Вы здесь

Но вы держитесь! Куда уходят деньги России. «Черные дыры» Путина (В. И. Бояринцев, 2016)

«Черные дыры» Путина

Зачем нужен Стабилизационный фонд

В 2004 году во времена Кудрина было принято историческое решение: направлять «лишние», заработанные во время высоких цен на нефть деньги, в Стабилизационный фонд, размещенный в американских ценных бумагах под весьма небольшие проценты.

Создание Стабилизационного фонда фактически позволило решить следующие задачи:

1) профинансировать рост американской экономики;

2) создать финансовые резервы для спасения российской банковской системы в случае кризиса;

3) замедлить развитие российской экономики, оставив ее без дополнительного финансирования.

Еще в феврале 2010 года Кудрин в эфире программы Первого канала «Познер» сказал, что Россия должна пройти докризисную черту уровня экономики к 2012 году, ничего не сказав о достижениях в развитии реальной экономики в период финансового кризиса, а черта эта так и не была пройдена.

Иными словами, до кризиса было плохо, после кризиса стало еще хуже.

Идеология же сводится к следующему:

– много нефтяных денег – нет смысла проводить модернизацию с инновациями;

– мало денег – нет возможности это делать, а выделять дополнительные средства – это путь, ведущий к дополнительной инфляции (так считает глава Банка России Э. Набиуллина).

По словам А. Кудрина, развитию экономики мешают государственные корпорации, и он поддерживает инициативы президента по уменьшению роли госкорпораций в стране. «Я и раньше был против некоторых из них, – заметил министр. – В дальнейшем надо продолжать приватизацию: в период кризиса это делать сложно, но впоследствии государство должно отказаться от части предприятий» (примечание: президентом России в этот период был Д. Медведев).

Д.А. Медведев в качестве премьер-министра остался верен своим принципам: 1 декабря 2014 года к списку будущих приватизированных предприятий он добавил продажу почти 20 процентов акций Роснефти.

Будущие доходы от запланированной приватизации – 423 млрд рублей – уже были, как заявлял министр финансов А. Силуанов, учтены в доходах бюджета.

Решение принято вопреки историческому опыту – многие государства прибегают к прямому управлению ключевыми для модернизации субъектами хозяйства, национализируя их, и вводят механизмы планирования, такая рекомендация содержится и в Заявлении Президиума ЦК КПРФ «Кризисная ситуация требует чрезвычайных мер».

О каком развитии экономики страны может идти речь, если базовые процентные ставки центральных банков мира (по состоянию на февраль 2015 года) составляют в экономически развитых странах от 0 до 0,75 %?

В то время как Банк России установил базовую процентную ставку в 15 %, пусть «сниженную» до 11 %!

В этих условиях президент страны поручил ЦБ и правительству проработать спектр решений по повышению доступности кредитов предприятиям. Об этом сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев после совещания у президента. «Не было принятия конкретных решений, но есть поручения финансово-экономическому блоку правительства совместно с Банком России отработать спектр проблем… с возможностью выработать соответствующие практические решения», – цитирует Улюкаева «ПРАЙМ».

Тем временем создается катастрофическая ситуация в экономике, которую надо развивать, но денег на это не выделяется; растут цены, которые нельзя, но надо ограничить; готовятся сокращения рабочих мест в нарушение обязательств, данных президентом.

«Найти компромисс!»

19 февраля 2014 года состоялась встреча Владимира Путина с экспертной группой ученых-экономистов Российской академии наук.

Поговорить о вариантах построения современной и эффективной экономики в Ново-Огарево собрались академики РАН, доктора наук, директора различных влиятельных институтов. Среди участников был глава Академии наук Владимир Фортов, руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов, помощник президента Андрей Белоусов и советник главы государства Сергей Глазьев, кстати, тоже академик РАН. Приехали и представители экономического блока правительства – министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина…

Президент особый акцент сделал на роли ученых-экономистов в развитии страны:

«В целом, считаю, что роль сотрудников Академии наук в современной отечественной истории, в развитии экономики была значительной и помогла России серьезным образом продвигаться вперед, в том числе и в достаточно сложные, даже кризисные годы развития и нашего государства в целом, и экономики в частности…»

Он предложил высказаться всем присутствующим: и ученым, и министрам, и представителям Кремля, «чтобы вместе поискать конкретные меры по стимулированию экономического роста».

Комментирует встречу профессор кафедры экономической методологии и истории Ильдар Аблаев, который, говоря о президенте, отмечает:

– Дело не в том, что он сотрудничает с учеными. Он бы никогда на этих ученых и не посмотрел, если бы дела в нашей экономике шли хорошо… Рост ВВП России в январе 2014 года оказался отрицательным. Стагнация уже идет. Думаю, эта встреча произошла от безвыходности ситуации. Обращение к ученым стало одним из последних вариантов, который он хотел использовать…

Из Интернета:

– Путин и его команда всегда опирались на сырьевой сектор экономики. По-серьезному ни наука, ни современная индустрия им не нужны. Это продолжается десятилетия. Инерция велика. Вряд ли они сумеют что-то изменить. А это приведет к коллапсу экономики. Поддержка науки (и внимание к ученым, не только экономистам) у них только на словах. Серьезных вложений в науку как не было, так и нет…

Глава Академии В. Фортов представил российскому президенту доклад, согласно которому у страны есть возможность стабильно развиваться и увеличить ВВП до 6–8 % в год. По словам Фортова, для этого нужно активизировать научно-технический и интеллектуальный потенциал страны.

Владислав Жуковский в статье «Путин дал очередной шанс либералам» пишет:

«Откровенно удручающее впечатление произвела встреча президента Путина с правительством и „видными экономистами“, на которой президент в свойственной себе манере дал указания „ускорить темпы роста экономики“ и „найти компромисс“.

По характеру разговора и „прозрениям“ президента складывается такое ощущение, что глава государства впервые видит свой собственный кабинет министров… и понятия не имеет относительно степени адекватности и дееспособности министров…»

Удивляет уверенность президента, что оккупировавшие финансово-экономический блок правительства либералы способны хоть на какую-то конструктивную и созидательную деятельность.

На протяжении всех последних 20 лет «рыночных преобразований» и «катастройки» они занимались разрушением научно-технического и производственного потенциала, вывозом капитала, разваливали несырьевую промышленность и превращали Россию в сырьевую колонию и финансовый резервуар США и ЕС.

Ожидать от этих людей чего-то большего и радикально нового непростительная глупость – выступая в качестве штурмовой пехоты транснационального капитала и расчищая внутреннее пространство для последующей финансово-экономической колонизации, они сделали карьеру и заработали состояния, которые хранятся в США и ЕС.

«Черные дыры» Путина

Между тем в экономике России есть огромные «черные дыры». В частности, это проекты, реализация которых:

– требует вложения огромных финансовых средств при сомнительной возможности их окупаемости;

– создает широчайшие возможности для хищений.

Приведем лишь некоторые примеры таких «черных дыр».

Саммит АТЭС. 4-я ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которая проходила во Владивостоке со 2-го по 9-е сентября 2012 года и потребовала четырехгодичного интенсивного строительства, при этом большая часть объектов саммита была построена на острове Русском. Основными объектами саммита являются мосты Золотой и Русский, а также Дальневосточный федеральный университет.

Общий объем финансирования, выделенного в 2008–2012 годах, по данным Счетной палаты, на подготовку к саммиту АТЭС-2012, на программу превращения Владивостока в центр международного сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона, составил 679,3 млрд рублей (примерно 22 млрд долларов).

Примечание: На проведение саммита, на прием высоких гостей управление делами президента запросило 6,3 млрд рублей, а затем еще 275 млн рублей – на фейерверки.

Зимняя Олимпиада в Сочи. Как сказал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев (газета «Коммерсант»): «Я не буду комментировать дорогостоящие проекты – ни Сочи, ни Дальний Восток. Это не разрушительно для финансовой стабильности. Нерационально, но и не разрушительно».

А вот сообщение от марта 2015 года:

– Счетная палата Российской Федерации опубликовала итоги проверки финансовой деятельности Оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. По данным аудиторов, затраты на подготовку и проведение Олимпиады и Паралимпиады составили 324,9 млрд рублей, а доходы Оргкомитета «Сочи-2014» – 85,4 млрд рублей.

– Затраты на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (строительство спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование, строительство временной инфраструктуры и организация Игр) в общей сложности составили 324,9 млрд рублей, из них: 221 млрд рублей – частные инвестиции, 103,3 млрд рублей – федеральный бюджет, 0,6 млрд рублей – бюджеты Краснодарского края и Сочи.

«Сколково». В сентябре 2010 года Д. Медведев подписал закон о создании в России инновационного центра «Сколково», и уже через несколько месяцев началось строительство российского аналога Кремниевой долины.

Планировалось, что на создание инновационного города за шесть лет «Сколково» получит из бюджета 100 млрд рублей (3,6 млрд долларов), остальное, по мысли авторов проекта, должен был дать крупный бизнес, вклад которого планировался на уровне 35,4 млрд рублей.

Появилось также сообщение:

– Москва подготовила план мероприятий по развитию дорожной и транспортной инфраструктуры инновационного центра «Сколково», для реализации которого до 2014 года потребуется 136 млрд рублей (примерно 4,4 млрд долларов).

Нанотехнологии. В рамках программы на «Роснано», председателем правления которого является Анатолий Чубайс, было направлено 130 млрд рублей – из государственного кармана.

Расходы проектов по созданию нанопродукции в стране составили 150 млрд рублей, из них только 25 млрд рублей – это проекты, профинансированные «Роснано».

Проект «Большая Москва». Судя по сообщениям печати, проект расширения территории Москвы должен стать самой крупной из имеющихся в настоящее время «черных дыр» российской экономики.

Начальная стоимость проекта оценивается в 35 млрд евро (примерно 1,4 триллиона рублей). Если же будет организован правительственный центр, то он может обойтись «дорогим россиянам» примерно в 40–50 млрд долларов (больше 1,2–1,5 триллиона рублей).

«Расширение Москвы – идея Медведева, именно у него возникло желание перевозить чиновников на периферию. Что делать с проектом кластера для органов власти, пока нет ответа, надо все внимательно считать и смотреть, в какие сроки это возможно сделать, – говорит чиновник Кремля. Называется сумма в $10 млрд, но гораздо ближе к реальности $40–50 млрд, замечает другой чиновник администрации» («„Большая Москва“: в выигрыше Мошкович, Абрамович и Греф» – http://www.rospres.com).

Расходы на ЖКХ. Расходы на ЖКХ в России, по сравнению с рядом «развитых», составляют:

– Россия – 16,6 % бюджета семьи;

– США – 12,9 % бюджета семьи;

– Германия – 13,6 % бюджета семьи;

– Франция – 13,5 % бюджета семьи (использованы материалы: «ЖКХ в России и Европе», 16 мая 2014).

В советские времена среднестатистический гражданин платил за коммунальные услуги 4 % от своего среднемесячного дохода.

Как видно из этих данных, содержание жилья в России обходится дороже, чем в «цивилизованных» странах, но этого показалось мало вождям демократии.

В 2014 году рост тарифов на коммунальные услуги в Москве составил 7 %, установлена плата на капитальный ремонт, одинаковая для домов-дворцов и домов-хижин.

Средства, собранные от собственников одного дома, разрешено использовать на проведение работ на другом с условием возвратности и если второй дом находится на территории того же оператора.

Коррупция. Официальные данные говорят, что на содержание бюрократической системы тратится до 35–40 % доходов страны, при этом средняя взятка, по итогам 2010 года, по данным МВД, превысила 61 тысячу рублей.

По данным на 2014 год размер взятки чиновнику при крупных сделках на международном уровне составляет в среднем либо около 10,9 процента от контракта либо до 34,5 процента от полученного дохода («Коммерсантъ», 3 декабря).

21 марта 2014 года – Колокольцев: средняя взятка в России составляет 145 тысяч рублей. В Москве она составила уже 327 тысяч рублей.

Международное движение по противодействию коррупции Transparency International в декабре 2014 года представило ежегодный «Индекс восприятия коррупции», в соответствии с которым Россия опустилась на шесть позиций и заняла 136 место вместе с Нигерией, Ливаном, Ираном, Камеруном и Киргизией.

Ущерб только от выявленных коррупционных преступлений в России в 2014 году оценивался приблизительно в 15 млрд рублей.

Миграционная политика. Власти уверяют, что москвичи ни за что не станут работать дворниками, строителями или дорожными рабочими. Но от такой работы жители столицы отказываются вовсе не от природной лени или «гордости великоросса», а из-за сильно снизившейся, благодаря притоку дешевой рабочей силы, платы за физический труд.

Общее число приехавших в Россию в 1992–2000 годах оценивается в 8 млн человек.

По заявлению Дмитрия Козака, в Москву и Подмосковье только за 9 месяцев 2013 года въехало около 3,3 миллиона мигрантов. По данным Росстата, число приезжих из стран СНГ, прибывших в РФ в первые 9 месяцев 2014 года, достигло 361 384 человек. Это на 50 000 больше, чем за весь 2013 год.

Фонд «Общественное мнение» опубликовал данные опроса, согласно которому более 60 % граждан России считает число мигрантов слишком высоким…

* * *

Подробнее об уже существующих «черных дырах» нашей экономики можно прочитать в аналитической справке «Банковское рабство» издания 2012 года. В 2014–2016 годах список «черных дыр» дополнился новыми.

Рост цен. Президента России Владимира Путина удивило повышение цен на нефтепродукты:

«Некоторые вещи вызывают вопросы. Вот на десять процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на 35 процентов», – возмутился российский президент на совещании с членами правительства (9 декабря, ТАСС).

Интересное совпадение: в день, когда были произнесены эти слова, нефть стала стоить 66,73 рубля за баррель, а 1 евро – 66,88 копеек.

Может быть, чтобы не пугать народ, надо меньше употреблять слов «евро», а оценивать затраты в «баррелях»? Правда, день «евро-нефтяного равновесия» нарушился сразу же ввиду «разнонаправленности» изменения цен на евро и нефть.

По оценке Минэнерго, бензин в течение скоро подорожает примерно на 10 %. Кроме того, поднимается акциз на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса («Евро-5»).

Стоит отметить, что в компании «Лукойл» ТАСС уже подтвердили повышение цен на топливо, но не сообщили, как именно вырастут цены. В «Роснефти» рассказали, что на стоимость бензина, помимо изменения налогового режима для нефтяной отрасли, также влияет рост железнодорожных тарифов. При этом в компании заверили, что принимают меры по предотвращению резких скачков цен.

Вице-премьер А. Дворкович тоже успокаивает:

«Это наш прогноз. Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10 процентов». Отметим при этом, что история современной России не дает примеров «эффективной работы».

Понятно, что повышение цен на топливо автоматически ведет к повышению цен в розничной сети.

Но даже и без этого цены на продовольственные и промышленные товары растут «сами по себе» в связи с ростом курса доллара и евро (подробнее – ниже по тексту).

Чемпионат мира по футболу-2018. 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА пройдет в России с 8 июня по 8 июля 2018 года. Россия впервые в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу; кроме того, чемпионат впервые пройдет в Восточной Европе. Также впервые он состоится на территории двух частей света – Европы и Азии. Проведение чемпионата запланировано на 12 стадионах в 11 городах России.

Матч открытия и финал должны пройти в Москве в «Лужниках». Один из полуфинальных матчей будет сыгран в Санкт-Петербурге, а другой – в Москве.

В Екатеринбурге матчи собираются проводить на Центральном стадионе, который реконструировался с 2006 по 2011 год. Эта реконструкция никак не была связана с заявкой России на проведение чемпионата мира, поэтому для приведения стадиона к стандартам FIFA необходимо будет провести еще одну реконструкцию ориентировочной стоимостью в 7 млрд рублей.

При этом жители и мэр города считают целесообразным строительство нового, чисто футбольного стадиона, учитывая заявленную стоимость очередной реконструкции.

Предстоит перестроить московский стадион в Лужниках, идет строительство стадионов в Санкт-Петербурге, Сочи, Саранске и Самаре.

В 2013 году был открыт универсально-футбольный стадион в Казани, а в 2014 году – начал работать стадион «Открытие Арена» на Волоколамском шоссе в Москве (по материалам «Википедии»).

В марте 2013 года стало известно, что регионы запросили на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года 540 млрд рублей, но первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов заявил, что эта сумма завышена.

Принято решение: во избежание нецелевого расходования средств из федерального бюджета будет профинансировано только строительство стадионов и тренировочных баз, а реконструкцию городских аэропортов и дорог от аэропортов до стадионов должны оплатить регионы, поскольку эти расходы не подпадают под обязательства России перед ФИФА («Википедия»).

А пока: «Три субъекта РФ получат более миллиарда рублей на подготовку к ЧМ-2018», но нет денег, чтобы оплатить услуги импортных тренеров:

– ФИФА перечислит в Российский футбольный союз дополнительные средства, которые пойдут на зарплату главного тренера сборной страны Фабио Капелло и его помощников. Однако, по словам президента РФС Николая Толстых, этих денег не хватит на то, чтобы полностью погасить долг перед итальянскими специалистами (РБК).

Реконструкция стадиона «Лужники» в Москве. Центральной площадкой ЧМ-2018 станет стадион «Лужники», на арене которого пройдут матч открытия и финальный.

Международная федерация футбола (ФИФА) тщательно следит за тем, чтобы все площадки чемпионата соответствовали самым высоким требованиям безопасности, комфорта и технического обеспечения. Летом 2013 года было разработано три варианта реконструкции арены стадиона «Лужники».

Снос «Лужников» с финансовой точки зрения был наиболее выгодным вариантом, ведь новое строительство дешевле, чем реконструкция старого строения. На месте исторической арены предлагалось возвести новейшее спортивное сооружение с оригинальным футуристическим дизайном.

Однако после ряда консультаций было принято решение о сохранении исторического облика стадиона. Столичные власти не раз подчеркивали, что внешний вид здания не изменится – стены и фасад арены будут сохранены, основные изменения коснутся только внутренней части стадиона.

В связи с решением о сохранении исторического облика проект вновь был согласован с ФИФА. Осенью 2013 года Москву снова посетила делегация Международной федерации футбола, которая одобрила планы по реконструкции «Лужников».

В 2013 году компания ОАО «Мосинжпроект» (институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений и коммуникаций) взялась реконструировать Большую спортивную арену за 19 млрд рублей.

Стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге. Завершение строительства петербургской «Зенит-Арены», которая должна принять матчи Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, вновь откладывается из-за приостановки исполнения контракта с компанией «Инжтрансстрой». «Газета. Ru» вспоминает, как официальные лица пытались предсказать сроки сдачи главного спортивного долгостроя России и неизменно попадали пальцем в небо.

Как менялись сроки сдачи стадиона и стоимость проекта, видно из таблицы.




6 июля 2016 года стало известно о серии обысков по делу о мошенничестве при строительстве стадиона на Крестовском.

Силовиков интересовали контракты компании-генподрядчика «Трансстрой» с фирмой под названием «Театрально-декорационные мастерские». При этом инициатором обысков стал сам Трансстрой. Компания перечислила своему субподрядчику аванс в 150 миллионов рублей на строительство видеотабло и механизмов для раздвижной крыши стадиона на Крестовском.

В феврале следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». По версии следствия, деньги прошли через несколько посредников, а затем их незаконно обналичили. Тем не менее, вице-губернатор Игорь Албин, который курирует строительство стадиона, заявил в интервью каналу «Санкт-Петербург»: городские власти планируют вернуть эти деньги.

В июле 2016 года забастовали строители (по разным данным, от ста до трехсот человек) с требованием: «немедленная выплата всей задолженности по зарплате» за два-три месяца.

Конец ознакомительного фрагмента.