Вы здесь

Новороссийская бора 1993 год. 4. Объяснения капитана ГИНН А. Кузьмина (Павел Рупасов, 2015)

4

Объяснения капитана ГИНН А. Кузьмина

Судовое машинное отделение


Позже, после катастрофической ночи с 10 на 11 ноября, когда под порывами боры в акватории 35-го причала погибнут три «кометы-метеора», «Арман» и другие суда в местах их стоянки, «Кемал» будет единственным вы-жившим в ковше причала. «Нури Исмаилов» стоял с наружной стороны ковша, и ветер не отрывал его от причала, а наоборот – прижимал и наваливал его на причал. К утру «Кемал» удручающим памятником, навалившись левым бортом на стенку, покрытый сплошной броней льда, будет стоять посредине парадной набережной, примерно напротив того места, где сейчас из воды бьют цветные фонтаны, а с берега в окна из своей квартиры смотрит мэр города.

Капитаны, ответственные начальники, судовладельцы и рядовые, оставшиеся в живых члены экипажей будут писать объяснения. По каждому из двух десятков погибших в те дни в районе Новороссийска судов будут вестись аварийные дела «о затоплении» и расследования по случаю гибели людей.

Тогда все оставшиеся в живых понимали, что спасать теперь нужно не мертвых, погибших в стихии людей, а живых, иногда «от тюрьмы и сумы». Это понимали все, в разной степени, с разным жизненным опытом и возложенной ответственностью, но все. И каждый на своем месте спасался самостоятельно.


Значительное ответственное лицо – старший капитан ГИНН (портнадзор) А. Кузьмин 12 ноября 1993 года напишет:

– что им предлагалась «рекомендация» вахтенному помощнику капитана т/х «Арман» заблаговременно отойти от причала при появлении зыби, тягуна или крепкого ветра от норд-оста, «о чем напоминалось мной при каждом посещении судна» весь период стоянки их на 35-м причале, начиная с августа 1993 года;

– с сентября у причала стояли также три «метеора» в ожидании транспортировки в Китай, им особенно было рекомендовано в случае норд-оста переходить и укрываться от ветра на более безопасном причале 23. На «метеорах» отказались выполнять эти рекомендации, сославшись на неработающие двигатели и невозможность взять буксир (буксировочное судно) в портофлоте для буксировки «метеоров». Вскоре встал лагом к трем «метеорам» и четвертый «метеор»;

– некоторое время лагом к четырем «метеорам» стояли еще два, так что их было всего шесть. Но, к счастью, их двигатели оказались в эксплуатационном состоянии, и они вовремя ушли к причалу 23, где благополучно спаслись от непогоды в ожидании погрузки на судно и были отправлены по назначению.

А. Кузьмин и дальше в своей пояснительной записке пишет простые и понятные любому неморяку вещи: «Ряд судов, стоящих на рейде или у причалов и несших должным образом вахту, исполняя обязательные постановления по порту Новороссийск и Инспекции портового надзора касательно безопасности в портовых водах, даже 10 ноября, не дожидаясь испытания судьбы штормом и ветром в 40–50 метров в секунду, оставались зрячими и здравомыслящими, имея ответственность за безопасность судов и людей, и уходили из портовых вод в море и даже 10 ноября перед массовой катастрофой судов, оставшихся в порту Новороссийск».


Но все это будет после катастрофы на акватории новороссийских портов в ночь с 10 на 11 ноября. А сейчас Палыч Выдренков заканчивает регламентные работы и проворачивание механизмов на «Кемале». Дежурного матроса с «Армана» у него еще не отобрали, и они вдвоем скалывают лед штормовым инструментом (кувалда, топор, лом) с надстроек.