Вы здесь

ОПМЖ!. ГЛАВА 2 (Всеволод Беляев)

ГЛАВА 2

– О, ещё один, голубчик! Ты куда пришёл? – Нелли Петровна смотрела на Яна в упор, и он не знал, куда деться от этого взгляда. – Куда, я тебя спрашиваю, ты пришёл, Балодис?

Услышав свою фамилию, Ян вышел из гипнотического состояния, в которое впал при виде завуча, и залепетал:

– В школу. Я пришёл в школу.

– В школу пришёл. Слава богу, помнит ещё, куда пришёл! А это тебе зачем, если ты в школу пришёл? – Нелли Петровна пухлой рукой указала на палку, с которой Ян совсем сроднился и, забыв, пронёс с собой.

– А это нам по биологии задали принести, – сказал стоящий рядом Костик.

– Руднев, я тебя разве спрашивала? На какой биологии, что ты мне рассказываешь? Никого не просили, один Балодис с палкой пришёл.

Нелли Петровна повернулась и посмотрела на расписание уроков, которое висело на стене у неё за спиной.

– И что ты мне рассказываешь, Руднев, какая биология? Нет у вас сегодня никакой биологии! Что ты придумываешь? Или ты меня за дурочку держишь?! – голос Нелли Петровны звучал угрожающе.

– Ну да, просто Ян ошибся, – не моргнув глазом сказал Костик. – Он думал, что сегодня нужно, вот и принёс. А биологии сегодня нет, вот никто больше и не принёс.

– Хватит мне голову морочить, Руднев! Балодис, дай сюда эту палку.

Ян протянул палку.

– Хорошая палочка! – Нелли Петровна взвесила её на руке. – Лупить вас надо такой палкой, чтоб в школу не опаздывали и учились как следует!

Она звонко похлопала палкой себе по ладони.

– Избаловал вас Павел Андреевич, придётся ему выговор сделать. Никакой дисциплины в классе, совсем разболтались! Приду к вам сегодня на урок, посмотрю, что там у вас происходит, почему это ученики целыми толпами уроки прогуливают?

– Мы не прогуливаем, – пискнула Антонина.

Нелли Петровна возражений не любила.

– А что вы сейчас делаете?! – взвилась она. – Вы на уроке сейчас? Антонина, тебе вообще должно быть стыдно. Что ты связалась с этими оболтусами? Надо тебе, чтобы я папу твоего в школу вызвала? Вызову! Такой видный, серьёзный человек, а дочка тут стоит, извертелась вся, изовралась! Да, не в папу пошла, это видно.

Антонина, которая стояла, к слову, совершенно спокойно, вспыхнула. Но Нелли Петровна не дала ей ничего сказать.

– Так, Руднев, и твою маму придётся в школу вызвать. Как она, ходит ещё? Ну вот, до школы дойдёт. Раз ты её не бережёшь. Балодис, и твоего отца. Пусть он тебе всыплет как следует такой вот палкой. Так, покажи дневник, замечание есть?

Ян достал из портфеля дневник, и Нелли Петровна проверила, появилось ли там замечание.

– Руднев, твой дневник! – потребовала она.

Костик потянулся открывать свой портфель и опять увидел красный индикатор. У него появилось нехорошее предчувствие, которое крепло по мере того, как он искал и не мог найти в портфеле дневник.

– Что ты там возишься? Антонина, свой дневник показывай. Так, приду сейчас к вам на урок, поставлю всем вызов родителей в школу. Руднев!

– Да, Нелли Петровна. Я, кажется, дневник забыл.

– Та-ак, дневник уже специально в школу не берём! Ну всё, Руднев, я точно пообщаюсь с твоей мамой.

– Нелли Петровна, можно вас на минуточку? – в конце коридора из своего кабинета выглянул директор.

– Этому что надо? – раздражённо сказала она. А потом громко ответила:

– Да, сейчас иду, Иван Иванович. Ступайте все в класс, я сейчас туда тоже поднимусь, спрошу у вашего учителя любимого, что он за анархию развёл? Никакой дисциплины! Дневники в школу не носят! Вон, вам уже лампочку на портфель прикрутили, чтобы видно было. Так вы теперь специально не берёте! Иду, Иван Иванович.

Нелли Петровна повернулась к ребятам спиной и направилась в директорский кабинет. Ян и Антонина быстро спрятали свои дневники, Костик с досадой посмотрел на мигающий красный индикатор, и они помчались на третий этаж, где у них уже вовсю шёл урок космологии.


– Ну, вторая порция? – спросил Костик, взявшись за дверную ручку.

Ян и Антонина вздохнули и придвинулись поближе к двери, чтобы войти всем сразу. Костик открыл дверь и сказал:

– Здравствуйте, Павел Андреевич! Можно войти?

Ребята в классе обернулись на дверь. Павел Андреевич посмотрел на Костика, Яна и Антонину поверх старинных очков. Выразительно так посмотрел. Но ничего не сказал и только жестом предложил ребятам пройти на свои места. Они прошли и уселись, стараясь не шуметь. Ян и Костик – вместе на предпоследнюю парту. А Антонина – на вторую, поближе к доске, рядом со своей подружкой Ниной Фроловой. Вместе с Ниной они выглядели странно. Нина была дородной, самой высокой и крупной в классе. Здоровье и энергия били у неё через край. Антонина рядом с ней казалась особенно маленькой и хрупкой.

– Ну так вот, несмотря на пессимистические прогнозы, которые давались в конце прошлого века, мы продолжаем медленно, но верно продвигаться в глубины космоса, – Павел Андреевич вернулся к своему рассказу. – И самым, наверное, серьёзным достижением явилось то, что мы научились не просто изучать всевозможные космические объекты, а начали добывать на них необходимые нам ресурсы. Этими разработками у нас занимается всем известная Корпорация, которая является мировым лидером в этой области.

Но вот что интересно. Много-много лет назад, когда люди только обнаружили, что Земля – это лишь планета, одна из многих, а Солнце – такая же звезда, как и тысячи других, впервые прозвучал вопрос: одиноки ли мы во Вселенной? И, несмотря на все наши достижения, в наши дни мы тоже задаёмся этим вопросом и всё ещё не можем дать на него ответ! И, возможно, следующим нашим большим открытием в космосе будет именно открытие жизни неземного происхождения. Жизни и, возможно, цивилизации, подобной нашей. Хотя это уже предел мечтаний. Такое открытие будет величайшей сенсацией. А пока мы остаёмся в неведении. Так одиноки мы во Вселенной или нет, как думаете?

Учитель посмотрел на класс с любопытством. Все зашевелились на своих местах. Павел Андреевич не спеша прошёлся между рядами.

– Ну, как думаешь, Али, найдём мы кого-нибудь, похожего на нас? Какую-нибудь населённую разумными существами планету?

Темнокожий Али почесал свою курчавую голову и сказал:

– А куда они денутся? От нас не спрячешься! Найдём, конечно.

Ребята в классе оживились.

– Ну а как скоро, как думаете? Да, Миша, что ты хотел сказать?

Миша Геворкян был отличником, всегда тянул руку и отвечал только тогда, когда его спрашивали. Он поднялся со своего места и сказал:

– Так ведь мы считаем, что Вселенная бесконечна по всем направлениям, по всем параметрам.

– Да, есть такая теория, – подтвердил Павел Андреевич.

– Ну, значит где-нибудь и когда-нибудь обязательно найдём. А, может быть, даже уже и нашли, только не заметили этого.

Ребята в классе оживились ещё больше. А Нина Фролова сказала:

– Ой, Миша, смотри, у тебя что-то с портфелем!

Миша посмотрел на свой портфель.

– Ой, смотри, смотри, туда гуманоид залез, а ты не заметил!

Ребята засмеялись, а Миша недовольно посмотрел на Нину.

– А зря смеёшься, Нина. Миша правильно говорит, – сказал учитель. – Если мы будем считать, что наш мир бесконечен в любом направлении, что все физические параметры могут изменяться без ограничения, то вполне можно предположить, что есть и другие формы жизни, которых мы просто не можем увидеть. И этих форм тоже может быть бесконечное множество. Например, материя может существовать в большом диапазоне температур, от абсолютного нуля до миллионов градусов. А мы с вами можем выжить в диапазоне, грубо говоря, в сто градусов. Лишняя сотня градусов вниз – и мы замёрзнем, вверх – и мы засохнем и сгорим. Чувствуете, какие мы с вами капризные создания? А здесь десятки, сотни тысяч градусов, миллионы! Привычный нам мир при таких температурах существовать перестаёт, и это мешает нам понять, есть ли там другой мир, и есть ли в этом мире жизнь. Как знать, может быть на звёздах при температуре в десятки или сотни тысяч градусов живут какие-нибудь огненные существа? Мы этого пока понять не можем. Но, так это или не так, всё это далеко от наших человеческих нужд. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы найти именно сходные с нами формы жизни. Это для нас имеет практический интерес, это обещает нам какое-то взаимодействие в дальнейшем. Отсюда следующий вопрос: если вы встретите на далёкой планете существо, похожее на вас, что вы будете делать, как себя вести, каким образом будете налаживать контакт? Костя, ты же будущий космолог-исследователь? Вот представь себе: ты высадился на какой-нибудь далёкой планете. И тут тебя встречают… гуманоиды, как сейчас Нина сказала. То есть существа, очень похожие на тебя. У них есть руки, ноги, голова. Есть лицо, глаза, рот… То есть ты понимаешь, по какому принципу, каким образом с ними можно общаться. Что ты будешь делать?

Костик задумался, медленно поднялся со своего места.

– Не знаю, – сказал он. – Может, они там очень умные. Может, их цивилизация по уровню развития на миллион лет опережает нашу. Начну я с ними контакт налаживать, а они на меня, как на дурака будут смотреть. А потом посадят меня в клетку и отправят в зоопарк. И будут там своим гуманятам показывать за деньги.

Класс развеселился.

– О, Костик, а ты бы в клетке, наверное, хорошо смотрелся, – сказала Милана Кулинич. – Так и представляю тебя…

– А себя никогда не представляла? – огрызнулся Костик.

Милана обиженно выпятила губки и собиралась что-то ответить.

– Тихо, тихо! – сказал учитель. – Молодец, Костя, хорошую мысль высказал. Действительно, это ещё одна проблема. Ведь надо, чтобы эта цивилизация была близка к нашей по уровню развития. Иначе мы друг друга просто не поймём. Ну а если эти гуманоиды примерно на одном с нами уровне развития?

– Тогда первым делом надо снять бластер с предохранителя! – выкрикнул с последней парты Пашка Дергунов. – А потом объяснить им, что все они под прицелом, что из космоса на них в любой момент готовы посыпаться огромные бомбы, так что пусть не валяют дурака и слушаются. Ну а дальше видно будет.

– Точно! – поддержал его Али. – Надо сначала показать, кто главный, а уже потом контакты налаживать.

Павел Андреевич грустно вздохнул и сказал:

– Вообще-то вопрос был к Косте Рудневу. Костя, что бы ты стал делать?

– Не знаю… Я, наверное, достал бы мячик и предложил бы им сыграть в футбол.

В классе засмеялись, а учитель сказал:

– Вот! Молодец! Как говорится, устами младенца глаголет истина. Учёные, размышляя на эту тему, пришли к такому же выводу. Чем больше будет детской непосредственности в момент встречи, чем меньше мы будем бряцать оружием, – Павел Андреевич посмотрел на Пашку Дергунова, – чем убедительнее мы покажем, что мы не опасны, тем скорее мы сможем наладить общение. Костя предложил нам сейчас более правильную позицию, чем Паша. Про безопасность тоже, конечно, не надо забывать, но гораздо важнее при подобной встрече вызвать доверие. Иначе смысла в этой встрече вовсе не будет. Ну а что, если эти гуманоиды отстают от нас в развитии? Как быть тогда?

– Тогда мы их всему научим! – сказал Костик.

– И всё расскажем, и всё покажем! – подхватила Нина.

– Да, это, конечно, мечта – оказаться в роли старшего брата. Тут и доказывать никому ничего не надо, и бластер с предохранителя снимать. Да, Паша? – учитель опять посмотрел на Пашку Дергунова. – Но у нас, у землян, уже есть такой опыт в собственной истории. Когда более развитая цивилизация встречала менее развитую. И тогда добром это не кончилось.

Ребята затихли, подумав, что Павел Андреевич сейчас расскажет о состоявшейся когда-то встрече с инопланетной цивилизацией, о которой они почему-то до сих пор ничего не слышали. Но учитель сказал про другое.

– Помните историю? Как европейцы открыли Америку? Вот вам пример встречи двух цивилизаций, одна из которых была более развита, чем другая. Помните, что произошло с менее развитой цивилизацией? Она была уничтожена. Коренное население Америки в силу многих причин после встречи с европейцами не смогло дальше идти по пути своего естественного развития. То же произошло и на других континентах. Африка, Австралия… Разве на Земле сейчас две цивилизации? Нет, только одна, одного вида, одного, так сказать, стандарта. Конечно, очень мала вероятность найти цивилизацию, которая соответствовала бы нашей по уровню своего развития. Вероятней всего, если такая встреча произойдёт, то цивилизация эта будет намного более развита, чем наша. Есть даже мнение, что за нами постоянно наблюдают наши более высокоразвитые собратья и даже незаметно направляют нас на путь истинный, чтобы мы, не дай бог, не погубили себя какими-нибудь опасными игрушками. Но если мы встретим цивилизацию нашего уровня, то такая встреча, скорее всего, добром не кончится. Все вы – несчастное поколение, воспитанное на компьютерных играх. Вам только дай пострелять, только дай кого-нибудь уничтожить, не думая о последствиях.

– А почему несчастное? Нам нравится! – сказала Нина Фролова, вызвав всеобщее одобрение.

– В этом-то всё и дело, в этом-то и беда! И мне нравится. Всем нам это в той или иной степени нравится. Видите, как мы все настроены: пострелять, сбросить бомбы, показать, что мы главные… А если они будут настроены точно так же? А если им тоже будет что сбросить?.. Поэтому всё, что ни делается – к лучшему. Не будем спешить и торопить события. Нам ещё нужно много поработать над собой, чтобы такая встреча состоялась и прошла успешно. Но, повторюсь, если кто-нибудь сейчас откроет в космосе цивилизацию неземного происхождения, – это станет величайшим открытием в истории человечества, это станет невероятной сенсацией!.. Ну хорошо, вернёмся к настоящему. Кто знает, каким образом сейчас исследуют космические объекты? Как это делает, скажем, наша Корпорация?

Миша поднял руку, Павел Андреевич жестом предложил ему ответить.

– Спектральный анализ, – сказал Миша.

– Да, есть такой способ. Старый способ. А из новенького?

– Роботы, – сказал Костик с места.

– Верно. Корпорация значительно преуспела в исследовании и освоении разных космических тел именно благодаря тому, что стала широко использовать для этого роботов. Но, если мы можем доставить роботов на соседние звёзды, то почему нам затруднительно туда попасть самим? Что мешает?

– Нам лень, – сказала Нина.

– Эх, Нина, Нина! – усмехнулся Павел Андреевич. – Знала бы ты, как много людей готовы променять свой покой на такое путешествие!

– Нам нужно есть и пить, – неожиданно подключился к обсуждению тихий Вадик Нефёдов.

– Вот! Вадик, молодец! Действительно, нам нужно есть и пить. А роботам – нет. А ещё что нам нужно? Без чего мы в таком длительном полёте не сможем обойтись?

– Спать? – спросила Нина.

– Спать нам, конечно, нужно, но это не создаёт никаких проблем. Скорее, наоборот. Если бы в начале такого путешествия все его участники могли спокойно уснуть, а проснуться уже по прибытии на место, всё было бы значительно проще. Здесь проблема как раз в обратном. В нашей активности, в нашей потребности что-то всё время делать, чем-то постоянно заниматься. А в чём мы ещё нуждаемся кроме еды и воды, что для нас так же жизненно необходимо?

В классе затихли, задумались.

– И даже более необходимо, чем еда и вода, – Павел Андреевич подталкивал ребят к ответу. – Вот без еды человек может прожить, грубо говоря, месяц. Без воды – неделю. А без этого…

– Воздух! – сказала Антонина.

– Правильно, Антонина, молодец! Воздух, конечно. Без воздуха мы не протянем и нескольких минут. Поэтому, если на вашем корабле вдруг что-то случилось с едой, у вас будет месяц, чтобы решить эту проблему. Если что-то случится с водой, у вас будет неделя времени. А если в ваш корабль попал метеорит, у вас есть только пара минут, чтобы заделать пробоину. И, кроме того, воздух – это очень тяжёлая вещь.

Ребята в классе заинтересованно заулыбались, ожидая какой-то шутки.

– А что вы улыбаетесь? – сказал Павел Андреевич. – Это и вправду так. Взрослому человеку в сутки требуется около килограмма еды. И около двух литров воды. А свежего воздуха вдохнуть и выдохнуть нужно знаете сколько? Больше десяти килограммов! Поэтому, чтобы нам с вами долететь к другим звёздам, нужно ещё очень много разных вещей: и еды, и воды, и воздуха, и ещё многого другого, что в сумме составляет вес, в сотни раз превосходящий наш собственный. Или потратить огромное количество энергии для восстановления всех этих жизненно важных ресурсов. Если же мы отправляем в такое путешествие робота, которым будем управлять с Земли, то ни еды, ни воды, ни воздуха ему не потребуется. Он будет спокойно стоять, как любая вещь, столько, сколько это будет нужно. А когда корабль дойдёт до цели, оператор на Земле включит этого робота и увидит с помощью его приборов и сканеров место, на котором тот оказался, услышит звуки, почувствует температуру и ещё многое другое, в зависимости от того, какими приборами и инструментами будет снабжён этот робот. Представляете себе? Огромный тёмный корабль мчится через просторы космоса. Проходят недели, месяцы, может быть годы. А он всё движется к своей цели. И ничего ему не страшно: ни излучение и радиация, ни метеориты. Это же мёртвый корабль, на нём нет ничего живого! И вот он подходит к цели своего путешествия, и вдруг на нём всё оживает. Начинают работать механизмы, включаются приборы. Тысячи роботов начинают двигаться… Мёртвое становится живым!

Ребята представили. Даже затихли.

– Хорошо. Я записал вам один из свежих выпусков «Новостей Корпорации». Посмотрите.

Павел Андреевич отошёл к своему столу, а перед ребятами появилась красивая ведущая, которая стала рассказывать о том, что Корпорацией обнаружена ещё одна планета земного типа. В данный момент Корпорация начала её изучение. Если условия на ней окажутся подходящими, то в недалёком будущем на ней можно будет организовать колонию и использовать её как базу для дальнейших исследований, для дальнейшего продвижения в глубины космоса. Ведущая говорила всё это таким тоном, что всем захотелось сразу вскочить и куда-то побежать с криками «ура». Наверное, заселять эту планету.

Когда ведущая закончила свой рассказ, Павел Андреевич сказал:

– А ещё у меня для вас есть сегодня один сюрприз.

Ребята с энтузиазмом восприняли это сообщение. А Милана так даже захлопала в ладоши.

– Ну, ничего уж такого особенного, – сказал учитель. – Но, мне кажется, вам будет интересно. Итак…

Дверь в класс открылась, и на пороге появилась Нелли Петровна.

– Вот так сюрприз! – присвистнул Али.

– Али, свистеть не надо, – сказал Павел Андреевич. – Это не тот сюрприз, который я вам приготовил. Это какой-то другой сюрприз. Здравствуйте, Нелли Петровна!

– Здравствуйте, Павел Андреевич, – ответила она тоном, который не предвещал ничего хорошего.