Вы здесь

Новороссийская бора 1993 год. 2. 09.00. Ужесточение погодных условий. Сильный шторм. Описание боры (Павел Рупасов, 2015)

2

09.00. Ужесточение погодных условий. Сильный шторм. Описание боры

Крейсер «Михаил Кутузов» на фоне Маркотхского хребта,

с которого на город падает бора


Уже к 9.00 северный ветер достигал 25–30 метров в секунду (порывами – 32 метра), что в установленных мореходных терминах означало «сильный шторм». Ветер на берегу ломал на деревьях большие ветки, повреждал крыши и сдвигал все, что плохо лежит или не закреплено «по-штормовому». Суда сильно качались. Обледенение корпусов выглядело как тонкий ледок на всех внешних поверхностях. Переходить с борта на борт становилось все опаснее.

Бора в это время года – дело обычное. В среднем за год здесь наблюдаются 46 дней с борой. Максимальная повторяемость приходится на ноябрь месяц. Мореплаватели знают, что более чем в половине дней с борой скорость ветра превышает 20 метров в секунду, и удерживают в зимние меся-цы суда у причалов дополнительными швартовыми канатами. В отдельных, но редких случаях скорость ветра превышает 30–40 и более метров в секунду. Вот тогда бора начинает наносить тяжелый урон городу и портам: когда шквалистый ветер порывами достигает 50 метров в секунду, он опрокидывает груженые вагоны, разбрасывает контейнеры и переворачивает суда. Тогда по городу «гуляет дьявол» – он бросает в воздух легковые автомобили, троллейбусы лежат на боку, прижатые ветром к деревьям, большие деревья повалены сплошь сломанным «ковром» и много крыш раскрыто, шифер и сорванное кровельное железо летают в небе, а город сидит без света, воды и тепла, по 2–3 и даже 10 дней. Тяжелое время.

Хуже всех в этой обстановке приходится судам на воде.


Выдренков не думал о боре, он просто с удвоенным вниманием принимал противоштормовые меры, предусмотренные инструкциями. По приказанию капитана ПТР «Арман», в связи с усиливающейся борой Палыч засту-пал на суточное дежурство и проводил уже суточные работы, которых на любом судне предостаточно. Сделал обход, включил вентиляцию правого борта, вместе с помощником с «Армана» матросом Александром Рактовичем запустил ДГ2 (вспомогательный дизель-генератор), согласно ПТЭ (плану технической эксплуатации), отключил необходимые тумблеры и возбудил Г2 (электрогенератор-электростанцию). Выполнил МП (проверочный малый вперед) и произвел пуск ГД (главного двигателя) в течение 20 минут, согласно ПТЭ (правилам технической эксплуатации). Задраили вентиляцию по правому борту. Замечаний по работе механизмов не было. Остановил главный двигатель, включил систему обогрева судна и «полез» на соседний борт – «Арман» – докладывать о проведенных работах.

Все еще надеялись в этот день, что ветер не достигнет своей предельной штормовой скорости 40–50 метров в секунду. Борты «Кемала» и «Армана» еще не бились друг о друга, и форштевни (носы) их с надеждой смотрели на рубку дежурного диспетчера морвокзала, расположенную всего в 200 метрах от них, в здании с «тарелкой».