Глава вторая. Дважды два-пять!
– Дважды два-четыре! – обратился к охранникам Нолик.
– Проходи!
Школа встретила мальчика обычной суетой. Ребята торопились на уроки. Пробежала стайка физиков. Пропуском в школу сегодня им служила формула: «Сила действия равна силе противодействия».
Бормоча уравнения чистоты, неторопливо прошествовал старик-уборщик. Грязь, бумажки, фантики от конфет, все это в радиусе десяти метров вокруг него бесследно исчезало. Школьники шутили, что придет время, весь мусор вывалится обратно. Вот весело-то будет! Старика звали Веник. На него не обращали внимания, потому что для всех он давно стал частью школьного интерьера.
Около раздевалки толпились девочки географички. Они никогда не упускали случая подразнить Нолика. Так и на этот раз.
– Нолик, Нолик, глупый кролик! – громко сказала маленькая девочка, Параллелька.
Та, которую звали Двоечкой, добавила: «Нолик, Нолик, в ухе ролик!». Девочки дружно прыснули в ладошки.
Двоечку родители собирались отдать в класс арифметики, но та вдруг заупрямилась. Однажды в руки ей попала книга о великих путешественниках, прочитав которую, она не захотела ничем заниматься, кроме географии. Пришлось ей учиться вместе с мальчишками, которых звали Вулканами, Каньонами, Шельфами, и с девочками, Речками, Температурами, Координатами. Одноклассники быстро привыкли к ее негеографическому имени, но сама Двоечка до сих пор чувствовала себя не на месте. Выражалось это в том, что ей нравилось обидно обзываться.
Нолик постарался придать лицу свирепое выражение.
– Вот я вам! – он шагнул к обидчицам. Те с визгом разбежались.
– Идем скорее, на урок опоздаем, – обратилась к нему Единичка, соседка по парте. – Домашнее задание сделал?
– Могла бы не спрашивать, – ответил наш герой, хотя извлечение корня и деление давались ему не так легко, как умножение.
– Для чего нас заставляют считать в уме, – возмущенно рассуждала Единичка по дороге в класс, – везет информатикам, за них мозги сушат компьютеры.
– У компьютеров мозгов нет. А кому лень думать, у тех извилины атрофируются.
На пути в класс они оказались рядом с огороженным участком стены. Сколько себя Нолик помнил, на этом месте в коридоре всегда была натянута веревка и висела табличка с надписью: «Осторожно, опасная зона!». Школьники давно к надписи привыкли и попросту ее не замечали. Да и что могло быть здесь интересного?
– А знаете, что рассказывают про это загадочное место? – обратилась к ним невесть откуда взявшаяся Двоечка.
– Некий Кубик из класса геометрии выдумал, или узнал от кого-то непонятные формулы, после чего исчез вместе с классным помещением. Вместо двери осталось голая стена.
– Что за глупости, – сказал Нолик, невольно задержавшись у ограждения, – двери и кабинеты просто так не исчезают.
– Ходят слухи, что Кубик применил неправильную арифметику, – ответила Двоечка и исчезла незаметно, так же, как и появилась. Нолик внимательно осмотрел стену. Стена, как стена, ничего особенного, кое-где штукатурка облупилась. Но если остальные стены штукатурили заново, здесь, за ограждением, все оставили, как есть.
– Везет географам, – Единичка посмотрела на длинный ряд портретов, висевших в коридоре. – Говорят, сегодня учитель Азимут пригласил читать лекцию самого Магеллана.
В Лукоморской школе, где учились Нолик и Единичка, преподаватели знали некое волшебное слово. Стоило его произнести, как оживал любой портрет. Класс геометрии, таким образом, общался с Пифагором, математики с Ферма и Лейбницем. Географы запросто беседовали с путешественниками и первопроходцами, такими, как легендарный Эйрик Рыжий, Колумб или Америго Веспуччи. Однажды в класс явилась вся троица разом и устроила перед аудиторией грандиозный спор по поводу того, кто первым открыл Америку. Спор едва не закончился потасовкой. Учитель с трудом утихомирил буянов, отправив их обратно в портреты.
Физики оживляли Ньютона, Тесла, Эйнштейна. Перечень можно было продолжать до бесконечности. Живые легенды являлись на уроки с одной единственной целью, а именно: рассказать о своих выдающихся открытиях, после чего благополучно возвращались обратно. Таким образом, ученики выслушивали лекции из первых уст.
Нолик задумался. Разве бывает неправильная арифметика? Может ли дважды два не равняться четырем?
– Шли бы вы в класс, – заметил уборщик Веник, проходя мимо. – Опасно здесь находиться. – Окинул школьников внимательным взглядом и задумчиво побрел дальше. Лицо мальчика показалось ему странно знакомым. Где он его раньше видел?
Прозвенел звонок на урок.
– Идем скорее, а то опоздаем! – заторопилась Единичка.
– Если предположить, что дважды два-пять? – произнес Нолик. И не поверил глазам. За веревочным ограждением появилась дверь.
– Сейчас выясним, куда делся Кубик! – он перешагнул через веревку.
Как Единичка ни боялась опоздать на урок, любопытство пересилило.
Нолик открыл дверь, девочка поспешила за ним.
Если за дверью и был когда-то кабинет геометрии, теперь таковым его можно было назвать с большой натяжкой. От бывшего кабинета остались дверь и стена. На стене, над дверью по-прежнему висели портреты ученых, внесших вклад в развитие геометрии. Все они, как один, хмурились.
Вместо потолка было небо, остальные три стены отсутствовали. Не говоря о таких мелочах, как парты и окна. Вокруг простиралось бескрайнее поле. С неба изливали ослепительный жар три солнца.
Через поле, желтевшее злаками, к городу на горизонте тянулась прямая, как стрела, грунтовая дорога.
– Давай лучше вернемся, – предложила Единичка. Она была испугана.
– Чтобы я отказался от приключения?
– Разве бывает на небе три солнца? Ты не боишься, что нас заколдуют?
– Думаешь, нас выпустят?
Только теперь Единичка обратила внимание на двух молчаливых стражей, охранявших дверь.
– Назовите формулу! – услышала она, сделав шаг в их сторону.
– Дважды два, четыре.
– Ответ неверный! – Единичка собиралась, было возмутиться, но в это время Нолик схватил ее за руку.
– Мне на урок надо, пусти! – пыталась она вырваться.
– Погоди, давай лучше доберемся до города.
– Стражники сумасшедшие! Куда только директор смотрит?
– Он смотрит, куда надо. Не стражники сумасшедшие, этот мир сумасшедший.
– Как это? – растерялась девочка.
– Посмотри на дорогу.
К ним приближалась повозка, груженая зерном. У телеги, было, пять колес, у лошади, которая ее тащила, пять ног и три хвоста. Крестьянина, сидевшего на облучке, можно было принять за обычного человека, если бы не три руки. В одной руке он держал румяную булку, второй лихо щелкал кнутом. В третьей руке у него была большую бутыль, к которой он время от времени прикладывался. Крестьянин заметил путников. Глаза его полезли на лоб, телега остановилась.
– Свят, свят! – пробормотал он, делая попытку перекреститься. – Двурукие люди! Бедняги, откуда вы взялись, инвалиды?
– Инвалиды? – наши герои с недоумением переглянулись. Нолик заметил у крестьянина на затылке третье ухо, спрятанное в густой шевелюре. В небе, каркая, и взмахивая тремя крыльями, пролетела ворона.
– У вас здесь все такие, о трех руках? – спросил Нолик.
– Как же иначе? – удивился собеседник.
– Как зовут вашего короля? – поинтересовалась Единичка.
– Его зовут мудрый Кубик.
– Кубик! – в один голос воскликнули ребята.
– Ну да, Кубик, – повторил крестьянин, не понимая, что тут такого удивительного.
– У него тоже три руки? – спросил Нолик.
– Королей обсуждать не положено, – строго ответил крестьянин и окинул ребят внимательным взглядом. – Вижу, вы направляетесь в город, полезайте в телегу, довезу.
Третья рука, сжимающая хлыст, протянулась в приглашающем жесте. До города добрались быстро. Ребята поблагодарили доброго крестьянина и отправились по булыжной мостовой мимо двух и трехэтажных домов. Немногочисленные прохожие спешили по своим делам. Один раз дорогу ребятам перебежала кошка о пяти лапах.
– Что за мутанты здесь обитают? – подивился Нолик. Они с Единичкой засмотрелись на кошку, в тот же миг некий шустрый юнец выхватил у девочки портфель и бросился бежать.
– Держите вора! – закричала Единичка. Казалось, дерзкий воришка вот-вот скроется со своей добычей. Но тут под ноги ему попал камень, мальчишка высоко подскочил, чтобы не упасть. Нолик, не задумываясь, прочитал умножалку удвоения. Вместо одного, на пути беглеца возникли целых три камня. И если второго воришке удалось избежать, на третьем он споткнулся и полетел так, что несколько метров пропахал по мостовой носом. Злосчастный портфель вылетел у него из рук.
– С ума сошли, больно же! – захныкал мальчишка, размазывая слезы по лицу третьей рукой.
– Я тебя еще не так могу приложить, – сердито сказал Нолик, возвращая портфель Единичке.
– Уж немного и поворовать не дадут!
– Как тебя зовут, Воришка? – спросила Единичка.
– Меня зовут Жулик, я…
– Разве ты не боишься угодить в тюрьму? – прервала его девочка.
Жулик насупился.
– В тюрьме мне побывать уже довелось, только я быстро убежал.
– Как тебе это удалось? – поинтересовался Нолик.
– Щеколду отодвинул и ушел.
– Просто так, взял и ушел? Ну, ты даешь! – Нолик недоверчиво хмыкнул. – Если бы это было так просто, тюрьмы давно бы опустели. Или щеколда внутри была?
– Конечно, снаружи, – воришка напустил на себя важный вид.
– Если ты находился внутри, а задвижка снаружи, то, как ты мог ее отодвинуть?
– Смотрите! – Жулик приблизился к стеклянной витрине, просунул сквозь стекло третью руку и извлек аппетитный сахарный крендель.
– Попробовать не желаете? – спросил он, наслаждаясь произведенным эффектом.
– Ты можешь проходить сквозь стены? – ахнула Единичка.
– Не я, а только моя третья рука. Больше всего на свете я опасаюсь, что когда-нибудь меня схватят и отрубят ее, так обычно поступают с ворами.
– А зачем тебе понадобился мой портфель? – вдруг спросила Единичка. – Ты хоть представляешь, каково явиться на уроки без дневника и домашнего задания?
– Вообще-то, я бы никогда не стал красть у инвалидов, – Жулик потупил взгляд и шмыгнул носом.
– Ты можешь кое-что для нас сделать, – сказал Нолик, – и тем самым искупить вину.
– Что-нибудь нужно украсть?
– Проводи нас к королевскому дворцу.
– Что вы там забыли? Ведь всем известно, что чем ближе к дворцу, тем больше шансов потерять голову.
– Боишься? – презрительно спросила Единичка.
– Если вам не дороги головы, я вас провожу.
– Неужели это так опасно? – спросил Нолик.
– Опасно ли превратиться в дерево? Или в рой мух? Или вообще во что-то невиданное?
– Причем тут превращения? – Единичка с недоумением посмотрела на Жулика.
– Говорят, король ставит эксперименты с формулами неправильной арифметики. Для этого приказал хватать всех, кто бродит возле дворца. Кстати, мы пришли.
Дворец, похожий на старинный замок с башенками на стенах, казался неприступным.
– Что теперь? – спросил Жулик. Обитые железом ворота были закрыты, там дежурили бдительные часовые.
– Идем во дворец, – сказал Нолик, – нам надо поговорить с вашим королем.
Маленький воришка хмыкнул.
– Вы воображаете, что короли мечтают о встрече с всякими проходимцами?
– Мы не проходимцы, – обиделась Единичка.
В это время ворота отворились. Солдаты привели к дворцу толпу пестро одетых ребятишек. Едва они оказались внутри, ворота закрылись.
Жулик помрачнел.
– Что с ними будет дальше? – поинтересовалась Единичка.
– Этого никто не знает.
– Честно говоря, мне это не нравится! – заявил Нолик.
– Как мы попадем внутрь? – спросила Единичка.
Нолик прочитал одну из умножалок. Дерево, росшее у дальней башни, должно было удвоиться и вырасти выше стен. Дальнейшее, как говорится, было, делом техники. Чего-чего, а лазить по деревьям Нолик был мастак! Но дерево, вопреки всем законам, не увеличилось, а, наоборот, стало меньше. И не в два раза, а в три, или четыре. Оно превратилось в большой куст.
– Ничего не понимаю, – растерялся Нолик. Впервые его подвело заклинание умножения.
– Понимать нечего, – ответил воришка, – здесь правят законы неправильной арифметики. Умножаешь единицу на два, получаешь тройку. Два на два, пятерку. Поэтому у нас все люди о трех руках, птицы с тремя крыльями, а лошади пятиногие. Пошли отсюда, пока нас не схватили стражники.
Они обогнули дворец и вскоре оказались с другой стороны. Все здесь заросло густым кустарником, а сам дворец, напоминающий средневековый замок, выглядел еще неприступнее. Стража отсутствовала. Да и был ли смысл ее здесь держать?
– Вас обучают неправильной арифметике? – спросила Единичка.
– Что ты, что ты! – Жулик замахал руками. – Знание, это власть. А разве короли делятся с кем-нибудь властью?
– Все же, как пробраться внутрь? – Нолик задумчиво рассматривал кустарник. Он прикидывал, не испробовать ли другие умножалки?
– Может, надо было пристроиться к тем ребятам, которых забрали стражники? – сказала Единичка.
– Больше о вас никто бы не услышал, – ответил Жулик, и добавил, – и не пролил ни одной слезинки.
Он окинул стену внимательным взглядом.
– Существует способ более простой и безопасный, – он указал на едва заметную дверь. Дверью этой, покрытой толстым слоем рыжей ржавчины, похоже, не пользовались со времен постройки стены.
– Эту дверь вряд ли вообще можно открыть, – усомнилась Единичка.
– Это мы сейчас проверим, – ответил Жулик, и добавил, вздохнув, – зачем я с вами связался?
Он просунул третью руку сквозь ржавое железо. Что-то заскрежетало, дверь распахнулась.
– Всего-то дел, отодвинуть засов, – воришка отошел в сторону и галантно поклонился. – Женщины вперед.
– Там может быть опасно, – возразил Нолик, – первым пойду я.
Нашим героям открылся редкий ельник, многочисленные тропинки, да башни, возвышающиеся над деревьями.
– Хорошо бы во что-нибудь переодеться, изменить внешность, – задумчиво произнес Нолик, окинув товарищей взглядом. – Школьная форма привлекает внимание. Я мог бы, например, увеличить нашу одежду, чтобы она походила на средневековые балахоны…
– Ну, уж нет! – резко возразила девочка. – Ты пытался увеличить дерево, а оно превратилось в куст. Я не собираюсь по твоей милости остаться голой. Сойдет и так!
– Если я полез в пасть ко льву и оказался во дворце, то непременно должен украсть что-нибудь на память, – воришка огляделся, – а здесь и красть нечего!
– Кто о чем, а вшивый о бане, – съязвила Единичка.
– Причем тут баня? В банях можно украсть только мелочь, так что баня не для меня. Уж и не помню, когда был там в последний раз.
– Вот-вот! – хмыкнула девочка.
Неожиданно из-за деревьев к ним выбежала стайка пестро одетых ребятишек.
– Прячьтесь, колдун идет! – крикнул кто-то, и ребята побежали дальше.
– По-моему, нам пора отсюда убираться, – заметила Единичка, провожая их взглядом.
– Давайте попробуем спрятаться в одной из башен, – предложил Нолик.
– Видно, придется вновь пустить в дело третью руку, следуйте за мной!
Они поспешили к ближайшей башне. Башня была не столь высока, как другие, зато самая мощная. На дубовой двери ребята увидели надпись: «Охраняется заклинанием!».
– Была, не была! – воришка просунул третью руку в дверь. Лицо его перекосило болезненной гримасой.
– Что там? – в нетерпении спросили ребята.
– Ничего, – последовал ответ, в котором слышалась с трудом сдерживаемая паника. – Я не могу вытащить руку обратно!
Бедняга застрял в двери, словно муха в паутине.
– Теперь мне наверняка отрубят такую замечательную, такую необходимую воровскую руку. Я останусь без работы, меня с позором выгонят из гильдии. А я больше ничего не умею делать! – заныл Жулик.
– Вместо того чтобы ныть и пытаться извлечь свою никчемную руку, лучше бы открыл щеколду, – посоветовала Единичка.
– Щеколду вы цените выше моей драгоценной руки? – воришка, казалось, готов был подпрыгнуть от возмущения. И подпрыгнул бы, если мог.
– Открывай, открывай, все равно другого выхода нет, – поторопил Нолик.
– Вы убежите, а что со мной будет? – Жулик, впрочем, изловчился и просунул руку внутрь по самое плечо. Щеколда лязгнула, дверь открылась. И, о чудо! Рука в тот же миг освободилась. Лицо воришки расплылось в широкой, как блин, улыбке. По-видимому, заклинание было рассчитано только на закрытые двери.
– А ты боялся, – сказал Нолик.
– Мне, правда, уже привиделся палач с топором.
– Давайте войдем, а то явится его величество и сделает нам какую-нибудь гадость, – сказала Единичка. Упоминание о короле мгновенно стерло с лица Жулика улыбку. Он с беспокойством оглянулся.
– В башне темно, – сказала девочка, – вдруг там обитают призраки? Я боюсь!
– Трусиха, – презрительно отозвался воришка, – призраки бесплотные и не могут отрубить ни руку, ни голову, – мысль о руке беспокоила его больше всего. Он заглянул внутрь и нырнул в башню. Нолик поспешил следом, за ними, зажмурившись от страха, последовала Единичка. Внутри оказалась лестница, которая вела наверх. Надпись на стене почему-то гласила: «Путь вниз».
– У нас часто бывает не так, как у людей, или вообще наоборот, – проворчал Жулик, – нет, чтобы жить, как в нормальных царствах. Завтра украл одно, послезавтра другое. Разве здесь так получится? Захочешь попасть наверх, лестница ведет вниз. Вот и думай после этого, где окажешься на самом деле!
– Не верь глазам своим, – пробормотал Нолик и отправился вверх по лестнице. Вскоре путешественники оказались в круглом зале. На широких подоконниках стояли горшки с растениями.
– Ребята, смотрите!
Вместо ягод и бутонов повсюду на ветках висели цифры. От нуля до девятки, плюсы, минусы и другие знаки. Некоторые лежали в земле, упав с веток, словно перезревшие плоды. Единичка хотела взять одну из цифр.
– Ничего не трогай! – предостерег Жулик. – Говорят, неправильной арифметикой можно заразиться.
Девочка в испуге убрала руку.
– Разве арифметика бывает заразной? – удивилась она.
– Здесь все бывает. Тебе понравится, если ты, Единичка, превратишься вдруг в Тройку?
– Ой, взгляните в окно, сюда, кажется, идут! – воскликнула девочка.
Действительно, к башне приближались двое, упитанный мальчик в яркой одежде и высокий худой старик в черном плаще, напоминающем халат. Обут старик был в туфли с загнутыми носами. Вылитый Хоттабыч!
– Что делать? Спрятаться здесь негде, – сказал Нолик.
– Поднимемся на третий этаж, – предложил Жулик, – а там будет видно.
В башне оказалось всего три этажа. В верхнем зале на стенах висели портреты ученых. Вдоль стен расположились мягкие диваны с золотистыми покрывалами. Посреди зала, на постаменте из черного камня под прозрачным голубым колпаком лежала обычная на вид книга.
– Это же единственный в мире учебник неправильной арифметики! – воскликнул Жулик, глаза его осветились восторгом.
Узкая лестница вела к люку в потолке.
– Там что, чердак? – спросила Единичка.
– Да нет же, подвал. Написано было, что путь ведет вниз. Открываешь люк, и ты в подвале.
– Как так?
– А так! Не забывай, что мы в стране неправильной арифметики.
– Тогда, может быть, спрячемся в подвале?
– Скорее всего, там тупик.
– В подвале нам делать нечего, – решил Нолик.
В это время со стороны лестницы послышались шаги, ребята поспешили спрятаться за высокой спинкой одного из диванов. В следующий момент в зал вошел высокий старик и толстый мальчик. Вероятно, это был Кубик собственной персоной. Старик, кряхтя, уселся на диван, пружины которого протестующе взвизгнули.
– Я бегаю за детьми, испытываю на них эту непонятную арифметику, – донесся до ребят недовольный голос Кубика, – а что в результате? Кто-то превращается в отрицательные числа и проваливается в иные миры, другие делятся на безумно большие цифры и бесследно исчезают. Не стоит упоминать о печальной участи прочих. А все для чего? Чтобы найти очередную работающую формулу.
– Но мой господин, – сказал старик, голос у него оказался неожиданно резким, – благодаря опытам мы открыли целых восемь формул. Могущество наше с каждым годом умножается.
– За несколько лет всего восемь формул, – фыркнул Кубик, – а, сколько их в этой книге? Тысячи, десятки тысяч! Нам не хватит сотни жизней, чтобы разгадать все формулы. Не проще ли отыскать способ извлечь драгоценную книгу из-под неразрушимого колпака?
– Терпение, мой господин! Я постоянно работаю над этой проблемой. Но пока мы ничего не можем сделать. Проклятый Гугол запечатал ее каким-то необычным заклинанием, возможно даже не одним. Стекло невозможно ни снять, ни разбить.
– Стоят ли эти формулы загубленных жизней, мрачно сказал Кубик. – В народе нас считают чудовищами.
– Арифметические операции дают безграничную власть над природой, и над толпой. Пусть ничтожные люди думают о нас что угодно. Любой бунт мы легко подавим. Мой господин прежде жил в мире, где правит обычная арифметика. Если мы освоим эту книгу, нам по силам будет покорить любой мир. Мы введем там свои правила, и никто не сможет нам помешать. Разве не хочет уважаемый Кубик стать владыкой двух миров?
– Почему Гугол поместил под колпак этот учебник?
– Возможно, он не захотел, чтобы все жители страны стали нашими послушными рабами. Сотни и тысячи работников, умеющих орудовать не только серпом и лопатой, но и воинов, держащих меч. Рук можно было бы дать каждому сколько угодно, хоть сто. А голов должно быть поменьше, чтобы не приходили на ум всякие бунтарские мысли. Лучше иметь работников вовсе безголовых, или же с половинкой головы. Думать за них стали бы мы! – старик поднял указательный палец к потолку и мерзко хихикнул.
– Как всегда, ты прав, Бином, – сказал Кубик, его каблуки простучали по залу. Он остановился рядом с диваном, за которым прятались наши герои. – Однажды мне стало скучно, я произнес формулу, при помощи которой в Лукоморье оживляли ученых с портретов. Не помню, кого именно я вызвал. Я пытался втолковать этому корифею науки азы неправильной арифметики. Представь себе, это ничтожество посмело надо мной насмехаться!
– Смеется тот, кто смеется последний, куда этим закоснелым глупцам понять глубину и возможности неправильной арифметики, мой господин. Однако не пора ли завершить начатое дело?
– Ты прав, пациенты заждались.
Вскоре шаги Кубика затихли на лестнице.
– И этот узколобый недоросль видит себя будущим владыкой мира? – презрительно произнес старик. – Он воображает, что я, Бином, ученик и помощник Гугола, передам ему власть? Горьким будет разочарование!
Старик заложил руки за спину и подошел к стеклянному колпаку.
– Какая магическая формула тебя охраняет? – пробормотал он. – Когда я сумею достать учебник, то, прежде всего, превращу нашего толстого Кубика в плоский квадрат, из которого затем извлеку корень. И не простой, а согласно неправильной арифметике. И превратится большой Кубик в маленькую худосочную точку. Хи-хи-хи! А потом я изменю мир. Для этого так мало нужно! Всего лишь сделать натуральные числа ненатуральными. Устроить так, чтобы при перемене мест слагаемых сумма менялась. И еще кое-что наподобие. И ты мне в этом обязательно поможешь! – старик постучал пальцем по голубому колпаку, обращаясь к учебнику, словно к живому существу.
– Мечтать хорошо, но нужно и дело не забывать. Пойду, помогу толстячку. Пошарю по задворкам, может, кто из ребят там укрылся.
Старик вышел.
– Что будем делать? – спросил Нолик, осторожно выглядывая из-за спинки дивана. Жулик казался испуганным. Он спрятал третью руку под курткой, словно ее вот-вот собирались отнять.
– Что с тобой, – обратилась к нему Единичка, – ты не заболел?
– Я боюсь, вы заставите меня достать этот учебник.
– Мы этого не говорили, – возразил Нолик.
– Ты сможешь, – сказала Единичка, – иначе этот сумасшедший вас всех уморит. Будете ходить о ста руках и с четвертью головы на плечах. Вместо третьей руки он приделает тебе третий глаз.
Похоже, последний аргумент возымел действие.
Жулик обреченно кивнул, выбрался из импровизированного убежища и осторожно приблизился к стеклянному колпаку. Было заметно, что он ужасно боится.
Нолик и Единичка, затаив дыхание, следили за ним. Жулик, в общем, оказался не таким плохим мальчиком. И если с ним что-нибудь случится…
С видом приговоренного к казни Жулик извлек драгоценную книгу. Ребята с облегчением перевели дух. В следующее мгновение колпак покрылся сетью трещин и с громким звоном рассыпался на мелкие кусочки.
– Мне кажется, самое время уносить ноги, – заметила Единичка, в то время как Жулик, не веря своим глазам, рассматривал книгу.
– Колдун нас из-под земли достанет, – сказал он, наконец, – это же единственный экземпляр учебника великого волшебника Гугола!
– Мы ему подсунем другой учебник, может, он не заметит подмену? – Нолик достал из сумки учебник арифметики и положил его посреди стеклянных осколков.
Жулик передал ему драгоценную книгу. Ребята спешно покинули башню.
– Я знаю, где можно укрыться в городе, – сказал Жулик.
– В городе нас обязательно поймают, – возразил Нолик, – не беспокойся, мы знаем, что делаем.
Не успели они покинуть башню, как столкнулись с Кубиком. Тот с важным видом прохаживался перед строем трехруких ребятишек.
– Это кто к нам пожаловал? – удивился он, пожирая взглядом наших героев. Как знакома ему была эта школьная форма!
Нолик, Жулик и Единичка, не дожидаясь, пока их схватят, дали стрекача. Толстый Кубик бросил несчастных «подопечных» и, что было сил, помчался следом.
– Стойте, или я вас заколдую! – закричал он. Куда там! Кубик отставал все больше. Когда он понял, что беглецы вот-вот ускользнут, остановился и что-то прошептал. Кустарник у стены, за которым уже можно было разглядеть заветную калитку, вдруг разросся и превратился в непроходимую чащу. Ребята на мгновение растерялись.
– Ох, отрубят мне теперь третью руку, – привычно заныл Жулик. Нолик открыл заветный учебник, где были приведены все формулы и уравнения неправильной арифметики. Поспешно листая страницы, нашел подходящую формулу и вычел рощу саму из себя. В тот же миг кустарник бесследно исчез. Путь был свободен!
Кубик, торжествовавший победу, замер с раскрытым ртом. Когда ребята скрылись за дверью, он, наконец, опомнился и, тяжело отдуваясь, поспешил за ними.
Вскоре наши герои добрались до двери в Лукоморье, через которую попали в этот удивительный мир.
Путь преградили стражники.
– Формула! – грозно произнесли они. Нолик не успел открыть драгоценный учебник, когда Единичка брякнула: «Дважды два-пять!».
– Проходите! – стражники расступились.
– Ты с нами? – повернулся Нолик к Жулику.
– А что там, за дверью?
– Там мир правильной арифметики, где дважды два всегда четыре.
– Лучше я останусь здесь. Я ничего не умею делать, кроме как воровать.
– Научишься жить честно, – сказала Единичка, – в школе с нами будешь учиться, а потом работать.
– Я подумаю, – пообещал Жулик.
– Ну, думай, а пока прощай, – Нолик пожал ему руку, ребята скрылись за дверью.
Подоспел запыхавшийся Кубик. Лицо его исказилось злобой, он протянул руки к Жулику. Неизвестно, что он собирался сделать, потому что в следующий момент случилось невероятное. У стражников исчезли третьи руки, то же произошло с Жуликом. Стражники растерянно уставились друг на друга. С неба падали птицы, потому что летать с двумя крыльями они давно разучились.
Вскоре выяснилось, что сторожить нечего: дверь в другой мир бесследно исчезла. Испуганный Кубик пытался применить формулы неправильной арифметики, но те не работали.
А дело было вот в чем. Безумный старик Бином, помощник великого Кудесника Гугола, мечтающий овладеть всеми тайнами неправильной арифметики, вернулся в главную башню. Каково было его удивление и радость, когда он обнаружил, что колпак разбит. От нахлынувшего счастья старик не обратил внимания на название учебника. Он торопливо схватил книгу и лихорадочно принялся читать все правила и формулы подряд. Он был уверен, что мир отныне принадлежит ему. Что все теперь обретет неправильное совершенство, какое пожелает он, властитель Бином.
Он уже видел в своих грезах, как у людей появляются пятые, десятые руки, а вместо головы остаются по одному глазу и несколько ушей, только для того, чтобы они могли слушать и выполнять его приказы. Но, когда он, наконец, оторвал взгляд от текста, оказалось, что замок, воздвигнутый неправильными формулами, бесследно исчез, а сам он находится на пустой площади среди рассерженной толпы. Над головой вместо трех сияло одно солнце.
– Куда ты дел наших детей? – раздались голоса, которые не предвещали Биному ничего хорошего. У окружающих отсутствовали третьи руки, и, к своему ужасу, старик заметил, что исчезла его собственная третья рука. Книга, которую он держал, упала на землю. Несостоявшийся диктатор понял, наконец, что это вовсе не та книга.
Старик обвел надвинувшуюся толпу безумным взглядом и издал дикий вопль: город, и его жители, полностью соответствовали столь ненавистным ему правилам обычной арифметики.
Не успели Единичка с Ноликом оказаться в школьном коридоре, как нос к носу столкнулись с директором Гоголем. Никто толком не знал, настоящее это имя или только прозвище. Но в любом случае, его называли именно так. Он был очень похож на портрет своего знаменитого тезки. То же лицо, прическа. Злые языки поговаривали, что однажды директор сошел с портрета, чтобы прочитать лекцию в классе литературы, да так и остался в мире живых. Директор на самом деле был мастер читать лекции не только по литературе, но и на любые темы. Казалось, он знает все на свете. Касались лекции физики, арифметики или географии.
– Немедленно отдайте мне книгу! – директор требовательно протянул руку. Нолик отдал учебник и потупил взгляд. Они с Единичкой прогуляли целых два урока.
– Зачем вы открыли запретную дверь, ведь специально огорожено! Какую еще гадость вы притащили с собой? Впрочем, вряд ли что-то может быть хуже этой книги.
Директор произнес беззвучную фразу, книга рассыпалась в прах. Он стряхнул с ладоней остатки черной пыли.
– Знаете, почему меня зовут Гоголем? – неожиданно спросил он.
– Вы очень похожи на его портрет, – осмелилась сказать Единичка.
Директор усмехнулся.
– Мое настоящее имя Гугол, переиначили в Гоголя. Вам все ясно?
– Так вы и есть тот самый Гугол, написавший книгу?
– Был грех, – вздохнул директор, – захотелось прославиться, сделать великое открытие. Вместо этого получилась уродливая арифметика. Мне удалось проникнуть в другой мир и применить там ее основные формулы, но вскоре стало ясно, что эксперимент влечет за собой чудовищные последствия. Тогда я надежно изолировал книгу, уничтожил остальные экземпляры, и запечатал вход. Догадываюсь, что кое-кому захотелось воспользоваться неправильной арифметикой. Скорее всего, это был мой помощник Бином. Может, расскажете, что там произошло?
– Мы забрали книгу, а Биному оставили обычный учебник, – ответил Нолик.
– Не буду спрашивать, как вам это удалось. Давайте посмотрим, что теперь там, за дверью, – сказал директор.
Ребята увидели обычный кабинет геометрии с рядами парт и цветами на подоконниках. Не было ни поля с пожелтевшей пшеницей, ни трех солнц в голубом небе. На стене по-прежнему висели портреты ученых. Только теперь они, как один, улыбались.
– Куда все подевалось? – удивилась Единичка.
– К счастью, неприятности позади, – довольно произнес директор. – Отправляйтесь на урок и впредь не суйте нос туда, где его могут прищемить.
– А как быть с уроками, которые мы пропустили? – спросила Единичка.
– Скажете, что были у меня, – с этими словами Великий волшебник Гугол, он же директор Гоголь покинул кабинет геометрии.