Главнокомандующий
Да, это был знаменитый легендарный Игорь Иванович Стрелков, командир обороны Славянска, главнокомандующий вооруженными силами Донецкой народной республики. Он стоял в хорошо пригнанной защитной форме, перепоясанный ремнями. На груди располагались подсумки разгрузки для автоматных рожков. Вид у него был командира, вышедшего недавно из боя. Глаза, осанка, военная выправка и четкость бросаемых фраз – выдавало кадрового военного. Все говорило – здесь он главный, командир и несет всю ответственность за людей, которые доверили ему свои жизни и судьбы.
Я представился корреспондентом из «Завтра», Стрелков сказал, что тоже писал в газету «Завтра»:
– Вы можете посмотреть архив за 1998—2001 годы (1 и 2 чеченские войны—А.Б.).
Далее Игорь Стрелков продолжил:
– «Я не был подготовлен, когда мне сказали раскрыться, снять маску и официально представиться в Славянске, я не был готов к этому, даже не удалил почтовую переписку. Потом Латынина много писала о моей переписке (по интернету—А.Б.), я был к этому не готов…»
Я, Барков, не читал Латынину. И хотел это сказать Стрелкову. Мне не было дела до этой суки Латыниной.
Я слушал, был не в курсе, о чем речь. Видимо, о какой— то статье о Стрелкове, вышедшей недавно. Что уж там Латынина разрыла? Игорь Стрелков говорил об этом с сожалением, я в лице Стрелкова увидел живого человека, который не сломлен, но на которого надавили, что называется, надавила оппозиция наша, пятая колонна нашла на него. Хотя я, если бы был на месте Стрелкова, никогда не сказал бы об этом никому. С одной стороны, то ли Стрелков меня проверял таким образом, что на это отвечу, то ли что— то еще, хотел поддержки… Он с чувством говорил, с горечью…
Затем в разговоре Стрелков сказал:
– «Я сжег все мосты. Что в прошлом? Оно сожжено. Есть только будущее…»
Вот это мне это понравилось.
Постучался и вошел наш водитель фольцвагена Александр, который довез до Славянска, и спросил:
– Мы уезжаем на Донецк. Вы еще долго?
Я ответил, что только начали беседовать.
Стрелков строго посмотрел на водителя:
– Барков остается в Славянске!
Водитель скрылся за дверью.
Я спросил про боевую обстановку в Славянске на 13 мая 2014 года. Стрелков выложил топографическую карту города и стал объяснять боевую обстановку. На стене в комнате висела еще одна карта, на которой Славянск был выкрашен красным цветом. Цветом символа борьбы и победы. Карта
на стене напоминала – здесь идет война, гражданская война. – Город полностью окружен. Укрвойска с юга, юго— востока, с севера и северо— востока отрядами Национальной гвардии отрезали выходы из города.
Стрелков И. И. в штабе Славянска. Май 2014 г.
Перекрыли все четыре главные магистрали в город и другие второстепенные дороги. Всего под Славянском противник имеет 15000 укрвоенных, из которых 4000 хорошо обученные, опытные спецы, военные профессионалы. Именно они, спецы, ведут непрерывные атаки и входят в столкновения с нашими ополченцами. Для местных жителей Славянска существует свободный проход. Отряды самообороны отрезаны. Фронт проходит по всему периметру города Славянск. Против сил самообороны стянуто под город 8 батарей артиллерии, минометы 95 бригады, танки типа Т— 64, БМП и БМД и батальоны национальной гвардии. Кроме этого, для разведки противник по ночам использует 4 беспилотных летательных аппарата, которые создают нам определенные трудности. Беспилотники по нашим данным поставлены американцами…
Стрелков показывал, рубя ладонью правой руки по карте, дороги и выходы из города, на которых стоят войска противника.
– Боевые столкновения происходят каждый день. Укрвоенные несут потери, есть потери у ополченцев самообороны. Совсем недавно в районе Михайловки и Дмитровки отрядом самообороны Славянска уничтожено 2 БТР и 30 человек укрпехоты 25— й бригады. Наши потери составили – два бойца ополчения. В планы противника входит прорыв сплоченной линии нашей обороны. Сейчас по сведениям разведки подошла к противнику 72— я пехотная бригада «срочников». Если противник уничтожит Славянск, далее войска пойдут на Донецк. Противник, украинские войска, активно начали укреплять границу между Донецкой и Харьковской областями. Главные цели противника: подавить восстание, уничтожить силы самообороны Славянска, пойти и ворваться в Донецк.
Карта боевой обстановки в Славянске на 13 мая 2014.
О боевом духе защитников Славянска
– Мы располагаем малым количеством вооружения. До недавнего времени имели малые запасы боекомплекта для ведения продолжительных боев. Боевое столкновение с силами противника идет в пропорции 10 к 1, десять бойцов Нацгвардии к одному ополченцу самообороны. По вооружению пропорция достигает 30— 50 к одному. Мы располагаем трофейными единицами бронетехники и пушкой. На сегодня сбито 3 вертолета в воздухе и один вертолет уничтожен на земле пулеметным огнем.
Все ополчение в Славянске – добровольцы: почти все, за редким исключением, молодые, в армии не служили. Есть служившие по одному году – одногодки. Острая нехватка у нас с офицерами— спецами. Не хватает командиров рот, взводов, опытных пулеметчиков, гранатометчиков. Нет штабных работников. Но ополченцы готовы сражаться и сражаются.
Но у противника морального духа сражаться нет. Умирать солдаты противника категорически не хотят. Поэтому мы их побеждаем…
Говоря обрывистыми фразами, командир Стрелков непрерывно ходил по комнате, иногда останавливался в раздумье. На его рабочем столе в комнате стоял современный монитор компьютера. В комнате был легкий полумрак. Окна завалены мешками с песком.
Далее Стрелков продолжил:
– Здесь надо создавать армию с нуля. Нет ничего элементарного: от обычных армейских ботинок и униформы до боеприпасов в большом количестве. Вооружаемся за счет местных ресурсов. Вот, например, есть мины, есть минометы, а запалов к ним нет. Без запала мина не полетит. Два дня назад на АК было по рожку. Вчера, наконец, была поставка боеприпасов. «Без комментариев».
– Местные жители несут нам все – от продуктов до бытовых вещей. Все хотят помогать нам. Питаемся за счет пожертвований местного населения. Но если противник осуществит замысел, осуществит полную блокаду города Славянска и перекроет сплошной линией – будет плохо и с продовольствием.
О подкреплениях и добровольцах
– Добровольцы, которые к нам поступают, в основном из местного населения Славянска, соседних городов и поселков. Из России очень мало новых добровольцев. Их почти нет. Люди не хотят умирать! А здесь убивают! Например. Приехали к нам донские казаки, 50 человек. Стояли на Красном Лимане – это очень близко к Славянску. Побыли там два дня. Увидели, что здесь тяжело, воюют по— настоящему, и уехали на Антрацит – более 50 км от Славянска и встали там. Прибыло небольшое подразделение, около 10 человек, из Ростовской области. Эти воюют.
Все члены общественных движений и партий, если хотят к нам присоединиться и помогать нам, принимаются здесь, на месте, после прохождения тестирования на общих основаниях. Никаких отдельных формирований, если поступают к нам, и никаких партийных структур. У нас принцип единоначального командования.
…Пожалуйста, все, кто хочет сюда, добираются в Славянск. Вы ведь добрались? Но надо знать, каждый день среди ополченцев один— два человека убитыми, есть раненые. Есть крымские казаки. Воюют. Армян приехало три человека, побыли несколько дней и уехали. Из Абхазии и Чечни никого нет. Это все слухи. Вообще большого потока добровольцев не наблюдается.
Говорят, что к нам в Славянск трудно добраться. Все врут! Был здесь недавно до вас Михаил Леонтьев. Вот он доехал, был здесь два дня и ночь.
Обстановка в городе Славянск
– В городе военная обстановка. Введен комендантский час с 22.00 до 6.00. Ночью в основном по периметру города идут бои. Сложность района боевых действий в том, что 30% молодежи в регионе сидит на игле – наркоманы. Возникают в пригороде грабежи. Надо наводить порядок в городе. Милиция в условиях войны не работает. Сил миротворцев здесь не будет. Нам надо наводить порядок в городе.
Расстреливать никого не могу! Не имею права!
О противнике и «Правом секторе»
– Ярош и Яценюк 7 мая, примерно неделю назад, приезжали в поселок Долина – это рядом с телевизионной вышкой. Основной штаб противника находится в Изюме. Украинские военные не хотят воевать. Контактного боя они не хотят. И умирать никто не хочет из них. Например, в поселке Андреевка блокпост они берут, далее покидают. И это не один раз. В боях с нами участвуют подготовленные профессионалы, часть Нацгвардии – десантники из Днепропетровска. Пока у «Правого сектора» подготовленных профессионалов около 600 человек. В основном воюют с нами Национальная гвардия и десантники. Идет Гражданская война…
– Что думаете о Губареве?
– Честный, искренний, горячий парень. Не знаю, хватит ли ему сил и навыков политических, чтобы его приняли в команду в Донецке. Два дня он пробыл у нас в Славянске, когда был обменян на трех офицеров СБУ.
– Как вы относитесь к Пушилину? Умный профессионал и знает свое дело…
– Парень вовремя съездил в Москву и улыбнулся кому следует. Но в Донецке должны понимать и, надеюсь, понимают, что пока они там, в Донецке, делят портфели, я вынужден вести тяжелые оборонительные бои. Мне ничего не стоит пойти в Донецк и захватить там власть с моими ребятами! Сколько было у Корнилова войск в начале Ледяного похода? Четыре тысячи человек и все. Мало офицеров сначала примкнуло к его движению. У меня нет сейчас даже начштаба. Штабная работа не для меня. Из Донецка пока никто не прибывает. Мы держимся за счет морального превосходства духа…
Во время нашего разговора вошел ополченец, позывной «Минер», невысокий сухощавый мужчина лет пятидесяти, одетый в темно зеленый камуфляж, в разгрузке, перетянутый ремнями с автоматом и сказал:
– Командир, на рыбном промысле по рыбакам стреляет Национальная гвардия. (Было около восьми часов вечера.) Рыбаки отказываются ловить рыбу.
Стрелков И. И. быстро отдал распоряжение и продолжил:
– Иногда Национальная гвардия входит с ополченцами в переговоры. Чтобы мы не стреляли. Они не хотят гибнуть. Несколько раз предлагали покинуть Славянск. Мы держимся за счет морального превосходства духа. Противник уже применяет тяжелую технику, минометы и артиллерию, установленную на горе Карачун рядом с телевышкой.
Что делать?
Надо вводить российские войска. В Москве не понимают всей тяжести военной обстановки. Необходимо принять политическое решение – вводить военные российские силы в Украину. Укрвоенные боятся России. Еще раз повторяю: нужно политическое решение – ввести российские войска! Мы будем стоять в Славянске насмерть!..
Стрелков на меня произвел впечатление человека мужественного и отличного волевого командира, за которым ополченцы пойдут на все и будут стоять насмерть. Когда он говорил, глаза его сверкали. Бойцы мгновенно выполняли приказания командира, ловя его слова на лету. Я разговаривал с некоторыми бойцами ополчения и медперсоналом санбата Славянска. Это искренние простые молодые люди с горячими сердцами. Стрелков всем внушает уважение, а враги трепещут от его имени. Да, это народный герой. Именно в такие времена Гражданской войны на передний край выходят истинно мужественные люди, горячо преданные России. С таким командиром, как Стрелков, в бою смерть не страшна! Стрелков приведет к Победе!
Стрелков похож на легенды Гражданской войны – на генерала Корнилова Лавра Георгиевича или адмирала Колчака Александра Васильевича. Такая же неумолимость и непреклонность, тот же взгляд на жизнь, устремленный только в будущее. Что в прошлом? Оно сожжено! Только будущее! Помнится, в войну в Приднестровье выдвинулся замечательный генерал Лебедь. Умница и талантливый организатор. Стрелков И. И. помимо безупречных командных навыков обладает большой культурой, эрудицией, знанием психологии людей. Опыт командной и оперативной работы слиты воедино в патриоте России.
Его судьба отлична от легендарных генералов Белого движения Гражданской войны. У Стрелкова И. И. большое будущее. Стрелкова можно сравнить с легендарным генералом Петровым Иваном Ефимовичем, командующим Приморской армией, защитником Одессы и Севастополя в Великую Отечественную Войну. С таким командиром не только донецкая и луганская области будут российскими, но и весь Юго— Восток, Харьков, Одесса, Киев и вся Украина.
Россия должна сломать ненормальные границы, воздвигнутые Западом после завершения Холодной войны. Все только начинается!
Прокручивая вперед, через два месяца 2 июля 2014 г. командир с позывным «Минер» самовольно, без приказа Стрелкова снял с позиций Николаевки свою роту, 121 человек и ушел в Горловку, в которой командовал ополчением Безлер, позывной Бес.
По показаниям ополченца с позывным Док: «Днем 02.07, в Славянск вернулось трое бойцов из отряда Минера, которые показали следующее. Вечером 01.07.2014г. Минер построил свою роту в расположении (в Николаевке), объявил, что поступил приказ от Стрелкова о необходимости срочного перебазирования в Горловку».