Вы здесь

Новые медиа в деятельности органов власти. Глава 1.. Теория медиа и новых медиа (Е. В. Колесников)

Глава 1.

Теория медиа и новых медиа

1.1. Теоретические подходы к определению медиа

Для любой работы, имеющей научную и практическую ценность, требуется чёткое формулирование базовых понятий. Концепция медиа имеет множество толкований, каждое из которых акцентирует внимание на одних аспектах, неизбежно затушёвывая другие.

Понимание медиа и границ «медийного» – это фундамент, дающий ключ к постижению происходящих в обществе процессов и объяснению многих социальных фактов.

Важно упомянуть, что медийная проблематика является предметом научного интереса для представителей различных наук и научных дисциплин, как социальных, так и технических, что обусловливает необходимость детального междисциплинарного рассмотрения термина «медиа», который образует ядро всех последующих исследований.


Понятие медиа


Слово «медиа» является одним из часто ускользающих от научного рассмотрения терминов, значение которого предполагают очевидным. Нет смысла доказывать, сколько опасной может быть такая ситуация для любого научного направления.

Русскоязычному исследователю медиа приходится работать с дополнительными понятиями: СМИ (средство массовой информации) и СМК (средство массовой коммуникации). Последние соотносятся с признанными во всём мире терминами «media» («медиа») и «mass media» (масс-медиа или массмедиа2, массовые медиа), но не заменяют последние. Необходимость перевода общепринятых в мире понятий на принятые исключительно в России (и наоборот) мешает правильному пониманию специфики рассматриваемых проблем.

Медиа (англ. «media») – это средства (мн. ч.) информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или через деятельность социальной организации и встающее между субъектами коммуникации3.

Далее докажем это универсальное определение через обращение к различным научным источникам.


Во-первых, зарубежные источники прямо и недвусмысленно подтверждают это определение.

Так, «Словарь новых медиа, нового цифрового мира» и «Словарь медиа и коммуникаций» определяют медиа как «агенты или каналы обмена, передачи и распространения информации» (первый аспект), а также как «физические формы их выражения – бумага, аудиокассета, магнитный или оптический диск» (второй аспект)4,5.


Во-вторых, для доказательства положения «медиа – прежде всего средство коммуникации» рассмотрим этимологический фактор – срединность любого средства коммуникации.


Рис. 1. Базовая модель медиакоммуникации


Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в середине чего-либо и с посредничеством. Это легко доказывается анализом однокоренных слов67:

• Mediale (лат.) – середина, сердцевина.

• Medianum (лат.) – средняя часть, середина.

• Medianus (лат.) – находящийся посреди, средний.

• Mediatio (лат.) – посредничество.

• Mediator (лат.) – посредник.

• Medium (лат.) – середина; нечто среднее, находящееся посреди, занимающее промежуточное положение, центр; нечто, находящееся в общественном пользовании, общественное благо.

• Medius (лат.) – находящийся посреди, срединный, центральный, промежуточный; общий, общественный, общедоступный; посредничающий, выступающий посредником; посредственный, заурядный.

• Медиатор (в музыке) – маленькая пластиковая или металлическая пластинка, которую часть гитаристов использует для игры на гитаре вместо непосредственного исполнения пальцами (в таком случае медиатор находится посередине, между рукой исполнителя и струнами).

• Медиатор (в юриспруденции, психологии, связях с общественностью) – лицо, являющееся посредником в разрешении конфликтов между двумя сторонами.

• Медиум – лицо, заявляющее, что может общаться с духами мёртвых8.

• Медиана (в статистике) – число, характеризующее выборку и находящееся в середине неё (медиана как бы разделяет выборку на два диапазона)9.


В-третьих, авторитетный в среде исследователей медиа канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» выделял следующие их виды: устное слово, письменное слово, дороги и маршруты, числа, одежда, жилище, деньги, часы, печать, пресса, фотография, рекламные объявления, игры, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие, автомобиль, автоматизация10. Очевидно, что этот список гораздо шире, чем традиционный («только пресса, радио и телевидение»).


В-четвёртых, доказательством служит стандарт медиазапросов11 (Media Queries), утверждённый известной международной организацией «World Wide Web Consortium (W3C)»12 («Консорциум Всемирной Паутины»), которая, без сомнения, является значимой для исследователей новых медиа, поскольку утверждает базовые стандарты функционирования всех веб-сайтов в Интернете (то есть во всём мире).

Медиазапросы – это прописанные в стилях веб-сайта (по желанию разработчика) команды, определяющие применение определённого дизайна только в случае захода с определённого устройства (то есть средства коммуникации, или медиа). Медиазапросы позволяют обращаться к разным устройствам по-разному в зависимости от типа устройства (экранные, принтеры, проекторы и др.), разрешения экрана в пикселях и положения экрана (вертикальное или горизонтальное). Особое значение этот стандарт имеет для обеспечения совместимости сайтов со всеми устройствами (например, для создания адаптивного дизайна и мобильных версий страниц).

Очевидно, что стандарт «Media Queries» доказывает признание членами W3C приводимой здесь концепции медиа.

С учётом приведённых здесь аргументов положение «медиа = средство коммуникации» представляется бесспорным, но обнаруживает множество аспектов, которые рассматриваются ниже.

Слово «медиа» является существительным в форме множественного числа. В единственном числе правильное написание – «медиум» (английское «medium»), но в русском языке это различие нивелировалось как в разговорном, так и в научном словоупотреблении13,14. На наш взгляд, замена формы единственного числа множественным должна расцениваться как фактическая ошибка.

Слово «медиум» может быть существительным и прилагательным. Для исследователя средств коммуникации большее значение имеет первый аспект.

Словарь Уэбстера указывает, что первое известное употребление термина «медиум» в английском языке относится к 1670 году15, «масс-медиа» датируется 1923 годом16.

В разговорной речи «медиа» часто понимается как «масс-медиа», хотя это неверно: не все медиа являются массовыми, поэтому требуется разграничивать два этих термина.

Словарь Уэбстера допускает употребление термина «mass medium». На наш взгляд, введение подобного разделения в русский язык упростило бы понимание феноменов СМИ и СМК. Хотя борьба за чистоту языка имеет важное значение, термин «медиа» уже вошёл в лексикон российских исследователей, поэтому нет никаких причин отказывать в этом же праве его единичной форме – «медиуму»17.

Масс-медиа (англ. mass media) – это средства массового информирования и/или массовой коммуникации18,19,20. В единственном числе – «mass medium».

Даже с учётом двух приведённых выше определений медиа (массовые и нет) можно понимать в восьми разных аспектах21,22:


1. Как технические (физически реальные) средства коммуникации (массовой и нет).

2. Как совокупность технических средств коммуникации.

3. Как каналы коммуникации, физически или теоретически реальные.

4. Как посредники между субъектами общения.

5. Как способы выражения и передачи информации от субъекта к субъекту.

6. Как организации, преимущественно и в качестве своей основной деятельности использующие определённые технические средства коммуникации для распространения массовой информации.

7. Как конкретную организацию, занимающуюся данной деятельностью.

8. Как социальные институты, включающие всю совокупность медиа как организаций, существующих в обществе, а также историю и практику их работы, правовые нормы и общественные ценности, связанные с их существованием в данном обществе23.


Эти факты вызвали разделение в русском языке понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» (а также «средства информации» и «средства коммуникации»), хотя и такое понимание является более чем искусственным. Логика этого размежевания не учитывает тот факт, что, во-первых, слово «медиа» можно понимать в значении «медиа как СМИ» и «медиа как СМК», а во-вторых, традиция именования тех или иных аспектов медиа в качестве СМИ или СМК не даёт разумного объяснения компонентов медиасистемы, потому что есть и другие виды медиа24.

Формально-логически можно вывести умозаключение, что средство массовой коммуникации всегда является и средством массовой информации (по той причине, что оно способно передавать массовую информацию), а средство массовой коммуникации всегда является средством массовой информации постольку, поскольку коммуникация в данном значении a priori предполагает передачу массовой информации (то есть речь идёт о неразрывности связки «информация < – > коммуникация»)25.

С другой стороны, такое разделение может свидетельствовать о намерении разработчиков этих двух терминов подчеркнуть единство формы и содержания, равно как и первичность коммуникации (взаимодействия и его формы) по отношению к информации (содержанию).

Также в защиту употребления терминов «СМИ» и «масс-медиа» в узком смысле можно было бы привести следующий аргумент: многие научные работы не преследуют цели раскрывать эти понятия и имеют совсем другой предмет исследований. Однако принять этот тезис без возражения не представляется возможным, поскольку при частом повторении неправильных или частично правильных определений образуются новые значения слов (иными словами, в данном случае прямо в научной среде, с активным участием самих исследователей возникает феномен социального мифотворчества – причём в части значения основополагающих понятий).

По мнению автора, вследствие перечисленной двусмысленности медийных терминов российские исследователи предпочитают избегать точных определений «медиа», «СМИ» и «СМК», различными путями обходя данный аспект даже в исследованиях, непосредственно связанных с медиа26.

Следует подчеркнуть, что автор не стремится исключить термины «СМИ» и «СМК» из научного оборота (в некоторых случаях их использование оправдано), однако представляется очевидным, что в каждом случае употребления они должны сопровождаться указаниями на факт, что они соотносятся с «медиа» как часть и целое.

Принимая во внимание как указанные факты, так и принятую в постсоветском научном дискурсе лексику, далее термины «медиа» и «масс-медиа» мы употребляем в правильном научном значении (в широком смысле, как средства информации и коммуникации), «СМИ» – как медиа-учреждение (медиа-организация) или совокупность таких учреждений (организаций), а «СМК» – как медиа-техническое средство массовой коммуникации, при необходимости конкретизируя нужные акценты, если этого требует контекст.

С учётом высказанных идей, сформулируем понятия «СМИ» и «СМК» конкретно, чтобы завершить рассмотрение опорного термина «медиа» и его аналогов.

Средство массовой информации (СМИ) – это организация, в качестве своей основной деятельности распространяющая массовую информацию с помощью средств массовой коммуникации и иных специфических технологий27,28,29.

Средство массовой коммуникации (СМК) – это технический инструмент и связанная с ним возможность распространения с любой целью массовой информации30.


Смежные термины


Изучение медиа дало науке и практике множество современных, а не взятых из латыни, сходных понятий, так или иначе указывающих на связь с медиа. Как правило, эта связь выражается в том же корне слова («медиа») или добавлении определения «медиа» к иным терминам.

Простое перечисление актуальной терминологии позволяет оценить масштаб направлений медийных практик (в скобках указаны синонимы):

1. Медиаисследование (исследование медиа, медийное исследование, исследование СМИ, исследование СМК).

2. Медиалогия.

3. Медиааналитика (медийная аналитика, аналитика СМИ и СМК).

4. Медиаактивность (медийная активность).

5. Медиалингвистика (лингвистика медиа, язык медиа).

6. Медиатехнологии (медийные технологии, технологии СМИ, технологии МК и СМК).

7. Медиадискурс (медийный дискурс, дискурс СМИ и СМК).

8. Медиапланирование.

9. Медиаплан.

10. Медиакоммуникации (медийные коммуникации, коммуникации в СМИ и СМК).

11. Медиастратегия.

12. Медиаполитика.

13. Media Relations.

14. Медиахолдинг.

15. Медиамагнат.

16. Медиапользование.

17. Медиапотребление.

18. Медиаобраз (медийный образ).

19. Медиаэкономика.

20. Медиабизнес.

21. Медиасистема.

22. Медиаструктура.

23. Медиаполе.

24. Медиаплощадка.

25. Медиатекст.

26. Медиатор.

27. Медиация.

28. Медиана.


Кроме перечисленных 24 понятий, существуют и прочие, характеризующие непосредственно средства коммуникации:

1. Новые медиа.

2. Традиционные медиа.

3. Конвергентные медиа.

4. Гибридные медиа.

5. Электронные медиа.

6. Цифровые медиа.

7. Интерактивные медиа.


С каждой из этих характеристик связаны определённые параметры медиа, которые будут рассмотрены далее.


Классификации медиа


Средства коммуникации неоднородны, поэтому для их изучения требуется находить релевантные предмету изучения классификации31,32,33.

Медиа можно разделять по различным признакам.


По физическому способу передачи информации:

1. Печатные медиа.

2. Электрические, электронные, вещательные, цифровые медиа (грубо говоря, все не печатные).


По физической технологии передачи информации:

1. Печатные медиа (высокая печать, офсетная печать и т.д.).

2. Медиа, использующие для передачи радиоволны (эфирное наземное вещание).

3. Кабельные медиа.

4. Спутниковые медиа.

5. Кабельно-спутниковые (информация со спутника ретранслируется по кабелю).


По способам выражения информации34:

1. Текст.

2. Фотография.

3. Звукозапись.

4. Видеозапись.


По виду восприятия информации35:

1. Визуальные (включая сюда текстовые и изобразительные).

2. Аудиальные.


По конкретным носителям информации:

1. Листовка.

2. Плакат.

3. Стенд.

4. Биллборд.

5. Растяжка.

6. Книга.

7. Газета.

8. Журнал.

9. Фотография (фотоснимок).

10. Радиоприёмник.

11. Телефон (в т.ч. мобильный телефон).

12. Телевизор.

13. Персональный компьютер.

14. Планшетный компьютер.

15. Компьютерная программа (в т.ч. ридер, веб-браузер и др.).

16. Киноплёнка.

17. Оптический диск (CD, DVD, Blue-Ray).

18. Магнитный диск.

19. Аудиокассета.

20. Видеокассета.

21. Веб-сайт.


По охвату:

1. Массовые медиа.

2. Не массовые медиа.


По региону распространения:

1. Мировые (транснациональные, глобальные) медиа.

2. Национальные медиа.

3. Региональные медиа.

4. Местные медиа.


По качеству информации:

1. Качественные.

2. Массовые (жёлтые).


По специализации:

1. Универсальные.

2. Специальные.


По родовым жанрам:

1. Информационные.

2. Аналитические.

3. Художественные.


По профессиональному уклону:

1. Профессиональные (отраслевые).

2. Потребительские (развлекательные).


По форме собственности36:

1. Государственные.

2. Негосударственные.

3. Смешанная собственность.


Разумеется, окончательная классификация медиа далека от завершения, поскольку все медиа соединяют несколько из перечисленных родовых признаков, а их, в свою очередь, можно выделять и по иным основаниям.

В основу данной работы положена классификация медиа на новые и старые (см. ниже).


Новые и старые медиа


Средства коммуникации являются новыми только на определённом историческом этапе, после чего переходят в разряд «привычных» или «старых» (хотя и не принято упоминать последние именно в таком ключе). Как правило, говорят не о «старых», а о «традиционных медиа»37.

Когда можно сказать, что определённый вид медиа больше не нов? На наш взгляд, такие утверждения должны базироваться на степени распространённости рассматриваемого вида среди населения. Массовое использование какого-либо источника информации, то есть широкая распространённость, должно (предположительно) означать, что медиа стало «традиционным». Дополнительный, но косвенный, критерий: количество лет, в течение которого сохраняется такое состояние.

Книга была новым медиа никак не далее первых 100—200 лет после изобретения станка Гутенберга. Радио было новым медиа примерно до 1950-х годов (до прихода в дома телевидения), телевидение перестало быть таковым максимум в начале 1990-х, когда стал завоёвывать позиции Интернет.38

В настоящий момент главная проблема состоит в достижении согласия исследователей по поводу того, считать ли новыми все медиа тридцатилетней, двадцатилетней или только десятилетней давности (на наш взгляд, верен первый подход, поскольку данная категория медиа ещё не утратила новизны для общества).

С учётом сказанного, сформулируем опорное для данного исследования определение новых медиа.

Новые медиа (англ. «new media») – это инновационные средства и/или агенты коммуникации, появившиеся в историческом плане недавно и находящиеся на стадии активного развития, внедрения или завоевания собственной ниши в информационной сфере, а в широком смысле – новая медийная сфера в целом39.


Новые медиа и социальные медиа


Заслуживает внимания соотношение терминов «новые медиа» и «социальные медиа». Ключевой вопрос здесь в том, который из них является первичным, а который производным40,41.

Следует заметить, что абсолютно все медиа являются социальными, поскольку все медиа – это продукт социума, однако в таком значении данное понятие не используется.

Как правило, в сферу социальных медиа включают социальные сети («social networks»), форумы, подкасты, блоги и микроблоги.

В связи с этим, на наш взгляд, первичным стоит считать термин «новые медиа», поскольку его содержание шире, чем содержание термина «социальные медиа»; «социальные медиа» необходимо признать лишь его частным проявлением, а «социальные сети» – частным проявлением «социальных медиа»42. Аналогичной точки зрения придерживаются российские исследователи Т. Зейдула и Г. Овчарова, однако автор не соглашается с их трактовкой новых медиа как «новых СМИ» и «социальных СМИ»43,44.


Рис. 2. Новые медиа и социальные медиа


С учётом сказанного, приведём определение социальных медиа.

Социальные медиа (англ. «social media») – это вид новых медиа, существующих в Интернете, технологически связанных с концепцией Веб 2.045 и дающих пользователям возможность идентифицировать (персонифицировать) себя как индивидов и членов общества (сообщества, социальной группы), общаться с другими пользователями, образовывать социальные связи и сообщества, создавать и публиковать собственный контент46,47,48,49,50.


Форма и содержание


Форма медиа – это внешняя и относительно устойчивая структура средства коммуникации, дающая возможность передавать определённые виды информации, в определённом количестве и с определёнными ограничениями.

Содержание медиа – это те сообщения, которые передаются по каналу коммуникации с учётом его формы и накладываемых им ограничений.

Проблема соотношения формы и содержания является признанной в искусствоведении (можно даже сказать шире – в эстетике как философской дисциплине). В медийные исследования она проникла во многом благодаря Маршаллу Маклюэну, который указал на то, что само средство коммуникации также является сообщением, которое требуется анализировать.

Маклюэн исходил из того, что слишком большое внимание уделяется только содержанию. Очевидно, что теперь соотношение изменилось – форма средства коммуникации столь же важна для медиаисследователя, как и содержимое.

В настоящее время в проблеме формы и содержания медиа появился новый аспект51: соотношение форм и содержаний в (условно) «цепях медиа» (Media Chains). Для передачи определённого вида информации может потребоваться прохождение через цепь средств коммуникации, причём каждое последующее в таком случае является лишь содержанием в рамках формы предыдущего средства коммуникации, но, рассматриваемое в отрыве от последнего, представляет собой отдельную форму и имеет собственное содержание.

Пример медийной цепи: передача информации пользователю сайта от лиц, разместивших информацию на нём. Сообщение в таком случае является содержанием сайта (сайт здесь форма), но сайт является содержанием, транслируемым в браузер (браузер здесь форма). Подобным путём образуется «цепь» средств коммуникации.

Следовательно, проблема формы и содержания медиа является комплексной и диктует необходимость учёта всех этапов передачи информации.


Коммуникации. Определение и виды


Проблема новых медиа требует рассмотрения понятия «коммуникация».

Коммуникация – это связь, взаимодействие, интеракция субъектов общения (коммуникантов).

Коммуникация имеет множество типов и видов. В нашем случае значение имеет так называемая «медийная коммуникация», то есть коммуникация, осуществляемая с помощью различных медиа.

В процессе коммуникации происходит передача информации.

Информация – это сведения, которыми обмениваются коммуниканты.

Медийная информация – это сведения, которыми коммуниканты обмениваются с помощью медиа (см. далее).


Медиа в Public Relations


Public Relations (сокр. PR, жарг. «пиар», рус. «связи с общественностью») – это функция управления, научная дисциплина и коммуникативная технология, направленная на создание эффективной и взаимовыгодной системы взаимодействия с целевыми аудиториями организации или публичного лица с помощью научно обоснованных методов52.

Коммуникации составляют ядро и синоним PR, причём особое внимание в рамках этой деятельности отводится так называемым «media relations» («отношениям с медиа») – особому направлению, отличному от иных направлений пиара. При этом в российских и зарубежных академических учебниках по связям с общественностью внимание акцентируется прежде всего на взаимоотношениях с традиционными медиа (прессой, радио, телевидением)53. Вопросы работы с новыми медиа на данном этапе принято рассматривать в литературе по маркетингу в социальных медиа (SMM), маркетингу в цифровых медиа или маркетингу в Интернете54.

На практике работа с новыми медиа активно практикуется в деятельности PR-специалистов, что легко подтверждается, к примеру, анализом резюме и объявлений о вакансиях на популярных в России сайтах для поиска работы.

Фактом является то, что новые медиа стали значимой частью PR-деятельности в любой сфере (включая коммуникационную активность органов власти).


Статус исследований новых медиа в России и в мире


Рассмотрения требует ещё один вопрос, касающийся степени разработанности проблематики новых медиа. В настоящее время парадигма «новых медийных исследований» принята во всём мире, однако единый понятийный аппарат ещё не разработан, а количество и качество научных трудов в этой области распределено между разными государствами в разной степени (очевидно, что во многих случаях это проблема финансирования соответствующих разработок и наличия научных школ).

Можно констатировать неравномерное соотношение новомедийных исследований между Россией и странами Запада. С помощью метода анализа публикаций на русском и английском языках автор выявил большую разработанность данной темы в англоязычных странах мира, в которых издаётся большее количество книг (монографий, учебников, учебных пособий), предметом изучения которых являются «new media»; также в перечисленных материалах рассматривается более широкий круг вопросов. В России в настоящий момент (2017 год) публикации на тему новых медиа более редки, представлены преимущественно научными статьями, а не книгами, при этом предмет изучения более узкий.

На наш взгляд, российским учёным требуется уделить данному направлению больше внимания в целях ликвидации информационного отставания в сфере исследований новых медиа, чаще обращаться к зарубежным трудам на английском и иных языках. Не менее важным представляется издание соответствующих учебников и учебных пособий в целях подготовки специалистов по новым медиа и повышения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание требуется уделить формулированию в каждом новом учебнике или учебном пособии терминов «медиа», «массмедиа», «СМИ» и «СМК».

Только в этом случае следует ожидать качественных научных разработок в сфере медиа, повышения медиаграмотности политиков и государственных служащих, а значит, и более активного внедрения новых медийных технологий в деятельность органов власти.


Выводы


Выше были рассмотрены основы теории медиа и новых медиа, приведены основные характеристики и типология традиционных и новых средств коммуникации; сформулированы определения опорных понятий: медиа, новые медиа, социальные медиа, информация, коммуникация, Public Relations (PR), форма и содержание медиа.

Далее анализируются актуальные изменения, тенденции и особенности новых медиа, важные для обоснования необходимости принятия этого фактора во внимание и применения новых средств коммуникации в деятельности органов власти.

1.2. Тенденции в медийной сфере и особенности новых медиа

Как уже было сказано ранее, новые медиа обладают рядом отличительных признаков и сопровождающих их тенденций общественного развития, которые и позволяют отличать их от прежних средств информирования и коммуникации.

Не существует единого свода характеристик новых медиа. Обобщая позиции различных авторов, можно назвать следующие из них55,56,57,58:

1. Быстрая изменяемость.

2. Дигитализация.

3. Интерактивность (мгновенность).

4. Конвергентность.

5. Мультимедийность.

6. Гипермедийность.

7. Связь с Интернетом.

8. Мобильность.

9. Новая психология медиапотребления.

10. Новая журналистика.

11. Новая медийная экономика.

12. Конкуренция со старыми медиа.

Таким образом, одни пункты (1—8) характеризуют скорее технические признаки новых медиа, а другие (1 и 9—12) – социальные изменения, вызываемые внедрением этих средств коммуникации.

Рассмотрим их подробнее.


Быстрая изменяемость медиа


На данном этапе невозможно предсказать, какие медиа окажутся в будущем преобладающими, потому что возможность конструирования новых форм коммуникаций есть у каждого человека, обладающего достаточной для этого подготовкой. Единственной явной тенденцией, которую можно отсюда вывести, будет сама скорость изменения59.

Хотя существуют устоявшиеся «формы» (веб-сайт, приложение, мобильный телефон, планшетный компьютер, мессенджер и т.д.), каждую из них возможно видоизменить совершенно инновационным способом, которого ранее не существовало и не могло существовать.

К этим изменениям способны адаптироваться не все медиа. Эксперты Всемирной ассоциации газет и издателей новостей (WAN-IFRA) пришли к выводу, что главная угроза современным медиа – не сокращение рекламных поступлений, а нежелание заниматься инновациями60. Можно сказать, что «быстрая изменяемость» фактически означает инновационность как характеристику новых медиа61,62.

Дигитализация


Цифровизация – это тенденция в сфере медиа, подчеркивающая преимущественную роль цифровых технологий в развитии новых средств коммуникации и в трансформации старых63,64,65.

Обычно данную тенденцию характеризуют более кратко – «переход в цифру».

Электронные, а тем более электрические медиа никоим образом нельзя отождествлять с цифровыми, поскольку во всех случаях речь идёт о различных способах передачи информации (хотя они обычно и протекают параллельно, на разных уровнях).

В русском языке устоялась неправильная транскрипция термина – «дигитализация» (верный вариант – «диджитализация»).


Интерактивность и мгновенность


Интерактивность – это свойство объекта, означающее возможность активного взаимодействия с этим объектом в реальном времени (осуществлять интеракцию).

Новые медиа способны передавать информацию за доли секунды, что воспринимается человеком в качестве мгновенной (симультанной, синхронной) коммуникации. Данное свойство является одним из базовых, оно обусловлено развитием телекоммуникаций и компьютерного оборудования66,67,68,69,70,71,72.

Применительно к новым медиа свойство интерактивности может означать возможность взаимодействия с самим средством коммуникации (с целью получения ответа в виде информации, услуги и т.д.) или с другими людьми, пользующимися этим же средством в данный момент.

В настоящее время большинство медиа стали интерактивными.

Пример интерактивного средства коммуникации: веб-сайт, подгружающий в реальном времени (без перезагрузки страницы) те формы и ту информацию, которые требуются данному пользователю.

С мгновенностью доступа тесно связана мобильность (см. далее).


Конвергентность


Термин «конвергенция» означает «сближение чего-либо».

Конвергентные медиа (гибридные медиа) – это такие средства коммуникации, которые помимо изначальных, исторически присущих им признаков имеют и признаки других медиа, которые ранее не были им свойственны. Вследствие этого и говорят о сближении разных типов медиа73,74,75,76.

Конвергенция тесно связана с мультимедийностью (см. следующий параграф).

Можно привести следующие примеры конвергенции медиа:

1. Телевизор с подключением к Интернету.

2. Интернет-радио, не использующее радиоволны.

3. Веб-сайт – журнал или веб-сайт – газета.

4. Электронная книга.


Мультимедийность


Мультимедиа (англ. «multimedia») – это совокупность технологий, обеспечивающих возможность объединения в одном источнике информации качественно различных видов последней: текста, гипертекста, графики, видео, звука (в любых комбинациях и пропорциях)77,78,79,80. Слово «мультимедиа» порождает множество разночтений.

Перечисленные виды информации при их соединении в одном источнике являются частью мультимедийной информации, а любой источник информации, позволяющий использовать их соединение, называют мультимедийным.

Зачастую вместо термина «мультимедийный» употребляют просто слово «медийный», что в данном случае означает «вся информация, кроме текста». К примеру, многие веб-сайты (включая сайты весьма авторитетных компаний) имеют раздел «Медиа», в котором представлена мультимедийная информация81. Аналогично крупные сервисы контекстной рекламы разделяют «просто рекламу» (то есть текстовые рекламные объявления) и медийную рекламу (то есть графическую, звуковую или видеорекламу).

Такое понимание исключает текст из видов мультимедийной информации, что, на наш взгляд, является ошибкой, потому что противоречит изначальному определению технологии мультимедиа. С другой стороны, оно в целом не противоречит определению медиа по способам выражения информации (см. ранее аспекты медиа) и в определённых случаях действительно является более удобным, если отделяет основное содержимое конкретных медиа (текст) от неосновных (видео, изображения, звук).

Технология мультимедиа позволяет воздействовать на разные органы чувств человека: звук – на слух, текст и графика – на зрение. Некоторые исследователи (Маршалл Маклюэн и др.) подчёркивают, что в отдельных случаях или даже в каждом случае в процессе восприятия мультимедийной информации участвуют иные или даже все возможные органы восприятия. Для исследований медиа это важный психологический вывод.

Не все медиа являются мультимедийными источниками информации, однако большинство являются таковыми:

1. Современные газета и журнал соединяют текст и графику (хотя на самых ранних этапах их развития это было не так), а в электронной форме – даже гипертекст и видео.

2. Телевидение и кино соединяют текст, графику, видео и звук.

3. Веб-сайт может соединять все возможные виды мультимедийной информации.


Остаётся дискуссионным вопрос, на каком этапе развития медиа можно называть мультимедийными и сколько из перечисленных видов информации они при этом должны объединять (не меньше двух, трёх или все сразу?).


Гипермедийность


Гипермедийность – это понятие, характеризующее связанность различных по форме и содержанию материалов в цифровых медиа гиперссылками (феномен гипермедиа)82,83,84,85.

Понятие гипермедиа связано с гипертекстом («гипертекстуальностью»), но включает и другие виды медийной (мультимедийной) информации (хотя, по мнению некоторых авторов, термины являются синонимами).

Большинство новых медиа так или иначе гипермедийны.


Связь с Интернетом


Одна из ключевых особенностей новых медиа – привязка к «Всемирной паутине»86,87. Причина в том, что Интернет, как глобальное средство коммуникации, лучше всего обеспечивает технологическую возможность реализовать все технические признаки новых средств коммуникации: быструю цифровую интерактивную форму с возможностью передачи гипермедийной мультимедийной информации от неограниченного числа пользователей к неограниченному числу пользователей.

Конец ознакомительного фрагмента.