ГЛАВА 6
Костик совсем пропал. Когда Ян пытался звонить ему, он быстро что-то отвечал и спешил закончить разговор. «Да что ты там делаешь-то?» – спрашивал Ян. «Как что? Пластик собираю», – отвечал Костик и отключался.
Прошёл день, другой, третий… Кто-то в классе рассказывал, что видел Костика то там, то сям, когда он таскал какие-то набитые битком пластиковые пакеты. Перед школой они встречаться перестали. А когда они встречались на уроках в школе, и Ян спрашивал, как успехи, Костик только отмахивался и говорил, что пока непонятно.
Через несколько дней школьная форма на Костике стала пыльной и неопрятной, волосы взъерошились сильнее обычного, уши ещё больше оттопырились, а лицо и руки стали чумазыми. И взгляд блуждал где-то вдали от уроков, от школы, от Яна и даже от любимых игр. Ян начал жалеть Костика. Выбрав удобный момент, он спросил:
– Ну как дела, удалось что-нибудь заработать?
– Да знаешь, Ян, сдавать пластик – не такое простое дело, как я думал вначале. Его, оказывается, и не весь принимают, а только определённого вида. И даже этого вида не весь, а только в хорошем состоянии. Знаешь, он, когда на солнце полежит, начинает от ультрафиолета разлагаться, и тогда его уже не берут.
– Да? Надо же! Но удалось тебе хоть немного заработать? – спросил Ян.
– Пока не знаю, – сказал Костик. – Но как раз сегодня деньги должны прийти.
– Да? И когда придут?
– Сегодня в течение дня. Так обещали.
Чувствовалось, что Костик ждёт этого момента с нетерпением.
– Да ты так работал, что, наверное, на космический корабль себе уже накопил, – сказал Ян.
– Ну не на космический корабль, конечно… – скромно сказал Костик.
– Но на новую игровую приставку – это точно!
– Да, это было бы здорово! Но это всё потом…
– А было бы здорово, если бы тебе ещё на скайт хватило. Вот это было бы круто!
– Ну это вряд ли. Хотя было бы здорово, ты прав.
Костик мечтательно поднял глаза вверх и улыбнулся.
– Ну или хватило бы на новый аттракцион. Вон, Мишка ходил, говорит, вообще нереально круто. За пятнадцать минут он забыл, кто он есть и как его зовут.
– Да, на аттракцион я бы сходил! – Костик совсем размечтался.
– А какую игру выберешь?
– Не знаю… Надо что-нибудь знакомое, чтобы было уже понятно, как играть и что надо делать. А то, если выберешь незнакомую игру, то, пока будешь разбираться, уже всё время пройдёт.
– Да, но только что-нибудь не заигранное, а то совсем не интересно будет, – согласился Ян. – Не «Войну Миров», которую уже десять раз от начала до конца прошли…
– На «Пиратов» можно сходить, – сказал Костик. – Или в «Колонистов» поиграть, только так, чтобы там и пострелять тоже можно было.
Размечтавшись, от игр перешли к более серьёзным проектам. Костик сказал, что первым делом заработает на операцию маме, а потом, когда у неё со здоровьем всё будет в порядке, купит себе здоровый дрон и будет с ним участвовать в соревнованиях по пилотированию. Потом они решили, что надо обзавестись не только летающей доской, не только управляемым дроном, но и настоящим вертолётом. Кататься на нём и даже летать в школу на зависть ребятам. Потом они решили приобрести небольшой корабль и исследовать на нём необитаемые астероиды. И на каком-нибудь астероиде устроить себе секретную базу. Так, чтобы она была прямо внутри астероида, а снаружи астероид выглядел всё таким же необитаемым, чтобы никто даже не мог догадаться, что внутри у него целая база. Они стали планировать, как именно будет устроена эта их база, но тут мобильник Костика чирикнул и Костик сказал:
– Пришли.
– Что? – спросил Ян.
– Деньги пришли.
– А-а, – произнёс Ян.
Ребята замолчали, потому что они сидели на уроке биологии. Было бы верхом наглости пересчитывать деньги на уроке.
Когда прозвенел звонок, Костик быстро собрал портфель и вышел в коридор. Ян поспешил за ним, но Костика уже и след простыл. Ян решил подождать. Он ждал, а Костик всё не появлялся. Ребята вокруг бегали и шумели. Возникла Нелли Петровна, навела порядок и исчезла вновь. Потом к Яну подошёл Вадик Нефёдов, спросил что-то и убежал. А Костика всё не было. «Сколько же ему там денег пришло, что он их никак сосчитать не может?» – подумал Ян. Прозвенел звонок на урок, и тут, наконец, появился Костик.
– Ты куда пропал? – спросил Ян. – Неужели так много денег пришло? Надо мне тоже будет пластик пособирать.
Костик молча прошёл в класс и Ян понял, что Костик расстроен.
Когда уселись и приготовились к уроку, Ян спросил опять:
– Ну, что там у тебя получилось? Рассказывай.
Костик вздохнул и сказал:
– Знаешь, Ян, кажется, я дурак!
– Да? Почему ты так решил? – заинтересовался Ян.
– Потому что я ничего не заработал.
– Как ничего? Совсем ничего?
– Считай, что совсем. Я посчитал, что смогу купить шоколадку и съесть два мороженых.
– И всё?
– И всё.
– Не может быть! Ты, наверное, плохо посчитал, где-то ошибся.
– Нигде не ошибся, всю перемену стоял, пересчитывал.
– А, так, наверное, ещё не вся сумма пришла. Сейчас придут ещё деньги.
– Не, Ян, вся. Я проверил.
– Проверь ещё раз. Ведь не может такого быть!
– Я четыре раза проверял. Больше денег не будет.
– Но как же так, почему так получилось? Значит, у них там какая-то ошибка произошла.
– Ладно, Ян, забудь! Нет там никаких ошибок. Это я, наверное, сразу чего-то не заметил… В общем, похоже, я сам дурак.
– Если всё так, если ошибки нет, значит тебя там обманули!
– Да, может быть.
– Но это же нечестно!..
Но Костик дальше обсуждать этот вопрос не стал. И вообще выглядел уставшим и поникшим. «Нет, ну надо так, – думал Ян, глядя на него. – Человек работает, как лошадь, целыми днями бегает с этим пластиком, а ему только шоколадку за это дают? Это нечестно, это просто обман!»
Марьяна Мансуровна взялась объявлять оценки за последнюю контрольную работу.
– Не могу сказать, чтобы общий результат меня удивил, не могу, – пропела она. – Но кое-кто, кое-кто… – и она поплыла между рядами.
– Оценки за работу после урока найдёте в своих дневниках. На некоторых остановлюсь отдельно. Так, Антонина – молодец. Милана, всем бы такой почерк, как у тебя, а вот правила тебе учить надо лучше. Павел, ты меня удивил. Ведь можешь! И что это тебя так мобилизовало? Неужели дома родители за тебя, наконец, взялись?
Пашка чуть заметно покачал головой и испуганно посмотрел на своего соседа. А тот скривил губы в подобие улыбки и удовлетворённо хмыкнул.
– Я уж было подумала, что ты списал у своего нового соседа, но нет. Его работа гораздо хуже твоей, – сказала Марьяна Мансуровна.
Лёха опять покосился на Пашку, но уже без ухмылки, отчего Пашка весь вжался в парту.
– Алексей. Уваров. У тебя положительная отметка только потому, что ты новенький. Правила ещё туда-сюда, но почерк! Его вообще понять невозможно. Такое чувство, что раньше своей рукой ты вообще ничего никогда не писал. Но ничего, мы это будем исправлять. У себя в дневнике найдёшь задание, будешь выполнять прописи каждый день. Почерк – дело наживное. Хотя, конечно, не в шестом бы классе почерком заниматься, но что делать?.. Так, Нина, всё, как ожидалось. Вадим, всё понятно. Али…
В своём плавании Марьяна Мансуровна поравнялась с Али.
– Ах, Али, – вздохнула она. – Если бы я тебя так не любила, я бы тебя, наверное, убила. Но поскольку убить тебя я не в силах, то ещё через две-три такие работы я сама на себя наложу руки. А виноват будешь ты!
Али недоверчиво улыбался и пригибал всё ниже свою курчавую голову, над которой в опасной близости порхала рука Марьяны Мансуровны.
– Ну и гвоздь нашей сегодняшней программы, – торжественно произнесла она, – это Константин Руднев! Константин, встань, пусть все на тебя посмотрят.
Костик удивлённо поднял голову, потом нехотя поднялся. И все на него посмотрели. И увидели грязную школьную форму, грязные руки, чумазое лицо, взъерошенные волосы и оттопыренные уши. Кто-то не сдержал смешок, но на него тут же цыкнули. Повисла тишина.
– Боже мой, Константин, на кого ты похож?! Что это? – Марьяна Мансуровна картинно развела руками. – Надо срочно вызывать твою маму в школу, срочно!
– Не надо, – чуть слышно отозвался Костик.
– А работа? Такое ощущение, что ты забыл всё, что учил с самого первого класса. И писать совершенно разучился. Константин, благодаря твоей работе ваш класс оказался на последнем месте среди шестых классов. Двойку я тебе поставить не смогла. Кол. За твою работу – только кол!
Лёха на задней парте расплылся в широкой улыбке и что-то удовлетворённо загугукал.
– Ну как такое могло случиться? И вообще, на что ты похож?
– Да он же бомжара! – крикнул Лёха со своего места. – Он по помойкам лазит, объедки ищет!
– Алексей! – воскликнула Марьяна Мансуровна.
– А что, я сам видел! После школы идёт прямо на помойку и там копается. Бомжара! – последнее слово было брошено непосредственно Костику, после чего Лёха радостно заржал. Где-то сбоку ему подхихикивал Пашка. Да ещё брезгливо и высокомерно на Костика посмотрела Милана. Но больше никто из ребят веселья не поддержал.
– Это было бы смешно, если бы не было так грустно, – произнесла Марьяна Мансуровна. – Константин, у себя в дневнике тоже найдёшь индивидуальное задание. А Павла Андреевича я всё-таки попрошу пригласить твою маму в школу. Садись.
Костик сел, и Ян увидел, что он чуть не плачет.
– Знаешь, Костян, заканчивай ты с этим пластиком, – сказал Ян. – Попробовал пособирать, ну и хватит. Лучше мы что-нибудь ещё придумаем.
Однако вскоре Костик позабыл все свои печали, потому что на уроке истории обсуждали тему пиратства. Сначала говорили про пиратов, которые были в древние времена. Как они плавали на больших парусных кораблях, не признавали ничьей власти, постоянно кого-нибудь грабили и сражались с военными, которые хотели их поймать и повесить. А если им удавалось догнать и взять на абордаж богатое купеческое судно, то всю добычу они делили между собой. Многие пираты сумели накопить такие огромные богатства, что потратить их они не могли. И тогда они закапывали клады. И по сей день дно океанов усеяно затонувшими в разные времена кораблями, трюмы которых набиты золотом и драгоценными камнями. А уж сколько таких кладов хранит земля – и вовсе не сосчитать!
Всё это было возможно потому, что власть существовавших тогда государств не распространялась на отдалённые уголки земного шара. Туда-то и стремились люди, мечтавшие о свободе. И многие из них становились пиратами.
Позже, когда людей стало больше и не осталось укромных уголков, пиратство на Земле перестало существовать. Но вот прошло время, и люди стали осваивать космос. Человечеству открылись огромные пространства. Сотни небесных тел стали доступны для освоения и заселения. До этих космических объектов, до этих многочисленных колоний землян в космосе не дотягивается теперь существующая на Земле государственная власть. И пиратство возродилось. Нашлось много людей, для которых оказалось проще не зарабатывать деньги честным трудом, а грабить то, что заработали другие. Только в наше время пираты плавают не на парусных кораблях по морям, а бороздят просторы космоса. Как и в древности, космические корабли пиратов догоняют и грабят торговые суда, сражаются с военными и друг с другом, а накопив огромные богатства, пытаются их понадёжней припрятать. И вот недавно был случай, когда на Земле отыскали несколько тонн платины. Их случайно обнаружили в самом центре австралийских пустынь и очень удивились такой находке: откуда среди пустыни такое количество платины? А когда провели анализ, выяснили, что платина эта неземного происхождения. Видимо, кто-то умудрился закопать свой клад прямо на Земле, поближе, чтобы при случае им удобней и проще было воспользоваться…
Глаза Костика загорелись. Он ткнул Яна локтем и шепнул:
– Есть идея.
Ян подозрительно покосился на Костика. Он не любил, когда у Костика вот так загорались глаза и приходили вдруг в голову какие-то идеи. Тем более в то время, когда говорили про пиратов.
Потом говорили о борьбе колонистов между собой за свои экономические интересы. Про то, что некоторые из них не гнушаются никакими, даже самыми пиратскими способами борьбы. И что порой даже торговые корабли разных компаний вступают в открытую вооружённую борьбу друг с другом в погоне за прибылью…
Чем дальше рассказывал учитель, тем сильнее расцветал и оживлялся Костик. А учитель всё рассказывал и рассказывал, и все его истории были одна ужасней другой: то про пиратов-людоедов, то про мутировавших на какой-то нехорошей планете людей, то про золотой астероид, который направили прямо на Землю и который её чуть не уничтожил…
– Ты не в пираты ли собрался? – спросил Ян.
Он всерьёз этого опасался. «А что, – думал он, – с него станется. У Костика всегда так: сейчас какая-нибудь идея придёт в голову, а завтра он уже помчится её осуществлять. Вон, как с пластиком. Утром шли в школу, увидели эту дурацкую рекламу – и всё, Костик „загорелся“. Вечером уже бегал и собирал пластик! И сейчас: услышал про пиратов, загорелся какой-то идеей, а завтра его найдут на каком-нибудь транспортном корабле, идущем за пределы Системы».
Когда урок закончился, Костик вытащил Яна в коридор и там, в укромном уголке, сообщил ему свою идею:
– Надо выкопать клад! – сказал Костик.