3
12.00. Жестокий шторм. Начался ураган. Усиление обледенения судна
Панорама Новороссийской бухты с высоты Маркотхского хребта
В 12 дня ветер перевалил через понятие «жестокий шторм» (28–32 метра в секунду) и несся с гор со скоростью 30–35 метров в секунду (порывами – 36 метров). Это был уже ураган, который производит не просто большие, а катастрофические разрушения жилых построек, вырывает мощные деревья с корнями. Бора достигнет сегодня к 18.00 40 метров в секунду и будет держаться так до 4–5 утра 11 ноября. Но как бы ни усиливался в течение ночи ветер, он все время будет называться «ураган». У людей не нашлось обычных слов или терминов дать имя чудовищному ветру, достигающему скорости 40 метров в секунду и выше. Ураган дальнейшей классификации не подлежит, он и при 50–60 метрах в секунду называется просто – ураган.
«Арман» стоял первым корпусом к стенке и встречал бору в свой правый борт, «Кемал», ошвартованный к нему правым бортом, был несколько спрятан от ветра, и это будет немного снижать скорость обледенения его корпуса, надстроек и такелажа (мачт и их снаряжения), которое к вечеру, часам к 18, станет значительным, а ночью будет основной причиной гибели «Армана» и всех четырех человек вахтенной службы у него на борту, включая капитана.
Обледенение судна – это нарастание льда на корпусе «Кемала» и на его судовых конструкциях от водяных брызг. Ветер срывает гребни волн, отделившаяся от волны масса воды сразу охлаждается ветром, и на судно падает уже настолько холодная вода, что она мгновенно, не стекая, замерзает (прилипает). На «Кемал» наваливаются большие волны, в верхней своей части представляющие сплошную завесу воды высотой 1,5–3,5 метра, еще выше – летят отдельные всплески, а на высоте 3–4 метра образуются брызги.
Пелена не успевшей охладиться воды падает на палубу и частично смывает образующийся лед. Поэтому палуба обледеневает не так быстро. А вот брызги, падающие, словно дождь, на надстройки, палубные механизмы и еще выше – на мачты, рангоут и такелаж, обледеневают значительно быстрее и несут на себе основную массу ледовой нагрузки, которую все больше испытывает на себе «Кемал».
Схема остойчивости судна
Сегодня погода была такая, что обледенение судна развивалось быстро. Вода обтекает и замерзает, обтекает и замерзает… Борода льда при обледенении нарастает не с наветренной стороны, а с подветренной, поэтому вся ледяная масса, полученная при стоянии рядом с «Арманом» правым бортом у стенки, а значит к ветру, нарастала более всего на левых надстройках и конструкциях, отсюда и причина увеличивавшегося всю ночь крена «Кемала» на левый борт. С таким же креном был и «Арман». После того как «Кемал» оторвет от причала и он встанет на якоря и будет держаться носом по ветру, льдообразование окажется более безопасным. Но носовая часть судна начнет обледеневать быстрее кормовой, поэтому судно будет все более неподъемистым на встречную волну. То есть оно все тяжелее и тяжелее станет подниматься (всплывать) на находящие на него волны.
Палыч не мог в темноте видеть всего этого, но по опыту и по поведению судна знал, что мачты и ванты превращаются в сплошную монолитную глыбу льда. Но в одиночку он ничего сделать не мог.
После обеда на всех ПТРах, включая ошвартованный с наружной стороны ковша 35-го причала «Нури Исмаилов», экипажи уже вынуждены были все чаще и чаще скалывать лед, намерзающий с влажным ветром на бортах, надстройках, мачтах. Ледяные «сталактиты» и бугры вырастали везде. Накопление массы льда в значительных количествах на надводной части судов нарушало их остойчивость, смещало центр тяжести наверх и увеличивало риск переворачивания, особенно на сильной волне.