Глава четвертая. Нолик и обувная фабрика
– Эй, Нолик, куда торопишься? – остановил нашего героя приятель из класса химии. Звали его Полимер. Своей упитанной комплекцией он напоминал Хрюнчика.
– На урок, сегодня у нас новая тема: сложно составленные заклинания.
Ну, вроде как сразу все в одном, вычитание, деление, и умножение. Даже, говорят, возведение степень и извлечение корня.
– Ничего подобного, – возразил Полимер, – директор сегодня объявил первым уроком объединенную лекцию для химиков и арифметиков.
Нолик не любил объединенные лекции. Это значило, что половина аудитории почти ничего не поймет. Смотря, конечно, о чем пойдет речь. Если лектор окажется химиком, скучать придется арифметикам, и наоборот.
– Кто будет лектором? – полюбопытствовал Нолик.
– Учитель, Эфир, упоминал о древнем портрете неизвестного ученого, который нашли недавно во время раскопок разрушенного приморского города. Он как раз собирается оживить этот портрет для объединенной лекции.
Нолик помнил историю с портретом, написанным на камне. Археологи обнаружили рядом захоронение и надпись, которая означала что-то вроде: «Не касайся знаний, беду приносящих». Древний город, где обнаружили портрет, был сильно разрушен пожаром.
– Учитель убежден, что человек, изображенный на портрете, был выдающимся ученым, наподобие Пифагора или Аристотеля. И что нам всем полезно послушать, о чем он расскажет.
– Ступайте, ступайте, знание, как вино, чем больше выдерживается, тем интереснее становится, – заметил проходивший рядом уборщик Веник.
Полимер хотел ответить грубостью. Мол, не лезь не в свое дело. Но старика уже след простыл. Шустрый был, даром, что в почтенном возрасте. Впрочем, сколько ему на самом деле лет, никто не знал.
Ребята направились в конференц-зал, где уже собрались оба класса.
Прозвенел звонок, лаборанты внесли тяжелый плоский камень, на котором все увидели прекрасно сохранившееся изображение человека средних лет, с короткой бородкой и усами, ястребиным взглядом, и носом с горбинкой. На голове у него было что-то вроде берета.
На трибуну вышел учитель химии Эфир. В аудитории сразу наступила тишина.
– Сегодня у нас совместная лекция, – начал учитель. – На этот раз мы имеем дело с представителем науки древнего мира. Чем он занимался? Скоро мы это узнаем. Вне всякого сомнения, человек этот для своего времени был выдающийся. Об этом свидетельствует богатое захоронение, а также не так давно расшифрованная надпись под его портретом.
Учитель наклонился к камню и некоторое время что-то сосредоточенно шептал. Заклинания временного оживления не всегда приводили к положительному результату. Чем больший период времени отделял этих людей от современности, тем выше была вероятность неудачи. Хотя Нолику был известен всего один такой случай. В прошлом году учитель истории Былина пытался вызвать индийского мудреца, жившего несколько тысячелетий назад. Но ничего не получилось. Учитель тогда сильно расстроился.
На этот раз заклинание подействовало. Лицо на камне обрело рельефность, глаза ожили. Человек медленно, как бы с трудом, выбрался из камня. Голову его украшал, не берет, а тюрбан, на плечи был накинут черный халат. Ноги оказались обутыми в мягкие сапоги.
Заклинание оживления снимало языковые барьеры, а также заставляло лектора думать только о цели своего визита.
– Позвольте представиться, маг и звездочет, Али-Аль-Мардук. Задавайте вопросы!
Минуту стояла тишина, потом кто-то из химиков подал голос: «Отчего погиб город?». И, хотя спросивший не уточнил, о каком городе идет речь, Али-Аль-Мардук его прекрасно понял. Ответ был предельно лаконичным.
– Во время великой войны между богами и Вольными Волшебниками город был уничтожен огненной смесью, которую применила одна из воюющих сторон. Вот ее состав: берется равное количество серы и дегтя, четвертая часть канифоли и голубиного помета. Все это высушивается, растворяется в скипидаре или серной кислоте. Затем помещается в прочный сосуд и пятнадцать дней подогревается в печи. После этого содержимое сосуда необходимо перегнать наподобие винного спирта.
– Это похоже на рецепт греческого огня! – воскликнул школьник, задавший вопрос.
– Возможно, – согласился лектор. – Что вы хотели узнать еще?
Нолик почувствовал подступающую скуку. В химии он не разбирался, греческий огонь его не интересовал. Знал ли этот маг какие-нибудь неизвестные ныне умножалки? Вряд ли!
Вновь проявил инициативу кто-то из химиков.
– Правда ли, что раньше люди могли превращать одни металлы в другие, в том числе, свинец в золото?
– Путем трансмутации можно получить все, что угодно, ответил маг. – Однажды царь предложил мне сделать свинцовое блюдо золотым. Я исполнил его желание, но только наполовину. Другая половина по-прежнему осталась свинцовой. С тех пор эта вещь, составленная из двух неразъемных частей, желтого и серого цвета, стала жемчужиной царской сокровищницы. Царь любил демонстрировать диковинку заморским гостям.
Нолику стало еще скучнее. Лекция скатывалась в сторону химии.
– Зато мы могли бы это блюдо удвоить, или утроить, – похвастался кто-то из арифметиков. Маг пренебрежительно махнул рукой.
– Детские забавы меня не интересуют.
– С помощью, чего можно предсказывать будущее? – задала вопрос девочка из заднего ряда. Вопрос был не совсем по теме, однако на лекциях можно было спрашивать все, что угодно.
– Таких средств множество, – улыбнулся Али-Аль-Мардук, – можно, например, воспользоваться вербеной. Эта священная трава годится для многих целей. Ее берут с собой послы, отправляясь на переговоры с неприятелем. Если этой травой натереться, можно завести дружбу, или изгнать лихорадку. Ею производят очищение домов, а также предсказывают будущее.
Маг продолжал говорить, а в голове Нолика зашевелился любопытный червячок вопроса.
– Кажется, он знает все на свете, – шепнул восхищенный Полимер. Что ж, это стоило проверить. Нолик поднялся со своего места и спросил:
– Если человек надел скороходные башмаки и, сделав один единственный шаг, навсегда исчез, что это может означать?
– Человеку не следует касаться подобных знаний, потому что они смущают умы и навлекают несчастья, – ответил маг.
Нолика ответ не устроил, а наоборот, раззадорил. Он решил, во что бы то ни стало, докопаться до истины.
– У тебя, кажется, есть знакомый на обувной фабрике? – Обратился он к Полимеру.
– Сегодня, как раз, на проходной стоит вахтер Кручина. А что?
– Не хочешь его проведать после уроков?
– Тебе нужно попасть на фабрику? – догадался приятель. – Можешь его сам попросить, он тебя пропустит. Фабрика, не монетный двор, куда посторонним вход воспрещен.
– Пойдем вместе, – предложил Нолик, – есть интересная идея.
Интересные идеи Полимер готов был заглатывать пачками, словно голодная рыба червя. Поэтому без труда позволил себя уговорить.
Когда лекция закончилась, Нолик заглянул к Кванту. В классе физики было шумно, школьники повторяли новые формулы. Предыдущий урок был посвящен уменьшению силы тяжести. В воздухе плавали самые разные предметы. Ребята подбрасывали к потолку ручки, тетради, и даже фрукты, принесенные из дома: яблоки и груши.
– Ничего себе, круто! – восхитился Нолик.
– Пустяки, – махнул рукой приятель, – всего лишь дополнение к закону тяготения Ньютона.
– Дружище, мне нужно уравнение возврата.
– Зачем оно тебе? – удивился Квант. Уравнение возврата позволяло вернуть любое физическое тело в исходное состояние.
– Нет времени объяснять, урок вот-вот начнется.
Квант пожал плечами и начеркал на бумаге несколько строчек.
– Забирай, мне что, жалко?
Прозвенел звонок, Нолик поспешил в класс. В коридоре он столкнулся с Ноткой. С гордым видом девочка возглавляла стайку малышей. Недавно ей выделили классное помещение и поставили там рояль.
– Как успехи? – поинтересовался Нолик.
– Замечательно! Дети схватывают материал с ходу, – ответила она.
– Как тебе у нас? Помнится, ты была о городе не слишком высокого мнения.
– Город чудесный, я была не права, – призналась Нотка.
После уроков Нолик с Полимером уселись на самоходную телегу, заплатили по два лукрика и отправились на фабрику. Телеги передвигались по определенным маршрутам. На облучке сидел водила, в обязанности которого входило брать плату за проезд и поворачивать неуклюжий транспорт в нужном направлении. Телеги заряжались на станциях заправки сложными специальными формулами, которых хватало на весь маршрут.
Попадались любители с собственными маленькими тележками, но таких чудаков в Лукоморске можно было пересчитать по пальцам. Телеги требовали немалых забот. Оси нужно было постоянно смазывать и восстанавливать, дерево подкрашивать. Через каждые два-три часа езды приходилось заправляться, что стоило не дешево. Поэтому большинство предпочитало маршрутные телеги.
Местные монеты официально именовались лукомами, изготавливались на монетном дворе, и применялись для оплаты различных услуг. Обработанные специальными защитными заклинаниями, они не поддавались ни умножению, ни делению. Нолик не раз безуспешно пытался применить к ним умножалки.
Телега неторопливо двигалась по тряской булыжной мостовой мимо окраинных изб Лукоморска.
– Что ты забыл на фабрике? – спросил умирающий от любопытства Полимер.
– Там увидишь.
– До вечера обернемся? – Полимер заволновался. – Нужно еще сделать уроки.
– Дело слишком важное, уроки подождут, – ответил Нолик.
В прошлый раз, вернувшись с музыкальной поляны, он едва успел выполнить все задания до прихода отца.
Сегодня, к счастью, уроков на дом почти не задали, так что можно было слегка расслабиться. Ну, а Полимер пусть сам разбирается с домашним заданием. Это его проблемы.
Вскоре друзья были у проходной фабрики. Вахтер по имени Кручина дремал за стойкой.
– Давай не будем его будить, – предложил Нолик. Ребята прошмыгнули мимо и направились к складу. По дороге им никто не встретился. Склад оказался открыт, да и кому мог понадобиться брак?
– Чего мы сюда притащились, это же не кондиция, – недовольно пробурчал Полимер.
– А вот чего, – Нолик извлек из груды вещей сапоги-скороходы. В одном сапоге неожиданно обнаружился большой кошелек. Наш герой сунул его в карман, решив разобраться с кошельком позже.
– Не трогай, там череп с костями!
– По-твоему, он кусается? – Нолик сорвал с сапога желтую бирку.
– Зачем тебе сапоги?
– Бегать!
– Ты забыл, что случилось с испытателем?
– Не беспокойся, я все продумал, – Нолик произнес первую часть формулы возврата, которую узнал у Кванта.
– Что за абракадабра?
– Не абракадабра, а формула физики, которая поможет мне вернуться.
– Думаешь, ты самый умный, и до тебя никто не догадался применить эту формулу?
– Вот и проверим, – ответил Нолик и, не теряя времени, натянул сапоги.
В сапогах можно было расхаживать сколько угодно, но если, как объяснил экскурсовод, слегка оттолкнуться пяткой, шаг растянется на многие километры. Нолик оттолкнулся. Казалось, вокруг него завертелась вселенная. Мелькали звезды, облака, разноцветные радуги. Зрелище было грандиозное, хотя длилось доли секунды.
В следующий момент наш герой обнаружил, что находится на лужайке среди деревьев. Из-за деревьев выступали неправдоподобно высокие коробки сверкающих на солнце зданий. Впереди виднелась дорога, по которой с шумом мчались странные экипажи. Скорость у них была сумасшедшая, вид диковинный. Со стороны дороги потянуло неприятным запахом. Словно там жгли ядовитые болотные растения.
– Куда меня занесло? – пробормотал ошеломленный Нолик. По дороге величаво проплыл огромный прямоугольный экипаж красного цвета, сквозь прозрачные стены которого можно было видеть пассажиров. За экипажем тянулся шлейф сизого дыма. Нолик подумал, как там внутри тесно и душно и искренне пожалел несчастных.
Внимание его привлекли два подростка, которые, казалось, вот-вот готовы были подраться. Оба ухватились за странную конструкцию, состоящую из железных трубок и двух колес со спицами.
– Сейчас моя очередь кататься! – громко сказал один.
– Гришка разрешил мне сделать два круга, – возражал другой. Уступать друг другу они явно не собирались. Нолик подошел к ребятам. Они были примерно одного с ним возраста, только странно одеты.
– О чем спорим?
– Из-за велосипеда, – хмуро отозвался парень повыше, – моя очередь кататься.
– Нет, моя! Ты уже катался!
– Разве из-за вещей ссорятся? – удивился Нолик и произнес умножалку удвоения. Рядом появился второй велосипед. Ошеломленные спорщики разом умолкли.
– Разве на этих железках можно кататься? – как ни в чем не бывало, спросил Нолик.
– Еще как можно, – с жаром ответил высокий мальчик и протянул руку, – Павел, для друзей просто Паша.
Выяснилось, что Паша и Ваня учатся в школе, здание которой виднелась из-за деревьев. После уроков ребята гуляли в сквере, где некий Гришка оставил им на время свой велосипед.
– Ты что, велосипеда никогда не видел? – спросил Паша.
– Я вообще-то, издалека.
– Темнота! – пренебрежительно сказал Ваня. Нолика замечание задело.
– Скажи мне, просвещенный мальчик, почему ваши самодвижущиеся телеги испускают такой ядовитый дым? – поинтересовался он.
– Это не телеги, а автобусы и автомобили. В двигателях сгорает бензин, поэтому образуется дым и запах. Как же иначе они будут двигаться?
Второй мальчик лихо промчался по дорожке, отпустив руль.
– Ух, ты! – искренне восхитился Нолик. Он решил, что обязательно прихватит велосипед в Лукоморск. Для этого всего-навсего нужно было применить простую запоминалку, что наш герой немедленно проделал.
Рядом остановился Паша.
– Откуда взялся второй велосипед? – спросил он.
– У нас даже малые дети могут копировать вещи.
– Научишь?
– Сразу не получится, – честно признался Нолик.
– А можешь деньги создавать?
– Лукрики не могу, они заговоренные. А вообще умножается все, что угодно. На два, на три, на десять. Кроме людей. Человека можно перемножить разве что на ноль, но тогда он попросту исчезнет.
– Нам твои лукрики не нужны, – Паша достал из кармана пятирублевую монету, – чтобы купить мороженое, нужно иметь еще три точно таких же.
Деньги оказались не заговоренными.
К неописуемому восторгу новых знакомых, три пятирублевые монеты появились рядом с первой.
– В Лукоморске мы покупаем еду, затем ее умножаем, – заметил Нолик, – мороженое, пирожки с вареньем, вообще все, что захочется. Также мы платим за услуги. Например, когда нужно куда-то добраться, оплачиваем проезд. Если что-нибудь выходит из строя, платим мастеру, который знает формулы для починки.
– Ничего не понимаю, какие такие формулы?
– Ну, чтобы отремонтировать кран, нужна одна формула, если лампа перестает светить, другая. Каждый мастер знает свои формулы. Водила на телеге использует формулы разгона, торможения и поворота, большего от него не требуется. Он берет с пассажиров два лукрика.
– У меня крыша едет от твоих пояснений, – сказал Павел и посмотрел на дорогу, – Гришка идет, сейчас спросит, откуда взяли второй велосипед.
Нолик не понял, причем здесь крыша, но переспрашивать не стал. Вопросов и так было слишком много.
Павел подъехал к Гришке, который оказался невысоким и толстеньким мальчиком, с неприятным выражением лица, и принялся что-то ему втолковывать. Нолик с любопытством наблюдал, как в глазах незнакомца недоверие сменилось удивлением, затем жадностью и завистью. Эти чувства, столь редкие в Лукоморске, вызвали у нашего героя сильную неприязнь. Он решил здесь больше не задерживаться.
Дай этому Гришке волю, посадил бы тот Нолика под замок и заставил всю жизнь делать деньги и разные дорогие вещи. Все это легко читалось на широком жирном лице. Гришка напомнил нашему герою Кубика.
– Эй, как тебя, постой, надо поговорить! – крикнул толстяк.
Разговаривать с ним не было ни малейшего желания. Нолик произнес вторую часть формулы возврата и слегка оттолкнулся пяткой. Больше всего на свете он боялся, что вернуться не удастся, и ему придется остаться здесь навсегда.
Он появился на фабрике и с силой врезался в Полимера. От удара оба покатились по полу.
– С ума сошел? Прыгаешь, как сумасшедший! – воскликнул приятель.
Нолик поднялся, снял сапоги, аккуратно их свернул и спрятал в ранец. К сожалению, волшебные вещи, так же, как деньги, не поддавались умножению.
– Исчез куда-то, потом распрыгался, как кузнечик! – ворчал Полимер, потирая ушибленный локоть. – А вдруг сапог хватятся?
Верно, вполне мог подняться шум. Лукоморску не знакомо было само понятие кражи. Нолик на секунду задумался, отыскал в куче обуви похожие сапожки и прицепил к ним желтую бирку с черепом. А ту, что была наклеена, с надписью «Непотопляемые сапожки», оторвал. По всей видимости, в этих сапожках можно было разгуливать по воде. Что ж, пусть пока побудут скороходами. Попробуй теперь разберись, чего в этой куче не хватает!
Больше здесь делать было нечего, ребята направились к выходу. Им так никто и не повстречался. Все работники были заняты в цехе. Охранник Кручина по-прежнему дремал за стойкой.