Вы здесь

Новые молодежные движения и солидарности России. Демотиваторы: авторский контекст «весёлых картинок». Захарьева Дарья, Лукьянова Евгения ( Коллектив авторов, 2011)

Демотиваторы: авторский контекст «весёлых картинок»

Захарьева Дарья, Лукьянова Евгения

В статье рассматривается новое для Рунета сообщество – демотиваторщиков, анализируется его структура, ключевые роли в ней и складывающиеся отношения между участниками различных уровней. Обращается внимание, что это сообщество во многом отличается от других сетевых групп. Оно хорошо структурировано, в нём принято множество правил и даже есть особый слой «методистов», отвечающих за обучение новичков. Основатели сообщества видят в демотивации новый вид искусства и готовы принимать к себе тех, кто разделяет эту точку зрения и хочет научиться создавать постеры на серьёзные социальные темы. Это сообщество интересно тем, что главный механизм солидаризации в нём строится не на положительной, а на отрицательной идентификации. В центре всех дискуссий стоят антигерои современности – так, как они представляются авторам демотиваторов.

В данной публикации использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Новые социальные движения молодежи», выполненного в рамках программы Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2010 году.


Ключевые слова: Интернет-сообщество, структура, идентификация, авторство, демотиваторы.


Сбор материалов о демотиваторах начался с соответствующей статьи в «Википедии». Сведений оттуда было почерпнуто не так уж много, но данные там перекрёстные ссылки на такие страницы, как «Корпорация», «Корпоративная культура» и «Субкультура» убедили, что вокруг сайтов с демотиваторами уже успело сложиться целое сообщество. Демотиватором принято называть фотографию или картинку, помещённую в чёрную рамку. Внутри этой рамки обычно располагается какое-либо изречение, которое становится подписью к картинке или как-либо комментирует её. Данное интернет-сообщество возникло относительно недавно. Наиболее известный сайт demotivators.ru был открыт в 2008 году. Но и за этот небольшой срок создание демотиваторов превратилось в очень популярное развлечение. В различных социальных сетях организуются группы, посвящённые демотиваторам. Так, в «ВКонтакте» насчитывается около 1800 таких групп, в «Одноклассниках» их открыто около 60. В самой многочисленной группе зарегистрировано около 352 400 участников! Разумеется, далеко не все из них являются непосредственными авторами демотиваторов, большую часть составляют простые зрители или комментаторы, но часто именно от них зависит атмосфера в группе. Сайт www.demotivators.ru также имеет свою официальную группу «ВКонтакте», но она является не такой многочисленной. В её состав входит примерно 48 тысяч участников. По утверждению главного администратора этой группы, только в ней «поддерживается классическая школа демотивационного искусства в России»[5]. В исследовании приняли участие 15 авторов демотиваторов, входящих в эту группу, а также 11 зрителей и комментаторов из неё. Основным методом сбора информации стали полуструктурированные интервью, проходившие преимущественно в on-line режиме в течение полугода (лето-осень 2010 г.). Только так можно было связаться с создателями демотиваторов и наиболее активными комментаторами, поскольку они проживают в разных городах нашей страны (Москва, Волгоград, Кривой Рог, Киев, Казань, Санкт-Петербург и т. п.). Поэтому в большинстве случаев их профайл «ВКонтакте» являлся единственным доступным личным контактом, по которому с ними можно было связаться.

У некоторых из участников группы брались повторные интервью, в ходе которых уточнялись отдельные вопросы, в частности по отношению к конкретным темам, выбираемым для своих работ. Среди авторов в выборку попали и лидеры внутреннего рейтинга группы.

Эта группа «Демотиваторы. ру» была выбрана неслучайно. Её отличительной чертой является интерес к серьёзной социальной проблематике. Во время проведения исследования в группе шло обсуждение таких тем, как «Навязанные Праздники, или Гражданство Великой Страны», «СССР», «О законе Парето и школьном образовании», «Чиновники», «Преступление и наказание», «Дефолтная религия», «ЗА и (или) ПРОТИВ срочной воинской службы», «Новое поколение», «Христиане», «Твердо стоишь на ногах?», «Почему ты бедный?», «О мате замолвите слово…», «Самоубийство», «СПИД – Миф», «Странная реклама», «Вы ведете здоровый образ жизни?», «Реально ли дожить до 80?», «Зачем лечат алкашей и наркоманов?», «Очередной пост о ценностях», «Наше время». Также часто дискутируются вопросы отношений между мужчиной и женщиной: «Взгляд на Отношения», «Нет секса, значит, нет свидания!», «Все женщины – дуры…», «Ревность, и как она сожрет Вас и Вашего партнера», «Дети», «Стоит ли ребёнку лгать про капусту и Деда Мороза?» и другие. Администрация группы оперативно реагирует на текущие события, происходящие в стране, например, в августе 2010 года появилась новая рубрика «Горят леса!». Конечно, не все из предлагаемых администраторами тем одинаково интересны участникам. В одних из них можно найти не более десятка сообщений, но в другие присылается и до 500 сообщений. Среди таких горячих «веток» особо выделяется «Доморощенным неполноценным «нацикам»», ставшая самой посещаемой за всё время существования группы. Что неудивительно, поскольку любые работы, в которых затрагиваются межнациональные отношения в стране или в целом её положение на международной арене, как правило, вызывают многостраничные комментарии. Например, демотиватор «Так и сделаем»[6] о присоединении России к Украине вызвал 5413 комментариев, а на демотиватор «Опусти глаза и быстро пересеки двор»[7] (фотография с заголовком «Эй, рюсский! Теперь это наш двор») пришло 5812 комментариев.

История с другим демотиватором «Привет от братского народа Чечни!..», посвящённым тому же этническому вопросу, показала, что эти постеры можно с успехом использовать и как средство политической пропаганды. И хотя судебной психолингвистической экспертизой эта работа вместе с поступившими на неё комментариями была признана экстремистской[8], она обошла многие сайты. На демотиваторы обращают внимание не только политтехнологи, но и рекламщики. На многих специализированных форумах высказывается мнение, что они как нельзя лучше подходят для вирусной социальной рекламы[9]. Необычные по форме плакаты могут и вызвать интерес к проблеме, и показать её с неожиданной стороны.

У специалистов интерес вызывают не только сами демотиваторы, но и их авторы. При этом соответствующие группы в социальных сетях уж очень непохожи на другие описанные в отечественной научной литературе интернет-сообщества. В частности, в этих группах отсутствует один из главных признаков подобных сообществ – тематическое единство [Шикула, 2006]. Только на одном сайте www.demotivators.ru среди самых «топовых» тэгов выделено более 200 тем: от котов до коммунизма и от Малевича до Обамы. На все эти тэги присылаются работы, комментарии которых выходят далеко за заданные тематические рамки и нередко выливаются в настоящие философские споры. Анализ комментариев по использованным ник-неймам показывает, что одни и те же посетители готовы общаться по принципиально разным вопросам, высказывая мнение по поводу содержания буквально каждой вывешиваемой работы. Нет в этом сообществе и постоянно приписываемой интернет-коммуникациям игры в конструирование идентичностей [Пипенко, 2006]. В комментариях на самом сайте даже не используются аватары! А в рейтинге лучших авторов встречаются и настоящие имена. Кроме того, посетители – как сайта, так и соответствующей группы «ВКонтакте» – не страшатся приводить биографические воспоминания из своей школьной, студенческой, а иногда армейской жизни в подтверждение выносимых оценок. Несомненно, текст комментариев тоже служит важным способом самовыражения участников, однако, отсутствие ярких визуальных репрезентаций сразу озадачивает, особенно в связи с тем, что, как настаивают сами демотиваторщики, их сообщество носит творческий характер и связано с новым видом изобразительного искусства, а многие из постоянных авторов, как показали проведённые интервью, учатся в художественных или архитектурных вузах.

Ещё одно отличие группы «Демотиваторы. ру» заключается в том, что она хорошо организованна и имеет довольно упорядоченную структуру. Всем её участникам присваиваются определённые статусы в зависимости от степени активности на сайте и в социальной сети. К ключевым позициям в этом сообществе относятся администраторы, модераторы и авторы. Их положение подчёркивается не только тем неформальным авторитетом, которым они обладают, но и предписываемыми им ролевыми функциями. Так, администраторы должны организовать работу сайта, делать всевозможные изменения по нему и следить за внутренним порядком в группе. Но помимо этого, они также обсуждают и комментируют работы авторов. В функции администраторов входит и выбор модераторов. В свою очередь, модераторы чаще всего занимаются проверкой выкладываемых на сайт работ. Именно они решают, попадут ли они на всеобщее обозрение или нет. Модераторы также являются организаторами конкурсов и ведущими «топиков», т. е. отдельных тематических дискуссий. Победа в таких конкурсах приносит рядовым авторам не только признание, но и даёт возможность попробовать себя в роли модератора. Администраторами и модераторами становятся только бывалые авторы, доказавшие своё мастерство, умение и талант. Их заслуги являются настоящим культурным капиталом: чем большим количеством посетителей они признаются, тем больше доверия вызывают выносимые ими оценки, и тем прочнее становится их положение. Вместе с тем, высокий статус не освобождает администраторов и модераторов от критических отзывов в адрес их собственных демотиваторов. Хотя некоторые из них имеют право выкладывать свои работы, не подвергаясь рецензированию. Остальные же авторы вынуждены ждать, пока их демотиваторы будут проверены и допущены на сайт. Лучшие авторы определяются тем, сколько его работ было добавлено посетителями к себе в избранное. Работы таких авторов можно увидеть в специальном разделе «Доска почёта».

Наиболее опытные авторы – сами себя они называют «старички демотивации» – входят в состав методистов. Методистами являются те, кто очень хорошо знает методику составления и оформления демотиваторов, а также мотиваторов. Ими становятся «старые» участники сайта, а также самые активные зрители из группы «ВКонтакте», которым удается ярче других комментировать обсуждаемые работы. Методисты берут себе в ученики новых авторов, так как они могут доходчиво объяснить им азы создания демотиваторов, обучить их этому ремеслу и объяснить им основные ошибки. Таким образом, на методистах лежит задача обеспечения преемственности в сообществе и поддержании принятых в нём норм. Советы методистов нередко выходят за рамки исключительно творческих консультаций. От них новички могут услышать и жизненные наставления, вроде «ты не тех принципов в жизни придерживаешься, друг…». Поэтому, не будет преувеличением сказать, что именно методисты пользуются наибольшим неформальным влиянием как среди других авторов, так и зрителей. Не зря один из них в своём интервью называл требования к присылаемым работам с большой буквы «Правилами». По его мнению, последовательное и точное соблюдение этих правил является залогом того, что в группе будет «всё прилично и строится на взаимоуважении». Ссориться с методистами опасно даже для модераторов, испорченные отношения могут стоить им высокого статуса. Авторы со стажем стремятся научить учеников не только оформлять свои демотиваторы, но и уважать чужие: «Ведь мы вкладываем душу в постер, который впоследствии просто не понимают и уничтожают словесно». Большинство участников исследования сошлись на том, что присутствие методистов сильно отличает группу «Демотиваторы. ру» от аналогичных групп «ВКонтакте», а также от одноимённого сайта. Они не позволяют разговорам уходить далеко в сторону от обсуждаемых работ и проблем создания демотиваторов на разные темы.

Среди авторов существуют своего рода открытая и закрытая «тусовка». Для того, чтобы попасть в открытую «тусовку» нужно всего лишь зарегистрироваться в социальной сети или просто зайти на сайт. О закрытой «тусовке» авторы стараются не распространяться даже в интервью. Известно, что в неё входят в основном те, кто начинал соответствующую группу «ВКонтакте». Сами они характеризуют свой круг как «тусовку друзей-товарищей»: «…о закрытой ничего такого сказать не могу… разве что, мы там обсуждаем самые основы создания демотиваторов, обсуждаем и выдвигаем идеи, определяемся с терминологией и т. д. …». В духе всего сообщества жизнь закрытой тусовки также происходит в он-лайне режиме, хотя иногда намечаются встречи. Однако в ходе исследования так и не удалось выяснить, состоялась хотя бы одна такая встреча или нет: «…собирались вроде… этим летом в Одессе… не придавай этому значения. Мы обычные люди и такая встреча – дело интимное, а не публичное…». Впрочем, не все демотиваторщики видят необходимость в личных встречах, с одной стороны, в силу географической разбросанности авторов, а с другой стороны, у них возникают сомнения по поводу того, чем ещё могут быть интересны в живом общении эти люди, кроме своих работ, которые и без того доступны в Интернете. Между тем, многим впервые попавшим на сайт демотиваторов даже открытое обсуждение часто напоминает хорошо законспирированный разговор небольшой группы посвящённых из-за применяемого там сленга, а также множества ссылок, которыми постоянные участники обмениваются друг с другом в комментариях.

Самой большой по численности частью группы являются комментаторы или зрители. Их как раз и можно назвать целевой аудиторией, до кого авторы пытаются донести свои идеи и мысли. Администраторы и модераторы представляют эту аудиторию как преимущественно молодёжную: «… по большей части это студенты, очень редко люди старше двадцати четырёх, ну и куча огромная школьников, которые в комментариях пишут такую ахинею…». На сайт или «ВКонтакт» они заглядывают, как правило, по ссылке друзей, увидев у них понравившиеся демотиваторы. Но не всех зрителей увлекает сообщество как таковое. Некоторые относят авторов к числу так называемых «задротов» – людей, часами проводящих время за компьютером по причине того, что у них «не заладилось с личной жизнью, которые своё время тратят на это все» и хотят «показать своё остроумие на фоне собственных комплексов неполноценности». Неслучайно зрители отмечали обилие работ, связанных с неразделённой любовью и предательством, и в одном из интервью даже назвали авторов «виртуальными эмо». Отношение к сообществу напрямую зависит от позиции самих зрителей. Те, кто видят в демотиваторах лишь смешные картинки, считают авторов бездельниками, у которых получается лишь одна-две остроты в месяц, или «неудавшимися КВНщиками». При этом само составление демотиваторов представляется им делом весьма простым: «… берёшь смешную фотку с котом и ляпаешь подпись типа – Котэ улыбается». Но и социальные («серьёзные») демотиваторы, затрагивающие какие-либо острые общественные темы, воспринимаются неоднозначно. Некоторых они привлекают возможностью задуматься «о глобальных и социальных проблемах», посмотреть их «в зеркале…со стороны (обычно сарказмом или же шуткой, с иронией) и заставить задуматься над собой и своим поведением, куда же всё-таки мы катимся». Другие же зрители считают авторов идеалистами, наивно думающими, что «так они могут повлиять на поступки других людей, заставив взглянуть как бы на себя со стороны, задуматься над своими поступками». В то же время, все отмечают, что публичное комментирование работ требует особого умения и решимости, порой не меньшей, чем их выкладывание. Обсуждение пестрит ненормативной лексикой и специфическими «олбанскими» выражениями, которые, с точки зрения ряда информантов, превращают разговор «в спор с троллями, школотой и идиотами», на который не очень хочется тратить время. Администраторы и модераторы гораздо более требовательны к присылаемым работам, чем к содержанию разворачивающихся в последующем дискуссий.

Помимо точно определённых статусов участников нормативная структура данного интернет-сообщества поддерживается строгими правилами, которым должны следовать все авторы, претендующие на то, чтобы их работы были пропущены модераторами на всеобщее обозрение и в дальнейшем получили своё признание среди зрителей. Эти правила можно найти в учебнике «Демотиваторы: История и Методика. Издание второе, переработанное и дополненное», созданном Антоном Медведевым, признанным автором и администратором группы «Демотиваторы. ру»[10]. Общие рекомендации выглядят так:

«Оформление демотиватора строится по достаточно жёсткому формату.

Практически всегда он представляет собой плакат чёрного цвета, на котором размещены следующие элементы:

– Изображение в рамке, иллюстрирующее постер;

– Заголовок или лозунг, набранный крупным шрифтом с засечками. Как правило, это одно слово, включающее в себя сущность того, о чём говорит автор, квинтэссенцию мысли;

– Набранное более мелким шрифтом без засечек (plain) пояснение, объясняющее идею подробнее».

К тому же, если создавать демотиватор прямо на сайте, то там просто невозможно отступить от заданного трафарета, куда помещается картинка и текст. Большего творчества от авторов не требуется. Вследствие этого сделать свою работу уникальной, отличающейся от других, становится очень сложно. Нужно создать такой демотиватор, чтобы он, даже будучи загнанным в столь ограниченные рамки, обратил на себя внимание модераторов и надолго запомнился зрителям. Здесь требуется целиком и полностью положиться только на свои идеи, но и к ним предъявляются особые требования. Продолжая анализировать учебник, находим, что суть демотивации состоит в том, чтобы создать у зрителя плохое настроение, погасить в нём желание делать что-либо: «Демотиватор – плакат, имеющий целью уничтожить в адресате мотивацию к чему-либо в принципе, вогнать в депрессию, дать осознать худшие стороны в себе и окружающем мире… демотивация – метод создания плохого настроения».

К сожалению, в Интернете большей популярностью пользуются не столько настоящие демотиваторы, сколько развлекательные мемы, в огромном количестве выкладываемые в юмористических подборках. Поэтому, на взгляд авторов, не все сразу могут разобраться в качестве работ. Многие «незнающие» зрители и неопытные авторы видят в демотивации лишь один смысл – постер должен быть смешным. В том же учебнике «Демотиваторы: История и Методика» об интернет-мемах говорится следующее: «Котэ, Кэпы и иже с ними «смешные подписи» – … просто плакаты, создаваемые для веселья (зачастую понятного только авторам). К демотиваторам они не имеют отношения, однако массово выполняются в технике демотивационных плакатов за счёт того, что это легко и доступно. И популярность они приобрели опять же за счёт простоты изготовления (не нужно искать мысль и составлять слоган, как для демотиватора), а также за счёт любви народа к юмору». В этом учебнике, а также в интервью с администраторами и модераторами находим, что мемы, какими бы остроумными и красивыми они не были, нельзя назвать по-настоящему качественными работами, поскольку в них нет глубокого смысла, и они не выполняют изначальной функции демотивирования.

Свои работы авторы-основатели сообщества сравнивают ни больше, ни меньше как с искусством, в котором используемая фотография должна гармонично сочетаться с придуманным слоганом: «Демотиваторы – такой же вид искусства… Цель распространения демотиваторов – самовыражение авторов в искусстве и определённое эстетическое наслаждение ценителей». Показательно, что долгое время аватаром у этого информанта служила фотография Мерлина Менсона. В демотиваторах их создатели пытаются найти новые формы художественной выразительности, позволяющие наиболее реалистично показать окружающей мир. В этом же духе они относятся и к своим работам: для них это не способ развлечения или времяпрепровождения, а репрезентация своих переживаний, главным из которых является осознание бессилия изменить природу общества и самого человека.

Не претендуя на изменение мира, авторы, тем не менее, задумываются о влиянии на свою аудиторию. Не все из них готовы творить лишь для узкого круга ценителей, некоторым нужно признание большинства зрителей. Отметим, что авторы хорошо известных мемов, в частности в исследовании участвовал создатель пакона[11], и в них видят не только весёлые картинки. На их взгляд, подобные работы тоже не лишены особого символического смысла. И хотя в самой группе «Демотиваторы. ру» идея того же пакона подверглась жёсткой критике со стороны администраторов, а демотиваторы с ним были названы «плодом больной фантазии», её автору без труда удалось набрать свою группу «ВКонтакте» из почти 200 человек. В ней, в отличие от других подобных групп, быстро установились особые традиции, вроде «Дня рождения пакона».

Перед всеми авторами демотиваторов встаёт одна общая проблема: как закрепить своё имя за работой. В большинстве случаев демотиваторы не подписываются, только иногда уже достаточно известные авторы ставят свои копирайты. Но и эта традиционная мера защиты не помогает сохранить авторство, т. к. копирайты легко затереть. К тому же можно просто сделать точную копию любой работы, чтобы впоследствии разместить её в Интернете уже под своим именем на другом ресурсе. Проблема авторства осложняется еще и тем, что при создании демотиваторов необязательно быть автором самого рисунка или подписи к нему. Чаще всего фотографии или другие картинки заимствуются из многочисленных подборок, а авторы соревнуются в остроумных слоганах к ним. Скажем, на одну и ту же фотографию выпускницы, теперь известную в сети, как Даша из Владивостока, только на сайте www. demotivators.ru было вывешено 32 плаката! А сама эта фотография изначально бралась с личной странички девушки в одной из социальных сетей. Также вольно демотиваторщики обращаются и с известными произведениями искусства, кадрами из фильмов и мультфильмов, заявляя своё авторство на работы с их использованием. Нет чётких запретов и на копирование подписей. Некоторые из них, вроде «Угадай страну по фотографии», давно превратились в самостоятельные мемы, так что их подлинных авторов установить сейчас практически невозможно, тем более, что при создании демотиваторов используются и такие специальные художественные приёмы, как комбобрейкеры, когда на одном постере изображаются сразу несколько разных демотиваторов. С авторством трудно разобраться ещё и потому, что для оформления работ категорически запрещается употреблять местоимение «я». Таким образом, выходит, что демотивация – это занятие не для тех, кто хочет заявить о себе, сделать известным своё имя, пусть хотя бы и сетевой псевдоним. Даже если просто посмотреть на используемые авторами для своего представления в контактной группе аватары (на сайте аватары не размещаются), они часто представляют собой фотографии, выполненные со спины или показывающие лишь часть лица. Из всех десяти администраторов лишь у одного аватаром служит обычная фронтальная фотография.

Составить портрет демотиваторщиков трудно ещё и в силу их негативистского настроя. Следуя главному принципу – показать нелицеприятные стороны жизни, для своих работ они выбирают самых негативных персонажей. Например, очень распространены постеры с изображением алкоголиков, в грязной одежде спящих где-то на земле под кустом. Надпись обычно гласит следующее: «Он – алкоголик. Но ты ведь не похож на него!»[12] Ещё одним ярким антиобразом служит так называемая «школота». Этим словом авторы демотиваторов определяют большинство современных школьников, которые, по их мнению, сильно отличаются от предыдущих поколений тем, что образование для них не является главной ценностью, для них важны другие приоритеты: клубы, пиво, секс, игровые приставки и т. п. На некоторых плакатах даже сопоставляются двоечники-гопники нашего времени и отличники-пионеры прошлых лет. В первую очередь осуждается неграмотность «школоты»: «Школота понимает в примугольном примугольники есть капетенузы, равные 60 градусам»[13], – на картинке данного постера изображена фотография контрольной работы обыкновенного школьника с огромным количеством ошибок и оценкой «2». Другой популярный сюжет – курящие и пьющие подростки, сопровождаемый такой подписью, как «Кури и пей, школота! Ты выглядишь «Очень круто»»[14].

Участники сообщества стараются дистанцироваться от такого образа не только в своих работах, но и в интервью. Сами они полагают, что «ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу» и интересуются «всем, чем можно». Один из информантов даже назвал «страсть к изучению языков» в качестве своего жизненного кредо. О том, что в сообществе собрались незаурядные люди говорит и тот факт, что самообразование воспринимается как форма социального протеста: «…учусь дома. Я, как настоящий борец с системой, решил пойти путём наибольшего сопротивления, и забросил учебу. Уверен, самому можно научиться гораздо большим вещам. Корочка в наших странах (Украина, Россия) нужна только для злобных работодателей». Кстати, низкое качество образования тоже является одной из любимых тем для обсуждения как на сайте, так и в группе. Развитию собственного интеллекта и кругозора как авторы, так и администраторы с модераторами придают большое значение. Им, по крайней мере тем, кто участвовал в интервью, удаётся поступать в хорошие российские вузы, выигрывать конкурсы на обучение в США, заниматься с увлечёнными преподавателями и получать отличные оценки даже по неинтересным для них предметам. Отрицательные ассоциации вызывает и «золотая молодёжь» (по аналогии со «школотой» её пытались называть «элитота», но это выражение не прижилось). Она предстает в демотиваторах в образах детей богатых родителей, которые сами по себе ничего не добились в жизни. Они обычно противопоставляются тем, кто сам без чьей-либо помощи достиг успеха. Символом «золотой молодёжи» стал известный хип-хоп исполнитель Тимати. В демотиваторе «В России есть золотая молодёжь. Ты всё ещё думаешь, что это Тимати?» под портретом певца располагается следующая надпись: «Ему 26. В 15 создал группу. В 21 открыл свой клуб. В 25 запустил свою линию модной одежды. Статус: TimatiakaMr. BlackStar. Приоритеты: хорошая одежда, дорогие машины, красивые девушки. Всегда TOP. Никогда ниже. Доход 1 000 000 $»[15]. На этом же плакате дана фотография молодого хирурга во время операции, под которой подписано: «Ему 26. В 15 решил поступать в мед. В 21 уже оперировал аппендицит. В 25 спас 1 жизнь. Статус: врач – хирург общего профиля. Приоритеты: платить ипотеку, устроить дочь в детский сад, чтение монографий. Откладывает деньги на специализацию. Доход 1 000 $». Авторы и большинство зрителей делают выбор в пользу врача: «… хирург сможет в конце жизни сказать: «Я всего добился сам». А что скажет Тимати? «Моя папа минэусе даль?»… Не хочу быть иждивенцем. Мне перед самим собой будет стыдно. А это самое страшное».

Тему самореализации также развивают постеры серии «А чего добился ты?». На них, как правило, изображаются молодые люди, не имеющие никаких весомых достижений, но считающие, что им есть, чем гордиться и похвастаться перед друзьями. Они обычно выкладывают свои фотографии в Интернет, на которых пытаются выглядеть «круто». Такие фотографии являются благодатным материалом для создания демотиваторов со слоганами типа: «У него есть шапка. А чего добился ты?», «У него есть розовые очки. А чего добился ты?», «Я Лазарева. А чего добился ты?» и т. п. В противовес им выступают демотиваторы с примерно тем же слоганом, но, наоборот, изображающие великих учёных, их достижения и открытия: «Он [Стивен Хокинг – Авт.] внёс огромный вклад в науку, будучи парализованным. А что тебе препятствует в достижении цели?». Сами участники сообщества довольно радикально отвечают на этот вопрос. В представлениях некоторых из них «90 % сраной Рашки – быдло», состоящее из «гламурных кис» и «тупой гопоты», которые «озабочены только наличием жратвы (неважно какой, будь то запечённые фазаны с фруктами или «роллтон» с куском черствого хлеба) и щели, куда можно было бы излить сперму».

Ещё одной мишенью для критики служат современные девушки, о которых говорится, что они «собрание сочинений пороков прошлого». Их высмеивают за непристойное поведение, сексуальную распущенность, пьянство и курение. Подобные работы всегда сопровождаются многочисленными комментариями в духе «как мне жалко Россию». Выдаваемый при этом диагноз один – «залетит в 16, умрёт от СПИДа в 30 лет». В работах на данную тему авторы делают акцент прежде всего на том, что этим девушкам когда-то предстоит стать матерями. Скажем, одной из наиболее популярных подписей стала «Кури, бухай, рожай уродов», иллюстрацией к которой служат совершенно разные фотографии. Иногда такие постеры напрямую обращаются к мужчинам: «Брось! Из-за таких, как она, рождаются неполноценные дети…»[16]. На картинке при этом изображаются пьяные девушки, радостно обнимающие бутылки и банки с алкогольными напитками. Или же посыл может адресоваться самим девушкам: «Мама! За что ты меня обижаешь?!»[17] Или демотиватор, показывающий две картины: весёлую шумную вечеринку с пьющими развлекающими девушками, которой противопоставляется фотография молодой счастливой мамы, которая держит на руках новорождённого ребенка. Слоган гласит: «Твоя жизнь…Твой выбор…»[18]. Девушек из сообщества, как зрительниц, так и авторов, подобная позиция не очень устраивает. С одной стороны, они считают такие работы выражением гендерной дискриминации. С другой, признавая существование данных проблем, они не рассматривают их в качестве самых значимых: «…я не считаю это проблемой, проблема-то в другом, критикуя таким образом женщин, их заведомо ставят на ранг ниже мужчин, это способствует укреплению стереотипа, что женщина создана для рождения детей, стирки и т. д., и женщины вообще не имеют прав. То есть, если мужчина курит и ведёт развратный образ жизни, это нормально, а если женщина – это совершенно неприемлемо…». Некоторые из работ получаются очень обидными и заставляют постоянных участниц группы чувствовать себя незащищенно: «…всё что показывают в демах относительно девушек, часто бывает полный бред, обоснованный единичным случаем, причём под один случай строят всех, все нюхают кокаин, пьют «Ягуары» и вообще валяются пьяные под лавками… это неправильно и тупо… Жаль, что в них всё реже показывают хороших девушек, а не думающих о браке со стариком из-за денег, косметике, шмотках и т. д. Складывается такой стереотип, что девушки об этом и думают… хотя на самом то деле… мы совсем другие!!:) С богатым внутренним миром:))…» или «… это действительно актуальные проблемы, но мне часто неприятны неправильно подобранные слова в этих случаях, оскорбления и слишком острые высказывания…».

В самой группе стараются следить, чтобы все права в ней распределялись независимо от пола. Девушки состоят в администрации группы. Однако авторы-мужчины всё же признаются, что создание демотиваторов им удаётся лучше, чем девушкам: «Конечно же, в демотивационных кругах есть и женщины, и мужчины. Никакой дискриминации нет. Однако, вынужден признать (не в обиду женскому полу), что лучшие, признанные, демотиваторщики – в основном, мужчины. Я, например, в ученики брал почти всегда только девушек. Но достичь таких высот, как мужчины, не получается у женского пола, просто в силу, видимо, психологических особенностей. Ну и всё же… среди девушек есть прекрасные методисты и уважаемые авторы, хоть мало, но есть». Статистика профайлов участников «Демотиваторы. ру» также свидетельствует в пользу мужчин. Их зарегистрировано почти на 10 тысяч больше, чем женщин: 27461 против 16812. Тем не менее, в специальном альбоме группы «Доска почёта» уже традицией стало посвящать специальные постеры девушкам, которые сами являются авторами. Например, для модератора Марины Беляковой (nick-name Marik) авторами-мужчинами сделаны демотиваторы с подписями: «Луч света в тёмном царстве», «Marik – она всегда знает как лучше», или автору Наталие Воскобойник – демотиватор «Разве она виновата, что всегда права?», Белене Дурындон – «Белена Дурындон – до того неприятно выглядит, что приятно посмотреть», Екатерине Суховий – «Девушки, начиная с Евы, любят ставить вопрос ребром» и другие. Сами девушки, принимавшие участие в интервью, уверены в том, что скоро им удастся найти собственный неповторимый стиль в создании демотиваторов. Пока свою заслугу они видят в придании работам «определённого психологизма» и «нужного философского настроя». Именно они чаще вносят мотивы социальной рекламы в демотиваторы. Кстати, поведение мужчин они вовсе не рассматривают в качестве приоритетных тем для творчества. Итак, демотиваторы стали для молодёжи не только новым сетевым развлечением, вокруг них сложилось целое интернет-сообщество, обладающее весьма строгими правилами и подвижной структурой. Существующие правила касаются, прежде всего, процесса создание демотиваторов, однако они практически не распространяются на поведение в группе и характер складывающегося там обсуждения. Исследуемая группа «Демотиваторы. ру», с одной стороны, представляет собой свободную творческую «тусовку», а с другой – привлекает к себе возможностью поспорить со сверстниками на самые волнующие темы – о любви, дружбе, жизненном предназначении и т. п. Участником группы может стать любой желающий и при этом не нужно создавать собственные демотиваторы, если на это не хватает талантов. Однако у авторов есть больше шансов пробиться в число её модераторов и администраторов. «Демотиваторы. ру» существуют только два года, но за это время у группы успел сложиться собственный стиль общения, появились символические герои, вроде Даши из Владивостока, Пакона или Котэ. Многие из заданных в группе тем и развивающиеся в них дискуссии выглядят как попытка «старичков» найти собственные ценностные ориентиры и на этой основе выработать не только советы по созданию демотиваторов, но и своего рода моральный кодекс для их авторов. Ещё данное сообщество интересно тем, что предлагает своим участникам особую форму самовыражения через те образы, которые явно не стоит копировать в реальной жизни. Такой способ конструирования собственной идентичности «от противного» давно известен социологам. Однако в основном он изучался на примерах этнических или криминальных сообществ, где с его помощью воспитывается чувство превосходства над другими и показывается необходимость полного дистанцирования от всех, кто попадает в ранг «чужих». В демотиваторах заложен аналогичный принцип – нарисовать ту желаемую социальную реальность, в которой нет вызывающих неприятия персонажей. Вместе с тем, это не приводит к маргинализации участников этой группы. Как показывают интервью, у многих из них сформировался, пусть и критический, но все же позитивный взгляд на мир. Антигерои из постеров по-настоящему не воспринимаются как враги, а представляются как неотъемлемый элемент окружающей действительности. Демотиваторы оказались удобной для молодёжи формой выражения своего недовольства: в них есть и юмор, и злободневность, а главное – создание таких плакатов – как форма творчества, доступно многим, ведь авторство здесь трактуется самым широким образом.


Список литературы

1. Пипенко М. Феномен молодежных виртуальных «фановских» практик // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 9. № 1 (34). 2006. С. 139–150.

2. Шикула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы // RELGА. Научно-культурологический журнал. № 10 (№ 132). 2006. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?te xtid=1055&level1=main&level2=articles