«Славянск»
13 мая 2014 года, вечер. Когда я выходил из кабинета Стрелкова, я заметил, что его ждал ужин – скромные тарелки с пирогами и чай стояли слева на тумбочке у двери. Мне ужасно не хотелось идти в гостиницу: получалось, что мне нужно платить одновременно за два жилья, за квартиру в Донецке и гостиницу в Славянске.
– А может, я у вас здесь переночую? – спросил я Стрелкова.
– Нет, это исключено! Вас проводят до гостиницы. – строго ответил он.
До гостиницы меня проводил боец Иван, тракторист из Славянска, – он был похож на солдата времен Великой Отечественной войны: в пилотке, галифе – и зеленой майке. Черные кожаные полуперчатки сжимали автомат. Шли дворами, сидела на ящиках компания жильцов дома, три женщины в белых платьях и мужик, и в надвигающейся темноте обсуждали события дня. Увидев нас, примолкли. Когда я вошел в пустынный холл фешенебельной гостиницы, там сидела одна женщина на ресепшене, как оказалось, директор. Время было ночное, и я спросил, оглядывая безмолвные стены:
– А что, я один в отеле?
Она заулыбалась:
– Весь отель полон! Журналисты и операторы, много иностранцев. Номеров не хватает!..
Меня это ошарашило. Счет из гостиницы города— призрака я сохранил…
В холле с ноутбуками сидели девушка и парень из «Раша тудей», они пригласили поехать на такси утром поснимать около Славянска разбитую технику – БТРы.
Таксисты в Славянске брали за такие выезды под обстрелы сто долларов. Местный бизнес… Днем на одной из площадей рядом с рынком я заметил несколько старых «Волг», которые ждали журналистов. Еще один местный бизнес – круглосуточный магазин напротив гостиницы продавал продукты и коньяк.
Всю ночь я размышлял над словами Стрелкова. За окном раздавалась автоматная стрельба около железнодорожного вокзала.
Утром в гостинице за сытным завтраком я познакомился с операторами телеканала ОРТ и с Андреем Мироновым, известным оппозиционером из Москвы, корреспондентом «Новой газеты», переводчиком фотографов— репортеров итальянца Энди Рочелли и француза Вильяма Рогульона.
Оператор ОРТ, сидевший за моим столом, добродушный седой мужчина с усами в синем свитере на мой рассказ о Стрелкове и нехватке снаряжения и боеприпасов, запивая кофем вкусные сырники со сметаной, недоумевая сказал:
– Да, вроде бы им наши помогают…
Андрей Миронов —среднего роста, седой, интеллигент, в очках, умная без волос голова. Мы разговорились, и я представился писателем и попросился с ними на выезд, у них была машина. Миронов вежливо отказал, мотивируя:
– «Фотограф— итальянец часами лежит с камерой в „зеленке“ и ждет хорошего кадра – взрывов мин и снарядов. Такого рода ожидание для писателя не годится. Здесь нет динамики».
24 мая около Славянска в Андреевке переводчика Миронова убило миной вместе с итальянским фотографом. Француз был ранен в ногу.
ОТЕЛЬ «СЛАВЯНСК» 13 МАЯ 2014Г
Мой счет в отеле «Славянск». 13 мая 2014 г.
Славянск. Штаб Стрелкова. Пулемет Максим стоял около здания бывшего СБУ. Лежали мешки с песком. 14 мая 2014 г.
Славянск. В штабе Стрелкова в бывшем СБУ. Александр Барков и местный ополченец стрелковец Иван. Он сказал мне, что до войны работал трактористом. 14 мая 2014.
И ТУТ ПОЗВОНИЛ ЕВИЧ
Славянск, 14 мая 2014 года. У меня даже мелькнула мысль остаться в Славянске. Обратно в Донецк меня тянула только оставленная там куртка и неоплаченная квартира.
Все свои вещи в период восстания и революции надо всегда носить с собой!
И тут мне позвонил врач из ОГА Юрий Евич:
– Вам надо немедленно оттуда уезжать. Во— первых, Вы ехали с нашей машиной только на несколько часов, а остались на сутки в Славянске. Мне позвонили, сказали, что вы вчера задавали Первому какие— то сложные вопросы. И Первый сказал, что вам нельзя больше оставаться в Славянске…
Я стал говорить, что неужели нельзя интервью какое— нибудь взять? ……. И поперся в СБУ, в штаб Стрелкова. Обдумывая слова Евича, я подошел ко входу в СБУ, стояли пулеметы «Максим»…
У здания штаба, у белых мешков с песком стоял здоровый охранник с АК в балаклаве. Я спросил его, как попасть в медсанбат к фельдшеру Лёле, мне он сказал: ну, как обычно, через задние дворы. Я пошел через задний двор, на меня посмотрел ополченец— постовой, но ничего не сказал. Я пришел в медсанбат, к Ольге, фельдшеру, там была еще фельдшер Елена, лежал на кровати слегка контуженный десантник в тельнике, который перешел на нашу сторону в конце апреля. Я задал несколько вопросов Ольге, она сказала, что можно еще с кем—то пообщаться, я фотографировал ее, как она измеряла давление десантнику.
Десантник Дмитрий
Дмитрий – это именно тот десантник из 25— й бригады ВДВ Украины, который 14 апреля 2014 года вместе с шестью своими товарищами перешел на сторону ополчения в самые первые дни начала наступления на Славянск.
Он помнит об этом дне, как о светлом дне жизни. Его БМД обступили люди, гражданские люди, и говорили: «Не надо в нас стрелять!» Тогда у него и его товарищей на глазах выступили слезы. Десантников народ накормил.
Передо мной был молодой парень в десантной тельняшке, розовощекий, стройный, с искрящимися голубыми глазами и улыбался. Он лежал в местном медсанбате. В ночном бою получил легкую контузию. Рядом ударила мина. Дмитрий мне много рассказывал про свои мечты. Он старается писать о боях, об этой гражданской войне. Обидно, когда на твоих глазах погибают товарищи.
Я попросил его рассказать о боях, в которых участвовал. Он рассказал о бое 5— 7 мая в поселке Семеновка, рядом со Славянском:
– Нас, 40 ополченцев Славянска, взяли хунтовцы в кольцо. Нацгвардия, примерно батальон, 500 человек. За период с 9.30 до 15.00 было три боя. Далее мы прорвали кольцо хунтовцев. Забирали с собой раненых и убитых товарищей. За время боя погибло 10 наших ополченцев и 30 ополченцев ранило. По нашим предположениям, со стороны противника в этом бою погибло и ранило более 100 хунтовцев. Если бы противник не понес такие потери, нам бы кольцо блокады не прорвать. Пришла наша боевая машина десанта на помощь. Шквальная стрельба была, когда прорывали кольцо. Когда забирали раненых – всюду стоны. Поразил вид разорванных черепов и оторванных рук, везде кровь…
Он задумался и добавил:
– Командира нашего взвода в этом бою убило. Жалко, парень был боевой…
Фельдшер Ольга
В медсанбате Славянска я познакомился с фельдшером Ольгой. Я написал тогда о ней так:
Передо мной стоит молодая улыбающаяся женщина— украинка в белом медицинском халате с георгиевской лентой. Она родом из Харькова. Ольга является координатором всей медицины в Славянске. Это именно та самая Ольга, которая ехала на броне БТР на параде Победы 9 мая. Это та самая Ольга, которая перебинтовывала ногу раненого вертолетчика укрвоенных, только что сбитого под Славянском в самом начале кампании. Да, фельдшер Ольга – телезвезда. А за нее, как и за многих здешних ополченцев, олигарх Коломойский назначил 50000 долларов. Вот такая правда. Ее фотография вместе с фотографиями других ополченцев не печатается на обложках глянцевых гламурных журналов, а развешивается хунтой для их поимки в Киеве, Днепропетровске, Изюме и других городах.
Ольга уже не боится фотографироваться. Вот такая реклама истинным патриотам и борцам за народ. У Ольги большой опыт. Она, как и ее командир И.И.Стрелков, прошла две чеченские войны, была медсестрой и фельдшером.
Вот рассказ Ольги без всяких исправлений.
– В Славянск приехала в четвертый раз и осталась здесь навсегда, когда начались первые бои. Первый раз в Славянске появилась 14 апреля, как только начали возводить в городе первые баррикады. Тогда был убит в городе первый ополченец. Затем вернулась в Харьков. Второй раз привезла в Славянск медикаменты. 24 апреля, когда пробиралась в Славянск, рядом с Изюмом меня чуть не арестовали нацгвардейцы хунты. Еле удалось убедить их, что ехала к знакомым…
Ольга рассказала, что много людей из местных жителей помогают ополченцам и конкретно медсанбату.
– Каждый день ведутся в Славянске боевые действия. В медсанбате оказывается первая медицинская помощь, в основном – перевязка огнестрельных ран, осколочных ранений и разрывов связок. Есть также много обращений с обострением язв и кишечных заболеваний. После перевязки раненых приезжает «скорая помощь» и отвозит в местную больницу…
Ольга вспоминает, что после тяжелого боя на Семеновке 7 мая было много раненых, много перевязки.
– 20 тяжелораненых сразу поступило после этого боя. Там были ранения осколочными гранатами, минами, разрывными патронами. Стреляла хунта из пулемета БМД…
Мне контуженный десантник показывает патрон этого пулемета – примерно 14 см по высоте. Патрон бронебойно— зажигательный 12 или 14 мм для КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый). Говорят, что пуля такого патрона и БТР прошивает в два борта. Да!! И БТР, и БМД, и самолет, и вертолет, и 10 человек насквозь…
В медсанбате «стрелковцев» в Славянске 14 мая 2014 г. Зажигательный патрон КПК (крупнокалиберного пулемета Калашникова). «Вот такими стреляют по нам, ополченцам», – говорил десантник в тельнике.
В медсанбате «стрелковцев» в Славянске 14 мая 2014 г. Десантник в тельнике и фельдшер Ольга.
Проводите Баркова
…И тут Ольге на мобильный позвонил глав врач ОГА Юрий Евич…
Видимо, прошло время, и Евич еще раз позвонил, теперь уже Ольге. И стал говорить о Баркове. Ольга с вытаращенными глазами, ничего не понимая, держа у уха трубку, прошептала мне:
– Вам надо, все—таки, уезжать из Славянска.
Ольга дала в провожатые ближайшего ополченца, который мимо проходил:
– «Эдвард, вы проводите Баркова до автостанции. Ему надо срочно выехать из Славянска!»
Но, я не растерялся. Эдвард сказал, что ему надо еще здесь немного подождать, какую— то бумагу ему надо было получить в штабе Стрелкова в СБУ. Сидели ь на скамейке с откидными сиденьями, как в кино.
– Эдвард Питерский.
– Александр Барков.
– Баркашов?!.
– Нет, Барков.
– А… У меня со слухом проблемы, ранение было, но это еще в марте в Харькове, на Рымарской улице…
Барков понял, что Эдвард знает Баркашова из РНЕ – Русского национального единства. Барков спросил:
– Ты из РНЕ? Я в теме…
– Да, я из РНЕ.
Потом Эдвард Питерский повел меня на второй этаж, где висел флаг российский имперский, желто— черно— белый, с гербом. Флаг вдохновлял. Далее висел белый флаг НОД, Народного освободительного движения Донбасса.
Увидеть в ополченском гарнизоне имперский флаг – это было удивительно.
Эдвард направился курить в туалет и пригласил меня, когда мы поднялись на второй этаж, я увидел, как из казармы выбегали дюжие, солидные десантники в тельниках. Я понял, что – да, здесь серьезно, настоящий гарнизон.
Эдвард очень понравился – четкий, подтянутый, речь у него поставлена. Из окна туалета был виден двор СБУ, зелень, кошка там гуляла, он начал рассказывать свою историю. Потом я его снял с автоматом на фоне кафельной плитки, потому что там было гораздо светлее.
9 мая 2014 г. парад в Славянске. На броне БМД две женщины фельдшеры из медсанбада Елена и Ольга с букетами цветов в окружении ополченцев. На митинге выступал П. Губарев.
Славянск 13 мая 2014 г. Ополченец Иван в медсанбате, рядом со штабом Стрелкова в бывшем здании СБУ.
Славянск май 2014г. Ополченка из Германии Маргарита Зайдлер. Я ее потом видел в Донецке, 27 июля в штабе Стрелкова здания бывшего СБУ. Маргарита скромно сидела в коридоре и ждала бумаги из комендатуры.
Эдвард Питерский
Это один из тех 50 бойцов, которые приехали в Славянск со Стрелковым из Крыма. Моторолла был с Питерским вместе в одном оцеплении на Рымарской улице, когда Эдвард получил пулевое ранение.
Командира И. И. Стрелкова характеризуют его ополченцы. Я встречался с этими ребятами. Это все искренние умные молодые защитники— патриоты. Таких искрящихся глаз у людей, готовности здесь, в Славянске, стоять насмерть, я видел мало. Даже в Донецке в здании ОГА. Только в Славянске.
Эдвард Питерский – крепкий опытный разведчик. Родился в Винницкой области. Жил в Белгороде и Харькове. Ему 40 лет. Закончил сельскохозяйственный техникум. По специальности технолог промышленного гражданского строительства, ПГС.
Эдвард рассказывал:
– Прибыл в Харьков 25 января, когда только начались первые столкновения противников киевского майдана. 14 марта 2014 г. на улице Рымарская в Харькове получил огнестрельное ранение. Пуля прошла под правый глаз – навылет. Было четыре операции. Остался жив. Покинул больницу, переехал из Харькова в Крым. Вступил в отряд самообороны Крыма. После прохождения тестирования у командира И.И.Стрелкова меня зачислили в отряд…
Далее Эдвард положил автомат без приклада на подоконник, глубоко затянулся и продолжил:
– Сейчас в Славянске в подчинении у меня находятся 10 человек. Я командир отделения. До Славянска в 2014 году выступал против сторонников майдана в Киеве. В Славянске 2 и 3 мая состоялся ночной бой под Семеновкой. Я в нем участвовал. 10 мая поехали в Семеновку, чтобы забрать оружие павших в бою товарищей. Это район Семеновки, рядом поселок Химки, район психбольницы – примерно 5 км от Славянска.
Прибыли на место с бойцами, заняли круговую оборону. В нас стали стрелять. Начался бой на расстоянии 700 – 800 метров. Во время боя был убит вражеский снайпер. Снайпер оказался профессионалом, рядом лежала новенькая натовская винтовка…
Разведчик Эдвард Питерский в здании СБУ на 2 этаже после возвращения с боевого задания. Его группой был уничтожен снайпер противника. Славянск, 14 мая 2014г., в штабе Стрелкова.
Волевой ополченец, хорошая выдержка, чувствуется профессиональная подготовка. Таких, как Эдвард, немного, но они, отличные парни, есть у Стрелкова и составляют ядро обороны Славянска… Мы вышли из штаба, Эдвард сказал:
– Мне пора, уж доберетесь до станции сами.
Пожал руку и пошел по своим делам. Я заглянул на рынок, пересек площадь и стал искать на маршрутку до Донецка, и подумал: – «Может, остаться в Славянске или меня здесь пристрелят? Евич какой— то лютый был»…
Вид на двор со 2 этажа (из туалета) здания СБУ в Славянске.
Маршрутка долго петляла по проселочным грунтовым дорогам, и выехали на дорогу с асфальтовым покрытием.
Проехали ополченский пост, через километр был пост нацгвардии.
Я нервничал:
– «Красный российский паспорт мог меня выдать».
Маршрутка подъехали к блок посту №5 с шестью БМД и нацгвардейцами. Укр десантник, открыл дверь. Заглянул в салон.
Увидел женщин с детьми, мужчин среднего возраста, обливающихся потом из— за жары, и закрыл ее.
Не захотел проверять паспорта – на солнцепеке с кем— то перерекаться.
У меня от сердца отлегло.
Но правило сработало: «Сидеть надо в середине салона и не смотреть в сторону проверяющего нацгвардейца!»
Справа от дороги, по которой ехала наша маршрутка на расстоянии двух километров находилась телевышка на горе Карачун.
Из салона газели были слышны разрывы, видны атакующие цепи и два бронетранспортера, тяжело ползущих в гору.
В это время гору Карачун атаковали ополченцы при поддержке двух БМД.
14 мая 2014 года. Рынок в Славянске работал, как в обычное время.
14 мая 2014 года. Грунтовая объездная дорога Славянска. Вид на курган Карачун.
15 мая 2014 И.И.Стрелков был назначен Верховным Советом ДНР главой Совета безопасности и министром обороны Донецкой народной республики.
2 мая 2014 ополченцы, которыми командовал командир с позывным «Сапсан», были выбиты превосходящими укр силами и оставили возвышенность. Нацгвардейцы и укр военные захватили стратегическую высоту и успели закрепиться. Когда я проезжал 14 мая, с кургана Карачун доносились звуки стрельбы. Черные точки пехоты, не более взвода, медленно поднимались в гору за двумя стреляющими из башенных пушек БМД. Шёл жаркий бой. Палило солнце.
Микроавтобус направлялся из Славянска в Донецк.
Была чудесная погода и хорошее настроение. Стрелкова назначили министром обороны 16 мая. Именно после моего приезда в Славянск. Когда утром я выходил из штаба Стрелкова с Э. Питерским, как раз мы столкнулись с какими— то «пиджаками», которые вылезали из иномарок. Видимо, это были люди из Донецка, которые со Стрелковым вели переговоры.
16 мая 2014 года в Славянске шли тяжелые оборонительные бои. Александр Бородай сделался премьером и сформировал Правительство ДНР.
Правительство ДНР сформировано
16 мая в пятницу было сформировано правительство Донецкой народной республики. Созданный ранее Верховный совет ДНР утвердил состав правительства:
Премьер— министр – Александр Бородай,
Первый вице— премьер – Андрей Пургин
Министр обороны – Игорь Стрелков
Управление делами правительства – Борис Литвинов,
Министр информации и массовых коммуникаций – Александр Хряков
Военный комендант Донецка – Александр Захарченко
Глава службы безопасности – Александр Ходаковский
Министр труда и соцполитики – Роман Лягин
Министр юстиций – Вячеслав Писаренко
Глава МВД – Олег Ковальчук
Департамент по связям с общественностью – Елена Блоха
Контрольно— ревизионное управление – Игорь Белик
Вице— премьер по экономике – Александр Семенов
Вице— премьер по социальной политике – Александр Колюсский
Министр экономического развития – Владимир Подгорный
Министр топлива и энергетики – Алексей Грановский
Министр финансов – Екатерина Матющенко
Министр по налогам и сборам – Петр Савченко
Министр строительства и архитектуры – Петр Яблонский
Министр транспорта – Александр Сидельников
Министр связи – Николай Хардиков
Министр угольной промышленности – Игорь Ивакин
Министр здравоохранения – Константин Щербаков
Министр культуры – Наталья Воронина
Министр спорта и туризма – Михаил Мишин
Министр сельского хозяйства и продовольствия – Юрий Синяговский
Министр ЖКХ – Валерий Рассадников
Генеральный прокурор – Дмитрий Гринюк