Глава 1. Кружок
Город Точкоград. Замок Феи Геометрии. Здесь кипит работа. В зале Превращений появляются новые фигуры. Они ищут товарищей и друзей. Большие фигуры и малыши бегают, прыгают, присоединяются друг к другу. В комнате царит шум и гам.
Среди других геометрических фигур находится и маленький Кружок. Он с интересом наблюдает за действиями других фигур.
Проходит несколько дней и фигуры начинают пропадать, а потом появляются вновь. Кружок подходит к большому взрослому Кругу:
– Куда исчезают фигуры?
– Они отправляются в Геометрическую школу, чтобы получить первичные знания. Ты уже был в этой школе?
– Что я там забыл! Я и так всё про себя знаю.
– Что же ты знаешь?
Кружок раздувается от важности и громко говорит:
– Круг – это раскрашенная или вырезанная окружность. Центр круга или окружности обозначается точкой О. Если провести отрезок из центра круга к любой точке на его окружности, то получится радиус, а если провести отрезок от одной точки окружности к другой – хорда, если этот отрезок будет проходить через центр окружности, то это диаметр. Диаметр равен двум радиусам.
Кружок кричит, что привлекает внимание других геометрических фигур. Они бросают все дела и подходят к кругам. Большой Круг внимательно выслушивает Кружка и интересуется:
– Как построить окружность по диагонали квадрата?
– Как? Как? А зачем мне это знать? Главное ведь я знаю.
– Скоро ты станешь самостоятельным, и тебе пригодятся все знания по геометрии.
– Ничего, и так проживу.
Все геометрические фигуры смотрят на маленького Кружка неодобрительно и расходятся, занявшись своими делами: одни читают книги, другие решают задачи, третьи пишут что-то в тетрадках. Один Кружок ничем не занимается. Ему скучно и грустно. Он начинает играть с такими же малышами, как он, но товарищи через несколько минут отправляются в школу.
Прошла неделя. Кружок видит, как несколько фигур подходят к появившемуся в стене окошку. Оно открывается, фигуры прыгают на подоконник и исчезают.
– Куда пропали эти фигуры? Что это за окошко? Зачем туда нужно прыгать? – пристаёт он с вопросами к Кругу.
Круг отмахивается от него, но Кружок не отстаёт. Он начинает ходить за Кругом по всему залу, ожидая ответа на свои вопросы.
Круг сдаётся, отводит малыша в угол, где стоят маленькие диванчики, усаживает на один из них. Взрослый медленно и понятно всё начинает объяснять.
Кружок узнаёт, что все геометрические фигуры в определённый момент отправляются в самостоятельную жизнь. Через окошко они идут в кабинет к Фее Геометрии. Она даёт каждому разрешение на проживание в определённом городе страны Геометрии.
Теперь Кружок ждёт, когда же и ему предоставят свободу. Но дни идут, а он всё ещё остаётся в замке. Вот и Круга нет, и другие знакомые ему геометрические фигуры исчезли, а он всё в зале Превращений.
Вдруг Кружок слышит, как над ним смеётся маленький Квадратик. Подлетает он к обидчику, толкает его. А Квадратик встаёт и говорит возмущённо:
– Драться-то ты умеешь, умному ничему не хочешь учиться, поэтому и сидишь в зале Превращений так долго. Будешь сидеть здесь всегда, потому что Фея выпускает в самостоятельную жизнь только прилежных и любознательных.
Кружок вздохнуть не может от возмущения, но возразить нечего. Он долго обдумывает слова Квадратика и понимает, что тот прав. Другой бы на его месте понял свою промашку и отправился в Геометрическую школу, но Кружок ленив и упрям. Он думает идти другим путём. Наш герой решает бежать из замка Феи Геометрии.