Вы здесь

Нормативно-правовое обеспечение деятельности транспорта. Введение ( Коллектив авторов, 2013)

Введение

Современное положение в транспортной отрасли в Российской Федерации характеризуется высокой степенью децентрализации управления. Число хозяйствующих субъектов за время становления новых экономических отношений увеличилось во много раз. При этом существовавшая в советское время система управления прекратила своё действие. На её месте завершается создание новой системы управления, цель которой состоит в создании единых на территории Российской Федерации правил транспортной деятельности с возможностью конкретизации на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне с учётом местных особенностей.

Нормативно правовое обеспечение деятельности транспорта в системе управления деятельностью хозяйствующих субъектов занимает одно из основных положений и регламентирует взаимодействие с внешней средой: допуск перевозчика к транспортной деятельности с использованием процедур лицензирования и конкурсного отбора на право заключения договора с уполномоченным органом на транспорте о перевозке пассажиров; взаимодействие с заказчиком услуг по перевозке грузов и пассажиров; критерии и процедуры идентификации объектов и субъектов транспорта и транспортной деятельности. Кроме того, нормативно правовое обеспечение деятельности транспорта регламентирует основные положения организационной структуры перевозчика и состояние основных её элементов, способных обеспечить выполнение требований качества, прежде всего безопасности, транспортного процесса. Эта система регламентирует обязанности, права, ответственность органов управления на транспорте, взаимодействующих с перевозчиком и с пользователем их услуг. Завершая общую характеристику необходимо отметить, что нормативно правовое обеспечение деятельности транспорта не распространяется на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов на транспорте.

Принимая во внимание значимость рассматриваемого вопроса для всех видов транспорта, в настоящем учебнике основное внимание уделено автомобильному транспорту, на примере которого виден переход от административной системы управления к современной правовой, основанной на лучших технологических достижениях советского периода с учётом достижений научно-технического прогресса и современного положения в стране.