Вы здесь

Новороссийская бора 1993 год. 1. 08.00. 10 ноября 1993 года – начало вахты. Описание обстановки, типа и положения судов в ковше причала № 35 (Павел Рупасов, 2015)

1

08.00. 10 ноября 1993 года – начало вахты. Описание обстановки, типа и положения судов в ковше причала № 35

Вид на набережную Новороссийска


08.00. 10 ноября 1993 года

Второй механик торгового судна «Кемал» Новороссийского торгового порта Выдренков Юрий Павлович прибыл на борт для проведения ежедневных регламентных работ и проворачивания механизмов. Самостоятельное вахтенное дежурство на «Кемале» было отменено судовладельцем. Судовой журнал не велся с 16 октября. Судно числилось в отстое, команда была распущена по причине праздничных дней, отгулов и отпусков. Дежурство штурмана и судоводителя обозначалось на соседнем однотипном сухогрузе «Арман». Все это называлось «суда в состоянии караванного дежурства» и являлось нарушением морских правил.

Нарушение это было закреплено приказом судовладельца – русско-американского президента компании. Закреплено и закреплено, много в нашей жизни чего нарушено и закреплено.

Над Новороссийском бушевала привычная для этого года бора средней силы. Еще ночью было 4 градуса тепла, а к утру температура упала почти на 10 градусов – 7 градусов мороза, ветер СВ (северо-восточный) 20 метров в секунду (с порывами 25 метров в секунду), что соответствует морскому выражению «очень крепкий ветер».

Ветер качал деревья так, что ломал сучья и ветки и сильно задерживал движение против ветра. Выдренков утром едва добрался до «Кемала».

Юрий Павлович, урожденный новороссиец, из своих 44 лет больше десяти морячил на рыболовецких судах. Ловили рыбу и в арктических водах, и в Антарктике, так что шторма и большие волны Выдренков на своем веку повидал. Он знал, как гибнут суда и люди в шторм от безответственности и что «нелепых» смертей и случайных бед на море не бывает. А единственное средство от того, чтобы беда не настигла тебя внезапно, – шевелить мозгами. Все время думать над обстановкой, почаще осматриваться в отсеках, анализировать то, что видишь. Многие случаи на море закалили и выработали в нем эти навыки. А еще море выработало в Юрии Павловиче тот добрый характер, который часто бывает у людей, хлебнувших лиха через край и знающих цену человеку. Сослуживцы любили и ценили его за отзывчивость и работоспособность и уважительно звали Палычем.


Схема теплохода «Кемал»

герб НМТП (Новороссийское Морское Торговое Пароходство)


Однотипные т/х (теплоходы) «Кемал» и «Арман» стояли, ошвартованные лагом (борт к борту) с внутренней стороны глаголя причала № 35, форштевнями (носами) в сторону здания морвокзала. И северо-восточный ветер для них был отжимной, то есть суда принимали его на свой правый борт и ветер «отжимал» – отрывал их от причальной стенки. Теплоходы, каждый по тридцать метров длиной, занимали почти всю «перекладину буквы «Г», которую образовывал собой «гугль» 35-го причала. На длинной стороне буквы «Г» причала, между двух причальных стенок, располагалось всем известное в Новороссийске здание морского вокзала с круглой надстройкой на крыше – «визитная карточка» Новороссийска, – очень похожей на летающую тарелку, которая села в центре города прямо на плоскую крышу здания вокзала. Оно до сих пор является частью историче-ского центра и до сих пор по периметру на «тарелке», как на матросской бескозырке, написано огромными синими буквами «Новороссийск». Теплоходы наши стояли в 50 метрах от этого места и попадали в «парадную фотокарточку» города.

Теплоходы принадлежали СП – совместному предприятию, русско-американской компании «Атлас-Интерпрайсиз» и числились за ней как частный флот. По изначальной конструкции это были ПТРы – промысло-вые рыботранспортные суда, переоборудованные позже под сухогрузы. Построенные в 1988 году, они считались «молодыми» судами, и работать на них было приятно. Прибыв в Новороссийск еще в августе из Стамбула, «Арман» и «Кемал» были ошвартованы со стоящими рядом белыми, как лебеди, пассажирскими судами на подводных крыльях («метеорами-кометами») и океанским катамараном «Ирбис».

В 200–300 метрах от 35-го причала расположен западный мол, который своей почти километровой узкой стрелой перегораживает новороссийскую бухту практически до середины и выполняет роль «уловителя морских волн, так что мористее гуляет волна и корабли качает», а порты, расположенные за молом, спрятаны от качки.

У западного мола также были ошвартованы суда: СЧС 1302 (средний черноморский сейнер), дизельная ПЛ ЧФ РФ (подводная лодка Черноморского флота), РПС «Дивный» (рейдово-поисковое научное судно), СЧС «Баклан» (средний рыболовецкий сейнер). Оба СЧСа и РПС будут разбиты и потоплены борой в ближайшую ночь. Всего на полосе форумной набережной погибнет еще три «кометы-метеора» и «Арман»: разбиты штормом, перевернуты или оторваны с мест стоянки и посажены на мель. Эта стихия унесла здесь жизни четырех человек. Но сейчас, ветреным утром 10 ноября 1993 года, об этом еще никто не знал.

Все перечисленные суда являлись одним из отличительных моментов первого плана при обозрении панорамы Новороссийска с городской форумной площади, практически под морвокзалом с «тарелкой», и входили уже полгода в кадр главной визитной карточки города. Они гармонично смотрелись первым планом на фоне залива, его гор, портов, подъемных кранов и гигантских судов, заходивших в необъятную 20-километровую по протяженности новороссийскую бухту. Вся эта картина радовала глаз отдыхающих, гостей и жителей города, поэтому на набережной всегда, в любую погоду прогуливались люди.

Сегодня набережная из-за боры была уже сутки как безлюдна. Крепкий ледяной ветер с гор, с северо-восточной стороны, срывался и холодным водопадом обрушивался на город со всей 20-километровой спины Маркотхского хребта, последнего отрога Кавказских гор, лежащего на берегу новороссийской бухты, вокруг которой жил и трудился полумиллионный портовый город. С 400—500-метровой высоты хребта ветер падал и бил вниз в огромную чашу, где размещались все одиннадцать новороссийских портов, лес кранов, терминалы и много судов под русскими и иностранными флагами.

Ветер нес с собой тревогу. Особенно страшны были периодически налетавшие ветровые «удары» или порывы. «Удары» эти по-морскому называются шквалы. Одной из черт характера боры является шквалистость ветра.