;
• частое сочетание кашля и рвоты – если в носоглотке скапливается густая слизь, то удалить ее, в силу слабости кашлевого толчка, у ребенка не всегда получается, это и провоцирует рвоту, как дополнительный способ очистки верхних дыхательных путей.
Узость дыхательных путей в сочетании со слабостью дыхательной мускулатуры – главные физиологические факторы, лежащие в основе недостаточно эффективного кашля у детей.
4.5. Откройте рот, скажите: а-а-а…
Осмотр полости рта – один из самых эффективных способов диагностики ОРЗ. Воспалительный процесс в дыхательных путях мгновенно отражается на состоянии слизистых оболочек. А где можно на эти оболочки посмотреть? Разумеется, во рту! Поэтому – откройте рот, скажите: а-а-а…
Да не тут-то было. Поскольку кто ж по собственной воле откроет рот недоброй тете с ложкой в руках. Дети очень быстро понимают, зачем их просят открыть рот, понимают, что ничего хорошего от этого открывания ждать не приходится… Неудивительно в этой связи, что все учебники для студентов медицинских институтов рекомендуют осуществлять осмотр полости рта в последнюю очередь, дабы не омрачать дитю настроение и не пугать прежде времени.
Что же можно увидеть в полости рта? Прежде всего слизистые оболочки: оценить их состояние, наличие воспалительного процесса. Следствие воспаления – прилив крови, проявляющийся, в первую очередь, покраснением и отечностью миндалин, зева, задней стенки глотки. Это покраснение или сочетание покраснения и отечности обозначается медицинским термином гиперемия.[29]
На поверхности слизистых оболочек могут быть отдельные участки более интенсивного покраснения, пятнышки, язвочки – это признаки стоматита.
Особое значение придается осмотру миндалин: во-первых, важны их размеры, во многом свидетельствующие о состоянии здоровья ребенка вообще, во-вторых, на поверхности миндалин, в свою очередь, могут быть налеты, гнойники, пленки, язвочки – все это проявления самых разнообразных болезней.
Осмотр полости рта позволяет обнаружить скопление слизи в носоглотке, подтвердить наличие заднего ринита (можно увидеть слизь, стекающую по задней стенке глотки). В полости рта можно обнаружить конкретный, наиболее активно воспаленный (гиперемированный) участок, и это послужит основой для диагноза: воспалены, прежде всего, миндалины – тонзиллит; именно задняя стенка глотки – фарингит; покрасневший и отечный надгортанник – эпиглоттит.
Во рту, в конце концов, есть десны, а сквозь десны пробиваются зубы – ну какое ж это ОРЗ, мамочка, просто у вас зубки лезут…
4.6. Изменения голоса
Произносимые нами слова появляются на свет благодаря двум механизмам звукообразования.
1. Первый механизм называется фонацией – он заключается в формировании высоты звука и обеспечивается работой голосовых связок.
2. Второй механизм создает так называемую фонемную структуру речи – т. е. непосредственно звуки «а», «у», «м» и т. д. Он называется артикуляцией и зависит от функционирования губ и анатомических структур полости рта (зубы, нёбо, язык).
Любое воспаление в области гортани приводит к нарушению нормальной работы голосовых связок, и это проявляется снижением высоты звука – осиплостью голоса. Чем сильнее воспаление, чем больше отек в области гортани – тем в большей степени выражена осиплость голоса. Иногда голос пропадает вообще – такое состояние называется афония. При афонии, что, впрочем, очевидно, нет фонации, есть только артикуляция – это называется всем знакомым словом «шепот». Типичное проявление афонии у маленьких детей – беззвучный плач. Таким образом, осиплость голоса – характерный и очень специфический симптом ларингитов и ларинготрахеитов.
Еще один вариант изменения голоса – охриплость. Охриплость возникает тогда, когда в просвете гортани (на голосовых связках, возле голосовых связок) накапливается мокрота. Присутствие мокроты придает голосу достаточно специфический, хрипящий, вибрирующий оттенок – это и есть охриплость.
Высота звука, как нам теперь уже известно, определяется работой голосовых связок. В то же время громкость звука зависит от силы воздушного потока, который на эти связки воздействует. Чем глубже вдохнули, чем сильнее выдохнули, тем громче звук. Понятно, что для очень громкого крика или очень громкого плача нужны очень здоровые легкие и свободные дыхательные пути.
4.7. Дыхание, одышка
В этой главе мы рассматриваем дыхание как симптом, не углубляясь в невидимые глазу тонкости, например газообмен в легких.
В норме дыхание практически незаметно и бесшумно. Основная его характеристика – частота, т. е. количество вдохов и выдохов в единицу времени.
Частота дыхания меняется с возрастом, и мы об этом уже писали в главе 3.1. Напомним также, что увеличение частоты дыхательных движений обозначается специальным термином – одышка.[30]
Увеличение потребности организма в кислороде – физические нагрузки или повышение температуры при болезнях – сопровождается соответствующим увеличением частоты дыхания.
Болезни дыхательных путей могут, в свою очередь, приводить к одышке, и это происходит по двум основным причинам:
• нарушение проходимости дыхательных путей из-за отека, спазма мышц, скопления мокроты;
• нарушение газообмена из-за воспаления в нижних дыхательных путях или легких.
Вполне очевидно, что нарушения проходимости и нарушения газообмена могут сочетаться друг с другом.
Суть, основное назначение одышки – компенсировать нехватку кислорода. Изменение глубины и частоты дыхания не всегда способно удовлетворить потребности организма. Это приводит к развитию состояния, которое называется дыхательная недостаточность. Ну а констатация того факта, что кислорода все-таки не хватает, обозначается термином гипоксия.[31]
Независимо от того, есть одышка или нет, дыхание может быть свободное и затрудненное. Значение этих слов интуитивно понятно, но следует, тем не менее, пояснить: затрудненное дыхание возникает тогда, когда что-то препятствует вдоху и (или) выдоху. Этим «что-то» может быть, например, спазм гортани, отек миндалин, сопли в носу, мокрота в бронхах и т. д. и т. п.
При наличии затрудненного дыхания всегда очень важно выяснить – что сделать труднее: вдохнуть или выдохнуть? Ответ на этот вопрос позволяет с очень высокой степенью вероятности уточнить: где, на каком участке дыхательных путей находится воспалительный процесс.
Поражение (воспаление) верхних дыхательных путей приводит к затрудненному вдоху.
Поражение (воспаление) нижних дыхательных путей приводит к затрудненному выдоху.
Затрудненное дыхание почти всегда сопровождается одышкой, но это не обязательно: организм ребенка может просто повышать усилия, затрачиваемые на вдох или выдох, но не увеличивать при этом частоту дыхания. Опять-таки, при затрудненном дыхании через нос одышка совсем не обязательна – можно «обойти» препятствие и дышать через рот. Этим пояснением мы проиллюстрировали еще один очевидный симптом, знакомый, собственно говоря, каждому на основании личного опыта: дыхание через рот свидетельствует о нарушении проходимости носовых ходов.
Но вернемся к вдоху и выдоху. Здесь следует дать определение нескольким специальным терминам. Итак:
• учащенное дыхание с затрудненным вдохом – инспираторная одышка;
• учащенное дыхание с затрудненным выдохом – экспираторная[32] одышка;
• одышка, при которой затруднены и вдох, и выдох, называется смешанной.
В норме, как мы уже заметили, дыхание бесшумное. Любое, даже незначительное препятствие на пути движущегося воздуха (воспаление слизистой оболочки, отек миндалин, слизь) приводит к образованию звуков. Звуки эти знакомы всякому: сопение, свист, храп, хрип, и у каждого такого звука есть уменьшительно-ласкательные варианты – посапывание, посвистывание, похрапывание, похрипывание…
В специальной медицинской литературе и в повседневном лексиконе врачей очень часто встречается специальный термин «стридор».
Стридор (stridor; лат. «шипение», «шум») – свистящий шум, возникающий главным образом во время вдоха, обусловленный резким сужением гортани, трахеи или бронхов.[33]
Родители, в силу печальных обстоятельств приобщенные к процессу регулярного лечения ОРЗ, нередко произносят такие, например, фразы, как «у нас стридор», «опять стридор» или «заболел стридором». В данной формулировке стридор рассматривается в качестве болезни, диагноза, что принципиально неверно. Стридор – всего лишь дыхательный шум. Произнося это слово, врач просто констатирует факт шумного дыхания и не более того. Т. е. стридор – совершенно конкретный симптом, имеющий место при некоторых ОРЗ. Понятно, что «опять заболеть стридором» невозможно.
Но есть исключение. У детей нередко имеет место врожденная аномалия, при которой хрящи и (или) связки гортани недоразвиты. Это приводит к вибрации хрящей и возникновению шумного дыхания. В описанной ситуации, которая носит название врожденный стридор, с рождения наблюдается дыхательный шум при отсутствии одышки и каких-либо нарушений общего состояния ребенка. Врожденный стридор не опасен и исчезает без всякого лечения в течение первого-второго года жизни.
Шумное дыхание, возникающие из-за сужения просвета дыхательных путей, называется стенотическим.[34]
Еще одной очень важной характеристикой дыхания является его глубина: дыхание может быть глубоким и поверхностным.
Глубокий вдох бывает затрудненным из-за воспалительных процессов в легких и плевре, ребенок может просто бояться глубоко дышать, поскольку при очень многих ОРЗ глубокий вдох провоцирует кашель. Все это усугубляется физиологическими особенностями детского организма – дети, в отличие от взрослых, в принципе дышат поверхностно, компенсируя это частотой дыхания. И эта тенденция тем выраженней, чем младше ребенок. Отсюда возникает парадоксальный на первый взгляд вывод – глубокое дыхание скорей признак здоровых легких, т. е. при глубоком дыхании причину одышки надо искать за пределами дыхательных путей.
И напоследок еще один очень часто используемый специальный термин – обструкция.[35] Применительно к болезням дыхательных путей он обозначает ситуацию, когда имеется препятствие, преграда для прохождения воздуха. Обычно речь идет о скоплении мокроты. А конкретный воспалительный процесс, приводящий к обструкции, называется обструктивным – например обструктивный бронхит.
4.8. Что слышит доктор?
Все симптомы, описанные в предыдущих главах, вполне могут быть обнаружены самыми обыкновенными, но внимательными родителями. Понятно, что анализ этих симптомов, выявление их взаимосвязи с конкретным диагнозом – дело врача, но наблюдательный родитель-непрофессионал вполне может рассказать врачу про насморк, кашель, чиханье, осипший голос, хриплое дыхание и т. п.
Рассказы доктору и беседы с доктором – это хорошо и полезно. Но все с нетерпением ждут, когда же врач сделает то главное, ради чего, собственно, и ожидали его с самого утра, произнесет глубокомысленно: «Сейчас посмотрим», но будет не смотреть, а слушать! Достанет незамысловатое приспособление – трубку, которую называют мудреными именами: то стетоскопом, то фонендоскопом – и начнет слушать. И это слушание – момент истины, ибо умение слушать легкие с помощью элементарного приспособления – есть обязательный атрибут врачебного искусства, недоступный простым смертным, мединститутов не заканчивавшим.
Конкретному родителю не очень-то и важно, как и с помощью чего врач слушает пациента. Многократно важнее другое – что врач слышит и что это услышанное означает. Тем не менее – для любознательных – объясним значение некоторых слов.
Процесс, метод исследования внутренних органов, основанный на выслушивании звуков, которые эти органы создают во время работы, называется аускультация. Латинское ausculto, собственно, и означает «выслушивание». Стетоскоп[36] – прибор для аускультации. Он состоит из звуковоспринимающей воронки, от которой отходят две резиновые трубочки, заканчивающиеся пластиковыми оливками – оливки врач вставляет себе в уши. Фонендоскоп[37] – это практически то же самое, но, в отличие от стетоскопа, звуковоспринимающая воронка снабжена мембраной, усиливающей звуки.
Главное достоинство аускультации – метод простой, недорогой, информативный, а используемое устройство легко помещается в женскую сумочку или в карман пиджака.
Стетоскопы-фонендоскопы до настоящего времени в непрофессиональной среде называют просто трубками. Трудно себе представить, чтоб мама произнесла такую, например, фразу: «Сашенька, посмотри какой у тети фонендоскоп». Выражения «ах, какая трубочка» или «трубочка не делает больно» – однозначно более привычны и естественны. Современные фонендоскопы ни на какие трубочки не похожи, но название вполне понятно и легко объяснимо исторически – надо только представить себе, как выглядел прибор для аускультации до появления резиновых звукопроводов: обыкновенная, как правило, деревянная трубка с двумя воронками: одна воронка к телу пациента, вторая – к уху доктора.
После того как аускультация закончена, врач сообщает родителям такие, например, результаты: «у вас хрипы» или «жесткое дыхание». Иногда, не вдаваясь в подробности, просто констатирует факт и сразу заявляет: дескать, бронхит…
Что же можно услышать при аускультации, почему этому методу обследования придается столь большое значение?
Прежде всего, аускультация значительно облегчает осмотр пациента. Понятно ведь, что определить частоту и глубину дыхания, выяснить, затруднено оно или нет, – можно и без трубки, но с фонендоскопом и проще, и быстрее, и надежнее.
В то же время некоторые признаки, их еще называют аускультативные симптомы, можно выявить только с помощью аускультации.
Абсолютно здоровые легкие и совершенно нормальные дыхательные пути создают дыхательные шумы. Есть определенные, обусловленные анатомо-физиологическими особенностями тонкости, отличающие эти шумы у взрослых и детей. Но общая тенденция такова: в норме хорошо слышен вдох и почти неслышен выдох, а по длительности выдох составляет, ориентировочно, треть вдоха. В этом нет ничего удивительного, ведь вдох – процесс активный, а выдох не требует никакого напряжения и происходит сам по себе, пассивно.
Воспалительные процессы, затрагивающие воздухоносные пути, особенно бронхи, практически всегда изменяют громкость выдоха – его слышно так же хорошо, как и вдох. Такое дыхание, при котором громкость вдоха и выдоха одинакова, называется жестким.
Сразу же следует заметить, что выявляемая при аускультации громкость дыхания имеет очень большое значение. При некоторых болезнях легких возникает уплотнение легочной ткани и дыхание становится громче (плотная ткань лучше проводит дыхательные шумы). Теперь представим себе ситуацию, когда в просвете бронха есть препятствие для прохождения воздуха – мокрота например. Понятно, что на том участке легких, к которому этот бронх несет воздух, дыхание будет ограничено, звук будет тише – врачи говорят в таком случае «участок ослабленного дыхания».
Каждый из нас неоднократно имел возможность понаблюдать за тем, как врачи слушают легкие: воронка стетоскопа прикладывается поочередно к симметричным участкам грудной клетки: под мышкой справа, под мышкой слева, под лопаткой справа, под лопаткой слева и т. д. В норме на симметричных участках дыхание одинаковое. Есть разница – это практически однозначный признак неблагополучия.
Аускультация не ограничивается лишь оценкой характеристик самого дыхания. Громкость, глубина, соотношение вдоха и выдоха, симметричность – это очень важно, но это не все. Дело в том, что помимо звуков, всегда и при любых обстоятельствах сопровождающих процесс дыхания, возможно обнаружение так называемых добавочных дыхательных шумов.
Добавочные дыхательные шумы у здорового человека отсутствуют. Их выявление – очевидный признак болезни. Так, например, при плевритах обычно идеально гладкие и влажные листки плевры теряют свою эластичность, трутся друг о друга и создают шум – шум трения плевры. В норме его нельзя услышать никогда. И это типичный добавочный дыхательный шум.
Самыми «популярными» добавочными дыхательными шумами являются хрипы. Хрипы появляются по двум основным причинам:
• изменение слизистой оболочки дыхательных путей: отек, участки уплотнения, сужения, расширения и т. п. – все это создает препятствия равномерному перемещению вдыхаемого или выдыхаемого воздушного потока, возникающие при этом завихрения воздуха создают звуковые явления;
• наличие в просвете дыхательных путей любого препятствия (мокрота, корочки засохшей слизи, кровь, инородное тело и т. д.).
Хрипы бывают двух основных видов. Одни образуются тогда, когда поток воздуха контактирует с жидкостью, например с мокротой. Такие хрипы называют влажными. Несложно предположить, что коль скоро есть хрипы влажные, так должны быть и хрипы сухие. И они действительно есть – образуются в ситуации, когда имеется воспаление слизистых оболочек дыхательных путей, когда есть контакт воздуха с плотной (засохшей) слизью, но ничего жидкого-мокрого на пути у движущегося воздуха нет.
Объяснить словами, как отличить и чем отличаются сухие и влажные хрипы практически невозможно: огромное количество нюансов, деталей, мелочей, характеристик. Чем чаще доктору приходится заниматься аускультацией, чем больше он видит и слышит пациентов – тем легче уловить многочисленные тонкости и частности. Неудивительно, что этому невозможно научить – это важнейшая составляющая часть индивидуального врачебного опыта. Ну а опытный врач не только ответит на вопрос, есть хрипы или нет, влажные они или сухие, но и установит конкретное место, конкретный уровень дыхательных путей, где эти хрипы, собственно, и образуются: верхние дыхательные пути, крупные бронхи, мелкие бронхи, бронхиолы, альвеолы…