Вы здесь

Нравственные правила. Правило 18. О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся о сем исполнении (Василий Великий, 2011)

Правило 18

О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся о сем исполнении

Глава 1. Заповеди Божий надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот, хотя по видимому исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12–14).

Глава 2. Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем цель угодить Богу и прославить Бога.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6:1–2) и прочее. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10:31).

Но, как Бог удостоил пас того, чтобы вверить [нам] благовестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других (1 Фес. 2:4–6).

Глава 3. Заповеди Господни исполнять должно с благой совестью и с благим расположением перед Богом и перед людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:25–26). Раздаватель ли, [раздавай] в простоте (Рим. 12:8). Все делайте без ропота и сомнения (Флп. 2:14). Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1:19).

Глава 4. За добросовестность в малом праведным судом воздастся большее.

Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25:23). И несколько ниже: Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29). Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? и если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16:11–12).

Глава 5. Заповеди Господни исполнять должно с ненасытным желанием, непрестанно поспешая к большему и большему.

Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6). Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:13–14).

Глава 6. Заповеди Божий должно так исполнять, чтобы, по мере сил исполняющего их, все просвещались и Бог прославлялся.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14–16). Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк. 8:16). Чтобы вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (ср. Флп. 1:10–11).